МБОУ « Гатчинская средняя общеобразовательная школа №11».

Всероссийский педагогический конкурс

«Методическая разработка»

на тему: «Рациональный суточный режим воспитанника».

Пояснительная записка.

Воспитатель группы воспитанников школы-интерната начального звена.

Занятие по воспитательской программе «Основы здоровья»

Возраст: 7-10 лет

Тема занятия : «Рациональный суточный режим воспитанника »

Тип занятия: изложение нового материала

Актуальность : на сегодняшний день очень много внимания удедяется вопросам здоровьесбережения, здорового образа жизни детей общеобразовательных учреждений. Актуальность этого занятия определяется тем, что подрастающее поколение в процессе образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает систематические физические и психические перегрузки, ведущие к возможной хронической патологии. Рациональный суточный режим способствует снижению перегрузок, так как основывается на естественных биоритмых человека.

Технологии и методики применяемые на уроке : ИКТ- презентация в формате Power Point служит для визуализации материала и рассчитана на сопровождение всего занятия. С ее помощью осуществляется демонстрация и объяснение нового материала, проверка знаний и самопроверка. Применение наглядности позволяет повысить познавательный интерес к проблеме. С помощью беседы успешно решается задача формирования теоретических знаний практических умений воспитанников. Здоровьесберегающие технологии. В ходе занятия спланированы организационно-технические, санитарно-гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие возрастные особенности детей.

Анализ результатов занятия:

Занятие позволяет осуществить профилактическую деятельность среди воспитанников младшего школьного возраста.

Упражнения направлены на активизацию деятельности воспитанников;

Применение наглядного материала на занятии дает возможность для развития познавательного интереса к проблеме;

Теоретический материал объясняет особенности последовательности режимных моментов.

Рефлексия позволяет осуществить каждому ребенку самоанализ своей деятельности на занятии.

Перспективы использования данного материала: разработка данного занятия будет размещена в методической копилке школьного сайта и в социальной сети работников образования.

Теория рационального режима воспитанников .

Природа, все живое нашей планеты связала с движением вокруг собственной оси и вокруг Солнца, определив изменения освещения, температуры, влажности, атмосферного давления с периодичностью в 24 часа. Французский ученый Мишель Сифр провел в подземной пещере 205 дней без часов и приемника. Он вставал и ложился спать когда ему хотелось, кушал когда хотел. И что же? Оказалось, его организм жил в ритме суток продолжительностью в 24 часа 31минуту. (подробнее об этом можно прочитать в книге Мишеля Сифра «В безднах земли» 1982г) Поэтому, смело можно говорить, что деятельность человека зависит от биологических ритмов. К биологическим ритмам относят:1) смену дня и ночи; 2) изменения активности солнца.

Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня младших школьников способствует нормальному росту, духовному становлению, психическому и физическому развитию организма детей, укреплению их здоровья, прививает им полезные привычки, формированию навыков здоровьесберегающего образа жизни, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка и возникновения хронических заболеваний.

Посмотрим, как изменяется активность человека в течение суток.

Время высокой активности

Время низкой активности

треугольники 10.00-13.00

16.00-19.00

Треугольники13.00-16.00

19.00-22.00

Распорядок = физический и + активный и

дня умственный пассивный

труд отдых

Режим дня (примерный вариант):

7.30 - подъем.

7.30-8.20 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.

8.20-8.45 - завтрак.

8.45-8.50 - дорога в школу.

9.00-13.30 (13.00) -занятия в школе.

12.30- - обед,

14.00-16.00 - игры на воздухе.

16.00-16.15 – полдник.

18.30-ужин.

19.00-20.30-свободное время.

21.00-отбой.

Занятие: Рациональный суточный режим воспитанника.

Цель занятия : сформировать понятие о рациональном суточном режиме ребенка.

Задачи занятия :

Образовательные:

Показать актуальность знаний о рациональном суточном режиме;

Научить ребят планировать свое время в течение суток;

Рассмотреть примерный режим дня;

Дать понятие режима.

Развивающие:

Развивать понятие суточного режима на основе знаний о биологических ритмах;

Применить наглядность для развития познавательного интереса воспитанников к проблеме рационального суточного режима, обеспечивая прочность знаний;

Формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.

Воспитательные:

Способствовать формированию научного мировоззрения;

Создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний;

Развивать самостоятельность и креативность мышления.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Понятийный аппарат усвоения: режим, физический и умственный труд, активный и пассивный отдых, биологические ритмы.

Тип занятия : изложение нового материала..

Методы обучения : словесные (беседа) , наглядные (просмотр слайдов презентации), самостоятельная работа.

Структура занятия:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление изученного материала.

5.Домашнее задание.

6.Подведение итогов;

7.Рефлексия

Технологическая карта занятия:

Виды деятельности воспитателя

Организация деятельности воспитанников

Деятельность с использованием ИКТ

1.Организационный момент .

Задача: проверка готовности к занятию.

Форма контроля: педагогическое наблюдение

1.Приветствие воспитанников.

2.Проверка наличия принадлежностей для занятия.

3.Оглашение темы занятия, целей.

Приветствие воспитателя. Показывают готовность к занятию.

Слайд №1

2.Актуализация знаний .

Задача: показать необходимость приобретения знаний по предмету

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

3.Изучение нового материала .

Задачи:

1.сформировать понятие о суточном режиме;

2.рассмотреть часы активности и пассивности организма человека в соответствии с биологическими ритмами;

3.познакомить с примерным рациональным режимом воспитанников.

