В современных условиях управление системой обеспечения финансовой безопасности предприятий осуществляется через механизм управления финансовой безопасностью предприятия. Стабильность работы предприятий зависит от эффективности механизмов обеспечения и управления финансовой безопасностью субъектов хозяйствования. Механизм обеспечения финансовой безопасности предприятий является частью механизма управления, а механизм управления финансовой безопасностью предприятий - это часть системы обеспечения финансовой безопасности предприятий. Ряд подходов к освещению финансовой безопасности субъектов хозяйствования под разным углом зрения ученых-экономистов не в полной мере определяют механизм обеспечения финансовой безопасности предприятий, так и до сих пор отсутствует системное понимание механизма обеспечения финансовой безопасности с учетом временной пространственной конфигурации могут привести к снижению результативности механизма обеспечения финансовой безопасности предприятия с потерями аспекта возможностей по изменению внешней среды и не вовремя адаптацией к его модификации. Определение механизма обеспечения финансовой безопасности предприятий невозможно без применения различных методов, подходов к управлению финансовой безопасностью предприятий. Управление финансово-экономической безопасностью на уровне государства исследовали И. Иванова. А. Кириченко, В. Вернут, А. Сухоруков.

Так, управление безопасностью на макроуровне занимался А.И. Сухоруков и считал, что проблемы экономической безопасности обостряются в условиях открытой экономики. Основными задачами государства является выявление угроз, измерения уровня их опасности, реализация адекватных мер по предупреждению и устранению угроз, а также негативных последствий Их влияния. Чтобы предотвратить финансовый опасности необходимо "осуществлять тщательный мониторинг традиционных проблем, а также изучать проблемы, возникающие из-за усиления процессов реформирования национальной экономики, регионализации и глобализации мировой экономики, интернационализации финансовых потоков".

Национальная безопасность государства регулируется системой права, законов политической экономии и политологии, тесно связана с категориями территориального единства и неприкосновенности, агрессии и принуждения, экономической независимости и экономического суверенитета и тому подобное. В то же время, национальная безопасность государства может рассматриваться как подсистема международной экономической безопасности.

Объектами национальной безопасности государства являются: человек и гражданин - их конституционные права и свободы; общество - его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные и материальные ценности, информационное и окружающую природную среду и природные ресурсы; государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность.

Эффективность правового воздействия на обеспечение управления системой финансовой безопасности зависит от действующей системы правовых норм: международной экономической системы; национальной безопасности общества; государственной экономической и финансовой безопасности; финансовая безопасность предприятия, (рис. 6.7)

Рис. 6.7. Нормативно-законодательное регулирование по обеспечению финансовой безопасности в Украине.

Существует много подходов к механизму обеспечения финансовой безопасности предприятия.

Так, Н.Н. Пойда-Носик считает, что механизм обеспечения финансовой безопасности предприятия должна охватывать вопросы диагностики, выбора оптимальных финансовых рычагов и методов, а также обязательный контроль за финансовой деятельностью предприятия.

1.1. Биломистна, В.Е. Хоречко считают, что главной составляющей финансового механизма является контроль.

Т.В. Клименко предлагает для построения механизма обеспечения финансовой безопасности предприятия относить элементы: объекты, субъекты, угрозы, финансовые интересы, принципы, инструментарий (методы, критерии и индикаторы, финансовые рычаги, инструменты), нормативно-правовое и информационное обеспечение.

По мнению Ю.Б. Лавровой, в основе механизма обеспечения финансовой безопасности предприятия находится системное сочетание определенных инструментов, методов, рычагов и информационно-аналитическое обеспечение, создаваемых на базе принципов обеспечения финансовой безопасности, объективно существуют как экономические закономерности, а также производятся субъектами управления экономической безопасности предприятия для достижения и защиты финансовых интересов последнего.

На сегодняшний день, в условиях неопределенности, кроме оценки финансовой безопасности предприятия необходимо осуществлять еще и управления ею, которое должно осуществляться комплексно и систематизированы на основе сбора информации, обработки, обобщения, мониторинга, контроллинга, осуществление ряда превентивных мер.

Поэтому, ряд отечественных ученых рассматривают не только механизм обеспечения финансовой безопасности предприятий, но и механизм управления этим сложным процессом. Составляющей механизма обеспечения механизм управления финансовой безопасностью предприятий.

А.В. Раевнева рассматривает не только обеспечение, но и механизм управления развитием предприятия и считает, что он является "более активной частью системы управления, обеспечивает возможность целенаправленного развития предприятия и представляет собой совокупность средств управления, которые включают инструменты и рычаги, отвечающие ориентирам, предполагаемым последствиям, критериям выбора и оценки, ограничением и требованиям процесса развития предприятия с учетом определенной стадии цикла его развития; организационных и экономических методов управления, представляющие собой способы, приемы и технологии приведения в действие и использования средств управления ".

И. Иванова выдвигает следующие стратегии финансового контроля: система целей, направлений, задач, инструментов и мер, которые в сочетании должны обеспечивать практическое выполнение поставленной цели. Необходимо создать механизм противодействия угрозам извне. Система государственного финансового контроля должна основываться на внутреннем контроле и управлении предприятием.

По мнению Ю.Г. Кима, место управления финансовой безопасностью в общей иерархической системе управления безопасностью предприятий следующее: управление безопасностью предприятия, управления экономической безопасностью предприятия, управление финансовой безопасностью предприятия.

Управление финансовой безопасностью как составной части экономической безопасности предприятия, зависит от обоснованного использования методов оценки ее уровня как базы и инструмента контроля и задачи ориентиров для планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Л.В. Шостак, А.А. Идите считают, что механизмы управления финансово экономической безопасностью предприятия необходимо рассматривать как защиту от существующих различных угроз. Объектом системы обеспечения финансовой безопасности выступает стабильное финансовое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые. А.П. Мищенко считает, что управление финансами предприятий должно осуществляться на основе абсолютных и относительных величин. Он подчеркивает, что показатели входной информации, на которой должно основываться процесс

стратегического управления и планирования системы финансовой безопасности предприятий.

Под механизмом управления финансово-экономической безопасностью можно рассматривать совокупность состояний и процессов, составляющих управления по противодействию опасностям, угрозам и рискам. Как компоненты этого механизма следует рассматривать принципы, методы, функции управления, систему управления и принятия управленческих решений.

В состав механизма управления финансовой безопасностью предприятия относят такие элементы (составляющие): совокупность финансовых интересов предприятия, функции, принципы и методы управления, организационную структуру, управленческий персонал, технику и технологии управления, финансовые инструменты, критерии оценки уровня финансовой безопасности.

В.И. Грушко, Л.А. Кошембар, С.М. Лаптев подходят к механизму управления финансовой безопасностью предприятия с точки зрения оптимизации налогообложения, поскольку "механизм совершенствования системы финансовой безопасности субъектов хозяйствования, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности, возможен только в контексте определения основных изменений состава и структуры налоговой системы страны" .

Ο.Λ. Кириченко считает, что механизм управления финансовой безопасностью предприятия - это совокупность органов управления всех уровней предприятия, действующего на базе нормативно-правовых документов, технических средств обеспечения процесса управления, организация формальных и неформальных взаимоотношений между внутренними субъектами управления в процессе планирования и проведения мероприятий по противодействию внутренним и внешним угрозам.

