Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и . Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:


Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.


Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.


Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.


Различные типы пил для резьбы по дереву

Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

  • широкую;
  • среднюю;
  • узкую.

То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.

Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Искусство резьбы по дереву. Как давно оно возникло? Никто теперь и не скажет. Древесина с давних времён является наиболее близким материалом по мироощущению для человека. Часто кажется, что, мол, надо чуток исправить вот этот сучок, убрать лишнее и он станет произведением искусства. Но нет, на самом деле резьба по дереву - это кропотливая профессиональная работа. Умеючи, можно изготовить шедевр!

  • Во-первых, желание, творческий подход и хорошее настроение.
  • Во-вторых, материал. В принципе, вырезать можно по любому виду дерева. Но легче всего работать с берёзой, липой, осиной, сосной, елью и вишней. Дерево должно быть хорошо просушено. Помимо, древесины нужна бумага для эскизов, лекало для плавных переходов линий, линейка, циркуль, треугольник и карандаш.
  • Третье, инструменты. Вообще, для резки используют большой набор инструментов. Но начинающему резчику будет достаточно лобзика, шила и ножа.
  • Четвёртое, рабочее место. Прежде чем взять в руки резец обязательно создайте себе рабочее место. Для этого, вам понадобится стол или скамья. Они должны быть устойчивыми и прочными. Но лучше сделать верстак. Он удобнее и надёжнее.
  • Пятое, нужно создать для резьбы по дереву эскизы.

Давайте познакомимся с основными видами резьбы. Мы отметим 2 часто встречающихся вида: скульптурную и рельефную .

  1. Скульптурная – это отдельно стоящие произведения и сюжеты. Обычно это люди, животные и абстрактные формы.
  2. При рельефной резьбе по дереву изображения выполняются на поверхности (фоне). Например, птица, парящая на фоне горного пейзажа.

Чтобы начать работать, нам нужны эскизы. Где же их взять? Это ваша фантазия! Все, что придумаете и наносите на дерево. Но, если с фантазией туго, то можно найти готовые эскизы в интернете. Главное, начинать нужно с простых эскизов для трафаретов.

Нашли эскиз для резьбы по дереву. Нужно превратить его в трафарет. Что такое трафарет? Это перенос рисунка на бумагу. Бумага должна быть прочной. Это может быть калька или копирка. С помощью них просто переводим на поверхность рисунок. Или создаём трафарет из картона. После чего, прикрепляем его к дереву и обводим контур.

А если вы используете геометрическую резьбу , то можно просто расчертить узор на болванке. Прежде всего, нужно выделить для себя участки и определить, какие из них будут выпуклые, а какие – вогнутые. Только в этом случае получится правильный рисунок на дереве. Это, кстати, самый лёгкий вид резьбы. Он отлично подходит при изготовлении шкатулок, досок, рамок.

Галерея: трафаретная резьба по дереву (25 фото)












Трафареты для контурной резьбы

А также несложной является контурная резьба . Здесь, главное, умение правильно вырезать желобки одинаковой толщины и углублённости. Для чего мы используем разнообразные стамески. После резки полотна в этом стиле, обычно, внутренняя часть желобков подкрашивается. Тогда эскиз отлично виден и смотрится очень живописно. Достоинство этого вида выпиливания заключается в возможности взять фактически любой трафарет и перенести на болванку. Но имеется множество готовеньких шаблонов для тех, кто желает опробовать себя как раз в данном форме резки. Очень хорошо смотрятся в этой технике звери, растения и пейзажи.

Геометрические шаблоны для резьбы по дереву

Самые простые шаблоны – это геометрические фигуры, растительные орнаменты (листики, веточки), бабочки. Их часто используют при изготовлении резных наличников на окна. В древности считалось, что наличники защищают дом от нечисти. Поэтому их часто украшали узорами в виде листиков лавра, дуба, цветков лотоса и лилии. А также использовали кельтскую (скандинавскую) плетёнку. Это узор в виде косичек , различных переплетений.

