Военный транспортный самолет Ан-124 «Руслан» являлся самым крупногабаритным самолетом в мире (вплоть до появления в 1988 году ), а также лидировал по грузоподъемности. Пальму первенства смог отобрать только в 2005 году американский «Боинг-747-8Ф». Уникальная конструкция грузового отсека, высокая вместимость и надежность позволяют машине оставаться востребованной и в наши дни.

Годы выпуска «Руслана» 1987…2004, эксплуатируется он до сих пор, парк потихоньку устаревает, а замены ему пока нет.

История создания

Созданный в 1965 году первый в мире широкофюзеляжный армейский транспортный открыл новую страницу в соперничестве СССР и США за первенство в разработке самолетов высокой грузоподъемности.

Американским ответом стал транспортный Lockheed C-5 Galaxy, заметно превосходивший по всем характеристикам Ан-22. В 1966 году увидело свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале разработки перспективных самолетов с грузоподъемностью не менее 100-120 т.

Для разработки новой машины первоначально предполагалось использовать фюзеляж «Антея», оснащенный стреловидным крылом и турбореактивными двигателями. Однако предполагаемые характеристики не устроили заказчика, и в середине 1968 года были готовы два новых проекта, один из которых имел обозначение Ан-124.

После детальной проработки технического задания, было решено полностью переработать концепцию и проект машины. Разработка чертежей самолета «проект 400» началась в 1976 году.

При разработке машины Ан-124 впервые использовался принцип комплексно-целевой программы, который предусматривал совместное улучшение всех компонентов, отвечающих за эффективность летательного аппарата.

Программа способствовала не только ускорению разработки самолета, но и дальнейшему развитию советской авиационной промышленности.

В результате комплексных работ удалось снизить расход топлива на 15%, а навигационную точность увеличить в 4 раза. Трудоемкость обслуживания Ан-124 сократилась в сравнении с «Антеем» в несколько раз.

Постройка первых экземпляров машины для статических тестов велась на авиационном заводе КиАПО в Киеве. Специально для сборки крупногабаритных самолетов Ан-124 «Руслан» были построены цеха с длиной пролета до 100 м. Турбовентиляторные двигатели по темпам развития отставали от самолета.


Стендовые прогоны начались за несколько месяцев до запланированного первого взлета Ан-124. Первая опытная машина была готова в конце октября 1982 года. Из-за неготовности силовой установки самолет испытывался в режиме рулежки и коротких пробежек.

Первый полет Ан-124 состоялся в конце декабря под управлением опытных испытателей В.И. Терского и А.В. Галуненко.

Машина продержалась в воздухе около часа, но во время посадки были повреждены элементы шасси из-за возникшего явления «шимми». Дальнейшие полеты выявили склонность двигателей к помпажу. Дефект преследовал Ан-124 на протяжении нескольких лет. В конце 1984 года был готов второй тестовый экземпляр самолета.

Официальное представление «Руслана» состоялось весной 1985 года на ежегодном авиационном салоне, проходившем во Франции (Ле Бурже), а в конце 1986 года самолет прошел государственные испытания, в 87-м поступил в войска.

В 1992 году Ан-124 получил официальный сертификат, разрешавший эксплуатацию в качестве гражданского летательного аппарата. Производство «Русланов» велось в Киеве (построено 17 пригодных к эксплуатации машин Ан-124) и в Ульяновске (собрано 33 самолета).

За годы эксплуатации в авариях было потеряно четыре машины, в том числе разбился второй тестовый экземпляр Ан-124. Самолет упал в ходе испытательных полетов, направленных на получение сертификата гражданского авиалайнера.

Крупнейшей катастрофой с участием Ан-124 стало падение машины с бортовым номером RA-82005 на жилые кварталы в Иркутске. Причиной катастрофы, унесшей жизни 72 человек, стала перегрузка и помпаж двигателей из-за грубых нарушений норм технического обслуживания.

Конструкция

Цельнометаллический фюзеляж самолета Ан-124 выполнен по стандартной для армейских транспортных машин схеме с верхним расположением стреловидного крыла. Хвостовое оперение построено по однокилевой схеме. При изготовлении силового набора фюзеляжа и крыла использованы композитные материалы.

Общий вес материалов в конструкции составляет 5000 кг.

Использование такого решения позволило сократить вес пустой машины на 2000 кг. Силовая конструкция фюзеляжа набрана из поперечных шпангоутов, соединенных продольными стрингерами и лонжеронами. В конструкции использована работающая обшивка, дополнительно повышающая прочность фюзеляжа.

Крыло с углом стреловидности 28⁰ обладает большим удлинением и имеет толстый профиль. Конструкция крыла Ан-124 имеет четыре лонжерона, консоли неразъемные. В состав крыла входят три сегмента – носовой, кессонный и задний. Кессон входит в состав силовой конструкции самолета и имеет продольный и поперечный силовой набор.

Механизация узлов управления состоит из шести секций предкрылков, которые установлены по носовой части крыла на протяжении всего размаха. На задней части каждой консоли расположены внутренний закрылок и дополнительные две секции щелевых закрылков. Рядом с закрылками расположены два элерона и 12 секций тормозных щитков.


Вертикальное оперение самолета Ан-124 состоит из киля и смонтированного на нем руля направления. Руль разделен на верхнюю и нижнюю секции. Киль построен по схеме с двумя лонжеронами и работающей обшивкой. Горизонтальные стабилизаторы выполнены по аналогичной схеме. Рули высоты, размещенные на задней части стабилизатора, состоят из двух элементов – внутреннего и внешнего.

Фюзеляж Ан-124 имеет профиль в виде двух окружностей, пересекающихся в виде цифры «8», внутри оснащен двумя палубами. Радиус верхней окружности составляет 1900 мм, нижней – 3800 мм. Силовой каркас и обшивка соединены при помощи сварки и клея.

