Ответственность человеческой власти над миром животных

Что Это Означает?

При использовании мяса определенных видов животных в пищу, Б-г приказывает ожидать в процессе забоя, пока животное не перестанет жить. Таким образом, как мы видим, Б-г требует от нас признать связь животного с его духовным измерением – с оживляющей его душой. Эта связь прекращается в тот момент, когда сердце окончательно перестает снабжать организм кровью. Закон Торы учит, что эта заповедь относится к наземным млекопитающим и птицам, а в расширенном виде она учит нас относиться к жизни всех творений с уважением, не позволяя себе жестоко к ним относиться. Доброе отношение к любое живому существу не позволит доставлять ему лишние страдания.

Однако мы можем заглянуть и глубже. Связь духовного с физическим выражается в категории ангелов, имеющих «лицо человека, лицо льва, лицо быка и лицо орла» (Езекиэль, 1:5-10). Случайно ли нам приказано деликатно подходить к употреблению в пищу домашних (представленных быком) и диких (представленных львом) млекопитающих, а также птиц (представленных орлом), в то время как употребление человеческого мяса всегда запрещено?

Из предисловия доктора Джо М. Регенштейна, профессора трофологии в Корнелльском университете, к разделу о запрете употребления мяса от живого животного в книге « The Divine Code », ч. IV :

Один из Законов Ноя, называющийся на иврите Эвер мин Ѓахай («Орган от живого животного»), запрещает есть мясо, отделенное от животного, пока оно живо. Эта грань утверждена для каждого человека, и ее необходимость очевидна в свете библейского разрешения человечеству властвовать над животными. Кроме того, это является проявлением заботы Б-га о благополучии животных. Следует подчеркнуть, что в ответственность человечества за благополучие животных входит и более широкий аспект избегания причинения ненужной боли или страданий живым существам, что исключает нанесение любого вреда животному, если на то нет веских причин.

Одним словом, ни к какому животному нельзя относиться жестоко. И конечно же, проявляя такую заботу о животных, еврейское Писание учит, что плохое отношение к человеку еще более недопустимо.

Многие обсуждаемые ныне вопросы, касающиеся сферы благополучия животного и относящиеся к забою, подготовки к забою и ожидания смерти животного после забоя, также находят свой ответ в Б-жественном Кодексе Ноя. Он является первостепенным источником информации для всех потребителей, экспертов и контролеров в современной мясной индустрии. Кодекс Ноя требует от всех нас позаботиться об улучшении отношения к животным – как в сельских хозяйствах, так и в населенных пунктах, а самое важное – в вопросе сострадания к животным при использовании их в пищу. Изучение Законов Ноя может помочь человеку подходить к решению упомянутых проблем, придерживаясь существующих в современной индустрии инструкций по благополучию животных, и при этом соблюдая древние и всегда актуальные правила Эвер мин Ѓахай .

Библейские источники

Б-г впервые позволил употреблять мясо в пищу Ною и его семье после того, как они покинули Ковчег. Поэтому Б-г добавил тогда седьмую заповедь, запрещающую есть плоть, отрезанную от живого животного (даже если оно было бесчувственным и находилось в состоянии шока). Эта заповедь, данная Ною, записана в Бытие, 9:4 – «Но плоть с ее душой, ее кровью, не ешьте».

Некоторые детали и принципы

Адаптировано из оглавления запрета употребления мяса от живого животного в книге “ The Divine Code ”, часть IV :

  • Запрет относится к млекопитающим животным и птицам.
  • Запрет отделять мясо от животного, которое живо или постепенно умирает.
  • Употребление такого мяса до и после смерти животного.
  • Извлечение выгоды из мяса, отрезанного от живого животного.
  • Ограничение причинения страданий живому существу.
  • Запрет спаривания разных видов животных.
  • Запрет скрещивания разных видов плодоносящих деревьев.