Трафареты для плоскостной техники

А с помощью плоскостной техники можно создавать интересные фигуры различных животных. Например, поставить к себе в сад деревянного мишку или плывущего лебедя. Можно изготовить сказочных героев – грозного дракона или Змей Горыныча . Или пугать гостей масками каких ни будь мифических персонажей. Кстати, маски выполняются в объёмной технике. Эта резьба требует навыков и умения. Размеры у них разные: от 25 до 50 см в длину. Эскизы трафаретов масок можно придумать самим или взять древнеславянских героев из книг, например.

Трафареты в стили плоскорельефной резки

Здесь процесс будет не таким простым . Тут нужно делать глубокий фон, он располагается как бы под рельефом. Сам рельеф, как правило, заваливается. Переходы создают гладким при помощи пилки или наждака. Фон делаем ровным или оставляем слегка текстурным. Дабы художественная резьба вышла поистине роскошной, без трафарета также не обойдёмся.

Умение резать по дереву позволяет создавать множество удивительных по красоте и внутренней энергии вещей. Развивая технику и постоянно обучаясь, можно изготавливать настоящие шедевры искусства. Например, можно начать вырезать иконы и картины. Это очень кропотливое и увлекательное занятие. Такие полотна ценятся довольно дорого.

А имея фантазию, можно сделать оригинальные подарки своим близким и друзьям. Например, деревянный медальон с гравировкой или резные часы . Последние могут быть как настенными, так и напольными.

Так что резьба по дереву может быть не только увлекательным, но и прибыльным хобби. Главное, иметь фантазию, креатив и вкладывать в работу душу. Тогда изделия будут не только радовать вас и ваши друзей, но и оберегать от негатива.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Все фото из статьи

Как только деревянные дома вновь стали входить в моду, возродилась и тенденция украшать их фасады всевозможными узорами и орнаментами. применяется людьми уже много веков и на сегодняшний день благодаря множеству технологичных новинок становится доступной всё большему числу домовладельцев. Далее мы рассмотрим основные виды данного направления и нюансы обработки древесины своими руками.

Разновидности

Стоит отметить, что резные орнаменты могут украшать вообще любое изделие из дерева, будь то шкатулка, карниз, беседка или фасад жилого дома. Так что, если желаете поэкспериментировать, то для этого необязательно строить деревянное здание, для первого раза достаточно будет, например, лестничного перила или дверцы старой тумбочки.

Сквозная резьба

Это весьма распространённый метод создания узоров, который в процессе украшения домов применяется наиболее часто. При нём подразумевается полное сквозное удаление некоторых элементов деревянной поверхности. Если раньше все необходимые работы выполнялись по большей части стамесками и резцами, то сейчас задача выполняется преимущественно лобзиком.

Глухая резьба

При осуществлении такого метода нанесения узоров резцы не проходят деревянное полотно насквозь, что удобнее всего выполнять фрезой.

В свою очередь глухую резьбу также разделяют на несколько видов:

  1. Плосковыемчатая . В этом случае есть плоскость фона, а орнамент углубляется уже в него. Подвиды:
Название резьбы Описание
Контурная Наиболее простая инструкция исполнения, которая заключается лишь в вырезании по контуру рисунка ровной канавки, не меняющей своего размера.
Скобчатая Здесь главным элементом уже является не канавка, а полукруглая насечка, создаваемая стамеской в два подхода. Именно из таких своеобразных скобок и создаётся орнамент.
Геометрическая В этом случае присутствует два фрагмента: заглубляемая внутрь полотна трёхгранная пирамидка и колышек. Сначала осуществляется наметка обрабатываемого места, а затем срезается всё лишнее согласно задуманной фигуре.
Чернолаковая В отличие от первого варианта здесь первичная плоскость предварительно покрывается чёрным лаком, а уже затем осуществляется выем канавок, что в результате даёт потрясающую игру света и тени.

  1. Рельефная . Здесь фрагменты орнамента оказываются либо на одном уровне с фоном, либо даже выше его. Сам метод схож с контурной резьбой, но при его осуществлении края канавок меняют свои очертания, вписываясь в общую задумку.
  1. Плоскорельефная. Весьма распространённый способ украшения древесной поверхности в архитектуре и прикладном искусстве. Заключается в том, что удаляется часть материала с углублением на несколько миллиметров и под разными углами. В результате получается объёмная композиция.

