В Интернете много статей на эту тему. Но, как нам кажется, чем таких статей больше, тем лучше. Одна информация по какому-то вопросу всегда выгодно дополняет другую. Информация не бывает лишней. Вот именно поэтому мы и рекомендуем вам прочитать нашу статью, которая основана на реальной практике фотографирования птиц. Мы постараемся вам дать несколько простых и доступных советов на этот счет.

Как известно, фотографирование птиц - это один из видов фотоохоты. Занятие это очень интересное и увлекательное. Но, я думаю, что мы не откроем вам секрета, сказав, что для того, чтобы получить действительно интересные фотографии диких птиц в природе, вам придется запастись терпением, а также многому научиться. Ну, и, конечно, для удачной охоты вам будет необходимо хорошее оборудование. Некоторые могут сказать, что отличный снимок можно сделать и простеньким аппаратом. Но в данном случае это утверждение не очень подходит. Дело в том, что для некоторых видов съемки реально нужна особая аппаратура, которая имеет соответствующие функциональные возможности и параметры. Мыльницей можно снять отличный фоторепортаж, неплохой портрет, что-то ещё. Но вот заниматься фотоохотой на птиц при помощи простенькой фотокамеры у вас вряд ли получится. К сожалению, это приходится констатировать. Но, с другой стороны, далеко не каждый человек, имеющий средства на дорогую «навороченную» камеру сможет создать шедевр в этом жанре фотографии. Наличие хорошей аппаратуры успеха не гарантирует. Никогда не забывайте, что фотокамера - это всего лишь инструмент фотографа, что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф.

Опытные фотографы, которые снимают дикую природу, очень хорошо знают не только технику фотографии, не только в совершенстве владеют аппаратурой, но и досконально изучили повадки птиц, места их обитания, образ жизни. Но самое важное, пожалуй, в этом деле то, что снимающему диких животных и птиц в их естественной среде, на их территории, в их «доме», просто необходимо с любовью относиться к своим крылатым и мохнатым «моделям».

Мастерство фотографирования диких птиц - дело тонкое и сложное, и постигать его нужно постепенно. А первый шаг к этому мастерству сделать совсем несложно. Правда, для некоторых немного дороговато. Нужно приобрести зеркальную фотокамеру и длиннофокусный объектив к ней. Фокусное расстояние объектива должно быть как минимум 200 миллиметров. А фотографировать для начала можно отправиться в ближайший парк или сквер. В городе живут множество различных птиц. Те из них, которые обитают в зеленых уголках больших городов, к людям привыкли, поэтому приблизиться к ним на достаточное для фотографирования расстояние вам будет не особенно сложно. Совсем другое дело - их дикие родственники, которые обитают в местах, где человек появляется не так часто - в лесах и полях. Очень удобно фотографировать птиц около кормушек. Вот поэтому некоторые фотографы, для того чтобы сделать красивый снимок какой-нибудь птицы, заранее прикармливают ее. Если у вас хватит на это терпения и позволяют возможности, через какое-то время дикие птицы, которых вы приучили к еде, перестанут бояться вас, и вы сможет фотографировать их достаточно спокойно.

Ну, а теперь переходим к конкретным советам по фотографированию птиц в естественной среде их обитания.

Первым делом следует сказать, что при фотоохоте на птиц нужно вести себя в лесу очень осторожно и спокойно, не шуметь. Вот поэтому при передвижении старайтесь не издавать громких и резких звуков. Внимательно смотрите под ноги, чтобы не наступить на сухие ветки, которые под весом вашего тела будут с хрустом ломаться. Не нужно лишний раз шелестеть листвой, пробираясь сквозь густые заросли кустарника. Разговаривать и слушать музыку тоже конечно не стоит. Но, как бы это не показалось странным, иногда можно что-нибудь тихонько насвистывать. Некоторым птицам это нравится и насвистываемая вами мелодия может привлечь определенных пернатых.

Собираясь на фотоохоту на птиц, старайтесь одеваться не слишком ярко. Если у вас есть камуфляжная одежда, лучше всего одеть именно ее. Но можно обойтись и обычной курткой и брюками неярких, естественных расцветок, чтобы эта одежда не очень заметно выделялась на фоне природы.

Если вы заметили улетающую или убегающую от вас птицу, никогда не бегите за ней. Почти с полной гарантией тут можно сказать, что вы напугаете ее, и вряд ли у вас получится сделать хотя бы один снимок.

2. Ну вот. Вы пришли в лес. Что нужно сделать в самом начале прогулки с фотоаппаратом? Конечно же, первым делом необходимо осмотреться на местности. Совсем не стоит спешить и сразу бросаться с фотокамерой напервес к первой попавшейся на вашем пути птице. Так вы только напугаете вашу пернатую фотомодель. Не пожалейте нескольких минут, осмотритесь вокруг. Особенно, если вы находитесь в малознакомой или вообще незнакомой местности. Обратите внимание на то, что происходит около вас, на кипящую в лесу или на лугу жизнь. Поищите взглядом птиц. Какие они, чем занимаются, где сидят, как поют, что едят. Как известно, птицы живут по привычному для них одних графику. И вам, фотоохотнику, необходимо изучить эти графики, повадки и привычки птиц. Если вам удастся это сделать - значит, половину пути к успеху в фотографировании пернатых вы уже преодолели.

