Транзит российского газа через Беларусь в Европу будет неуклонно снижаться. Даже если российско-украинские отношения в газовой сфере обострятся, Россия не сможет в качестве альтернативы поставок газа на европейский рынок воспользоваться белорусским коридором в полной мере.

Недавно СМИ радостно объявили, что «Газпром» в 2013 году установил рекордный объем транзита газа через Беларусь за последние лет. Действительно, в прошлом году 100%-ая «дочка» «Газпрома» – ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» увеличило транзит газа в Европу через территорию Беларуси до 48,8 млрд. куб. м – на 10,3% больше, чем в 2012 году. Заметим, что достигнут исторический максимум транзита по белорусскому участку российского газопровода Ямал-Европа – с 29 млрд. куб. м газа в 2012 году до 34,7 млрд. куб. м (+19,5%). А вот по участку газотранспортной системе ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (бывший «Белтрансгаз») транзит, напротив, снизился – с 15,3 млрд. куб. м в 2012 году до 14,1 млрд. куб. м в 2013 году.

По магистральным трубопроводам, проходящим по территории Беларуси, российский газ поставляется в Калининградскую область, Литву, Украину и Польшу (далее также в Германию и т. д.). Между тем, в среднесрочной перспективе Литва и Польша планируют снизить или даже вовсе отказаться от российского газа. Возможно также, что Калининградская область также может лишится российского газа.

Польша планирует отказаться от российского газа

Сейчас Польша потребляет 14 млрд. кубометров газа в год, при этом около 10 млрд. кубометров – это российский газ, остальное страна добывает самостоятельно. Пока «Газпром» – единственный физический поставщик газа в Польшу.

Еще недавно российская монополия с участием Польши собиралась увеличить объем поставки газа в Европу – реализовать проект Ямал-Европа-2. О соответствующем намерении В. Путин заявил в апреле 2013 года. Мотивация – стремление России повысить надежность газоснабжения Польши, Словакии и Венгрии. «Газпром» охотно поддержал идею, поскольку, получив ранее белорусскую трубу в собственность, теперь он мог бы по сути до самой границы Польши поставлять газ по газпромовской трубе. Фактически, как заметил тогда А. Миллер, это «безтранзитный газ».

«Газпром» сверстал планы, согласно которым объем поставок по Ямал-Европа-2 составит 15 млрд. куб. м газа, а сам проект предполагалось реализовать в 2018-2019 г. – после того, как будут запущены все 4 ветки газопровода «Южный поток». Само решение о строительстве Ямал-Европа-2 Россия собиралась принять осенью 2013 г.

Хотя Europol Gaz и «Газпром» вслед за заявлением В. Путина (5 апреля) поспешили подписать меморандум о строительстве газопровода Ямал-Европа-2 в 2018-2019 годах, спустя буквально две недели польский премьер Дональд Туск отправил в отставку министра госказны Миколая Будзановского (курировал ТЭК) за то, что тот не проинформировал правительство о готовящемся подписании данного меморандума.

Позже вице-премьер, министр экономики Польши Януш Пехочиньски заявил, что решение по проекту будет принято после подготовки ТЭО. Как было заявлено, Польша не желает быть заложником газовых споров между Россией и Украиной, хотя заинтересована зарабатывать на транзите газа.

Между тем, сам «Газпром» был нацелен на то, чтобы увеличить транзит газа через Польшу путем снижения украинских поставок – газовый монополист планировал построить вторую очередь газопровода Ямал-Европа в обход Украины и направить ее не в Германию, а в Словакию. Польша газпромовский сценарий не поддержала, о чем вице-премьер, министр экономики Польши Януш Пехочиньски заявил в феврале 2014 года. «Мы бы хотели, чтобы Ямал-2 был, но в таком виде, как планировалось, чтобы была вторая параллельная нитка до Берлина или до Германии», – отметил Я. Пехочиньски.

Он также прокомментировал сообщения о намерениях «Газпрома» проложить новую ветку в Европу в рамках проекта «Северный поток». «Это очередные империалистические планы в газовой энергетике. Русские уговаривают Европу увеличить зависимость от поставок. Это понятно – они соблюдают свой интерес, а Польша соблюдает свой», – заявил Я. Пехочиньски.

Одним из ключевых элементов обеспечения энергетической независимости польские власти объявили сланцевый газ. Согласно оценкам Геологического института Польши, запасы сланцевого газа в стране составляют от 345 до 768 млрд. куб. м. Такой объем может полностью удовлетворить потребности Польши в газе на 35-65 лет.