Е.П. Картузов считает, что элементами механизма управления финансовой безопасностью предприятий является анализ, система индикаторов (показателей финансовой деятельности предприятия), организационной структуры, которая занимается финансовой деятельностью, финансовых инструментов и технологий, организационных, экономических, социально-психологических и правовых методов управления.

Б. Андрушкив, Ю.Я. Волк, П.Д. Дудкин, Н.Б. Кирич, Л.Я. Малюта, Т.Л. Мостенська, А.А. Сороковский, И.П. Сивчук, 1.1. Стойко не выделяют финансовую безопасность как отдельную категорию, поэтому подходят комплексно к управлению безопасностью предприятия с точки зрения экономической безопасности предприятия. Они считают, что "механизм управления безопасностью предприятия является объективной последовательностью действий по обеспечению экономической безопасности предприятия. [С, с. 78-79]

Управление обеспечением финансовой безопасности органично входит в общую систему управления безопасностью предприятия, представляя собой важнейшую его функциональную подсистему, которая обеспечивает реализацию управленческих решений преимущественно в финансовой сфере его деятельности.

На рис. 6.8. определено место управления системой финансовой безопасности в системе управления безопасностью предприятия.

Рис. 6.8. Место управления системой финансовой безопасности в системе управления безопасностью предприятия

Совокупность объекта и субъекта управления в деятельности служб экономической безопасности предприятия формирует систему управления, которая включает: механизм управления (цели, функции, задачи, принципы и методы); совокупность организационных структур управления (типы субъектов обеспечения безопасности, виды организационных структур управления, уровни управления, персонал и т.д.); процессы обеспечения финансовой безопасности как действия и взаимодействия элементов механизма и структур управления с помощью планов поддержки финансовой безопасности, специальных решений по ситуационным, нестандартным проблемам и т. д.). Эффективность управления финансовой безопасностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, отраженных на рис. 6.9.

Рис. 6.9. Основные принципы управления финансовой безопасностью предприятия

1. Системность построения - принцип, в котором определяется, что управление финансовой безопасностью предприятия должно осуществляться системно. Должна быть четкая идентификация и взаимосвязь целей, задач управления, объектов и субъектов, выбор эффективных механизмов реализации принятых управленческих решений.

2. Интегрированность с общей системой финансового менеджмента - отражает интегрированность управления финансовой безопасностью предприятия с другими системами управления его финансовой деятельностью.

3. Ориентированность на стратегические цели финансового развития предприятия - тактические цели предприятия не должны противоречить стратегическим целям. Реализация этого принципа должна реализовываться с учетом финансовой философии предприятия, которая определяет главные стратегические параметры финансового развития предприятия и формирования системы защиты его приоритетных финансовых интересов.

4. Комплексный характер управленческих решений, которые формируются - управление финансовой безопасностью предприятия должно рассматриваться как комплексная управленческая система, которая обеспечивает взаимозависимость сбалансированных управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в защиту финансовых интересов предприятия от внутренних и внешних угроз.

5. Высокий динамизм управления - при управлении финансовой безопасностью предприятия необходимо быстро реагировать на изменение внешней и внутренней среды на каждой стадии жизненного цикла развития предприятия. В процессе развития субъекта производственно-хозяйственной деятельности может меняться система его приоритетных финансовых интересов.

6. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений - подготовка каждого управленческого решения в сфере обеспечения финансовой безопасности предприятия должна иметь альтернативные варианты решений. Подбор того или иного альтернативного решения в конкретной ситуации масс базироваться на системе критериев, определяемых финансовой философией, финансовой стратегией или конкретной финансовой политикой обеспечения защиты финансовых интересов предприятия. Система таких критериев устанавливается предприятием самостоятельно.

7. Адекватность реагирования на отдельные угрозы финансовым интересам - система финансовых механизмов, которая используется предприятием по нейтрализации угроз финансовым интересам связана с затратами финансовых ресурсов. Уровень этих расходов находится в прямой зависимости от количества и масштабов использования таких механизмов. Нейтрализация угроз предприятию должна происходить в зависимости от реально существующих угроз и необходимости в их нейтрализации.

8. Адаптивность системе финансовой безопасности, которая формируется - система финансовых механизмов по нейтрализации угроз финансовым интересам предприятия должна обеспечивать необходимый уровень гибкости управления его финансовой безопасности.

9. Эффективность принимаемых решений - оценка эффективности принятых решений связанных с обеспечением финансовой безопасности достигается путем сопоставления уровня достижения финансовых интересов и объема затрат финансовых ресурсов по альтернативным вариантам управленческих решений.

10. Законность управленческих решений, которые принимаются - вся система получения необходимых информационных данных, а также механизмов обеспечения защиты финансовых интересов от различных угроз должна носить легитимный характер. Рассмотрены принципы являются основой организации системы управления финансовой безопасностью предприятия.

Таблица 6.4.

Задачи управления финансовой безопасностью предприятия, которые характеризуют его приоритетные финансовые интересы

1. Рост уровня доходности собственного капитала (уровня финансовой рентабельности)

1. Финансовое обеспечение роста суммы чистой прибыли предприятия

2. Формирование необходимого объема финансовых ресурсов предприятия из внутренних и внешних источников

3. Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

4. Высокий уровень инвестиционной активности и эффективности инвестиций

4. Обеспечение необходимого объема и уровня эффективности инвестиций

5. Обеспечение снижения финансовых рисков

6. Обеспечение своевременного введения в практику финансовой деятельности предприятия современных технологий и организационных систем управления

7. Быстрое и эффективное преодоление препятствий, которые возникают в кризисных финансовых ситуациях

7. Обеспечение быстрого и эффективного выхода предприятия из финансового кризиса

Для более эффективного управления финансовой безопасностью отдельного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать его отдельные особенности, принадлежность к конкретной отрасли, административно-территориальной единицы.

Схему взаимосвязи финансовой безопасности предприятия и его финансового состояния приведены на рис. 6.10.

Рис. 6.10. Схема взаимосвязи финансовой безопасности предприятия и финансового состояния

В рамках системы финансовой безопасности предприятия объекты управления конкретизируются в разрезе отдельных задач этого управления, обеспечивающих защиту конкретных финансовых интересов.

Систематизация основных объектов управления финансовой безопасностью предприятия представлена в таблице 6.5.

Таблица 6.5.

Систематизация объектов управления финансовой безопасностью предприятия в разрезе основных его задач

Задачи управления финансовой безопасностью предприятия

Объекты управления финансовой безопасностью предприятия

Обеспечение роста суммы чистой прибыли предприятия

прибыль предприятия

Формирование необходимого объема финансовых ресурсов предприятия из внутренних и внешних источников

Источники формирования финансовых ресурсов предприятия; структура капитала предприятия

Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

Денежные потоки предприятия

Обеспечение необходимого уровня эффективности инвестиций

Реальные инвестиции предприятия; финансовые инвестиции предприятия

Обеспечение снижения финансовых рисков предприятия

Финансовые риски предприятия

Обеспечение своевременного внедрения инновационных технологий и организационных систем управления

Финансовые инновации предприятия

Обеспечение быстрого и эффективного выхода предприятия из финансового кризиса

Финансовый кризис предприятия

Управление финансовой безопасностью предприятия как управленческой системой характеризуется наличием и определенностью субъектов управления.