Избранные правила запрета употребления мяса от живого животного из книги « The Divine Code », часть IV :

  • В Бытие, 9:2-3, Б-г разрешил Ною и его потомкам убивать любых животных любым путем, ради использования их в пищу. Однако человек должен проявлять к животному сострадание и убивать его наиболее безболезненным путем, так как человечество не получило неограниченное право причинять живому существу страдания. Более того, человек должен максимально отстраниться от жестокости.
  • Ною было все же запрещено есть мясо, взятое от определенных животных, пока они еще были живы. Эта заповедь (Бытие, 9:4) относится к мясу, отделенному от этих живых животных, пока их душа еще в их крови, т.е. пока сердце еще обеспечивает циркуляцию крови внутри животного. Этот запрет относится только к млекопитающим и птицам. Только для этих животных Закон Торы делает различие между плотью и кровью.
  • Существует целый ряд логических объяснений, которые могли бы служить основанием для этого запрета. Например, добывание такого мяса с большой вероятностью сопряжено с причинением животному сильной боли. Более того, такой поступок расценивается как жестокость – качество, которого каждый человек должен стремиться избежать. Однако именно Б-жественные слова «Однако плоти, в которой душа ее, кровь ее, не ешьте» являются основанием для запрещения в пищу любой плоти, любым путем отделенной при жизни от тех животных, которых этот запрет касается.

Перевод: Рувен Куравский

Хотя правила Ислама, касающиеся диеты, не такие сложные и суровые, как в еврейском Кашруте, они все же существуют. Все законы, касающиеся мирской жизни в Исламе, основываются на принципе максимизации пользы и минимизации вреда. Если вред того или иного действия больше пользы, которую оно может принести, это действие запрещено в Исламе. Бог говорит

«Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих - великий грех, и хотя есть и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы»… (Коран 2:219).

Именно по этой причине Ислам установил некоторые правила касательно забоя скота для употребления мяса в пищу. Нарушение этих правил может принести вред здоровью людей и увеличить страдания животных

Метод забоя скота в Исламе

Самым главным правилом употребления мяса в пищу является соблюдение указаний по забою скота. Запрещается употреблять в пищу мясо животных, погибших от старости или болезни, удушения, жестокого забоя, ранений или съеденного дикими животными. Чтобы мясо было пригодным для употребления, скотина должна быть зарезана ножом. Нужно перерезать горло, а именно трахею, пищевод, яремную вену и сонную артерию, не навредив спинному мозгу.

Этот способ является на самом деле самым гуманным методом забоя скота для употребления его мяса. Это, кстати, также единый правильный способ, одобренный конгрессом США, зафиксированный в статье 48, часть 7, параграфы 1901 и 1902 (b), где написано следующее:

Конгресс считает, что использование гуманных методов забоя скота предотвращает ненужные страдания животных, обеспечивает безопасность работников фермы; улучшает продукцию и экономику предприятий по забою скота; и предлагает другие преимущества для предпринимателей и потребителей, которые способствуют продвижению мяса на внутренний и внешний рынок. По сему, политика США, касающаяся выращивания скота и забоя животных, следует исключительно гуманному подходу.

Никакой другой метод забоя скота, кроме гуманного, не соответствует государственной политике США. Оба последующих метода обращения с животными и забоя считаются гуманными:

(a ) в случае крупного рогатого скота, телят, лошадей, мулов, овец, свиней, и других животных, животное необходимо привести в состояние нечувствительное к боли с помощью выстрела, электрических, химических или других быстрых и эффективных средств, до убоя.

(b ) убивая согласно требованиям еврейской веры или любой другой религии, которая пропагандирует такой метод убоя скота, при котором животное теряет сознание от анемии мозга, вызванной мгновенным пересечением сонной артерии острым инструментом.

Как видите, этот метод гарантирует, что животное практически не ощущает боли, а мясо безопасно для употребления в пищу. Быстрый надрез кровеносных сосудов на шее животного прекращает поток крови к нервным клеткам мозга, отвечающим за боль, соответственно, животное не чувствует боли. Движения тела животного после этого объясняется не болью, а сокращениями и расслаблением мышц от дефицита крови. Эти движения также очень важны для того, чтобы наибольшее количество крови вышло из тела, тем самым очистив мясо и обеспечив его свежесть на долгое время. Также важно правильно перерезать трахею, пищевод, яремную вену и сонную артерию, что влечет за собой быстрый отток крови из организма. Повреждение спинного мозга, однако, может привести к остановке сердца, и, соответственно, к застою крови в кровеносных сосудах из-за повреждения нервных тканей сердца.

Чувствует ли животное боль?

