«Где сладкий шепот…» Евгений Баратынский

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лет?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет,
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.

Анализ стихотворения Баратынского «Где сладкий шепот…»

Произведение, датированное 1831 г., предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10-15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ дома, надежного прибежища, оберегающего своих хозяев от холода и непогоды. Подобная трактовка образа встречается в знаменитом фетовском творении « », где домашний уют противопоставлен бушующей «на дворе» буре.

Поэтический текст открывается риторическим вопросом, в который включена метафорическая конструкция «сладкий шепот», обозначающая шелест листвы. Лирическое «я» фиксирует изменения, вызванные приходом холодов: голые деревья, замерзший ручей, «метели лёт», долины, покрытые «ковром зимы». Изображая детали природы, поэт часто обращается к олицетворениям. Деревья наделяются способностью шептаться, а речная вода, к «ропоту» которой привык герой, «немеет» подо льдом.

Пейзажная картина, в которой господствуют оцепенение и «седая мгла», безотрадна. Лирический субъект отрывается от печального зрелища и обращает взгляд на «трескучий» огонь, пылающий в печи. Пристально вглядываясь в языки живого пламени, окруженный комфортом «любимец счастья» забывает о непогоде. Меняется и его настроение: тоску сменяет спокойная радость, порождающая желание помечтать «в тиши».

Бытовая ситуация служит поводом для философских обобщений. Ободренный герой спешит поблагодарить божественные силы, указавшие ему пути преодоления жизненного кризиса. От «бурь бытия», «метели бед» и душевной скорби спасет «любовь нежная». Главный секрет ее исцеляющей силы - способность даровать забвение тревожному сердцу.

В финальной части автор сближает комплексы образов разных тематических групп: горькие испытания, уготованные судьбой, уподобляются погодным приметам зимнего ненастья. Эта тенденция проявляется при помощи ряда метафорических конструкций, передающих противоречивую суть безрадостного земного пути героя. Стихотворение завершается двумя яркими примерами, в которых семантика дисгармоничности усиливается негативными коннотациями: «гробовый лик» и «мятежный крик».

Для изображения личных переживаний поэт избирает редкую вариацию стихотворного размера - двухстопный ямб. Короткая легкая строка также встречается в произведении «Догадка», посвященном «языку любови тайной».

Евгений Абрамович Баратынский

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.

Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лет?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет,
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.

Произведение, датированное 1831 г., предвосхищает появление русской усадебной лирики, развитие которой началось спустя 10—15 лет. Тематическая принадлежность текста подтверждается его идейно-художественной структурой. Одна из ведущих ролей возложена автором на образ дома, надежного прибежища, оберегающего своих хозяев от холода и непогоды. Подобная трактовка образа встречается в знаменитом фетовском творении «Кот поет, глаза прищуря…», где домашний уют противопоставлен бушующей «на дворе» буре.

Поэтический текст открывается риторическим вопросом, в который включена метафорическая конструкция «сладкий шепот», обозначающая шелест листвы. Лирическое «я» фиксирует изменения, вызванные приходом холодов: голые деревья, замерзший ручей, «метели лёт», долины, покрытые «ковром зимы». Изображая детали природы, поэт часто обращается к олицетворениям. Деревья наделяются способностью шептаться, а речная вода, к «ропоту» которой привык герой, «немеет» подо льдом.

Пейзажная картина, в которой господствуют оцепенение и «седая мгла», безотрадна. Лирический субъект отрывается от печального зрелища и обращает взгляд на «трескучий» огонь, пылающий в печи. Пристально вглядываясь в языки живого пламени, окруженный комфортом «любимец счастья» забывает о непогоде. Меняется и его настроение: тоску сменяет спокойная радость, порождающая желание помечтать «в тиши».

Бытовая ситуация служит поводом для философских обобщений. Ободренный герой спешит поблагодарить божественные силы, указавшие ему пути преодоления жизненного кризиса. От «бурь бытия», «метели бед» и душевной скорби спасет «любовь нежная». Главный секрет ее исцеляющей силы — способность даровать забвение тревожному сердцу.

В финальной части автор сближает комплексы образов разных тематических групп: горькие испытания, уготованные судьбой, уподобляются погодным приметам зимнего ненастья. Эта тенденция проявляется при помощи ряда метафорических конструкций, передающих противоречивую суть безрадостного земного пути героя. Стихотворение завершается двумя яркими примерами, в которых семантика дисгармоничности усиливается негативными коннотациями: «гробовый лик» и «мятежный крик».

Для изображения личных переживаний поэт избирает редкую вариацию стихотворного размера — двухстопный ямб. Короткая легкая строка также встречается в произведении «Догадка», посвященном «языку любови тайной».

Презентация предназначена для работы на уроке литературного чтения. В неё включены анимированные иллюстрации, способствующие развитию воображение учащихся. К презентации есть приложение. Это своеобразный миниконспект урока и одновременно инструкция по работе со слайдами.Иллюстрации можно использовать на уроках развития речи, во внеклассной работе, на уроках русского языка. достаточно включить в основную презентацию нужный слайд из исходной.

