1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.

Вопросы и задании для самоконтроля

1. Какое понято использовано О. В. Немиринским при описании стадий группового процесса?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной.

3. Верно или неверно:

a. Кризисы и развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.

b. Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.

c. Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.

4. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.

5. Встаньте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".

6. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.

7. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.

Глава 1.7

ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ



·

· Cтили руководства группой

· Характеристика личности группового тренера

· Подготовка ведущих тренинговых групп

Основные роли ведущего группы

Хотя и существуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающие лидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтись без специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результаты процессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги за выполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта. Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга, применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник очень велика.

По нашему мнению, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.

По Ялому (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

1. технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);

2. эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

Согласно С. Кратохвилу (1978), можно выделить пять основных ролей ведущего группы:

1. активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);

2. аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);

3. комментатор ;

4. посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);

5. член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).

Среди других подходов к ролям и поведенческим характеристикам ведущих тренинговых групп можно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточно подробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта, относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность – недирективность, определенность – неопределенность высказываний , а также степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью).

На основе указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный . В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы .

Стили руководства группой

Вопрос о стилях руководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которых он (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностными особенностями.

Согласно классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский , – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, "директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации" (1990, с. 164).

Большинство психотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1) когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытывают сильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит (К. Рудестам, 1993).

Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой группе.

Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированной терапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнюю пассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются в групповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.

Следует заметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.

Сталин развития групп со спонтанной динамикой

Четвертая стадия – действие

Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

Существуют и другие подходы к выделœению -этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.

1 этап : заключение первичного психологического контракта͵ знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

1 этап : заключение психологического контракта͵ вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

4 этап : изменение контракта͵ усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    [читать подробенее]


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой Четвертая стадия – действие Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения,... [читать подробенее]


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой Четвертая стадия – действие Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения,...

  • Существуют и другие подходы к выделению - этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.

    1 этап : заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

    2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

    3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

    4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

    Стадии развития групп с управляемой динамикой

    1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

    2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

    3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

    4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

    5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

    При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.

    Идеальная модель развития группы К.Фопеля

    Представленная модель группового развития в идеальной форме описывает работу новой, только что составленной группы, рассчитанную на длительный период времени. От участников требуется некоторая активность, при этом они еще не знают друг друга и по-разному понимают как содержание задачи, так и правила взаимодействия.

    Отдельные элементы этой модели относятся и к тем группам, которые находятся на других ступенях развития и работают в других условиях.

    Стадия 1. Ориентация

    Ожидания относительно того, что будет происходить в группе, у различных участников разные. Каждый приносит с собой свой индивидуальный опыт. Все это составляет нечто вроде "оптического стекла", через которое участник воспринимает происходящее.

    Во-первых, каждому человеку в новой для него ситуации поначалу важно одновременно защитить себя и ощутить свою принадлежность к группе. Некоторые участники пытаются снижать степень своей неуверенности, стараясь контролировать ситуацию и по малейшему поводу переходить в наступление. Большинство из них все-таки стремятся понять ситуацию. Они наблюдают, оценивают, что им подходит, а что - нет, пытаются представить, какие опасности могут им угрожать. По существу, все скованны, и oкаждый пытается сориентироваться, собирая информацию о других, зачастую искажая ее "оптическим стеклом" прошлого опыта и стереотипов.

    Как маленький ребенок в свой первый школьный день, люди в таких ситуациях склоняются к тому, чтобы:

    Чувствуя свою некомпетентность, не показывать сомнений в себе;

    Создавать впечатление уверенности;

    Быть критичными и агрессивными, однако внешне демонстрировать свои приятные стороны и дружелюбие;

    Выяснить, какие негласные правила игры действуют в конкретной группе - как здесь одеваются, как здесь говорят, как реагируют на те или иные ситуации;

    Беспокоиться о других;

    Структурировать неясную ситуацию, классифицируя других участников и снабжая их "ярлыками" (хвастун, интеллектуал, привлекательная женщина, депрессивный человек);

    Спрашивать себя, какую цену нужно будет заплатить за принадлежность к группе и окупится ли эта инвестиция;

    Ориентироваться на ведущего или уверенного в себе участника, чтобы получить от него одобрение и поддержку.

    В дальнейшем напряжение в группе постепенно уменьшается, и "холодная" атмосфера тает.

    Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи и пытаются прояснить для себя, что нужно именно им.

    К сожалению, часто встречаются группы, в которых самоконтроль участников так силен с самого начала, что их индивидуальность может развиваться лишь в минимальной степени. Без специальной работы подобные группы так и остаются во "льду" начальной стадии.

    Реже встречаются группы, в которых с самого начала существует атмосфера безопасности и открытости.

    В области социальной структуры, работа группы начинается с попыток участников сориентироваться в ситуации. Они пытаются понять, какие модели межличностного поведения считаются приемлемыми. Они в большой степени зависимы от ведущего, от существующих норм и структур, и уважают заданные стандарты, желая получить поддержку и помощь в новой, относительно открытой ситуации. В области достижения целей работа в группе тоже начинается с ориентировки. Участники пытаются понять цели, определить методы их достижения.

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой

    Четвертая стадия – действие

    Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

    Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

    Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

    Существуют и другие подходы к выделению -этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.

    1 этап : заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

    2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

    3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

    4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

    1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

    2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

    3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

    4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

    5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

    При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.

    Вопросы и задании для самоконтроля

    1. Какое понято использовано О. В. Немиринским при описании стадий группового процесса?

    2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной.

    3. Верно или неверно:

    a. Кризисы и развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.

    b. Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.

    c. Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.

    4. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.

    5. Встаньте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".

    6. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.

    7. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.