В исследовании под названием «Попытки объективизировать боль и сознание в традиционном (оглушение с помощью пневматического пистолета) и ритуальном (ножом) методах забоя овец и телят» , которое проводилось профессором Вильгельмом Шульцом и Доктором Хазимом в школе ветеринарной медицины в Ганноверском университете, несколько электродов были хирургически имплантированы в разные точки мозга животного. После того, как животные выздоравливали, их убивали двумя методами: Исламским, перерезая трахею, пищевод, яремную вену и сонную артерию; и традиционным, оглушая животных с помощью пневматического пистолета перед забоем. Во время эксперимента, электроэнцефалограф и электрокардиомонитор записывали состояние мозга и сердца животных во время забоя и оглушения. Были получены следующие результаты:

1. В первые три секунды забоя Исламским методом электроэнцефалограмма не показала никаких изменений, что подтверждает тот факт, что животное не чувствовало боли во время или после надрезания.

2. В последующие три секунды электроэнцефалограф записал состояние глубокого сна – бессознательность. Оно наступило в результате оттока большого количества крови из организма.

3. По истечению шести секунд электроэнцефалограф зафиксировал нулевые значения, что подтверждает полное отсутствие боли.

4. Когда сигналы мозга были нулевые, сердце все еще билось, а тело билось в конвульсиях (рефлекс спинного мозга), изливая максимальное количество крови из организма, обеспечивая потребителя гигиенически чистым мясом.

Рано или поздно, каждый человек задается вопросом: «Откуда к нему на стол попадает мясо животных?». Посмотрите видео ниже, и вы сами все поймете. Приятного в этом мало, но все же, давайте попробуем вместе с вами разобраться: как убивают коров.

Способы забоя коров

Несмотря на то, что мы живем в двадцать первом веке, человек не изощряется, пытаясь облегчить страдания животных перед гибелью.

Забой коров производится тремя способами:

  • ударом в лоб кувалды или топора;
  • электрическим разрядом из специального пистолета;
  • используя электрошокер, реже газовую смесь.

Перед убоем коров в промышленных масштабах, их осматривает представитель ветеринарной службы, потом их моют проточной водой под душем. Перед самой процедурой крупный рогатый скот находится в предубойном помещении.

Когда животные подходят к месту забоя, вероятнее всего они осознают, что с ними будет, поэтому часто упираются и противятся этому. Чтобы избежать попадания в мясо вредных веществ, выделяющихся в кровь во время волнения животного или стресса, их нельзя бить, пинать, или толкать.

Рассмотрим каждый из способов подробнее

Коров оглушают одним ударом.

Ударом в лобовую часть головы топора или кувалды, животное оглушают, и корова с проломленным черепом падает без сознания. В домашних условиях многие предпочитают забой скота, как показано на видео.

Использование электропистолета.

Ствол пистолета приставляют ко лбу коровы, и производится выстрел. В образовавшееся в черепе отверстие вставляется стальной крюк, и мозговые нервные окончания отключаются мгновенно.

Применение для убоя коров электрошокера.

Использование электрошока считается самым гуманным способом убийства крупного рогатого скота. Рогатина с оголенными электродами приставляется к участку головы в районе уха. Парализованное и оглушенное животное падает без сознания, за это время ему быстро перерезают шею и выпускают кровь. Электрического разряда недостаточно, чтобы убить животное, им можно лишь его оглушить. Если напряжение будет выше, то кровь может свернуться и мясо станет непригодным к употреблению.

Сделать это приспособление можно самостоятельно, как показано на видео.

Бытует мнение, что промышленный убой крупного рогатого скота, все же гуманнее, чем убийство самостоятельно, в домашних условиях, без специальных приспособлений и оборудования. Убедиться в этом можно, посмотрев видео ниже.

Убийство коров на скотобойне

Скотобойня – не самое приятное место для человеческого восприятия. Предназначается оно для убийства и первичной обработки туш животных. Здесь всегда шумно и стоит соответствующий запах. Выходящих из стойла коров направляют на узкий металлический помост с высокими бортами. Оператор делает выстрел электропистолетом, и животное, потеряв сознание, падает. В получившееся на переносице отверстие, вставляется провод, разрывающий черепной и спинной мозг животного, от этого и наступает гибель. Если этих мер недостаточно, и животное подает признаки жизни, коров оглушают опять, подвешивают за задние ноги и большим ножом перерезают горло. Перерезав шею, получают обескровливание туши, потом подрезается и аккуратно снимается шкура.

Только после этого убитое животное отправляется на дальнейшую обработку туши.

Как это делается в промышленных масштабах, вы можете узнать, посмотрев видео.

Убийство коров в домашних условиях

На частных подворьях забой осуществляют вручную, но резать коров, не имея специальных знаний и навыков, не рекомендуется.