Таблица 6.6.

Основные функции управления финансовой безопасностью предприятия

Функции управления финансовой безопасностью предприятия как управляющей системой

Функции управления финансовой безопасностью предприятия как специализированной системой менеджмента

1.Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих альтернативные управленческие решения

1. Разработка стратегии обеспечения финансовой безопасности предприятия

2. Анализ финансовой безопасности предприятия

2. Управление рентабельностью предприятия

3. Планирование финансовой безопасности предприятия

3. Управление формированием финансовых ресурсов предприятия

4. Разработка действий системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в сфере обеспечения финансовой безопасности предприятия

4. Управление финансовой стабильностью предприятия

5. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в сфере финансовой безопасности предприятия

5. Управление инвестиционной активности.

6. Управление финансовыми рисками.

7. Управление финансовыми инновациями.

8. Антикризисное финансовое управление.

В функции управления финансовой безопасностью предприятия как управляющей системы:

1. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих альтернативные управленческие решения. Определение потеребить в объеме и содержании информации, обработка внутренней и внешней информации, мониторинг информационных потоков предприятия.

2. Анализ финансовой безопасности предприятия. Проводится анализ финансовой безопасности предприятия, его структурных подразделений и отдельных хозяйственных операций.

3. Планирование финансовой безопасности предприятия. Разработка краткосрочных и долгосрочных планов обеспечения финансовой безопасности предприятия. Основой планирования является разработка стратегии.

4. Разработка действий системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в сфере обеспечения финансовой безопасности предприятия. Формирование системы стимулирования и санкций финансовыми менеджерами по завершению выполнения задач по обеспечению экономической безопасности предприятия.

5. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в сфере финансовой безопасности предприятия. Создание системы внутреннего контроля на предприятии, определение системы контрольных показателей и контрольных периодов.

В функции управления финансовой безопасностью предприятия как специализированной системой менеджмента:

1. Разработка стратегии обеспечения финансовой безопасности предприятия. Формирование системы краткосрочных и долгосрочных целей в сфере защиты финансовых интересов предприятия, определяются задачи обеспечения экономической безопасности предприятия. Стратегия обеспечения экономической безопасности предприятия рассматривается как составляющая общей стратегии предприятия.

2. Управление рентабельностью предприятия. Рост суммы чистой прибыли на единицу использования собственного капитала. Оценивается уровень рентабельности предприятия по отношению к средней нормы доходности капитала на финансовом рынке, выявление резервов повышения суммы чистой прибыли предприятия в перспективном периоде.

3. Управление формированием финансовых ресурсов предприятия. Определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения его развития, конкретизируется структура источников их формирования.

4. Управление финансовой стабильностью предприятия. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе его развития, оптимизация структуры капитала и активов предприятия, сбалансированность отдельных видов денежных потоков.

5. Управление инвестиционной активностью. Оценивается уровень инвестиционной привлекательности отдельных проектов и финансовых инструментов, формируется инвестиционная программа предприятия.

6. Управление финансовыми рисками. Выявляются основные финансовые риски, присущие конкретному предприятию, осуществляется оценка уровня реализации этих рисков и связанных с ним потерь, формируется система действий по минимизации рисков.

7. Управление формированием финансовых ресурсов предприятия - определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения его развития, конкретизируется структура источников их формирования.

8. Антикризисное финансовое управление. Осуществляется мониторинг финансового состояния предприятия, для того, чтобы своевременно диагностировать симптомы финансового кризиса, оказываются масштабы кризисного состояния предприятия, определяются формы и методы использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием.

Таблица 6.7.

Систематизация основных внутренних механизмов управления финансовой безопасностью предприятия в разрезе его приоритетных финансовых интересов

Приоритетные финансовые интересы предприятия

Основные внутренние механизмы обеспечения финансовой безопасности предприятия

1. Рост уровня доходности собственного капитала

1 .финансово леверидж

2. Минимизация средневзвешенной стоимости

капитала

2. Достаточность финансовых ресурсов, которые формируются на всех этапах развития предприятия

1. Выбор эффективного механизма амортизации активов.

2. Привлечение необходимого количества ссудного капитала.

3. Финансовая устойчивость предприятия в процессе его развития

1. Оптимизация структуры капитала.

2. Оптимизация структуры активов.

4. Высокий уровень инвестиционной активности

1. Оптимизация программы реальных инвестиций

2. Оптимизация портфеля финансовых инвестиций

5. Эффективная нейтрализация финансовых рисков

1. Исключение рисков.

2. Диверсификация.

3. Хеджирование

4. розпридилення рисков

6. Высокий инновационный уровень финансовой деятельности предприятия

1. Внедрение современных финансовых инструментов и технологий.

2. Внедрение эффективных организационных систем

7. Быстрое и эффективное преодоление кризисных финансовых ситуаций на предприятии

1. Реструкторизация задолженности в процессе санации предприятия

2. Реорганизация предприятия

Итак, механизм управления финансовой безопасностью предприятия - это совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений по обеспечению защиты его финансовых интересов от различных угроз.

технологии обеспечения

информационно-финансовой

безопасности

В. В. МАКАРОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генеральный директор ФГУП «лОНИИС»

Ю. О. колотов,

кандидат экономических наук, начальник планово-экономического отдела ФГУ «Краснодарский ЦСМ»

Независимая финансово-экономическая политика государства предполагает выделение финансовой безопасности в отдельную приоритетную составляющую экономической безопасности, что обусловлено особой ролью финансовой системы в обеспечении воспроизводственных процессов экономики.

В существовании проблемы обеспечения финансовой безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную ветвь экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике, так как современные финансы способны саморазвиваться.

Финансовая безопасность включает следующие составляющие: безопасность системы налогообложения, безопасность государственного бюджета, совершенствование системы управления государственным внешним долгом с позиций финансовой и экономической безопасности государства, безопасность финансово-денежной системы государства, валютная безопасность, инфляционно-ценовая безопасность.

Система финансовой безопасности - это элемент социально-экономического переориентирования важнейших макроэкономических и финансовых процессов в направлении эффективного и устойчивого функционирования самой финансовой системы при обеспечении безопасного функционирования всех элементов финансово-эконо-

мического механизма государства на базе использования современных финансово-программных инструментов, отражающих реалии непрерывно усложняющихся российской и мировой финансовых структур .

В условиях глобализации основой экономического развития является научно-технический прогресс, переход к передовым информационным технологиям, позволяющим сохранять финансовую независимость. В соответствии с российским законодательством информационная безопасность представляет собой состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств .

В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» отмечается, что в современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных угроз резко возрастает значение обеспечения безопасности в информационной сфере . На наш взгляд, обеспечение финансовой безопасности возможно только при наличии информационной безопасности. Таким образом, решение проблемы финансовой безопасности находится в плоскости повышения степени финансовой развитости страны, что выражено в интеграции финансовой и инфоком-муникационной инфраструктуры.