В январе 2014 года ирландская энергетическая компания San Leon Energy впервые смогла получить в Польше пробы долгосрочного и устойчивого потока сланцевого газа. Компания собирается продолжить бурение, считая потенциал проекта на севере Польши столь же значительным, как потенциал сопоставимых источников газа в США.

Каковы перспективы сланцевого газа в Польше, пока сказать трудно. Но правительство Польши готова содействовать его добыче с помощью налоговой политики. Чтобы заинтересовать компании в добыче сланцевого газа, Варшава планирует в 2015 году принять закон о налогообложении, в соответствии с которым налог на добычу сланцевого газа не будет взиматься до 2020 года.

Кроме того, в начале 2014 года нефтегазовый концерн PGNiG обнаружил крупное газовое месторождение на юге Польши – в Подкарпатском воеводстве на границе со Словакией и Украиной. Запасы газа оцениваются в несколько миллиардов кубометров. Добычу газа PGNiG планирует начать во второй половине 2015 года. Согласно предварительным прогнозам, в первый год эксплуатации добыча будет составлять 100 тыс. куб. м в сутки.

Сейчас Польша проводит либерализацию рынка в рамках Третьей газовой директивы Евросоюза, которая предусматривает разделение бизнеса по продаже и транспортировки газа.

В рамках этой программы в октябре 2010 года функции технического оператора польского участка Ямал-Европа от СП Europol Gaz (акционеры – «Газпром» и PGNiG) были переданы независимому от «Газпрома» оператору трубы – компании Gaz-System. Недавно эта компания официально объявила о возможности реверса газа в Польшу. Это стало возможно после ввода немецкой Gascade Gastransport GmbH газоизмерительной станции «Мальнов» на польско-немецкой границе. Реверс позволит Польше получать до 2,3 млрд. кубометров газа в год, а в случае если Россия вообще прекратит поставки газа – более 5 млрд. кубометров.

Согласно имеющимся планам, к 2020 году Польша планирует стать независимой от поставок природного газа из России.

Недавно правительство Польши также приняло программу по строительству двух АЭС до 2035 года. Согласно оценкам, представленным в программе, в польских условиях АЭС являются самым дешевым и надежным решением энергетических вопросов. В апреле 2013 года в Польше был проведен сравнительный анализ затрат на производство электроэнергии на атомных электростанциях, при сжигании угля и газа, а также из возобновляемых источников энергии, который подтвердил эти выводы.

Литва: ставка на СПГ

Пока «Газпром» остается единственным поставщиком газа в Литву. Эта страна потребляет ежегодно около 3 млрд. куб. м российского газа.

Сейчас Литва строит в Клайпеде терминал сжиженного природного газа (СПГ), что позволит снизить зависимость от российского газа. Строительство СПГ-терминала в Литве началось в 2011 году, а завершится в 2014 году. Литва изначально поставила задачу построить терминал быстро и с наименьшими расходами. Поэтому после изучения 15 вариантов было решено построиь его в виде плавучей станции на территории портовых сооружений терминала Klaipedos nafta.

Klaipedos Nafta получит в лизинг на 10 лет у норвежской компании Hoegh LNG корабль для хранения и регазификации СПГ. В Южной Корее строится специальный базовый танкер, через который будет проходить прокачка газа.

Для реализации проекта Литва построит не только сам терминал, но и проложит газопровод между городами Юрбаркас и Клайпедой (150 км). Также Литва проводит реформу газового сектора в рамках Третьей газовой директивы Евросоюза.

В Литве надеются, что строительство СПГ-терминала приведет также к снижению цены природного газа для литовских потребителей. Сейчас она одна из самых высоких в Европе – около 500 USD/тыс. куб. м.

Правда, поступать сжиженный природный газ из США в Литву сможет, скорее всего, примерно через год. Дело в том, что американские компании должны получить разрешения правительств на экспорт газа в страны, с которыми нет договоров о свободной торговле. Но Литва надеется, что Конгресс США примет поправки, которые уберут ограничения по экспорту газа в страны НАТО. Некоторые американские политики также считают, что в нынешней ситуации с таким решением нужно поторопиться, так как американский газ позволит снизить зависимость европейцев от российского газа.

Калининград: возможные альтернативы

Нет определенности с перспективами поставок российского газа в Калининградскую область, куда газ сейчас транспортируется через территорию Беларуси. Калининградская область потребляет 2,2 млрд. куб. м газа в год, который поступает по трубопроводу Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (мощность трубопровода – 2,6 млрд. кубометров в год).

