В снах все может быть как в обычной жизни. Вы идете на работу, в школу, за покупками в магазин или просто стоите на остановке в ожидании автобуса - и вдруг осознаете, что забыли надеть брюки или что вы совсем голый! Такие сны могут вызывать тревогу или чувство неловкости. Нагота может иметь разные значения и интерпретировать нужно по-разному.

Нагота значит уязвимость. Когда на вас нет одежды, вы уязвимы, ничего нельзя спрятать. Сон отражает ситуации в реальной жизни, когда вы чувствуете себя беспомощным или где нельзя полностью расслабляться. Возможно, вы находитесь в отношениях, в которых боитесь быть отвергнутыми.

Видеть себя голым во сне значит страх разоблачения. Становится не по себе, когда осознаешь себя обнаженным в общественном месте, это может отражать ваш страх, что какие-то неприятные факты откроются или чувство стыда. Может быть, вы что-то скрываете и боитесь, что другие люди видят вас насквозь. Символически одежда является средством маскировки, но без одежды все становится очевидным, и вы лишены защиты. Таким образом, видеть себя голым во сне говорит о том, что вы пытаетесь казаться тем, кем на самом деле не являетесь. Возможно, вы боитесь, что вскроется ваш обман. Беспокойство повышается, когда вы пытаетесь произвести впечатление на других. Может быть, вы перешли на новую работу или начали новые отношения. Вы можете опасаться раскрывать свои истинные чувства или боитесь насмешек.

Нагота указывает на неуверенность. Видеть себя голым во сне может говорить о проблеме незащищенности. Вы чувствуете, что все смотрят на вас, смеются над вами, осуждают, критикуют.

Нагота указывает на чувство неготовности к чему-либо. Если снится, что видите себя голым во сне, это символизирует, что вы застигнуты врасплох, не готовы для какой-то важной задачи. Видеть себя голым на работе или в школе предполагает, что вы чувствуете себя неподготовленными на работе или в школе. Вы боитесь, что ваши недостатки откроются людям. Сон о наготе может означать, что вы поставили перед собой нереальные цели, у вас нет возможности их выполнить.

Нагота во сне значит высокомерие. Иногда сон, где вы видите себя голым, указывает на ваше высокомерие. Возможно, у вас есть склонность смотреть на людей сверху вниз, или вы думаете, что вы лучше других. В таком случае подсознание через сон лишает вас одежды и выставляет в истинном свете, чтобы снизить высокомерие.

Нагота означает свободу выражения мнений. Если вам снится, что вы гордитесь своей наготой и не чувствуете смущения или стыда, это символизирует ваше неограниченное чувство свободы. Вам нечего скрывать, и вы горды быть тем, кто вы есть. Вы показываете "голые факты". Сон говорит о вашей честности, открытости и беззаботном характере.

Нагота означает внимание. В некоторых случаях сны, где вы видите себя голым, означают, что вы ищете внимания. Вы хотите, чтобы вас заметили, но выбрали для этого неправильный путь. Вы притягиваете к себе недостойное внимание.

Часто снится, что вы во сне без одежды, и никто этого не замечает. Все остальные в этом сне занимаются своими делами, не обращая внимания, что вы голый. Этот сон значит, что ваши опасения и страхи напрасны, никто кроме вас ничего не замечает. Вы преувеличиваете ситуацию и создаете проблему из ничего.

Фотосъемка обнаженной натуры, как провокационная форма искусства, имеет долгую историю. Человеческое тело само по себе - прекрасное творение, чьи сложные формы, плавные контуры и уникальные особенности делают его потрясающим объектом для фотосъемки. Однако, фотографу необходимо с осторожностью подходить к вопросу о том, каким образом, сохраняя профессиональный подход к делу, получить на своих кадрах задуманную эстетическую презентацию. Всегда планируйте фотосъемку заранее, используйте широкое разнообразие приемов фотосъемки, чтобы запечатлеть всю красоту привлеченной модели, и постарайтесь сделать так, чтобы она чувствовала себя комфортно на каждом этапе рабочего процесса.

Шаги

Часть 1

Подготовка

    Найдите модель, готовую стать обнаженной натурой. Ваша первоочередная задача - найти того, кто согласится на фотосъемку в стиле ню. Постарайтесь пообщаться с женщинами, которые увлекаются модельным делом и интересуются фотографией, как искусством. Если у вас нет подобных контактов, возможно, вам удастся нанять модель через профессиональное модельное агентство. Прежде чем прибегать к услугам таких агентств, убедитесь в том, что вы в состоянии оплатить их.

    Имейте представление о том, чего вы хотите добиться. Прежде чем загораться идеей поскорее начать фотографировать, необходимо четко мысленно представить себе свою задумку и способы ее воплощения. Подумайте, какие виды тематических элементов можно использовать, а также рассмотрите технические моменты, включая возможные ракурсы фотосъемки, идеи по освещению и выбору кадров. Худшее, что вы можете сделать, - начать фотосъемку обнаженной натуры без подготовки. Между фотомоделью и фотографом должна присутствовать незримая атмосфера доверия, а если девушке придется раздеваться перед неподготовленным фотографом-любителем, у которого в голове даже нет никакого замысла, ей будет совсем нелегко.

    Подыщите подходящее место для фотосъемки. Обращайте внимание на завораживающие взгляд места, которые могут хорошо подойти для съемок в стиле ню. Визуальная интрига выбранного места должна отдавать должное красоте вашей модели. Популярным выбором являются природные пейзажи, включая поля, леса и водоемы, так как они дополняют собой естество обнаженного тела. Однако, в качестве фона также можно выбрать индустриальные площадки, урбанистические постройки и любые другие интересные места.

    • Избегайте общественных территорий и тех мест, где за вами станут подсматривать или будут мешать вам.
    • Если вам необходимо получить разрешение, чтобы фотографировать в конкретном месте, уладьте все формальности до начала фотосъемок.
  1. Назначьте время и место предварительной встречи. Назначьте предварительную встречу с моделью, чтобы обсудить с ней детали фотосъемок. Пригласите ее пообедать, выпить кофе или посетить вашу студию, чтобы провести беседу в дружелюбной обстановке. Постарайтесь растопить лед между вами до того, как вы приступите непосредственно к работе. Когда придет время расчехлять фотоаппарат, вы уже будете достаточно знакомы и сможете общаться друг с другом более комфортно.

    • Обязательно опишите в общих чертах свою концепцию, чтобы модель имела представление о том, чего ожидать. Не бойтесь расспросить модель о ее отношении к тому, что вы задумали.
    • Используйте это время для того, чтобы оценить уровень комфорта модели по отношению к идее будущих фотосъемок. Перейдите к главному и инициируйте диалог с вопросами: "Ты будешь не против, если...? Как ты отнесешься к...?"
    • Предварительная встреча - не свидание. Сделайте все от себя возможное, чтобы помочь модели расслабиться, но сохраняйте подобающее профессиональное отношение к ней.

Часть 2

Фотосъемка
  1. Уделите особое внимание постановке освещения. Распределите источники света таким образом, чтобы они подсвечивали и акцентировали естественные формы модели. Если вы проводите съемку в поле, это может быть мягкий рассеянный свет заката, либо это может быть более явный баланс света и тени для контрастных черно-белых фотографий. Ваше освещение должно быть в согласии с формами и позами модели, чтобы вы могли получить наиболее привлекательные в эстетическом плане фотографии.

    Экспериментируйте с различными техниками фотосъемки. До тех пор, пока ваши фотографии не станут известны своим собственным отличительным стилем, не бойтесь экспериментировать с различными композициями, фильтрами, освещением и так далее. Каждая ваша модель будет уникальна, поэтому и каждая ваша фотография должна чем-то отличаться от остальных. Проявляйте вдумчивый подход и уделяйте время тому, чтобы запечатлеть все нюансы объекта фотосъемки, места, освещения и действа.

