Государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Также стоит отметить, что унитарным предприятие может считаться еще и потому, что его имущество является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.

В чем заключается суть данного предприятия?

Стоит отметить, что унитарное предприятие представляет собой довольно специфическую форму организации деятельности. В частности, унитарность характеризуется следующим:

  • Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.
  • Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.
  • Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.
  • Имущество является абсолютно неделимым.
  • В компании полностью отсутствует возможность членства.
  • Органы управления являются единоличными.

Почему их создают?

Среди основных причин, почему руководители предпочитают создать именно унитарное предприятие, следует выделить следующие:

  • Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.
  • Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящися к категории первой необходимости.
  • Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.

Цель, которую ставит перед собой унитарное предприятие – решение тех или иных задач государства на коммерческой основе.

Особенности работы

Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в муниципальной или государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах, описанных далее.

В фирменном наименовании, которое имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.

Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества. Помимо этого стоит отметить, что государственные и муниципальные унитарные предприятия всецело отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного имущества.

Орган унитарного предприятия – это ответственный руководитель, который назначается непосредственно самим собственником или же каким-либо уполномоченным собственником органом, который ему является подответным.

Какие есть формы?

В соответствии с действующим Гражданским Кодексом унитарные предприятия формируются исключительно в форме муниципальных и государственных компаний, которые основываются на разных правах.

Основанные на праве хозяйственного ведения

Федеральное государственное унитарное предприятие, которое основывается на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.

В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли. Устав, которым руководствуется федеральное государственное унитарное предприятие, должен включать в себя, помимо стандартной информации, которая является необходимой для каждого юридического лица, также информацию о конкретном предмете и различных целях деятельности данного предприятия и информацию о размере уставного фонда. Стоит отметить тот факт, что предприятие унитарного типа представляет собой единственную коммерческую организацию, у которой есть гражданские права и обязанности, непосредственно связанные с деятельностью, обозначенной уставом.

Уставной фонд, который имеет муниципальное унитарное предприятие, должен быть больше суммы, равной 1000-кратной сумме минимальной зарплаты в месяц, в то время как государственное предприятие должно иметь фонд, превышающий сумму, 5000-кратную размеру МРОТ. Также стоит отметить, что собственник должен всецело оплатить уставной фонд на протяжении трех месяцев после того, как зарегистрируется данная организация.

Собственник имущества, которое закрепляется за данным предприятием, не отвечает по обязательством компании за исключением тех случаев, когда банкротство компании является прямым следствием указаний со стороны собственника данного имущества. Учредитель же определяет, каким составом будет руководствоваться муниципальное унитарное предприятие, а также кто именно будет назначен его руководителем.

Основанные на праве оперативного управления

Предприятия такого типа основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ. Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Таким образом, государственное унитарное предприятие не может распоряжаться любым имуществом, если на то нет разрешения непосредственно собственника данного имущества.

Фирменное наименование компании, которое основывается на праве оперативного управления, в любом случае должно включать в себя указание на то, что данное предприятие казенное.

Российская Федерация, какой-либо ее субъект или же муниципальное образование в данном случае несут субсидиарную ответственность по конкретным обязательствам, которые имеет федеральное унитарное предприятие, если присутствует недостаточность его имущества. Также стоит отметить тот факт, что решение о реорганизации или полной ликвидации таких предприятий принимает непосредственно правительство, субъект РФ или определенный орган местного самоуправления.

Вопросы имущества

Имущество унитарного предприятия может использоваться следующими способами:

  • Оперативное управление.
  • Хозяйственное ведение.

Стоит отметить, что имущество данного предприятия представляет собой собственность РФ, ее субъекта или же определенного муниципального образования, а также находится в его распоряжении на разных правах, указанных выше.

Если речь идет о хозяйственном ведении, то в данном случае права унитарного предприятия включают в себя возможность распоряжения данным имуществом, а также доходами и выпускаемой продукцией полностью самостоятельно, учитывая различные ограничения, которые устанавливаются законодательством и другими правовыми актами.

В случае оперативного управления предприятие может распоряжаться имуществом, собственной продукцией и доходом исключительно в том случае, если на это было получено согласие со стороны собственника.

Собственник имущества полностью решает вопросы касательно создания предприятия, выбора определенного предмета, а также задач, которые ставит перед собой его деятельность, ликвидации и реорганизации. Помимо этого, им осуществляется контроль над использованием по определенному назначению и надлежащей сохранностью имущества, принадлежащего предприятию. Стоит отметить, что производственное унитарное предприятие может получить имущество от собственника исключительно в качестве вклада в уставной фонд или же сверх определенного уставного фонда.

