1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Комментарий к Ст. 52 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит императивную норму о том, что юридическое лицо действует на основании следующих учредительных документов:

— устава;

— учредительного договора;

— общего положения об организации данного вида.

Например, Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» предусматривает создание Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на основании настоящего Федерального закона без учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3617.

Относительно правовой природы устава и учредительного договора в науке сформировались достаточно разнообразные позиции. Их анализ представлен, например, в работах М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, Н.В. Козловой, И.С. Шиткиной и др.

———————————
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований: Кн. 5: В 2 т. М.: Статут, 2006. Т. 1.

Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005.

Корпоративное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Устав является учредительным документом акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, государственного или муниципального унитарного предприятия, производственного или потребительского кооператива, фонда, а также общественной организации (объединения), некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, учреждения, общины коренных малочисленных народов, товарищества собственников жилья и др.

Учредительный договор необходим для государственной регистрации полного товарищества и товарищества на вере. На основании устава и учредительного договора действует ассоциация (союз).

С 1 июля 2009 г. учредительный договор не требуется для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, что учитывает совпадение функций устава и учредительного договора после государственной регистрации юридического лица, заключающейся в «регламентации корпоративного правоотношения, а также закреплении правового статуса юридического лица» .

———————————
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. Т. 2. Полутом 2.

Учредительный договор необходимо отличать от договора о создании юридического лица. Как отмечается в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» , заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества и не относится к учредительным документам. В связи с этим при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок.

———————————
Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

При этом акционерное общество обязано хранить договор о создании общества наряду с уставом общества, изменениями и дополнениями, внесенными в устав общества, решением о создании общества, документом о государственной регистрации общества.

2. В п. 2 комментируемой статьи перечислены сведения, которые должны быть указаны в учредительных документах юридического лица. Перечень является неисчерпывающим. Иные необходимые сведения определяются законодательством.

Перечень иных сведений представлен в следующих нормах федеральных законов:

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

— ст. 9 Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» ;

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788.

———————————
Там же. Ст. 1797.

— ст. 8 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» ;

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

— ст. 11 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

— ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» ;

———————————
Там же. Ст. 148.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

— ст. 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

— ст. 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

— ст. 6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.

— ст. 3 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.

— ст. 10 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.

— ст. 11 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3420.

— ст. 9 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

———————————
Там же. Ст. 4741.

— ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 41.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

———————————
Российская газета. 04.12.2007. N 271.

— ст. 113 и другие статьи ЖК РФ и др.

3. Относительно отдельных видов сведений, прямо не предусмотренных законодательством и включаемых в учредительные документы, на спорные вопросы даны ответы Минюстом России. Например, из ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не вытекает, что религиозная организация обязана указывать в своем уставе территорию ее деятельности. Спорным является вопрос: как учитывается территориальная сфера деятельности такой организации?

Согласно п. 2 ст. 52 части первой ГК РФ и ст. 10 названного Закона в уставе юридического лица указывается его место нахождения и не устанавливаются территориальные пределы его функционирования. В то же время и не запрещается это зафиксировать в соответствии с институциональной и иерархической структурой религиозной организации. По смыслу Закона территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (п. 3 ст. 8), а централизованной организации — территория субъектов Российской Федерации, где имеются входящие в ее состав местные организации (п. 3 ст. 11) .

———————————
Письмо Минюста России от 24 декабря 1997 г. «О применении законодательства о религиозных объединениях» // Бюллетень Минюста России. 1998. N 7.

4. В науке предлагают различные классификации условий учредительных документов, например выделяя существенные, обычные и случайные условия. Так, в качестве существенных называют реквизиты общества (полное и сокращенное наименования; место нахождения (юридический адрес); состав и компетенцию органов общества; порядок хранения доходов и предоставление обществом информации участникам и третьим лицам). Обычные условия дают информацию о реализации договоренностей между учредителями (размер уставного капитала, размер и номинальная стоимость доли каждого участника): права и обязанности участников общества, порядок и последствия выхода участника из общества, порядок перехода доли в уставном капитале другому лицу. Случайные сведения обозначены как иные. Примером может служить положение о возможности ограничения в уставе осуществляемых видов деятельности или об установлении видов имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал. М.В. Телюкина выделяет обязательные и возможные условия, относя к обязательным те, которые должны содержаться в уставе и при отсутствии которых может быть поставлен вопрос о признании недействительной регистрации юридического лица, а к возможным — такие положения, которые включены в устав по желанию учредителей (участников), в том числе те, которые диспозитивно допускаются законом.