Большинство пернатых едят, пьют и сидят на одних и тех же, привычных им, местах. Многие большие и оседлые птицы имеют свой маршрут передвижения, который состоит из нескольких точек. Они перемещаются от одной точки к другой. Если у вас появится навык наблюдения за птицами, то эти точки вы легко обнаружите, внимательно присмотревшись к незнакомой местности. Побродите вокруг этого маршрута, понаблюдайте за птицами. Не стоит сразу, с наскоку, хвататься за фотокамеру. Через какое то время птицы привыкнут к вам, им станет понятно, что вы своим присутствием не несете им никакой опасности, и они станут подлетать к вам всё ближе и ближе. Таким образом, даже можно найти место, где птица любит петь. Попробуйте расположиться невдалеке от этого места, в качестве естественного прикрытия используйте кусты или небольшие деревья. Постарайтесь не издавать лишних, и даже вообще никаких, по возможности, звуков. Конечно же, нужно научиться сидеть неподвижно. В этом случае весьма велика вероятность того, что птица вновь прилетит на своё привычное место и начнет петь. Хорошо бы в этом случае заранее на точку, на которой вы заметили птицу, сфокусировать объектив вашего фотоаппарата. И в случае возвращения пернатой певуньи вам, возможно, удастся сделать несколько кадров.

3. Рекомендуем вам в свободное время заняться изучением биологических особенностей птиц, которые живут в вашем регионе, и которых вы планируете фотографировать. Поищите информацию об этих птицах в Интернете, а ещё лучше почитайте книги на эту тему. В Интернете, как известно, информация зачастую бывает не очень достоверная, а вот книги проходят более серьезный контроль. Только не стоит думать, что это занятие скучное. Но, согласитесь, если вы, собираясь, например, на рыбалку ловить щуку, то вы не будете насаживать на крючок хлеб, как делаете это при ловле карася или карпа. Щука - особа хищная. Ей мясо нужно. И с птицами точно такая же ситуация. Изучайте рацион их питания, пути миграции, повадки и привычки. Места естественного обитания. И вообще, старайтесь про птиц вашего края узнать всего как можно больше.

Не забывайте, что есть птицы перелетные, а есть оседлые. В разное время года в одном и том же месте можно видеть совершенно разных птиц. Учитывайте и то, что состояние поведения птиц во многом зависит от сезона. Например, в брачный период они ведут себя совсем по-другому, нежели во время высиживания птенцов или их вскармливания. Исследовать места обитания птиц нужно в основном полагаться на знания и опыт, а не просто на удачу или случайность. Если вы будете вооружены знаниями, то без особого труда вы сможете спрогнозировать поведение птиц, и тогда у вас будет намного больше шансов получить красивый снимок редкой птицы. Причем, такие снимки могут иметь не только художественную, но так же и научную ценность. Вот поэтому и хочется ещё раз повторить: читайте книги. Совершенствуйте свои знания!

4. Напомним ещё об одном нюансе птичьего поведения. Как известно, птицы очень редко сидят тихо. Обычно они издают множество всевозможных звуков: поют, кричат, стучат клювом по стволу и веткам дерева, хлопают крыльями, подзывают к себе других птиц. Когда вы будете находиться в лесу или в поле, советуем вам повнимательнее прислушиваться. У каждой птицы имеется свой уникальный голос. Вот поэтому услышать птицу намного проще, чем её увидеть. Изучите голоса птиц, которые вас интересуют. Это позволит вам гораздо проще находить этих птиц в природе.

А ещё можно воспользоваться техническими возможностями. К примеру, если проиграть в лесу запись пения самца какой-нибудь птицы, то во время брачного периода это может привлечь другого самца - он наверняка захочет посмотреть, кто же вторгся на его территорию! Но, тем не менее, некоторые фотоохотники такой прием считают вмешательством в жизнь птиц в природе, и подобную практику осуждают.

А способов изучения птичьих голосов существует множество. Например, записи пения птиц легко можно найти на специальных сайтах, посвященных этой тематике. А можно просто купить компкт-диск с птичьими голосами. Хороши оба способа. Но, конечно же, что может вам заменить живое пение соловья или какой-нибудь другой птицы в природе!

5. Для съемки птиц очень хорошо использовать различные укрытия. Очень неплохих результатов можно добиться, используя так называемые скрадки - различного рода камуфляжные палатки, или легкий шалаш, который замаскирован травой и ветками. Скрадки позволят не волновать птиц, которые могут находиться всего в нескольких метрах от вас. Конечно, этот способ фотоохоты очень трудоемкий, требует много сил, времени и терпения, но зато он очень эффективен.

Но многие фотографы, снимающие диких птиц, чаще всего пользуются естественными укрытиями. В высокой траве, под небольшим деревом или в кустах спрятаться достаточно несложно, главное - не шевелиться и не шуметь. И совсем скоро вы увидите, что птицы перестанут замечать вас, и, естественно, бояться. Иногда птицы вообще могут подлететь к спрятавшемуся в кустах фотографу на расстояние полутора-двух метров.

Есть ещё один способ фотоохоты на птиц. Этот способ, пожалуй, самый лучший, хотя он и достаточно прост. Нужно просто придти в место, где много птиц, спрятаться и ждать. Если вы решили снимать птиц со штатива или с помощью монопода, то прятаться вам придется немного получше, и ждать тогда придется подольше. Дело тут в том, что птицы очень боятся человека, который держит в руках палку. На фотоаппарат они реагируют заметно спокойнее.

Если вы научитесь хорошо, а значит правильно, маскироваться, научитесь долго и неподвижно сидеть на одном месте, то удача будет улыбаться вам намного чаще, и вы сможете так близко подбираться к своим лесным моделям, что без труда будете фотографировать их даже самым обыкновенным штатным объективом. И незачем вам будет тратиться на мощный и тяжелый дорогущий длиннофокусник, к примеру, Canon 800mm f 5.6L USM.

