Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Общие сведения о возникновении московских ремесел
  • 2. Ремесла для жителей города в названиях городских улиц
  • 3. Ремесла для обеспечения нужд царского двора
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Во многих русских городах, возникших в развилке рек, также наблюдается наслоение линий обороны на открытой стороне междуречья; но интенсивное развитие города в этом направлении имеет свой предел, причины которого все большее удаление новых посадов от центра и растянутость линии обороны. Поэтому Москва начала расти еще в двух направлениях: в первую очередь в Занеглименье, район, отделенный от Кремля и Китай-города рекой Неглинной, а также восточнее центра, между Неглинной и Яузой. Туда, из тесного Великого Посада переселялись ремесленники, застраивая целые слободы: ремесло каретников оставило нам Каретный ряд, Большой и Малый Каретные переулки, кожевенников - Сыромятнические верхнюю и нижнюю улицы, набережную, проезд и 2 переулка,всевозможные яства делались мастерами на Поварской улице, Столовом, Хлебном, Калашном, Скатертном переулках, точно также говорят о своих жителях Дегтярный, Столешников, Скорняжный, Колпачный переулки, улицы Пушечная. Улица Кузнецкий мост в этом плане интересная не только своими жителями, но и расположением - по-видимому, она была частью укрепленной ограды Занеглименья.

Поэтому весьма актуально рассмотреть историю названий московских улиц.

Целью данной работы является исследование московских ремесел в названиях современных улиц г. Москвы.

В соответствии с обозначенной целью в работе предстоит решить ряд задач, таких как:

Рассмотреть краткую историю появления различных ремесел в г. Москве;

Изучить названия московских улиц, связанные с ремеслами;

Описать ремесла для жителей города в названия улиц Москвы;

Охарактеризовать ремесла для обеспечения нужд царского двора;

Сделать выводы по работе в целом.

1. Общие сведения о возникновении московских ремесел

О том, какое значение имели разнообразные ремесла в жизни развитого русского города, говорит, к примеру, то обстоятельство, что названия ремесел в буквальном смысле пронизывают всю городскую топонимику. К примеру, целый небольшой город мог называться по развитому в нем оружейному ремеслу - Бронницы. Характерен тот факт, что такие города были расположены рядом с другим крупным городом, который нуждался в подобной продукции. Таких городов сейчас существует два - сохранившийся до сегодняшних дней в Московской области и существовавший в эпоху средневековья в Новгородской земле (Бронниче).

Слобода - поселение ремесленников одной профессии. Эти поселения упоминаются в документах о Москве 14 века. Вид слободы имели вполне деревенский: деревянные домики с огородами, церковь. Почти каждый дом был одновременно и мастерской ремесленника. Каждая слобода м называлась по профессии своих жителей. Любой из нас, пройдя по улочкам в центре Москвы, может из их названий узнать какие мастера-ремесленники здесь жили. Чем же занимались жители Москвы в разные века? Какими ремёслами?

Слобода кузнецов при Иване III (с конца 15 века) расселилась в районе современной улицы Кузнецкий мост. Позднее Кузнецкая слобода увеличилась в размерах и располагалась в районе нынешних Новокузнецкой улицы и Новокузнецких переулков. В 17 веке в Москве насчитывалось более 300 ремесленников, занятых кузнечным делом. Московские кузнецы выполняли главным образом мелкую работу. Кроме «подкованья» лошадей они делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди. Имелись в городе и отдельные профессии замочников, выделывавших замки, и ножёвщиков, делавших ножи.

С давнего времени два вида работ по металлу получили особое распространение в Москве - изготовление предметов роскоши и оружия. Железных дел мастера изготавливали железные и бронзовые булавки, подвески различной формы и круглые пуговицы с выступом в центре. Красивые золотые, серебряные, бронзовые пуговицы тонкой работы были важной деталью костюма богатого человека. Кроме булавок и пуговиц столичные литейщики производили все виды металлических украшений для праздничного наряда жителей подмосковных деревень: височные кольца, перстни, браслеты. Старинные пуговицы Основным видом женских головных украшений у славян были височные кольца. Женщины подвешивали височные кольца к головному убору на лентах или ремешках. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где и вставляли в мочку уха. Девушки-подростки, не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец. Девушки-невесты и молодые замужние женщины нуждались в усиленной защите от злых сил. Их височные кольца особенно были нарядны и красивы.

Многие ремесленники выполняли царские заказы - например, бронники, жившие в районе Большой и Малой Бронных улиц, и басманники, давшие имя Старой и Новой Басманным улицам. Басманники занимались чеканкой по металлу. Басмой на Руси называли тонкие листы металла (серебряные, медные, золотые) с вытесненным, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для различных украшений. Например, они применялись для украшения икон. Поэтому становится понятным, почему слобода этих ремесленников называлась Басманной. Церковное кадило (16-17 век). Выполнено мастерами Московского Кремля - талантливыми умельцами Третьяком Пестриковым и Даниилом Осиповым. Височные кольца (12 век). Чеканка по золоту. Браслет (конец 12 - начало 13 века). Чеканка по золоту.

Бронники делали оружие и «броню» - кольчуги и латы для войска. Уже с 14-15 века высоко ценились щиты для воинов, сделанные московскими мастерами. В 16 веке в Москве в большом количестве стали изготавливать шлемы. Кольчуга (конец 16 века), принадлежала царю Борису Годунову Шлемы (12-16 век) Доспехи русского воина 14 века.

С 14 века московские ремесленники стали отливать колокола. И в этой области Москва шла впереди других русских городов. Имя литейщика впервые упомянуто в 1342 году в Третьей Новгородской летописи: «Повеле владыка Василiй слiяти колоколъ великий къ Святей Софiи и приведе мастера съ Москвы, человека добра, именемъ Бориска». Четырьмя годами позже это же имя встречается в сообщении о первом известном литье колоколов в Москве. Потребность в колоколах была постоянной. Даже в 16-17 веках отливка большого колокола привлекала внимание современников, нередко отмечавших это событие в своих записях.

В 1480 году было окончательно покончено с татаро-монгольским игом и русское государство смогло заняться активным развитием литейного дела. В 1475 году недалеко от Фроловской (ныне Спасской) башни Кремля была открыта так называемая «Пушечная изба», которая потом выросла в Пушечный двор. После очередного пожара в 1500 году пушечное производство было перенесено на левый берег реки Неглинки. В современной Москве о месте расположения Пушечного двора напоминает Пушечная улица, соединяющая Неглинную улицу и Лубянскую площадь. Московский Пушечный двор был главным производителем качественных колоколов и полевой артиллерии в государстве на протяжении почти 300 лет. На Пушечном дворе работало до 400--500 мастеров, подмастерьев и учеников 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.).

С конца 15 века мастера освоили литье пушек и Москва стала центром производства огнестрельного оружия и боеприпасов. Градские люди, или горожане, занимались производством пороха по найму или повинности. Для нас же важно отметить, что количество погибших говорит о крупном производстве 16 века. Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Пушка весит 40 000 кг. Пушки XVI века Русская артиллерия впервые успешно использовалась в полевых боях в октябре 1480 года.

Работали с металлом и мастера-котельники. В отличие от кузнецов, котельники работали с медью и оловом, а селились они около Москвы-реки. О их слободе нам напоминают пять Котельнических переулков и Котельническая набережная современной Москвы. Котельники делали медную и оловянную посуду для домашнего обхода (например, котлы для варки пищи) и разные предметы, нужные для церковной службы - например, кадила.

В XII в. город Москва занимал сравнительно небольшую площадь. К XIV в. его территория расширилась до 1,02 кв. км и к XVI в.-- до 5,4 кв. километра. Москва XVII в. расширила свои границы до 19 кв. км (площадь в черте Земляного города). Официальная городская черта в XIX и начале XX в.-- «Камер-коллежский вал» -- занимала площадь в 71 кв. километр.

Купеческая московская городская дума энергично противилась последующему расширению городской черты, потому что с каждым таким расширением Москва принимала в свои пределы неблагоустроенные рабочие окраины: только в 1917 г. граница Москвы была проведена по кольцевой Окружной железной дороге, которая соединяла подходящие к городу радиальные железнодорожные магистрали, и площадь Москвы увеличилась сразу в три раза -- до 228 кв. километров.