Между тем, договор с Литвой на транзит газа в Калининградскую область действует до 2016 года. Каковы перспективы продления этого договора, эксперты пока не готовы сказать. В то же время России уже сейчас рассматривает альтернативные сценарии поставок в данный регион. В частности, обсуждается возможность строительства в области регазификационного терминала мощностью около 3 млрд. кубометров в год для поставок сжиженного природного газа. Предполагается, что этот терминал может заработать не ранее 2017 года.

В конечном счет, транзит российского газа через Беларусь в ближайшие годы будет снижаться не только в направлении Европы, также может опустеть труба в направлении российского анклава.

Слона-то мы и не приметили, да ещё какого слона – белорусского! Чуть ли не как сенсацию подавали в прессе предложение, которое сделал главе «Газпрома» Алексею Миллеру президент Белоруссии Александр Лукашенко – заменить украинский газовый транзит белорусским.

А ведь и правда: зачем гнать голубое топливо в Европу через ставшую не слишком-то дружественной Украину, рискуя деньгами и репутацией поставщика, когда рядом есть лояльные партнёры по союзному государству с хранилищами и газотранспортной системой? А вопрос-то на самом деле непраздный: многие знают на него ответ, да только признаться стесняются.

Говорят, что-де «белорусский поток» ничего не решит. Мол, всё равно белорусская граница упирается в Польшу, а поляки могут ставить нам палки в колёса точно так же, как и украинцы. Да и, помнится, руководство Речи Посполитой всегда подчёркивало, что не станет приветствовать строительство газопровода в обход Украины. Всё так, да не так. Во-первых, воровать газ из газотранспортной системы по украинским неписаным правилам поляки едва ли смогут. Над Варшавой, не в пример Киеву, есть Брюссель. Так что Польша – она не сама по себе и самоуправствовать, как Украина, станет едва ли. А во-вторых, польская политическая элита во главе с президентом Дудой одинаково, так скажем, не празднует и русских, и украинцев. Разглагольствуя о том, что лишать Киев транзитных возможностей очень плохо, политический класс Варшавы не собирается отстаивать украинские экономические интересы. Для него не имеет значения, откуда пойдёт газ – из Украины или из Белоруссии, главное, чтобы побольше да подешевле.

Помнится, несколько лет назад Лукашенко уже предлагал Миллеру выстроить вторую нитку газопровода Ямал – Европа через Белоруссию, выразив при этом недоумение касательно решения «Газпрома» тащить новый газопровод в Европу по дну Балтики. И правда, зачем деньги транжирить, если в союзном государстве есть готовые мощности по перекачке газа? Кто не в курсе: в 90-х Россия собиралась построить через Белоруссию две ветки газопровода, но в итоге построила только одну. Зато все необходимые объекты инфраструктуры соорудили тогда под две нитки. Кстати, вся газотранспортная система Белоруссии нынче находится не в белорусской, а в газпромовской собственности. Итак, вопросы: почему Украину предпочли Белоруссии и что нам мешает изменить эти странные предпочтения сейчас?

Дело, как вы уже могли догадаться, в деньгах. В Белоруссии чиновники практически не воруют – им страшно. Коррупционные риски в стране, по сути, сведены к нулю. Да и сам проект «белорусского потока» не такой масштабный, как, скажем, «южный поток». Много не хапнешь. В общем, не привлекателен этот проект был, вероятно, нечего красть. Ну а сейчас, в новых условиях, когда важна уже не только маржа – сохранить бы европейских покупателей и свою репутацию поставщика! – «белорусский транзит» обретает привлекательные черты. Впрочем, по слухам, в «Газпроме» не оставляют попыток договориться по-хорошему с Киевом: как витиевато сказал Миллер, «думаю, что подходы к определению величины скидки могут быть декларированы». В общем, «белорусский транзит» сам по себе и неплох, но…

Да и кстати: до 2020 года ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» намеревается построить и ввести в эксплуатацию новые мощности Мозырского и Прибугского подземных хранилищ газа в Гомельской и Брестской областях. А почему бы новые хранилища и заводы по производству сжиженного газа не начать строить в России?