Как бы это не показалось на первый взгляд странным, очень хорошие снимки диких птиц можно сделать из окна автомобиля. Машины птицы практически не боятся, и поэтому подобраться к ним достаточно близко, таким образом, бывает удобнее, чем пешком. Этот способ фотоохоты очень хорошо применять при фотографировании диких хищных птиц, которые, как известно, частенько любят охотиться вдоль больших дорог.

6. Советуем вам подружиться с вашими пернатыми и голосистыми лесными моделями. Это сделать совсем не сложно. Когда вы будете просто прогуливаться по окрестностям вашего города, вы наверняка обнаружите места проживания диких птиц. Если у вас есть большой запас терпения и позволяет время, с птицами можно подружиться. Если вы увидите птицу, сидящую на гнезде, постарайтесь ни в коем случае не беспокоить ее. Не нужно подходить к гнезду очень близко, в противном случае вы можете легко напугать папу и маму только что вылупившихся из яиц птенцов, и подвергнуть жизни птичьих младенцев опасности.

Если вы обнаружите место обитания птиц, попробуйте поступить вот так. Прогуливайтесь вокруг этого места неспеша, медленно, делайте вид, что вы не замечаете птицу. И таким образом как можно медленнее приближайтесь к ней. Ни в коем случае не нужно идти прямо на птицу. А если вы почувствуете, что птица чем-то встревожена, то лучше будет отойти от нее, а через некоторое время вернуться и попробовать приблизится к птице во второй раз. В начале приближения к птице старайтесь не трогать фотокамеру, звук срабатывания затвора и блики от передней линзы наведенного на нее объектива очень часто пугает и тревожит птиц. Спустя какое-то время, которое иногда может быть весьма и весьма продолжительным, вплоть до нескольких дней, а порой и недель, птицы начнут привыкать к вашему присутствию, и вы сами тогда поймете, что они перестали вас бояться, что вы не представляете для их никакой угрозы. Главное, что нужно вам добиться - чтобы птицы признали вас своим и неопасным. Если вам удастся добиться этого, то пернатые разрешат вам находиться около или даже среди их, и в вашем присутствии будут себя вести вполне естественно. А что ещё может быть большей наградой для фотоохотника и любителя птиц, чем возможность наблюдать их жизнь и поведение в непосредственной близости!

Хочется сделать тут и ещё одно довольно важное замечание. Ни в коем случае даже не пытайтесь фотографировать птиц, которые сидят на гнезде, в случае если вы не знаете, что вы делаете, и у вас нет полной гарантии того, что вы не побеспокоите и не напугаете птиц, не принесете им какого-либо вреда своими действиями. Если птица в вашем присутствии проявляет хотя бы малейшие признаки беспокойства, следует незамедлительно отказаться от фотографирования. Неразумные и неумелые действия неопытного фотографа могут стать причиной птичьей трагедии.

И ещё мы рекомендуем вам найти и прочесть статью фотографа живой природы из Голландии Джаспера Доэста (Jasper Doest) article on Nest photography. Правда, написана она на английском языке, но в наше время перевод сделать совсем не трудно.

7. Как и в любом другом жанре натурных съемок, лучшее время для фотографирования птиц - это, конечно же, раннее утро, и вечер, некоторое время до заката. Но для фотоохоты на птиц предпочтительнее все же раннее утро. Птицы бывают особенно активны в первые два-три часа после того, как встанет солнце. В этот период времени они, как правило, заняты поиском пищи. Плюс ко всему, достаточно невысоко стоящее над горизонтом солнце создает приятное, смягченное освещение, при котором естественные цвета природы становятся особенно красивыми.

Очень хороший свет можно поймать и примерно за два часа до заката солнца. Правда, в это время его характерный золотисто-красноватый оттенок в некоторых случаях может искажать восприятие цвета.

Совсем нет необходимости откладывать фотоохоту на птиц в ненастную погоду. Дождь или снег, туман или сильный мороз наоборот придадут вашему снимку особое настроение.

8. Не забывайте про композицию фотографии. Главный объект в кадре старайтесь располагать правильно. Наиболее значимые его части, например, голову или глаза птицы, размещайте в точках так называемого золотого сечения. Старайтесь сделать так, чтобы фон снимка не был пестрым и перегруженным лишними деталями.

Как и любых других животных в среде их естественного обитания, птиц лучше всего снимать с уровня глаз. Снятые с такой высоты кадры выглядят намного более естественными.

Если вам представится такая возможность, попробуйте сфотографировать птиц в самые интересные моменты их жизни. Не секрет, что динамичные фотографии, фотографии, на которых что-то происходит, намного привлекательнее для зрителя. Постарайтесь сфотографировать птицу, когда она поет, охотится, когда две птицы спорят, ссорятся и дерутся. Это все будет выглядеть намного лучше, чем просто сидящая на ветке птица.

9. Постоянно совершенствуйте свое умение, свой практический опыт общения с вашим фотоаппаратом и другой фототехникой. Все мы знаем, что птицы - пожалуй, самые шустрые существа в природе. Вот поэтому и нужно, и важно при съемке птиц научиться как можно быстрее, точнее и правильнее переключать режимы съемки, параметры фокусировки и замера экспозиции, переводить камеру из автоматического режима в ручной и обратно. Попробуйте научиться все эти операции производить, не отводя глаз от видоискателя. Эти навыки помогут вам не пропустить многих интересных моментов и ситуаций из жизни живой природы.

Очень важно уметь правильно выбирать режимы съемки в зависимости от условий, в которых вы снимаете. Для того, чтобы хорошо сфотографировать птицу, которая находится в движении, нужно пользоваться непрерывным или следящим режимом фокусировки (Ai-Servon on Canon). А если вы захотите снять птицу на фоне неба, во время полета, можно применить ручную экспозицию и автоматическую фокусировку с использованием всех точек фокуса. Если вы будете снимать летящих в небе птиц с использованием максимально возможной и широкой области фокусировки, это позволит вам сохранять фокус на птице при слежении. А автофокус при этом не будет отвлекаться на малоконтрастное небо.