———————————
Юкша Я.А. Устав, учредительный договор и уставный капитал общества с ограниченной ответственностью: Проблемы правового регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 17.

Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2004.

5. Учредительные документы (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) в соответствии со ст. 12 Закона о регистрации юридических лиц входят в перечень документов, представление которых необходимо для государственной регистрации.

При этом документы должны удовлетворять требованиям, предусмотренным не только ГК РФ, но и другими нормативными правовыми актами. Так, Определением ВАС РФ от 11 января 2009 г. N 17040/08 по делу N А40-19883/08-120-158 была подтверждена правомерность отказа в государственной регистрации в связи с отсутствием в учредительных документах сведений, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», и отмечено, что установленный Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган для регистрации юридического лица при его создании, не освобождает заявителя в соответствии с данным Федеральным законом от обязанности указывать в представляемых им документах достоверные сведения, отвечающие требованиям законности.

В соответствии с подп. «а» и «б» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных им необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В другом деле (Определение ВАС РФ от 18 декабря 2008 г. N 16208/08 по делу N А09-2336/2008-30) ВАС РФ отказал в удовлетворении иска о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации и внесении записи об изменениях в учредительные документы, касающихся адреса либо места нахождения ООО, являющегося недостоверным. Как отметил ВАС РФ, в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 данного Закона. Согласно п. п. 1 и 2 ст. 25 Закона о регистрации за представление недостоверных сведений заявители (юридические лица) несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, недостоверная информация в учредительных документах не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

В то же время Определением ВАС РФ от 28 октября 2008 г. N 13979/08 по делу N А03-9025/2007-36 заявление о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью о месте его нахождения, было удовлетворено, так как юридическое лицо представило в регистрирующий орган заведомо ложные сведения о своем месте нахождения.

6. На нормы комментируемой статьи нередко дается ссылка в судебных решениях в тех случаях, когда выясняется отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, а следовательно, и на принятие учредительных документов и совершение иных действий, связанных с регистрацией юридического лица (например, при регистрации юридического лица по украденным документам, удостоверяющим личность учредителя). Так, Определением ВАС РФ от 28 мая 2007 г. N 4714/07 по делу N А60-18193/06-С6 подтверждена недействительность государственной регистрации юридического лица в связи с тем, что на момент создания общества учредитель отбывал наказание в местах лишения свободы, а представленные для регистрации создания общества учредительные документы противоречили ст. 52 ГК РФ и ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, так как у учредителя не было волеизъявления на создание общества.

Аналогично решается вопрос при внесении изменений в учредительные документы при отсутствии волеизъявления уполномоченного лица.

———————————
См., например: Определение ВАС РФ от 13 октября 2008 г. N 12672/08 по делу N А12-13471/07-С62.

7. В п. 3 комментируемой статьи установлены положения о моменте приобретения для третьих лиц юридической силы изменений, вносимых в учредительные документы.

Этот момент определяется:

— либо с момента их государственной регистрации,

— либо (в случаях, установленных законом) с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Так, например, в соответствии с п. 6 ст. 5 Закона об акционерных обществах, п. 5 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Так, установив, что контрагент юридического лица совершает сделку с учетом произошедших изменений, в том числе о составе участников юридического лица, суд отклоняет возражения об отсутствии государственной регистрации изменений в учредительных документах как несостоятельные.

———————————
Определение ВАС РФ от 21 марта 2007 г. N 2547/07 по делу N А05-3295/2006-17.