Цели:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Баратынский Евгений Абрамович 1

ознакомиться с творчеством поэта; изучать пейзажную лирику Евгения Баратынского и определить её художественные особенности; развивать навыки чтения, речь, мышление. ЦЕЛИ: 2

Чтобы узнать особенности пейзажной лирики Е. Баратынского, заглянем в сборник «Стихотворения. Поэмы». – М. – 1990 3 Баратынский Евгений Абрамович

В этом сборнике мы найдём следующие стихотворения: Осень Водопад Буря Звезда Весна, весна! как воздух чист! 4

«Водопад » Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединят протяжный вой С протяжным отзывом долины. 5

Взгляни на звёзды: много звёзд. В безмолвии ночном Горит, блестит кругом Луна На небе голубом. «Звезда» 6

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. 7

Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, рука несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! 8

Какое время года изображено на картине? Какое настроение вызывает картина? Подберите олицетворения. Лес затих Небо отражается Лежат тени Светлеет небо Примеры олицетворений 9

Чтение стихотворения 10

Словарная работа: р опот - неясный шум, неясные, негромкие звуки д олы - поля (долины) немеет – лишается способности говорить ц е пенеет - застывает бушует - действует с необычайной, разрушительной силой мгла - непрозрачный воздух (от тумана, сгущающихся сумерек) 11

Чтение стихотворения Где … шёпот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья …; Ковер зимы Покрыл холмы, Луга и долы. Какие слова пропущены? 12

Где шёпот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья; Ковер зимы Покрыл холмы, Луга и долы. сладкий голы Э П И Т Т Е Т Ы 13

Под … Своей корой Ручей … ; Всё … , ледяной Какие слова пропущены? немеет цепенеет ЭПИТЕТЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ 14

Лишь ветер …, Бушуя, воет И небо кроет … мглой. 15

Лишь ветер … , Бушуя, воет И небо кроет … мглой. злой Седою ЭПИТЕТЫ 16

“Всякое стихотворение - это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение”. 17

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Олицетворение. 18

Эпитет. 1) Всякий эпитет – имя прилагательное. 2) Не всякое прилагательное - эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении. 3) Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора. 19

Под ледяной Своей корой Ручей немеет; Все цепенеет, Лишь ветер злой, Бушуя, воет И небо кроет Седою мглой. Где сладкий шёпот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? Деревья голы; Ковёр зимы Покрыл холмы, Луга и долы. Найти эпитеты. 20

Стихотворения передают состояние души поэта. Пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое. Вывод. 21

Мне понравилось … Я понял, что … Я научился … Я сегодня работал … Рефлексия 22

Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. Спасибо за урок! 23

Предварительный просмотр:

Кратко о работе по презентации.

Слайд 2. Цели урока.

Слайды 3 – 8. О творчестве поэта с примерами (отрывки из стихотворений).

Слайд 9. Продолжение темы «Весна» (7-8 сл.).

Прочитайте вопросы, ответьте на них.

По щелчку мыши выйдет табличка с примерами олицетворений.

- Весна – пробуждение жизни. Какие ассоциации у вас вызывает зима?

Послушайте стихотворение Е.Баратынского.

Слайд 10. На фоне анимированного пейзажа учитель читает стихотворение.

  1. Предложить детям самостоятельно прочитать стихотворение и отметить слова, требующие разъяснения.

Слайд 11. Словарная работа . К словам, записанным в столбик, последовательно, по щелчку мыши выходит пояснение.

Слайд 12. Сравнить текст с учебником и определить, какие слова пропущены.

Какие слова были пропущены?

  1. Нажать на них курсором («сладкий», «голы»). Слова со звуком изменят цвет.

Определите, что это за слова?

  1. По щелчку мыши появится табличка со стрелками: «эпитеты».

Слайд 14. Сравнить текст с учебником.

  1. По щелчку мыши последовательно будут появляться пропущенные слова.
  2. Щёлкнуть ещё один раз: появятся термины – «эпитеты», «олицетворения».

Предложить детям распределить слова по группам.

  1. По щелчку мыши слова будут опускаться под нужный термин.

Слайд 15. Рассмотреть иллюстрацию и определить, какой отрывок из стихотворения к ней подходит.

  1. Щёлкнуть мышкой и текст появится, «растворяясь».

Сравнить его с учебником и определить, какие слова пропущены.

  1. По щелчку они будут появляться.

Как эти слова называем?

  1. Щёлкнуть один раз. Появится табличка со стрелками: «эпитеты».

Слайд 17. Учитель читает текст, который сразу начнёт проявляться на слайде.

Слайд 18. Напомнить детям, что эпитеты и олицетворения – изобразительно – выразительные средства языка.

Слайд 19. Вспомнить, что называется «эпитетом». Если дети информацией не владеют, то прокомментировать ёё.

  1. Информация выходит последовательно по щелчку мыши.
  1. По щелчку мыши они по очереди будут подчёркиваться.

Слайд 21. Вывод.

Слайд 22. Рефлексия.

Слайд 23. Домашнее задание.

  1. По щелчку мыши оно исчезает, и автоматически появляется надпись: «Спасибо за урок!»