Намного сложнее для автоматики фотоаппарата съемка птиц, летящих на пестром фоне. Настройки фотокамеры, такие же, как и при съемке птиц летящих в небе, можно использовать в случае, если контраст между объектом съемки и фоном достаточно велик. Например, если вы будете фотографировать белую цаплю на фоне зелени. А вот в случае, если расцветка птицы на окружающем фоне выделяется недостаточно, к примеру, на фоне зелени - пестрая коричневая птица, то зону фокусировки фотоаппарата нужно выбирать чуть меньшую, чем площадь изображения этой птицы в кадре. При этом сопровождать птицу в полете нужно будет более аккуратно, и следить за тем. чтобы выбранная точка фокусировки всегда была на цели.

Если вы фотографируете птиц в сложных условиях, например, снимаете мелких птиц в лесу, то тут оптимальным вариантом будет использование точечного замера с привязкой к активной точке фокусировки. Но тут есть небольшая проблема. Дело в том, что у Canon такой режим имеется только лишь в профессиональных дорогих камерах (1D/1Ds).Недорогие камеры этой фирмы, созданные для фотолюбителей, такой режим, к сожалению не поддерживают. В случае, если ваш фотоаппарат не может работать в этом режиме, можно воспользоваться точечным замером и центральной точкой автофокуса. Потом, при постобработке, полученные снимки можно будет кадрировать.

10. При фотоохоте на птиц очень важен вопрос подбора фотоаппаратуры, соответствующей решаемым задачам. В принципе, фотграфировать птиц можно даже и недорогой зеркальной фотокамерой с длиннофокусным объективом с фокусным расстоянием не менее 200 миллиметров. Но, правда, в этом случае результат, который вы получите, будет напрямую зависеть от вашего фотографического мастерства. Ну, и, конечно же, от качества фотоаппаратуры.

Фотографирование диких птиц в среде их естественного обитания предъявляет довольно высокие требования и к первому, и ко второму. Для фотосъемки таких пугливых существ, как птицы, необходим хороший автофокус, высокое качество изображения при недостаточном освещении, и качественные телеобъективы. Очень хорошо, если ваша фотокамера будет оснащена быстрым затвором. Речь идет и о маленькой задержке при нажатии кнопки, и о числе кадров, которых затвор может снять в одну секунду.

Какие фотоаппараты больше всего подходят для фотографирования птиц? Конечно же, если вы имеете зеркальную камеру, используйте для съемки именно её. Ну, а тем, кто пока ещё только выбирает себе фотокамеру, вот несколько рекомендаций.

Если уж фотоохотой на птиц вы увлеклись серьезно, то лучше пользоваться проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя брендами, такими, например, как Canon или Nikon. И та, и другая японские фирмы предлагают многочисленные модели фотокамер с отлично работающим автофокусом и весьма широким выбором отличной длиннофокусной оптики. Все другие производители фототехники не предлагают потребителю телеобъективы, фокусное расстояние которых превышает 300 миллиметров. Вот поэтому фотоохотникам и приходится рассчитывать лишь на объективы Sigma. Но лучше всего, конечно, если для фотоохоты на птиц вы будете использовать объектив с более длинным фокусным расстоянием - например, до 500 миллиметров.

Для фотографирования диких птиц в лесу и в поле можно, тем не менее, использовать и компактную фотокамеру. Обычно, у этих камер очень хороший зум. Вплоть до 15-кратного. Но даже трех- и пятикратным зумом компакта вполне возможно сделать неплохие фотографии в этом жанре.

Ну вот, кажется, и всё на сегодня. И, пока на улице лето, собирайтесь на охоту! На мирную, бескровную фотоохоту на самых пугливых существ на свете, на птиц. Удачи вам, фотоохотники! Надеемся, что наши рекомендации помогут вам создать замечательные фотографии, которые будут иметь и художественную, и научную ценность.

На основе материалов с сайта:

Это не обычный фотоурок, он, скорее, похож на зарисовку "из жизни" фотографа, и в некоторой мере - на мастер-класс, проведенный на свежем воздухе! Однако, от этого урок не становится менее полезным!

Возможно, самое трудное при фотографировании пернатых в естественной обстановке - это найти объект съемки. Если, конечно, Вы не решили фотографировать воробьёв или голубей (хотя и об этом мы также расскажем). Знание повадок и особенностей той птицы, которую собираешься снимать, во многом облегчает задачу.

Рассказывает П. Носов:

Как я фотографировал птенцов

Однажды в лесу мое внимание привлекла птица, сидевшая на самой верхушке ели. Она устроилась там как на сторожевой вышке и стрекотала, подергивая длинным хвостом. При моем приближении птица перелетела на соседнее дерево, продолжая громко кричать. Вероятно, она предупреждала кого-то об опасности. Мне захотелось узнать, почему она так волнуется. Я присел на пенек среди невысокого кустарника. Через некоторое время птица успокоилась, затем слетела вниз, в густые заросли молодых елочек. Оттуда сразу послышался писк. Вот, оказывается, почему волновалась птица. Она беспокоилась за свое потомство. Я рассмотрел ее поближе - это оказался сорокопут-жулан. Когда он улетел, должно быть, за кормом для своих прожорливых птенцов, я вышел из засады и отыскал гнездо. Оно было устроено на самых нижних ветках невысокой елки, и его очень удобно было фотографировать.