    • Смешивайте различные техники. Например, включите несколько черно-белых фотографий в фоторяд из сочных цветных кадров или найдите другие способы включить в фотосъемку различные тематические элементы.
    • Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить внешний вид ваших фотографий (не изменяя их слишком сильно) при редактировании.
  2. Не бойтесь спонтанности. Вы не обязаны слишком строго придерживаться заранее установленных планов. Несмотря на то, что важно иметь в уме определенные представления, импровизация способна подарить вам свежие и захватывающие кадры. Порой лучшие идеи рождаются случайно, когда вы просто дурачитесь. Как знать, возможно, вы совершите прорыв, если просто позволите вещам идти своим чередом.

    • Вместо того чтобы строго придерживаться последовательности заранее продуманных поз, позвольте модели самостоятельно двигаться и свободно принимать позы, а сами фотографируйте все, что только сможете. Если в кадрах не будет ничего стоящего, потом вы их без труда удалите, но у вас может получиться одна или две по-настоящему особенных фотографии.
  3. Не думайте, что ваши фотографии обязаны быть очень откровенными. Взбудоражьте безжизненные снимки подбором искусных способов спрятать или обыграть прелести объекта фотосъемки. Используйте минималистичные аксессуары (шарфики, бижутерию), чтобы прикрыть интимные участки тела, или снимайте модель с необычного ракурса либо в процессе взаимодействия с предметами обстановки с учетом пространственной перспективы. Цель фотосъемки в стиле ню отнюдь не всегда заключается в том, чтобы показать женское тело во всех подробностях. Порой чем их меньше, тем лучше.

Часть 3

Относитесь к модели уважительно
  1. Предоставьте модели некоторую приватность. Предоставьте модели уединенное место, в котором она сможет спокойно раздеться и подготовиться к фотосъемке. Так ей не придется раздеваться в полевых условиях прямо перед вами и остальными членами вашей команды. Любому человеку будет не по себе полностью снимать с себя одежду в присутствии зрителей. Запомните, что комфорт модели имеет первостепенное значение, даже если она до этого уже сотни раз снималась обнаженной.

    • Также будет неплохо приготовить халат или другую комфортную одежду, которую модель может накинуть на себя, если ей станет прохладно, пока вы подгатавливаетесь к очередной серии фотосъемок.
    • Будьте готовы очистить площадку от лишнего персонала и приступить к работе с моделью один на один, если ей не нравится идея присутствия большой толпы вокруг.
  2. Старайтесь не прикасаться к девушке. Будучи фотографом, вы должны осознавать свои замыслы и уметь давать понятные указания, чтобы модель могла их воплотить. Это не означает, что вам можно обращаться с моделью как с неживым предметом. Четко формулируйте свои инструкции относительно того, как и что сделать, а не пытайтесь самостоятельно придать модели нужную позу. Даже если в ваших намерениях нет ничего дурного, любые прикосновения к девушке, когда та полностью обнажена, можно неправильно истолковать.

    • Возьмите себе за правило держать руки подальше от модели, если только она сама не попросит вас помочь ей принять или воспроизвести определенную позу.
    • Обнаженная модель - не реквизит. Помните о том, что женщина, которую вы фотографируете, - тоже человек, который имеет полное право, чтобы к нему не прикасались без разрешения.
  3. Кооперируйте с моделью. Предоставьте модели определенную свободу в том, как ей позировать. Побуждайте ее вносить свой собственный вклад в ваш проект, проявляя индивидуальность. Вполне вероятно, что для нее это будет не первая фотосъемка в обнаженном виде, поэтому с ее опытом и знанием собственного тела она будет иметь лучшее представление о том, что лучше выглядит на фотографиях. Подпитывайтесь идеями друг друга и черпайте из них свое вдохновение.

    • Убедитесь в том, что модель будет согласна на ваши просьбы, прежде чем требовать их выполнять.
    • Работа с той моделью, которая знает, как помочь вам воплотить в реальность ваш замысел, может стать для вас очень полезным опытом.
  4. Ведите себя профессионально. Ваш интерес к обнаженной фотосъемке должен объясняться исключительно тем, что вы видите красоту, загадочность и большую выразительность в обнаженном человеческом теле. Относитесь к модели серьезно, воспринимайте ее как опытного мастера своего дела с собственными соображениями. Никогда не шутите над ее телом, не отпускайте двусмысленных или осуждающих замечаний. Если вы обидете модель, она начнет негативно относиться к работе вместе с вами.

    • Если вы серьезно огорчите модель, она может отнестись к вашим талантам откровенно критически и посоветует остальным также отказаться от работы с вами.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы процесс фотосъемки шел в веселом и добродушном ключе. Это будет содействовать росту доверия, поднимать дух и создавать более приятную атмосферу общения.
  • Подготовьте плейлист с любимой музыкой модели, чтобы она чувствовала себя более раскованно и уверенно во время фотосъемки.
  • Попросите модель прийти на фотосъемку в просторной одежде. Это позволит избежать неприглядных следов на теле от тесных нарядов.
  • Когда завершите фотосъемку, воспользуйтесь фоторедактором, чтобы улучшить внешний вид фотоснимков, а также устранить явные недостатки фотографий.
  • Попросите модель смазать кожу тонким слоем масла. Легкий блеск позволит подчеркнуть контуры тела и поможет добиться максимального результата от поставленного освещения.

Предупреждения

  • Поинтересуйтесь мнением модели о редактировании особенностей ее тела на фотографиях. Некоторые модели относятся к этому терпимее других.
  • Обязательно спрашивайте у модели разрешения на то, чтобы к ней прикоснуться или начать снимать ее в новой позе.
  • Прежде чем выставлять фотоснимки, убедитесь в том, что модель не имеет ничего против того, чтобы ее фотографии могли видеть другие люди.
  • Не предпринимайте ничего такого, чтобы чрезмерно сексуально возбудить фотомодель во время или за рамками процесса фотосъемки.

Ладно, можете идти. Я подумаю.

…«Аудиенция закончена. Все свободны». Опустив плечи, я плелся по коридору вслед за директором.

Я перезвоню Вам, чтобы сообщить о решении Вашего вопроса, - как-то слишком официально попрощался со мной «настоящий полковник» прежде, чем захлопнуть дверь своего кабинета у меня перед носом.

Ну, как всё прошло? – не скрывая прущего изо всех щелей любопытства, спросил Пашка.

А-а, никак, - я только махнул рукой. И, сославшись на дела, быстро ретировался домой.

Ленку я тоже не стал посвящать в подробности. Просто сказал, что не выгорело. Она посочувствовала, сказав: «Не печалься, Котя, всё у нас с тобой впереди!» Терпеть не могу, когда она меня Котей называет…

… Пашка позвонил следующим же вечером.

Ну, Константин! Ушлый же ты тип! Что это ты такого нашему хозяину наговорил? У нас ещё никого так быстро не принимали.

Чего? – опешил я.

Чего… Через плечо! На работу тебя приняли. В стрип. Завтра приходи оформляться.

Немая сцена…

Форма нам не полагалась. Пришлось ради такого случая покупать черный костюм, белую рубашку и галстук, который я отродясь не носил, и завязывать даже не умел. Ленка умела.

В стрип-клубе, значит? Ню-ню, - подозрительно нахмурившись, произнесла она, затягивая на моем горле черную шелковую «удавку».

Что значит «ню-ню»? Там, между прочим, очень строгие правила. И потом, о работе секретарш, знаешь ли, тоже всяко-разно говорят. А ты от меня по этому поводу никаких «ню-ню» ещё не слышала.

Ленка засмеялась.

Ну, ты скажешь! Мой босс, вообще-то, женского полу. Так что, Котя, веди себя прилично.

И Ленка на прощанье шутливо погрозила мне пальчиком.

… Насчет строгих правил я не лукавил ни на йоту. Первое, о чем предупредил меня наш старший смены после того, как показал мне раздевалку, душевую и мой шкафчик, это:

Девок не лапать! Если кто, не дай бог, пожалуется, выгонят сразу же. Без выходного пособия.

Он ещё поворчал немного по поводу моей прически (у меня были волосы до плеч – дань моему увлечению тяжелым роком, да и Ленке очень нравилось. Впрочем, выходя на новую работу, я затянул их в хвост.) – не поймешь, мол, что за мужики пошли, поотпускали патлы, но потом разрешил таки приступить к своим обязанностям.