Часть элементов фюзеляжа выполнена из углепластика, в частности – створки заднего грузового люка.

Поперечные герметичные переборки разбивают фюзеляж Ан-124 на несколько отсеков. Герметизация защищает подпольные отсеки фюзеляжа от затопления дождевой водой и от попадания агрессивных жидкостей (при перевозке). Фюзеляж оборудован системой дренажных отверстий, предотвращающих застою жидкости и коррозии. Верхняя передняя часть используется для размещения членов экипажа (основного и сменного).

В состав каждого экипажа Ан-124 входит по 6 человек:

  • командир экипажа;
  • помощник командира;
  • штурман;
  • старший бортовой инженер;
  • бортинженер;
  • оператор радиостанции.

Помимо персонала, в отсеке сменного экипажа размещено различное пилотажное оборудование и системы обеспечения жизнедеятельности. Оборудование позволяет вести высадку десанта и доставку грузов в различное время суток при различных метеорологических условиях, а также при противодействии средств ПВО противника.


В состав оборудования Ан-124 входит пилотажный комплекс с прицельным и навигационным блоками, комплекс радиосвязи, специальное оснащение для десантирования.

Кабина пилотов Ан-124 оснащена остеклением, прикрепленным к каркасному переплету кабины. В отсеке сменного экипажа выполнены три круглых застекленных окна, выходящих вбок. Дополнительные окна выполнены в грузовом отсеке. Они предназначены для визуального контроля состояния двигателей и створок грузового отсека.

В нижней передней части фюзеляжа имеется грузовой отсек, приспособленный для размещения военной техники.

Отсек проходит по всей длине фюзеляжа и оснащен грузовыми откидными люками, расположенными в носовой и кормовой части фюзеляжа. Проемы люков оснащены усилителями. Полезный объем отсека составляет 1050 м³. Для погрузки и разгрузки самолет Ан-124 оснащен штатным крановым и швартовочным оборудованием.

В отсеке смонтированы два передвижных крана с грузоподъемностью по 10 тонн. Установки мостового типа, перемещаются по рельсам, установленным вдоль бортов. Дополнительно установлены электрические лебедки, развивающие тяговое усилие до 4500 кг. Оборудование нижней палубы позволяет перевозить единичные грузы массой до 50 тонн.

Участок верхней палубы, расположенный в хвостовой части, предназначен для размещения обслуживающего и сопровождающего персонала. Самолет Ан-124 мог вместить до 22 пассажиров. В большинстве случаев в состав команды для обслуживания входили два оператора, которые работали на штатных мостовых кранах.


Кабина персонала оборудована системой поддержки давления, позволяющей выполнять полеты на высотах до 8000 м без применения кислородных масок.

Шасси оснащено двенадцатью опорами. Из них две расположены спереди, а десять – по бокам фюзеляжа (по пять на сторону). Все стойки имеют по два колеса и оборудованы индивидуальной независимой подвеской и отдельным механизмом уборки.

Передняя опора не имеет тормозных механизмов, оснащена механизмом поворота и позволяет развернуть самолет Ан-124 на полосе шириной 50 метров.

При этом используется ассиметричный режим работы двигателей, позволяющий уменьшить радиус поворота.

Створки шасси Ан-124 для снижения веса изготовлены из композитного материала. Тележки основных стоек оборудованы системой регулировки клиренса, позволяющей снизить наклон рампы и упростить погрузку и разгрузку. Конструктивно самолет предназначен для эксплуатации с взлетных полос длиной более 3000 м, оснащенных бетонным покрытием. На практике машины успешно использовались с грунтовых летных полей.

В состав силовой установки входят четыре турбовентиляторных двигателя модели Д-18Т. Установки были разработаны в Запорожском конструкторском бюро «Прогресс» специально для Ан-124 и еще более крупного транспортного самолета Ан-225.

Двигатель создан по трехвальной схеме и состоит из вентилятора компрессора и двух рабочих роторов (пониженного и высокого давления). Конструкция ТРД обеспечивает высокий коэффициент двухконтурности – до 80%. Двигатели размещены под крылом, на пилонах. В обтекателях шасси смонтированы дополнительные газовые турбины ТА-12.


В мотогондолах самолета Ан-124 располагается система предварительной подготовки воздуха для систем кондиционирования в кабинах, а также для работы антиобледенительной системы. Забор воздуха осуществляется из компрессора, затем он охлаждается и подается к исполнительным механизмам под нормальным давлением.

Гидравлика самолета Ан-124 работает от насосных агрегатов, расположенных на двигателях. Агрегаты состоят из двух отдельных насосов.

Каждая система автономна и может обеспечивать жидкостью все исполнительные механизмы.

От гидравлики работает система рулей для управления самолетом, выпуск и уборка стоек шасси, приводы створок, система торможения и управления колесами, приводы грузовых люков.

Электрическая сеть Ан-124 рассчитана на переменное напряжение 115 и 200 В. Генераторные установки расположены на турбовентиляторных двигателях и имеют суммарную мощность 240 кВА. Запас топлива расположен в кессонах центроплана.


Имеется 13 отдельных топливных баков, разделенных на 4 ступени выработки. Постепенная выработка позволяет сохранить центровку самолета. Вес топлива в баках – до 213 тыс. кг.

Технические характеристики Ан-124

Параметр Значение
Длина фюзеляжа, м 69,1
Диаметр миделя, м 7,68
Длина грузовой палубы, м 43,45
Ширина грузовой палубы, м 6,68
Высота грузового отсека, м 4,4
Размах крыла, м 73,3
Площадь крыла, м² 628
Площадь горизонтального оперения, м² 166,7
Площадь руля высоты, м² 49,75
Колея шасси, м 8
Предельная рулежная масса, кг 398 000
Максимальная взлетная масса, кг 392 000
Максимальная посадочная масса, кг 330 000
Предельная скорость, км/ч 530
Длина разбега (в зависимости от массы), м 1000-2200

Модификации Ан-124

На базе армейского Ан-124 в 1992 году был создан коммерческий вариант с индексом 124-100. Машина прошла цикл сертификационных проверок и была признана соответствующей требованиям.