Как сфотографировать птенцов? Вот так!
Не оперившиеся птенцы сорокопута. Lanius collurio from Gilles San Martin ©
Exposure 0.017 sec (10/603)
Aperture f/9.9

Каждый любитель птиц знает, что стоит только слегка дотронуться до ветки, на которой находится гнездо с птенцами, как они словно по команде поднимут головы с широко раскрытыми клювами. Колыхание ветки является для них сигналом того, что прилетела мать и принесла еду. Этот условный пищевой рефлекс проявляется у всех птенцов. Зная это, я легко сфотографировал всех птенцов сорокопута с открытыми клювами. Вообще, вопрос о том, как фотографировать птенцов, тесно связан с вопросом о том, как фотографировать птиц . Далее я поделюсь еще несколькими наблюдениями на эту тему.

Фотографирование птиц в дикой природе

Часто птицы своим поведением выдают местонахождение гнезд. Как-то я бродил у небольшого болотца. Над моей головой с беспокойными криками летали две птицы, вероятно, самец и самка. Это были чибисы. Я решил, что где-то здесь, у болотца, есть гнездо с птенцами. Начал искать. Каждый раз, когда я подходил к тому месту, где росла высокая осока, чибисы волновались особенно сильно и налетали на меня с резкими криками. Именно где-то здесь и должно быть гнездо. Я обшарил все вокруг, но ничего не нашел и уже собрался уходить, как вдруг у самой воды в небольшой ямке увидел двух пестрых птенчиков. Они сидели неподвижно, тесно прижавшись друг к другу. Покровительственная окраска их оперения была так похожа на серо-зеленый цвет травы, что я чуть не наступил на них. Чибисята не собирались убегать, как будто были уверены в том, что я их не замечу.


Чибис и его маскировочная окраска. Lapwing, Salthouse©

В другой раз прямо из-под моих ног вылетела небольшая серая птичка. Я внимательно осмотрел густую траву и нашел на земле гнездо пеночки . Сверху оно было прикрыто «крышей» из сухой травы и мха. Попадала в него птица сбоку. Находясь в гнезде, она видела только то, что происходило со стороны входа. Сфотографировать пеночку, сидящую на яйцах в таком гнезде, очень трудно.

В то время у меня еще не было телеобъектива, и я вынужден был снимать птицу объективом с фокусным расстоянием 50 мм. А для этого надо было подобраться к гнезду вплотную и приучить птицу к своему присутствию. Начался интересный поединок между мной и этой маленькой осторожной пичужкой. Несколько дней подряд я приходил в лес к гнезду и прятался где-нибудь сбоку за кустом или стволом ближайшей сосны. При моем появлении пеночка каждый раз улетала. Но через некоторое время, убедившись, что ей не угрожает опасность, снова возвращалась в гнездо и продолжала насиживать яйца. Инстинкт насиживания брал у нее верх над страхом перёд человеком. После того как птица влетала в гнездо, я осторожно на корточках передвигался чуть ближе. Через несколько дней я уже смог расположиться метрах в трех от гнезда. Но вот беда - впереди ни кустика, ни ствола, за которыми можно было бы спрятаться. Как быть? Пришлось замаскироваться зелеными ветками. Теперь, приходя к гнезду, я засовывал ветки себе за пояс, в сапоги и под кепку и садился почти у самого гнезда сбоку. Если бы меня в это время кто-нибудь увидел, то, наверное, принял за дикаря, сидящего в засаде. Для птицы же я был просто кустом. В своем уборе я мог сидеть возле самого гнезда на совершенно открытом месте. Мне был виден высовывающийся по временам из гнезда тоненький клюв пеночки. Она то и дело проверяла, нет ли поблизости опасности. От меня до птицы было рукой подать, и я мог сфотографировать торчавший из гнезда клюв. Но как сфотографировать саму пеночку? Для этого нужно было оказаться с нею «лицом к лицу», но подойти ближе мне не удавалось. Как только пеночка замечала меня, тотчас же улетала и подолгу не возвращалась.

Я ужо готов был отказаться от своей затеи, но случай помог мне перехитрить эту осторожную птицу. Был солнечный день. По небу плыли небольшие белые облака. Я обратил внимание на то, что гнездо то ярко освещалось солнечными лучами, то набегающее облако накладывало на него тень. Птица не обращала никакого внимания на это чередование света и тени. И тут я подумал: а что если я появлюсь перед входом в гнездо в тот момент, когда туча закроет солнце? Может быть, птица примет меня за тень?

Как только облако закрыло солнце, я быстро встал напротив входа в гнездо, навел на резкость и спустил затвор. Птица, испугавшись щелчка, улетела. Но снимок был сделан. Я снова уселся на прежнее место. Пеночка долго не возвращалась, но вот она опять в гнездо, и я вновь одновременно с тенью от облака появлюсь перед ее глазами. Снова щелчок затвора, и снова птица вылетает из гнезда. Так повторялось несколько раз. И вот десять долгожданных кадров - в моем аппарате! Стало темнеть, когда я, весь искусанный комарами, но довольный результатами своей работы, возвращался домой.


Пеночка кормит птенцов. Chiffchaff, Phylloscopus collybita ©

Вот еще один эпизод.

Был теплый летний день. Я долго бродил с фотоаппаратом по лесу, прежде чем мне удалось отыскать птенца сорокопута. Нашел и его по писку, которым он напоминал родителям, что проголодался и хочет есть (а может быть "сфотографируй меря"?"). Но всякий раз, когда я наводил на него телеобъектив, и хотел уже было сфотографировать, птенец перелетал на другую ветку. Тогда я решил преследовать его до тех пор, пока он не устанет, и не начинать фотографировать до этого момента. Действительно, уставший птенец стал вести себя спокойнее, и мне удалось наконец удачно его сфотографировать.

