Выражение «Не верь, не бойся, не проси» и история его происхождения легли в основу дизайна .

Откуда произошла фраза «Не верь, не бойся, не проси»?

Авторство этого выражения, или как его еще называют, закона трех «Н», часто приписывают заключенным. Правда в том, что слова цитаты «не верь, не бойся, не проси» действительно зародились в стенах «мест не столь отдаленных» еще в советское время. Однако, масса людей, подвергшаяся лишению свободы во времена СССР, не были уголовниками в привычном для нас смысле. В тюрьмы, лагеря ссылались и те, кто мирно выражал свои политические, религиозные, научные взгляды, и те, кто имел «не то» этническое, национальное, социальное происхождение, родственные отношения. Лагеря ГУЛага (главного управления лагерей и мест заключения) были переполнены так называемыми «узниками совести».

Шарашки как источник происхождения цитаты «Не верь, не бойся, не проси»

Зачастую политзаключенные не просто отбывали свой срок, но и, будучи людьми образованными, лучшими представителями интеллигенции, продолжали трудиться на благо Родине в так называемых шарашках (научно исследовательских институтах и конструкторских бюро тюремного типа). Через такие шарашки прошли многие выдающиеся советские ученые и конструкторы: С.П. Королев (конструктор ракетно-космической техники), А.И. Путилов (авиаконструктор), Н.В. Никитин (инженер, будущий создатель Останкинской телебашни), Б.С. Масленников (инженер российской авиации), А.И. Солженицын (писатель) и др. Множество образцов военной техники и вооружения были созданы в стенах таких подневольных КБ. И неизвестно, что было для этих людей унизительнее – быть просто осужденным «ни за что» или то, что та самая Родина, которая лишила их свободы, семьи, нормальной жизни, требует продолжать свой научный труд для ее блага. Фраза «не верь, не бойся, не проси» не столько отражала систему взаимоотношений заключенных между собой, сколько выражала идеологию целого слоя лучших, интеллигентных людей, выражала именно их отношение к власти, государству.

Времена ГУЛага прошли, властью были реабилитированы (к сожалению многие посмертно) узники лагерей, но строить «светлое коммунистическое будущее» мы все еще продолжали вплоть до 1991 года.

В 1991 году СССР распался. Несостоятельность экономической системы, неумелое внутреннее руководство такой огромной страной, приводившее, в том числе, и к национальным конфликтам, затратная внешняя политика государства, техногенные катастрофы, искусственное закрытие страны и ряд других причин привели к тому, что «колоcс на глиняных ногах» рухнул. Крушение такой огромной державы привело к очень печальным последствиям: в стране царил хаос, фактическое безвластие, произвол во всех проявлениях. Те, в чьих руках до этого сосредотачивалась власть, кого знал в лицо любой советский гражданин, лишились своего статуса, простые, обычные люди лишались своих скромные единственных сбережений, кто-то лишился даже жилья (вспомните деятельность пресловутого МММ и тому подобных кампаний). Как писал много ранее Н.А. Некрасов: «Распалась цепь великая, распалась и ударила, – одним концом по барину, другим-по мужику». Кроме того, перестала существовать сплачивающая общество национальная идея. До того момента советский человек поднимал целину, выдавал пятилетку в три года, догонял и перегонял Америку, строил коммунизм. И вдруг всего этого не стало. Старая система ценностей рухнула, а новую создавать никто не торопился. Дикий, в условиях постсоветского пространства, капитализм только подливал масла в огонь. Верить, ждать, надеяться было не на кого, только на себя. Идеология не верь, не бойся, не проси не только не теряла актуальности, но становилась необходимой для выживания.

Один в поле воин

С тех пор минуло более 20 лет. И что же в наше время? Увы, но наше государство и сейчас не интересуют его люди. Мы существуем ради государства, хотя, по всем принципам политологии, да и просто здравого смыла, должно быть с точностью до наоборот. Мы платим налоги и тем самым содержим нашу власть, но взамен не имеем ни бесплатного образования, ни бесплатной медицины, наши пенсионеры еле сводят концы с концами. Русскому человеку по-прежнему не на кого надеяться, только на самого себя. Если Вы успешны, живете свободно и независимо, как и полагается жить, то это уж во всяком случае, не благодаря государству, а, скорее, вопреки всему тому, что оно делает. Вы не верите тому, кому не стоит доверять, не ждете, не просите и не боитесь, ибо как сказал классик: «Трусость — один из самых главных человеческих пороков». Ну что ж, и один в поле воин.