МНЕНИЕ

Анатолий НЕСМИЯН, политолог:

– Казалось бы, отчего самый логичный вариант «белорусского транзита» в Европу не рассматривался «Газпромом» ранее, а возник только сейчас, когда все предыдущие проекты «потоков» с треском лопнули? Видимо, потому, что проекты эти несли в себе дополнительную коррупционную составляющую, а в случае с Лукашенко её размер существенно сократился бы. А в чём тогда выгода газпромовских менеджеров и подконтрольных им структур, если нельзя «освоить» бюджет? Тем не менее белорусский газовый маршрут в Европу, кажется, стал последним из возможных вариантов. Только не слишком ли поздно? Впрочем, у Минска тоже имеется свой интерес. Увеличение пропускной способности белорусского маршрута означает не только строительство новой трубы, но и создание дополнительной инфраструктуры поставок – подземных газовых хранилищ, компрессорных станций. Белоруссия, естественно, выигрывает, хотя бы за счёт увеличения транзитной платы.

Россия намерена проложить через территорию Беларуси вторую ветку газопровода «Ямал-Европа-2», что позволит увеличить транзитные мощности поставок в Польшу, Словакию и Венгрию. Выгоден ли этот проект Беларуси?

Транзит, который мы потеряли

Вторая ветка газопровода «Ямал -Европа» может быть введена в строй в 2018-2019 годах. Планируется, что по ней будет прокачиваться 15 млрд куб. м газа в год. «Газпром» не только увеличит объемы экспорта газа в Центральную Европу, но и сократит издержки при его транспортировке.

А вот Беларуси, по словам экономиста Льва Марголина , особой выгоды вторая ветка газопровода не принесет.

Когда «Белтрансгаз» был белорусским, он как оператор получал деньги за транзит. А сейчас за транзит мы деньги не получаем, берем лишь незначительную арендную плату за используемую территорию. Так что большой выгоды здесь нет, - отмечает эксперт.

До продажи «Белтрансгаза» Лукашенко, по словам эксперта, «буквально умолял Россию построить вторую ветку газопровода». Тогда «Газпром» на это не пошел. Сейчас же, когда белорусский оператор у них в руках, дополнительный маршрут транспортировки газа, по мнению экономиста, позволит и оптимизировать возможные финансовые потоки, и стать рычагом давления на Украину.

Ведь речь идет об улучшении обеспечения газом тех стран Центральной Европы, до которых «Северный поток» не доходит. Их обеспечивали через Украину, хотели это делать через Беларусь, но не позволяли мощности. А после подключения второй нитки украинский маршрут можно будет полностью ликвидировать, - подчеркивает эксперт.

Лев Марголин полагает, что сейчас этот проект выгоден как России, так и Польше, которая какое-то время артачилась по поводу его возможной реализации.

Россия – поставщик, а Польша - транзитер, получающий солидные деньги. При увеличении объемов транзита Польша будет зарабатывать больше денег, поэтому я не вижу причин для препятствования, кроме идеологических. С чисто экономической точки зрения полякам это только выгодно, - подчеркивает эксперт.

Хватит ли у России газа на всех?

Политолог Валерий Карбалевич уверен, что при реализации Россией упомянутого проекта Беларусь не останется сторонним наблюдателем.

- Лукашенко давно лоббировал этот проект, потому что транзитное государство - это и определенный геополитический вес, и деньги. Другое дело, когда этот проект будет реализован и будет ли реализован вообще, - задается вопросом аналитик.

Эксперт напоминает: Россия решила строить обходные газопроводы (как, кстати, и нефтепроводы), чтобы иметь свободу маневра и не зависеть от капризов транзитных государств: Беларуси и Украины.

После окончания реализации проектов «Северный поток» и «Южный поток» Россия будет иметь полную свободу действий и не будет зависеть от транзитных государств.

Хотя я сомневаюсь, хватит ли на всех у России газа. Не будет ли переключен этот газ на Восток, на Китай? Не будет ли этот газ в Европе заменен сланцевым газом, сжиженным газом? Так что возникает много вопросов, тем более что этот проект отодвигается на 2018-2019 год, так что пока можно давать только предварительные оценки, - подчеркивает Валерий Карбалевич.

Александр Лукашенко предложил «Газпрому» увеличить объемы транзита газа через территорию Белоруссии. «Мы готовы предоставить возможности для «Газпрома», если это нужно, если в этом есть потребности Европы», — заявил белорусский президент в ходе встречи с главой газовой монополии Алексеем Миллером, состоявшейся в пятницу.

«Это не чужая для вас страна, не чужая для вас земля. Мы всегда будем делать то, что выгодно для российских компаний, а значит, и для России», — подчеркнул Лукашенко.