Скульптурная резьба

Само собой создание деревянных скульптур из дерева – это наиболее сложный тип его обработки. Но зато такими произведениями искусства можно смело украшать не только дом, но и любое место дачного участка.

Совет: после нанесения узоров на дерево обязательно обработайте его антисептиками, в особенности, если речь идёт о внешних работах. Это позволит в значительной мере продлить эксплуатационный срок вашему шедевру.

Если вы решили украсить собственный дом или беседку, то могут использоваться все вышеперечисленные методы нанесения узоров в комплексе. Но если вы коснулись выполнения такой задачи впервые, то лучше остановиться на наиболее простых вариантах.

В первую очередь стоит рассмотреть узоры для резьбы по дереву для начинающих:

Выбор древесины

При выборе подходящего материала следует обратить внимание на следующие факторы:

  • Особенности текстуры. Так если вы желаете создать сложный орнамент со смысловой нагрузкой, то возьмите лучше брусок со слабо выраженным древесным рисунком. А если вы своим узором предпочитаете лишь подчеркнуть природную красоту дерева, то остановите свой выбор на чётко выраженной текстуре.
  • Сам узор старайтесь разместить вдоль волокон. Это упростит его нанесение.
  • Обратите внимание на повреждение древесины процессами гниения или других заболеваний. От таких образцов немедленно откажитесь.
  • Также стоит отсеять изделия с такими пороками как сучки и кармашки с древесным соком.

Назначение

В случае оформления дома помните об основных функциях, выполняемых деревянными узорами:

  • Украшение внешнего вида. Это основное назначение. Примечательно, что в древности многие орнаменты обладали конкретным мистическим значением и служили оберегами.
  • Защита от прямых солнечных лучей. Козырёк со сквозной резьбой отлично справится с рассеиванием света.
  • Ограждение опасных мест. Балконное или лестничное ограждение может стать гораздо привлекательнее благодаря такой отделке.

Подготовка

После того, как вы выбрали подходящий брусок или доску и определились с методом нанесения резьбы, подготовьте для работы место. Вам могут понадобиться тиски или струбцины, карандаш, лобзик, стамеска и фрезер.

Далее нанесите карандашом эскиз вашего рисунка на деревянное полотно. Надёжно зафиксируйте его и начинайте работать. Будьте в процессе нанесения узора предельно осторожны, так как малейший просчёт может испортить всю заготовку.

По окончанию работы покройте получившийся орнамент лаком и установите на место, где он и будет находиться. В результате вы получите оригинальное изделие, которое изготовлено собственными руками. Пусть даже если в первый раз шедевр и не выйдет, не отчаивайтесь, немного практики, и ваша поделка станет настоящим украшением вашего дома.

Заключение

Узоры, используемые для украшения деревянных построек сотни лет назад, снова в тренде и завоёвывают популярность. С их помощью можно не только оживить однотипную серость классического фасада, но также сделать его абсолютно оригинальным, таким, которого ещё ни у кого не было.

Немножко фантазии, правильный выбор метода нанесения, приобретение подходящей заготовки, терпение и внимательность – самое главное, что вам необходимо для успешного завершения задуманного.

Узорами можно не просто украсить своё жилище, а выразить свои мысли, создать некую визитную карточку для гостей и просто прохожих.

Резьба по дереву насчитывает несколько тысячелетий. С той поры, как человек научился строить деревянные жилища, в нём не угасает стремление облагородить его, украсить. Искусство применялось на фасадах зданий, ложках, большинстве музыкальных инструментов. Позднее мода распространилась на мебель, рамки, шкатулки. У многих народов в почёте не только орнаменты, но и скульптуры.

В музеях можно внимательно рассмотреть всё воочию. Здесь представлена резьба по дереву фотографии рисунки и эскизы . Это довольно увлекательное занятие. На каждом континенте приняты свои пропорции и используемый материал. К середине второго тысячелетия течение в развитых странах вылилось в декоративно-прикладное искусство. Шиком стало приглашать знаменитых мастеров во дворцы власть имущих для изготовления мебели и иных аксессуаров.