Форма контроля: беседа.

Вопрос к детям: скажите, пожалуйста, сколько времени длятся сутки.

Воспитатель: верно, это старая истина, которую придумал не человек, а сама природа.

Воспитатель: . Вращается земля вокруг своей оси с запада на восток. (Против часовой стрелки.) Полный оборот она совершает за 24 часа (за сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. Солнце может одновременно освещать только одно полушарие, другое находится в тени. В освещенном полушарии – день, а в затемненном – ночь. По мере вращения земли ее освещенная сторона уходит в тень, а темная наоборот освещается.

Таким образом, Природа связала все живое нашей планеты с движением вокруг собственной оси и вокруг Солнца, определив изменения освещения, температуры, влажности, атмосферного давления с периодичностью в 24 часа.(показать глобус, который вращается вокруг Солнца).

Воспитатель: знаете ли вы, что французский ученый Мишель Сифр провел в подземной пещере 205 дней без часов и приемника.Он вставал и ложился спать когда ему хотелось, кушал когда хотел. И что же? Оказалось, его организм жил в ритме суток продолжительностью в 24 часа 31минуту. (подробнее об этом можно прочитать в книге Мишеля Сифра «В безднах земли» 1982г) Поэтому, смело можно говорить, что деятельность человека зависит от биологических ритмов. К биологическим ритмам относят:1) смену дня и ночи; 2)изменения активности солнца.

Давайте посмотрим, как изменяется активность человека в течение суток.

Берем в руки циркуль и зарисовываем часы, на циферблате которых указываем промежутки времени активности и пассивности деятельности человека:

треугольники 10.00-13.00 закрасим красным

16.00-19.00 цветом

Треугольники13.00-16.00 закрасим синим

19.00-22.00 цветом

    Время высокой активности организма

    Время низкой активности организма человека

Учитывая время активности организма человека, каждый может распределить свое время так, чтобы избежать перегрузок и труд его был наиболее эффективным без волевых усилий.

Режим - это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Правильный распорядок дня основан на сочетании физического и умственного труда, пассивного и активного отдыха.

Распорядок = физический и умственный труд + активный и пассивный отдых.

После 20.00 организм ребенка готовится ко сну.

Физкультминутка поставили руки на локотки, ладошки смотрят друг на друга. Каждый палец руки должен по очереди совершить mах нажатие на большой палец со словами:

Здравствуй мальчик,

Здравствуй пальчик,

С добрым утром,

С ясным днем.

Упражнение повторить 2-3 раза.

После рассказа воспитатель знакомит воспитанников с режимом дня воспитанников школы-интернат.

7.30 – подъем

7.30-8.20 - самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели.

08.20-08.45-завтрак.

8.45-8.50 - дорога в школу.

9.00-13.30 (13.00) -занятия в школе.

12.30- - обед,

14.00-16.00 - игры на воздухе.

6.00-16.15 – полдник.

16.20-18.30 - самоподготовка (приготовление домашнего задания)

18.30-ужин.

19.00-20.30-свободное время.

20.30-21.00-подготовка ко сну.

Предполагаемый ответ: 24 часа

Дети выполняют рисунок

Дети выполняют упражнения.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд№4

Слайд №5

Слайд№6,7

Слайд№8-17

4.Закрепление изученного материала .

Задача: выполнив упражнение, обучающиеся должны уметь отвечать на конкретно поставленный вопрос.

Форма контроля: индивидуальный, взаимопроверка. Диктант:

В тетради ставим нумерацию изречений от 1 до 5. если изречение верно напротив номера ставим «+», если изречение не верно напротив его номера ставим «-».

1.В сутках 24 часа.

2.Восход солнца на западе, заход –на востоке.

3.Активность организма человека определяется биологическими ритмами.

4.Отдых может быть только перед телевизором в кресле.

5.Распорядок дня включает в себя труд и отдых.

вопрос

ответ

Подводит итог занятия. Делает выводы по занятию. Анализирует деятельность воспитанников.

Обучающиеся осуществляют взаимопроверку.

Вместе с учителем обсуждают результаты работы.

Слайд 18

5.домашнее задание .

В соответствии с биологическими ритмами составьте личный режим дня.

Литература для педагога:

1.В.Н.Касаткина и др. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей. Ярославль, Аверес Пресс

2.П.И.Дереклева Родительские собрания. М.. 2004

В настоящее время для некоторых профессий и должностей устанавливается 24 часовой рабочий график. В настоящее время Трудовой Кодекс такой работы напрямую не регламентирует, но и не запрещает. Это значит, что соблюдением отдельных требований законодательства 24 часовой рабочий график вполне возможен.

Не каждый готов целые сутки работать

Прежде всего, нужно отметить, что Трудовой Кодекс допускает установление рабочей смены больше чем нормальная продолжительность (8 часов) в том случае если этого требует производственный процесс, либо специфика работы. Таким образом, можно сделать вывод, что 24 часовая рабочая смена также разрешена.

Суточный график предполагает непрерывное нахождение на рабочем месте в течение 24 часов, то есть он будет включать в себя как ночные так и дневные рабочие часы.

Отдых при суточном графике работы

Естественно, что при 24 часовой рабочей смене график работы будет отличаться от привычной 5 дневной недели с 8 часовым рабочим днем. В данном случае для работников будет устанавливаться особый график. Очень часто практикуются графики сутки через двое или сутки через трое.

