Он настанет, он настанет — мир великой чистоты.
И людей совсем не станет, будут только лишь скоты…
Джордж Оруэлл. Скотный двор

В 2016 году стратегическим направлением внешней политики США станет завершение переговоров по соглашению о (ТАТИП). Как сообщают СМИ, соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли с участием США и стран Европейского союза. На указанные государства приходится 60% мирового ВВП и 33% мировой торговли.

Кроме того, стоит задача ввести в действие (ратифицировать) соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), которое в октябре 2015 года подписали в Атланте (США) 12 государств. На страны ТТП, по оценкам, приходится 40% мировой торговли.

В обоих соглашениях участвуют США, доля которых в мировой торговле оценивается примерно в 10%. Таким образом, в случае вступления в силу обоих соглашений два трансокеанских партнерства будут контролировать 73% мировой торговли. Точнее говоря, контролировать торговлю будут Соединенные Штаты.

Казалось бы, для обеспечения свободной торговли был уже создан институт под названием Всемирная торговая организация (ВТО). В ВТО на сегодняшний день состоит 162 государства. С самого начала данная организация (до 1995 года она называлась Генеральным соглашением по тарифам и торговле - ГАТТ) была сконструирована таким образом, что решающий голос по ключевым вопросам оставался за странами Запада. США, Западная Европа, Япония, Канада, Австралия проводили либерализацию мировой торговли в интересах своих транснациональных корпораций (ТНК). Однако в последние годы делать это становится все труднее. Переговоры ведутся с 2001 года, развивающиеся страны пытаются облегчить доступ своих товаров (в первую очередь, сельскохозяйственных) на рынки западных государств, но за полтора десятилетия прогресса в переговорах достичь не удалось. Вашингтону и его союзникам все сложнее продвигать интересы своего бизнеса на мировых рынках товаров и услуг. Появление России среди членов ВТО в 2012 году еще больше осложнило проблемы Запада ввиду возможного создания блока стран БРИКС внутри этой международной организации.

Именно с 2012 года Вашингтон и начал создавать альтернативные ВТО площадки в виде двух трансокеанских партнерств, имея в виду, что Америка будет определять на этих площадках правила игры, а ВТО незаметно превратится в оболочку без содержания. Произведя такой маневр, Вашингтон рассчитывает: 1) восстановить свой контроль над мировой торговлей; 2) экономически ослабить Россию, Китай и другие страны БРИКС, оставив их в торговой изоляции.

Обычно говорят, что два партнерства, продвигаемые Соединенным Штатами, позволят им установить над мировой торговлей эффективный контроль. Не совсем так. Тут требуется три уточнения.

Первое. Инициатором обоих проектов действительно выступают США как государство, но данное государство действует в интересах транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), которые в конечном счете и будут контролировать мировую торговлю. А государство США отомрёт или, как ВТО, превратится в оболочку без содержания.

Второе. Под контроль ТНК и ТНБ будет поставлена не только торговля, но также экономика, социальная жизнь и политика всех стран, втянутых в упомянутые партнерства. Государства, вовлечённые в ТАТИП и ТТП, утратят большинство своих суверенных прерогатив.

Третье. Помимо двух трансокеанских партнерств, замысел включает в себя еще и третий элемент, о котором упоминают крайне редко. Это Trade In Services Agreement (TISA), Соглашение о торговле услугами (СТУ).

Предполагается, что все страны, которые подпишут соглашения ТАТИП и ТТП, присоединятся к СТУ. Если ТАТИП и ТТП представить в виде своеобразных троянских коней, то Соглашение о торговле услугами выглядит как оружие окончательной победы. Под «окончательной победой» имеется в виду полная ликвидация суверенных государств.

Еще полтора года назад никто не слышал об СТУ. Информация о готовящемся соглашении появилась летом 2014 года на сайте Wikileaks. Из этой информации следовало, что подготовка СТУ началась с 2012 года, инициаторами соглашения выступили США и Австралия. Постепенно круг участников переговоров расширился. На момент утечки информации в переговоры были втянуты уже 50 государств (включая 28 членов ЕС). Их суммарная доля в мировой торговле услугами приближается к 70%.

Подготовка СТУ имеет три ключевые особенности.

Во-первых, переговоры по СТУ ведутся за пределами ВТО. В рамках ВТО, как известно, действует Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services - GATS). Учитывая, что в сфере международной торговли услугами остается масса нерешенных проблем, было бы логично решать их путем доработки ГАТС. Однако США и их союзники решили, что им тесно в рамках ВТО, они организовали параллельную переговорную площадку. Фактически это разваливает организацию, имеющую историю почти в 70 лет (ГАТТ возникло в 1947 году).