Расцвет пришёлся на XVIII – начало XIX века, когда плодами трудов искусных резчиков стали пользоваться средние слои населения. Затем, в соответствии с законами истории, отрасль в России (позднее в Советском Союзе) стала сходить на нет. Но она настойчиво цеплялась за жизнь на периферии да среди истинных ценителей народных талантов. В последнее время заметно бурное возрождение, проявляющееся в деталях кресел, диванов, сувенирной продукции, украшения зданий.

В крупных промышленных центрах, губернских городах, небольших посёлках существуют школы художественной резьбы по дереву. Обучают этой профессии в профессионально-технических учебных заведениях, педагогических училищах и даже в институтах. Цель – возрождение отечественных традиций в данной области. В соответствии с развитием общества изменился и подход: применяется не только ручной, но и автоматизированный труд.

Древесина , применяемая для резьбы

Исходным материалом служат разные породы дерева. Самой популярной стала липа. Она наиболее удачно сочетает в себе технические характеристики, необходимые для специалистов. Мягка, имеет плотную ровную поверхность, легко обрабатывается, поддаётся морению, шлифовке, лакированию. Подготовленная правильным образом, не подвергается короблению, растрескиванию.

Применяются другие тонкослойные деревья: клён, яблоня, рябина, ольха, орех, тополь. Берётся за основу и дуб, только он довольно прочен и требует не только сноровки, но и грубой мужской силы. Некоторые используют смолистые хвойные породы, однако они имеют массу недостатков. Отобранные стволы готовят не менее, чем за пару лет до применения. Их тщательно ошкуривают, оставляя кольца коры (по 10-15 см) только на концах. Торцы тщательно обрабатывают раствором глины, краской – таким образом предотвращается появление трещин. Сушку производят под навесами, в сараях с хорошей вентиляцией. Впоследствии всё это добро распускается на доски и плахи.

Инструменты для резьбы

Теперь мастер, получив исходник, приступает к работе. Для этого ему необходимы многофункциональные помощники – резцы простых и замысловатых конфигураций. К ним относятся:
  • Нож-косяк. Изготавливается из прочной доброкачественной стали. Имеет, как и все инструменты, удобную для захвата ручку. Лезвие скошено под углом 60 градусов. Выступает на 5-7 см. Затачивается с обеих сторон. Выполняется из стамески, ножа, ножовочного трубного полотна.
  • Обычные прямые стамески, продающиеся в магазинах. Желобковые, изогнутые, фигурные;
  • Деревянная столярная киянка;
  • Ножовки;
  • Шило;
  • Циркуль;
  • Набор бархатных напильников;
  • Ручной и электрический лобзики;
  • Коловорот;
  • Дрель;
  • Мелкая наждачная бумага;
  • Порошок пемзы;
  • Материал для морилок;
  • Кисти. Тампоны. Валики;
  • Отделочные лаки;
  • Желателен электрический многофункциональный станок.

Виды резьбы по дереву

Художественно-прикладное искусство различает следующие виды резьбы:
Плосковыемчатая, именуемая геометрической. Название получила по применяемым треугольникам, окружностям, овалам, квадратам, прямым и изломанным линиям, розеткам. Ею же можно выполнить растительный орнамент. Ими украшаются наличники усадеб, фронтоны, карнизы, входные калитки, ворота во двор, простенки, крылечки.

Плоскорельефная. Фон здесь выбирается вокруг орнамента, на точно заданную глубину. Затем все края тщательно заоваливаются. Второй способ – заглубление в древесину орнамента, фон остаётся в первозданном виде. Сейчас мало кто занимается этим вручную, применяя для этого фрезерные станки. Многие на следующем этапе обработки чеканят поверхность, скрывая погрешности. Другие вырезают мелкие канавки, желобки, клеточки. В этих операциях незаменимы мелкие резцы.

Прорезная. Похожа на предыдущую, если бы у неё удалить фон. Используется в производстве шкатулок, рамок. Для выразительности снизу добавляется красивая цветная ткань, на худой конец, – бумага. Ажурный рисунок придаёт изделию шарм, воздушность.