Следует отметить, что в российской практике обеспечение информационно-финансовой безопасности (ИФБ) является первоочередной задачей. В этой связи актуальным является анализ понятий «информационное оружие» и «информационная война». Так, по мнению экс-директора Федерального агентства пра-

вительственной связи и информации РФ Александра Старовойтова, информационное оружие - это арсенал средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Использование такого оружия по своим катастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средств массового поражения .

Ряд специалистов используют понятие информационной войны (ИВ). Последствия ИВ могут быть самыми разнообразными, в частности: получение выгоды в политической, экономической, финансовой и военной сфере; нарушение деятельности государственных, финансовых и коммуникационных сетей и информационных систем; добывание конфиденциальной информации и вскрытие системы доступа к электронным системам и сетям и т. п. .

Следует отметить, что национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, в части информационных технологий, предполагают: создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами; сохранение лидерства в технологической сфере; обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие технологий, торговлю, международные финансы . Данный стратегический подход реализуется на практике следующим образом.

Современная социально-экономическая трансформация России предполагает изменение корпоративного управления в системообразующих компаниях страны. При этом данный процесс обусловлен внедрением в системы управления отечественных крупных корпоративных структур программных продуктов компаний, являющихся международными транснациональными корпорациями (ТНК). По сути, происходит экспансия глобального корпоративного капитала на общестрановом и региональном уровнях, что требует адекватного осмысления и выработки государственной и корпоративной политики, предполагающей сохранение позиций отечественных ТНК внутри страны.

На практике отмеченная экспансия происходит во всех отраслях экономики. Так, система управления ресурсами предприятия - Oracle-EBS (ТНК Oracle) уже внедрена в некоторых компаниях: Магнитогорском металлургическом комбинате, Ростелекоме и др. Во всех межрегиональных компаниях (МРК) холдинга ОАО «Связьинвест» осуществляется тестовый этап с последующей промышленной эксплуатацией Oracle-EBS.

Переход МРК на данный системный продукт обусловливает показатели системы управления естественных монополий в отрасли телекоммуникаций в областях: экономики, финансов, технологической, управления персоналом, качества и др. Очевидно, что в перспективе эта взаимосвязь с продуктами корпорации Oracle1 (США) будет сохраняться, что недопустимо с точки зрения безопасности (экономической, технологической и, как следствие, военной) страны.

Следует отметить, что краткосрочность внедрения Oracle-EBS не позволяет МРК выработать подход, предполагающий максимальную адаптацию системы к условиям бизнес-практики. Система навязывается как продукт, не предполагающий какой-либо существенной корректировки, то есть МРК должны принять то, что есть, без возможности внесения изменений в базовые параметры. По сути, корпоративное управление крупных инфраструктурных компаний будет изменено в соответствии с требованиями международной ТНК и, в перспективе, в течение длительного времени будет подконтрольно глобальному капиталу.

Официально внедрение должно оптимизировать бизнес-процессы, сделать компанию более привлекательной для иностранных инвесторов и т. д. На практике работа может быть дезорганизована, а проникновение глобальных корпораций в стратегически важную отрасль страны максимально облегчено по всем направлениям.

В условиях глобальных экономических процессов использование в системах управления ресурсами предприятия (СУРП) телекоммуникационной отрасли программного обеспечения глобальных ТНК может привести к недопустимым последствиям для страны с учетом приоритетной роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в постиндустриальной экономике. Очевидна необходимость привлечения для решения проблем в корпоративном управлении системообразующих компаний (в т. ч. телекоммуникационных) отечественных научно-исследовательских институтов и специалистов отрасли.

Отметим, что достижение целей повышения эффективности работы МРК возможно путем разработки собственной СУРП с привлечением группы разработчиков программного обеспечения на уровне ОАО «Связьинвест». При этом СУРП должна учитывать индивидуальные особенности бизнес-практики

1 Корпорация Oracle является крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения для управления информацией и второй в мире компанией по поставке программного обеспечения. Компания предлагает свои программные продукты, а также услуги в области консалтинга, обучения и поддержки систем более чем в 145 странах.

Таблица 1

Доля продукции отечественных производителей на внутреннем рынке

Наименование техники Доля на рынке, %

Коммутационная техника 30-35

Аппаратура систем передачи 45-50

Системы спутниковой связи 40-50

Оборудование радиорелейных линий 30-35

Оборудование сетей доступа 25-30

Аппаратура передачи данных 8-10

Аппаратура подвижной связи 5

Оконечное оборудование (телефонные аппараты, факсы, модемы) 10-12

каждой МРК, а также отвечать требованиям безопасности. Очевидно, что данный подход позволит учесть максимум тенденций развития МРК и будет существенно дешевле с точки зрения затрат.

В условиях реформирования российской экономики, падения производства телекоммуникационного оборудования отечественный рынок оказался в значительной степени монополизирован зарубежными поставщиками. В настоящее время доля российских производителей оборудования незначительна (табл. 1) .

Проблема обеспечения информационной безопасности имеет приоритетное значение в контексте решения проблемы экономической безопасности в целом. В советский период была мощная система защиты информации, но если ранее информация являлась технологической составляющей, то на данном уровне развития инфраструктуры информационный ресурс - наиважнейшая составляющая финансовых рынков, по сути информация - это новый вид собственности.

Динамика способов несанкционированного проникновения в системы позволяет сделать вывод, что по состоянию на начало XXI в. около 70 % от общего числа составляет несанкционированное проникновение через Интернет .

В условиях глобализации основное значение приобретает устойчивость технической (информационной) инфраструктуры и системы платежей. Компьютерные преступления могут совершаться в одной стране с территории другой с использованием инфраструктуры третьих государств, что на первый план выводит проблему идентификации Интернет-преступников с целью раскрытия информационных преступлений. По данным МВД РФ, общее количество зарегистрированных преступлений в компьютерной сфере2

2 Минимальный список нарушений включает следующие восемь видов компьютерных преступлений: компьютерное мошенничество, подделка или повреждение данных ЭВМ или программ ЭВМ, компьютерный саботаж, несанкционированный доступ, несанкци-

(ст. 272-274 УК РФ) за период 2000-2003 гг. увеличилось на 972,8 %.

При этом соотношение внешних и внутренних угроз конфиденциальной информации на усредненном уровне можно охарактеризовать так:

82 % угроз возникает со стороны собственных сотрудников фирмы при их прямом или опосредованном участии;

17 % угроз возникает извне - это внешние угрозы;

1 % угроз возникает со стороны случайных лиц .

Большинство экономически развитых стран проблеме обеспечения ИФБ уделяют большое внимание. В табл. 2 представлены основные законодательные и институциональные аспекты защиты собственных экономик от потенциальных угроз.

Информационно-финансовая безопасность должна основываться на Концепции ИФБ - как совокупности взглядов, суждений, положений и принципов; Доктрине ИФБ - содержащей общие подходы, сферы ответственности и задачи государственных и частных органов; Стратегии ИФБ - главной особенностью которой является трансформация концептуальных и доктриналь-ных положений в плоскость практических задач, с учетом ограничения определенными временными рамками.

Основным субъектом обеспечения национальной информационно-финансовой безопасности является государство. В условиях глобализации экономически эффективное государство должно обеспечивать ИФБ через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Система ИФБ должна учитывать региональную специфику и реализовываться средствами экономического и неэкономического (политическими, административными) характера.