На первый взгляд, и первый, и второй являются допустимыми, поскольку соблюдается предписание Трудового Кодекса продолжительности междусменного отдыха, которое гласит, что он должен быть вдвое длиннее продолжительности рабочей смены. В данном случае продолжительность смены составляет 24 часа (сутки), а продолжительность отдыха 48 или 72 часа. Но здесь есть свои нюансы, которые подробнее будут рассмотрены в следующем пункте.

При таком режиме работы график должен составляться заранее и работник должен ознакомиться с ним не позднее, чем за месяц до его начала. также обязывает работодателя предоставлять работникам перерыв на отдых не менее получаса в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Это время не включается в рабочее и оплате не подлежит.

Но им работник может распоряжаться по собственному усмотрению. В том числе и покинуть рабочее место. При суточном графике в силу специфики работы такая возможность у него чаще всего отсутствует. В этом случае законодательство гласит, что перерывы на еду и отдых должны быть включены в рабочее время и оплачиваться.

Сколько должно быть таких перерывов за сутки? Прямого указания в законодательстве нет. Но принятая практика исходит из того, что на 8-часовой рабочий день приходится один перерыв, значит на 24 часа должно быть не менее 3 перерывов по полчаса или более каждый.

Норма рабочего времени при суточном графике работы

24-часовой рабочий день — это законно

Возвращаясь к графикам работы, рассмотрим насколько законны будут вышеуказанные графики: сутки через двое и сутки через трое. Трудовой Кодекс гласит, что продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов, но если нет возможности соблюдать это условие, то тогда нужно отталкиваться от нормы времени установленной на определенной промежуток времени:

  • месяц;
  • квартал;
  • полугодие;

Наиболее распространенным периодом учета рабочего времени является месяц, поскольку его удобнее корректировать, а также знакомить с ним работника не нарушая требования законодательства. Норма времени в каждом месяце будет разная, поскольку разным будет количество рабочих дней по «стандартной» 5 дневной рабочей неделе.

Количество часов отработанных в каждом конкретном месяце не должно превышать установленную норму.

Теперь можно произвести нехитрые подсчеты:

  1. В среднем в месяце 30 дней, при графике сутки через двое периодичность цикла составляет трое суток.
  2. Соответственно за месяц выходит примерно 10 рабочих смен. Умножаем это количество на 24 и получаем примерно 240 рабочих часов за месяц.
  3. Если посмотреть производственный календарь, который устанавливает количество допустимых рабочих часов, то можно увидеть, что даже самый большой по количеству рабочих часов месяц не превышает нормы в 200 часов. Это значит что работник, работающий по графику сутки через двое будет каждый месяц перерабатывать не менее чем по сорок часов (и это по самым приблизительным подсчетам). А сколько это составит в год? А ведь Трудовой Кодекс четко гласит, что количество часов отработанных сверх нормы должно быть не более 120 за год.
  4. Таким образом, устанавливая работнику постоянно смену сутки через двое .

Оплата труда при суточном графике работы

Количество отработанных часов должно быть согласно ТК!

Как правило, при суточном графике работы устанавливается почасовая оплата труда. Это означает, что за каждый отработанный час, получает определенную сумму, которая будет зависеть от количества часов отработанных за месяц.

Это что касается основной оплаты труда. Теперь рассмотрим, какие дополнительные выплаты могут полагаться работнику, работающему по суточному графику. Сюда относятся:

  • оплата ночных часов работы:
  • оплата сверхурочных часов работы;

Поскольку совершенно ясно, что в 24 часовую непрерывную смену будут входить и ночные часы, то они соответственно требованиям трудового законодательства и должны быть оплачены. Ночными часами в Трудовом Кодексе определено время с 22 часов вечера до 6 часов утра следующих суток. То есть за одну 24 часовую смену получается 8 ночных часов.

Как правило, доплата за ночные часы устанавливается в виде процентной надбавке к основной ставке за час. Это обязательная доплата. Оплата сверхурочных часов работы зависит от принятого учетного периода времени. Если это месяц, то подсчет и оплата должна производиться в конце каждого месяца. Если период составляет больший отрезок времени, то подсчет производится по его окончании.

Очень часто больший период времени такой как год берется, если работник работает по неравномерному графику, и тогда переработка в одном месяце компенсируется недоработкой в другом и в итоге за учетный период переработок не будет, а значит и дополнительной оплаты тоже.

Оплата праздничных дней производится на общих основаниях – не менее чем в двойном размере. Основное отличие от работников, работающих по стандартной 5 дневной неделе, это то, что для работников работающих посменно является обязательным. Но повышенная оплата за эти дни обязательна.

Обратите внимание, что праздничными будут считаться только те дни, которые указываются в Трудовом Кодексе, переносы выходных для посменных работников не будут засчитываться как праздничные, поскольку специфика их работы такова, что им не важно, не выпадает ли праздничный нерабочий день на воскресенье или субботу. И последнее, нужно не забывать, что все вышеперечисленные выплаты относятся к , то есть они не будут входить в минимальный размер оплаты труда.

Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма и способствует повышению спортивной работоспособности. В основе его лежит правильное чередование труда и отдыха.

Современные положения хронобиологии и хроно-гигиены показывают, что вся деятельность организма пронизана биологическими ритмами (биоритмами). Она теснейшим образом связана с ритмами внешней среды: сменой дня и ночи, фазами луны, активностью солнца, космической радиацией и т. п. Изменение многих функций организма (их свыше 50) зависит от времени суток. Обычно ночью снижаются показатели обменных процессов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, температура тела. Биоритмы, которые по продолжительности приближаются к суточным, называются циркадными.