Как-то я нашел в дупле старой осины гнездо мухоловки-пеструшки . Гнездо находилось невысоко от земли, и, поднявшись на цыпочки, в него можно было заглянуть. Там было очень томно, и рассмотреть, что происходило внутри, не было никакой возможности. Но многоголосый писк, раздававшийся из дупла, когда в него залетала птица, говорил о том, что внутри были птенцы. Достать рукой птенца, чтобы сфотографировать его, мне не удалось, так как отверстие дупла было очень мало. Тогда я стал наведываться к гнезду ежедневно - в надежде сфотографировать птенцов в тот момент, когда они сами вылетят из дупла. Спустя несколько дней, подойдя к этому месту, я увидел на ветке орешника, который рос возле старой осины, целую стайку птенцов мухоловки. Они сидели дружной семейкой и громко пищали. Не сходя с моста, чтобы не спугнуть стайку, я сделал телеобъективом несколько снимков. Когда же я решил изменить точку съемки и немножко отошел в сторону, птенцы меня заметили и разлетелись. Больше мне не пришлось увидеть эту дружную семейку.

Фотография мухоловки-пеструшки. Pied Flycatcher (female) ©

Был и такой случай. Мне посчастливилось набрести на выводок рябчика - очень осторожной лесной птицы. При моем приближении самка отлетела недалеко в сторону, притворяясь раненой, чтобы отвлечь мое внимание от выводка (обычная птичья хитрость), а птенцы тем временем разбежались в разные стороны, прячась в траве. Я не обратил внимания на мать, а стал преследовать одного из маленьких хитрецов, которого и сфотографировал в тот момент, когда он запутался в густой траве.

На лесной полянке я часто по утрам видел молодую сороку, которая, сидя на пеньке и под утренними лучами солнца, «наводила туалет». Заметив меня, она всегда улетала в чащу, наполняя лес криком. Как ни старался я осторожно подойти к поляне и сфотографировать сороку, мне это не удавалось. Тогда я решил прийти к поляне пораньше утром, еще до того как прилетит сорока, и спрятаться где-нибудь поблизости. Так я и поступил. Ждать мне пришлось недолго. Как только лучи солнца осветили пенек, прилетела сорока и принялась расправлять перышки.

В частности - сороку. Magpie ©

Удалось мне сфотографировать и птенца сойки - этой крикливой, но красивой птицы. Она, подобно сороке, как только заметит опасность, начинает неистово стрекотать, наполняя лес тревожным шумом. Если вас заметит сорока или сойка, вам нечего делать в лесу ни с ружьем, ни с фотоаппаратом. Все обитатели леса очень хорошо знают, что крик этих птиц является сигналом тревоги. Не будь у меня с собой телеобъектива, я бы не смог сделать фотографию осторожной птицы.

В лесу или в поле всегда можно найти интересный живой объект для съемки. Для этого требуется лишь немного наблюдательности, находчивости и изобретательности. Что касается осторожности и терпения, то эти качества не вредно иметь в большом избытке.

Живой объект трудно поймать на фотографический прицел, но когда это сделано, нужно действовать по-снайперски, так, чтобы животное или птица не успела ускользнуть из поля зрения фотоаппарата, не оставив своего изображения на фотопленке.

Рассказывает А. Карпин:

Как фотографировать птиц в городе

Однажды я гулял по летнему Петербургу и фотографировал все, что приглянется... а под конец прогулки - зашел в парк. В парке было полно народу, и голубей. Я уже подумывал о том, чтобы сделать "голубиную" фотосессию, и немного подготовился - взял с собой немного булки. Хлебные крошки - оказались замечательной приманкой для пернатых обитателей парка: голубей и воробьев. Голуби начали даже садиться на меня! Фотоаппарат был готов, и я решил подманить любопытных и голодных птиц - поближе к объективу. Получилось не сразу, я неоднократно щедро сыпал крошки - под самый объектив, но голуби очень боялись "стеклянного глаза". Однако терпение и все новые и новые порции приманки - помогли осуществить задуманное. Вот какой забавный кадр получился:


«голубчики... » О том, как фотографировать голубей:)

Сделать какой кадр - как видите - совсем не сложно, и хотя подобные кадру - трудно назвать оригинальными - они всегда вызывают улыбки зрителей и не поддельный интерес! В следующий раз - надо будет снять подобный кадр на более широкоугольный объектив, должно получиться еще забавнее!

В том же парке - были и озера, в которых плавали - утки. И не только наши серенькие, всем, наверное, хорошо знакомые кряквы, но и лысухи - забавные птички с кожистым наростом на голове. Эти два вида птиц - часто встречаются в одном и том же пруду, но живут совсем не дружно, а часто гоняют друг друга - то защищая свои неведомые птичьи интересы, то устраивая сражения - за корм, который бросают им с берега - посетители парка. Я долго наблюдал за их поведением - не фотографируя, и заметил, что и ведут себя эти птицы - по разному. Например - я заметил, что кряквы всех возрастов - воюют за кусочек хлеба - одинаково ожесточенно - "каждый сам за себя", а лысухи часто кормят своих птенцов "из клюва в клюв". И благодаря наличию 300 мм. объектива - не с первого раза - однако я сделал весьма интересный кадр такого кормления молодняка.


Кормление птенца лысухи. Фотографировать этих птиц было очень интересно!
Карпин Антон ©

Или вот еще кадр, который получился у меня практически случайно. Стояла ранняя весна, деревья еще не покрылись листьями, и почти весь день я гулял с фотоаппаратом - не сделав ни единого кадра, однако фотоаппарат был готов, а поскольку близился вечер - я включил вспышку. И тут я увидел на редкость симпатичного воробья, сидящего в очень удобной для съемки - позе! Щелк - сфотографировал! И результат Вы можете видеть ниже.