В обязанности наши входило следить за порядком, но в зале при этом особо не светиться. Так, поглядывать периодически. Ну, а уж если шум и крики – тогда бежать на помощь.

К виду полуголых (а то и вовсе голых) фигуристых девиц я привык в первые же часы. Поначалу не знал, куда глаза девать, а потом явление это стало восприниматься как нечто совершенно нормальное и обыденное. Утром даже непривычно было увидеть на улице одетых девушек. К тому же, «вне сцены» девочки вели себя так, что вряд ли могли кого-то возбудить. Помню, как в первую же ночь я прибежал, когда услышал крики и брань возле комнаты администратора в зале. Миниатюрное ангелоподобное создание в розово-белых кружевах ругалось, аки сантехник, даже не трех, а, пожалуй, семиэтажным матом. Я довольно быстро выяснил, в чем дело. Девушку возмутило поведение двух клиентов, которых принято именовать лицами кавказской национальности. Когда «ангелочек», закончив танец, сошла со сцены в зал, эти самые «лица» пригласили её в свою кабинку станцевать приват. По правилам, девушка может до них дотрагиваться, а они до нее – нет. Правила «лица» соблюдать не захотели.

Да эти ёбари черножопые мне сразу в трусы полезли! – возмущалась «ангелочек». – Я их и послала на ***. А эта крыса – Ларка – тут же ****ьник открыла: мол, танцуй давай, уплочено. Да пошла она! Пускай свою ****у подставляет, если уж бабло от них берет!

«Ларка» - это Лариса, администратор. Бледная и невзрачная особа, в прошлом – тоже стриптизерша. Впрочем, насчет последнего все девчонки единодушно сомневались: «Да какая она стриптизерша?! ****ь она, клейма ставить негде!» В первую же ночь я узнал, что администратор Лариса сама и является инициатором нарушения правил клуба (если это обещает ей доход, разумеется) и, к тому же, втихую занимается сводничеством. Выражалось это в том, что добрая половина девушек была набрана вовсе не для танцев, да и танцевать, собственно, толком не умела. Зато, показав в зале, так сказать, товар лицом (и другими местами), Лариса организовывала этим девицам послеклубные «приваты» с клиентами. Само собой, за хорошую мзду. Девиц этих называли «приватками». Но «ангелочек» точно не принадлежала к их числу.

Конфликт, между тем, продолжался. Недовольные «лица» тоже пришли жаловаться в комнату администратора и требовать назад деньги. Возмущались они громко и нецензурно. Я уже хотел вмешаться, но Рыба (Рыбников, наш старший смены, невысокий коренастый дядька из бывших ментов), грубо остановил меня:

Стой, где стоишь! Ещё не хватало – драку начинать из-за этих кошек драных!

Меня неприятно поразила злоба, явственно прозвучавшая в его голосе. Зачем он тут работает, если так ненавидит этих девчонок?

Вскоре Лариса таки утихомирила клиентов, подсунув им двух «приваток», согласных на всё за отдельную плату.

…Следующие несколько смен прошли спокойно. Я мог расслабиться и полюбоваться танцами: некоторые девушки танцевали так завораживающе-красиво, что это доставляло поистине эстетическое удовольствие.

Пару раз заходил сам Игорь Андреевич, которого теперь и я мог называть хозяином. Он не проходил в зал, стоял, наблюдая, в дверях, скрестив на груди руки и храня невозмутимое выражение на лице. Но его сразу же замечали все. И, думаю, не только из-за высоченного роста (где-то под два метра). Под его стальным взглядом, казалось, даже стриптизерши на пилоне начинали крутиться как-то бодрее и собраннее.

А я в его присутствии до сих пор терялся. И ведь он даже не смотрел в мою сторону, а у меня словно почва из-под ног уходила. Странные какие-то, противоречивые были ощущения. Убежать хотелось, спрятаться, стать как можно незаметнее, но вместо этого я ловил себя на том, что пытаюсь попасться ему на глаза, привлечь его внимание. Зачем? Тогда я не находил ни одного разумного ответа на этот вопрос, а неразумные мне просто в голову не приходили.

Алексей Николаев
Журнал Потребитель, Фото&Видеокамеры N3 2000г.

Введение

Отмечу, что материал написан с "любительской" точки зрения. Это означает, что подход к съемке предполагает получение в первую очередь положительных эмоций, а не производство коммерчески оправданного снимка, который должен продаться. То есть мы ставим перед собой задачу запечатлеть красоту, а не заработать деньги. Мы также не будем рассматривать такие примеры профессиональной съемки людей, как свадебная съемка, реклама и т.п.

Что такое ню и акт

Заглянем в энциклопедический словарь.

АКТ - (нем. Akt), в изобразительном искусстве изображение обнаженной человеческой фигуры; то же, что ню.

НЮ - (франц. nu - нагой, раздетый), изображение нагого женского тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земного чувственного бытия.

Как мы видим, речь идет об искусстве и красоте, а не о физиологии. Многие фотолюбители начинают фотографировать обнаженную натуру именно с запечатления первичных половых признаков. Конечно, вы сами определяете, что и как хотите снять, но художественный вкус - это то, что надо в себе воспитывать, если вы хотите, чтобы ваши фото были красивы и интересны не только вам. Это может быть достигнуто разными способами, например, изучением работ признанных мастеров.

В связи с этим очень рекомендую ознакомится с классиками жанра, например с произведениями Гунара Бинде, Яниса Глейздса, и, разумеется, Римантаса Дихавичюса, чьи работы излучают аромат красоты и гармонии. Совсем иными по духу являются работы другого классика - Хельмута Ньютона, чей неповторимый эротично-ироничный стиль может быть определен безошибочно.

О видах съемки.

Довольно сложно описать, как "надо" снимать обнаженную натуру, так как это очень индивидуальный процесс. Каждый человек видит и чувствует по-своему, поэтому подходы к съемке людей существуют самые разные. Одни фотографы стараются запечатлеть сексуальность модели, другие - раскрыть личность, третьи - запечатлеть какое-то мимолетное состояние и так далее. Каждый из этих жанров, конечно, требует разного подхода к съемке, очень вероятно даже участия разных моделей и т.д.

Съемку людей можно условно разделить на постановочную и репортажную. При постановочной съемке вы заранее придумываете сюжет, свет, одежду, может быть макияж, и снимаете обдуманно и неспешно. Репортаж, напротив, предполагает значительную долю спонтанности при съемке. В этом случае вам предстоит быть лишь свидетелем действа и тут главное - быть готовым запечатлеть тот самый неповторимый миг, который окажется самым красивым, интересным или любопытным. Репортаж в данном случае не подразумевает съемку в бане или на нудистском пляже. Просто модели предоставляется гораздо большая свобода в выборе поз и т.д. - то есть своего рода соучастие в творческом процессе.

О моделях

Какой должна быть модель? Наверное, она должна быть такой, чтобы вдохновлять автора. Иначе, зачем ее вообще фотографировать, если, как мы договорились, мы не преследуем своей целью зарабатывание денег?

Конечно, существует всем известный стереотип "90-60-90", но стоит заметить, что даже у многих "супермоделей" фигура далеко не всегда соответствует этим параметрам. Главное, чтобы фигура модели была пропорциональной и гармоничной. Порой казалось бы неидеально сложенная модель способна настолько здорово "выложиться" при съемке, показать такие внутренние состояния, что результат очаровывает.

Очень важно, чтобы у модели была хорошая кожа. В меру загорелая кожа часто смотрится на снимках очень выигрышно. С другой стороны, "белые пятна" от купальника на загорелом теле не всегда выглядят эстетично. Мелкие дефекты кожи можно попробовать "заделать" при помощи тонального крема, либо использовать при съемке смягчающие фильтры.

Несомненно, что между вами и моделью должно быть доверие, иначе все теряет смысл. Во время съемки важно создать все условия для того, чтобы модель чувствовала себя максимально уверенно и спокойно. Например, она должна быть уверена, что никто неожиданно не войдет в помещение и т.п. Естественно, лишних людей при съемке присутствовать не должно. Чтобы модель чувствовала себя увереннее, в студии полезно иметь зеркало достаточных размеров, в которое модель могла бы видеть себя непосредственно во время съемки.