На протяжении дня ритмически изменяется и работоспособность человека. Постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает пика обычно в 10-13 ч и снижается к 14 ч. После этого начинается вторая волна повышения работоспособности, которая после 20 ч постепенно снижается.

Были изучены суточные колебания 36 показателей различных психофизиологических функций, наиболее важных для спортивной деятельности (различные формы быстроты, показатели точности реакции на движущийся объект, параметры мышечной силы и др.). При этом было установлено, что на протяжении суток у спортсменов отмечаются значительные колебания психофизиологических функций. Так, средние величины амплитуды суточных колебаний некоторых показателей характеризовались следующими цифрами: латентный период простой сенсомоторной реакции (ЛППР) - 11 %; латентный период сложной сенсомоторной реакции (ЛПСР) -21 %; время двигательной реакции (ВДР) - 27 %, ее латентный компонент (ЛК) - 9 %, моторный компонент (МК) - 10 %; время ошибки реакции на движущийся объект (ВО) - 33 %; максимальная сила мышц (МС) - 19 %; коэффициент ошибки мышечных усилий (КОУ) -69%; максимальная частота движений за 10 с (МЧД) - 10% (А.П.Лаптев). В табл. 10 представлена суточная динамика указанных показателей психофизиологических функций у боксеров.

Наиболее оптимальным временем для тренировок являются

периоды от 10 до 13 ч и от 16 до 20 ч. В это время целесообразно планировать основные тренировочные занятия. Учет суточных ритмов имеет важное значение для разработки режима и обеспечения оптимальной физической и умственной работоспособности.

При правильном и строго соблюдаемом (рациональном суточном) режиме вырабатывается определенный ритм деятельности организма, в результате чего спортсмен в определенное время может наиболее эффективно совершать различные виды работы. Выполнение определенной работы в одно и то же время приводит к формированию в организме динамического стереотипа, представляющего собой уравновешенную систему условных рефлексов. В результате систематической деятельности динамический стереотип закрепляется, и на его поддержание, как указывал академик И. П. Павлов, требуется все меньше нервного напряжения. Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа отрицательно сказывается на состоянии организма и ведет к снижению работоспособности, в частности спортивной.


Рациональный режим не только помогает спортсмену сохранять высокую работоспособность и эффективно тренироваться, но и дает возможность лучше планировать свое время. Неуклонное соблюдение режима дня является также хорошим средством воспитания у спортсменов организованности, воли, приучает их к дисциплине.

В связи с различными условиями жизни и труда, бытовыми и индивидуальными особенностями не может быть единого для всех режима. Однако основные положения его должны соблюдаться в любом случае. В режиме спортсмена необходимо прежде всего обеспечить: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; чередование учебной деятельности, тренировочных занятий и отдыха; регулярное питание в одни и те же часы; выбор оптимального времени для тренировок; длительный и полноценный сон.

Подъем следует проводить в одно и то же время, не позднее 7 ч. Сразу же после подъема выполняется гигиеническая гимнастика (зарядка).

Утренняя гигиеническая гимнастика - важное средство врабатывания в трудовой день. Она ускоряет переход от сна к бодрствованию, тонизирует центральную нервную систему, активизирует работу всех органов, создает бодрое и жизнерадостное настроение. Зарядку лучше всего в любую погоду проводить на свежем воздухе, а если в помещении, то при открытых форточке или окне.

Зарядку начинают со спокойной ходьбы, переходящей в бег. После этого выполняют упражнения, которые постепенно вовлекают в работу различные группы мышц. Рекомендуется чередовать упражнения для рук, плечевого пояса, туловища и ног. После серии упражнений следует отдохнуть 20-30 с и расслабить мышцы. В зарядку желательно включить несколько упражнений, специфических для вида спорта, в котором специализируется занимающийся. Нецелесообразно утром делать много статических упражнений, а также силовых со значительным натуживанием.

Продолжительность зарядки - 15-20 мин. Сразу после нее обязательно выполняются закаливающие процедуры. Они также тонизируют нервную систему и ускоряют процесс врабатывания.

Для проведения тренировочных занятий время выбирается с учетом суточной динамики спортивной работоспособности, конкретных задач данного периода подготовки, времени предстоящих соревнований и других факторов. Оптимальным временем для тренировок являются периоды от 10 до 13 ч и от 16 до 20 ч. В это время целесообразно планировать основные тренировочные занятия.

Сразу же после пробуждения от ночного или дневного сна не рекомендуется проводить тренировочные занятия, направленные на совершенствование быстроты, силы и координации движений, так как в это время отмечается недостаточно высокий уровень функционального состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата. В крайнем случае такие занятия должны проводиться спустя примерно 45-60 мин после сна. В этот период следует употреблять тонизирующие напитки.

В режиме дня следует предусматривать и строго придерживаться определенного времени для приема пищи, что способствует ее лучшему перевариванию и усвоению. Принимать пищу следует за 1,5-2 ч до тренировки и спустя 30-40 мин после нее.

В распорядке дня необходимо предусматривать часы активного и пассивного отдыха, культурного досуга (в одно и то же время дня, вечера), обеспечивающие быстрое восстановление работоспособности. При двух- и трехразовых тренировках в день желательно в периоды отдыха между ними применять различные восстановительные средства (массаж, гидропроцедуры и т. п.).