онированный перехват данных, несанкционированное использование защищенных компьютерных программ, несанкционированное воспроизведение схем .

Таблица 2

Государственная политика обеспечения информационной безопасности (начальный этап)

Страна Дата введения Законодательное / институциональное обеспечение Сфера деятельности

США 1986 г. Акт о компьютерных мошенничествах и злоупотреблениях (Computer Fraud and Abuse Act). Система юридических мер, регламентирующих поведение граждан США в киберпространстве.

1996 г. Президентская комиссия по защите критической инфраструктуры (President"s Commission for Critical Infrastructure Protection). Обеспечение к 2003 г. информационной безопасности США, создание боевой информационной системы с функциями обнаружения, отражения, нанесения ответного удара.

Канада 2001 г. Управление по защите критической инфраструктуры и готовности к чрезвычайным ситуациям. Борьба с компьютерными преступлениями.

Австралия 2000 г. Закон о государственном контроле над содержимым сети Интернет (Broadcasting Services Amendment (Online Services) Act). Систематическая политика по «очистке» сети от нежелательных материалов (режим Интернет-цензуры).

Великобритания 1999 г. Закон RIP (Regulations of Investigatory Powers). Компании-работодатели получили право на прослушивание телефонных разговоров и просмотр элект. почты сотрудников. Устанавливалась слежка за трафиком Интернет-провайдеров, а все граждане обязывались предоставлять компетентным органам любые пароли или криптографические ключи.

Франция 1994 г. Служба по злоупотреблениям в сфере информационных технологий (SEFTI). Отдел Экономических и финансовых дел уголовной полиции (SDAEF). Борьба с Интернет-преступностью. Расследование экономических преступлений в Интернете.

Эстония 2002 г. Интернет-полиция. Борьба с преступлениями в сфере информационных технологий.

Испания 2002 г. Закон «Об услугах в информационном обществе и электронной коммерции» (LSSI). Регистрация сайтов в государственных органах власти, провайдеры обязаны отслеживать их деятельность, хранить всю информацию и при необходимости передавать сведения правоохранительным органам.

Япония 1998 г. Комиссия по защите критической информации. Выработка мер по защите информационной инфраструктуры страны.

Индия 2000 г. Акт по информационным технологиям - 2000 (Information Technology Act 2000) / Центральное бюро расследований. Борьба с электронными преступлениями, регулирование электронной коммерции.

Китай 2000 г. Правила регулирующие электронную коммерцию. Все Интернет компании должны в течение двух месяцев оформить лицензии, содержание сайтов подвергается цензуре.

Россия 1997 г. Управление «Р» при МВД России. Борьба с компьютерными преступлениями.

Европа 1991 г. Решение 19-й Европейской региональной конференции Интерпола при Генеральном Секретариате / Рабочая группа по компьютерным преступлениям (специалисты из 16 европейских стран). Борьба с компьютерными преступлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 № 85-ФЗ.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 .

4. Макаров В. В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития: Монография. - Москва: ИРИАС, 2007. - 296 с.

5. ХозиковВ.И. Информационное оружие. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003. - 480 с.

6. Ярочкин В. И. Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2 -е изд. 2004. - 544 с.

7. Глобалистика: Энциклопедия // Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; ЦНПП «ДИАЛОГ». - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

8. Экономическая и национальная безопасность: Учебник /Под ред. Е. А. Олейникова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. - 768 с.

9. The National Security Strategy of the United States of America // September, 2002.

Введение………………………………………………………………….......................3

1 Основы финансовой безопасности предприятия………………………………….4

      Понятие и состав финансовой безопасности предприятия…………………...4

      Методики оценки финансовой безопасности предприятия…………………10

    Практическая часть………………………………………………………….....15

    1. Краткая характеристика предприятия………………………………………...15

2.2 Оценка финансовой безопасности ООО «Протек»……………………………..16

Заключение…………………………………………………………………..……...…29

Список использованных источников……………….……………………..………..31

Введение

Проблемы финансовой безопасности для предприятий различных видов экономической деятельности имеют особое значение. В современных условиях практически все предприятия и организации сталкиваются с финансовым риском, нехваткой финансовых ресурсов, высоким уровнем конкуренции, невозможностью спрогнозировать перспективы получения доходов и прибыли. В этих условиях предприятия должны особенно серьезно относиться к своей финансовой безопасности, недопускать перерасхода средств, реально оценивать финансовые угрозы, своевременно вносить изменения в финансовые планы, формировать резервы, способные недопустить ухудшение финансового положения.

Целью обеспечения финансовой безопасности предприятия является также предотвращение возможной несостоятельности (банкротства) путем укрепления финансового состояния предприятия и развития его производственно-финансовой деятельности.

Целью научно-исследовательской практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности в области оценки отдельных видов экономической безопасности (региона, хозяйствующего субъекта).

Задачи научно-исследовательской практики:

Систематизировать теоретические подходы по исследуемому направлению;

Закрепить и конкретизировать теоретические знания, полученные при проведении исследования;

Обработать экономическую информацию, необходимую для оценки состояния

отдельного вида экономической безопасности;

Оценить состояние исследуемого вида экономической безопасности;

Выявить основные факторы, влияющие на исследуемый вид экономической безопасности.

    Основы финансовой безопасности предприятия

1.1 Понятие и состав финансовой безопасности предприятия

Рассматривая финансовую безопасность предприятия необходимо выделить наиболее важные критериальные характеристики.

К наиболее важным критериальным характеристикам финансовой безопасности предприятия можно отнести:

1. Объемы финансовых ресурсов предприятия.

2. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия.

4. Соотношение доходов и расходов предприятия.

5. Соотношение объемов внутренних и внешних источников формирования финансовых ресурсов предприятия.

6. Выбранная стратегическая и оперативно-тактическая модель финансирования активов предприятия.

7. Уровень финансового риска и объемы формируемой прибыли предприятия.

8. Качество формируемой прибыли и ее достаточность для самофинансирования предприятия.

9. Доля и качество заемных средств в составе финансовых ресурсов предприятия.

10. Наличие резервов и способность предприятия быстро обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов из различных, прежде всего внутренних, источников.

11. Гибкость системы финансового планирования предприятия.

12. Способность финансовой системы предприятия к необходимым изменениям под влиянием внешней и внутренней среды .

Выделенные критериальные характеристики финансовой безопасности для предприятия могут быть либо позитивными, либо нейтральными, либо негативными.

Если критериальные характеристики имею позитивное значение для предприятия, то уровень его финансовой безопасности достаточен.

Если критеральные характеристики имеют нейтральное значение, то финансовая безопасность предприятия неустойчивая. Если критериальные характеристики имеют негативное значение для предприятия, то фактически предприятие не имеет финансовой безопасности.

Исходя из этого положения очень важно точно знать позитивные, нейтральные или негативные для предприятия те или иные критериальные характеристики. Это можно определить по следующей схеме (табл. 1)

Рассмотрение критериальных характеристик позволяет сформировать сущность финансовой безопасности предприятия.

Финансовая безопасность предприятия - это характеристики его финансовой системы, которая позволяет предприятию надежно функционировать в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды, колебаний уровня финансового и хозяйственного риска и выполнять взятые на себя обязательства.