Управление унитарным предприятием не предусматривает возможности учреждать какие-либо дочерние предприятия, так как присутствует законодательный запрет на то, чтобы выступать учредителем каких-либо других унитарных предприятий посредством передачи им определенной доли своего имущества в хозяйственное ведение. Необходимость в использовании данного запрета обуславливается тем, что нельзя вывести из-под контроля имущество предприятия посредством создания дочерних компаний.

Откуда берется имущество?

Финансовые ресурсы, которые имеет государственное или частное унитарное предприятие, имеют такие же источники, как и все остальные коммерческие предприятия.

В частности может быть несколько возможных источников формирования имущества такой компании:

  • Имущество, которое передается компании по личному решению собственника в качестве оплаты уставного фонда;
  • Другое имущество, которое по собственному желанию передается собственником в управление компании;
  • Прибыль, которая была получена вследствие хозяйственной деятельности;
  • Различные заемные средства, включая также кредиты банков;
  • Амортизационные отчисления;
  • Дотации из бюджета и различные капитальные вложения;
  • Доходы, которые были получены от различных хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых принимает участие данное предприятие;
  • Пожертвования от предприятий, организаций, граждан или же учреждений;
  • Другие источники, которые являются не противоречащими действующему законодательству РФ, включая также доходы тот сдачу в аренду определенного имущества.

У унитарного предприятия есть право самостоятельно распоряжаться активной частью средств. В частности такая компания может продавать другим предприятиям, учреждениям или же организациям различные транспортные средства, оборудование, сырье или же инвентарь, а также прочие материальные ценности для того, чтобы получить доход от реализации данных активов.

У такой компании нет возможности каким-либо образом распоряжаться недвижимым имуществом, и в случае необходимости его продажа может осуществляться только в том случае, если на это было получено непосредственное согласие со стороны собственника данного имущества.

Согласование различных сделок предприятия с любым имуществом, цена которого является более 150 000 000 рублей, проводится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, причем данное управление в процессе своей работы основывается на решении правительства РФ или же тех решениях, которые по его поручению принимаются заместителем председателя правительства.

В соответствии с действующим постановлением правительства различные сделки, связанные с продажей федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на правах хозяйственного ведения, проводится посредством продажи данного имущества через аукцион. Организатором в данном случае должно выступать само предприятие или же то лицо, которое действует на основании договора с определенным предприятием.

Программы деятельности

Взаимоотношения между государственным предприятием и собственником его имущества полностью регламентируются действующими постановлениями правительства.

В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.

Особенности финансов

Особенности финансов в данном случае основываются на методах формирования источников получения денежных ресурсов компании. Финансы, которые присутствуют у того или иного унитарного предприятия, значительно отличаются от финансов организаций и, в первую очередь, финансов акционерных обществ. Данные отличия заключаются в формировании уставного капитала, получении и дальнейшем использовании полученной прибыли, а также привлечении сторонних бюджетных источников финансирования или же заемного капитала.

Уставной капитал, который имеют унитарные предприятия, формируется посредством закрепленных оборотных и основных активов, а его размер отображается в балансе компании на дату утверждения данного устава. Уставной фонд унитарного предприятия выполняет точно такие же функции, как и уставной капитал каких-либо других коммерческих организаций. Помимо того, что данный фонд рассматривается как материальная основа для осуществления предприятием хозяйственной деятельности, именно он используется в качестве базового индикатора ее эффективности.

Если в конце финансового года цена чистых активов данного предприятия окажется меньше того минимального размера, который был установлен на дату государственной организации, и при этом на протяжении последующих трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена хотя бы до этого уровня, в таком случае собственником муниципального предприятия в обязательном порядке должно быть принято решение о его окончательной ликвидации.