Лучшим объектом для начала, видимо, будет жена или девушка автора съемок. Сложность съемки близких или родных людей заключается в том, что у них по отношению к автору (и наоборот) сложились определенные стереотипы, которые могут мешать успешно выполнить задуманное. Значит, придется эти стереотипы преодолевать.

Если у модели это первая съемка такого рода, то разумно начать с портрета, постепенно переходя к более обнаженным позам.

Многие из фотографов, снимающих в "стиле Дихавичюса", используют для съемок преимущественно непрофессиональных моделей, так как здесь требуются в первую очередь не самые длинные ноги или осиная талия, а искренность и чистота. Любите свою модель и боготворите ее, тогда вы просто не сможете получить неудачных снимков.

В то время как одна модель может очень удачно смотреться среди природы, другая, "городская", будет просто неспособна комфортно себя чувствовать в такой обстановке и потому кадры будут в лучшем случае неестественными. В идеале, для каждой натурной съемки нужно искать "свою" модель.

Для того, чтобы модель могла проявить во время съемки свою индивидуальность, дайте ей эту возможность! Для этого не надо ставить модели жестких рамок и командовать ей. Просто смотрите и наблюдайте. Многие люди в жизни очень зажаты, и порой приходится затратить много сил на то, чтобы модель "включилась" в нужное для автора состояние. Один из моих знакомых, который снимает девушек на природе, дает им время погулять на природе в одиночестве, чтобы прочувствовать обстановку и приобрести соответствующий настрой. В любом случае, очень желательно наиболее точно передать на снимке авторское видение и настроение, то, чем автор восхищается в данный момент.

Иногда бывает довольно сложно снимать профессиональных моделей, если она демонстрирует мертвые выученные позы, а вы хотите показать ее как индивидуальность. В таких случаях следует провести с моделью "беседу", чтобы она постаралась выбросить из головы то, чему ее учили, и что может быть помехой для ваших съемок.

При съемках людей все время приходится учитывать различные человеческие особенности (характер, менталитет, вкус и т.п.). Надо сказать, что умение взаимодействовать с людьми для фотографа является ничуть не менее важным, чем умение снимать. Юмор и терпение – вот основные качества, которые позволяют достигнуть задуманное.

Юридические "аспекты" творчества

Все мы живем в государстве и поэтому автоматически подпадаем под действие законов, действующих на его территории. Фотографу, снимающему обнаженную натуру или просто людей, неплохо иметь в виду следующее.

Право на собственное изображение является личным неимущественным правом граждан, охраняемым гражданским законодательством (ст.ст.2, 150 ГК РФ). Воспроизведение и распространение (в т.ч. опубликование) изображений граждан без их согласия будет являться нарушением указанного права.

Наиболее надежным способом урегулирования данной проблемы представляется оформление письменного разрешения на ПРАВО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ данного лица. Факт выплаты вознаграждения фотомодели за съемку не подтверждает права на распространение изображения, а может означать лишь оплату ее рабочего времени. И наоборот, право на распространение изображения может быть предоставлено безвозмездно.

Граждане до 14 лет считаются недееспособными, с 14 до 18 лет - ограниченно дееспособными. Таким образом, право на их изображение (и особенно их обнаженных тел) следует получать у их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). В противном случае дело может перейти в сферу уголовного судопроизводства (ряд статей УК РФ, например, ст.132 , предусматривающая ответственность за насильственные действия сексуального характера, в том числе (ч.2) совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) лица.

Как фотографировать людей

Существует несколько чисто технических "пунктиков", которые неплохо иметь в виду при съемках людей, и, в частности, обнаженной натуры:

    при съемках в полный рост или около того нежелательно использовать точку съемки выше модели (если не требуются спецэффекты), так как это приведет к укорачиванию ног и искажений пропорций тела на снимке.

    если у модели недостаточно длинные ноги или вы хотите, чтобы на снимке она казались еще длиннее, используйте нижние точки съемки. Можно также добиваться интересных кадров, комбинируя съемку широкоугольной оптикой с нижней точкой съемки.

    часто при съемках людей используют оптику, начиная от 50 или 85мм, причем 50мм объективами, если и пользуются, то обычно при съемках в полный рост. Надо учесть, что объективы с короткими фокусными расстояниями больше искажают линейные размеры снимаемого объекта. Поэтому, если какая-то часть модели окажется при съемке немного ближе к объективу (например, нос или часть руки при портретной съемке), то эта часть будет казаться больше, чем она есть на самом деле, что обычно смущает зрителя и выглядит не очень эстетично. Именно поэтому портрет классически снимается на фокусных расстояниях 50 и 85-135мм. Хотя ко всему следует подходить творчески, т.к. в искусстве не может существовать жестких "можно" и "нельзя". На то оно и искусство.

    если вы хотите подчеркнуть объем груди модели, не стоит ее укладывать на спину. Попросите модель принять различные позы, и вы сами сможете найти множество интересных точек съемки. При съемке внимательно следите, чтобы коже не было складок (чаще всего - на животе или в районе талии при чрезмерном повороте корпуса). Довольно некрасиво выглядят проступающие сквозь кожу ребра, поэтому если вы хотите, скажем, подчеркнуть изгибом форму груди, то не стоит с этим перебарщивать.

    порой можно очень удачно использовать при съемке все, что попадется по руку и характерно для того места, где проводится съемка. Это могут быть неподалеку растущие ромашки, хлам в подвале дома, попавшаяся под руку швабра и т.д. Также хорошо иметь с собой некоторый запас разного рода предметов, могущих пригодится при съемках. Например, куски прозрачной материи, разного рода украшения, искусственные цветы и т.п. На снимке часто бывает уместно показать взаимоотношения модели и ее окружения, это придает снимку живость и динамизм. Здесь очень показательны снимки Хельмута Ньютона, который любил снимать людей среди какого-либо подходящего беспорядка (например, его снимки Pina Bausch или Grace Jones und Dolph).

    не забывайте снять с модели перед съемкой часы и украшения, если это необходимо.

    следите за фоном, пусть голову от туловища не отсекает линия горизонта, "из головы" не должно расти деревьев и т.п. Также следует оценивать яркость и цвет фона, чтобы снимок получился технически грамотным! Для оценки разброса яркостей модели и фона бывает полезно замерить яркость света по модели и фону отдельно.

    творчески подходите к использованию глубины резкости. Если требуется отделить модель от фона, используйте телеобъективы с фокусным расстоянием от 100мм. Можно получить интересные кадры, наводя резкость на те или иные части тела и производя съемку на открытой диафрагме светосильной оптикой.

    очень часто снимки кадрируют таким образом, чтобы людям "быть куда смотреть", т.е. по направлению взгляда обычно оставляется пустое пространство.

    используют съемку портрета в профиль, ан фас, сзади и в три четверти. Также часто можно найти интересную точку съемки значительно выше уровня глаз.

    Поворот головы портретируемого значит многое. Желательно использовать такие точки съемки, когда лицо выглядит наиболее удачно.

    Отражения в глазах являются весьма важным элементом при портретной съемке. Часто выглядит неестественно, когда в глазах отражается несколько источников света. И наоборот, отражение одной вспышки оживляет портрет, добавляя искорки в глазах. Иногда для этой цели используют слабую вспышечку, которая практически не влияет на световой рисунок, но дает блики в глазах.

    Часто при портретной съемке используют относительно небольшие значения диафрагмы, чтобы получить малую глубину резкости. При этом резкость следует наводить по глазам портретируемого. При таком подходе легко скрыть небольшие дефекты кожи, если они имеются.

    у многих людей в профиль не очень красивый нос, следите за этим при съемке. Вообще, следует тщательно изучить модель перед съемкой и решить, с какой стороны она выглядит лучше всего. Можете попросить рассказать модель о своих недостатках, чтобы после съемки не было ненужных разочарований (хотя со временем вы научитесь видеть "критические места" самостоятельно).

    следите за тенями! Глазные впадины не должны "проваливаться". Тени от носа и подбородка не должны быть излишне резкими. Часто в цветной фотографии используют такое освещение, чтобы контраст на лице не превышал одной ступени.

    стоит использовать заполняющую вспышку или отражатель для высвечивания теней и понижения контраста.

