Машиностроение

Машиностроение и металлообработка получили значительное развитие и производят широкий ассортимент продукции.

Отрасль включает практически все важнейшие подотрасли и производства. Сложившаяся к началу 80-х годов ее структура отражала особенности начала индустриализации страны, в ходе которой приоритетным было изготовление оборудования для тяжелой и текстильной промышленности. Реформа экономики в 80--90-е годы обусловила опережающий рост производства товаров широкого потребления: часов, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин и др. Внедрение системы «семейного подряда» в сельском хозяйстве потребовало резкого увеличения выпуска мотоблоков и маломощных тракторов. Активное участие иностранного капитала в производстве продукции транспортного машиностроения определило существенный рост производства автомобилей, а также других транспортных средств. В результате в структуре машиностроения возросла доля электроники и электротехники, тракторо- и автомобилестроения, сохранился высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, значительную роль начала играть авиакосмическая промышленность .

Отрасль долго развивалась экстенсивным путем: при низкой производительности труда быстро увеличивалось количество предприятий, стремительно расширялся парк станков и росла численность занятых. В настоящее время в КНР примерно столько же предприятий машиностроения и металлообработки, сколько в США, парк станков больше, численность занятых в 1,5 раза выше. Однако производительность труда и общий выпуск продукции существенно ниже .

В машиностроении КНР наряду с высокотехнологичными современными предприятиями (созданными преимущественно с участием иностранного капитала) широкое распространение получили небольшие, технически слабооснащенные кустарные заводики. Значительная часть предприятий отрасли -- универсальные, вырабатывающие в своих цехах большую часть комплектующих изделий. Крупных специализированных заводов немного. В отрасли все еще невысока серийность изготовляемой продукции, что в значительной степени -- наследие приоритета тяжелой, особенно военной, промышленности.

Особенности внешней торговли продукцией машиностроения таковы: импорт существенно превышает экспорт, хотя ускоренный рост экспорта сокращает этот разрыв.

Тяжелое машиностроение -- одно из самых развитых в отрасли -- традиционно ориентировалось на удовлетворение потребностей других отраслей индустрии внутри страны. Поэтому сложилось производство энергетического, нефтепромыслового, металлургического, горнодобывающего оборудования. В Северо-Восточном Китае с его крупной добывающей и развитыми базовыми отраслями индустрии сложился главный ареал тяжелого машиностроения. Ряд крупных предприятий находится в Харбине, Шэньяне и т. д. Восточный Китай -- второй по значению район тяжелого машиностроения, однако в нем слабее сырьевая база, уже круг потребителей, меньше крупных центров. В Северном Китае с его развитой угледобычей изготовляют преимущественно горно-шахтное оборудование .

Станкостроение -- одна из главных отраслей. По производству станков Китай входит в число ведущих производителей в мире. Однако, несмотря на высокий уровень самообеспеченности в массовых типах и видах станков, КНР импортирует наиболее сложные и совершенные станки из США, Японии, стран Западной Европы. Вместе с тем станки вывозятся в десятки стран мира. Производство станков характеризуется рассредоточенностью, наличием большого количества небольших предприятий. На этом фоне выделяются крупные центры, дающие основную массу продукции. Это крупные города, образующие группировки в Северо-Восточном Китае (Шэньян, Цицикар, Далянь и др.), в устье Янцзы (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), а также столичный регион (Пекин и его пригороды) .

Транспортное машиностроение имеет особое значение для огромной по площади страны, обладающей очень широким выходом к Тихому океану и протяженной сетью водных путей. Это определило развитие производства средств железнодорожного и водного транспорта. Рост жизненного уровня в период проведения экономической реформы обусловил ускоренное наращивание производства автомобилей. Недостаточно производство пассажирских самолетов, практически полностью импортируются авиалайнеры. Сложившаяся география железнодорожного машиностроения отражает исторические особенности сооружения первых магистралей в Китае: возникновение сначала ремонтных предприятий в главных узлах и портах, а затем локо-мотиво- и вагоностроительных заводов. Вплоть до начала 80-х годов в Китае вели выпуск паровозов. Производством продукции железнодорожного машиностроения выделяются Шэньян, Далянь, Датун, Пекин, Циндао, Ухань. Разнообразно судостроение, по масштабам которого КНР вошла в первую десятку стран мира: производятся речные и морские суда, специальные суда разного тоннажа и назначения: сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторы и т. д. В портах и особенно в устьях крупнейших рек страны, а также в среднем и нижнем их течении сложился целый ряд центров судостроения и судоремонта с большим количеством верфей (Шанхай, Далянь, Гуанчжоу, а также центр речного судостроения -- Ухань).