На основе модели 100 был создан модернизированный вариант под обозначением Ан-124-100М. На самолете применялось пилотажное и навигационное оборудование, произведенное в странах СНГ и в Европе. Оборудование позволило сократить экипаж до четырех человек и повысить безопасность эксплуатации. Для снижения шумности гондолы моторов оборудованы капотами с шумопоглощающими элементами.

Еще одним вариантом стал Ан-124-100М-150, отличающийся увеличенной до 150 000 кг полезной нагрузкой и расширенным радиусом действия. При грузе весом 120 000 кг самолет обладает радиусом действия 5400 км.

Для названия летательного аппарата предлагалось несколько имен, в том числе и «Тарас Бульба». Название «Руслан» было предложено О.К. Антоновым в числе прочих, позаимствованных из греческой мифологии.

В 1985…87 годах на машинах Ан-124 был установлен ряд мировых авиационных рекордов.

В ходе беспосадочного перелета с общей протяженностью 20151 км, проходившего вдоль границ Советского Союза, взлетный вес машины достиг 455 000 кг.

При создании самолета Ан-124 предполагалось размещать на борту десант, состоящий из 440 парашютистов или 880 солдат пехотных подразделений, укомплектованных полным боевым снаряжением. В ходе испытаний использовалось десантирование манекенов.


Тестовые высадки выявили ряд ограничений на высадку людей через хвостовой люк в фюзеляже. Одну из машин оснастили дополнительными дверями в бортах фюзеляжа, предназначенными для десантирования. Такая доработка была осуществлена на одном Ан-124 «Руслан», остальные самолеты дверей не имели.

Перспективы

Выпуск самолетов Ан-124 закончился на заводе в Ульяновске в 2004 году. В Киеве сборка закончилась еще раньше. Всего заводы отгрузили заказчикам 56 машин. Часть машин, состоящих на вооружении российской армии, прошли модернизацию с заменой элементов конструкции планера и радионавигационного оборудования. Доработанные самолеты соответствуют спецификации Ан-124-100М.

Проблемой дальнейшей модернизации явились обострившиеся взаимоотношения между Россией и Украиной.

КБ Антонова, располагающееся в Украине, периодически публикует материалы о планируемом запрете полетов «Русланов» за пределы России при отказе от сервисного обслуживания.

В составе российских вооруженных сил находится 24 самолета Ан-124. Еще 12 машин эксплуатируются в транспортной авиакомпании «Волга-Днепр». В Украине имеются 7 машин. По отдельным данным в Киеве и Триполи находятся по одному самолету из состава гражданского авиафлота Ливии.

По одной машине применяется в авиации Арабских Эмиратов и Азербайджана. Машина используется ООН по принципу аренды. В случае необходимости организация может привлекать для проведения грузоперевозок или спасательных операций до шести самолетов Ан-124 «Руслан».

Видео

Один из гигантов, созданных в Советское время, это, конечно, АН-124 или “Руслан”, как его еще называют. Если вы внимательно ознакомитесь с техническими характеристиками самолета Ан-124 “Руслан”, то будете весьма впечатлены его возможностями. Да и как не восхищаться этим чудом техники, которое совершило в общей сложности 21 мировой рекорд.

Грузоподъемность самолета “Руслан” и размеры самолета “Руслан” Ан-124 на фото просто поражают воображение. Остается только поражаться техническому гению тех, кто проектировал его. На сегодняшний день это грузовой самолет в мировой авиации.

АН-124 создавался, как ответ Советского Союза на созданный США Lockheed C-5 Galaxy. Перед советскими авиаконструкторами встала сложная задача: спроектировать самолет, способный перевозить груз весом до 150 тыс. тонн .

Однако, уже в 1970-1971 гг. были представлены чертежи первых двух моделей. Работа продолжилась в 1973 году , когда была сформирована отдельная группа, которая должна была работать над повышением аэродинамических характеристик .

Были изучены и применены многочисленные новые технологии, которые до этого не были разработаны нигде в мире.

24 декабря 1982 года самолет взмыл в небо. Мировой общественности его представили на международной выставке в Париже после того, как самолет увидели в СМИ.

АН-124 на чертежах.

Всего было произведено около 56 моделей этого самолета.

Главной целью на тот момент АН-124 был перевоз пусковых установок баллистических ракет, танков и т.д. То есть планировалось его использование исключительно для военных нужд.

После распада СССР такой необходимости уже не существовало. Поэтому самолет был переделан под нужды коммерческой, грузовой авиации. Модернизации подверглись многие важные составляющие самолета — от грузового отсека до двигателей. Так появился на свет АН 124-100.

Чуть позже, производство самолетов было полностью приостановлено. Причина в недостаточности финансовых средств. Ведь на конструирование одного такого воздушного судна нужно почти 100 млн. долларов.

В 2000х годах были предприняты попытки по возобновлению производства АН-124 совместными усилиями Украины и России, но в связи с разрастанием конфликта между двумя странами, они были прекращены.

Технические характеристики АН-124

Он состоит из двух палуб:

  • нижняя — она же грузовая (1050 кубометров) . Он оборудован погрузочным оборудованием, а пол сделан из титана. Это позволяет ему выдерживать значительные нагрузки;
  • верхняя — пассажирская — там располагается экипаж и служащие, сопровождающие груз — 21 чел .

Они поделены на герметичные отсеки.

Благодаря наличию многоопорных шасси (24 колеса ), самолет может взлетать и с грунтовых взлетно-посадочных полос , а также облегчает работу во время погрузки. Этому помогает и то, что у АН-124 два грузовых люка — в носовой и хвостовой части самолета.