Также белорусский президент отметил, что реализация проекта многофункционального комплекса «ГазпромЦентр» ведется по графику — как раз в пятницу Лукашенко и Миллер заложили капсулу на месте будущего строительства (район Национальной библиотеки в Минске). Основным зданием комплекса станет 180-метровый остекленный небоскреб.

«Вы даже не сомневайтесь, на вас никто никогда не покажет пальцем за то, что вы начали это строительство примерно на четверть миллиарда долларов, — сказал Лукашенко. — Это огромные вложения, даже для «Газпрома», и в непростые времена».

При этом ранее глава «Газпром трансгаз Беларусь» Владимир Майоров называл сумму в $500 млн.

Белоруссия — второй по объемам (после Украины) транзитер российского газа в Европу. По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в прошлом году через белорусскую территорию было поставлено 45 млрд кубометров газа, что составило порядка 30% от общих транзитных объемов. На Украину пришлось чуть более 40% транзита (по данным «Укртрансгаза», через украинскую территорию в прошлом году было поставлено 62,2 млрд кубометров).

Россия в последнее время неоднократно заявляла, что по истечении транзитного контракта с Украиной (он действует до конца 2019 года) транзит через эту страну прекратится.

Россия считает Украину ненадежным транзитером, и для того, чтобы нивелировать транзитные риски, а также заместить выпадающие транспортные мощности, инициировала сразу два проекта газопроводов — «Турецкий поток» и «Северный поток — 2».

Максимальная мощность первой трубы должна составить 63 млрд кубометров в год, сейчас Россия как раз обсуждает с Турцией, сколько веток газопровода будет проложено. «Турецкий поток» должен быть проложен по дну Черного моря и территории Турции до турецко-греческой границы. Дальше страны Европы должны сами строить необходимую инфраструктуру. «Северный поток — 2» будет проложен параллельно уже действующему «Северному потоку» (через Балтийское море до Германии), его мощность составит 55 млрд кубометров.

Белоруссия уже не в первый раз предлагает России увеличить транзит газа. В последний раз подобное заявление делал в октябре прошлого года первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Тогда он говорил, что поставки возможно нарастить на 8-9 млрд кубов.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин говорит, что есть возможность увеличить подачу газа в газопровод «Брест-Варшава», но это будет лишь 1-2 млрд кубометров, кроме того, эти объемы могут быть использованы для дальнейших реверсных поставок из Польши на Украину.

«Также можно при помощи лупинга (прокладка параллельных труб) увеличить поставки по газопроводу «Ямал-Европа»(именно по нему российский газ поступает через Белоруссию в ЕС) — газ пойдет через Белоруссию и Польшу в Германию, — рассказывает Корчемкин. — Также часто обсуждаемый вариант — строительство газопровода «Кобрин - Велке Капушаны» из Белоруссии через Польшу в Словакию (в обход Украины)». Для заполнения этой трубы могут быть использованы незагруженные мощности газопровода «Торжок-Минск-Иванцевичи».

Однако, по словам Константина Симонова, увеличить прокачку через белорусскую территорию невозможно, не строя новых труб. «Резервов для наращивания белорусского транзита нет, в прошлом году имеющиеся мощности были использованы максимально», — поясняет эксперт.

Нехватку трубопроводов отмечает и президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.

«Беларусь пытается оттянуть на себя часть объемов выпадающего украинского транзита, — говорит эксперт Фейгин. — Возможно, подразумевается возрождение проекта «Ямал — Европа — 2».

О строительстве трубы, параллельной действующему газопроводу Ямал — Европа (именно по нему российский газ поступает через Белоруссию в ЕС), говорят уже много лет, ее мощность должна была составить не менее 15 млрд кубометров. Однако проект фактически заблокировала Польша, через которую должен был проходить новый газопровод. Еще в апреле текущего года источники «Газеты.Ru» сообщали, что ведутся российско-белорусские переговоры по поводу реализации второй очереди трубы Ямал — Европа. Тогда стоимость проекта оценивалась $5,5-6 млрд. Из которых $2-2,5 млрд пришлось бы потратить на прокладку труб в Белоруссии.

«Но проект опять придется согласовывать с Польшей, которая, в свою очередь, будет консультироваться по этому вопросу с США», — предупреждает Фейгин. А Евросоюз, как и Штаты, заинтересован в сохранении украинского транзита.

Константин Симонов полагает, что строить новую трубу через Белоруссию для России смысла нет даже не из-за возможного противостояния Европы и Америки.