Выпуск автомобилей в Китае наращивается очень высокими темпами (в 1999 г. -- 1,85 млн шт.), причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях (Шанхай, Шиянь, Пекин). Крупнейший центр производства грузовиков (они резко преобладают в выпуске) -- Чанчунь. Китай занимает первое место в мире по производству велосипедов, важнейшие центры -- Шанхай, Тяньзинь .

Электротехническая промышленность включает три группы производств: оборудования для электростанций и передачи электроэнергии, электроаппаратуры для промышленности и сельского хозяйства, бытовой электроаппаратуры. Особенно больших успехов КНР добилась в выпуске бытовой электроаппаратуры: по производству вентиляторов, стиральных машин, холодильников Китай входит в число крупнейших мировых производителей. Основные центры электротехники расположены в приморских провинциях страны.

Быстро растущий спрос на продукцию электронной, приборостроительной промышленности определил резкое увеличение производства радиоприемников и телевизоров (первое место в мире по их выпуску), магнитофонов, видеомагнитофонов, стереофонического оборудования, часов. Создание ЭВМ, новейших средств связи, электронных контрольно-измерительных приборов обусловлено развитием в КНР космической техники, особенно ракетостроения. В стране налажен выпуск больших и малых ЭВМ, периферийных устройств для них, калькуляторов. Растет производство приборов и измерительной аппаратуры для научно-исследовательских целей и различных отраслей народного хозяйства. В стране освоено изготовление многих компонентов, деталей, полупроводников, интегральных схем, цветных кинескопов. Значительная часть производимой в стране продукции электроники и приборостроения идет на экспорт .

География новейших производств характеризуется широким их распространением благодаря невысокой материалоемкости изделий, хорошей транспортабельности сырья, деталей и компонентов. Однако наиболее сложные производства, требующие научной и конструкторской базы, концентрируются в крупных городах приморской части страны.

Среди других отраслей машиностроения довольно хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной и трикотажной отраслей, а по изготовлению бытовых швейных машин Китай -- один из первых в мире. Сельскохозяйственное машиностроение, хотя и является традиционной отраслью, претерпело существенные изменения в ассортименте выпускаемой продукции. При сокращении производства крупных тракторов и комбайнов быстро наращивается выпуск малых тракторов и прочих механизмов для труда в семейных хозяйствах.

китай экономический географический

Большая часть китайских фабрик и китайских заводов расположена в основных индустриальных центрах страны, и сосредоточена в осн. в восточных и приморских провинциях: Ляонине , Шаньдуне , Гуандуне , Цзянси , Чжэцзяне , Фуцзяне, Аньхое, Цзянси и др., а также в Шанхае , Тяньцзине , Чунцине и Гонгконге.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций . Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Российский ядерный двигатель для космоса: есть реальные результаты

    ✪ Китайцы захватили Байкал. Кто продаёт Китаю земли Сибири и крупнейшее пресноводное озеро в мире?

    ✪ Авиационный двигатель нового поколения ПД-14 для МС-21 получил сертификат

    ✪ ТОП 5 ФАКТОВ О ДЕМОГРАФИИ. НАС НЕ 7 МИЛЛИАРДОВ ЧЕЛОВЕК. КТО ПРИДУМАЛ МИФ О ПЕРЕНАСЕЛЕНИИ ЗЕМЛИ?

    ✪ Как узнать состав звёзд, планет и других космических тел? / Космос Просто

    Субтитры

История

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов . Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23 % промышленного производства и 40 % экспорта Китая.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступление в ВТО . Вследствие чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги .

Лёгкая промышленность

Добывающая промышленность

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведётся в значительных масштабах добыча также нефти, газа, урана .

В Китае находится 37 % мировых запасов редкоземельных металлов (молибден , ванадий , сурьма). В результате значительных инвестиций в 80-х годах прошлого века в добычу этих ископаемых сегодня Китаю принадлежат 95 % их мировой добычи .