Бортовая система полностью автоматизирована . Она оборудована таким образом, что самолетом можно управлять практически в любых погодных условиях, а также позволяет перевозить груз и войска в самые горячие точки.

Несколько самолетов ранее и использовались в таких целях у НАТО. Он может взять на борт 440 десантников и 880 солдат .

Самолет «Руслан».

Что касается грузов, то “Руслан” способен принимать на борт моногруз весом в 50 тонн , а также грузы общим весом в 120 000 к г.

Размах крыла — 73,3 м , а длина — 69,1 м . Его высота — 20,78 м . А сколько весит самолет “Руслан” и вес АН-124 при взлете? Почти 392 000 кг. Максимальный вес — 405 000 кг , а при взлете с пустыми грузовыми отсеками — 173 000 кг .

Если брать летные характеристики, то его крейсерская достигает 750-800 км/ч. А максимальная может быть 865 км/ч. Его дальность полета — 4 500 км .

Модели АН-124

Всего было спроектировано 4 модели данного воздушного судна. Собственно, сам АН-124, предназначенный для военных целей.

АН-124-100 , с которого сняли все военное оборудование, переделав его таким образом в коммерческое, грузовое .

У последнего есть еще две модификации :

  • АН-124 -100М — у него модернизировано бортовое радиоэлектронное средство , а также состав экипажа сменился на 4 человека;
  • АН-124 — 100М-150 — у него присутствуют все вышеперечисленные характеристики. Плюс к этому он может брать груз до 150 т. , а перевозить его уже на расстояния до 5 400 км .

В 1989 году для концерта легендарной группы Pink Floyd все их техническое оборудование было перевезено именно на АН-124. Майкл Джексон также пользовался этим воздушным судном, только 4 годами позже.

На нем же перевезли почти 52 тонны золота из ОАЭ в Швейцарию. А в 2011 году именно АН-124 перевез насосы для ликвидации аварии на Фукусиме.

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Ан-124 / Ан-124-100 "Руслан" / изделие 400 - CONDOR

Тяжелый транспортный самолет. Разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне - ГП "Антонов", Украина), главный конструктор - П.В.Балабуев. После появления информации о разработке в США широкофюзеляжного тяжелого транспортного самолета C-5A Galaxy ЦК КПСС и Совет министров СССР в Постановлении №564-180 от 21.07.1966 г. «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 г.г.» поставили задачу создания транспортных самолетов в грузоподъемностью до 100-120 тонн. Во исполнение этого Постановления на Киевском Механическом заводе (позже ОКБ им.О.К.Антонова, ныне ГП "Антонов") началась проработка проектов нового самолета.

В 1967 г. был представлен технический проект "122", который представлял из себя развитие Ан-22. Через три года КБ представило аванпроекты еще двух самолетов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн). В феврале 1972 г. было принято решение реализовать проект "124". Он обеспечивал переброску почти всей номенклатуры техники и вооружения Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, ПВО и даже РВСН. По расчетному транспортному потенциалу проект Ан-124 превосходил американский C-5A Galaxy на 25% ().

В итоге, начато создание тяжелого транспортного самолета для обеспечения крупномасштабных операций ВДВ СССР, а так же для транспортировки ракетных комплексов разного назначения вплоть до БРСД "Пионер" и МБР "Тополь". Первый полет прототипа Ан-124 совершил 24 декабря 1982 г. в Киеве. Серийное производство начато в 1984 г. на АНТК им.Антонова в Киеве и позже развернуто в России на ульяновском авиазаводе (ЗАО "Авиастар-СП"). В январе 1987 г. самолет принят на вооружение военно-транспортной авиации ВВС СССР и начал поступать в части.

Серийное производство в России велось на ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске по 2004 г. В феврале 2006 г. началась подготовка к возобновлению серийного производства самолета на ОАО "Авиастар", но уже к лету 2006 г. программа была заморожена. Всего за все время было построено 56 самолетов. Ан-124 установил 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.

На Западе до первого публичного показа проект был известен как "An-40 CONDOR". По умолчанию приводятся данные Ан-124 / Ан-124-100.


Художественное представление транспортировки на Ан-124 ПГРК БРСД "Пионер" (Soviet Military Power, 1980-е годы).



Конструкция - самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, высокоплан. В конструкции крыла применены принципиально новые суперкритические профили, которые в основном определили аэродинамическое совершенство самолета. Наибольшую эффективность в достижении высокой весовой отдачи обеспечили конструктивно-технологические решения по использованию в фюзеляже и хвостовом оперении уникальных длинномерных монолитных прессованных панелей и лонжеронов крыла длиной 25 метров, а также других крупногабаритных силовых деталей. Впервые в мировой практике был применен двухрядный фланцевый стык консоли крыла с центропланом, который в сравнении с однорядным обеспечивает существенный выигрыш в массе и ресурсе. В конструкции самолета Ан-124 в значительном объеме используются композиционные материалы. Из них изготовлены створки шасси, зализы, обтекатели монорельсов закрылков и др. По сравнению с металлическими конструкциями, удалось снизить массу самолета примерно на 6 тонн.


Фюзеляж самолета имеет две палубы: нижнюю - грузовую кабину; верхнюю - кабину экипажа, кабину сменного экипажа, кабину сопровождающих (до 21 чел).

Шасси многостоечное - 24 колеса. Обеспечивает использование самолёта с грунтовых ВПП. Позволяет изменять стояночный клиренс и осуществлять наклон фюзеляжа для облегчения погрузочно-разгрузочных работ. Комплекс десантно-транспортного оборудования, бортовая система автоматизированного контроля технического состояния систем и оборудования на 1000 точек, две вспомогательные силовые установки с электрогенераторами и турбонасосами обеспечивают автономность эксплуатации.


Самолёт имеет систему централизованной заправки под давлением через четыре заправочные горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Также, возможна заправка самотёком через две заливные горловины, расположенные на верхних частях правой и левой консолей крыла.