Что нужно знать:

  • Животному, отобранному для забоя, в течение суток, корма не дают. Так его кишечник освободится от пищи, и выпускать внутренности будет намного проще. Поить водой скотину можно, дают ее в неограниченном количестве.
  • Выводя животное из стойла, с ним разговаривают тихим, спокойным голосом, чтобы корова ничего не заподозрила и не начала волноваться, так как нервозность и боль сказываются на качестве и внешнем виде мяса. Кровь сойдет плохо, ее темные сгустки могут остаться в мясе, испортить его структуру и товарный вид.

Поэтому нужно оглушить животное неожиданно, одним ударом в лоб, в область выше глаз. Потеряв сознание, скотина упадет, и только тогда ей можно будет перерезать горло, и спустить кровь, предварительно подвесив корову за задние ноги на специальном, хорошо закрепленном приспособлении. Делать это нужно быстро и уверенно. Шкуру с туши снимают, начиная с головы, только после того, как кровь выйдет полностью.

Спустя время не более часа после забоя приступают к удалению внутренностей. Их аккуратно складывают в приготовленные заранее чистые емкости.

Технология убийства коров и ее способы зависят от вероисповедания, традиций и обычаев народа.

Тем, кто берется зарезать корову первый раз, желательно пригласить опытного помощника, который будет помогать, и подсказывать новичку, это позволит избежать трудностей во время непредвиденных ситуаций.

«Бесчеловечное » убийство

Забиха — Исламская практика забоя животных с помощью моментального рассечения артерий в верхнем отделе шеи — очень часто критикуется активистами-защитниками прав животных, которые считают ее жестокой.

Они полагают, что это «бесчеловечный способ» убийства животных, причиняющий им страдания. На Западе по закону требуется сначала оглушить животное с помощью пневматического пистолета с выдвигающимся ударным стержнем (проникающим внутрь черепа животного).

В России также практикуют оглушением молотком, кувалдой, газом и так далее

Процедура «традиционного» забоя скота в России:

  1. Животных моют под душем.
  2. Оглушение перед убоем производят различными способами, в частности, электрооглушением (для КРС - 300В, 2А, 50 Гц, для свиней - 200-250 В, 2400 Гц), механическим (пневматическим пистолетом, молотом), либо газовой смесью (CO 2 или N 2 O с воздухом). Этот этап, однако, запрещён нормами Халяль (Шариата)
  3. Обездвиженных (еще живых! ) животных поднимают за задние ноги на подвесной путь.
  4. Полым ножом вскрывают артерии и вены в области шеи с целью обескровливания.

Считается, что животное теряет сознание, не приходит в себя и умирает. Этот способ позволяет не замедлять работу конвейера, и он также считается «гуманным», поскольку животное якобы не испытывает боли пока умирает, так как находится без сознания.

Вот что пишут на своих сайтах производители скотобойного оборудования:

«Оглушение является одним из самых важных процессов современного убоя скота. Необходимость оглушения продиктована двумя причинами. Во-первых, из гуманистических соображений перед самим убоем животное следует выводить из сознательного состояния, дабы оградить его от страданий и агонии».

Эксперименты по исследованию степени боли немецкими учеными

Однако тем, кто полагается на такие заявления, будет интересно узнать результаты исследования, которое провели профессор Вильгельм Шульц со своим коллегой-доктором Хазимом на факультете Ветеринарной медицины немецкого Ганноверского университета.

Цель исследования: попытки исследования боли и сознания при традиционном забивании скота (пневматическим пистолетом) и ритуальном (халяльном, ножом).

Таким образом, исследование методов забоя коров и овец позволило заключить, что забой при помощи ножа – самый гуманный метод и что метод оглушения с помощью пневматического пистолета, который практикуется на Западе, причиняет животному тяжкие страдания.

Во время исследования предварительно хирургическим путем в разные участки скальпа животных были вживлены электроды, таким образом, что они соприкасались с поверхностью мозга, затем этим животным дали несколько недель на восстановление.

После этого одна часть животных была забита методом быстрого и глубокого рассечения шеи острым ножом, таким образом, чтобы были разрезаны яремные вены, сонная артерия, а также трахея и пищевод (исламский метод – забиха ). Другая группа животных была забита при помощи пневматического пистолета с выдвигающимся ударным стержнем.

Во время эксперимента состояние головного мозга и сердца животных фиксировалось с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ) и электрокардиограммы (ЭКГ) – они записывали данные во время забивания.