На юридическом лице лежит обязанность сообщить в трехдневный срок в регистрирующий орган об изменении сведений (в том числе о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), не исполнив которую юридическое лицо несет риск негативных последствий, что подтверждается и судебной практикой. Так, общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным договора на аренду нежилых помещений, ссылаясь на заключение оспариваемого договора от имени истца как арендодателя неуполномоченным лицом И., которое на момент заключения договора решением единственного участника агентства от 5 июня 2006 г. было освобождено от должности генерального директора.

В удовлетворении иска отказано по мотиву недоказанности. Решение юридического лица об освобождении от должности генерального директора И. исключено из числа доказательств в порядке ст. 161 АПК РФ; доказательств того, что арендатор знал или должен был знать о данных обстоятельствах, в материалах дела не содержится.

Имеющаяся в материалах дела выписка из Единого реестра юридических лиц подтверждает наличие у И. на момент подписания договора полномочий генерального директора, поскольку внесение в реестр сведений о генеральном директоре Л. состоялось лишь в январе 2007 г.

В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Согласно ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц на юридическом лице лежит обязанность по сообщению в трехдневный срок в регистрирующий орган об изменении сведений (в том числе о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), не исполнив которую ООО взяло на себя риск негативных последствий.

———————————
Определение ВАС РФ от 6 октября 2008 г. N 13048/08 по делу N А40-47981/07-83-473.

Положения п. 3 комментируемой статьи обязывают юридическое лицо уведомить своих контрагентов по договорам о произошедших изменениях в его учредительных документах, зарегистрированных в установленном законом порядке. Как отмечается ВАС РФ, указанные действия носят уведомительный характер и в силу ст. ст. 450 — 451 ГК РФ не являются основаниями для изменения или расторжения заключенных (действующих) сделок.

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Комментарий к ст. 52 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена учредительным документам ЮЛ - их видам (п. 1), содержанию (п. 2), изменению (п. 3). Обычно ЮЛ действуют на основании устава и только в оговоренных законом случаях - на основании учредительного договора (учредительного договора и устава). Так, на основании устава действуют хозяйственные общества (п. 3 ст. 89 с учетом п. 3 ст. 95, п. 3 ст. 98 ГК), кооперативы (п. 1 ст. 108, п. 2 ст. 116 ГК), фонды (п. 4 ст. 118 ГК) и по понятной причине ЮЛ, создаваемые одним учредителем (абз. 3 п. 1 ст. 52); на основании учредительного договора действуют хозяйственные товарищества (ст. ст. 70, 83 ГК); на основании устава и учредительного договора действуют объединения ЮЛ (п. 1 ст. 122 ГК), а также общины малочисленных народов (ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях, п. 3 ст. 8 ФЗ от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122)).

Примечательно, что Закон о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 14) рассматривает учредительный договор и как основной учредительный документ (в ассоциациях и союзах), и как факультативный учредительный документ, который может заключаться дополнительно к уставу только по желанию учредителей (в некоммерческих партнерствах и автономных некоммерческих организациях).

Возникновению некоторых уставных ЮЛ предшествует заключение договора о их создании, который, будучи договором простого товарищества (гл. 55 ГК), прекращается с созданием данного ЮЛ и не является его учредительным документом (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 98 ГК). Учредительный договор заключается несколькими учредителями (участниками) ЮЛ, а устав - утверждается учредителем или учредителями (участниками) ЮЛ (абз. 2, 3 п. 1 ст. 52).

Известны и иные учредительные документы. Так, отдельные некоммерческие организации и только в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида (абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК, п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Известны случаи, когда ЮЛ в принципе не имеет учредительных документов, указанных в п. 1 ст. 52: в госкорпорациях их заменяет специальный закон, на основании которого данные организации создаются и действуют и который определяет особенности их правового положения (п. 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

2. Закон предъявляет к содержанию учредительных документов ЮЛ ряд обязательных требований (п. 2 ст. 52). Среди универсальных сведений, которые должны быть в учредительных документах любого ЮЛ, - его наименование и место нахождения (см. также п. 3 ст. 54 ГК), порядок управления его деятельностью. К специальным относятся: а) сведения, предусмотренные законом для ЮЛ соответствующего вида (см., в частности, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 83, п. 2 ст. 89, п. 1 ст. 95, п. 3 ст. 98, п. 2 ст. 108, абз. 2 п. 1 ст. 113, п. 2 ст. 116, п. 4 ст. 118, п. 2 ст. 122 ГК); б) предмет и цели деятельности (для некоммерческих организаций, унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях - и для других коммерческих организаций).