Двигатели : 4 х ТРДД Д-18Т III серии тягой по 23430 кг. Производство двигателей - ОАО "Мотор Сич" (Украина).

Ан-124-200 - 4 х ТРДД Д-18Т IIIМ серии тягой по 23430 кг

Вспомогательная двигательная установка - 2 х ГТД ТА-12

ТТХ самолета :
Экипаж:
- Ан-124 - 8 чел (командир, помощник командира, штурман, старший бортинженер, бортинженер по АО, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных работ);
- Ан-124-100 - 6 чел
- Ан-124-100М - 4 чел

Длина - 69,1 м
Размах крыла - 73,3 м
Высота - 21,08 м
Площадь крыла - 628 кв.м
Габариты грузовой кабины - 36,5 х 6,4 х 4,4 м
Объем грузовой кабины - 1050 куб.м
Ширина грузовых люков:
- передний - 6.4 м
- задний - 4.4 м

Масса взлетная максимальная:
- 392 000 кг
- 402 000 кг (Ан-124-200)
Масса топлива во внутренних баках максимальная - 212 350 кг
Масса полезной нагрузки:
- 80 000 кг (норма)
- 120 000 кг (максимальная)
- 150 000 кг (максимальная, Ан-124-200, Ан-124-100М-150)
Нагрузка на крыло - 365 кг/ кв.м
Тяговооруженность - 0.41

Скорость максимальная - 865 км/ч
Скорость крейсерская - 800-850 км/ч
Дальность максимальная:
Потолок практический - 11600 м
Потребная длина ВПП:
- 2800 м
- 3000 м (Ан-124-200)
Коэффициент сцепления с ВПП:
- 0.4
- 0.3 (Ан-124-200)

Диапазон температур эксплуатации:
- от -30 до +45 град.С
- от -50 до +50 град.С (Ан-124-200)
Ресурс самолета:
- 15000 часов / 4000 циклов
- 50000 часов / 10000 циклов (Ан-124-200)
Уровень шума - глава IV ICAO (в т.ч. Ан-124-200)

Вооружение : самолет не несет вооружения.

: без специального разрешения допускается перевозить моногрузы весом до 50 тонн. Ан-124 способен брать на борт до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. Однако начатые в 1989 г. опыты по сбросу с самолёта манекенов парашютистов заставили ввести ограничения на парашютное десантирование людей, обусловленные аэродинамическими факторами.


Оборудование : самолет располагает комплексом БРЭО, которое предназначено для выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии ПВО противника, длительном отрыве от аэродрома основного базирования и включает:
- прицельно-навигационный пилотажный комплекс
- комплекс связи
- десантно-транспортное оборудование (допускается десантирование только посадочным методом) - погрузочно-разгрузочное оборудование, бортовые передвижные краны (БПК) общей грузоподъёмностью до 20 тонн (Ан-124-200 - 30 т), швартовочное оборудование.

Впервые в СССР самолет оснащен бортовой авто-матизированной системой контроля, которая взяла на себя проверку параметров работы двигателей, противо-обледенительной системы, систем электроснабжения, регулирования давления и кондиционирования воздуха, гидрокомплекса, шасси и др.


Модификации :
- Ан-124 / изделие 400 - базовая модификация военно-транспортного самолета.

Ан-124-100 - гражданский транспортный вариант самолета Ан-124.

Ан-124-100-150 - модификация Ан-124-100 с увеличенной до 150 т массой полезной нагрузки.

Ан-124-200 - вариант модернизации самолета с увеличением массы полезной нагрузки до 150 т.

Ан-124-100М - модификация Ан-124 и Ан-124-100 с улучшенным БРЭО и уменьшенным до 4 чел составом экипажа. Модернизация самолетов ВТА по состоянию на 2011-2013 г.г. ведется ЗАО "Авиастар-СП" (г.Ульяновск).

Ан-124-100М-150 - модификация Ан-124-100 с улучшенным БРЭО, увеличенной до 150 т массой полезной нагрузки и уменьшенным до 4 чел составом экипажа.

Статус : СССР / Россия / Украина

1985 г. - опытный прототип Ан-124 «Руслан» транспортировал 152-тонный карьерный самосвал «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Перевозка выполнена в два рейса.


Ан-124 борт 82008 серийный №19530501006 в аэропорту Хитроу, Лондон, 18.12.1988 г. Выполняет перевозку помощи для пострадавших во время землетрясения в Армении (фото - Chris, http://russianplanes.net/id62025).


- 1986 г. 31 мая - из Харькова в Ташкент на Ан-124 перевезено рабочее колесо гидротурбины диаметром 6 м и массой 80 т для Таш-Кумырской ГЭС. Через 20 дней по тому же маршруту перевезли и второе аналогичное колесо.

1992 г. май - из ОАЭ в Швейцарию на Ан-124 перевезено 52 тонны золота стоимостью 230 миллионов фунтов стерлингов.

1992 г. 13 октября - второй летный Ан-124 (борт №82002) разбился при испытательном полете в г.Киев. Разрушение обтекателя РЛС в ходе выполнения полета в условиях максимального скоростного напора, носовая откидная часть борта 82002 незадолго до этого была отремонтирована, использование в испытательном полете самолета с нетиповой (ремонтной) конструкцией строжайше запрещено, что явилось причиной катастрофы. Также сыграли роль отсутствие самолета сопровождения (летчики не знали скорость после нарушения обтекания на ПВД вследствии разрушения НОЧ), удаленность зоны испытательного полета от аэродрома базирования, работа только одной секции руля направления. Погибли 8 человек из 9 человек экипажа ().

1993 г. 15 ноября - Ан-124 борт № 82071 в Иране около г.Керман потерпел катастрофу - из-за ошибки экипажа самолет врезался в гору при заходе на посадку. Погибло 17 человек ().