    выбирайте для съемок подходящее время суток и/или погоду.

    на теле обычно остаются следы от белья, поэтому при съемках обнаженной натуры следует раздеть модель за 20-40 минут до съемки. Чтобы она чувствовала себя комфортно, можно дать ей какую-либо куртку или свободную накидку.

    при съемке полезно использовать подходящую под настроение и жанр съемки музыку

    по возможности изучайте то, что уже достигнуто фотографами и живописцами. Не обязательно следует пытаться повторять их произведения, хотя копирование представляет само по себе очень непростую задачу.

    Если вы снимаете обнаженную натуру в первый раз и у вас дрожат коленки - не беспокойтесь, это нормально. Видимо, имеет смысл предупредить модель, что это у вас первая съемка такого рода.

    что с собой взять на выездную съемку? Как правило, минимальный набор должен включать в себя камеру со вспышкой (или отражатель вместо вспышки), хороший объектив (обычно телеобъектив) и достаточное количество пленки. Иногда полезно захватить штатив. Быть может, понадобиться что-то теплое, чтобы временно укрыть модель от холода, при этом одеяние должно быть свободным и легко сбрасываться. При съемках на природе желательно взять с собой средство против летающих кровососущих насекомых. При этом лучше использовать распыляющиеся средства в баллонах. Удачной идеей будет взять с собой немного еды и пластиковую бутылку с водой. Пусть ваша модель захватит разумное количество косметики.

    и самое главное - фотографируйте так, как вам нравится. Ведь ради этого все собственно, и затевалось…

Лично мне больше всего при съемках людей симпатичен объектив 85 или 90мм. Объектив с таким фокусным расстоянием позволяет снимать как поясной портрет, так и в полный рост, и при этом не надо далеко отходить назад. Объектив 85мм позволяет отделить модель от фона, и в то же время показать ту среду, в которой находится модель (особенно хорошо при съемках на природе). Оптика с фокусным расстоянием 100мм и более на мой вкус делает изображение слишком плоским. Следует помнить, что любой объектив по краю искажает изображение. Этот эффект обычно практически незаметен при использовании телеобъективов и максимально проявляется при использовании широкоугольной оптики. Поэтому при съемке людей оптикой с фокусным расстоянием короче 70мм. старайтесь не располагать по самому краю кадра ничего такого, что может быть испорчено такого рода искажениями.

Часто, при съемках на открытом воздухе, используется пленка чувствительностью 400 единиц. Довольно сложно представить, как можно проводить съемки, скажем, в лесу даже летом в светлое время суток любительскими зумами с относительным отверстием 5.6. Хорошо иметь в арсенале оптику с постоянным фокусным расстоянием, тем более, что такая оптика (помимо высокой светосилы) обычно лучше работает против света, имеет лучшие оптические характеристики (а часто и свой рисунок) и т.п. К тому же, используя объективы с постоянным фокусным расстоянием, вы намного лучше сможете прочувствовать кадр и будете больше думать (так как вместо того, чтобы бездумно крутить кольцо зумирования, вы будете работать ногами и искать лучшую точку съемки).

Очень хорошо иметь для съемок светосильную оптику, так как часто красивое естественное освещение бывает довольно слабым, а использование вспышки все портит, так как вспышка дает плоское неестественное освещение. Иногда светосильный штатный объектив и пленка 400 единиц (или выше) являются спасением фотографа, который не хочет портить красоту естественного освещения вспышкой.

Ч/б или цвет?

Многие фотографы, снимающие обнаженную натуру, используют черно-белые фотоматериалы. Причин тому несколько. Во-первых, черно-белая фотография традиционна и ню или портрет в черно-белом имеет давние традиции. Во-вторых, при использовании черно-белых материалов фотограф получает больше степеней свободы (так как в черно-белой фотографии существует огромное количество творческих приемов, в принципе нереализуемых в цветной фотографии), а значит, и больший простор для творчества. В-третьих, цвет при съемках актов обычно избыточен и является отвлекающим фактором, мешающим сосредоточиться на сути произведения. Хотя конечно выбор "ч/б или цвет" всегда остается за фотографом.

Так случилось, что в настоящее время для фотолюбителя намного проще изготовить цветную фотографию, нежели черно-белую. Однако, на мой взгляд, довольно небольшой процент фотографов, снимающих на цвет, грамотно использует цвет в композиции. Думаю, в этой связи читателю будет полезно познакомиться с творчеством фотографа Uwe Ommer’а, например, с его альбомом “Black Ladies” издательства Taschen, который, по мнению автора, является не просто произведением искусства, но и великолепным примером использования цвета в фотографии вообще и при съемках обнаженной натуры в частности.

Фотоматериалы

В этом разделе я попытаюсь охарактеризовать некоторые фотоматериалы и их комбинации, которые могут применяться при съемках, исходя из моего опыта. Причем, если с цветными материалами все более или менее понятно, то в черно-белой фотографии существует исключительно много комбинаций пленка/проявитель, которые могут давать различные результаты.

Черно-белые пленки.

Пожалуй, ни одна другая черно-белая пленка не вызвала вокруг себя столько споров, как Kodak T-MAX. От безусловного поклонения и восхищения, до заявлений о том, что содержащая мало серебра сверхсовременная hi-tech пленка в принципе не может дать ничего хорошего. Истина, наверное, лежит где-то посередине. Пленки Kodak T-MAX и вправду очень специфичны и требуют точного экспонирования и обработки.

Многие фотографы, работающие с этим материалом, не использует T-MAX по номинальной чувствительности. Для получения отличных результатов ее обычно переэкспонируют (до одной ступени) и проявляют мягче (т.е. сокращают время проявки, точные данные приведены в документе Kodak F-32). Фирма Kodak в технической документации указывает на необходимость в таком подходе при печати на конденсорном увеличителе (подробнее о черно-белой фотографии написано в Потребителе №10 за 1998 год).

(Видимо, стоит пояснить, что увеличители, на которых можно печатать черно-белые фотографии, могут быть двух принципиально разных типов. Первый тип – это конденсорные увеличители, в которых свет от лампы проходит через систему линз – конденсор, после чего попадает на негатив. Второй тип увеличителей – увеличители с диффузионным источником света (обычно все увеличители для цветной печати именно такого типа). Для черно-белой фотографии разница между этими увеличителями состоит в том, что конденсорные увеличители в общем случае требуют менее контрастных негативов, а диффузионные – более контрастных).

Разные проявители по-разному проявляют T-MAX, как и любую другую черно-белую пленку. Как мне кажется, наиболее универсальным проявителем для T-MAX является D-76 (или его аналог от ILFORD ID-11). При этом, хорошие результаты получаются при использовании D-76 в разбавлении 1:1 (одноразово, т.е. после использования раствор выливается). Такая комбинация дает высокую резкость и удовлетворительные тональные градации.

Проявитель T-MAX весьма неплох, а может быть, даже лучше других способен использовать преимущества пленки T-MAX. Зерно при использовании комбинации T-MAX с проявителем T-MAX практически не видно глазом на увеличении до 30х40 с 35-мм пленки, однако высокой резкости такая комбинация не дает. Конечно, это далеко не всегда плохо, и как раз при съемке портретов и ню может являться желательным качеством.

Некоторые фотографы с успехом используют проявители FX-1 и FX-2, которые дают высокую контурную резкость и хорошие градации в светлых частях снимка. Состав FX-1 несложен и его можно приготовить самостоятельно.

Комбинация T-MAX + Rodinal в разбавлении 1:50 дает очень приятные тональные градации, при этом получаемая резкость не максимальна, однако, как мне кажется, при портретной съемке "в самый раз".

T-MAX и проявитель Kodak XTOL вместе хорошо сочетаются, зерно получается очень мелкое, но резкость обеспечивается не максимальная. Структура зерна при этом немного необычная (скажем, по сравнению с тем, что дает классический D-76), зерно не выраженное и немного "мыльное".

Пленки T-MAX требуют точного экспонирования и соблюдения условий обработки, и небольшие отклонения от них могут вызвать значительное ухудшение качества негативов.