В Кремле XVI в. размещался двор, высшее духовенство.

В Китай-городе, который являлся центром московской торговли, находились дворяне, бояре, некоторая часть богатых купцов и духовенство.

В Белом городе, помимо домов дворян с их челядью, были размещены и некоторые производства, к примеру, производство оружия на р. Неглинной (отсюда название улиц в центре Москвы: Кузнецкий мост и Пушечная).

Первоначальная веерная система превращалась в более обширную, с радиусами и кольцевыми звеньями. В XVI веке вся сложившаяся система растущих посадов была обнесена мощной кирпичной выбеленной стеной - Белым городом или Царь-городом длиной 9 км, огибающей Кремль и Китай-город широкой подковой, упирающейся в высокие берега Москвы-реки. Расположенная в соответствии с условиями рельефа, она начиналась на западе на высоком левом берегу ручья Черторыя, который заполнял ров перед стеной (современный Чертольский переулок), северная часть проходила вдоль безымянных ручьев, впадавшим с обеих сторон в речку Неглинную, восточная по речке Рачке, образовывавшей Поганый пруд и далее впадавшей в Яузу. Под прикрытием стены располагалась улица, служившая для маневра в случае нападения, а снаружи стены было достаточно места для рынков. Стена имела 10 ворот в местах пересечения с дорогами, которые в большинстве своем направляются как раз к монастырям, о которых говорилось выше. Соответственно, улицы и переулки вокруг получили названия: Петровка - Петровские ворота - Петровский переулок, Рождественка, Сретенка - Сретенские ворота. Значительно позже, к концу XVIII века, Москва разрастется настолько, что оборонительная стена Белого города утратит свое стратегическое значение и будет разобрана, а её место займут 9 красивых бульваров с теми же названиями - Петровский, Рождественский, Никитский, Страстной, Сретенский бульвары. Хотя не все бульвары получили свое название таким образом: Чистопрудный бульвар назвался от названия Чистого пруда, бывшего Поганым прудом в связи с тем, что там была свалка отходов с соседней - Мясницкой улицы, а в XVII веке очищенного и потому переименованного.

Однако и подкова Белого города уже не охватывала всей Москвы, вне его оказались Замоскворечье (Заречье, как тогда оно называлось), Заяузье и многочисленные предместья на периферии. На крутом левом берегу Яузы строились слободы ремесленников, чей труд был связан с огнем - кузнецов, гончаров, котельников, таганников, чтобы отгородить водной преградой город от самого страшного врага - пожара. Об этом свидетельствуют Гончарные улица, проезд и переулок, Таганская улица, Котельнические улица и набережная.

Заречье интенсивно обживалось уже в XV веке. За старицей Москвы-реки, позднее превращенной в водоотводный канал, между Ордынкой и Якиманкой находилась Кадашевская слобода - в XVII веке ставшая центром ткацкого производства (напоминание об этом - Кадашевская набережная). В конце XV века сюда же, в Заречье, переселились кожевенники, когда их ремесло отделилось от сапожного - возникла слобода о которой теперь говорят Кожевническая улица и два переулка.

Стремясь надежно защитить весь город в связи с ожиданием татарского набега, москвичи в 1591 году обнесли его еще одной линией укреплений, которая уже описала полный круг и имела в периметре более 16 км. Укрепления представляли собой вал с деревянной стеной высотой около 3 м., имевшей 57 башен и ров с водой. Этот Деревянный город, или Скородом прошел по линии современного Садового кольца, об этом напоминают Земляной вал, Валовая улица, Крымский вал, Коровий вал. В отличие от линии Белого города, прошедшей по границам существующих построек и учитывавшей особенности топографии, Скородом имел форму почти правильного кольца и достаточный запас территории для дальнейшего развития города; так была окончательно заложена основа для дальнейшей обращенной к центру радиально-концентрической системы, причем переход от начального секторного плана произошел совершенно естественно. Ворота Белого города постепенно превращались в сложные транспортные узлы: к ним сходились дороги от нескольких ворот Скородома. Четкий круг продолжали слободы, группировавшиеся по берегам рек и вдоль дорог, деревни и села, усадьбы и монастыри со своими слободами. Пока они были разделены рощами, полями, болотами, но постепенно разрастаясь, приближались друг к другу Фонд возрождения национальных традиций -- [Электронный ресурс] -- Режим доступа. -- URL:http://www.stfond.ru/news.htm?id=11309 (дата обращения 18.03.2016). .

2. Ремесла для жителей города в названиях городских улиц

Большая часть домашней посуды была из глины, а делали эту посуду - гончары. Проживали гончары рядом с котельниками. Об этом нам напоминают названия улиц Москвы - Гончарные набережная и улица, два Гончарных переулка и Гончарный проезд. Гончары лепили горшки, миски и кастрюли, кувшины и фляги. Кроме посуды гончары изготовляли детские игрушки в виде медведей, лошадок и птичек-свистулек. А ещё для украшения зданий гончары изготавливали красно-коричневые плитки с выпуклым орнаментом.

Большой и Малый Спасоглинищевские переулки (располагаются в районе метро «Китай-город») были названы так по церкви Спаса, «что в Глинищах». Впервые в сохранившихся источниках Глинищи упоминаются в документах Адриана Ярлыка -- старца Симонова монастыря, составленных в 1460 году. Название этого поселения достаточно прозрачно. Здесь жили глинники - мастера, изготовлявшие глиняные печи. Если кто-нибудь собирался делать в доме печь, то при встрече с мастером непременно говорил: «Прошу, пожалуй, на печебитье!».

Одним из самых развитых в старинной Москве было кожевенно-сапожное производство, городские жители всегда нуждались в кожаной обуви.

До начала 15 века кожевенное производство еще не совсем отделилось от сапожного, поэтому «усмарь» (кожемяка) и «усмошвец» (сапожник) совмещались в одном лице. Открытые в Москве мастерские являлись одновременно и кожевенными, и сапожными.

Позднее эти два вида ремёсел стали существовать отдельно друг от друга. Одни выделывали кожу, другие из неё шили обувь.

На правом берегу Москвы-реки, на месте современной Кожевнической улицы возникла Кожевенная слобода.

Мастерские же сапожников, в которых изготовляли, чинили и продавали обувь, в отличие от компактно размещенной кожевенной слободы, оказались рассеянными по всей территории Великого посада.

Была в Москве и еще одна слобода, где занимались выделкой кожи и кожевенных изделий. На правом берегу Яузы неподалеку от современного Курского вокзала вымачивали шкуру в овсяном квасе и затем сильно мяли ее.

После вымачивания получалась не кожа в собственном смысле этого слова, а сыромятина, недубленая кожа. Мастера этого дела назывались сыромятниками. Сыромятина шла на выделку различных ремней и упряжи. Кроме того, сыромятники выполняли первичную выделку шкур пушных зверей.

До сих пор Сыромятническими называются часть набережной Яузы и несколько окрестных улиц и переулков. Среди жителей Сыромятнической слободы было много шорников, продукция которых - конская упряжь - находила широкий сбыт как среди москвичей, так и среди приезжавших в город крестьян. Парадная конская упряжь.

Работали в Москве и резчики по дереву и кости. Из дерева ремесленники мастерили посуду (миски, ковши, черпаки, ложки), гребни, крестики, игрушки. Из кости вырезали миниатюрные ложечки, пуговицы, накладки с орнаментом на ножи и кинжалы, шахматные фигурки и печати.

Сначала все это резалось от руки, позднее отдельные вещи (круглую посуду, шахматные фигурки и пр.) стали изготавливать на токарном станке. Фронтон крестьянской избы со светёлочным окном - 1882 г. Пряничные формы - 19 век Ковш-наливка. 18 век. Ковшом-наливкой черпали хмельные напитки, квас и воду из большого сосуда. Детальные рисунки для постройки церкви Накладка на рукоять ножа, резьба по кости

Об уровне развития искусства художественной резьбы можно судить по такому выдающемуся ее памятнику, как царское место в Успенском соборе Московского Кремля. На поверхностях этой крытой шатром царской ложи вырезаны сцены из жизни московского царского двора 16 века.

Плотников переулок назван был по Плотничьей слободе. По преданию, царь Михаил Федорович, восстанавливая Москву после Смутного времени, собрал из разных мест плотников и поселил их на Арбате. Всего, по данным 1638 года, в Москве насчитывалось 124 плотника.