Птиц можно фотографировать и со вспышкой.
Обыкновенный воробей. Фотография сделана со вспышкой. © Карпин Антон

Как видите, внимательно наблюдая за птицами, Вы сможете найти любопытный сюжет не только в лесу, но и в большом городе! И вопрос о том, как фотографировать птиц - решиться сам собой!

Вы любите птиц? Замечательно! Вы хотите сфотографировать птиц, которые каждый день прилетают в ваш сад, и за которыми вы наблюдаете из окошка, неторопливо попивая чай? Хорошая идея! Но не думайте, что фотографирование птиц в их естественной среде обитания - это так просто!

Сегодня мы решили дать вам несколько советов о том, как фотографировать птиц.

Для того, чтобы фотографировать диких птиц, вам обязательно потребуется длиннофокусный объектив. Лучше всего, если это будет объектив с фокусным расстоянием 300-400 миллиметров. Это нужно для того, чтобы снимать птицу, что называется, в полный кадр. То есть так, чтобы птица занимала бы бОльшую часть площади кадра, а не только несколько ее процентов. Ведь вам наверняка известно, что чем больше вы будете обрезать снимок при кадрировании, тем хуже будет его качество. Вот и снимайте так, чтобы не обрезать ничего лишнего! И еще заметим одну деталь. Длиннофокусным объективом лучше всего снимать со штатива. Это поможет вам избежать нежелательной вибрации фотокамеры.

Прежде чем отправиться на фотоохоту на птиц вам нужно тщательнейшим образом изучить все свое оборудование. Вы должны четко знать назначение каждой кнопки, каждого рычага управления на вашей фотокамере. Дело в том, что при такой работе, как фотографирование птиц, важна каждая секунда! Стоит вам хотя бы чуть-чуть замешкаться - и объект вашей съемки уже улетел. Так что научитесь реагировать молниеносно, и так же молниеносно настраивать всю свою аппаратуру.

Во время фотографирования птиц постарайтесь расположиться как можно ближе к объекту съемки. Даже если объектив у вас длиннофокусный. Все равно, чем ближе от птицы вы будете находиться, тем лучше будет ваш кадр. Ведь птицы, которых мы фотографируем, достаточно малы. Это не индюки и не страусы. И, к тому же, часто не очень заметны на фоне деревьев. Вот поэтому такие маленькие и незаметные объекты при съемке издалека могут легко слиться с фоном и стать совершенно незаметными.

Птицы - существа очень чуткие, зачастую они мгновенно реагируют на появление человека и улетают. Вот поэтому фотографу нужно стараться оставаться незамеченным ими. Именно по этой причине рекомендуем вам фотографировать птиц из какого-нибудь укрытия. Если вы находитесь в собственном саду - то из сарая, например, или из какого-либо другого строения. Удобно это делать и из окна дома (окошко, естественно, нужно открыть). Если вы пошли на фотоохоту в лес - то легко можете укрыться за кустами, за толстым деревом… Опытные фотоохотники даже строят специальные шалаши.

Если вы фотографируете птиц в собственном саду, хорошо будет, если вы их будете подкармливать. Развесьте вокруг своего дома кормушки! Особенно это актуально зимой, когда птицам не хватает пищи. Кормушка с вкусной едой - прекрасный стимул птицам для посещения вашего сада!

Расположение кормушек в саду - тоже довольно важное дело. Ведь ваша задача не только подкормить птиц в голодное для них время, но и создать хороший фон для съемки этих непоседливых миниатюрных фотомоделей! Если кормушка, допустим, будет висеть на фоне дерева - то, как мы уже говорили сегодня, птица просто сольется с листвой и вам трудно будет отделить ее от фона. Вот поэтому вешайте кормушки так, чтобы позади них был удобный для вас фон, на котором птицы будут хорошо выглядеть, и их будет прекрасно видно. Таким фоном, например, может быть забор, стена дома или какая-либо другая интересная, красивая и фактурная поверхность.

Подумайте о том, куда птицы будут присаживаться для того, чтобы позировать вам. Для этих целей можно развесить по саду всевозможные реечки и палочки, расставить интересные предметы и как-то приманить к ним птиц. Замечательные снимки могут у вас получиться, если вам удастся «уговорить» птичек присесть именно там, где вам нужно!

Организуйте вашу «фотостудию» для работы с птицами так, чтобы различные предметы не заслоняли от вас объект съемки. А так же замаскируйте ненужные предметы на фоне. Это можно легко сделать при помощи различных щитов, листов фанеры или другого подручного материала, который нетрудно найти в саду любого хозяина.

Особое внимание обращайте на фокусирование. Нерезкие снимки птиц смотрятся очень плохо. Старайтесь снимать птиц так, чтобы на фотографии отчетливо читалось каждое перышко.

Хоть мы и говорили сегодня о том, что при съемке птиц фотограф должен иметь быструю реакцию, тем не менее, торопиться в этом деле не нужно. Не будьте слишком нетерпеливыми! Не торопитесь сразу нажимать на спусковую кнопку, как только вы увидели птицу! Хорошенько подумайте, прежде чем сделать снимок. Если птица не видит вас - у вас есть достаточное количество времени для того, чтобы подумать и о композиции кадра, и об экспозиции, и о многом другом. Преждевременный щелчок затвора вашей фотокамеры может спугнуть птицу, и она улетит. И все ваши старания, в этом случае, окажутся напрасными.

Какой же начинающий фотограф не пытался фотографировать птиц в полёте? А если вы никогда не фотографировали на спортивных соревнованиях, вряд ли вам удастся сфотографировать летящую птицу с первой попытки. Причём здесь спортивные соревнования? - спросите вы...