Результаты исследования

  1. Исламский метод Забиха
  • Первые 3 секунды с момента забоя показатели ЭЭГ не показывали изменения графика по сравнению с состоянием до забоя. Таким образом, животное не испытывало боли ни во время, ни после рассечения.
  • Последующие 3 секунды ЭЭГ показало состояние глубокого сна и отсутствия сознания, которое наступило из за большой потери крови, хлынувшей из тела.
  • После вышеописанных 6-ти секунд ЭЭГ зафиксировал нулевой уровень (мозг умер), соответственно, животное также не испытывало боли.
  • В то время, как показатель активности мозга упал до нуля, сердце продолжало биться и тело сильно содрогалось (рефлекторное реакция спинного мозга), выводя максимальный объем крови из тела, таким образом, это мясо чистое с точки зрения гигиены.
  1. Западный метод (Пневматический пистолет)
  • Животное внешне находилось без сознания.
  • ЭЭГ зафиксировало сильный уровень боли сразу же после оглушения.
  • Сердца животных, забитых пистолетом, прекратили биться раньше, чем сердца животных, забитых по Шариату, и большая часть крови осталась в организме животного – таким образом, следовательно, мясо животных, забитых этим способом, нечистое, т.к. все вредные микроорганизмы остаются в крови.

Западный метод забоя и коровье бешенство.

Метод оглушения животных перед забоем не только причиняет им сильные страдания, как показывает вышеописанный эксперимент, но также есть сведения, что из-за него среди людей распространяется коровье бешенство (передается от животного человеку). Как показывает исследование, проведенное Техасским университетом АМ и Канадским агентством по инспекции продовольствия, метод под названием «пневматическое оглушение» (выстрел металлическим болтом в мозг коровы, который взрывает мозг и органы взрывным потоком c силой 150 фунтов на квадрадный дюйм) происходит с такой взрывной силой, что взорванные куски мозговой ткани распространяются по всему животному.

В то же время хорошо известно, что именно ткани головного и спинного мозга у животных наиболее заражены коровьим бешенством – и мозг животного превращается в смертельный швейцарский сыр, разъеденный инфекцией.
Для информации — около 30-40 % американского скота оглушается из пневматических пистолетов.

Исламские правила забоя.

Исследование очевидно продемонстрировало, что исламский метод забоя животных – благословение как для животного, так и для человека.

Чтобы животное считалось забитым по Шариату, тот, кто выполняет это, должен соблюдать определенные условия.

Об этом Пророк Мухаммадсказал:

«Аллах призывает к милосердию во всем, так будьте милосердны, когда вы убиваете животное — заточите острие, чтобы облегчить боль ».

Предмет, которым забивается животное, должен быть острым и должен быть использован быстро. Быстрое перерезание шейных вен, предотвращает поток крови к мозговым нервам, которые отвечают за боль, таким образом, животное не испытывает боли. Движения, которое совершает животное после того, как сделано рассечение, происходят не от боли, а из-за сокращений и разряжения обескровленных мышц.

Пророк Мухаммад также учил мусульман никогда не затачивать нож на глазах животного, которое готовятся забить и не резать животное на виду у других животных.

Должно произойти рассечение трахеи, пищевода, сонной и яремной вены без затрагивания спинного мозга. Этот метод приводит к тому, что большая часть крови выводится из тела животного. Если перерезан спинной мозг, то может быть повреждена нервная ткань, и это приведет к остановке сердца, таким образом, сердце не будет толкать кровь – и кровь застоится в сосудах. Кровь должна полностью вытечь до того, как будет отрезана голова. Это очищает мясо от большей части крови, которая выступает средой для микроорганизмов.
Мясо дольше остается свежим по сравнению с другими методами забоя.

Таким образом, обвинения в жестоком обращении с животными следует адресовать не мусульманам, а тем, кто не использует Исламский метод забивания животных, используя методы, причиняющие боль животному и вводящие его в состояние агонии, а также приносящие вред тем, кто употребляет это мясо.

*** ПРИЛОЖЕНИЕ***

СПОСОБЫ ОГЛУШЕНИЯ СКОТА

1. Механический (молот, пневмомолот, пистолет ударного действия или взрывного). Удар наносят в лобную часть, на линии пересечения глаз и рогов, так, чтобы не повредить лобную кость и исключить смертельный исход.