Ближайшим аналогом пленок семейства Kodak T-Max являются пленки ILFORD Delta Professional. Надо отметить, что эти пленки не так капризны в обработке и обычно изображение, получаемое с них, более пластично. Зернистость пленок Delta возможно чуть больше, чем у T-Max, однако все равно заметно меньше, чем у классических (не T-Grain) материалов. Некоторые фотографы считают, что пленки Delta несколько неадекватно воспроизводят световой тон человеческой кожи.

Пленки Fuji Neopan Professional хорошо подходят для съемки обнаженной натуры, так как обладают богатыми тональными градациями. Проявляют их обычно в D-76 или его модификациях.

Эти пленки характерны тем, что изготовлены по обычной, не “T-Grain” или подобной технологии (подробнее о технологии T-Grain написано в Потребителе №10 за 1998 год) и содержат больше серебра. Следует отметить, что перечисленные пленки Kodak наиболее "древние", и поэтому диапазон соответствия закону взаимозаместимости (о законе взаимозаместимости можно прочитать в Потребителе №11 за 1999 год) у них меньше, чем у других пленок.

Перечисленные пленки можно проявлять чем угодно, часто используется D-76 или ID-11. На Западе популярен проявитель PMK, дающий, помимо прочего, очень хорошие градации в светлых областях снимка (что важно при съемках обнаженной натуры). Пленки Agfa оптимально проявлять в Rodinal’е.

Существует уникальная пленка для фэшн-фотографов (т.е. фотографов, снимающих моду) Kodak Tri-X Pro Pan 320 (не путать с пленкой с таким же названием, но чувствительностью 400 единиц), которая имеет самое крупное зерно в своем классе, и при этом самые богатые тональные градации. Именно на эту пленку снимает Хельмут Ньютон и при этом считает, что только эта пленка должным образом передает пластику человеческого тела. Следует добавить, что такая пленка бывает только широкая (тип 120) и в России пока недоступна.

Следует сказать, что подавляющее большинство современных черно-белых пленок имеет завышенную чувствительность. Конечно, снимая пленку "по номиналу", вы получите вполне удовлетворительный результат, но если вы все же хотите получить хорошо проработанные глубокие тени, то обычно пленку переэкспонируют и слегка недопроявляют. Кстати, использование такой методики обычно дает негативы нормального контраста (для печати на конденсорном увеличителе), в то время как, при использовании рекомендации производителя, в большинстве ситуаций получатся контрастные негативы.

На Западе для съемок обнаженной натуры широко используются инфракрасные материалы, которые имеют интересную и необычную тональную передачу. Однако, к сожалению, у нас в стране пока инфракрасные материалы не продаются и не обрабатываются.

Цветные пленки.

Из цветных пленок можно использовать все

, что угодно, главное, чтобы материал был качественным. Лично мне больше всего нравятся материалы Fuji, из негативных пленок это Superia Reala 100, NPS 160 и NPH 400.

Superia Reala обладает "оптимистическим" взглядом на мир, давая яркие живые краски, впрочем, без излишней контрастности, часто присущей любительским пленкам. Эта пленка обладает исключительно мелким зерном и высокой резкостью, что позволяет без труда делать отпечатки большого размера.

Пленка Fuji NPS 160 является в первую очередь портретной пленкой (хотя с успехом может применяться в других областях фотографии). Обладая пониженным контрастом и мягкой передачей полутонов, она особенно хорошо подходит для романтических женских портретов. Портреты, снятые на эту пленку, выглядят на мой вкус великолепно.

Fuji NPH 400 - тоже довольно мягкая пленка, обладает очень мелким зерном (для пленки своего класса) и может быть рекомендована везде, где съемка проводится в условиях недостаточного освещения. Следует отметить, что пленка NPH особенно чувствительна к недодержке.

Конечно, выбор пленки (и проявителя) представляется весьма важным, однако это все же не самое главное, и поэтому основные усилия следует сосредоточить на не этом. Учитесь работать с одним материалом, чтобы постичь тонкости его обработки и начать "чувствовать" его.

Некоторые стандартные схемы освещения

Освещение является одним из самых важных моментов, ведь фотография - это светопись. Плохо поставленный свет может полностью испортить всю съемку, пусть в ней принимала участие самая роскошная модель. И наоборот, при хорошем владении светом даже не самую прекрасную модель можно снять очень красиво, сделав акцент на ее лучших чертах и скрыв недостатки. Например, форму груди модели можно подчеркнуть использованием более резкого освещения сбоку или даже сверху.

Типы применяемого освещения при черно-белой съемке и съемке на цветную пленку - отличаются. При ч/б съемке часто используется довольно контрастный свет, иногда даже от одного прямого источника света. Вообще, игра на контрастах часто применяется в черно-белой фотографии. При съемках на цветные материалы обычно напротив используется более мягкий и ровный свет, а контраст на лице и теле не превышает одной ступени.

Сначала рассмотрим съемку на открытом воздухе. Как правило, редко кто отваживается снимать людей под прямым ярким солнцем, так как при этом на теле (а на лице особенно) возникают очень глубокие тени, которые смотрятся неэстетично. Поэтому следует принять меры к тому, чтобы избежать появления таких теней.

Одним из способов "высветлить" тени является использование заполняющей вспышки. Заполняющая вспышка - это техника, подразумевающая одновременное и сбалансированное использование естественного света и света вспышки. При этом вспышка обычно дает не основной вклад в экспозицию, а лишь снижает контраст на лице и "заполняет" тени. Использование заполняющей вспышки требует некоторых навыков, так как мощность импульса вспышки должна быть точно выверена. Если мощность вспышки будет неправильно выбрана в меньшую сторону, то вспышка не даст желаемого эффекта. Слишком мощный импульс пересветит передний план, и задний план окажется проваленным в темноту. Как всегда, наилучший результат дает применение флешметра и/или расчет мощности вспышки вручную.

Обычно мощность импульса вспышки выбирается примерно на одну-две ступени меньше, чем естественное освещение. Например, если замер сюжета дает диафрагму 16, то мощность вспышки часто выбирают такой, чтобы она давала диафрагму 8 – 11. Неплохо, если ваша вспышка "умеет" синхронизироваться со всеми выдержками, отрабатываемыми затвором, однако, нужно помнить, что мощность вспышки в режиме высокоскоростной синхронизации сильно падает.

Применять заполняющую вспышку надо с осторожностью, так как возможные блики (на коже, одежде, колготах с лайкрой и т.п.) могут испортить снимок.

Другим способом съемок на солнце является применение отражателей. Существуют специальные отражатели, называемые еще лайт-дисками, которые представляют собой упругий обод, на который натянута специальная ткань. Такая конструкция может быть сложена довольно компактно, а при необходимости почти мгновенно разворачивается. Натянутая ткань обычно разная в двух сторон, например, чисто белая и серебристая, или белая и тепло-желтая. Отражатели такого типа очень практичны, однако для того, чтобы держать такой отражатель, требуется ассистент либо специальный штатив, что не всегда удобно. Зато лайт-диск (в отличие от вспышки) является предсказуемым источником света, т.е. уже во время съемки вы точно знаете, что получится на фото. В кино и профессиональной фотографии вспышка или отражатель применяются очень часто, и почти в 100% случаев при контрастном освещении (самый яркий пример - съемки на берегу моря).

Очень важным моментом является выбор времени суток. Хорошо для съемок использовать утро либо вечер, когда солнце находится невысоко над горизонтом и свет от него не такой резкий. Свет от вечернего солнца имеет очень приятный глазу теплый оттенок.

Днем можно с успехом снимать в тени (например, деревьев), однако при этом света довольно мало, и часто приходится использовать пленку 400 единиц.

Трава может давать довольно заметные рефлексы (их интенсивность зависит от многих факторов, например, высоты солнца); такие рефлексы обычно окрашены в зеленый цвет и могут немного подпортить снимок при съемке на цветную пленку.

Если говорить о съемках в помещении, то тут тоже есть разные варианты освещения. Самое простое - использование фотовспышки. Замечу, что мне пока не приходилось сталкиваться с фотографами, которые любят по доброй воле пользоваться вспышкой. Дело в том, что вспышка является довольно ограниченным источником света (в смысле как количества, так и качества света), и что самое неприятное - непредсказуемым. Т.е. если вы сделали что-то не так, узнать об этом вы сможете только после проявления пленки (когда уже поздно что-то исправлять).