  • 6. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
  • 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 8. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
  • 9. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности.
  • 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
  • 12. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификации.
  • 13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.
  • 14. Государственная регистрация коммерческих организаций.
  • 15. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, принципы, лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия.
  • 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.
  • 17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.
  • 18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность.
  • 19. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
  • 20. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
  • 22. Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.
  • 23. Понятие должника для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). Понятие, виды, правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
  • 24. Понятие и виды арбитражных управляющих. Обязательные условия членства в сро, требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность арбитражного управляющего.
  • 25. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 26. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 27. Внешнее управление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 28. Конкурсное производство как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 29. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 30. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
  • 31. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
  • 32. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 33. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 34. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
  • 38. Правовое положение бирж.
  • 39. Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.
  • 41. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда.
  • 42. Паевой инвестиционный фонд: понятие, типы. Возникновение и прекращение, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 43. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
  • 44. Субъекты малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения, государственная поддержка.
  • 45. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
  • 46. Понятие учетной политики организации.
  • 47. Правовой режим основных средств организации.
  • 48. Правовой режим оборотных активов организации.
  • 49. Правовой режим нематериальных активов организации.
  • 50. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
  • 51. Понятие и виды денежных средств организации. Правила хранения, учета и использования наличных денежных средств.
  • 52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет.
  • 53. Правовой режим прибыли коммерческой организации.
  • 54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.
  • 55. Обращение взыскания на имущество организации (индивидуального предпринимателя): основания, этапы, очередность.
  • 56. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации.
  • 57. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 58. Понятие и сфера применения антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.
  • 59. Государственный антимонопольный орган, его функции и полномочия.
  • 60. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
  • 63. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
  • 65. Понятие конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
  • 66. Понятие и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций в соответствии с антимонопольным законодательством.
  • 67. Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
  • 68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
  • 69. Понятие, цели, принципы стандартизации. Документы в области стандартизации.
  • 70. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы.
  • 71. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
  • 72. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
  • 73. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
  • 74. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции.
  • 75. Особенности заключения предпринимательского договора.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.

    Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

    В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

    Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

    Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

    Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

    Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

    Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

    Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

    Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

    Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения , создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

    Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

    В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

    Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

    Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

    "

    Унитарные предприятия не имеют право пользоваться имуществом. Законодательством об унитарных предприятиях установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие организации, обладающие имуществом, но не имеющим права распоряжаться им, даже если оно и было заработано в процессе производства. Оно является муниципальной собственностью. Кроме того, его нельзя делить и распределять по различным вкладам.

    Характеристика унитарного предприятия в 2019 году

    Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

    • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
    • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
    • членство не предусмотрено;
    • управление осуществляется единолично.

    Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

    • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
    • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
    • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

    Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе .

    При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

    Какие бывают формы муниципальный хозяйствующих субъектов

    Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

    • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
    • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

    Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций . Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

    Учредительный документ этого юридического лица - устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

    Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

    Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

    Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения . Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

    Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

    Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

    Имущество, принадлежащее унитарному предприятию

    Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

    • хозяйственное ведение;
    • оперативное управление.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом , продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями. В законе об этом четко прописано. Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

    Собственник имущества выполняет следующие задачи:

    • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
    • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
    • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
    • контролирует сохранность имущества.

    Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам . Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

    Достоинства и недостатки

    Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны.

    Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку , что спасает их от разорения. Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

    Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий.

    С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне , это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме того, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

    Реорганизация унитарных предприятий

    Реорганизация представляет собой прекращение действующих юридических лиц и создание новых.

    Закон об унитарных предприятиях предусматривает следующие виды их реорганизации:

    • слияние;
    • разделение;
    • присоединение;
    • преобразование;
    • выделение.

    Если имущество хозяйствующих субъектов принадлежит одному собственнику, то они реорганизуются при помощи слияния или присоединения.

    Если в результате разделения или выделения возникает имущество, то также, как и имущество реорганизованного юридического лица, оно должно относиться к этому собственнику.

    Если изменился вид хозяйствующего субъекта или его имущество перешло к другому собственнику государственного или муниципального имущества, эти изменения обязательно вносятся в устав унитарного предприятия.

    В заключение хочется сделать вывод, что унитарные предприятия имеют гражданские права только в определенной сфере деятельности , для которых они были созданы.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются особым видом юрлиц. Специфика в первую очередь связана с имущественным положением этих субъектов. Рассмотрим далее, что собой представляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    Общая характеристика

    Что такое унитарное гос. предприятие и МУП? Как выше было сказано, ключевым критерием выделения этих юрлиц выступает имущественный статус. Считается, что унитарные государственные и муниципальные предприятия - некоммерческие организации. Однако это не совсем так. Эти юрлица могут осуществлять предпринимательскую деятельность , однако она должна находиться строго в рамках целей, для которых они созданы. При этом вся прибыль должна идти на развитие унитарных предприятий. Они обладают определенным имуществом, однако имеют на него ограниченные права. Материальные ценности, вверенные учреждениям, являются неделимыми и не могут распределяться по долям, в том числе между сотрудниками.

    Отличительные черты

    Для лучшего их понимания отметим основные признаки государственного унитарного предприятия. Юрлицо создается путем выделения определенной части из общего имущества. В качестве собственника выступает государство. И именно за ним сохраняется право полного распоряжения имуществом, переданным в ведение ГУП. Материальные ценности предоставляются в хозяйственное ведение либо оперативное управление. В создаваемых юрлицах не предусматривается членство. Орган управления является единоличным.