Профессия плотника была одной из самых востребованных в Москве Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. С. 21. .

В следующей главе рассмотрим ремесла для обеспечения нужд царского двора.

3. Ремесла для обеспечения нужд царского двора

В 17 веке в Москве был целый ряд дворцовых слобод, жители которых обязаны были обеспечивать царский двор.

Существовали следующие слободы: Барашская, Денежная, Дорогомиловская (ямская или «гонная»), Иконная, Казенная, Конюшенная, Котельная, Огородная, Переславская гонная, Печатная, Садовничья, Суконная, Хамовная, Ямская и многие другие.

В Москве существовало учреждение, которое ведало царской едой - Сытный двор. Пространство между нынешними Поварской и Большой Никитской улицами в XVII в. было занято «кормовой» Поварской слободой. Её обитатели дали названия Поварской улице, Хлебному, Скатертному, Ножовому и Столовому переулкам. По данным 1573 г., организацией продовольственного обслуживания царского дворца занималось 477 человек. Даже сейчас, гуляя в тех краях, можно догадаться, кто где жил. В Ножовом переулке - точильщики ножей, в Скатёрном - скатертники, отвечавшие за столовое бельё, в Хлебном - дворцовые пекари. Среди приписанных к Сытному двору работников числились сытники (они подавали царю сосуды с питьем (сытой) и несли свечи перед шествием, если царь отправлялся куда-нибудь вечерней порой), помясы (занимались сбором лекарственных трав), хлебники, подключники (помощники ключников, в ведении которых находились продовольственные запасы) и представители других специальностей. Еще об одной слободе -- Блинниках напоминает церковь Николая Чудотворца, «что в Блинниках» (иногда она упоминается «что в Кленниках»), располагавшаяся в начале улицы Маросейки. Слободу населяли блинники -- мастера, изготовлявшие блины.

Проживавшие в Кисельных переулках кисельники варили кисели - причём не только из ягод и фруктов, но и из гороха и овса.

Есть в городе Кисловские переулки: Большой, Малый, Средний и Нижний. Их названия - всё, что осталось от Кисловских слобод, где жили кислошники. Они готовили квасы и квашенную капусту, солили впрок грибы и овощи. А овощи выращивали в Огородной слободе.

Между сегодняшними Покровкой и Мясницкой располагалась дворцовая Огородная слобода, обитатели которой поставляли различные овощи. Из них наибольший спрос имели капуста и огурцы. Из других овощей наиболее распространенными культурами являлись морковь, лук, чеснок, редька, свекла. Из фруктов наиболее популярными были яблоки. Несмотря на суровость московского климата, для нужд двора здешние огородники умудрялись выращивать в парниках даже арбузы и дыни. Память о слободе сохранилась в названии переулка Огородная слобода. Она была одной из самых больших в Москве. В 1638 году в ней значились 174 двора, а к 1679 году их число возросло до 373.

В непосредственной близости от Кремля рос огромный царский сад. Здесь располагались Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселённые княжескими садовниками. О существовании этих слобод напоминают сегодняшние Садовнические набережная, улица и переулок. Вдоль Москвы-реки, от современного Краснохолмского моста до моста Крымского, рос огромный царский сад (на карте - внутри зелёного контура)

По соседству с Садовыми слободами располагалась в 17 веке Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Выделка овечьих шкур являлась особым видом производства со своей спецификой и ею занимались овчинники, которые жили на правом берегу Москвы-реки. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 годах в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия Овчинниковской набережной и переулков -- Большого и Среднего (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего Руновского.

Находящийся близ Арбатской площади Филипповский переулок прежде именовался Иконным, по находившейся здесь до середины 17 века Иконной слободе, в которой жили царские иконописцы.

Чтобы обеспечить русских государей и их свиту услугами ткачей, на берег Москвы-реки из-под Твери переселили целую деревню ткачей - хамомвников. Так возникла Хамомвнная слобода, давшая название современному району Хамомвники. Хамомвники делали ткани, украшавшие комнаты в царских дворцах. Мастера хамомвники находились на особом положении. Они не могли уходить на жительство из своей слободы куда-либо еще, не имели права отдавать дочерей и сестёр замуж в другие слободы. Поселиться же в Хамовной слободе было практически невозможно. Для этого следовало подать челобитную самому государю.

Ткачи - кадашим жили и в деревне Кадашёво, в районе теперешней Кадашёвской набережной и трёх переулков. Они изготавливали, главным образом, льняные ткани. Здесь жили ткачи, швеи, вышивальщицы.

Долгое время ткачи работали на дому, а если оставалась лишняя материя, могли её продать или оставить себе. Но в 17 веке Кадашёвская слобода стала поселением со строгим режимом жизни: ткачей собрали в мастерской, за их работой постоянно наблюдала представительница царицы, все изделия забирал царский двор, а жители слободы не имели права без особого разрешения уходить за пределы своего поселения.

Есть среди улиц Москвы Колпачный переулок. Как полагают, он был назван по Колпачной слободе, где жили ремесленники, делавшие колпаки - колпачники. Сейчас под этим словом, имеющим татарское происхождение, понимают головной убор. Но в древности первоначально так именовали высокую суживающуюся кверху шапку.

У неё был узкий меховой отворот и одна или две прорехи, к которым прикреплялись пуговицы и запоны (специальные застежки для кольчужной сетки, привешивавшейся к шлемам типов колпак и шишак). Зимой колпаки подбивали мехом, который затем выворачивали наружу широкой полосой. Колпаком также называли воинское наголовье, состоявшее из венца или околышка и навертья или высокой остроконечной тульи. Иногда для защиты щек, затылка и плеч к этому наголовью прикреплялась кольчужная сетка, застегивавшаяся у шеи или на груди запонами. Позднее словом «колпак» стали называть головные уборы простонародья.

В старину русские носили высокие остроконечные шапки - колпаки. Потом стали носить шапки с мягкою, придавленною к голове верхней частью, от чего они казались низкими и плоскими. У людей богатых и знатных, например князей, колпаки были из тонкого сукна и бархата; у государей -- из бархата, атласа и других золотных и шелковых тканей, с вышитыми или нашитыми украшениями из золота, жемчуга и драгоценных камней. Меха в таких колпаках были самые лучшие и дорогие. Для простонародья же головные уборы делались из войлока и других дешёвых материалов, на зиму - с дешёвой меховой отделкой.

Денежный переулок напоминает о Денежной слободе, в которой жили денежники, чеканившие монеты. Впервые чеканка монет в Москве началась в конце 14 века при Дмитрии Донском. Среди них, кроме собственно денежных мастеров, имелись чеканщики, подметчики, резальщики, тянульщики, отжигальщики. Эти мастера принимались на Денежный двор «из вольных и из торговых людей, кто похочет». Принимаемый в мастера обязан был принести присягу в добросовестной работе и, кроме того, представить поручительство посторонних лиц, которые гарантировали, что мастер не будет красть серебра, примешивать в серебро медь и олово, воровать, подделывать чеканы и делать фальшивые деньги. Но и этого было недостаточно. По свидетельству подьячего Посольского приказа, писателя 17 века Григория Котошихина, когда мастера «для денежного дела ходят на Двор, или из Двора, и их осматривают донага, чтоб они не приносили меди и олова и свинцу, или из Двора чего не снесли». Шесть Монетчиковских переулков расположились на месте Монетчиков -- слободы мастеров монетного дела. Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.

Два Казенных переулка (Большой и Малый) сохраняют память о Казенной слободе, располагавшейся с правой стороны улицы Покровки. В древней Руси казной называли запасы всяких вещей, драгоценных камней, денег и т.п. Отсюда выражения: казна домовая, казна постельная, казна золотая, казна серебряная… Но чаще всего это слово употреблялось по отношению к великокняжеской, а затем царской казне. С конца 15 века ею заведовали казначеи, а затем Казенный приказ, впервые упоминающийся в 1578 году. Сама казна помещалась в Кремле, при Благовещенском соборе. Ее обширные и прекрасно устроенные кладовые под собором сохранялись очень длительное время, вплоть до начала XX в. Значительной частью казны являлись меха, различные наряды и другие ценные вещи. Основное население слободы составляли дворцовые служители, хранившие различного рода дворцовое имущество.