Предмет и цели деятельности должны быть определены в учредительных документах только тех ЮЛ, которые имеют специальную правоспособность согласно закону (п. 1 ст. 49 ГК). Во всех иных случаях никто не может обязать учредителей (участников) ЮЛ сделать это, однако сами они могут предусмотреть определенные предмет и цели деятельности ЮЛ, даже если по закону это не является обязательным. Во всяком случае, определение в учредительных документах ЮЛ его предмета и цели деятельности свидетельствует о его специальной правоспособности, однако при выходе за рамки специальной правоспособности, предусмотренной законом, применяется ст. 168 ГК, а при выходе за пределы специальной правоспособности, предусмотренной учредительными документами, - ст. 173 ГК.

Учредительные документы ЮЛ могут содержать и другие сведения, кроме тех, о которых закон говорит прямо. Согласно п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительные документы некоммерческой организации должны определять ее наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место ее нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если организация имеет членство), источники формирования ее имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества при ликвидации некоммерческой организации и иные положения в соответствии с законом. Отдельно закон определяет, какие сведения должен содержать учредительный договор, разумеется, если он существует и является учредительным документом (абз. 2 п. 2 ст. 52 ГК, абз. 2 п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

3. Согласно п. 3 ст. 52 в учредительные документы могут вноситься изменения, все они подлежат регистрации (подробнее см. гл. VI Закона о регистрации юридических лиц). Для третьих лиц (не являющихся участниками ЮЛ) такие изменения обычно приобретают юридическую силу с момента их регистрации. Если в регистрации изменений еще нет, но третьи лица уже приняли их во внимание и вступили в отношения с ЮЛ с учетом этих изменений, предпочтителен не формально-юридический, а фактический момент: в этом случае ЮЛ и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации изменений.

В случаях, установленных законом, ЮЛ представляет в регистрирующий орган по месту нахождения уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о их внесении и сами изменения, а регистрирующий орган в срок не более чем 5 дней с момента получения такого уведомления вносит запись в ЕГРЮЛ; в таких случаях изменения в учредительных документах приобретают для третьих лиц юридическую силу не с момента регистрации изменений, а уже с момента уведомления регистрирующего органа (ст. 19 Закона о регистрации юридических лиц). Такая уведомительная процедура касается, например, изменения сведений о филиалах и представительствах ЮЛ (п. 5 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, п. 6 ст. 5 Закона об акционерных обществах, п. 5 ст. 5 Закона об унитарных предприятиях).

Судебная практика по статье 52 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2018 N 309-КГ17-23730 по делу N А50-28632/2016

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 143, 146, 166, 169, 171, 172, 173, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, статей , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", статей 32, 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", разъяснениями, изложенными в постановлении от 12.10.2006 N , судебные инстанции пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для вынесения оспоренного решения, с чем согласился суд округа.


Определение Верховного Суда РФ от 24.10.2018 N 305-КГ18-7071 по делу N А40-50465/2017

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, руководствуясь положениями статей 198, 200 Кодекса, статей 19, 36, 37, 81, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи , пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом N 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", исходили из того, что оспариваемые предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя с учетом доказанности вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2009 по делу N А76-2368914896/2009, постановлением Мирового судьи судебного участка N 1 Центрального района города Челябинска от 29.08.2016, решением Центрального районного суда города Челябинска от 03.11.2016, постановлением Челябинского областного суда от 28.02.2017 обстоятельств невозможности наделения одновременно лесничеств, с учетом их организационно-правовой формы, функциями органов государственной власти (федеральный государственный лесной надзор) и функциями хозяйствующих субъектов (выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов).


Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2018 N 310-ЭС18-3993 по делу N А14-15102/2016

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь положениями пункта 2 статьи , статей , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 9.1 учредительного договора, установив, что истцы являлись вкладчиками коммандитного товарищества "Фонд развития регионов" и Компания", единственным полным товарищем данного коммандитного товарищества являлось ООО "Фонд развития регионов", которое и приняло решение о реорганизации товарищества, пришли к выводу, что у истцов как вкладчиков КТ "ФРР" и Компания" отсутствовало право на участие в управлении делами товарищества, в том числе право на участие в принятии решения о реорганизации товарищества, в связи с чем отказали в признании реорганизации товарищества несостоявшейся.


Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2018 N 305-ЭС18-2508 по делу N А40-46788/2017

Принимая обжалуемые судебные акты, суды руководствовались положениями статей , Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", устава Кооператива и, установив факт заключения членского гражданско-правового договора о приобретении недвижимости с помощью Кооператива, по условиям которого Алиева С.В. является претендентом на предоставление финансирования в размере пая, равном 55 000 расчетным условным единицам для приобретения комнаты на территории города Москвы, принимая во внимание, что вступившим в законную силу апелляционным определением Московского городского суда от 22.12.2016 по делу N 33-39700 членский договор от 02.01.2008 между Алиевой С.В. и Кооперативом расторгнут, с Алиевой С.В. в пользу Кооператива взысканы денежные средства в размере 3 446 322 руб. 38 коп., а также обращено взыскание на комнату путем продажи с публичных торгов с установлением начальной продажной цены в размере 1 522 400 руб., учитывая, что в предусмотренный законом срок выплата стоимости пая ответчиком не произведена, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.


Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2018 N 73-ПЭК18 по делу N А03-10260/2016

Возражения заявителя, приведенные в надзорной жалобе, сводятся к оспариванию вывода Судебной коллегии о виде осуществляемой организацией деятельности и о круге доказательств, с помощью которых определяется вид деятельности применительно к ОКВЭД. Ссылки заявителя на статью Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора и положения устава организации, указывающего на право, а не фактическое занятие деятельностью, влекущей начисление повышенного тарифа, не опровергают выводов Судебной коллегии об обратном и не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для пересмотра дела в порядке надзора.


Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2018 N 308-ЭС18-4891 по делу N А32-19109/2017

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, поддержанный судами апелляционной и кассационной инстанций, руководствовался статьями , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и исходил из того, что регистрирующим органом документально подтвержден факт отсутствия общества по заявленному им юридическому адресу и, следовательно, сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, в части места нахождения общества являются недостоверными. В связи с тем, что ответчиками не были приняты надлежащие меры по устранению допущенных нарушений, в том числе в период рассмотрения настоящего дела судебными инстанциями, такое поведение ответчиков расценено судами как грубое нарушении положений закона, допущенное обществом при осуществлении своей деятельности.


Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2018 N 308-ЭС17-22466 по делу N А32-921/2016

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в результате проведения муниципального земельного контроля было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0414007:30 по адресу: г. Геленджик, ЗАО АПК "Геленджик", в нарушение статей , , Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется строительство объекта, который по своим параметрам не соответствует признакам индивидуального жилищного строительства, обладает признаками многоквартирного дома, без получения необходимых разрешений и проектной документации на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта.

61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", исходил из того, что регистрирующим органом документально подтвержден факт отсутствия общества по заявленному им юридическому адресу и, следовательно, сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, в части места нахождения общества являются недостоверными.


Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2019 N 305-ЭС19-9251 по делу N А40-200205/2018

Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь пунктом 3 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", учтя разъяснения, изложенные в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, изменил решение первой инстанции, установив, что решениями собрания от 02.12.2002 члены Хозяйства определили корпоративную структуру участия в юридическом лице, основанную на неравенстве долей членов в его уставном фонде, подтвердив неравенство размеров принадлежащих им долей в праве общей собственности на имущество хозяйствующего субъекта, а также фактическое совпадение размера доли в праве общей собственности на имущество хозяйство с размером доли в уставном фонде, приходящейся на каждого члена хозяйства.


Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 305-ЭС19-8504 по делу N А40-140659/2018

Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь пунктом 3 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 129-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", суды отказали в удовлетворении требований, придя к выводу о регистрации Общества по адресу массовой регистрации, отметив также отсутствие указания на конкретное помещение или комнату.


1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом настоящей статьи.

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 ) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Положения статьи 52 ГК РФ используются в следующих статьях:
  • Правоспособность юридического лица
    1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
  • Решение об учреждении юридического лица
    3. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 52 ГК РФ, о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.
  • Публичные и непубличные общества
    утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;
  • Учредительный договор полного товарищества
    2. Учредительный договор полного товарищества должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 ГК РФ, условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.
  • Учредительный договор товарищества на вере
    2. Учредительный договор товарищества на вере должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 ГК РФ, условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.
  • Создание общества с ограниченной ответственностью и его устав
    Устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать сведения о фирменном наименовании общества и месте его нахождения, размере его уставного капитала (за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 52 ГК РФ), составе и компетенции его органов, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Новая редакция Ст. 52 ГК РФ

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.

Государственная корпорация действует на основании федерального закона о такой государственной корпорации.

2. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

4. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.

Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Комментарий к Ст. 52 ГК РФ

На основании только устава действуют, например, акционерное общество, производственный кооператив, унитарное предприятие, общественная организация (объединение).

На основании устава и учредительного договора действуют общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, ассоциация или союз.

На основании только учредительного договора действуют полное товарищество, товарищество на вере.

Без учредительных документов действует государственная корпорация, так как в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Учредительными документами для учреждений являются решения собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.

Для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций обязательно наличие устава, который является их основным учредительным документом. Однако учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

Другой комментарий к Ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.

В п. 1 комментируемой статьи указывается три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора.

Закон устанавливает, что на основании учредительного договора действуют полные товарищества (ст. 70 ГК РФ) и товарищества на вере (ст. 83 ГК РФ); на основании устава и учредительного договора действуют общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. ст. 89, 95 ГК РФ), объединения юридических лиц (ст. 122 ГК РФ); на основании устава - акционерные общества (ст. 98 ГК РФ), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, созданные одним лицом (ст. ст. 89, 95 ГК РФ), производственные и потребительские кооперативы (ст. ст. 108, 116 ГК РФ), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ), фонды (ст. 118 ГК РФ), общественные организации (объединения), некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, учреждения (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

При создании акционерного общества учредители в соответствии со ст. 98 ГК заключают между собой договор о создании общества, который является не учредительным договором, а разновидностью договора о совместной деятельности (ст. 1041 ГК РФ).

В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредители (участники) некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации вправе также заключить учредительный договор.

2. В п. 2 комментируемой статьи содержатся требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Подобные требования носят императивный характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.

В учредительные документы организации в обязательном порядке включаются сведения о наименовании, месте нахождения, органах управления юридического лица. В отношении отдельных видов юридических лиц этот перечень может быть конкретизирован ГК и специальными законами об этих организациях (см., например, п. 2 ст. 70 ГК относительно полных товариществ, п. 3 ст. 98 ГК относительно акционерных обществ).

Закон не запрещает включать в учредительные документы и иные положения, не предусмотренные действующим законодательством РФ, при условии, что они не противоречат ему.

Согласно ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях государственная корпорация создается на основании закона, который заменяет ей все учредительные документы.

3. В учредительные документы юридического лица могут вноситься изменения в порядке, предусмотренном законодательством или самими этими документами. Как правило, указанные изменения вносятся высшим органом юридического лица (в отношении хозяйственных обществ) или его учредителями (в отношении учреждений). В некоторых случаях внести изменения в учредительные документы возможно только на основании решения суда (п. 2 ст. 72 ГК - в отношении полных товариществ, п. 1 ст. 119 ГК - в отношении фондов).

  • Вверх