    Причины создания

    Государственные унитарные предприятия, как форма управления государственной собственностью, могут образовываться с целью:

    1. Использования имущества, в отношении которого установлен запрет на приватизацию.
    2. Выполнения мероприятий, связанных с решением социальных задач. К ним в том числе относят реализацию определенной категории продукции и предоставление услуг по минимальной стоимости и организацию товарных и закупочных интервенций по изделиям первой необходимости.
    3. Обеспечения некоторых дотируемых видов работ и ведения убыточных производств.

    Это основные цели, для которых может создаваться государственное унитарное предприятие. Значение этого юрлица состоит в решении госзадач на коммерческой основе.

    Особенности нормативного регулирования

    В положениях ст. 11-115, а также 294-297 ГК регламентировано только юридическое положение предприятий. Правила норм не регулируют правовой статус сотрудников. Обязанности и юридические возможности работников предприятий определяются трудовым законодательством. Вместе с этим в нормах присутствует упоминание о работниках ГУПов и МУПов. Оно связано с имуществом. Как выше было указано, материальные ценности не могут распределяться между сотрудниками. Если же с согласия владельца юрлицо внесло вклад в уставный фонд унитарного предприятия, то он также становится имуществом общества.

    Дополнительные характеристики

    Муниципальные и унитарные предприятия России должны иметь устав и фирменное наименование. В названии юрлица должно содержаться указание на владельца имущества. В уставе должны присутствовать полные сведения о собственнике. В частности указывается конкретный субъект или орган территориальной власти. Если владельцем выступает РФ, то сведения об этом также должны присутствовать в уставе.

    Гражданское право и процесс

    Унитарные предприятия, в соответствии с ГК, не несут ответственности по обязательствам владельца имущества. Соответственно, при возникновении споров эти юрлица не будут выступать в качестве ответчиков. Между тем муниципальные унитарные предприятия, равно как и ГУПы, отвечают по своим долгам. Владелец имущества по их обязательствам ответственности не несет. Исключение составляют случаи банкротства, обусловленные действиями собственника.

    Формы юрлиц

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть двух видов. Классификация осуществляется в зависимости от типа прав на имущество. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым вверено имущество на праве хозяйственного ведения, образуются по решению уполномоченного института федеральной или территориальной власти.

    Устав

    Он выступает в качестве учредительного документа. Устав утверждается ведомством, министерством или иным органом, осуществляющим координацию и регулирование работы в соответствующей отрасли. В документе кроме обычных сведений, являющихся обязательными для всех юрлиц, указывается информация о целях и предмете деятельности, величине уставного фонда. Его размер не должен быть меньше 5000-кратного (для ГУПов) или 1000-кратного (для МУПов) МРОТ. Фонд должен быть полностью профинансирован владельцем имущества в трехмесячный срок с даты создания юрлица. Унитарные предприятия считаются единственными коммерческими структурами, которые обладают правами и несут обязанности, прямым образом связанные с деятельностью, указанной в уставе.

    Казенные учреждения

    При создании таких предприятий имущество передается им в оперативное управление. Владельцем материальных ценностей может быть регион, МО или РФ. В качестве учредительного документа также выступает устав. Он утверждается правительством, региональным или территориальным органом власти. Казенное учреждение не может распоряжаться имуществом, вне зависимости от того, движимое оно или недвижимое, без соответствующего разрешения собственника. Наименование юрлица должно указывать на его тип. По обязательствам казенного предприятия РФ субъект или МО могут нести субсидиарную ответственность. Это допускается в том случае, если имущества учреждения для удовлетворения требований кредиторов недостаточно. Образование и ликвидация муниципального унитарного предприятия, казенного в том числе, осуществляется по решению территориального органа власти. Прекращение деятельности ГУПа производится на основании постановления правительства или регионального уполномоченного органа.

    Особенности пользования имуществом

    При хозяйственном ведении унитарные предприятия могут распоряжаться вверенными материальными ценностями, доходами, выпускаемой продукцией (предоставляемыми услугами) самостоятельно. При этом должны учитываться ограничения, установленные законодательными и прочими нормативными актами. Оперативное управление предполагает обязательное получение согласия собственника на любые действия с имуществом.

    Права владельца

    Собственник решает вопросы, касающиеся создания предприятия, определяет цели и предмет его деятельности. В полномочия владельца входит контроль использования имущества по назначению, обеспечения его сохранности. Учредитель решает также вопросы, связанные с ликвидацией или реорганизацией предприятия.