Особое внимание в режиме следует уделять с н у. Он - основной и ничем не заменимый вид отдыха. Сон способствует сохранению здоровья и высокой спортивной работоспособности.

В настоящее время сон рассматривается как важная активная деятельность организма, только организованная иначе, чем в период бодрствования. Во время сна циклически возникает два неодинаковых состояния: медленный (ортодоксальный) сон - без сновидений, с медленными волнами на электроэнцефалограмме и быстрый (парадоксальный) сон - со сновидениями и их переживаниями, быстрыми движениями глазных яблок, резким угнетением мышечного тонуса. Во время быстрого сна электроэнцефалограмма сходна с получаемой в дневное время.

У спящего человека большую часть времени (75- 80 %) занимает медленный сон, который неоднократно прерывается состоянием быстрого сна.

Доказано, что обе фазы сна являются жизненно необходимыми. Во время сна происходит переработка информации, полученной за день. Кора больших полушарий мозга контролирует деятельность подкорковых аппаратов по стабилизации сна и бодрствования, а также регулирует вегетативные процессы во время сна, направленные на восстановление различных систем и органов. Новые научные данные свидетельствуют о необходимости создания надлежащих условий для сна - этой сложной и важнейшей функции организма.

Продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для взрослых людей она составляет 8-9 ч. Каждый спортсмен должен определить для себя оптимальную продолжительность сна и строго ее придерживаться. В период напряженных тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличивать.

Систематическое недосыпание и бессонница опасны тем, что вызывают истощение нервной системы, снижение работоспособности, ослабление защитных сил организма. Однако и излишний сон нежелателен.

Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. Целесообразно рано ложиться и рано вставать: спать с 22-23 до 6-7 ч. В этом случае образуется привычка ложиться и вставать в определенное время, и поэтому спортсмен быстро засыпает и легко просыпается.

Тишина и покой - непременные условия здорового сна. Свет, музыка, разговоры и другие раздражители мешают нормальному сну, так как нарушают деятельность центральной нервной системы.

Перед сном следует избегать всего, что может вызвать чрезмерное возбуждение нервной системы. Не рекомендуется до позднего вечера заниматься напряженной умственной деятельностью, тренироваться, пить на ночь тонизирующие напитки. Ужин должен состоять из легко перевариваемых молочных и овощных блюд без острых приправ. Способствуют быстрому засыпанию непродолжительные прогулки, теплые водные процедуры.

Постель должна быть удобной и теплой. В число постельных принадлежностей входят волосяной матрац, простыни, шерстяное одеяло, мягкая подушка с наволочкой.

Перед сном необходимо проветрить помещение, а еще лучше приучиться спать при открытой форточке, летом - при открытом окне.

В период напряженных тренировок или соревнований иногда полезен дневной сон. Если же после такого сна ухудшается самочувствие, от него следует отказаться.

Различные отклонения в здоровье и снижение спортивной работоспособности обычно отражаются на состоянии сна. Это объясняется тем, что сон - очень чувствительная функция организма. При различных нарушениях режима и переутомлении появляются первые симптомы бессонницы: спортсмен или долго не может заснуть, или засыпает сразу, а затем просыпается и проводит несколько часов без сна. В этих случаях необходимо пересмотреть режим дня, снизить нагрузку и переключиться на активный отдых. Перед соревнованиями у спортсменов нередко отмечается нарушение сна, связанное с излишним волнением перед стартом. Разумный режим и строгое соблюдение всех гигиенических норм обычно помогают избавиться от бессонницы. Для быстрого засыпания рекомендуется выпить на ночь стакан горячего молока с медом.

При стойких и длительных нарушениях сна следует обращаться к врачу. Без его советов нельзя пользоваться снотворными средствами. Категорически запрещается принимать снотворные средства перед соревнованиями, так как большинство из них относится к допингам. Недопустимо бороться с бессонницей с помощью алкогольных напитков: после их употребления наступает наркотическое состояние, не имеющее ничего общего с нормальным сном.

Следует подчеркнуть, что повышенные физические и психические нагрузки требуют более полноценного отдыха организма, и главным образом за счет хорошего сна.

Суточный режим при подготовке к ответственным соревнованиям составляется с учетом сроков их проведения (день недели, часы выступлений, разница во времени). При этом важно спланировать тренировочный процесс и распорядок дня таким образом, чтобы наивысший подъем работоспособности приходился на дни и часы выступлений спортсменов в соревнованиях. В этих случаях перестраивается весь режим, т. е. время подъема и отхода ко сну, время тренировочных занятий, приема пищи и т. д. Перестройка дневного режима в условиях привычного времени подъема и отхода ко сну составляет обычно 2 недели, а изменение всего распорядка дня требует 3 недель. При необходимости переходить на новый режим следует сразу. Это более эффективно, чем постепенное его изменение.

Во время многодневных соревнований и турниров не следует резко менять привычный режим. Тренировочные занятия желательно проводить в часы предстоящих выступлений.

В заключение следует отметить, что у отдельных людей наблюдаются некоторые отклонения в суточной динамике работоспособности. Это послужило основанием для условного выделения трех категорий людей: «голуби» (аритмики), «совы», «жаворонки».