В нашем интернет-магазине брендовой одежды от производителя фразе «не верь, не бойся, не проси» посвящена модель .

Не верь, не бойся, не проси — современный, отечественный тюремный фольклор, тюремная мудрость поведения в заключении. Время появления неизвестно, но скорее всего — прошлый век, когда, образно говоря, половина граждан нашей великой страны сидела, вторая половина их охраняла.

Имеются, правда, разговоры о том, что правилами «не верь, не бойся, не проси» пользовались ещё то ли римские легионеры, то ли пираты , то ли русские коробейники (торговцы-разносчики мелкого галантерейного товара), но документального подтверждения тому нет.

Википедия сообщила, что о законе «не верь, не бойся, не проси» упоминают наши знаменитые литературные сидельцы В. Шаламов и А. Солженицын

«Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедою. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтобы крепкое основание её было заложено тогда, когда условия, быт ещё не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантские заповеди: не верь, не бойся и не проси» (Шаламов «Одиночный замер»)

«Три великих лагерных заповеди: не верь, не бойся, не проси. Каждый отвечает за себя. Не учить товарища, напарника, что ему делать. Всё, что чужая воля — дело не твоё. Несложные, но трудные заповеди лагеря. требующие опыта, самообладания, бесстрашия» (Шаламов «Мелочи»)

«Наконец, существует сводная заповедь не верь, не бойся, не проси! В этой заповеди с большой ясностью, даже скульптурностью отливается общий национальный характер зэка» (Солженицын )

Не верь

Заповедь всеобъемлющая. Касается не только тюрьмы, но и воли. О том ещё «папаша» Мюллер говорил

А это другой телегерой, месье Тардиво, счетовод, из фильма «Соломенная шляпка»

Вся народная мудрость, опыт всего человечества заключены в этих двух словах. А уж затем — выводы:
, «Умри ты сегодня, а я завтра», «Предать значит не предать, а предвидеть», «И ты, Брут?»

Не бойся

Робость, страх — проявление слабости. А слабых нигде не любят, везде третируют, преследуют, издеваются, не только в тюрьме. Но там особенно.

Не проси

Просить о чем-нибудь — тоже проявление слабости, унижение. Кроме того, удовлетворение потребности через просьбу требует возвращения, то есть проситель сразу же попадает в зависимость, а зависимость плоха даже на свободе.

Кроме «не верь, не бойся, не проси» сидящим в неволе

  • никогда не оправдываться
  • никогда не жаловаться
  • никогда не хвастаться
  • никогда не обсуждать других
  • никогда не просить без крайней нужды
  • никогда не брать чужого
  • стараться оставаться собой

    Огромное впечатление от слов «не верь, не бойся, не проси»

    Здесь нет своих, здесь все чужие,
    Есть только правила святые,
    И этих правил ровно три:
    не верь, не бойся, не проси
    …………

    В тюрьме, в лесу и на Руси —
    Не верь, не бойся, не проси.
    Сор из избы не выноси.
    На поворотах — тормози.
    Закон неписанный гласит —
    Не верь, не бойся, не проси

    (Слава Бобков)

    Кто-то закрутит провод на клеммы
    Кто-то замутит новые темы
    Кто-то понты, а кто-то маньяк
    Кто-то как ты, кто-то как я…
    Не зажигай и не гаси
    Не верь, не бойся, не проси
    И успокойся, и успокойся

    (Группа «Тату»)

    ………….
    Не верь, не бойся, не проси
    Не унижай себя, не надо
    Не верь, не бойся, не проси
    Зачем тебе законы стада
    Я выжил на чужой войне
    И на своей войне я выжил
    Не поломали дух в тюрьме
    Но как ломали, но я выжил
    Не верь, не бойся, не проси
    Но где же ты мой старший брат
    Не верь, не бойся, не проси
    В том, что я жив, не виноват
    …………
    (В. Калина)

    Не верь, не бойся, не проси….
    Он спорен, этот жизни лозунг.
    И применим, бесспорно, для тюрьмы,
    А в жизни как? Пойми, попробуй

    …………. (Виктор Медведев)

    Не верь, не бойся, не проси.
    Слова тебя опять обманут.
    Улыбку, как броню, носи.
    Под ней до сердца не достанут
    …………..
    (Галина Кучер)