    Ограничения

    Унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества. В законодательстве установлен запрет для учреждений, имеющих имущество в хозяйственном ведении, выступать в качестве учредителей других аналогичных юрлиц посредством передачи им части материальных ценностей, вверенных им владельцем. Такой порядок обусловливается необходимостью предупредить выход имущества из-под контроля.

    Источники образования имущества

    В качестве них могут выступать:

    1. Прибыль, которая получена в процессе осуществления своей деятельности.
    2. Имущество, предоставленное по решению владельца в качестве вклада в уставной фонд, или иные материальные ценности, переданные собственником.
    3. Заемные средства. К ним в том числе относят кредиты в банковских и иных финансовых организациях.
    4. Амортизационные отчисления.
    5. Капвложения и бюджетные дотации.
    6. Доходы (дивиденды), которые поступают от хозяйственных товариществ и обществ, в чьих уставных капиталах участвует юрлицо.
    7. Пожертвования и добровольные взносы граждан, учреждений, организаций.
    8. Прочие источники, существование которых не противоречит законодательству. К ним в том числе относят прибыль от предоставления имущества в аренду другим субъектам.

    Совершение сделок

    Унитарные предприятия не могут распоряжаться недвижимостью. Реализация объектов осуществляется исключительно по разрешению учредителя. При этом согласование сделок с недвижимостью, стоимость которых больше 150 млн руб., производится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства.

    Программы деятельности

    Взаимоотношения ГУПов с собственниками регламентируется правительственными постановлениями. Одним из таких актов утверждены правила по разработке программ деятельности рассматриваемых юрлиц и определению прибыли, подлежащей отчислению в бюджет. Часть доходов, как выше было указано, может направляться на развитие предприятия.

    Специфика финансовых ресурсов

    Одним из ключевых отличий унитарных предприятий от других, в первую очередь акционерных обществ, выступают способы формирования капитала, образования и использования дохода, привлечения заемных и бюджетных средств. Денежный фонд создается за счет оборотных и основных активов, закрепленных за юрлицом. Величина капитала отражается в балансе на дату утверждения учредительного документа (устава). Его функции аналогичны тем, которые выполняет денежный фонд любой другой коммерческой структуры. Кроме того что капитал выступает в качестве материальной основы для осуществления юрлицом его деятельности, он является своеобразным индикатором эффективности его работы. Если по завершении отчетного периода цена чистых активов станет меньше минимального размера, установленного законом на дату регистрации предприятия, и в трехмесячный срок не будет восстановлена, учредитель должен ликвидировать общество. Если за указанный период соответствующего решения принято не было, кредиторы могут потребовать досрочного выполнения либо прекращения обязательств и компенсации причиненных убытков.

    Прибыль

    Она выступает в качестве одного из важнейших источников финансирования. Прибыль образуется так же, как и в иных коммерческих структурах. Вместе с тем БК расценивает доход унитарных предприятий как источник неналоговых поступлений в бюджет. Ежегодно рассматриваемые юрлица осуществляют обязательные отчисления с полученной прибыли. Порядок, величину и сроки платежей утверждает правительство или региональные/территориальные структуры власти. Средства, оставшиеся после выплаты налогов и прочих отчислений, перераспределяются по фондам материального поощрения, социальных мероприятий и проч. Часть чистого дохода по решению учредителя может направляться на увеличение уставного капитала предприятия.

    Направления расходования средств

    Чистая прибыль может использоваться:

    1. На внедрение, освоение новых технологий и оборудования, проведение природоохранных мероприятий.
    2. Расширение и развитие финансово-хозяйственной деятельности, увеличение оборотных активов.
    3. Реконструкцию, строительство или обновление ОС.
    4. Выполнение научно-исследовательских мероприятий, изучение рыночной конъюнктуры и спроса.

    Унитарные предприятия могут использовать целевые источники финансирования. Такие ассигнования, как правило, направляются на реализацию определенных мероприятий и программ социальной направленности.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее предприятие) – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, этим они отличаются от иных коммерческих организаций.

    Уставный фонд предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

    Предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность коммерческие организации – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113–115 ГК РФ).

    Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между его работниками.

    Виды:

    – унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

    – унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

    Правоспособность предприятий не общая, а специальная, т. е. они могут осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в уставе предприятия.

    Деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности ограничивается.

    По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

    Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

    Собственники имущества предприятия не несут ответственность по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано самим собственником, при этом на него при недостаточности имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия.

    Устав унитарного предприятия – его единственный учредительный документ.

    Предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, за исключением случаев, установленных законом.

    Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

    Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в ведении предприятия.

    Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли.

    Деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом (программой) его финансово-хозяйственной деятельности.

    Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом.

    Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий определены в Законе о государственных и муниципальных предприятиях.