Судостроение

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность Китая имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она развивается очень высокими темпами. С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, ежегодно выпускающем в последние годы автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые .

Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. Потребности внутреннего рынка Китая в автомобилях в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9–10 % от объема продаж, хотя еще в начале 90-х рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством.

Аэрокосмическая промышленность

Авиапром см. Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики

Космическая промышленность

Компания Legend Group – ведущий поставщик ПК в азиатские страны, за исключением Японии (9 % общего объема продаж в регионе). Доходы фирмы от продаж ПК составляли 2,45 млрд долл. (1999), в 2000 году ее доход возрос более чем на 100% (аналогичные показатели и у других фирм - Founder, Great Wall, Start и Hitense). Помимо предприятий по сборке ПК и производству материнских плат Legend Group владеет дистрибьюторскими сетями, охватывающими всю страну; также - совместная исследовательская лаборатория с National Semiconductor в Пекине.

История

Первые шаги в развитии электроники в КНР были сделаны сразу после образования государства в 1949 году. Правительством была организована Академия наук Китая с сетью научно-исследовательских институтов, разработаны долгосрочные программы научно-технического развития, в которых электроника заняла одну из ведущих позиций.

Разработкой компьютеров в Китае занялись еще в начале 50-х, внедрив ЭВМ 1-го поколения на электронных лампах в 1958 г., в 1965 году ЭВМ 2-го поколения на полупроводниках уже производились в Шанхае, Пекине и Тяньцзине. В 1973 г. учёные представили ЭВМ 3-го поколения с использованием малых интегральных схем . К 1989 г. уже осуществлялась программа перехода от ЭВМ 4-го поколения на основе больших интегральных схем к выпуску ЭВМ 5-го поколения.

На 2001 г. общий доход у 44 китайских компаний, занимающихся разработкой и производством изделий электронной техники – около 2 млрд долл., или 82 % всего дохода электронной промышленности страны. Наибольший вклад в развитие этой отрасли вносят фирмы Legend Group, Konka Group, Great Wall Computer, Nanjing Panda Electronics и Shenzhen Huawei Technologies . Фирма Shanghai Seagull Camera, лидер на внутреннем рынке цифровых камер (выпускает в год 600 тыс.)

Мировые лидеры IT-индустрии стали массово переносить производство своих продуктов в Китай. Так им удается не просто сохранить прибыль, но и приумножить доход при небольших затратах на производство и расходах на заработную плату персонала.

Китай становится законодателем рынка

В конце семидесятых годов XX столетия КНР приступил к активному развитию производственной сферы. Страна постепенно перешла от планового управления экономикой к рыночному. Согласно статистике, объем экспорта республики является мировой доминантой. Первые реформы коснулись аграриев, после чего были успешно внедрены в других сферах промышленности Китая.

Реалии и перспективы

В 2010 году правительство обозначило ряд производственных областей, предприятия которых получили национальные субсидии. Определив свой собственный путь, держава внедрила уникальные системы образования и медицины. Уже сегодня они доказали свою эффективность и в полной мере удовлетворяют запросам экономической экспансии.

Руководство всячески поддерживает и поощряет импорт технологий из Японии, Западной Европы и Соединенных Штатов Америки. Наибольший интерес у менеджеров вызывают такие сектора, как телекоммуникации, создание программного обеспечения, микробиология и фармакология. Местная Силиконовая долина занимает северные территории центральной части страны.

Финансовые потоки

Начиная с 1980 года, восток претерпел кардинальные изменения. Один за другим на некогда пустующих равнинах появлялись сталеплавильные, металлургические, автомобильные заводы и машиностроительные предприятия. Населенные пункты Цзилинь, Аньшань, Шэньян и Шанхай привлекли внушительные иностранные инвестиции в промышленность Китая.

Для зарубежного капитала открыли южные провинции. Там же были учреждены свободные экономические зоны, предлагающие инвесторам специальные налоговые и таможенные режимы. Близость к центрам капиталистического рынка обеспечила процветание районам Гуандун и Фуцзянь. Первый граничит с Гонконгом, а второй - с Тайванем.