2. Химически , анестезия свиней углекислым газом СО2, Применяют смесь, состоящую из СО2 65% и 35% воздуха, продолжительность 45 секунд.

3. Электрически , КРС оглушают в боксах, с помощью электростека, продолжительность зависит от пола и возраста животных. Сила тока 1-1,5 А, напряжение 100-178 В, время 6-30 секунд.

«Гуманный» способ убийства

Тюремщик отпер камеру приговоренного в четыре часа утра, разбудил его и велел одеваться. Затем в камеру явились доктор Хотон, тюремный священник и начальник тюрьмы. Увидев их, обитатель камеры смертников тюрьмы Обурн штата Нью-Йорк, печально улыбнувшись, спросил: «Пришли проститься со мною, джентльмены? Что ж, я готов. Пусть Господь примет мой дух!» Ему вновь зачитали приговор суда и указ о приведении его в исполнение. Священник предложил исповедаться и причаститься. Арестанта и священника оставили наедине, как того и требует обряд, а когда с этим было покончено, доктор Хотон засвидетельствовал, что никаких медицинских причин к отложению смертной казни нет. Тогда начальник тюрьмы Чарльз Дэрсон приказал налить приговоренному стакан виски - как раз в это время в камеру принесли завтрак, обычный завтрак, приготовленный на тюремной кухне. После того как он завершил свою последнюю трапезу, надзиратель вывел приговоренного из камеры и повел по коридорам тюрьмы к помещению, где должна была состояться казнь.

Человека, которого должны были казнить утром 6 августа 1890 г., звали Уильям Кеммлер. К смертной казни его приговорили за совершенное им в припадке ревности убийство своей любовницы, некоей Тилли Зайглер. Адвокаты Кеммлера сколько было можно оттягивали исполнение приговора, подавая протесты, апелляции, просьбы о помиловании. Но все было тщетно, судьбой было уготовано, чтобы Уильям Кеммлер стал первым человеком, казненным при помощи электричества.
Этот способ казни был не случайно изобретен именно в США - стране, во многом обогнавшей «старушку Европу» к концу XIX в., там, где электричество широко применялось в обществе, основательно «прирученном» двумя электротехническими гениями Америки: Эдисоном и Вестингаузом. По мере распространения электричества в быту многие, с непривычки или по неосторожности, обращались с приборами и проводкой небрежно, получая внушительные удары током. Некоторые даже погибали, убиваемые на месте практически мгновенно. В одном только Нью-Йорке за год фиксировалось больше десятка подобных случаев. В то же время американские газеты в погоне за сенсацией частенько отряжали репортеров на смертные казни - для создания сенсационных материалов. Как правило, преступников тогда вешали, при этом казнимые частенько гибли, долго агонизируя в плохо затянувшейся петле, либо, при слишком быстром падении в люк эшафота, им просто отрывало голову. Подобные описания шокировали граждан, требовавших покончить с «отвратительными процедурами, доставшимися … в наследство от европейского варварства». Частенько сообщения о жестоких казнях и о мгновенной гибели от удара тока помещали на одной странице, и немудрено, что нашлись те, кто сумел связать одно с другим. Первыми, кто предложил использовать электрический ток для смертной казни, была группа врачей из Буффало, именно с их подачи среди американских медиков возникло движение «За смертную казнь электричеством». Почему именно врачи выступили в первых рядах сторонников этого способа казни, вполне объяснимо: после произнесения приговора юридические функции фактически перестают быть главными и перед исполнителями приговора встает чисто биологическая проблема - как лишить жизни человека, подвергая его наименьшему мучительству. Как казнить, а не замучить до смерти? Кто же мог более здраво судить об этом, как не врачи и биологи!? Очень многих привлекала «научность» способа: электричество стало символом прогресса и могущества человека, стало быть, ему и надлежало «творить справедливость».
Идея эта обсуждалась в прессе и в различных собраниях лет шесть, прежде чем обрела поддержку в законодательном собрании штата Нью-Йорк. Инициатором принятия закона о смертной казни посредством электрического разряда стал судья Дэвид Хилл, потрясенный неудачным повешением молодой женщины, приговоренной им к смертной казни за совершенные ею преступления. Собрание представителей штата приняло билль о казни новым способом, который был утвержден губернатором.