Прямая вспышка "в лоб" в художественной фотографии применяется очень редко, так как дает очень "плоское" освещение и неприятные резкие тени. Иногда, для получения так называемого бестеневого света используют кольцевую вспышку, надеваемую на объектив, но этот вариант довольно специфичен и не может быть рекомендован как универсальный.

При съемках портретов со вспышкой часто применяет специальные рассеиватели (например, фирмы Lumiquest), устанавливаемые на вспышку. Они могут быть самые разные, начиная от белых козырьков и заканчивая мини-софтбоксами или специальными надувными шариками, внутри которых и помещается вспышка. Однако все равно, такого рода рассеиватели дают резкий свет, и эффективно работают только на небольших расстояниях. Кроме того, рассеиватели "отъедают" немало мощности у вспышки (до трех ступеней, в зависимости от типа рассеивателя).

Мощности у вспышки никогда не бывает много, так что по возможности следует пользоваться самыми мощными из доступных вспышек с головкой, которую можно вращать в любую сторону. Это даст возможность использовать отраженный от потолка или стен свет.

При использовании вспышечного света, отраженного от потолка, контраст будет не таким высоким, и картинка получится более приятная. Однако следует иметь в виду, что при использовании такого освещения нижняя часть фотографии может оказаться слишком темной. Потолок или стена, от которых отражается свет вспышки вспышка, должны быть белыми (по крайней мере, при съемке на цветную пленку), иначе цветовой баланс снимка будет далек от идеального.

Иногда применяется свет из окна (хотя обычно его довольно мало). Это очень приятный и ровный тип освещения, а главное естественный, так как именно к нему больше всего привык глаз.

Разумеется самым интересным вариантом съемок в помещении является съемка в студии. Хотя, конечно, мало какой любитель может себе позволить такую роскошь.

Современные студии, как правило, оборудуются импульсным светом. Это значит, что в качестве источников освещения используются специальные мощные вспышки, а для моделирования света используются галогенные (иногда обычные) "пилотные" лампы (все это выполнено в одном блоке). Обычно мощность пилотной лампы делают пропорциональной мощности вспышки, и фотограф по свету пилотов может заранее оценить световой рисунок, даваемый одним или несколькими источниками. Источники могут запускаться как по синхрокабелю, так и путем использования световой "ловушки" (светосинхронизатора). Т.е. источники отслеживают импульс света, даваемый например, вспышкой на камере и срабатывают одновременно с ней. Некоторые типы таких осветителей также имеют возможность запуска по инфракрасному каналу.

Конечно, для любительской съемки можно применить и менее дорогостоящие варианты. Например, это галогенные лампы (скажем, типа "Фотон"). При использовании галогенных ламп с черно-белой пленкой проблем не возникает, а при съемке на цвет используются специальные конверсионные фильтры или применяется специальная “вечерняя” фотопленка с индексом “T” в названии пленки.

Можно также применять и несколько согласованных вспышек. Например, некоторые модели отечественных вспышек типа ФИЛ имеют встроенные светосинхронизаторы. Следует заметить, что вспышки типа ФИЛ имеют определенные проблемы со стабильностью мощности импульса и надежностью (и т.п.), поэтому их часто подвергают серьезным доработкам перед тем, как начать ими пользоваться.

Можно использовать любые другие вспышки, а синхронизировать их при помощи продающихся отдельно синхронизаторов. Существуют вспышки, которые вворачиваются в обычный патрон и также оборудованные синхронизаторами.

Вообще говоря, очень непросто представить себе световой рисунок, который дадут несколько вспышек, даже используя флашметр.

Обычно при студийной съемке людей используют следующую схему освещения - один источник ("рисующий") через зонт, софтбокс, ткань или напрямую светит на объект, а второй источник (он должен быть рассеянным, например белый зонт или софтбокс) "заполняет" тени. При этом. часто, источник рисующего света располагают выше и в стороне от объекта, а заполняющий свет светит от камеры, сглаживая резкие тени. Также используют и просто один источник света, либо один источник с отражателем/отражателями и т.п. Существует бесконечное множество схем освещения, выходящих за рамки статьи, если вас это заинтересовало, обратитесь к соответствующей литературе.

Low key & High key

Low Key и High Key переводятся на русский язык как "низкий ключ" и "высокий ключ". Съемка "в высоком ключе" подразумевает такую съемку, когда весь снимок выполняется в светлой тональности, обычно все неконтрастное и мягкое, глубоких теней нет вообще. Низкий же ключ, напротив, подразумевает преобладание темной тональности снимка.

Для получения снимков в высоком ключе обычно применяется несколько источников света, часть которых направлена на фон и делает его на снимке чисто белым или почти чисто белым, а сама модель также освещается со всех сторон, часто мягким рассеянным светом. Модель, естественно, не должна быть одета в темную и тем более черную одежду. Для получения более выраженного эффекта делается некоторая сознательная передержка (обычно примерно в одну ступень), чтобы дополнительно высветлить снимок.

Для получения снимков в низком ключе используют черный или темный фон, темную одежду и соответствующие схемы освещения. Мне встречались рекомендации по применению сознательной недодержки, однако это крайне спорно, так как общая недодержка просто приведет к провалу теней и снижению контраста снимка. Низкий ключ - это прежде всего - правильно выстроенный и промеренный свет. Видимо, замер в большинстве случаев следует делать по наиболее освещенной части композиции.

О фототехнике

Разумеется, снимать людей можно практически любой камерой. Конечно, средний формат в результате дает более высокое качество изображения и, что важно, позволяет лучше передать пластику светотонального рисунка человеческого тела. С другой стороны, узкопленочная техника очень удобна своей оперативностью, и порой оказывается, благодаря этому, обстоятельству совершенно вне конкуренции по сравнению со среднеформатной аппаратурой. При грамотном подходе к делу - 35-мм камера обеспечивает хорошее качество во многих случаях.

После света и умения им пользоваться очень важным является качество оптики. Совершенно нелепо рассуждать, что лучше - Canon или Nikon, или, скажем, Mamiya или Pentax. Оптика должна быть такой, чтобы получалось красиво. Можно использовать смягчающие, виньетирующие (т.е затемняющие края кадра), спектральные и другие фильтры. Также очень интересные кадры дает монокль, либо специальные мягкорисующие объективы. Не стоит забывать и про самый простой способ смягчить изображение - просто натянуть кусок черного капронового чулка на объектив.

Одним из способов получения на снимке "чего-то необычного" является съемка на слайдовую пленку и проявка ее по процессу C-41. Эта процедура называется "кросс-процесс". При кросс-процессах получаются "нестандартные" цвета и контраст. Так что если вы любите всякого рода эксперименты, можете попробовать такую технику. Главное, не переусердствуйте со спецэффектами, когда их много они утомительны.

Техника является лишь вашим рабочим инструментом для получения снимка, не более (и не менее) того. Главное в фотографировании людей - это передать состояние, показать красоту человека и его внутреннего мира. Все остальное - вторично.

Желаю всем успехов в этой непростой области фотографии!

Алексей Николаев

Ознакомиться с творчеством наиболее интересных профессиональных фотографов вы можете на страничке

Изучение физики в школе длится несколько лет. При этом ученики сталкиваются с проблемой, что одни и те же буквы обозначают совершенно разные величины. Чаще всего этот факт касается латинских букв. Как же тогда решать задачи?

Пугаться такого повтора не стоит. Ученые постарались ввести их в обозначение так, чтобы одинаковые буквы не встретились в одной формуле. Чаще всего ученики сталкиваются с латинской n. Она может быть строчной или прописной. Поэтому логично возникает вопрос о том, что такое n в физике, то есть в определенной встретившейся ученику формуле.

Что обозначает прописная буква N в физике?

Чаще всего в школьном курсе она встречается при изучении механики. Ведь там она может быть сразу в дух значениях - мощность и сила нормальной реакции опоры. Естественно, что эти понятия не пересекаются, ведь используются в разных разделах механики и измеряются в разных единицах. Поэтому всегда нужно точно определить, что такое n в физике.