Индустриальные секторы Китая

Основной поток валютных поступлений пришелся на расположенные на побережье конгломераты. Вернуть Шанхаю статус экономического форварда страны удалось после того, как на реке Хуанпу был запущен инновационный производственный комплекс. Он обеспечил новые рабочие места и принял участие в перераспределении денежных вложений.

Наиболее развитые сферы промышленности Китая:

  • угольный промысел;
  • добыча руды;
  • деревообработка;
  • сталелитейное производство;
  • выпуск электроники и бытовой техники;
  • автомобильная индустрия;
  • химическая отрасль.

Республика является признанным лидером по экспорту сельскохозяйственной, хлопчатобумажной и швейной продукции. Она поставляет чугун, сталь, кокс, сурьму, вольфрам. Львиная доля мобильных телефонов, компьютеров, расходных материалов, часов и фотоаппаратов изготавливается в КНР.

Ежегодный финансовый оборот автомобильной промышленности Китая превышает 20 миллионов долларов. Страна богата залежами природных ископаемых, нефти, редкоземельных металлов и газа. В конце двухтысячных каждый десятый товар в мире имел китайское происхождение. Благодаря позитивному инвестиционному климату государство получило статус привлекательной базы для строительства фабрик и заводов международных компаний.

Сфера влияния

На бюджетный сектор сегодня приходится примерно тридцать процентов ВВП. Тенденция показывает положительную динамику. Правительство КНР уделяет большое внимание менеджменту в этом сегменте.

Приоритет достался производству автомобилей и машин, а также металлургии. Их вклад в экономику республики составляет порядка 25 % общего объема производства. Однако преобладание экстенсивных методов управления над интенсивными привело к планомерному снижению конечного качества товаров.

В национальной собственности до сих пор значатся компании, чья деятельность сопряжена с тяжелой промышленностью Китая и выпуском продукции стратегического значения. Динамичное становление химической отрасли обозначило увеличение экспорта минеральных удобрений, пластмасс, полимеров, синтетики. Химзаводы сосредоточены на всей территории Китая.

Большое значение в жизни страны имеет выпуск текстильных изделий. Он занимает важное место в экономике. Швейные фабрики находятся в Шанхае, Харбине, Гуанчжоу, а также в провинции.

Внутренняя индустриальная карта

Географы выделяют следующие регионы Китая:

  • Манчжурия.
  • Северные провинции.
  • Восточное побережье.
  • Центр.
  • Южные территории.

Манчжурия простирается на северо-восточных землях республики. Специализация промышленности Китая в этой части - топливно-энергетические, лесоперерабатывающие и металлургические предприятия. Не менее развит и аграрный сектор. Крестьяне выращивают злаковые культуры, сою и гаолян. Крупными экономическими центрами региона признаны города Фушунь, Далянь, Шеньян, Харбин, Аньшань.

Визитная карточка КНР

Северные провинции - важный финансовый центр КНР. Его основу составляют наукоемкие производства. К ним относятся электронная промышленность Китая, заводы, собирающие бытовую технику, фабрики, выпускающие синтетические волокна, электромашиностроение. На этой территории находятся столичные дистрикты Пекина, а также Тяньцзинь. Но монгольские степи все еще остаются свободными.

Восточные районы - сельскохозяйственная житница республики. На эту часть государства выпала треть всей выращиваемой на полях Китая аграрной продукции. На достойном уровне развития находятся судостроительная, аппаратная, металлургическая, химическая отрасли промышленности Китая. Регион служит главным поставщиком риса, овощей, мяса, чая, сои и хлопка. На востоке расположены мегаполисы Шанхай, Фучжоу, Нанкин, Циндао, Ханчжоу.

Животноводство и аграрный бизнес

Центр и южные земли КНР традиционно считаются сельскохозяйственными. Современное производство в этих краях сосредоточено в Гуанчжоу. Тут же функционирует несколько экономических зон, учрежденных для привлечения иностранных инвестиций в промышленность Китая. Сянган, который находится в самом сердце страны, является индустриальным узлом восточной Азии.

О северо-западе и юго-западе говорят реже. Их ландшафт отличает гористая местность. Близость к Тибету объясняет суровые климатические условия. Здешнее население преимущественно занято в фермерском хозяйстве Сичуанской равнины, либо трудится на предприятиях в Ченду и Чунцине. Религиозный центр Лхаса с каждым годом привлекает все большее количество локальных и зарубежных туристов.