Финансовая безопасность предприятия имеет объективно-субъективное проявление. Объективная сторона финансовой безопасности предприятия связана с формированием и использованием финансовых ресурсов.

Субъективная сторона финансовой безопасности обусловлена принимаемыми решениями собственников, руководителей и качеством исполнения этих решений со стороны персонала.

В связи с этим каждое предприятие в соответствии с законами экономики должно обеспечивать свой высокий уровень финансовой безопасности. Но в условиях жесткой конкуренции и неопределенности перспектив развития, необоснованных или несвоевременных управленческих решений финансовая безопасность предприятия снижается, растет угроза финансового кризиса, а возможно и банкротства.

Таблица 1 - Значения критериальных характеристик финансовой безопасности предприятия

Потеря финансовой безопасности предприятием есть следствие субъективных решений и действий людей, от которых зависит стабильность финансовой системы предприятия

1. Финансовая безопасность является одним из основных элементов экономической безопасности предприятия. В общем составе элементов экономической безопасности финансовая компонента является ведущей в силу основополагающего значения структуры и уровня финансового потенциала предприятия для обеспечения основных целей его деятельности.

2. Финансовая безопасность может быть охарактеризована с помощью комплекса количественных и качественных параметров финансового состояния, отражающих уровень его защищенности от внешних и внутренних угроз.

– обеспечить устойчивое экономическое развитие предприятия, достижение основных целевых параметров деятельности при сохранении ликвидности организации и определенного уровня финансовой независимости, необходимого для поддержания его устойчивости в текущем периоде;

– нейтрализовать негативное воздействие кризисных явлений экономики, преднамеренные действия конкурентов и иных «недружественных» структур;

– предотвратить сделки с активами предприятия, создающие угрозу утраты прав собственности;

– сформировать адекватную систему учета финансовых потоков и повысить эффективность системы контроля;

– привлечь и использовать заемные средства по оптимальной стоимости и контролировать приемлемый уровень долговой нагрузки;

– предотвратить случаи халатности, мошенничества, а также преднамеренные действия персонала в отношениях с контрагентами, а также иные финансовые нарушения;

– разработать и внедрить систему постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего диагностирования кризисных явлений и признаков банкротства.

Реализация перечисленных направлений поможет предприятию создать необходимый запас прочности финансовой системы, обеспечивающий преодоление кризисных последствий.

3. Показатели финансовой безопасности должны иметь пороговые значения, по которым можно судить об уровне финансовой устойчивости предприятия.

Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых приводит к финансовой неустойчивости, препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций. Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. За пределами значений пороговых показателей предприятие теряет способность к устойчивости, динамичному саморазвитию, конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, становится объектом враждебного поглощения.

4. Объектом обеспечения финансовой безопасности выступает сформированный комплекс приоритетных финансовых интересов предприятия, требующих защиты в процессе осуществления деятельности. На данном этапе важно интегрировать приоритетные финансовые интересы компании, играющие наиболее важную роль в процессе его развития, поскольку рассмотрение абсолютно всех финансовых интересов, порождаемых разнообразными видами финансовых отношений предприятия на всех уровнях его финансовой деятельности, будет существенно усложнять систему его финансовой безопасности и снижать возможности реализации комплекса приоритетных превентивных мероприятий.

5. Основой формирования финансовой безопасности предприятия является идентификация реальных и потенциальных угроз внутреннего и внешнего характера его финансовым интересам.

Среди всех идентифицированных угроз финансовым интересам компании основное внимание должно уделяться наиболее опасным их видам, к которым относятся те, что оказывают прямое влияние на возможности реализации приоритетных финансовых интересов предприятия и приводят к достаточно ощутимым по размеру и последствиям ущербов.

6. Важнейшей целевой направленностью финансовой безопасности предприятия является создание системы необходимых финансовых предпосылок его устойчивого роста и развития в краткосрочном и долгосрочном периоде.

В краткосрочном периоде цель и задачи формирования финансовой безопасности должны быть ориентированы на стабилизацию его финансового состояния, при котором закладываются основы для будущего развития.

В долгосрочном периоде цель и задачи системы финансовой безопасности должны быть направлены на сохранение важнейших финансовых пропорций, обеспечивающих постоянное возрастание его рыночной стоимости.

Таким образом, финансовая безопасность предприятия отражает предельный уровень его финансовой защиты от реальных и потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера, определяемый количественными и качественными параметрами его финансового состояния, с учетом формирования комплекса приоритетных финансовых интересов и создания системы необходимых финансовых предпосылок устойчивого роста и развития в краткосрочном и долгосрочном периоде при условии постоянного мониторинга финансовой безопасности и формирования комплекса превентивных и контрольных мероприятий.

      Методики оценки финансовой безопасности предприятия

Проблемы обеспечения финансовой безопасности и финансовой устойчивости получили в последнее время чрезвычайную актуальность, что связано не только с финансовым кризисом, ростом нестабильности, но и с глобализацией экономического пространства, приводящего к увеличению числа угроз в виде нестабильности финансовых рынков, аномальных вариаций цен на энергоносители, прежде всего на нефть, и т.д. В этих условиях хозяйствующие субъекты столкнулись с необходимостью принципиально новых подходов к обеспечению безопасности и устойчивости своего развития.

Финансовая устойчивость – одна из важных характеристик, определяющих эффективность финансового управления предприятием. Понятие финансовой устойчивости широко используется при анализе финансового состояния предприятия и оценке его инвестиционной привлекательности. Финансовая устойчивость предприятия – это комплексное понятие, отражающее такое состояние финансов, при котором предприятие способно стабильно развиваться, сохраняя свою финансовую безопасность в условиях дополнительного уровня риска. Финансовая устойчивость предприятия (в узком смысле) – это определенное оптимальное соотношение различных видов финансовых ресурсов, привлекаемых предприятием, а также соотношение между различными видами финансовых ресурсов, с одной стороны, и направлениями использования этих ресурсов – с другой. Финансовая устойчивость предприятия достигается при соблюдении нескольких условий.

Во-первых, основное условие финансовой устойчивости предприятия – его платежеспособность , которая характеризует такое финансовое состояние предприятия, при котором оно может своевременно погашать свои обязательства. Она является следствием ликвидности предприятия, рентабельной деятельности и эффективного управления денежными потоками, позволяющего синхронизировать денежные поступления и оплату финансовых обязательств.

Условия платежеспособности:

    Ликвидность предприятия – наличие оборотных средств, теоретически достаточных для погашения краткосрочных обязательств.

    Наличие денежных средств для оплаты финансовых обязательств в текущем периоде.

    Оптимальная структура капитала – характеризует платежеспособность предприятия в долгосрочном периоде.

Вторым условием финансовой устойчивости является наличие финансовых ресурсов для развития , характеризующее собственные средства для финансирования инвестиций и финансовую политику предприятия.

Наличие финансовых ресурсов для развития рассчитывается по следующим показателям:

Коэффициент реинвестирования денежных средств (ДПин / ДПт), где ДПин - дефицитный (отрицательный) денежный поток от инвестиционной деятельности; ДПт - поток денежных средств от текущей деятельности;

Степень покрытия инвестиционных возможностей (ДПт / общая сумма инвестиций);

Соотношение величины внутреннего и внешнего финансирования (ДПт (или все внутренние источники финансирования) / общая величина внешнего финансирования).