Во-вторых, к обсуждению проекта СТУ упорно не приглашают Россию, Китай, Индию, Бразилию, ЮАР. Их даже официально не уведомили о существовании такого проекта. Фактически это политика их изоляции. То есть СТУ нацелено не на сотрудничество, а на противостояние. Недаром Барак Обама говорит, что Америка не может позволить таким странам, как Китай, писать правила глобальной экономики. Мол, эти правила должны писать США.

В-третьих, СТУ до лета 2014 года разрабатывалось в условиях секретности. Более того: если соглашение будет подписано, то его содержание останется секретным ещё в течение пяти лет. Если подписание не состоится, то всё равно в течение пяти лет на материалах переговоров будет оставаться гриф «секретно». Игры в демократию окончены.

От ЕС переговоры по СТУ вела Европейская комиссия (ЕК) без согласования со странами-членами ЕС и Европарламентом. До середины 2014 года Европейский парламент был вообще не в курсе переговоров по СТУ, однако летом 2014 года Комитет по международной торговле (INTA) начал интересоваться переговорным процессом ввиду серьезных озабоченностей, возникших после публикации Wikileaks. Депутат Европарламента Вивиан Рединг была назначена докладчиком по СТУ. На пресс-конференции 13 января 2015 года она жаловалась на полное отсутствие прозрачности переговорного процесса и отметила, что прозрачность является ключевым условием и что необходимо обеспечить участие в этом процессе Европарламента, социальных партнеров и неправительственных организаций. Тем не менее в марте 2015 года под давлением общественности государства-члены ЕС официально делегировали ЕК полномочия на ведение переговоров по СТУ.

Переговоры ведутся в Женеве. Формально они начались в марте 2013 года. Прошло уже 15 раундов переговоров, последний состоялся в декабре 2015 года, следующий, 16 раунд намечен на февраль 2016 года. Сопредседателями этих встреч поочередно выступают США, ЕС, Австралия. Теперь после каждого раунда переговоров стали публиковаться меморандумы и пресс-релизы, но это пустые бумажки, в которых нет содержания.

Перечислим основные особенности СТУ.

Во-первых, СТУ предусматривает, что правила игры на рынках услуг с момента введения в действие соглашения будут определяться не национальными государствами, а некими наднациональными институтами. Государства теряют право принимать какие-либо законы и нормативные акты, ухудшающие условия ведения бизнеса на рынках услуг.

Во-вторых, предусмотренное СТУ регулирование затрагивает не только рынок коммерческих услуг (транспорт, туризм, гостиничный бизнес, связь, бытовое обслуживание и т.п.), но и важнейшие функции государства. В терминах СТУ это «услуги государства».

В-третьих, СТУ предусматривает, что государство постепенно должно отказываться от предоставления услуг населению, передавая этот вид деятельности частному бизнесу.

Здесь позволю себе отступление. Если приучить народ к понятию «услуги государства» (первый шаг), то дальше можно сделать следующий шаг: внушить людям, что эти «услуги» должны быть платными. Тогда третьим шагом станет внушение людям представления о том, что «услуги» не обязательно должны предоставляться государством, дешевле и качественнее это сделает частный бизнес. И тогда частный бизнес «эффективно» займётся оказанием населению жилищно-коммунальных, медицинских, образовательных и прочих услуг. Как это выглядит на деле, все знают.

В-четвертых, СТУ требует полностью открыть национальный рынок «услуг», куда придут ТНК и ТНБ. В итоге государство как сфера «общих общественных интересов» должно будет отмереть.

Эксперты, изучавшие рабочие документы переговоров по СТУ («утечки» происходят, несмотря на все меры предосторожности со стороны организаторов переговоров), сообщают следующие подробности.

В первую очередь СТУ уничтожает социальные функции государства (образование, здравоохранение, коммунальные услуги), которые перейдут к наднациональным структурам. Далее будет ликвидировано государственное регулирование финансового сектора экономики. Прежде всего, это страхование и банки. Их также должны регулировать наднациональные органы. СТУ предусматривает дальнейшую либерализацию финансовых рынков (несмотря на то, что финансовый кризис 2007-2009 гг. показал: это делать нельзя). Важнейшая часть грядущей финансовой реформы (и глобального управления в целом) - это перевод денежного обращения полностью в безналичную форму. Так легче управлять процессом «потребления услуг» гражданами. Неугодных граждан будет очень просто отключить от системы «услуг».