Автопроизводство

Вопреки ожиданиям, мировой экономический кризис принес укрепление позиций концернов, занятых в сборке транспортных средств и спецтехники. Воспользовавшись подходящим моментом, автомобилестроение Китая упрочило свои позиции.

Планируется, что в ближайшем будущем с конвейерных линий сойдет около 10 000 000 машин, а в 2020 году - 15 миллионов! Если США не увеличит объемы, то рано или поздно Китай получит титул лидера.

К моменту провозглашения республики Китай был отсталой аграрной страной. За последующие годы в КНР была создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, ) возникли и такие новые отрасли, как нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная.

По общему количеству промышленных предприятий, числу занятых в них, по парку металлорежущих станков Китай занимает 1 место в мире.

В настоящее время в тяжелой промышленности занято около 60% всех , занятых в промышленности, и вырабатывается 50% валовой промышленной продукции (т.е. существуют диспропорции между группами А и Б).

Топливно-энергетическая промышленность.

Базируется на собственных запасах , большинства и коксующегося угля. КНР по запасам и добыче железа занимает соответственно 3 и 2 места в мире. Но руды бедные 30% железа. Крупнейший бассейн — Аньшаньский. Из легирующих металлов велики запасы вольфрама (1/4 мирового производства) и марганца.

В стране производится 66 млн. т. стали и 52 млн.т. проката, однако испытывается дефицит в высокосортной стали и прокате.

Всего в Китае больше 1000 металлургических предприятий («следствие большого скачка»), но всего 14 имеют мощность более 1 млн.т. Крупные предприятия (за исключением Баошаньского) расположены в районах добычи руды и .

В КНР имеется большие запасы сырья для развития , в т.ч. алюминия, меди, оловянных руд, ртути, сурьмы, золота, редкоземельных элементов. Основные центры цветной металлургии приурочены к развитым областям (т.к. требуют энергии, сложной техники и технологии).

Машиностроение КНР обеспечивает потребности страны примерно на 75%. На экспорт идут видеокассеты, бытовая техника, оборудование для легкой, с/х машины, малые ГЭС. Но в структуре отрасли преобладают мелкие предприятия.

Станкостроение одно из самых развитых в мире (ежегодно около 1 млн. станков, в т.ч. с ЧПУ).

Быстро растет выпуск автомобилей (основные центры — Чанчунь и Шиянь), однако выпускается в основном грузовые машины. Зато в стране выпускается более 30 млн. велосипедов в год.

Представлена производством оборудования для электростанций, электроаппаратуры в большинстве приморских центров страны. По объемам выпуска электроники КНР вышел на первое место в мире (до 30 млн. телевизоров, магнитофоны, часы, ЭВМ, средства связи). Новейшие отрасли тяготеют к приморским районам.

Хорошо развито производство оборудования для швейной и текстильной отраслей.

Машиностроение ориентировано на удовлетворение крестьянских хозяйств. Китай сокращает выпуск крупных тракторов и увеличивает выпуск минитракторов. В основном их выпускают мелкие предприятия с/х районов.

В целом машиностроение развито в приморской зоне (свыше 60%), в основном в крупных городах.

В особо выделяется производство удобрений (3 место в мире).

Новая отрасль — промышленность полимерных материалов, центры которых совпадают с центрами нефтехимии.

Китай одна из немногих стран, где вырабатывается синтетический и натуральный каучук. Широко производятся красители, лекарства. Ведущую роль в производстве химической продукции сохраняет Восточный Китай.

До 25% экспорта дает развитие легкая промышленность. Важнейшая из подотраслей — текстильная ( — Шанхай, ). Производство шелка (нижнее , Шанхай, провинция Сычуань). Шерстяная промышленность исторически развивалась в Шанхае, сейчас приближается к скотоводческим районам.

КНР включает более 40 производств, среди которых ведущая — переработка зерновых и масличных культур. Постепенно расширяется производство мясопродуктов продуктов, сахарная, консервная промышленность. Заметное место занимает табачная промышленность.