1993 г. - певец Майкл Джексон (США) в ходе своего тура перевёз в Москву 310 т своих грузов на трёх Ан-124.

1996 г. 08 октября - Ан-124 борт №80069 в Италии около Турина разбился при уходе на второй круг. Из 23 человек на борту погибли двое и еще погибли два местных жителя ().

1997 г. 06 декабря - Ан-124 борт 82005 ВТА России, 556 втап. Самолет разбился при взлете с аэродрома Иркутского авиазавода с двумя истребителями Су-27 на борту. Отказ трёх двигателей вскоре после взлёта, упал на жилые дома. Причина - нарушение РЛЭ, взлёт с превышением взлётной массы, соответствующей ВПП 3-го класса. Из 23 человек на борту погибли все. Кроме того, погибло 45 местных жителей ().

2001 г. январь - Ан-124 использован для транспортировки 109-тонного локомотива из Канады в Ирландию.

2004 г. - ЗАО "Авиастар-СП" (г.Ульяновск) прекращено серийное производство самолетов Ан-124-100.


Ан-124 авиакомпании "Волга-Днепр" перевозит спасательный подводный аппарат DSRV-1 Mystic US Navy, 29.04.2004 г. (фото - Daniel N. Woods, US Navy, http://en.wikipedia.org).


- 2005 г. апрель - Ан-124 использовался для возвращения Аксумского обелиска в Эфиопию. Транспортировка была осуществлена в три этапа, во время каждого из них перевозили треть монумента общей массой 160 тонн и длиной 24 метра. В Аксуме пришлось модифицировать взлётную полосу для того, чтобы принять такой большой самолёт.

2006 г. 1 января - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 25 Ан-124. Еще 24 (по другим данным 12) самолётов используются ВТА ВВС России.

2007 г. - Ан-124 эксплуатируется следующими коммерческими авиакомпаниями:
- "Волга-Днепр" (Россия) - 10 Ан-124;
- "Полет" (Россия) - 1 Ан-124;
- "Авиалинии "Антонова" (Украина) - 7 Ан-124;
- "Libyan Air Cargo" (Ливия) - 2 Ан-124;
- "Maximus Air Cargo" (ОАЭ) - 1 Ан-124;


Ан-124 "Руслан" рег.№RA-82028 ВВС России в сопровождении Су-27 на параде 9 мая 2009 г., г.Москва (http://unclejosef.livejournal.com).


- 2011 г. весной - Ан-124 был использован для доставки в Японию гигантских насосов, произведённых компанией Putzmeister (Германия). Каждый насос установлен на 26-колесной автоплатформе и весит более 86 тонн. Насосы использовались для ликвидации аварии на японской АЭС Фукусима-1.

2011 г. 25 июля - авиакомпания «Волга-Днепр» доставила из Шалона (Франция) в Москву комплексный пилотажный тренажёр для обучения лётного состава на самолёты Sukhoi Superjet 100. Перевозка груза была осуществлена по заказу ЗАО Гражданские самолеты Сухого. Несмотря на то, что общий вес груза составил всего 40 тонн, потребовалось выполнить два рейса, так как негабаритные комплектующие заняли практически всю кабину самолета.

2012 г. 8 февраля - очередной Ан-124-100 модернизированный ульяновским заводом "Авиастар" передан заказчику.

2013 г. 17 апреля - первый модернизированный в 2013 г. Ан-124-100 передан ульяновским заводом "Авиастар" заказчику - Министерству обороны России. В производстве окончательной сборки ЗАО "Авиастар-СП" на самолете проведен полный комплекс предусмотренных контрактом работ: отработка гидрокомплекса, топливной системы, шасси, переднего и заднего гидролюка. Проведена модернизация отдельных элементов лайнера с целью поддержания и улучшения технических и эксплуатационных характеристик. Всего в 2013 г. планируется модернизировать три самолета Ан-124-100 для Министерства обороны России, а вообще планируется модернизировать 20 самолетов ().

Экспорт :
Ливия:
- 2007 г. - два самолета Ан-124 эксплуатируются авиакомпанией "Libyan Air Cargo".

ОАЭ:
- 2007 г. - один самолет Ан-124 эксплуатируется авиакомпанией "Maximus Air Cargo".

Источники :
Антонов. Официальный сайт ГП "Антонов" - http://www.antonov.com/ , 2013 г.
Ан-124. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2013 г.
В Ульяновской области очередной модернизированный Ан-124-100 "Руслан" передан заказчику. Сайт

Ан-124 "Руслан" - дальний тяжелый транспортный самолет, самый большой и грузоподъемный в мире из серийных моделей.

Успехи советской России в авиастроении опередили время на десятки лет. Воздушный корабль с взлётной массой 405 000 кг., официально начал разрабатываться с 1979 г., и 24 декабря 1982 г. впервые поднялся в небо. Первоначальное его назначение – переброска или десантирование большой группы войск на межконтинентальные расстояния. Киевские конструкторы того времени выполнили задачу за счёт уникальных технологий и получили лучший в мире по грузоподъёмности самолёт военного и гражданского назначения – в 120 тонн. Десантно-транспортные самолеты Ан-124 приняты на вооружение в 1987 г. Сегодня военно-транспортная авиация Министерства обороны РФ насчитывает около 25-ти единиц этой техники.

Этот самый большой военно-транспортный самолёт для десантирования не раскрыл весь свой потенциал для модификации. Гражданский конкурент из Европы был создан 25 лет спустя после первого полёта советского гиганта, да и то не без помощи московских конструкторов 2000-х гг. Конечно, технологии служат для гражданских и коммерческих нужд людей, но это всегда лишь следствие военных научных достижений. К 2030 году Россия нуждается в 100 единицах такой техники военного и гражданского назначения. А на 2016-й ставилась задача модернизировать стоящие на вооружении, чтобы выполнить военную программу по модернизации и комплектации российских войск к 2020-му.