Наконец, особое внимание уделено сфере информационных услуг (СМИ, Интернет, библиотеки). СТУ предусматривает установление жесткого контроля над населением с помощью информационно-коммуникационных технологий, которые позволят отслеживать соответствие граждан стандартам, установленным наднациональными институтами (мировым правительством).

TISA представляет собой проект приватизации государства в части социальных, финансовых и информационных услуг. Выгадают от этого проекта не миллионы и миллиарды людей, а семьи мировой олигархии, выстраивающие планетарный концлагерь под названием «глобальное управление».

Знакомство с документами показывает, что речь идет о плане окончательного захвата власти в мире финансовой олигархией, хозяевами денег. Тут уже нет места пустопорожней демагогии по поводу «демократии», «прав человека», «социальной ответственности бизнеса». Тут все жёстко, конкретно, серьёзно, с пошаговым движением в заданном направлении. Это проект окончательного перехода к новому мировому порядку - примерно такому, как его описал Джордж Оруэлл в романах «1984» и «Скотный двор». Хозяева денег спешат. Подписание Соглашения о торговле услугами запланировано на 2020 год, но существует вероятность того, что процесс будет форсирован.

Валентин Юрьевич Катасонов , д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Международная торговля услугами [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Мировая экономика столкнулась с рядом вызовов в условиях международного системного кризиса. В соответствии с концептуальной моделью международной торговли рынки других стран позволяют извлекать дополнительную прибыль, при этом участие в торговле услугами в мировом масштабе ведет к повышению роли внешней торговли в удовлетворении потребностей и развитии национальных экономических систем.

Понятие международной торговли услугами

Международная торговля представляет собой международный обмен товарами и услугами путем их экспорта и импорта. Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

В рамках международной торговли продаются и покупаются товары и услуги, которые впоследствии перемещаются между различными странами. Предмет международной торговли – товары и услуги в рамках различных отраслей.

Международная торговля, как модель экономических отношений сформировавшаяся в глубокой древности, получила серьезный импульс вследствие интенсификации мирохозяйственных связей и продолжает оставаться преобладающей формой международных экономических отношений. Вместе с тем, международные экономические отношения характеризуются интенсивным ростом мировой торговли услугами , что существенным образом влияет на развитие национальных экономических систем различных стран. В соответствии с этим, различные страны могут по-разному использовать возможности международной торговли услугами для развития своих национальных экономик, экспортируя услуги, которыми они обладают, для импорта услуг, в которых нуждается страна.

В рамках внешнеэкономической деятельности услуга – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц на основе договорных отношений между производителем и потребителем услуг. Особенностью услуг является их нематериальный характер, они реализуются и потребляются в процессе их оказания.

Международная торговля услугами является составной частью внешней торговли. Внешняя торговля – это обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.

Товарная специализация внешней торговли

– это внешняя торговля услугами между резидентами и нерезидентами каких-либо стран, соответственно, под экспортом услуг понимается их предоставление нерезиденту, а под импортом – получение резидентом различных услуг от нерезидентов.

Базой международной торговли является международное разделение труда. Увеличение объемов международной торговли услугами стало возможным благодаря развитию материального производства, которое выступает фундаментальным фактором роста сферы услуг, а также углублению международного разделения труда непосредственно в сфере услуг, что привело к значительной дифференциации различных видов услуг. В результате, с учетом специфики производства, эффект масштаба и уровень технологии, две страны с похожим набором ресурсов могут извлекать обоюдную выгоду от торговли услугами друг с другом.

Внешняя торговля, обеспечивая движение товаров и услуг между государствами, непременно приводит к появлению ряда противоречий и проблем, которые следуют из значительных расстояний между странами, временных затрат, разных традиций, национальных валют и т.д. Вместе с тем, в рамках внешней торговли услугами секторальное разделение на направления торговых потоков по классификации ЮНКТАД имеет несколько обобщенных групп:

К транспортным услугам относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого и транспортными средствами: воздушным, железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, морским и прочими видами, включая трубопроводный.

Туристические услуги охватывают оборот услуг в рамках въездного/выездного туризма и включают, главным образом, услуги гостиниц, курортных мест, рекреационные услуги и т.д.

Финансовые услуги охватывают услуги, предоставляемые финансовыми посредниками в связи с оказанием кредитных услуг, осуществлением операций с ценными бумагами, лизингом, операциями с иностранными валютами и т.п.

IT и телекоммуникационные услуги включают операции между резидентами и нерезидентами по обслуживанию систем связи, услуги по обработке данных, информации и т.д.