Заключение

Таким образом, в заключении следует сделать вывод по рассмотренной теме.

С самых давних времён Москва входила в число самых больших ремесленных городов Европы. Несколько веков своей истории Москва была единым городом и в то же время состояла из множества отдельных поселений: обычных деревень и различных слобод.

Кроме того, что Москва использовала хозяйственное разделение труда между расположенными вокруг нее княжествами, она и сама принимала участие в торговле различными товарами, которые производились в Московском княжестве. Этому благоприятствовало то обстоятельство, что Москва скрепляла местности с весьма разными экономическими возможностями и природными условиями.

Как ни важно было торгово-транспортное положение Москвы, но оно было только одним из условий развития города и не может полностью объяснить неуклонного роста Москвы и ее улиц. Намного важнее то, что Москва рано стала крупным центром ремесла. Ее окружали древние ремесленные пункты. Поэтому Москва принимала участие в хозяйственном разделении труда между княжествами как центр растущего района народных промыслов -- деревообрабатывающих, металлических, гончарных, камнетесных и других, для которых различные природные ресурсы бассейна Москвы-реки (известняки, руды, песчаники, глины, лес и т. д.) создавали хорошую сырьевую базу. ремесло москва оборона царский

Конечно, не может быть одной какой-либо причины возвышения Москвы -- здесь действовали их сочетания, причем на различных исторических стадиях развития Москвы на первый план выдвигалась то одна, то другая конкретная причина и имело значение то одно, то другое условие.

В больших городах целые улицы и районы назывались по наиболее важным ремеслам - Оружейная (позднее - Ружейная), Бронная, Кузнецкие слободы в Москве, Щитная улица в Новгороде Великом и т. п.

Также следует указать Плотницкий и Гончарский концы Новгорода, Гончарную слободу в Москве, Кирпичную - в Балахне, Красильницкую улицу - в Новгороде, Кузнецкие ворота - в Южном Переяславле и т. д. Данные древние названия сохранились до нашего времени, несмотря на настойчивое стремление к переименованиям улиц, которое свойственно многим эпохам.

Большое значение имеет развитие в городах таких ремесел, как портновское, ткацкое, кожевенное, скорняжное, литейно-ювелирное, ложное, которые обслуживали не только окрестное крестьянство, но и горожан (особенно сапожное, потому что крестьяне до XIX в. ходили в лаптях), благодаря чему в городах быстрее, чем в деревнях, вытеснялись такие домашние занятия, как шитье одежды, ткачество, изготовление обуви.

Пожалуй, не меньшее, если не большее значение для рассматриваемой темы имеет появление в городе особенной группы ремесленных профессий, которые были связаны с изготовлением пищи,- пирожников, хлебников, калачников, блинников, квасников, мясников, пивоваров, сытников и т. п. Следует также отметить, что развитие данных профессий является критерием «качественной» урбанизации поселения, потому что указывает на значительное преодоление замкнутости домашнего хозяйства, которое изначально стремилось самостоятельно удовлетворять все потребности членов семьи и в особенности долго воздерживалось от приобретения на рынках готовой пищи. В то же время наличие ремесленников, которые специализировались на изготовлении еды, говорит о развитии общественного, в частности, торгового, быта (приезжие, да и сами горожане могли питаться вне дома, прямо на торгу), а, следовательно, - и о развитии денежного обращения, которое позволяло себе такие мелкие расходы. В Туле в середине XVI в. приблизительно треть всех лавок на рынке торговала различного рода продуктами.

В конце концов, о развитии городов говорит и распространение профессии строителей - плотников, а позднее и каменщиков, так как деревенские жители до XIX в. достаточно редко пользовались услугами специалистов.

Следует отметить, что официальные сведения, которые относятся к средневековью, неизбежно занижают число живущих в городе ремесленников. Специалисты-ремесленники были и среди челяди, которая проживала в городе феодалов. Торговлей и ремеслами занимались многие «дворники», которые жили в осадных дворах таких феодалов, а с XVI в., когда появились стрельцы и другие служилые люди по прибору - воротники, пушкари и т. п., многие из них тоже занимались торговлей и ремеслами.

С данной точки зрения нужно корректировать как сами официальные данные о наличии в городе торговцев и ремесленников, так и выводы о размещении ремесел, о социальной топографии, которые могли развиваться не только в стрелецких, но и в ремесленных слободах.

Список использованных источников

1. Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. С. 21.

2. Фонд возрождения национальных традиций -- [Электронный ресурс] -- Режим доступа. -- URL:http://www.stfond.ru/news.htm?id=11309 (дата обращения 18.03.2016).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Історія виникнення перших ремісничих цехових організацій в Прилуках. Сировина, що вироблялася в господарстві, в основі селянських ремесел. Поширення на Прилуччині теслярства, ковальства, кушнірства, кравецького ремесла, ткацтва, гончарства, бондарства.

    реферат , добавлен 09.06.2011

    Объединение русских земель вокруг Москвы, причины и предпосылки, а также факторы развития данного процесса. Значение возвышения Москвы в истории государства. Оформление государственности в Московском княжестве, политический строй и социальные отношения.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Церимонии царского двора во второй половине XVIII века. Эпоха царствования Екатерины II – эпоха просвещённого абсолютизма. Быт и обычаи царского двора при императоре Александре I. Казарменный быт и обычаи царского двора при императоре Павле I.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2008

    Эволюция хозяйственных систем азиатских государств в средние века. Основные черты феодальной экономики стран Востока. Организация ремесла и хозяйственное значение городов. Расширение восточной торговли. Социально-экономическая организация кочевых народов.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2009

    Начало объединительных процессов на русских землях в XIII–XIV вв. Образование Московского княжества и политика князей. Династическая война в Московском княжестве. Завершение объединения русских земель. Освобождение Руси от ордынской зависимости.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    "Книга ремесел" (Livre des metiers) Э. Буало как ценный источник по истории парижского ремесла XIII в. и средневекового цехового строя. Топография Парижа XIII в. и расслоение населения на богатых, бедных и средний класс. Органы цехового управления.

    реферат , добавлен 10.05.2014

    Первое упоминание о Москве и причины её возвышения. Географическое положение Москвы. Политическая деятельность первых московских князей. Влияние православной церкви на возвышение Москвы. Междуусобица в первой половине XV века.

    реферат , добавлен 07.10.2004

    История освобождения Москвы ополченцами под предводительством князей Минина и Пожарского. Сосредоточение реальной власти в Москве в руках руководителей польского гарнизона с октября 1610 года. Сопротивление народа появлению в Москве вооруженных иноземцев.

    презентация , добавлен 25.04.2012

    Виникнення індійської цивілізації. Розвиток торгівлі і ремесла. Основне заняття населення - землеробство. Сільське господарство і ремесла. Розвиток тваринності. Вплив науки на господарство. Успіхи індійської медицини. Перехід до классового суспільства.

    реферат , добавлен 20.11.2008

    Зодчество в удельную эпоху. Живопись. Литейное, чеканное, ювелирное и другие художественные ремесла. Образованность. Прилив греческих, славянских книг в XIV и начале XV века. Литература удельной эпохи. Общий уровень духовного развития русского общества.

Земледельцы и ремесленники были основной рабочей силой в Древнем Египте, но в то же время они считались низшим сословием, которое обязано было кормить фараона, его солдат и многочисленную армию слуг и чиновников. Они платили многочисленные налоги и должны были трудиться с утра до вечера, чтобы прокормить семью.

Жизнь и быт земледельцев

В целом, труд людей, которые возделывали землю, считался уважаемым, но очень тяжелым. Крестьянин должен был вставать очень рано практически в любой сезон года: так, к июлю нужно было вырыть каналы, чтобы задерживать воду после разлива Нила. В ноябре начиналась вспашка земли, куда высаживали пшеницу и ячмень. В период роста поля надо было поливать, а это было невероятно трудно. В марте-апреле собирали урожай, что тоже требовало больших усилий.

Рис. 1. Египетский земледелец.

Садоводство также было очень развито: египтяне выращивали разнообразные овощи, фрукты, виноград в большом разнообразии сортов. Но земледельцы в Древнем Египте все равно жили бедно, поскольку большую часть выращенного отдавали в казну.