Финансовую устойчивость предприятия дополнительно характеризуют показатели, рассчитанные на базе денежных потоков. Они раскрывают одну из составляющих финансовой устойчивости – наличие финансовых ресурсов у предприятия для реализации текущих и стратегических планов.

Финансовая устойчивость предприятия тесно взаимосвязана и с другими финансовыми категориями: финансовой безопасностью, гибкостью, стабильностью, равновесием. Теоретическая схема взаимосвязи данных понятий представлена на рисунке 1. Несмотря на значительную взаимообусловленность данных категорий, каждая имеет свою специфику, которая отражена в таблице 2.

Рисунок 1 – Теоретическая схема взаимосвязи финансовой устойчивости и финансовой безопасности предприятия

Таблица 2 - Пороговые значения финансовой безопасности предприятия

«Контрольная точка» финансовой безопасности

Безопасное значение

Методика расчета показателя

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные средства / Краткосрочные обязательства

Коэффициент автономии

Собственный капитал / Валюта баланса

Плечо финансового рычага

Заемный капитал / Собственный капитал

Рентабельность активов

Более индекса инфляции

Чистая прибыль / Валюта баланса x 100

Рентабельность собственного капитала

Более рентабельности активов

Чистая прибыль / Собственный капитал x 100

Уровень инвестирования амортизации

Валовые инвестиции / Амортизационные отчисления

Темп роста прибыли

Более темпа роста выручки

Чистая прибыль на конец периода / Чистая прибыль на начало периода

Темп роста выручки

Более темпа роста активов

Выручка на конец периода / Выручка на начало периода

Темп роста активов

Активы на конец периода / Активы на начало периода

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Выручки (нетто)/Среднегодовая сумма дебиторской задолженности

Оборачиваемость кредиторской задолженности

Более оборачиваемости дебиторской задолженности

Себестоимость реализованной продукции /Среднегодовая сумма кредиторской задолженности

Достаточность денежных средств на счетах

Фактическое наличие денежных средств на счетах / (Годовой фонд заработной платы с отчислениями x 30/360)

Средневзвешенная стоимость капитала (WACC)

Менее рентабельности активов

Стоимость собственного капитала x Доля собственного капитала + Стоимость заемного капитала x Доля заемного капитала x (1 - Ставка налога на прибыль)

Экономическая добавленная стоимость (EVA)

Чистая операционная прибыль после уплаты налогов за период – Чистые активы на начало периода x WACC

Финансовая безопасность является составляющей экономической безопасности и имеет при этом собственный механизм реализации, отличный от других видов экономической безопасности. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий экономической безопасности.

И.А. Бланк рассматривает финансовую безопасность предприятия с точки зрения количественно и качественно детерминированного уровня финансового состояния предприятия, обеспечивающего стабильную защищенность его приоритетных сбалансированных финансовых интересов от идентифицированных реальных и потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера, параметры которого определяются на основе его финансовой философии и создают необходимые предпосылки финансовой поддержки его устойчивого роста в текущем и перспективном периоде .

Иными словами, под системой обеспечения финансовой безопасности хозяйствующих субъектов понимается совокупность осуществляемого комплекса мер в интересах защиты бизнеса от внутренних и внешних финансовых угроз. В общем виде система корпоративных органов, обеспечивающих финансовую безопасность, включает в себя стратегический и оперативно-тактический уровни, а также соответствующие процедуры и инструментарий обеспечения на каждом из них.

Степень данной защиты обусловлена способностью органов управления компании на соответствующих уровнях:

    обеспечить устойчивое экономическое развитие фирмы, достижение основных целевых параметров деятельности при сохранении ликвидности и независимости ее финансовой системы;

    нейтрализовать негативное воздействие кризисных явлений экономики, преднамеренные действия конкурентов и иных «недружественных» структур;

    предотвратить сделки с активами предприятия, создающие угрозу утраты прав собственности;

    сформировать адекватную систему учета финансовых потоков и укрепить операционную эффективность системы контроля;

    привлечь и использовать заемные средства по оптимальной стоимости у надежных банков и контролировать приемлемый уровень долговой нагрузки;

    предотвратить случаи халатности, мошенничества, а также преднамеренные действия персонала в отношениях с контрагентами, иные финансовые нарушения, в том числе связанные с использованием государственных бюджетных средств;

    разработать и внедрить систему постоянного мониторинга финансового состояния компании с целью раннего диагностирования кризисных явлений и признаков банкротства;

    обеспечить проведение работ по защите конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Реализация перечисленных направлений поможет предприятию создать необходимый запас прочности финансовой системы перед лицом существующих и вновь возникающих для него угроз .

Финансовая безопасность предприятия - это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности .

По мнению И.А. Бланка, сущность финансовой безопасности предприятия состоит в способности предприятия самостоятельно разрабатывать и проводить финансовую стратегию в соответствии с целями общей корпоративной стратегии, в условиях неопределенной и конкурентной среды. Главное условие финансовой безопасности предприятия - способность противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб предприятию или нежелательно изменить структуру капитала, или принудительно ликвидировать предприятие. Для обеспечения этого условия предприятие должно поддерживать финансовую устойчивость, равновесие, обеспечивать достаточную финансовую независимость предприятия и гибкость при принятии финансовых решений .

Финансовая устойчивость и финансовая безопасность предприятия неразрывно связаны между собой, взаимовлияют и взаимодопол- няют друг друга. Выражаясь образно, можно сказать, что они представляет собой две стороны одной медали. Финансовая устойчивость - необходимое, но недостаточное условие финансовой безопасности предприятия. Однако, если условие, что предприятие, обладающее финансовой безопасностью, обладает и финансовой устойчивостью, верно, то обратное утверждение не будет справедливым.

Следовательно, обеспечение финансовой безопасности может быть только на основе финансово устойчивого развития предприятия, в котором созданы условия для реализации такого финансового механизма, который способен адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. При таком подходе к финансовой устойчивости предприятия особое значение приобретают уровни финансовой устойчивости, так как для финансовой безопасности предприятия важен не абсолютный, а рациональный уровень финансовой устойчивости.

Таким образом, необходимость постоянного контроля финансовой безопасности предопределяется объективной потребностью каждого субъекта хозяйствования в обеспечении стабильного функционирования и достижении целей деятельности.

Уровень финансовой безопасности предприятия зависит от того, насколько эффективно его руководство и специалисты (менеджеры) способны избегать возможных угроз и ликвидировать вредные последствия отдельных отрицательных составляющих внешней и внутренней среды.

Источниками отрицательных влияний на финансовую безопасность предприятия (организации) могут быть :

Сознательные или бессознательные действия отдельных должностных лиц и субъектов хозяйствования (органов государственной власти, международных организаций, конкурентов);

Стечение объективных обстоятельств (состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, научные открытия и технологические разработки, форс-мажорные обстоятельства и т.

В зависимости от субъектной обусловленности отрицательные влияния на финансовую безопасность могут быть объективными и субъективными. Объективными считаются такие отрицательные влияния, которые возникают не по вине самого предприятия или его отдельных работников. Субъективные влияния имеют место вследствие неэффективной работы предприятия в целом или его отдельных работников (прежде всего руководителей и функциональных менеджеров).