Мощность — это скорость изменения энергии системы. Это скалярная величина, то есть просто число. Единицей ее измерения служит ватт (Вт).

Сила нормальной реакции опоры — сила, которая оказывает действие на тело со стороны опоры или подвеса. Кроме числового значения, она имеет направление, то есть это векторная величина. Причем она всегда перпендикулярна поверхности, на которую производится внешнее воздействие. Единицей измерения этой N является ньютон (Н).

Что такое N в физике, помимо уже указанных величин? Это может быть:

    постоянная Авогадро;

    увеличение оптического прибора;

    концентрация вещества;

    число Дебая;

    полная мощность излучения.

Что может обозначать строчная буква n в физике?

Список наименований, которые могут за ней скрываться, достаточно обширен. Обозначение n в физике используется для таких понятий:

    показатель преломления, причем он может быть абсолютным или относительным;

    нейтрон — нейтральная элементарная частица с массой незначительно большей, чем у протона;

    частота вращения (используется для замены греческой буквы «ню», так как она очень похожа на латинскую «вэ») — число повторения оборотов за единицу времени, измеряется в герцах (Гц).

Что означает n в физике, кроме уже указанных величин? Оказывается, за ней скрываются основное квантовое число (квантовая физика), концентрация и постоянная Лошмидта (молекулярная физика). Кстати, при вычислении концентрации вещества требуется знать величину, которая также записывается латинской «эн». О ней будет идти речь ниже.

Какая физическая величина может быть обозначена n и N?

Ее название происходит от латинского слова numerus, в переводе оно звучит как «число», «количество». Поэтому ответ на вопрос о том, что значит n в физике, достаточно прост. Это количество любых предметов, тел, частиц — всего, о чем идет речь в определенной задаче.

Причем «количество» — одна из немногих физических величин, которые не имеют единицы измерения. Это просто число, без наименования. Например, если в задаче идет речь о 10 частицах, то n будет равно просто 10. Но если получается так, что строчная «эн» уже занята, то использовать приходится прописную букву.

Формулы, в которых фигурирует прописная N

Первая из них определяет мощность, которая равна отношению работы ко времени:

В молекулярной физике имеется такое понятие, как химическое количество вещества. Обозначается греческой буквой «ню». Чтобы его сосчитать, следует разделить количество частиц на число Авогадро :

Кстати, последняя величина тоже обозначается столь популярной буквой N. Только у нее всегда присутствует нижний индекс — А.

Чтобы определить электрический заряд, потребуется формула:

Еще одна формула с N в физике - частота колебаний. Чтобы ее сосчитать, нужно их число разделить на время:

Появляется буква «эн» в формуле для периода обращения:

Формулы, в которых встречается строчная n

В школьном курсе физики эта буква чаще всего ассоциируется с показателем преломления вещества. Поэтому важным оказывается знание формул с ее применением.

Так, для абсолютного показателя преломления формула записывается следующим образом:

Здесь с — скорость света в вакууме, v — его скорость в преломляющей среде.

Формула для относительного показателя преломления несколько сложнее:

n 21 = v 1: v 2 = n 2: n 1 ,

где n 1 и n 2 — абсолютные показатели преломления первой и второй среды, v 1 и v 2 — скорости световой волны в указанных веществах.

Как найти n в физике? В этом нам поможет формула, в которой требуется знать углы падения и преломления луча, то есть n 21 = sin α: sin γ.

Чему равно n в физике, если это показатель преломления?

Обычно в таблицах приводятся значения для абсолютных показателей преломления различных веществ. Не стоит забывать, что эта величина зависит не только от свойств среды, но и от длины волны. Табличные значения показателя преломления даются для оптического диапазона.

Итак, стало ясно, что такое n в физике. Чтобы не осталось каких-либо вопросов, стоит рассмотреть некоторые примеры.

Задача на мощность

№1. Во время пахоты трактор тянет плуг равномерно. При этом он прилагает силу 10 кН. При таком движении в течение 10 минут он преодолевает 1,2 км. Требуется определить развиваемую им мощность.

Перевод единиц в СИ. Начать можно с силы, 10 Н равны 10000 Н. Потом расстояние: 1,2 × 1000 = 1200 м. Осталось время — 10 × 60 = 600 с.

Выбор формул. Как уже было сказано выше, N = А: t. Но в задаче нет значения для работы. Для ее вычисления пригодится еще одна формула: А = F × S. Окончательный вид формулы для мощности выглядит так: N = (F × S) : t.

Решение. Вычислим сначала работу, а потом - мощность. Тогда в первом действии получится 10 000 × 1 200 = 12 000 000 Дж. Второе действие дает 12 000 000: 600 = 20 000 Вт.

Ответ. Мощность трактора равна 20 000 Вт.

Задачи на показатель преломления

№2. Абсолютный показатель преломления у стекла равен 1,5. Скорость распространения света в стекле меньше, чем в вакууме. Требуется определить, во сколько раз.

В СИ переводить данные не требуется.

При выборе формул остановиться нужно на этой: n = с: v.

Решение. Из указанной формулы видно, что v = с: n. Это значит, что скорость распространения света в стекле равна скорости света в вакууме, деленному на показатель преломления. То есть она уменьшается в полтора раза.

Ответ. Скорость распространения света в стекле меньше, чем в вакууме, в 1,5 раза.

№3. Имеются две прозрачные среды. Скорость света в первой из них равна 225 000 км/с, во второй — на 25 000 км/с меньше. Луч света идет из первой среды во вторую. Угол падения α равен 30º. Вычислить значение угла преломления.

Нужно ли переводить в СИ? Скорости даны во внесистемных единицах. Однако при подстановке в формулы они сократятся. Поэтому переводить скорости в м/с не нужно.

Выбор формул, необходимых для решения задачи. Потребуется использовать закон преломления света: n 21 = sin α: sin γ. А также: n = с: v.

Решение. В первой формуле n 21 — это отношение двух показателей преломления рассматриваемых веществ, то есть n 2 и n 1 . Если записать вторую указанную формулу для предложенных сред, то получатся такие: n 1 = с: v 1 и n 2 =с: v 2 . Если составить отношение двух последних выражений, получится, что n 21 = v 1: v 2 . Подставив его в формулу закона преломления, можно вывести такое выражение для синуса угла преломления: sin γ = sin α × (v 2: v 1).

Подставляем в формулу значения указанных скоростей и синуса 30º (равен 0,5), получается, что синус угла преломления равен 0,44. По таблице Брадиса получается, что угол γ равен 26º.

Ответ. Значение угла преломления — 26º.

Задачи на период обращения

№4. Лопасти ветряной мельницы вращаются с периодом, равным 5 секундам. Вычислите число оборотов этих лопастей за 1 час.

Переводить в единицы СИ нужно только время 1 час. Оно будет равно 3 600 секундам.

Подбор формул . Период вращения и число оборотов связаны формулой Т = t: N.

Решение. Из указанной формулы число оборотов определяется отношением времени к периоду. Таким образом, N = 3600: 5 = 720.

Ответ. Число оборотов лопастей мельницы равно 720.

№5. Винт самолета вращается с частотой 25 Гц. Какое время потребуется винту, чтобы совершить 3 000 оборотов?

Все данные приведены с СИ, поэтому переводить ничего не нужно.

Необходимая формула : частота ν = N: t. Из нее необходимо только вывести формулу для неизвестного времени. Оно является делителем, поэтому его полагается находить делением N на ν.

Решение. В результате деления 3 000 на 25 получается число 120. Оно будет измеряться в секундах.

Ответ. Винт самолета совершает 3000 оборотов за 120 с.

Подведем итоги

Когда ученику в задаче по физике встречается формула, содержащая n или N, ему нужно разобраться с двумя моментами. Первый — из какого раздела физики приведено равенство. Это может быть ясно из заголовка в учебнике, справочнике или слов учителя. Потом следует определиться с тем, что скрывается за многоликой «эн». Причем в этом помогает наименование единиц измерения, если, конечно, приведено ее значение. Также допускается еще один вариант: внимательно посмотрите на остальные буквы в формуле. Возможно, они окажутся знакомыми и дадут подсказку в решаемом вопросе.