Жизнь и быт ремесленников

Ремесла в этом государстве Древнего мира были очень развиты. Египтяне обрабатывали камень и дерево, а также металлы, у них были очень развиты архитектура и кораблестроение, тонкие искусства изготовления стекла и папируса.

В городах существовали целые улицы, на которых селились гончары, медники и ткачи, у которых были собственные крошечные мастерские, где они и изготавливали изделия, и продавали их. Самые искусные мастера работали при храмах, где за их трудом надзирали надсмотрщики.

По свидетельствам письменных источников, труд ремесленника считался тяжелее крестьянского, ведь эти люди часто не могли даже выйти на улицу и подышать воздухом и вынуждены были работать не только на протяжении светового дня, но часто даже и ночью.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис. 2. Столяр в Древнем Египте.

Привилегированное положение занимали те, кто изготавливал предметы роскоши – ювелиры, скульпторы, те, кто работал с деревом. Часто они даже могли занять почетное положение в обществе, так что отдать ребенка в ученики к такому мастеру было очень дорого.

Долговое рабство

Если изначально рабами у египтян были только люди, взятые в плен во время войны (поэтому призыв в армию считался благом: мужчина мог привести в дом рабов-помощников), то со временем ими становились и жители страны. В рабство попадали и крестьяне, и ремесленники, которым не хватало средств прокормить семью: тогда они брали что-то нужное в долг у богача, а если не могли отдать к сроку, то становились рабами.

Рис. 3. Ремесленник-раб.

Что мы узнали?

Мы узнали, как жили земледельцы и ремесленники в Египте: они тяжело трудились, выращивая пищу и делая необходимые для жизни предметы. В то же время они были вынуждены платить очень высокие налоги, чтобы прокормить фараона и аристократов, а также армию. И ремесленник, и земледелец мог попасть в рабство, если брал взаймы у богача, но не имел возможности отдать долг. Ремесленники, которые изготавливали предметы роскоши, были на особом положении и могли даже стать богатыми людьми.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 74.

Где в русском городе жили торговцы и ремесленники?

Где в русском городе жили торговцы и ремесленники?

По большей части городища было принято размещать на берегах рек (на высоких берегах). Укреплённые центры данных населённых пунктов располагались на больших, выделяющихся на открытой местности холмах. Довольно удобными для проживания были мысы, которые образовывались при слиянии рек. По большей части на них возводились «детинцы», становящиеся ядром древнерусских городищ. Строились такие детинцы так, чтобы лишь одна сторона оставалась пологой.

Большие города включали в себя три отдельных части:

1. Детинца (гора, вышгород, днешний град);

2. Окольный град;

3. Околицы, также часто называемые концами или же посадами.

В детинце проживали бояре, боярская и княжеская челядь, а также ремесленники, но не все, а лишь те, что обслуживали боярские хоромы и княжеский двор. Они строили в детинце также монастыри и церкви, а также убежища, которые во время осады являлись последним убежищем уцелевших горожан.

Вторую часть города составлял упомянутый выше окольный град или же посад, являющийся по сути городом. Обычно он располагался с равнинной стороны и обносился укреплением, которое часто было намного мощнее, чем укрепление детинца.

Именно в окольном ряде и располагались основные кварталы ремесленников, торговой площади, монастырей, многочисленных церквей и купеческих подворий. По мере разрастания города, к нему присоединялись новые территории, обносящиеся также стенами. По данным исследователей и археологов посады достигали масштабов нескольких гектаров.

За городскими стенами размещались стороны, концы или предместья, являющиеся ремесленными поселениями, которые возникали из-за некоторых особенностей профессии. К примеру, кожевникам удобнее было располагать свои мастерские и дома ближе к воде, а гончары обычно расселялись около больших выходов глины. Тут же располагались и торговые поселения. Кроме того, в предместьях обычно селились другие отличные этнические группы (евреи, немцы и др.). Данные поселения также могли иметь собственные укрепления.

Сами же ремесленники очень часто являлись и строителями оборонительных сооружений, а также валов, которые предназначались для укрытия горожан.

Конечно же, торговцы по своему более высокому статусу селились в более роскошных кварталах и домах. Кстати, линии улиц были прямые, что позволяло с лёгкостью разделять группы.

Народные промыслы и ремёсла издавна занимали важное место в хозяйстве России и являлись неотъемлемой частью отечественной культуры. Долгие гонения на частную собственность и мастеров-одиночек, начавшиеся после октябрьского переворота, и продолжающееся до сих пор, нанесли урон не только заводам и фабрикам, но и мелким предприятиям, на которых мастера-умельцы всей семьёй с немногочисленными подмастерьями производили штучный товар. Пресловутая «коллективизация», о которой известно по деяниям большевиков в сельском хозяйстве, нанесла удар и по кустарному производству. Недолгий период так называемой Новой Экономической Политики не в счёт – кустари были согнаны в артели, которые работали по планам «сверху». Планировались не только объём продукции, но и ассортимент. И всё – в строгом соответствии с «идеологическими установками». Для индивидуального творчества места не оставалось. Постепенно это привело к деградации многих народных промыслов. Шедевры создавались лишь для зарубежных выставок и (или) по специальным заказам. Это создавало видимость заботы государства о народном творчестве. А ведь именно в годы советской власти исчезли или оказались на грани исчезновения такие народные промыслы, как петровская глиняная игрушка (Костромская обл.), глиняная игрушка Кубани (Краснодарский край), «кайтагская» вышивка (Дагестан) и некоторые другие.

Несмотря на все зигзаги истории и пренебрежительное отношение к ручному труду, Россия – одна из немногих стран мира, всё же сумевшая сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития ряда народных промыслов. В настоящее время интерес к народному творчеству и мастерам русской школы усиливается во многих странах мира, и Россия не исключение. На основе старинных традиций и технологий народного искусства во многих городах и сёлах возрождаются народные промыслы, основываясь на мастерах русской школы ваяния и зодчества. В нашей стране возрождение народных промыслов связано не только с растущей популярностью народного творчества, но и с необходимостью его углубленного изучения и желанием сохранить для будущих поколений творения народных мастеров русской школы. Современные народные промыслы, в отличие от народного искусства прошлого, это художественные производства. Уже само их название, заменившее применявшееся ранее – «кустарные промыслы», характеризует их направленность на решение художественных задач. В то же время, народные промыслы русской школы являются не просто одним из компонентов профессионального искусства, а специализированной частью декоративно прикладного искусства.

Мезенская, или палащельская роспись

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.

Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Мастера

Имена и фамилии мастеров упоминаются крайне редко. Личность творца материальной культуры не интересовала собирателей и не известна широким массам. В задачи искусствоведов входило описание ремесел, мастера воспринимались как рядовые представители традиции. Специалистов, прежде всего, интересовали достижения в традиционных ремеслах, а не личность конкретного носителя материальной культуры, знакомство с которым предполагало обобщение результатов его деятельности за длительный период творчества.

Раскрытие роли мастера в традиционных ремеслах требует комплексного подхода. На основе имеющейся информации сделаем попытку показать его роль в организации работ, сохранении и развитии традиций и обучении ремеслу.

Формирование мастера, его учеба происходили по традиционной для народных ремесел последовательности: ученик – подмастерье – мастеровой – мастер первой руки – Мастер – Творец. Начиная помогать деду, отцу или близким родственникам, мальчик приобретал навыки и получал советы старших. Как правило, полученные опыт и навыки, не подвергались критике. Авторитет учителей был велик, полученные знания закреплялись в дельнейшей практике и использовались всю жизнь. Мастеровой средней руки до глубокой старости работал «как знает», «как старики говорили (делали)". Полученные от старших навыки закреплялись работой в артели, где учил и воспитывал коллектив. Через несколько лет наступало время, когда способности и характер личности превращали подмастерье в самостоятельно работающего ремесленника, который или оставался исполнителем, или становился мастером первой руки – организатором строительства известных типов построек: как домов, так и судов.

Из мастеров первой руки в артели всегда выделялся голова – «артель без вожака, что топор без держака» – а среди вожаков-профессионалов появлялись мастера-творцы, наделенные талантом развивать полученный опыт и создавать то, чего до него не было.