Развитие международной торговли услугами

В сфере международной торговли услугами в последние десятилетия имеют место следующие тенденции изменений:

  1. В структуре мировой торговли услугами происходит снижение удельного веса транспортных услуг в пользу туризма и телекоммуникационных услуг;
  2. Увеличивается доля сложных услуг, имеющих высокую добавленную стоимость, за счет высоких темпов расширения их мирового экспорта и импорта.

Увеличение туризма в мировом обороте услуг осуществляется за счет интенсификации развития данной отрасли в странах, являющихся популярными дестинациями, а также странах с уникальными туристическими объектами и значительным потенциалом. Расширяется объем IT и телекоммуникационных услуг, что обусловлено бурным развитием данной отрасли в последние десятилетия. Тенденции роста объемов международной торговли услугами с высокой добавленной стоимостью определяются развитием материального производства, которое выступает фундаментальной базой такого типа услуг.

Для регулирования международной торговли услугами используются те же инструменты, что и для регулирования международной торговли товарами:

  • таможенные пошлины,
  • таможенные тарифы,
  • нетарифные барьеры,
  • государственная монополия внешней торговли.

Предметом регулирования в международной торговле услугами выступают непосредственно нетоварные коммерческие сделки, которые заключаются между субъектами двух и более независимых стран. Данный подход предполагает, что существуют торгуемые и не торгуемые на внешних рынках услуги. К не торгуемым услугам относятся коммунальные услуги, социальные, личные услуги и т.п., т.е. все, что потребляется внутри национальных рамок. Все остальное с точки зрения мировой торговли относится к торгуемым услугам.

Торгуемые услуги

Виды услуг

Подвиды услуг

Транспортные услуги

Пассажирские перевозки

Международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг

Грузовые перевозки

Международная перевозка грузов всеми видами транспорта

Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)

Услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

Услуги связи

Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи

Строительные услуги

Комплекс услуг по строительству объектов за рубежом

Страхование

Оказание услуг по страхованию нерезидентов страховыми компаниями-резидентами

Финансовые услуги

Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (услуги по открытию аккредитивов, обмену валюты, брокерские услуги и т.д.)

Компьютерные и информационные услуги

Консультации в области компьютерных программ, обработка данных, пользование базами данных, обслуживание компьютеров, подписка на информационные линии и т.д.

Роялти и лицензионные платежи

Пользование правами собственности на объекты промышленной собственности и авторские и смежные права

Другие бизнес-услуги

Посреднические

Комплекс посреднических услуг по поиску партнера, исследованию рынка и т.д.

Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования

Личные, культурные и рекреационные услуги

Аудиовизуальные услуги

Услуги по производству фильмов, радио – телевизионных программ, компакт-дисков

Услуги, связанные с проведением выставок, спортивных и иных мероприятий

Правительственные услуги

Услуги по поставе товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

В соответствии с данным подходом и в целях отражения стоимости таких сделок применяется факторное определение торгуемых услуг.

Факторные услуги определяются как платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, в первую очередь, капитала и рабочей силы, т.е. выплата дивидендов по инвестициям, зарплата нерезидентам и т.д. Не факторные услуги – это остальные виды торгуемых услуг, включая транспортные, туристические, телекоммуникационные, иные нефинансовые услуги.

Таким образом, можно сделать вывод, что международная торговля услугами расширяется с развитием научно-технического прогресса и новых технологий, при этом потребность в услугах существенно увеличивается ежегодно, играя важную роль не только развитии мировой торговли, но и в развитии национальных экономики отдельных стран. При этом из развития сферы услуг и внешней торговли услугами особую выгоду извлекают развивающиеся страны, которые могут за счет этого обеспечить себе экономический рост, повышение уровня конкурентоспособности и увеличение объемов международной торговли. Кроме того, этому способствует диверсификация экспорта услуг за счет появления новых и сопутствующих видов услуг, что стимулируется постоянно растущим спросом на мировом рынке. Данные тенденции поддерживают также развитие мировой торговли услугами, что способствует увеличению ее масштабов за счет вовлечения развивающихся стран.

Роль международной торговли услугами

Значение внешней торговли услугами в международных экономических отношениях постоянно растет, хотя и не наблюдается детерминированной равномерной тенденции. В частности, существенное ускорение роста объемов международной торговли услугами началось в последние десятилетия XX века и в начале XXI века, когда увеличение масштабов международной торговли в целом приобрело экспоненциальный характер. Общая динамика международной торговли способствовала усилению зависимости от внешнеторговой деятельности отдельных стран, которые ориентировали свою национальную экономику на экспорт. В отношении международной торговли услугами подобные тенденции были сильны для стран, в которых основную долю в экспортных доходах от торговли услугами составляли транспортные и туристические услуги. В первом случае это особенно проявилось в отношении стран-транзитеров, которые стали критично зависеть от состояния международной торговли товарами, которые транспортировались через них, что напрямую сказывалось на доходах от экспорта транспортных услуг. Во втором случае снижение активности туристов вследствие каких-либо проблем или кризисных тенденций непременно вело к снижению доходов от туристических услуг.