Примерно половина населения по стране относится к «голубям», или «аритмикам». Они легко приспосабливаются к любому режиму труда, т. е. могут хорошо работать в любое время, когда это требуется. Около 35 % населения - «совы». В ранние утренние часы у них низкая работоспособность. В первой половине дня их самочувствие, настроение и работоспособность постепенно улучшаются и достигают своего пика во второй половине дня. Наиболее эффективно «совы» работают в вечернее время. Примерно 15% населения - «жаворонки». Они рано встают и имеют хорошее самочувствие и высокую работоспособность в первой половине дня. Такие индивидуальные особенности также необходимо учитывать для составления наиболее рационального суточного режима.

В понятие режима входят: длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Различают следующие виды деятельности школьников и учащихся ПТУ: учебная, трудовая, профессиональная и спортивная. Отдых в свою очередь разделяется на пассивный и активный.

Деятельность (по характеру и длительности) должна быть посильной и не превышать границ работоспособности человека, а отдых достаточным для полного восстановления всех функций. Рациональным признается такой режим, который создается с учетом законов высшей нервной деятельности, суточных биоритмов, а также возрастных возможностей организма.

Возраст 14-17 лет считается переходным от детства к юношеству. Этот период играет чрезвычайно важную роль в физическом развитии, формировании нервной системы и высшей нервной деятельности, а также в становлении личности, имеет огромное значение с социальной точки зрения. В эти годы жизни перед каждым школьником встает проблема выбора профессии. Многие подростки покидают родную школу и продолжают учиться, приобретая профессию в профессионально-техническом училище.

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. Кроме того, существуют такие увлекательные вещи, как книги, музыка, спорт, общение с друзьями... Можно ли все это совместить и где найти свободное время? Подобные вопросы часто задают школьники и учащиеся ПТУ. Ответить на них следует положительно. Секрет простой: необходимо выделить основные режимные компоненты и правильно распределить между ними суточный бюджет времени.

Врачи выделяют в режиме дня школьника 6 основных компонентов: сон, пребывание на открытом воздухе, учебная деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из этих компонентов меняются в зависимости от возраста (табл. 1). Как видно из таблицы, с возрастом увеличивается учебная нагрузка в школе, больше времени отводится для выполнения домашних заданий. Одновременно увеличивается время на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно полезный труд и т.д.), которые выбираются по собственному желанию школьника.

Для подвижных игр и спортивных занятий на открытом воздухе надо ежедневно выделять от 2"/2 до 3"/2 ч. Особое внимание следует обратить на продолжительность сна.

Сон рассматривается как физиологическое состояние, при котором почти полностью отсутствуют реакции на внешние раздражения и уменьшается активность физиологических процессов. Во время сна происходит восстановление работоспособности организма и в первую очередь восстанавливаются функции коры большого мозга. Физиологическая потребность в сне зависит от возраста. Так, в период новорожденности длительность сна составляет около 16 Д> ч в сутки. Такая выраженная потребность в сне объясняется тем, что даже незначительные по силе внешние раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, вызывая охранительное торможение. Затем длительность сна постепенно уменьшается и к 6-7 годам формируется сон в ночное время. Однако в этом возрасте дети начинают обучение в школе, у них возрастают умственные и физические нагрузки. Значит, необходимость дневного сна как одного из важнейших компонентов режима дня для учащихся 1-го класса остается. У подростка 17-18-летнего возраста длительность сна приближается к норме для взрослого человека (8-81 /г ч). Такая продолжительность ночного сна в сочетании с 2"/2-часовым активным отдыхом на открытом воздухе необходима для сохранения и укрепления здоровья подростка, поддержания его работоспособности на высоком уровне, предупреждения переутомления.

Исследованиями гигиенистов установлено, что у школьников, которые недосыпали час-полтора, уровень работоспособности утром был снижен на 30 %. Если сон у школьников был меньше "нормы" на 2"/2 ч, то на первых двух уроках в школе их работоспособность была очень низкой. Недосыпание у учащихся школ и ПТУ связано с тем, что они до позднего вечера смотрят телепередачи. Это не только мешает полноценному отдыху, но неблагоприятно отражается на нервной системе, зрении. По мнению врачей, учащиеся старших классов могут смотреть телепередачи не больше 2 ч и не чаще 3 раз в неделю. Увлечение телепередачами, кроме часов сна, "отнимает" время, которое подросток должен проводить на воздухе, отдавать спортивным занятиям. При таком "режиме" накапливается утомление, что приводит к печальным результатам.

Соблюдение длительности основных компонентов режима является обязательным условием правильного его построения, но не решает полностью проблему профилактики переутомления. Не менее важно рационально распределить в течение суток компоненты режима, определить их чередование.

Почему необходимо чередовать разные виды деятельности?

Дело в том, что каждый новый режимный компонент должен принципиально отличаться от предыдущего по характеру своего воздействия на организм. В этом случае он превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей работой. Врачи часто говорят: "смена деятельности - есть отдых".

Теоретически такой подход к построению режима был разработан в прошлом веке выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. Ученый провел очень простой и убедительный эксперимент. Изучая работоспособность руки, И. М. Сеченов заметил, что сила ее восстанавливается значительно быстрее не при полном пассивном отдыхе, а когда в период отдыха в работу включается другая рука. Иными словами, для снятия утомления какого-либо органа необходимо в период отдыха давать нагрузку на другой орган или функциональную систему. Это явление связано с особенностями высшей нервной деятельности человека. Изучение различных видов деятельности и их сочетаний позволило определить те из них, которые лучше всего снимают утомление.