Промышленность Китая, без сомнения, одна из самых развитых – по общему количеству промышленных предприятий и числу занятых в них работников страна занимает первое место в мире. С начала 21 века Китай является мировой промышленной сверхдержавой.
Основные центры Китайской промышленности — Цзянсу, Шанхай, Ляонинь, Шаньдунь, Гуандунь, Чжецзянь. Основу экономики страны составляет тяжелая промышленность.
Так стремительно развиваться как сейчас китайская промышленность начала после провозглашения в 1949 году КНР и перехода от традиционной аграрной экономики к индустриальной. С 1979 года китайское правительство стремится к большей открытости, так как для модернизации и дальнейшего развития производства требуются иностранные инвестиции. Также принимаются такие меры для привлечения иностранных инвесторов как налоговые льготы законодательное разрешение заграничным компаниям создавать в Китае холдинги.

Топливно-энергетический комплекс

Основу электроэнергетики Китая составляет уголь, ежегодно в стране его добывается свыше 1 млрд. тонн. Самые крупные угольные бассейны находятся на севере и северо-востоке Китая, всего около 100 крупных добывающих центров и свыше десяти тысяч более мелких шахт.
75 % энергии в Китае вырабатывается на ТЭС. Однако, в последнее время идёт развитие гидроэнергетики, что в долгосрочной перспективе положительно скажется на экологии страны. Основным источником гидроэлектроэнергии является река Янцзы.

Нефтедобыча

Китай четвертая в мире страна по величине добычи нефти, а также является её активным экспортёром. Наиболее богатые нефтью районы – север, северо-восток и северо-запад, также развита добыча в шельфовых зонах Желтого и Южно-Китайского морей. Несмотря на такой высокий уровень добычи, Китай остаётся одним из ведущих в мире импортёров нефти, по прогнозам доля импортной нефти в будущем будет только возрастать, являясь одной из проблем китайской экономики.

Металлургия Китая.

Китай занимает первое место в мире по производству черных металлов. В стране есть свои запасы железной руды, на которых основана отрасль, однако они небогаты, так как содержат лишь около 30% железа. Также присутствуют запасы коксующегося угля и легирующих металлов, которые являются важным сырьём для чёрной металлургии. Центрами черной Китая являются Аньшань, Шэньян, Пекин, Баотоу, Тянцзинь, Ухань.
Развита и цветная металлургия, так как в стране обнаружены достаточно богатые запасы меди, сурьмы, оловянных руд и других более редких цветных металлов. Так, китайские запасы марганца и молибдена имеют мировое значение. Предприятия этой отрасли требуют высокого уровня развития технологии, поэтому расположены в развитых областях.

Машиностроение Китая.

Машинстроение в Китае – одна из наиболее развитых и важных отраслей специализации. Машиностроительные предприятия располагаются в основном рядом с крупными торговыми узлами, такими как порты, а также в крупных промышленных центах и неподалёку от сырьевых баз. В настоящее время позиции страны как крупнейшего на мировом рынке производителя машиностроительной продукции только укрепляются.
Одним из самых развитых в мире является китайское станкостроение – ежегодно экспортируется около 1 миллиона станков, в их числе очень высокотехнологичное оборудования с автоматическими системами управления.

Автомобилестроение

Относительно недавно, лишь с 1990х годов стремительно развивается китайская автомобильная промышленность. С 2009 года КНР является самым крупным производителем автомобилей в мире и производит в два раза больше чем второй и третий(США и Япония) вместе взятые. Местные марки, например BYD, Lifan, Geely, Chery, Great Wall и еще множество менее известных, являются очень многочисленными и составляют примерно половину всех продаваемых автомобилей. Остальные производятся на общих с крупными иностранными концернами предприятиях. Подавляющее большинство производимых автомобилей используются внутри страны, а не идут на экспорт. Большой приоритет в стране уделяется разработке более экологичных автомобилей и электромобилей, что позволяет обеспечивать и дальнейший рост отрасли.

Судоостроение

Судостроение, как и многие другие стратегически важные отрасли, в Китае находится под государственным контролем. Государственная судостроительная корпорация называется CSSC, в нее входят более 20 верфей, 67 заводов и 30 НИИ. Ориентировано китайское судостроение в основном на экспорт, за счёт больших объёмов производства и дешевой рабочей силы эта отрасль экономически очень выгодна.
В Китае наблюдается большая потребность в пассажирском авиатранспорте, поэтому страна собирается развивать именно это направление. В стране есть собственная гигантская государственная компания AVIC, занимающаяся также разработками в военной авиации и вооружении.
С 2003 года Китай является третьей мировой космической сверхдержавой: в стране производятся и запускаются космические корабли, в том числе и пилотируемые. По количеству проводимых запусков Китай уступает только России, обгоняя США. Китайская космическая программа очень амбициозна и включает в себя такие цели как разведка космического пространства, использование его в мирных целях и защита национальных интересов Китая.