Результатом сложившейся ситуации стало обострение конфликтов между отдельными странами, диверсификация деловых контактов, распространившаяся на многие сферы международной торговли услугами, а затем и на смежные сферы человеческой деятельности.

Для развивающихся стран внешнеэкономические конфликты стали приобретать системное значение, так как национальная экономика большинства таких стран испытывает существенную зависимость от результатов внешнеторговой деятельности. Такая зависимость определяется существенной доли экспортных доходов в структуре ВВП, либо наличием необходимости импорта критически важных товаров и услуг. Учитывая рост объемов и значимости международной торговли услугами, это обуславливает возрастание их значимости для экономики развивающихся стран в рамках общей тенденции роста зависимости от внешнеторговой деятельности.

Страны, относимые к категории развивающихся, критически зависимы от мировой торговли, в отличие от развитых с стран и стран с переходной экономикой, которые могут существовать не испытывая существенных проблем, если вдруг мировая торговля резко прекратится полностью.

При этом масштаб диспропорций между различными странами, интеграционными союзами и экономическими объединениями, не прекращая расти, привел к усилению противоречий в международной торговле. Кроме того, международная торговля услугами, являясь сложным и противоречивым процессом, испытывает данные противоречия в значительной степени.

Для развивающихся стран внешнеторговая деятельность в сфере услуг определяемая стремлением к экономической независимости национальной экономики объективно обуславливает рост интернационализации всей ее хозяйственной деятельности в сфере услуг. В совокупности это требует усиления взаимозависимости стран, которые так или иначе входя в различные экономические объединения.

Соответственно, дальнейшее углубление международного разделения труда в сфере услуг является объективным процессом, однако современная модель мировой торговли услугами требует изменения в целях повышения справедливого распределения благ между странами, которые участвуют в международной торговле, в пользу развивающихся стран. Объем мировой торговли услугами по данным Всемирного банка в 2015 году составил 9,41 трлн. долл. (4,84 трлн. долл. экспорт, 4,57 трлн. долл. импорт), в 2016 году – 9,49 трлн. долл. (4,86 трлн. долл. экспорт, 4,63 трлн. долл. импорт).

В настоящее время наибольшие выгоды из мировой торговли услугами извлекают страны Европы, на чью долю приходится около половины всего объема международной торговли услугами.

Структура международной торговли услугами в разрезе географических регионов и интеграционных союзов, %

Географический регион / интеграционный союз

Итого по регионам

Европейский Союз

Итого по регионам

Европейский Союз

Общая доля интеграционных союзов

Является важным экономическим показателем для каждой страны. Подобные взаимоотношения между государствами обеспечивают необходимыми товарами и услугами обе стороны. Статистика торговли помогает отслеживать динамику товарооборота во всем мире и отдельных стран.

Статистика торговли показывает, что в 2016 году доход от мирового экспорта составил 16 трлн. долларов, что на 502 млрд. (3%) меньше предыдущего года. Крупнейшими в мире экспортерами были такие страны:

  1. Китай – 2,1 трлн.
  2. США – 1,5 трлн.
  3. Германия – 1,3 трлн.

Статистике внешней торговли США показывает, что товарооборот между Америкой, Китаем и Германией составил 990 млрд. долл. Развивающиеся страны также поставляли большую часть экспорта в США (1,2 трлн.).


Статистика внешней торговли Германии показывает, что профицит внешнеторгового оборота ФРГ достиг 252,9 млрд. евро (+3,5%). Экспорт из страны увеличился на 1,2%. В таблице представлены основные партнеры Германии:

  1. Китай.
  2. Франция.
  3. Нидерланды.

Статистика внешней торговли Казахстана в 2016 году зафиксировала падение объема экспорта ниже уровня 2007 года – 36,8 млрд. . Максимальный показатель был зафиксирован в 2012 году – 86,4 млрд. Импорт в 2016 году составил 25,4 млрд.

Сальдо внешней торговли Беларуси (товары и услуги) в 2016 году уменьшилось и составило минус 49,8 млн. долларов. Экспорт составил около 29,7 (-9,3%) млн., а импорт – 29,8 млн. долларов (-8,8%). Оборот розничной торговли по статистике уменьшился на 4,2%. Показатель составил около 37 млрд. руб.