Из народных легенд видно, что работа мастера – это показатель верхнего предела в ремесле, которое уже переходит в творчество. Это подразумевает большую духовную составляющую труда. Легенда о строении Преображенской церкви на острове Кижи приписывает авторство Нестору, который построил храм и выбросил свой топор в воды Онежского озера со словами: «Нет, не было и не будет такой церкви». В этой фразе заключается самоотдача мастера – он вложил в строительство все свои силы, весь ум и всю душу. Подобная легенда записана в середине XIX века С. Максимовым в селе Кола. Безымянный мастер, известный строительством многих церквей по Поморью, после постройки восемнадцатиглавой церкви выбросил свой топор в реку Тулому, сказав собравшемуся народу: «Не было на свете такого мастера и не будет», после чего он уже «не брал топора в руки». Интересно, что в этой легенде сохранились слова мастера: «Я-де Богу работаю, мзды большой приемлю, только без денег домой не пущайте», и признание народа «Божья мол над тобой милость святая. Все как быть надо», в благодарность «в шапку покидали денег много».

Анализируя традиции обучения ремеслу и формирования мастеров можно сделать вывод, что на каждом этапе своего становления, мастер имел определенный уровень знаний и опыта, в соответствии с которым брался за заказы и решал задачи разной сложности. Но на любом этапе Мастер был организатором работ артели и автором проекта.

В середине XX века в связи с развитием реставрационных работ появилась потребность в мастерах-плотниках традиционной школы, которых еще было не мало в послевоенный период. Архитектором А.В.Ополовниковым, который был автором проекта и руководителем реставрации ансамбля Кижского погоста, в 1948 г. на о.Кижи была создана первая бригада из местных мастеров-плотников. В нее вошли М.К.Мышев, Б.Ф.Елупов, Ф.К.Елизаров, Н.П.Федосов, Н.И.Мотов, К.П.Клинов. Все они родились в кижской округе, учились в артелях у стариков, о которых всегда рассказывали с большим уважением.

Возглавил артель М.К.Мышев (п.Соломенное), который пользовался авторитетом самого опытного специалиста и мудрого человека. Его правой рукой стал молодой и энергичный Б.Ф.Елупов (д.Ерснево). Опыт, умение и физическая сила помогали ему организовать и выполнять то, что уже не по силам было М.К.Мышеву. Мастер В.П.Клинов (д.Клиново) до самой смерти работал плотником-реставратором в музее, обучал и консультировал молодых реставраторов. Более молодые по возрасту братья А.И. и Н.И. Степановы (д.Посад, Волкостров) всю жизнь проработали на реставрации и перевозке памятников музея. Оба они не только плотничали, но и с детства шили лодки. Больше двадцати лет проработал реставратором на о.Кижи самый известный из оставшихся в живых плотников – Н.Ф.Вересов (д.Еглово). Его уважали даже старшие по возрасту плотники за ум, добросовестность, честность, мастерство и знания. Он также строил лодки и выполнял любые столярные работы.

С развитием в нашей стране реставрационной практики, кроме традиционного обучения в бригаде, плотники обучались на курсах и в училищах, а некоторые специалисты самостоятельно изучали и возрождали забытые традиции и технологии. Интересен опыт московского архитектора-реставратора А.В.Попова, который не только разрабатывает проект реставрации памятника и руководит работами, но и сам занимается плотницким делом. Изучая деревянное зодчество, он пришел к пониманию того, что технология XIX-ХХ вв. отличается от технологии обработки дерева XVIII и более ранних веков в первую очередь применяемым инструментом. А.В.Попов сам освоил кузнечное ремесло, по старым образцам сделал новый инструмент и воссоздал исчезнувшие способы рубки и тески. С 1985 года его артель выполняет реставрационные работы на удаленных памятниках Архангельской области – церквях в Верхней Уфтюге и Неноксе. Применяется метод полной перекатки, переборки и восстановления больших и сложных срубов. Работа ведется годами и начинается с выбора и заготовки в лесу деревьев. Бригада реставраторов, во главе которой стоит сам А.В.Попов, организована по принципу традиционной артели. Своих плотников А.В.Попов сам принимал и увольнял, учил и проверял, рассчитывал зарплату и управлял работой. Хотя некоторые подходы А.В.Попова (в частности по реставрации Преображенской церкви в Кижах) оспариваются специалистами, бесспорно то, что возрождены старая технология обработки дерева и плотницкая артель, способная работать на больших памятниках.

Мастера - плотники и реставраторы не только создавали среду обитания и средства передвижения, но и накапливали и сохраняли самые высокие традиции народного знания и умения, передавали свой опыт следующим поколениям. Все мастера вкладывали свою лепту в развитие ремесел, а мастера-творцы на основе знаний и природного чутья - создавали новые традиции. Работа мастеров является эталоном для остальной массы ремесленников. Они являлись носителями высокой культуры и морали, их дела оставались в памяти людей. С исчезновением мастеров исчезают лучшие произведения традиционной культуры народа, теряются старые знания, навыки и технологические приемы.

В современный период без поддержки государства, музеев, без создания специализированных центров традиционные ремесла не сохранить. А если нет традиций - нет и мастеров, и как следствие мы становимся беднее, и материально и духовно, «и рвется нить времен».

8. Ремесленные объединения

Обратимся теперь к вопросу о ремесленных организациях. Скажем заранее, что в этом вопросе мы будем исходить не из общих положений, а из чисто конкретных данных, как единственно убедительных доказательств для разрешения вопроса в ту или иную сторону.

С первого взгляда наши источники не дают никаких указаний на существование ремесленных корпораций в русских городах IX-XIII вв., хотя теоретически надо предполагать их существование, ибо цехи или другие ремесленные объединения отмечены в Армении, Грузии, Византийской империи и в Средней Азии. Были ли подобные объединения в Древней Руси или последняя являлась своего рода островом, окружённым городами Западной Европы, Византийской империи, Кавказа и Средней Азии, - вот тот вопрос, который стоит перед нами.

Конечно, ставить вопрос о существовании в Киевской Руси развитых цехов с уставами и законченной системой взаимоотношений между мастерами, подмастерьями и учениками едва ли возможно, тем более что подобные цехи характерны для позднего ремесла, но о зачатках ремесленных объединений в крупных городах Киевской Руси можно думать с большим основанием. При этом нас не должно смущать отсутствие прямых указаний в источниках на подобные объединения. Сведения, полученные нами из летописей и других памятников, настолько отрывочны и неполны, что только счастливый случай сохранил нам устав церкви Ивана Предтечи на Опоках. Нетрудно представить, как многие историки стали бы решительно отрицать существование в Новгороде какого-либо купеческого объединения, если бы о нём не свидетельствовал текст устава.

Конечно, купеческие организации зародились раньше ремесленных и получили более мощное развитие, но возникновение тех и других не зависело от случайных причин, а коренилось в самой структуре феодального общества.

По этому вопросу имеем решительное высказывание Маркса и Энгельса: «В городах, которые средневековье не получило в готовом виде из прошлой истории, а которые заново были образованы освободившимися крепостными, - в этих городах единственной собственностью каждого индивида, если не считать принесённого им с собой небольшого капитала, который весь почти заключался в самых необходимых ремесленных инструментах, был особый вид труда данного индивида. Конкуренция постоянно прибывавших в город беглых крепостных; непрерывная война деревни против города, а следовательно, и необходимость организации городской военной силы; узы общей собственности на Определённую специальность; необходимость в общих зданиях для продажи своих товаров - ремесленники были в ту пору одновременно и торговцами - и связанное с этим недопущение в эти здания посторонних; противоположность интересов отдельных ремёсел между собой; необходимость охраны с таким трудом усвоенного ремесла; феодальная организация всей страны - таковы были причины объединения работников каждого отдельного ремесла в цехи». Таким образом, Маркс и Энгельс указывают ряд общих причин возникновения средневековых ремесленных организаций, связывая их с феодальной структурой всей страны. Они отмечают, что «феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность, феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, издание второе, стр. 50-51, 23 ). Как видим, феодальная организация ремесла в городе вытекает из природы феодализма. Город без этого является каким-то иным, не феодальным городом.

Вопрос о существовании ремесленных организаций на Руси рассматривался уже в нашей исторической литературе. Так, в 1945 г. этому была посвящена моя статья (М. Н. Тихомиров, О купеческих и ремесленных объединениях в Древней Руси («Вопросы истории» № 1, 1945 г., стр. 22-23) ), в 1948 г. вышла книга Б. А. Рыбакова о ремесле в Древней Руси, где организациям городских ремесленников в XIV-XV вв. отведена особая глава.