Для школьников - это чередование учебной деятельности с физическими упражнениями и подвижными играми на воздухе, чередование трудного урока с легким, творческой работы с общественно полезным трудом и помощью семье и т. д.

Вероятно, всем нам приходилось замечать, что работа интересная, приносящая чувство удовлетворения утомляет гораздо меньше. Однако если мы занимаемся тяжелой работой, пусть даже не представляющей для нас большого интереса, но при этом осознаем ее важность и необходимость, то преодоление трудностей для достижения поставленной цели приносит чувство удовлетворения, поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, а они очень быстро снимают утомление, заставляют "забыть" о затраченных усилиях. Формирование потребности действовать - одна из важнейших задач. Воспитать в себе это качество - значит, создать основу для полноценного выполнения личностью социальных задач. В правильно построенном режиме заложены возможности для успешного достижения этой цели.

Приведем в качестве примера схему режима дня учащихся старших классов, где правильно чередуются различные виды деятельности (табл. 2). Конечно, распорядок дня будет зависеть от того, в какую смену идут занятия в школе (в 1-ю - утром или во 2-ю - после обеда). В любом случае каждый день должен начинаться с утренней гимнастики, которую справедливо называют "зарядкой". Дело в том, что выполнение комплекса физических упражнений после пробуждения снимает сонное торможение и как бы "заряжает" организм бодростью, помогая войти в ритм рабочего дня. Попробуйте составить себе распорядок дня по данной схеме и строго следите за его выполнением.

Режим дня подростков, учащихся в ПТУ, имеет свои особенности. О них мы и расскажем.

На февральском Пленуме ЦК КПСС (1988), посвященном перестройке школы, указывалось на важность улучшения условий обучения и воспитания будущих квалифицированных рабочих. В ча-стности, подчеркивается роль научно обоснованных рациональных режимов труда и отдыха учащихся. Выбор профессии, переход вчерашних школьников к новым условиям неизбежно влечет за собой ломку стереотипа, сложившегося за годы обучения в школе. Меняется ритм занятий, теоретические занятия чередуются с производственным обучением. Все это предъявляет новые повышенные требования к организму.

Примерный режим дня учащихся ПТУ (табл. 3) построен на основе тех же принципов, что и для школьников, но с учетом специфики процесса обучения. Он предусматривает правильное соотношение умственной и физической работы, чередование работы с отдыхом.

Соблюдение режима дня помогает подростку быстрее адаптироваться к новым условиям, лучше справиться состоящими перед ним задачами, успешнее осваивать избранную профессию.

Независимо от того, где учится подросток - в школе или ПТУ, выработанная привычка жить по режиму поможет ему одолеть нагрузки, правильно распределить свои силы и время, чтобы успеть выполнить все, что от него требуется. Ибо режим не только "дисциплинирует" функции органов и систем организма, но и способствует формированию таких необходимых человеку качеств, как собранность, аккуратность, воля, умение сосредоточиться.

Суточная работа - по Трудовому кодексу время отдыха при таком режиме специально не регламентируется, работодатели ориентируются на общие правила раздела V ТК РФ. Сколько и какие должны быть перерывы при суточной работе, читайте в этой статье.

Понятие суточной работы

Под суточной работой понимается исполнение работником своих трудовых обязанностей в течение 24 часов. В отношении такого режима в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) не имеется никаких запретов, но при его установлении нужно учитывать следующее:

  • в неделю работник должен отработать не больше 40 часов - ч. 2 ст. 91 ТК РФ (о том, кому установлена меньшая продолжительность рабочей недели, читайте в нашей статье «Сокращенная продолжительность рабочего времени (нюансы)»);
  • в течение недели у работника должен быть непрерывный отдых минимум 42 часа (ст. 110 ТК РФ).
  • не все категории работников могут быть привлечены к сменной работе продолжительностью в сутки в связи с наличием ограничений по длительности рабочего дня/недели для отдельных категорий работников (несовершеннолетних, инвалидов и т. д. - ст. 92, 94 ТК РФ) - см. блок-схему ниже;
  • не все категории работников могут быть привлечены к работе по такому графику в связи с запретом привлекать их к работе в ночное время - ст. 96 ТК РФ (больше подробностей в нашей статье «Оплата работы в ночное время по Трудовому кодексу (нюансы)»).

Как составить график работы и отдыха при суточных сменах?

Самые распространенные на практике графики — это сутки через 2 и сутки через 3. При таких графиках происходит нарушение требования о 40-часовой неделе, поэтому работодатель вводит суммированный учет времени, предусмотренный ст. 104 ТК РФ.

Риски! Согласно ст. 104 ТК РФ, если не удается соблюдать дневные и недельные пределы рабочего времени, работодатель считает отработанные часы за учетный период и контролирует, чтобы они не превысили установленную норму за учетный период.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка. Соответственно, данными правилами определяется и учетный период - месяц, квартал, полгода или год. Брать в расчет отработанные часы больше, чем за год законом не допускается (для работников отрасли с вредными условиями пределом являются 3 месяца - ч. 1 ст. 104 ТК РФ).

Обратите внимание! Благодаря учету рабочего времени неотработанные часы можно будет перекрывать переработанными.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.

Рассмотрим на конкретном примере правила составления графика суточной работы, например, на апрель 2019 года:

  • схема - сутки через 3;
  • учетный период - месяц;
  • количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели - 22;
  • количество часов в месяце, на которое приходится сокращение рабочего времени в апреле 2019 г., - 1 час.