Одним из наиболее перспективных направлений является сеть фирменных производственных предприятий. Статистика фирменной торговли в РБ:

Международная торговля


Статистика международной торговли в 2016 году зафиксировала рост показателей на 1,3%. Мировой товарооборот достиг 16 трлн. долларов. При этом экспорт коммерческих услуг составляет 4,77 трлн.

Статистика международной торговли ВТО показывает, что в 2016 году объем импорта развитых стран увеличился на 2%, а в развивающихся странах – на 0,2%.

Статистика мировой торговли показывает, что среди 10 крупнейших экспортеров телекоммуникационного оборудования (ТО) наибольшее снижение демонстрирует Китай (-8%). Однако он по-прежнему обеспечивает около 1/3 мирового экспорта ТО.

Экспорт Республики Корея снизился на 4%. Экспорт Европейского Союза и США остался на уровне 2015 года.

По данным ВТО – Китай, США, Германия, Япония и Франция обеспечили 38% мирового товарооборота. На долю членов ВТО приходится 98,2% мировых товаров. Доля Азии, Европы и Северной Америки составляет 88% от этой суммы.

Статистика международной торговли товарами показывает, что наибольший рост достигнут благодаря промышленной (+37%) и сельскохозяйственной продукции (+67%). ЕС является главным экспортером сельскохозяйственной продукции. Топ-10 стран-экспортеров, которые обеспечили 73% мирового сельскохозяйственного экспорта:

В 2016 году Европейский Союз остался крупнейшим экспортером железа и стали. Следом идут Китай, Япония, Корейская Республика и Россия.

В 2018 году планируется открытие российско-монгольско-китайского экономического коридора. Это позволит увеличить объемы товарооборота между государствами. Страны партнеры смогут доставлять различные грузы из Китая в РФ через Монголию всего за 4 дня.

Российская Федерация

С 2012 года Россия является членом Всемирной торговой организации. Наложенные экономические санкции негативно отразились на внешних отношениях с партнерами. Статистика внешней торговли России показывает, что товарооборот упал на 6,9% и составил 804,7 млрд. долларов.

Статистика внешней торговли зафиксировала положительные изменения лишь со второй половины 2016 года. Решающий фактор – рост на нефть.

Статистика внешней торговли РФ в 2017 году демонстрирует увеличение оборота на 24,7% (588 млрд. долларов). Сальдо достигло до 130,6 млрд. (+24,8%).

По данным ФТС, показатели экспорта выросли на 24,8% (359 млрд. дол.), а импорта на 24,5% (228 млрд.). ВЭД России в долларах (2014–2017 гг.):

О географической и товарной структуре можно подробно ознакомиться по ссылке http://ru-stat.com/date-Y2014-2017/RU/trade.

Статистика торговли России показывает, что 42,2% внешнеторгового оборота приходится на ЕС. Доля стран ЕАЭС – 8,7%, СНГ – 12,4%, АТЭС – 30,5%.

Согласно таможенной статистике внешней торговли товарооборот со странами дальнего зарубежья достиг 511 млрд. долларов, что на 24,6% больше чем в 2016 году. Доля экспорта составила 309,3 млрд. долларов (+24, 8%), импорта – 202,5 млрд. (+24,4%).

В 2016 году товарооборот с Китаем увеличился на 31,5% и составил 87 млрд. дол. Главные зарубежные партнеры РФ:

  1. Китай.
  2. Германия.
  3. Нидерланды.
  4. Италия.
  5. Турция.

Экономическая статистика торговли показывает, что в страны дальнего зарубежья больше всего экспортируют топливно-энергетические товары. Статистика внутренней торговли зафиксировала рост на 1% в 2017 году. Показатели составили около 15% России. Предыдущие два года наблюдалось снижение показателя.

По данным ФТС, за первое полугодие 2017 года возбуждено 1 327 уголовных дел, что на 24% больше чем за такой период 2016. показывает, что убытки от незаконно перемещенных через таможенную границу составили более 20,2 млрд. руб.

Розничная торговля

Статистика розничной торговли показывает, что в 2017 году товарооборот ритейла составил 2,9 трлн. руб., что на 3,1% больше чем в 2016. В данной сфере задействовано около 11 млн. человек. То есть 18% трудовых ресурсов.

На торгующие организации и предпринимателей приходится 99,5% оборота. Статистика розничной торговли в России показывает, что доля продуктов (включая напитки, табачные изделия) составляет 48,2%. Доля непродовольственных товаров – 51,8%.