Создать орудие казни поручили электротехнику Гарольду Брауну, который работал вместе со своими помощниками и группой врачей. Совместно они решили, что это должно быть кресло с подведенными к нему электродами. При работе консультировались с Томасом Эдисоном, который посоветовал использовать переменный ток как более «надежный». Услыхав об этом, Вестингауз пришел в ярость: Эдисон и он конкурировали на рынке электротехники, причем Эдисон ратовал за применение постоянного тока, Вестингауз же утверждал, что переменный ток в быту более безопасен. И вот теперь, с подачи Эдисона, весь мир узнает, «что переменный ток убивает надежнее». Словом, подготовка к казни шла по-американски - с широким освещением дел в прессе, интригами и локальными сенсациями.
Наконец были построены три электрических стула , которые установили в трех тюрьмах штата: Обурн, Синг-Синг и Клинтон. Все было готово, и вот день настал - утром 6 августа 1890 г. за Кеммлером пришли.
Приговоренный выглядел, пожалуй, спокойнее всех остальных, присутствовавших при новой процедуре, хотя народу набралось немало. Целых 25 независимых свидетелей были допущены в тюрьму Обурн, из них 14 - врачи, остальные - представители прессы, крупные чины полиции и прокуратуры. Кеммлер вел себя более чем уверенно: ведь в предварительных беседах с ним врачи гарантировали, что казнь будет сродни научному эксперименту - смерть последует мгновенно, он ничего не почувствует, а его имя навек будет вписано в историю юриспруденции. Смертник чувствовал себя основным действующим лицом, главным участником важного исторического акта, испытателем новейшей машины, пусть даже она производила смерть. Он считал себя счастливчиком, которому несказанно повезло - ему дарили возможность умереть без мучений.
Прокурор спросил: «Не желаете ли что-либо заявить?» «Прежде чем отправиться в лучший мир, - сказал Кеммлер, - я желаю вам всем, господа, всего самого доброго!» Потом, немного рисуясь, он раскланялся с представителями общественности, снял арестантскую куртку, сам уселся в кресло. Когда его привязывали, он подсказывал тюремщикам, как лучше это сделать. На голову ему надвинули стальной колпак, к позвоночнику прикрепили электроды, представлявшие собой деревянные чаши 10 см в диаметре, в которых был закреплен 8-сантиметровый металлический электрод, плотно прижатый к телу Кеммлера специальными уплотнителями. Внутри стального колпака также был вмонтирован электрод. Момент наступил. Начальник тюрьмы Дэрсон дал команду, и палач Эдвин Дэвис включил рубильник, пустив ток. Тело Кеммлера прошил разряд, от которого его свело судорогой, всего перекорежило, он едва удерживался в кресле, привязанный кожаными ремнями. Вид тела, сотрясаемого разрядом, был ужасен! Через 17 секунд ток отключили, и тело замерло в кресле. Врач, доктор Спицкер, осмотрев его, заявил, что казнь свершилась - Кеммлер, безусловно, мертв. И в этот самый момент «мертвец» вздохнул, грудь его стала бурно вздыматься, тело опять свело судорогами, столь сильными, что нескольким свидетелям стало дурно. Тогда начальник тюрьмы приказал вновь надвинуть колпак на голову бьющегося в корчах приговоренного и пустить ток, что и было исполнено Дэвисом. Еще в течение 70 секунд через тело Кеммлера пропускали ток, пока в помещении, где производилась казнь, явственно не запахло жженым мясом.
Пресса сделала свое дело - не зря столько репортеров присутствовали в тот день в Обурне. Жуткие подробности потрясли воображение общества, ожидавшего от электричества некоего почти идиллического «удаления преступной особи с поверхности планеты». Газеты, за три дня до того ратовавшие за «немедленное введение» казни электричеством во всех штатах, резко изменили позицию и обрушили шквал упреков на организаторов, создателей электрического стула, исполнителей приговора. Мнения врачей, присутствовавших при этом, разделились. «Казнь электричеством - это убийство, которому нет названия!» - заявил доктор Фаулер; ему вторил доктор Джордж Шреди: «Я присутствовал много раз при исполнении смертного приговора через повешение, но никогда не видел столь возмутительного зрелища»; а вот доктор Мак-Дональд заявил, что Кеммлер умер мгновенно и без мучений.