    Не верь, не бойся, не проси,
    Сказать слова легко и просто.
    У тех, кто жизнь прожил, спроси,
    Как в этом мире всё тернисто
    ………….
    (Николай Гольбрайх)

    ………….
    Не верь, не бойся, не проси
    И счастья от судьбы, не жди
    Ты сам творец, своей мечты
    Та будь же с ней, всегда на ты

    (Игорь Деловой (IDelovoy)

    Не верь, не бойся, не проси –
    Слова, как пули у виска.
    Ползли вагоны по Руси,
    А в них вселенская тоска
    ………..
    (Анатолий Марынкин)

    ………..
    А если хоть сомненье есть,
    В том, что правдива моя весть,
    Ты хоть оракул вопроси –
    Не верь, не бойся, не проси

    (Олег Рубцов)

    Клип группы «Тату»

  • Что означает фраза: "Не верь, не бойся, не проси"?

      Не верь - не верь на слово, доверяй своим ощущениям, анализируй сказанное тебе.

      Не бойся - не бойся никого, не позволяй чувству страха овладеть твоим сознанием.

      Не проси - не проси никого о помощи, не унижайся, свои проблемы решай сам.

      В уголовной среде это означает - не верь никому, не бойся никого, никого и ни о чм не проси. Своеобразный девиз или принцип жизни волка - одиночки.

      Это матрица поведения в местах не столь отдаленных. По поводу Не верь рассказывали забавный случай. Играли четверо зеков в карты, вдруг один начинает возмущаться, что с ним играют нечестно.Посторонний заинтересованно спросил у его патрнеров по каким статьям осуждены. Ответили.

      Тогда у возмущаещегося резонно спросили - ты играешь в карты с аферистом, мошенником и контрабандистом и орешь о честности? Ты, вообще, понимаешь где находишься?

      Не бойся - тут понятно - в обществе с волчьими (но справедливыми) законами ни в коем случае нельзя показывать страх.

      Не проси - это всего лишь для красного словца - всем ото всех постоянно чего-то хочется поиметь.

      Не верь, это просто не доверяй никому, ни на воле, ни в заключении, доверяй только Творцу и родителям. Кроме них для человека нет авторитетов.

      Не бойся, опасайся всех, кто тебя окружает и приближается, но не бойся, бойся Творца и родителей. Бойся Творца, не греши, чтобы иметь всегда перед ним дерзновение, и жить уверенно, а родителей, чтобы не обидеть самых преданных людей в твоей жизни.

      Не проси Не проси ни у кого ничего, не роняй свое лицо, никакие блага не достойны твоей чести. Проси прощенья кого обиде, проси прощенья у Творца, за непристойные мысли. Проси прощенья у родителей, поскольку ты не сможешь им вернуть долг.

      а то и значит, что б выжить в суровых условиях. Что б не подставили, полагайся только на себя. Не бойся, что б твои страхи не обернули против тебя. Не проси, дабы не быть никому ничем обязанным.

      Не ВЕРЬ означает:

      Не верить законам государства, законам религий и просто человеческим законам. Воровской Закон стоит на втором месте, на пьедестале трех Законов: Человеческого (философского, религиозного), Воровского соответственно и самого затхлого Закона государства. Как бы образно держаться серединки между этими двумя законами.

      Не БОЙСЯ означает:

      Отсутствие боязни к тем же самым вышеперечисленным Законам и к властям, отсутствие боязни перед смертью, бедностью или тюрьмой. То есть фиолетовое настроение всегда так сказать.

      Не ПРОСИ означает:

      Не унижайся перед Законодательными органами, не проси пощады, не проси милости, не проси награды ни у Бога, ни у Государства, а уж тем более у Воров или по простому Бродяг.

      Вот так и живи, наслаждаясь тем, что есть: Не верь, не бойся и не проси.

      Если коротко, то можно объяснить так:

      это выражение появилось на зонах и стало выражать правильный образ жизни сидельцев.Не нужно верить людям, многие обманывают,не нужно бояться,на зоне трусов ждет невеселая участь,не нужно просить,придется возвращать эту помощь и она может быть очень неожиданной.

      Где-то так.

      Это выражение актуально не только для мест не столь отдалнных, оно подходит для всей нашей жизни. Верить практически почти никому нельзя, бояться не надо и просить тоже не надо, противно. Вот только у меня получается лишь первая часть-не верить. А боюсь много чего и просить иногда вс же приходится.