Электронная промышленность Китая.

В Китае производится подавляющее большинство всей электроники и мобильной техники мира, включая такие известные бренды как Apple, Dell, HP. В Китае расположены не только предприятия по сборке техники, но и по её разработке. Существуют в стране и собственные производители электроники, однако по производительности они, как правило, сильно уступают иностранным, хотя их качество и не такое низкое, как принято считать. На сегодняшний день существуют китайские фирмы-производители качественных и известных на мировом рынке смартфонов, такое как Lenovo, ZTE, Xiaomi, Meizu. Обширно развито и производство копий и подделок мировых брендов.

Химическая промышленность Китая.

В настоящее время химическая промышленность Китая активно развивается и страна выходит в мировые лидеры. В химической промышленности развиты много отраслей, в частности, производство азотных и фосфорных удобрений, химия органического синтеза и полимеров. Развитая горно-химическая промышленность обеспечивает эти отрасли сырьём. Темпы роста выпуска химической продукции растут из года в год, что закрепляет за Китаем звание одного из мировых лидеров в этой отрасли. Расширяется и внутренний рынок, так как химические продукты необходимы для всех отраслей промышленности Китая, таких как машиностроение и производство упаковки. Из-за этого спрос превышает предложение, и на внутреннем рынке возникает дефицит химических продуктов, что приводит к расширению доли иностранных корпораций, более развитых в научно-техническом плане, чем местные, в химической промышленности Китая.

Лесная промышленность Китая

Китай – один из самых крупны потребителей древесины в мире, из-за чего в стране очень остро стоит проблема нехватки лесных ресурсов. Государственная политика по охране лесов очень активна, так как из-за высоких объёмов промышленного производства с экологией и качеством воздуха в частности в стране большие проблемы. Заключается она в увеличении площадей новых лесопосадок и запрете вырубки во многих районах. Так, в районе реки Янцзы после сильного наводнения 1998 года запрещена вырубка деревьев на 50 лет. В планы входит полный отказ от вырубки естественных лесов Китая и заготовка древесины, выращенной на специальных плантациях. Пока же Китай вынужден импортировать огромные объёмы древесины из-за границы. В свою очередь, страна является крупнейшим экспортёром деревянной продукции, такой как мебель и игрушки. Также развито и бумажное производство, являющееся специализацией страны с давних времен.

Лёгкая промышленность Китая.

Лёгкая промышленность в Китае тоже очень развита, главные её отрасли – пищевая и текстильная.
Текстильная отрасль представлена предприятиями по производству шерсти, льна и конопли на севере Китая и шёлка и джута – на юге. Китай занимает первое место в мире по экспорту одежды из х\б тканей, в стране расположены производства многих международных фирм. Как и в электротехнической отрасли, широко распространён контрафакт и подделки брендовых вещей. Китайская легкая промышленность играет очень важную роль в экономике страны и является одной из самых крупных по объемам производства. Такое развитие обусловлено доступностью основных факторов производства: Китай очень богат дешевыми трудовыми ресурсами, также развито и производство тканей, как натурального хлопка, так и синтетических волокон. Одним из преимуществ Китая перед другими экспортёрами в отрасли — наличие иностранных инвестиций и выгодные для них экономические условия.

Пищевая промышленность

Больше всего предприятий пищевой промышленности Китая расположено на юго-западе страны. Эта отрасль также очень развита – Китай полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии с 80х годов прошлого века, несмотря на огромные размеры своего внутреннего рынка. На сегодняшний день страна является крупным экспортёром морепродуктов и рыбы, а также фруктов и овощей. Исторически развита чайная промышленность — с 19 века Китай не теряет свой статус одного из главных поставщиков чая. Размещены предприятия чайной отрасли в основном исторически, так как собранное сырье необходимо сразу перерабатывать, что делается на уже построенных заводах.