По мнению экспертов, Кеммлер умер сразу же после того, как ток впервые прошел по его телу, а корчи и судороги были «остаточным явлением» - реакцией сокращавшихся мышц, но большинство американцев были уверены, что Кеммлера подвергли пытке и он «умер, испытывая адские муки». Подлили масла в огонь сообщения о том, что шестеро приговоренных к смертной казни, ожидавших в тюрьмах штата Нью-Йорк своего часа, узнав о том, как прошла казнь Кеммлера, были так потрясены, что у двоих психика не выдержала и они помешались. Их пришлось отправить в психиатрическую лечебницу. Четверо же других через своих адвокатов передали петицию властям, прося казнить их «по-старому, не подвергая бесчеловечным мучениям».
Доктор Мак-Дональд представил губернатору штата Нью-Йорк отчет о казни Кеммлера, в котором было сказано, что смерть преступника наступила сразу же, после первого удара электрического тока. Как и рассчитывалось до казни, нервная система и мозг, атакованные электрическим разрядом, были уничтожены моментально, после чего Кеммлер утратил чувствительность, он «перестал быть», фактически умер, ибо смерть мозга означает смерть человека. Именно так принято фиксировать остановку жизни в человеке по медицинским законам. То же, что тело его какое-то время корчилось, вполне объяснимо химическими процессами и механическими реакциями организма. Но это были уже процессы и реакции трупа Кеммлера, а не живого человека! В том же докладе отмечалось, что при подготовке казни были различные недочеты, которые впредь надлежало исправить. Основной ошибкой Мак-Дональд назвал недостаточную силу тока: провода были подсоединены к единственной в городе динамо-машине, дававшей ток и городку Обурну, способной дать 2 тыс. вольт. Теоретически этого должно было хватить для мгновенного умерщвления человека, но кто знает, сколько вольт она дала в тот момент, когда казнили Кеммлера - было утро, многие жители Обурна включили свои электроприборы, и напряжение могло упасть.
В самый разгар полемики вокруг нового способа казни большое интервью по этому поводу дал сам Томас Альва Эдисон. «В относительной неудаче казни Кеммлера виноваты прежде всего медики, - заявил Эдисон, - которые, сообразуясь с теоретическими выкладками, посчитав, что в черепе кроется центр нервной системы человека, предполагали поразить его путем прямой атаки черепа разрядом. Но по статистике из 30 смертных случаев, последовавших от воздействия электрического тока на человека … в Нью-Йорке и окрестностях за последние два года, нет ни одного, когда бы жертва поражена была током в голову, через лицо или кости черепа. Чаще всего ток убивает, проникая через руки, при этом смерть наступала мгновенно, хотя ни один из погибших не подвергался такому длительному воздействию, как Кеммлер. Объяснение этого мне видится в том, что щелочные соли, содержащиеся в человеческом организме, являются отличным проводником электричества, тогда как кости его тормозят. Руки, слегка смоченные раствором натрия, представляют собой отличный проводник, кости же черепа слабо проводят ток. Медики, консультировавшие техников и исполнителей приговора, допустили крупный просчет, присоединив электроды к голове и позвоночнику Кеммлера: ведь и волосы человека плохой проводник тока. Таким образом, неудачный выбор места присоединения электродов предопределил ослабление удара тока. Плоть Кеммлера обгорела местами, что уже доказывает, что в него проник весьма слабый заряд: если бы него обрушился, действительно, разряд в 1300 вольт, он бы моментально обуглился! Но даже при всех ошибках, совершенных при подготовке казни, можно с уверенностью сказать, что Кеммлер умер сразу же, после первого удара тока… Сокращения мышц, наблюдавшиеся после его смерти, вовсе не редки и для случаев, когда казнят другими способами, например при повешении».
Быть или не быть новому способу казни, решали в Верховном суде США, и вердиктом этого органа казнь при помощи электрического разряда была признана вполне легальной, и вскоре место на роковом горячем стуле , как окрестили новое орудие казни острословы, занял второй по счету приговоренный - убийца Джушиго, японец по крови. Его адвокаты пытались добиться отмены смертной казни для него, мотивируя это бесчеловечностью и незаконностью способа приведения приговоров в исполнение в штате Нью-Йорк. Но после решения Верховного суда вопросов ни у кого больше не возникло.
Общественное мнение успокоилось, газеты сообщали о том, что почти одновременно с казнями людей при помощи электричества стали забивать скот на бойнях Нью-Йорка. Таким образом легальное убийство при помощи электричества стало частью американского быта, вошло в историю, а в некоторых штатах «горячие стулья» работают и поныне, отправляя преступников в мир иной по дорожке, проторенной Кеммлером, Джушиго и другими «первопроходцами».

Валерий ЯРХО