Ясные черты ремесленных объединений проступают, действительно, в источниках XIV-XV вв., но зачатки их можно и должно отнести к более раннему времени, к XI-XIII вв. Доказательству этого положения и отведён данный раздел моей книги.

Одной из предпосылок к возникновению ремесленных объединений была концентрация ремесленников в определённых городских кварталах, получавших соответственные прозвания.. Действительно, урочища «Гончары», «Кожемяки» и «Кузнецы» встречаем в ряде древнерусских городов. Гончарский конец составлял значительную часть Новгорода и получил своё название, несомненно, от постоянных поселений гончаров. Подобное же урочище существовало в Киеве и было расположено под горой, в районе Подола. Во Владимире известно старинное урочище Ременники, находившееся за пределами городского вала при Подошве так называемой Студёной горы. Большая часть Торговой стороны в Новгороде называлась «в Плотниках», откуда позже получилось название Плотницкого конца. В Новгороде известны были также щитники и Щитная улица.

Мастера одной специальности жили и работали в определённых местах. Каменная доска для престола собора Печерского монастыря была прислана неизвестным жертвователем, которого монахи искали, «иде же делаются таковые вещи» («Печерсний патерик», стр. 10 ).

Кое-какие выводы относительно концентрации ремесленников в одном или нескольких соседних кварталах позволяют сделать наблюдения над поклонными крестами в Новгороде. Известен Гильдесгеймский крест XII- XIII вв. Он представляет собой складень из двух створок, предназначенный для ношения на груди. На передней доске складня вырезано распятие с предстоящими и 4 ангелами, на задней - изображения святых. Складень был предназначен для мощей. В. Мясников, изучавший Гильдесгеймский крест, пришёл к выводу, что он относится к XII в. и принадлежал некоему Илье Новгородцу, может быть архиепископу Илье. Особый интерес имеет следующая надпись, вырезанная по ободку верхней и нижней створки креста: «господи помози рабу своему Или (и) стяжавшему к (рест) сий в сий век и в будущий ее (же) частьне непрестанне людго(щ)анам помощьниче всем хрьстьянам, аминь».

Мясников сопоставляет людгощан креста с жителями Людгощей улицы в Новгороде, а Гильдесгеймский крест - с известным Людгощинским крестом 1359 г. в Новгороде, на котором читаем: «помози поставившимь крест си людгощичам и мне написавшему» (В. Мясников, «Иерусалимский крест» в ризнице собора в Гиль-десгейме («Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества», т. XII, Пгр. 1918, стр. 7-22) ).

Упоминание людгощан в двух крестах разновременного происхождения имеет свой интерес для истории. В Новгороде и Новгородской области были распространены каменные и деревянные поклонные кресты с изображениями. Двойное указание на людгощан, возможно, ведёт нас к тому месту, где делались кресты, причём кресты художественной работы, т. е. к Людгощей улице. Здесь людгощане выступают перед нами как объединение уличан и ремесленников.

Концентрация ремесленников в отдельных городских кварталах объясняет нам то большое значение, какое в XI-XIII вв. в городской жизни имели «сотни». Обычно в сотнях видят военно-административную единицу, возникшую уже в княжеские времена; так, вопросу о времени возникновения сотен и их значению немало места отведено в исследованиях Б. Д. Грекова и А. Е. Преснякова. К сожалению, сведения о сотнях противоречивы, случайны и с некоторой полнотой о них можно судить только на основании новгородских известий. Рассмотрим последовательно те новгородские известия, которые более или менее дают материал для суждения о сотнях.

Сотни прежде всего перечислены в так называемом уставе Ярослава о мостах - документе, по всей видимости, XIII в.

Устав сохранился в двух редакциях, впрочем с небольшими отличиями между ними (Одна редакция помещена в сборнике XIV в. (см. «Русские достопамятности», ч. 2, стр. 291-293, с подробным комментарием Д. Дубенского, стр. 294-312). Другая редакция сохранилась в сборнике середины XV в. (Новгород. лет., стр. 507-508) ), и представляет собой распределение мостовой повинности в Новгороде и его окрестностях. Д. Дубенский в подробном комментарии показал полное соответствие устава топографии Новгорода. В нём вначале упоминаются концы и улицы Софийской стороны, далее указывается та доля, которая лежала на епископе («а владыце сквозе городнаа ворота с изгои, и с другыми изгои до Острой городне»), после чего следует перечисление 19 сотен. Вторая половина устава даёт распределение повинностей на Торговой стороне, в том числе названы: тысяцкий, вощники, посадник, князь, «Немцы» и «Готы» (Немецкий и Готский дворы), а также отдельные улицы.

Первые сотни получили в уставе свои названия от имён сотских: Давыжа ста, Слепцова, Быкова (или Бавыкова), Олексина, Ратиборова, Кондратова, Романова, Сидорова, Гаврилова. 10-я и 11-я сотни названы княжими, а остальные 8 получили прозвания от местностей (Ржевская, Бежицкая, Вотская, Обонежская, Луцкая, Лопская, Поволховская или Волховская, Яжолбицкая).

Перечисление сотен является явно позднейшей вставкой в устав о мостах, который читается таким образом: «А владыце сквозе городнаа ворота с изгои и с другими изгои до Острой городне: 1-я Давыжья ста... 19 Яжолвичскаа двои рили, до софьян, софьяном до тысячьского». Первоначальный же текст должен был читаться: «А владыце сквозе городнаа ворота с изгои и с другыми изгои до Острой городне... до софьян, софьяном до тысячьского» (Новгород. лет., стр. 507-508 ). Иными словами, владыка вместе с изгоями должен был устраивать уличные мосты до софиян, а последние мостили до тысяцкого, что соответствует действительности, потому что владыка жил в Детинце внутри городской крепости, а софияне, хотя и подчинённые владыке, жили за Детинцем, в так называемом «околотке», тысяцкий ведал мостами по другой стороне Волхова, о которой идёт речь далее в уставе («тысячьскому до вощьник», т. е. до Иванского ста).

Замечательно, что рядом с перечислением сотен, подведомственная территория которых совершенно не ясна по уставу, говорится о михайловцах, ильинцах и витьковцах, т. е. об уличанах Михайловской, Ильинской и Витьковской улиц. Перед нами очень пёстрый документ, в котором смешивается территориальный признак с признаком административным.

При этом непонятно, какая, собственно, часть города замащивалась перечисленными сотнями. Судя по тексту, сотни должны были строить Великий мост через Волхов. Возникает и другой вопрос: почему первые девять сотен названы по личным именам, а 12-19-я сотни - по географическим названиям? Кажется, это можно объяснить тем, что первые сотни были городскими, а вторые областными единицами, привлечёнными позже к строительству Великого моста через Волхов.

В уставе о мостах сотни выступают перед нами как определенные организации, но эти организации в отличие от концов и улиц, тут же упомянутых, не приурочены к определённой территории. Это подчёркивается даже их наименованиями по личным именам, вероятно - старост. Только две сотни именуются «княжими». Естественно предполагать, что сотни устава - это какие-то организаций, связанные с торговлей или ремеслом.

К таким же выводам приводит упоминание о сотских в уставе Всеволода «о церковных судах и о людях и о мерилах торговых». Само название этого устава, упоминающее о «людях», под которыми так часто понимается городское население, очень показательно.

В уставе читаем: «съзвал есмь 10 сочких и старосту Болеслава, и бириця Мирошку, и старосту Иваньского Васяту, и погадал есмь с владыкою и с своею княгынею и с своими боляры, и с десятью сочьскыми и с старостами». Всеволод даёт «св. Софии и епископу и старосте Иваньскому и всему Новугороду мерила торговаа». Из дальнейшего текста оказывается, что торговые старосты и сотские имеют разную компетенцию - «а дом святей Софии владыкам строити с сочьскыми, а старостам и торговьцам докладываа владыкы или кто будеть нашего рода князей Новагорода строить дом святого Ивана». Здесь явно различаются два центра хозяйственной жизни Новгорода. Один группируется вокруг св. Софии, которую «строят» владыка с сотскими, другой - вокруг дома св. Ивана (на Опоках), где действуют с доклада архиепископу старосты и торговцы. Но мерила торговые касаются не только торговцев: отношение к ним имеют и сотские, повидимому, то отношение, что они являются представителями ремесленников. Поэтому штраф за искажение торговых мерил делится на три части: одна идёт св. Софии, т. е. епископу, вторая - св. Ивану, третья - сотским и Новгороду (Новгород. лет., стр. 485-488 ). Следовательно, сотские имели свою организацию и считались представителями Новгорода.