«Стран-транзитеров должно быть как можно меньше, — говорит глава ФНЭБ. — При этом не следует забывать, что Лукашенко, хоть и союзник Кремля на данном этапе, но не является его вассалом и всегда ведет свою игру».

Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев указывает, что к предложению Александра Лукашенко увеличить объем транзита российского газа в Европу через территорию Белоруссии приложил руку сам «Газпром». «В четверг после девятидневного планового технического обслуживания был перезапущен «Северный поток», — напомнил Касаев.

«В отличие от предыдущих лет на этот раз «Газпром» принципиально не стал интенсифицировать транзит «голубого топлива» через Украину. Однако была по максимуму загружена магистраль «Ямал-Европа» и сокращена закачка сырья в европейские подземные хранилища», — указывает эксперт. — «Газпром» выносит Украину за скобки и добровольно увеличивает транзит через Белоруссию, а она, в свою очередь, демонстрирует надежность поставок в Европу».

И в этом случае Европа и Украина формально не могут упрекнуть «Газпром». «Поскольку предложение прозвучало из уст Александра Лукашенко, а не его российского коллеги Владимира Путина», — отмечает Касаев.

Транзит газа в Калининградскую область через Литву был временно приостановлен. Сейчас регион получает ресурс с помощью СПГ-терминала. Портал Baltnews.lt обсудил с публицистом, журналистом Анатолием Вассерманом произошедшие изменения.

Что случилось

Глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что был временно остановлен транзит газа в Калининградскую область через Литву. Сейчас российский регион получает газ с помощью СПГ-терминала.

«Полностью отключена система поставок газа через магистральный газопровод Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград, и газоснабжение Калининградской области в текущий момент полностью осуществляется через приемный морской терминал», – цитирует Миллера .

Морской терминал по приему природного газа, а также плавучую регазификационную установку «Маршал Василевский» ввели в эксплуатацию во вторник, 8 января. Судно перевозит СПГ, его емкость составляет 174 тысячи кубометров. Также оно выполняет регазификацию, то есть переводит СПГ из жидкого состояния в газообразное.

Что это значит

Публицист, журналист Анатолий Вассерман в разговоре с Baltnews.lt выделил три важнейших составляющих события. Первый – отработка технологий сжижения газа на терминале в недавно построенном порту «Усть-Луга»:

«Это позволит снабжать север Европы российским газом в экономически выгодном варианте. Дело в том, что перевозка сжиженного газа всегда будет существенно дороже, чем перекачка того же объема газа по трубам. Поэтому выгоднее прокачать газ до «Усть-Луги», а там его сжижать только для перевозок на меньшее расстояние».

Второй момент – новый виток обеспечения независимости Калининградской области:

«Обеспечивается независимость Калининградской области от капризов литовских политиков. Напомню, кстати, что сейчас поездки по железной дороге в Калининградскую область требуют получения визы фактически. То есть гражданам РФ выдается упрощенная виза, а гражданам других стран приходится оформлять полноценную транзитную визу.

Литва отказалась предоставлять поездам, идущим в Калининградскую область экстерриториальный статус, хотя юридически и технически это очень несложно, но политически Литва не могла упустить редкий способ как-нибудь напакостить Российской Федерации. Поэтому сейчас развиваются паромная переправа через Балтику, развивается авиационное сообщение. Аэропорт «Храброво» изрядно усовершенствовали к чемпионату мира по футболу».

Таким образом, благодаря новому терминалу, отмечает Анатолий Вассерман, был достигнут еще один аспект независимости как Калининградской области, так и в целом России «от капризов литовских политиков»:

«Вроде, скажем, нынешнего президента Дали Поликарповны Грибовской, пытающейся возместить свое комсомольское прошлое – судя по многим данным, не только комсомольское, но и работу в качестве агента Госбезопасности – путем демонстративной антирусской деятельности. Насколько я могу судить, эти самые перевозки сжиженного газа, хотя и менее выгодны, чем прокладка газопровода, но поскольку газопровод в Калининград прошел бы через экономические зоны балтийских республик, то проложить его сейчас политически практически невозможно. Так что мы смогли лишний раз доказать, что серьезно ограничить нас они не могут».

Есть также третий момент, который Вассерман назвал «дополнительным бонусом».

«Насколько мне известно, Литва получала за прокачку нашего газа по своей территории достаточно заметные по их масштабам деньги. Теперь им лишний раз напомнили, что русофобия – это очень дорогое удовольствие», – резюмировал эксперт.