Расчет нормы часов рабочего времени на месяц производится согласно Порядку исчисления…, утв. приказом Минздравсоцразвития от 13.08.2009 №588н:

Норма часов = (40 ч. х 5 / 22) - 1 ч. = 175 ч.

График смен на месяц представлен ниже (С - смена, В - выходной).

Время работы и время отдыха при суточном графике

Время начала работы и ее конца указывается в правилах внутреннего распорядка и при необходимости в трудовом договоре.

По ТК РФ при суточном графике работы время отдыха ничем не отличается от времени отдыха при иных режимах работы. Оно устанавливается с учетом положений гл. 18 ТК РФ:

  • в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Если работник находится на смене продолжительностью 24 часа, то в течение этого времени, то, например, правилами внутреннего трудового распорядка могут предусматриваться 2 перерыва по 1 часу или 4 по 30 мин. и т.д.;
  • если работодатель не может предоставить работнику возможность покинуть рабочее место и использовать время отдыха на свое усмотрение (что чаще всего и бывает при суточной работе), то время приема пищи и отдыха будет входить в рабочее.

Обратите внимание! В соответствии со сказанным выше, в табеле учета рабочего времени может быть указана смена продолжительностью 22 часа (например, если работнику предоставляется в течение смены 2 часа на перерыв и при этом работник может покидать рабочее место) или 24 часа (если работнику нельзя было отлучаться с рабочего места).

Выходными являются 2 или 3 суток (в зависимости от режима) после отработанных 24 часов.

Важно! Общепринятые выходные (суббота, воскресенье) или праздничные дни при выпадении смены на них выходными не являются, т.к. сотрудник работает по своему графику и выходные для него определяются именно в соответствии с таким сменным графиком.

Является ли суточный график сменной работой

Суточный график может быть установлен не только при сменной работе, но и в режиме гибкого графика, предусмотренного ст. 102 ТК РФ. Чем они отличаются - смотрите в таблице ниже.

Критерии

Сменная работа

Гибкое рабочее время

Как составляется график

Работодателем с одобрения профсоюза и т. п.

По соглашению сторон

Можно ли ставить работника в 2 смены подряд

Можно, с согласия работника

Из чего складывается переработка (сверхурочные)

Из часов работы после смены в рамках ст. 99 ТК РФ + сверх нормы, установленной на учетный период

Часов сверх нормы, установленной на учетный период

Вводится ли суммированный учет рабочего времени

Обязательно

Обязательно

Сокращается ли на час смена, выпавшая на ночное время

Сокращается

Не сокращается

Как оплачивается смена, выпавшая на праздничный день

Не менее чем в двойном размере

Кого нельзя ставить на сутки

Беременных, несовершеннолетних, инвалидов, имеющих детей до 3 лет и т. д.

Обратите внимание! Независимо от вида действующего на предприятии режима за работником сохраняются его трудовые права и гарантии. Например, при неявке на работу по уважительным причинам (больничный и т. п.) отрабатывать пропущенную смену работник не обязан. Разумеется, все прочие гарантии, предусмотренные ТК РФ, также сохраняются (право на ежегодный оплачиваемый отпуск, положенные при сокращении компенсации и выплаты и др.)

Оплата труда при суточной работе

Оплата труда при гибком и сменном графике работы имеет следующие особенности:

  • оплачиваются фактически отработанные часы: оклад или ставка;
  • работа в ночное время оплачивается по повышенной ставке согласно ст. 154 ТК РФ (в 2019 году повышение происходит как минимум в размере 20% от оклада / часовой ставки за каждый час ночного времени - см. постановление Правительства РФ от 22.07.2008 №554);
  • выходной праздничный день, на который выпала смена, оплачивается по двойной ставке (кроме случаев, когда работнику предоставляется день отдыха за работу в выходной праздничный день - в этом случае оплата производится в одинарном размере). Если на выходной праздничный день выпала лишь часть смены, то по двойной ставке оплачиваются только часы, фактически отработанные в этот день (ч. 3 ст. 153 ТК РФ) - о тонкостях расчета можно прочитать в статье «Как производится оплата праздничных дней при сменной графике?» ;
  • сверхурочные работы за первые 2 часа оплачиваются в 1,5 размере, последующие — в двойном (ст. 152 ТК РФ).

Обратите внимание! Все ставки/доплаты/повышения могут быть изменены локальными актами в большую от установленных ТК РФ сторону.

Сменная работа обладает такой спецификой, что при подсчете суммы фактически отработанных часов у работника набегают сверхурочные часы. В связи с этим работодателю нужно внимательно отнестись к следующим моментам:

  • на нем лежит обязанность по точному учету переработок каждого работника (ч. 7 ст. 99 ТК РФ);
  • сверхурочная работа не должна превышать 120 часов за год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ);
  • работа в выходные и праздничные дни к сверхурочной не относится (ч. 3 ст. 152 ТК РФ).

Для определения точного размера оплаты за сверхурочную работу рекомендуется производить расчеты по этой статье по окончании учетного периода.

Итак, время отдыха при суточном графике работы — это перерывы на обед, следующие после работы несколько суток (устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка), отпуск. Суббота, воскресенье и праздничные дни, выпавшие на смену, выходными и сверхурочными не являются. При этом отработанные выходные по графику и праздничные дни оплачиваются в двойном размере (либо в одинарном размере при условии, что работнику дополнительно будет предоставлен день отдыха).