Устав свидетельствует о строгом присмотре за рынком и средствами обмена, в котором принимают участие сотские как представители ремесленного населения. При таком понимании новгородских сотен мы найдём объяснение, почему в уставе о мостах первые сотни обозначались именами старост. Это и было первоначальным ремесленным объединением, без которого нельзя понять структуры городского рынка с его строгими и устойчивыми местами торговли для отдельных видов товаров, поставляемых на рынок ремесленниками. Видеть же в сотнях Великого Новгорода территориальные организации совершенно невозможно, так как они упоминаются рядом с концами и улицами. «А от конца или от улицы и от ста и от ряду итти ятцом двема человеком, а иным на пособье не итти к суду ни к росказу», - говорится в Новгородской судной грамоте («Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук», т. I, СПБ 1836, стр. 72, № 92 ). По договору Новгорода с великими князьями купец идёт в сто, а смерд в погост: «кто купец, тот в сто, а кто смерд, а тот потягнеть в свой погост». Летописец, рассказывая о новгородском восстании 1230 г., упоминает, что имущество разграбленных бояр разделили по сотням («по стам разделиша»).

Выше мы видели, что кроме сотни в конце XV в. в Новгороде упоминаются ряды. Слово «ряд» в XVI в. обозначало торговый ряд, отсюда мнение, что словом «рядович» в Новгороде обозначался купец. Но известно, что средневековые лавки были очень далеки от настоящих торговых предприятий. В средневековое время торговля обычно соединялась с ремеслом, поэтому организация рядовичей была в то же время и организацией ремесленников. Слово «рядьник» обозначает в древнерусских памятниках простолюдина. Такую же картину наблюдаем в Малой Азии: «У каждого цеха был свой «ряд»; здесь они (ремесленники - М. Т.) работали и здесь же продавали изделия» (Вл. Гордлевский, Государство Сельджуков в Малой Азии, М. -Л. 1941, стр. 104 ).

Приведённое выше понимание сотен как объединений ремесленников позволяет по-новому поставить некоторые вопросы внутренней истории Новгорода. Известно, что ремесленники средневековой Германии принимали участие в войнах и защите городов. По словам исследователя истории немецких городов в средние века Г. Белова, там, «где патрициям удавалось утвердить своё господство, там военное ополчение делилось применительно к топографическим группам, к городским кварталам. Где одержали верх цехи, там они свои корпорации превращали в военные отряды; если цеховая организация была не вполне проведена, то оба деления уживались вместе» (Г. Белов, Городской строй и городская жизнь средневековой Германии, стр. 77 ). Аристократический характер правления в Великом Новгороде и в Пскове объясняет нам существование здесь военных организаций по кварталам, т. е. по концам и улицам, одновременно с сотнями.

Существование некоторых производств в средневековое время было почти немыслимым без наличия объединений. Только некоторая сплочённость в отстаивании своих интересов могла, например, обеспечить ремесло строителей каменных и деревянных зданий, укреплений и пр.

В Несторовом «Чтении о Борисе и Глебе», сочинении XI или начала XII в., рассказывается о построении деревянной церкви в Вышгороде при князе Изяславе (1054-1078 гг.). Изяслав, призвав «старейшину древоделям», повелел ему соорудить церковь. Старейшина же собрал всех находившихся под его подчинением («вся сущая под ним древоделя») и в короткое время поставил церковь. На украшение церкви Изяслав дал часть княжеской дани: «даю им от дани княжи украсить церковь» (Д. И. Абрамович, Жития Бориса и Глеба, стр. 21 ). Выражение «даю им» показывает независимое положение древоделей и их старейшины от князя. Это корпорация с выборным старшиной, берущая подряды на строительство и украшение церквей. Случайно собравшиеся люди не могли построить обширные киевские, черниговские, новгородские, владимирские и другие храмы. Надо было обладать не только профессиональным уменьем (например, в резьбе по дереву), но и элементами средневекового образования, чтобы покрывать стены Дмитриевского собора во Владимире и подобных ему церквей композициями, притом не церковного, а светского характера. Поэтому названием «древодел», как мы видели раньше, переводили греческое и латинское слово «архитектор».

В том же Вышгороде существовало объединение го-родников («огородников»). Выше уже говорилось, что «огородня» соответствовала «городни», т. е. части городской деревянной стены, от слова «городить» - окружить забором или стеною.

Дружины или артели плотников и городников, как мы видим, представляли собой объединения во главе со старостами.

Было бы недопустимой модернизацией, если бы мы думали, что объединения ремесленников в XII-XIII вв. напоминали по своему строению позднейшие артели капиталистического времени. Дружины имели крупное общественно-политическое значение. На прочность объединения вышгородских городников и на политическое его значение указывает то обстоятельство, что их староста Ждан Микула, повидимому, был участником съезда Ярославичей в Вышгороде в 1072 г., когда вырабатывалась Правда Ярославичей. Местонахождение плотников и городников в княжеской резиденции (Вышгороде) представляется также явлением не случайным. Объединения плотников и городников работали по крупным, преимущественно княжеским заказам. Деревянное и каменное строительство было сильно развито в XI-XIII вв., строители достигли высокого мастерства. Современники с похвалой отзываются о дубовой церкви Софии Новгородской, имевшей 13 верхов; о деревянном соборе в Ростове современники говорят как о церкви, какой не было раньше и никогда впредь не будет. Создание подобных построек требовало больших затрат, художественного вкуса и мастерства. Поэтому в первое время объединения строителей должны были находиться под особым княжеским покровительством.

Действительно, историки западноевропейских цехов указывают, что возникновение цеховых объединений было теснейшим образом связано с пожалованиями цеховых привилегий императором, князьями и другими феодальными владетелями. Отметим здесь же, что городское дело, т. е. постройка городских укреплений, находилось под непосредственным княжеским надзором, о чём свидетельствует завещание Владимира Васильковича. На первых порах мы и встречаемся с объединениями в городах, подобных Вышгороду, где жили ремесленники, работавшие по княжеским заказам и в недавнее время ещё стоявшие в зависимости от князя.

Наряду с плотниками и городниками такие же объединения должны были существовать среди каменщиков. Недаром владимирцев в конце XII в. дразнили словом «каменыцики», как за полтора века до этого новгородцев называли плотниками. Дружины каменщиков с самого начала должны были находиться под княжеским покровительством, ибо постройка каменных зданий, преимущественно церквей, была делом дорогостоящим и в первое время производилась почти исключительно на княжеские средства. Действительно, знаки на кирпичах церквей, построенных в Киеве, Чернигове, Остерском городце, в Смоленске (Смядынь), во Владимире-на-Клязьме и в Боголюбове, восходят к родовым знакам Рюриковичей, как это блестяще доказал Б. А. Рыбаков. По его словам, кирпичи для церквей «изготовлялись, вероятно, княжескими холопами, метившими их княжеским знаком».

Надо предполагать и существование дружин каменщиков, строивших в таких городах, как Новгород, по заказу частных лиц, подобных Антонию, на средства которого был воздвигнут в Новгороде величественный храм в его монастыре в XII в. Ремесленники Киевской Руси проделали тот же путь, что и ремесленники Западной Европы, - от зависимого человека к свободному ремесленнику.

Нельзя, конечно, представлять себе, что ремесленные объединения в Киевской Руси развились в прочные корпорации. Путь развития русских ремесленных рбъедине-ний был чересчур коротким, поскольку монгольское нашествие нанесло нашим городам разрушительные потери. Тем не менее зачатки ремесленных объединений существовали в древнерусских городах. «Цеховой строй, - как справедливо пишут авторы учебника политической экономии, - существовал в эпоху феодализма почти во всех странах» («Политическая экономия», М. 1955, стр. 49 ). К тем странам, где он существовал, следует причислить и Русь.