Рельефная. Одна из самых сложных, однако обладает огромной декоративностью. Она с давних пор употребляется в различных аспектах быта. Если к ней добавляется позолота да ещё и масляная роспись – глаз не оторвать. Само слово «рельеф» означает выпуклость. Совокупность всяких неровностей представляет кору Земли. В данной профессии – это обыкновенный выпуклый орнамент, расположенный на ровной поверхности. Есть подвиды. Барельефом означают комплекс орнаментов, чьё-либо изображение, возвышающееся на величину меньше1/2 толщины. Горельеф – больше одной второй толщины скульптуры.

Объёмная (скульптурная). Здесь предмет отделывается с разных ракурсов, с нескольких сторон, возможно и вкруговую. Яркий тому пример – ножки резной мебели.

Применение резьбы

Накоплен богатый опыт, имеется много материала. Резьба по дереву - фотографии рисунки и эскизы используются для создания декора в мебельной промышленности. Она представляет внушительный ассортимент, составленный из элементов для интерьера, украшения стульев, столов, кроватей, кресел, диванов. Компании отошли от ручного труда и активно используют станки с программным управлением. Методы 2D и 3D позволяют получать любые комплектующие с необыкновенной точностью и чистотой обработки. Следует добавить, что используется любая древесина и даже МДФ.


Деревянная мебель с качественным декором является непререкаемым признаком отличного вкуса, поднимает статус владельца в глазах родственников, друзей и знакомых. Технологии на должной высоте. Есть полная возможность имитации Классицизма, Модерна, Ренессанса, Рококо, Ампира, Готики, Ар Деко, Барокко. Всё выполняется тщательно, с отличным художественным вкусом, на высоком профессиональном уровне.


Мастера с удовольствием занимаются реставрацией дворцов, старинных усадеб. Сочетание квалификации, фантазии, умения позволяют дизайнерам составлять новые уникальные композиции. Накладки, рамы, капители поражают воображение изяществом линий, полным подражанием выбранному стилю. Круглые, овальные, прямоугольные розочки представляют собою цветы, наборы листьев. Дойдя к нам со времён древних греков, великолепно дополняют мебель.

Товара нынче несметное количество. К примеру, домовые наличники делаются нынче из клееного материала. Потому не изменяют формы, размера, не растрескиваются под воздействием атмосферных перепадов. Ни один прохожий не пройдёт равнодушно, обязательно заглядится на рукотворную красоту. Без резьбы по дереву не обходится ни одно производство лестниц, балюстрад, фасадов, балконов. Кронштейны и консоли призваны поддерживать выступающие части здания, интерьера. Восхитительны в виде завитков (волют), хотя могут быть в виде треугольников или прямоугольников.

Резной погонаж применяется для употребления молдингов, резных плинтусов, оконных и дверных багет. Карнизы не только привнесут шик, изящество, но и подчеркнут статусность и благосостояние владельца коттеджа или просторной квартиры. Интересно смотрятся двери, где все углы сходятся в единый, логичный, законченный рисунок. А какие неподражаемые у нас балясины! Цилиндрические, плоские, скульптурные. Каждая модель смотрится идеально, эффектно, завораживающе. Из всего многообразия подбирается оптимальный вариант для собственного интерьера.


Герба популярны в дизайне помещений, исполненных в стилях прошлых веков. Семьи, имеющие богатые родословные, знающие, что их предки имели дворянский титул, стараются украсить особняки фамильными гербами. Это в какой-то мере утешает их тщеславие, погружает в воспоминания о былом величии фамилии.

Затейливые орнаменты, рисунки, вязи на «старинных» сундуках, триумфально вернувшихся к их поклонникам, не перестают восхищать. Сложность по-настоящему впечатляет. В них заключена энергия вечности и доброты. Радуют взор шкатулки разных размеров. Каждая деталь подогнана до сотой миллиметра. Ничего лишнего. Сплошной блеск и очарование. Такое великолепие непременно хочется подарить любимой женщине для хранения всяких безделушек. Не забыты самые маленькие резные декоративные элементы.

Видео по резьбе по дереву и применение в интерьере