Правительственный заказ

Итак, возможности исторически сложенных соперников могли превзойти наши. Правительство СССР поставило перед учёными задачу создать для ВТА (военно-транспортной авиации) превосходящую машину с грузоподъёмностью 120 – 140 т. Нужно было быть смелым или безумцем, чтобы самому вызваться на такое сложное тогда задание, но именно так и поступил главный конструктор КБ «Антонова» П.В. Балабуев. На кону стояла скорость развертывания целых дивизий, медлить было нельзя.

Композитные материалы в конструкции

В 1970 – 1971 гг. представлены два проекта для рассмотрения, самолёты с 2-мя и 4-мя двигателями. По представленным чертежам в 1973-м создана модель натуральной величины. Технологий для поставленных задач в мировой практике ещё не было, все новшества в таком деле были уникальны. К работе были привлечены все возможные НИИ в СССР, использовались последние разработки композитных материалов, использован титан. Очень важно, была разработана уникальная конструкция крыла, установлено 5 т композитных материалов.

Великая история Ан-124 и его модификаций

В декабре 25-го 1982 г. Ан-124 «Руслан» совершил свой первый полёт, в 1985 г. самолёт показали публике. Стоит на вооружении России (СССР) с 1987 года. Киев, 27 февраля 1965 г., КБ «Атонова» выводит СССР на новый уровень самолётостроения, когда создаёт для Родины тяжёлый Ан-22 «Антей» – самый большой в мире транспортный самолёт (фактической грузоподъёмностью 100 т (заявленная 60 т), максимальной скоростью 650 км/ч, перегоночной дальностью 8 500 км) стал лучшим среди летающих на турбовинтовых двигателях. Американский С-141 «Стар Лифтер» появился в середине тех же 60-х с грузоподъёмностью 40 тонн, после всех модификаций свою грузоподъёмность и на сегодня увеличить не смог. Гонку с США на винтовых моторах выиграли мы. Великая история этого самолёта потому, что им были установлены 41 мировой рекорд, но и это не главное. А главное – была решена стратегическая задача по переброске и десантированию всех родов войск, включая ракетные, быстро и в достаточном количестве.

Как завышение своего «исключительного» могущества американцами толкало наших учёных на разработки или просто – Гонка Вооружений. Америка ответила на наш успех полётом своего турбореактивного Lockheed C-5 Galaxy, который состоялся 30 июня 1968 г. (факт.гр. 79 т. (заявленная 100 т.), макс. ск. 919 км/ч, макс. дальность 10 411 км, а высота 10 895 м.). Модификации этого лучшего в НАТО военного транспортника постоянно совершенствуется. Он занимает третье место среди военных машин по грузоподъёмности, после Ан-225 и Ан-124. Но в отличие от «Руслана» нуждается исключительно в качественной бетонированной взлётно-посадочной полосе, т.к. его система гидравлики и пневматики шасси проигрывает нашим конструкциям в технологии. А для нашего родного гиганта достаточно ровной площадки с травой высотой до 15 см. Практика последних войн показала, что такую задачу натовцы могут выполнять только на самолётах меньшего класса с грузоподъёмностью 20 и 40 тонн.

class="eliadunit">

Какие гражданские и военные самолёты конкурируют с Ан-124?

Свой двухпалубный гражданский самолёт на 150 тонн груза (Airbus A380-800) французы смогли создать спустя четверть века, в 2006 г., и не без помощи российских конструкторов из Москвы. А коммерческий конкурент европейцев Boing 747-8 (США) спустя ещё 5 лет, в 2010 г. Стоит отдать должное военным американским учёным, за разработку в 1968-м году военно-транспортного Локхид C-5 «Гелэкси», который превзошёл характеристики Ан-22-го «Антея» уже через три года. Но КБ «Антонова» смогли совершить подвиг, невозможное для многих – то был технический прорыв. Самолет Ан-124 Руслан всё изменил кардинально. Например, последняя модификация C-5M Super Galaxy от октября 2004 г. показала, он по-прежнему капризен к качеству полосы, максимальная нагрузка 122 700 кг, макс. дальность 10 411 км, а высота 10 895 м., чуть лучше его показатели в скорости 920 км/ч против наших 865-ти км/ч.

Задумаемся об уровне технологий заложенных в отечественный самолёт – неглубокая модернизация Ан-124-го и в результате в 1988 г. получен АН-225, непревзойдённый на сегодня и ещё на несколько десятков лет, который уже доставлял негабаритные грузы и доказал свою грузоподъёмность в 253 т. Сегодня такое возможно только на базе АН-124 «Руслан». Никакой другой самолёт в мире не способен к такому перевоплощению по грузоподъёмности в 2 раза, т.к. будут нарушены известные на сегодня законы аэродинамики. А для ВПК именно 124-й «Антонов» и нужен – самый грузоподъёмный отечественный десантный самолёт. Ведь Ан-225-му ставились задачи не тол

Конструкция Ан-124-100М-150

Это дальний транспортный самолёт для тяжёлых и крупногабаритных грузов, представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан, крылья стреловидные, киль один, с палубным горизонтальным оперением. Высота 21,08 м., длина 69,1 м, длина крыла 73,3 м. Для ВТА хорош тем, что может перевозить тягач класса МЗКТ-79221 для ракет типа «Тополь-М», десантировать людей и технику, сбрасывать бомбы и ракеты. Может эксплуатироваться во всепогодных условиях при -60 и 45 0С (днём и ночью).

У самолёта два грузовых люка: подфюзеляжный передний и задний. Есть погрузочно-разгрузочное оборудование, при помощи роликовых механизмов можно своими силами принять на борт изделие весом 50 т. Экипаж из 6-ти человек состоит из командира, его помощника, штурмана, старшего бортинженера, бортинженера по АО, бортрадиста. Количество обслуживающего персонала от 2-х операторов погрузочно-разгрузочных работ до 22 человек. В мире всего произведено 56 единиц, несмотря на то, что модель такого гражданского самолёта нужна была Европе и Америке давно. Они как истинные буржуины, через 20 лет построили аналогичные по характеристикам 200 «Аирбасов» и 100 «Боингов» и по ценам в 5 раз дороже (примерно 350 млн. евро./ед.) – вот как действительно нужно относиться к «Равной конкуренции» с «Партнёрами», развивать только своё.