Главная цель финансовой безопасности предприятия - обеспечение его продолжительного и максимально эффективного функционирования сегодня и высокого потенциала развития в будущем .

Из этой цели вытекают функциональные цели финансовой безопасности предприятия:

Обеспечение высокой финансовой эффективности, стойкости и независимости предприятия;

Обеспечение технологической независимости и достижение высокой конкурентоспособности его технического потенциала;

Высокая эффективность менеджмента, оптимальность и эффективность его организационной структуры;

Высокий уровень квалификации персонала и его интеллектуального потенциала, эффективность корпоративных НИОКР;

Минимизация разрушительного влияния результатов производственной деятельности на состояние окружающей среды;

Качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности предприятия;

Обеспечение защиты информационного поля, коммерческой тайны и достижение необходимого уровня информационного обеспечения работы всех подразделов;

Обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала и имущества, коммерческих интересов.

Общая схема процесса организации финансовой безопасности предприятия, включающая реализацию функциональных составляющих для предотвращения возможного вреда и достижения минимального его уровня сегодня, имеет вид (рис.4.1) .

Рис.4.1. Процесс организации экономической безопасности предприятия

Можно сделать вывод, что процесс организации финансовой безопасности предприятия - довольно трудоемкий процесс, включающий в себя много составляющих.

Финансовая безопасность (financial security) — понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне.

Понятие финансовой безопасности так же широко, как, собственно, и толкование как экономической категории. На сегодня отсутствует единое устоявшееся определение понятия «финансовая безопасность». Имеющиеся формулировки отражают лишь отдельные аспекты финансовой безопасности и не могут претендовать на ее однозначное и исключительное трактовки. Финансовая безопасность как дефиниция рассматривается под разными углами, в частности:

  • с позиций ресурсно-функционального подхода, финансовая безопасность — защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях ; обеспеченность домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений, регионов, отраслей, секторов экономики государства , достаточными для удовлетворения их потребностей и выполнения соответствующих обязательств;
  • с точки зрения статики, финансовая безопасность — такое состояние , денежно-кредитной, валютной, бюджетной, инвестиционной, таможенно-тарифной и фондовой систем, характеризующихся сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью предупредить внешнюю финансовую экспансию, обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост;
  • в контексте нормативно-правовой регламентации финансовая безопасность предусматривает создание таких условий функционирования финансовой системы, при которых, во-первых, фактически отсутствует возможность направлять финансовые потоки в незакрепленные законодательными нормативными актами сферы их использования и, во-вторых, к минимуму снижена возможность злоупотребления финансовыми ресурсами.

Таким образом, с позиций разностороннего подхода финансовая безопасность — защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень независимости, стабильности и устойчивости финансовой системы страны в условиях воздействия на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и устойчивый .

На макроуровне финансовая безопасность — способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия.

Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны. Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т.д. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и и т.п.

Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности.

Основные цели и задачи обеспечения финансовой безопасности, как государства, так и компании:

  • определение факторов, влияющих на финансовую и производственную деятельность, их формализация;
  • построение системы ограничений, ликвидирующих неумышленное и предумышленное воздействие.

Создание системы финансовой безопасности — эвристический процесс, заключающийся в решении многокритериальных задач, требующих участия высокопрофессиональных специалистов в различных областях. Для компаний разработка стратегии финансовой безопасности — часть стратегии развития, посредством которой ее руководители решают две наиболее важные задачи, составляющие коммерческую тайну: развитие новых и (или) модернизация существующих методов продвижения продукции и услуг на товарных и финансовых рынках, позволяющие ей оптимизировать поступление и распределение денежных и приравненных к ним средств с учетом сбалансированного распределения различного рода рисков и способов их покрытия, поиск оптимальной корпоративной структуры капитала; построение в рыночной среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности и повышенным риском.

Наиболее важный аспект в решении задачи обеспечения финансовой безопасности компании — построение оптимальной структуры ее капитала на базе общепринятых коэффициентов, что позволяет оптимизировать управление задолженностью компании и методы привлечения дополнительных денежных ресурсов на . Основная проблема в реализации концепции финансовой безопасности компании — отсутствие апробированных и стандартизированных способов покрытия различного рода рисков, а также формализация и описание структуры самих рисков.

Как система финансовая безопасность включает также комплекс задач по устранению конфликта интересов между субъектами инфраструктуры финансового рынка на уровне государства и подразделениями компании на уровне корпорации. Среди апробированных методов и средств ликвидации конфликта интересов — четкое построение документооборота и контроль за его соблюдением; жесткое распределение прав доступа различных субъектов и подразделений к информации; иерархия полномочий, а также установление условных барьеров, так называемых «китайских стен» (англ. Chinese wall), с помощью которых служащие различных хозяйствующих субъектов и их подразделений с потенциальной возможностью конфликта интересов разделяются во времени и пространстве.

Отдельно решается задача безопасности при передаче данных по локальным, распределенным или глобальным сетям от случайного либо умышленного изменения, уничтожения, разглашения, а также несанкционированного использования. Система принимаемых мер должна быть прозрачна — введение механизмов безопасности не должно нарушать нормальную работу всей системы; задержки в процессе передачи данных, вносимые программными и техническими средствами безопасности, должны быть минимальными; не должна также уменьшаться надежность передачи. При этом сами средства безопасности должны быть защищены от несанкционированного доступа. Разработаны средства и технология защиты вычислительных сетей (защитные экраны, эшелонированная оборона и др.).

В целях защищенности баз данных применяют:

  • резервное копирование, которое защищает данные и программы от появления ошибок, порчи и удаления во время отказов и различного рода сбоев, возникающих в системе или сети;
  • обеспечение конфиденциальности путем использования различных технических и математических методов, в частности, криптографии, обеспечивающей секретность программ и данных, которые хранятся в системах или передаются по сети;
  • регистрацию абонентов (пользователей), имеющих право доступа к определенным программам и данным, что дает возможность проводить их аутентификацию.

Процесс обеспечения сохранности, целостности и надежности обработки и хранения данных понимается как единый процесс защиты данных. В ряде высокоразвитых стран разрабатываются специализированные стандарты, предназначенные для защиты данных. Например, в США утвержден стандарт «частной усовершенствованной почты», используемой для шифрования информации как в коммерческих, так и некоммерческих задачах и позволяющей придавать документам нераспознаваемый вид.

Для обеспечения юридической базы в ряде стран приняты соответствующие законы. Так, в США с 1974 г. действует Закон о секретности, определяющий правила хранения данных. Впоследствии в дополнение к нему приняты: Закон о тайне финансовых операций (1978), ограничивающий доступ к банковским операциям, в том числе и для государственных организаций; Закон о хранении информации (1978), требующий уведомления пользователей о получении третьей стороной доступа к их записям; Закон об электронной связи (1986), запрещающий перехват данных, передаваемых через коммуникационную сеть.

Разработками концепции безопасности данных занимается National Computer Security Center, NCSC (Национальный центр компьютерной безопасности), где сосредоточены основные работы по стандартам в этой области.