Статистика розничной торговли в 2017 году зафиксировала увеличение объемов продаж продуктов на 0,5% (14,4 трлн. руб.). Непродовольственный сектор вырос на 1,9%. Показатели достигли 15,4 трлн. руб.

Сегодня ни один регион не может обеспечить минимальный перечень товаров для своего . Поэтому в России, активно развивается межрегиональная торговля. Статистика показывает, что товарооборот между Петербургом и Якутском вырос в 3 раза. Тогда как межрегиональный товарооборот по Воронежской области увеличился всего на 2%.

Оптовая торговля

Статистика оптовой торговли показывают, что в 2017 году оборот составил 66 трлн. руб., что на 5,9% больше, чем в 2016. Оборот продаж по годам:

Статистика торговли показывает, что организации обеспечили 80,9% оборота. В денежном выражении – 53 трлн. руб. Факторы, которые ограничивают деятельность оптовиков:

  1. Неплатежеспособность покупателей – 64,8%.
  2. Высокий уровень – 55,6%.
  3. Транспортные расходы – 43%.
  4. Недостаток финансовых средств – 40,4%.

В 2016 году объем фармацевтического рынка вырос на 6,7%. Показатели составили 1,344 трлн. руб. Наблюдается увеличение продаж отечественных препаратов. На долю Российских производителей приходится 29% объема . В денежном эквиваленте – 389 млрд. руб. выявила лидеров оптовой торговли фармацевтической продукцией. На 1 месте находится организация Протек. На ее долю приходится 21,5% от общих продаж.

Взаимная торговля ЕАЭС

Статистика взаимной торговли стран ЕАЭС показывает, что за 2016 год товарооборот составил около 43 млрд. долларов. Объем экспортных поставок:

Статистика взаимной торговли таможенного союза демонстрирует снижение экспорта у Казахстана (-23,2%). В России показатель уменьшился на 7%. Причина – сокращение поставок минеральных продуктов (-20,6%).

Статистика взаимной торговли показывает, что в 2016 году экспортные поставки Армении на рынок ЕАЭС выросли в 1,5 раза. Экспорт продукции Кыргызской Республики вырос на 11,4%. Показатели Республики Беларусь возросли на 3,4%.

По данным ООН, постоянно увеличивается число мужчин, которых вовлекают в или используют в качестве дешевой рабочей силы. Количество жертв во всем мире достигает 21 млн. человек. Большая часть приходится на страны восточной Европы и СНГ. Количество людей в рабстве по странам:

Какая статистика торговли людьми в Украине? За 6 шесть месяцев 2017 года пострадало 156 украинцев, что больше в 2 раза, чем в 2016. Среди жертв 119 женщин и 37 мужчин.

Онлайн-торговля

Статистика интернет-торговли демонстрирует увеличение товарооборота в России на 21%. Показатели достигли 920 млрд. руб. Около 90% покупок в зарубежных интернет-магазинах приходится на Китай, 4% – Евросоюз, 2% – США.

Статистика интернет-торговли в России зафиксировала, что 16% продаж осуществлялись через мобильные устройства. Самые активные регионы – Москва, Московская область и Санкт-Петербург.

Статистика трансграничной торговли демонстрирует рост показателей в 2016 году на 37%. Общая сумма 301,8 млрд. руб., что составляет около 33% рынка РФ.

Рынок Форекс

Статистика торговли показывает, что 3/4 всех сделок совершают американские банки. Германия также активно участвует в торговле валютными парами – 10% от общего оборота.

Дневной оборот рынка Forex в 2016 году составлял 5,1 трлн. долларов. По прогнозам к 2020 году показатель достигнет 10 трлн. Успешно торговать получается лишь у 8–10% трейдеров. Статистика торговли рынка Forex (суточный оборот):

Показатель роста объемов мировой торговли в 2016 г. не изменится по сравнению с 2015 г. и составит 2,8%, а в 2017 г. эта цифра может увеличиться до 3,6%. Таковы прогнозы экономистов ВТО, опубликованные 7 апреля 2016 года.

Слабый, но все же положительный (+2,8%) рост физических объемов мировой торговли товарами в 2015 г. происходил на фоне значительного сокращения (на 13%) показателей международной торговли в долларовом эквиваленте, с 19 до 16,5 трлн долларов США. Причинами этого стали значительные колебания обменных курсов валют и цен на сырьевые товары, вызванные замедлением экономического роста в Китае, стабильным производством топлива в США и противоречивыми мерами денежно-кредитной политики в ведущих мировых экономиках. Волатильность финансовых рынков также негативно повлияла на деловое и потребительское доверие, что могло поспособствовать снижению глобального спроса на некоторые товары длительного пользования.