  • Планер. Фюзеляж – полумонокок с продольным набором стрингеров и балок, поперечный набор шпангоутов и обшивка. Состоит из 2-х палуб, нижняя – грузовая, верхняя из 3-х кабин – для экипажа, для сменного экипажа, для сопровождающего персонала грузов. Размер грузового отсека: длина 36,5 м, ширина 6,4 м. высота 4,4 м.
  • Крыло. Стреловидное, трапециевидное с поперечным изломом V и с круткой профиля по размаху. Конструкция по размаху из 2-х КЧК и центроплана. В поперечном сечении кессонная часть силовая, представленная продольными и поперечными наборами, ещё есть носовая и хвостовая. Кессоны и консольные части – это и топливные баки.
  • Оперение. Однокилевое, свободнонесущее, горизонтальное (2 консоли стабилизатора) и вертикальное (двухлонжеронные киль и руль).
  • Силовая установка. Четыре экономных двигателя Д-18Т установлены на пилонах в нижней поверхности крыла. Есть и 2 вспомогательных ТА-12 для обеспечения их работы над уровнем моря до 3,6 км (на аэродромах) до 9 (в воздухе), которые крепят в обтекателях шасси. Д-18Т включает в себя 15-ти ступенчатый компрессор, 6-ти ступенчатую турбину и камеру сгорания. Используется система управления компрессорами, воздушным перепуском. Система регулировки двигателя работает при помощи электроники, дозируя топливо, ограничивая допустимые показатели частоты вращения роторов и температуру газов тем, что автоматически переводит двигатель на пониженный режим работы.
  • Бортовое оборудование. Оборудование представляет собой комплекс, обеспечивающий всепогодные полёты по правилам в визуальном режиме (ПВП) и по приборам (ППП). Установлено 34 компьютера, объединённых в 4 системы:
    • Навигация.
    • Автопилот.
    • Дистанционное управление.
    • Контрольно-измерительное.
    • Есть интегрированная пилотажно-прицельно-навигационная система для навигации, определения скорости и высоты, ближняя радио и дальняя спутниковая связи, авто-радиокомпас. А также система боевого управления полётами, посадки, предупреждение опасного сближения в воздухе и с землёй TCAS 2000. В производстве самолёта применено много погрузочных механизмов, краны до 5 т., а также автоматические приборы и датчики контроля.

Технические характеристики

  • Экипаж: 8
  • Длина: 69,1 м
  • Размах крыла: 73,3 м
  • Высота: 21,08 м
  • Площадь крыла: 628 м²
  • Количество пассажиров: до 28
  • Грузоподъёмность: 120 000 кг
  • Масса пустого: 178 400 кг
  • Максимальная взлётная масса: 392 000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 212 350 кг (максимальная)
  • Двигатель: 4 × ТРДД Д-18Т
  • Тяга двигателя: 4 × 229,85 кН (23430 кгс)
  • Вспомогательная силовая установка: 2 × ГТД ТА-12

Летные характеристики Ан-124

  • Максимальная скорость: 865 км/ч
  • Крейсерская скорость: 800-850 км/ч
  • Практическая дальность с максимальным грузом: 4800 км
  • Практическая дальность с грузом 80т - 7500 ки
  • Практический потолок: 11 600 м

Модификации «Руслана»

В проектировании это было «Изделие 400». С 1987-го года поступил на вооружение как Самолет Ан-124 Руслан военно-транспортный. В 1992-м разрабатывается коммерческая гражданская модель Ан-124-100. Следующее изменение в конструкции связано с применением РЭО (радиоэлектронным оборудованием) – речь об Ан-124М, где количество членов экипажа снижено с 6-ти до 4 чел. Последней разработкой стал Ан-124-100М-150, где 150 является обозначением увеличенной грузоподъёмности до 150 т.

Где Россия может производить Ан-124 «Руслан»?

Уникальные разработки, будут продолжены на Ульяновском авиастроительном заводе АО «Авиастар-СП», там, где специализируются на производстве и обслуживании Ил-76, Ту-204. А в период 2000 – 2004 гг. предприятие выпускало и глубоко модернизировало Ан-124 «Руслан». История «Руслана» связана с катастрофой в Иркутске, когда самолёт упал на жилые дома, погибло 74 человека вместе с экипажем. В этой истории, сомнительного по доверию конца ельцинского периода – 1997-го года, когда у России не было государственности – ни старого СССР, ни нового РФ, есть много непонятного, перевозились 2 «Сушки», у серийного самолёта сразу отказали 3 двигателя. Как бы там ни было, а новые двигатели и модернизация были произведены, с тех пор самолёт крушений не терпел, и его надёжность стала лучше.

Преимущества Ан-124 «Руслан»

Главное преимущество 124-ых Ан-ов – это скорость и масштабы развёртывания армии, есть и другие – ещё не использован весь их потенциал для улучшения и превосходства. Быть независимым сегодня может только сильное государство, способное противостоять в военном и экономическом плане перед Англией-США и подконтрольным им Евросоюзом. Грозный американский флот переходит океан в течение недель, что не всегда позволяет решать поставленные военные задачи вовремя. Наличие боеспособной армии, которую можно моментально развернуть с помощью таких самолётов в любой точке мира – это право говорить «исключительной нации» слово «Нет». А если иметь ВТС в достаточном количестве, то это недорогой глобальный способ поиска действительно миролюбивых друзей для экономических и культурных связей и общей безопасности (прежде всего своей).

class="eliadunit">

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.