«По-прежнему наблюдается позитивный рост торговли, хотя темпы его разочаровывают, – отметил Генеральный директор ВТО Роберто Азеведу. – Текущий год будет уже пятым подряд, когда рост объемов торговли не превышает 3%. Кроме того, хотя объемы торговли растут, в денежном эквиваленте наблюдается падение, вызванное изменениями валютных курсов и снижением цен на сырьевые товары. Это может подорвать хрупкий экономический рост в уязвимых развивающихся странах. Остается также угроза “ползучего протекционизма”, поскольку многие правительства продолжают применять торговые ограничения и общее количество таких барьеров продолжает увеличиваться».

«Однако мы должны воспринимать эти цифры в контексте. Члены ВТО могут предпринять ряд шагов для того, чтобы использовать торговлю для активизации глобального экономического роста – от сокращения количества ограничительных торговых мер до имплементации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли. Это Соглашение позволит значительно снизить торговые издержки по всему миру, тем самым потенциально повышая объемы торговли на 1 трлн долларов ежегодно», – добавил Роберто Азеведу.

Ранее сообщалось, что реализация положений Соглашения по упрощению процедур торговли позволит существенно снизить торговые издержки и принесет значительную выгоду развивающимся странам (подробнее читайте в материалах «Мостов» от и ). Украина ратифицировала Соглашение в ноябре 2015 года (подробнее – в «Мостов» от 9 ноября 2015 г.).

В 2015 г. страны Содружества Независимых Государств (СНГ) экспортировали товаров на сумму 500 млрд долл. США (из них Россия – 340 млрд долл. США), при этом сокращение экспорта в 2013 г. составило 2,4%, 2014 г. – 5,7% и в 2015 г. – 32% (в России – 1,1%, 4,9% и 31,6% соответственно). Что касается импорта товаров, то в странах СНГ в 2015 г. он сократился до 345 млрд долл. США (в России – до 194 млрд долл. США), при этом в 2013 г. импорт уменьшился на 0,1%, 2014 г. – 11,4%, 2015 г. – 31,9% (в России – на -1,8%, 9,8% и 37%).

По оценкам экспертов ВТО, рост экспорта товаров из стран Европы в 2016-2017 гг. составит 3,1% и 4,1% по сравнению с 2% и 3,7% в 2014-2015 гг., Азии – 3,4% и 4% (4,8% и 3,1%), а из Африки, Ближнего Востока и СНГ – 0,4% в 2016-2017 гг. (0% и 3,9% в 2013-2014 гг.). В то же время прирост импорта товаров в страны Европы в 2016-2017 гг. достигнет 3,2% и 3,7% по сравнению с 3,2% и 4,3% в 2014-2015 гг., Азии – 3,2% и 3,3% (3,3% и 1,8%), а в государства Африки, Ближнего Востока и СНГ – -1% и 1% (-0,5% и -3,7%).

В целом в 2016 г. экспорт из развитых и развивающихся стран увеличится приблизительно одинаково, на 2,9% и 2,8% соответственно. В то же время развитые страны будут более активными экспортерами (3,3% по сравнению с 1,8% в развивающихся странах). Наибольший рост прогнозируется в Азии – 3,4%, Северной Америке и Европе – 3,1%, Южной и Центральной Америке – 1,9%, а в странах Африки, Ближнего Востока и СНГ этот показатель будет минимальным – 0,4%. В Северной Америке увеличение импорта ожидается на уровне 4,1%, Азии и Европе – 3,2%, а в государствах Южной и Центральной Америки, Африки, Ближнего Востока и СНГ импорт продолжит падение на фоне низких цен на нефть и другие сырьевые товары.

Спад мировой торговли коммерческими услугами в 2015 г. в долларовом эквиваленте был менее значительным (6,4%, до 4,7 трлн долл. США), чем в торговле товарами. При этом в сфере услуг, напрямую связанных с товарооборотом, было зафиксировано более ощутимое падение. Например, общий объем предоставленных транспортных услуг сократился на 10,3%, до 870 млрд долларов США.

В 2015 г. страны Африки, Ближнего Востока и СНГ экспортировали коммерческих услуг на сумму 320 млрд долл. США (в том числе Россия – 49 млрд долл. США), а импортировали – на сумму 550 млрд долл. США (Россия – 85 млрд долл. США). При этом ежегодный прирост экспорта и импорта в 2013 г. составлял соответственно 3,3% и 7,3% (в России – 12,4% и 17,8%), 2014 г. – 0,9% и 4,3% (-6,2% и -5,4%) и в 2015 г. – -5,9% и -10,9% (-24,5% и -28,3%).