Фотосъёмка птиц в полёте и фотографирование спортивных соревнований имеет намного больше общего, чем вы могли бы подумать - ведь главный объект съёмки в обоих случаях очень подвижен и находиться на приличном расстоянии от фотографа!

При фотосъёмке спортвных соревнованияй частенько можно прогнозировать развитие ситуации, а вот птицы более непредсказуемы, чем спортсмены - поэтом, часто сделать классную фотографию летящей птицы бывает сложнее, чем сфотографировать голевой момент на футбольном матче!

Если вы любите фотографировать спорт, но совершенно игнорируете
фотосъёмку птиц - вы теряете уникальную возможность
быстро освоить или закрепить навыки спортивного фотографа

Какой фотоаппарат нужен
для фотографирования птиц в полёте
и спортивных соревнований

Несмотря на то, что фотографировать спорт и другие подвижные объекты часто рекомендуют с короткой выдержкой, иногда стоит отступить от общих правил фотосъёмки спортивных соревнований с замораживанием движения и использовать чтобы подчеркнуть динамизм снимаемого объекта, спортивный накал или динамику движения птицы в полёте.

Творчески используйте динамические эффекты экспозиции при съёмке спортивных соревнований.

Как настроить фотоаппарат для съёмки движения

Экспозиция с учётом динамических эффектов

Поскольку подвижность объекта съёмки подразумевает использование самым удобным для фотосъёмки спортивных мероприятий или птиц в полёте оказывается режим приоритета выдержки - в этом режиме вы можете задать короткую выдержку, а фотоаппарат автоматически подберёт диафрагму.

Попробовав выдержки разной длинны, вы сможете найти оптимальную для того, чтобы движения крыльев были слегка смазанными, а сама птица была чёткой - таким приёмом вы сможете подчеркнуть динамику полёта птицы. Если у вас совсем простая цифро-мыльница без ручных и полуавтоматических режимов - смело ставьте (или дети - в разных камерах похожие режимы съёмки могут называться по разному) - в этом случае ваш фотоаппарат сам установит максимально возможную короткую выдержку.

В большинстве случаев, самым оптимальным будет центрально-взвешенный, однако, в зависимости от фона, другой режим измерения экспозиции может дать лучший результат - экспериментируйте и проверяйте результат по

Фотосъёмка движения с проводкой

Фотосъёмка подвижных объектов с проводкой даёт потрясающие результаты! Техника съёмки с проводкой довольна проста: вам нужно удерживать летящую птицу в одной и той же точке кадра перемещая камеру (следить за ним перемещая фотоаппарат). Когда вы почувствуете, что пора делать снимок - плавно нажимайте кнопку спуска затвора не останавливая перемещение камеры (слежение за подвижным объектом) , пока не закроется затвор фотоаппарата.

Такой способ фотосъёмки птиц в полёте лучше всего применять при наличии длиннофокусного объектива. Однако, при съёмке довольно крупных птиц (например, чаек и крупнее) удачные кадры можно получить и с небольшой кратностью зум-объектива - просто после съёмке вы сможете увеличить и распечатать только часть снятого кадра - сделать кроп, как было сказано выше.

Во время съёмки с длиннофокусным объективом и использованием оптического видоискателя (например на зеркальной или псевдозеркальной камере с мега-зумом) очень часто трудно поймать летящую птицу в объектив. Вместо того, чтобы искать летящую птицу водя фотоаппаратом по сторонам, используйте один простой приём:

поймайте птицу в кадр при минимальном фокусном расстоянии
(минимальной кратности зума) и, удерживая её в кадре,
быстро измените фокусное расстояние объектива до максимального увеличения

Фокусировка при фотосъёме птиц и спортивных соревнований

Фотосъёмка птицы в полёте с проводкой

Canon EOS450D, объектив 250мм (13Х), 1/500 сек, F8, AI Servo

Фокусировку лучше производить по центральной точке (рамке) - в этом случае автофокус работает заметно быстрее. Совместно с центральновзвешенным замером экспозиции (приоритет отдаётся центру кадра) фокусировка по центральной точке позволит вам очень быстро установить все необходимые параметры съёмки, однако после не забудьте скадрировать летящую птицу (или бегущего спортсмена) так, чтобы впереди неё (него) было

Если в вашем фотоаппарате есть так называемый следящий автофокус (например, AI Servo) - обязательно попробуйте этот режим. В этом случае, ваш фотоаппарат будет автоматически подстраивать фокусировку во время изменения расстояния между фотоаппаратом и объектом съёмки (спортсменом или птицей), удерживая его в резкости. Это особенно важно, если объект очень быстро приближается к вам или удаляется от вас.

Если следящего автофокуса в вашем фотоаппарате нет, то можно попробовать установить фокус на определённое расстояние и подождать, пока движущийся объект окажется на нужном расстоянии. В сочетании с серийной съёмкой вы получите серию кадров из которых потом легко выберите самый резкий. В этом случае, начинайте снимать немного раньше, чем подвижный объект подойдёт в расчетную точку фокусировки и отпускайте кнопку спуска затвора уже после того, как он её покинет (или память фотоаппарата переполнится и нужно будет время, чтобы записать снятую серию кадров на карту памяти).

Отсутствие в вашем фотоаппарате следящего автофокуса можно компенсировать и по другому, однако только в том случае, если ваш фотоаппарат (или объектив) довольно быстро фокусируется в режиме AF. В этом случае вы снимаете только один кадр, но чтобы подстраивать фокусировку, всё время нужно нажимать и отпускать кнопку фотоаппарата наполовину. Таким образом вы в автоматическом режиме фокусировке можете сами подстраивать резкость приближающегося или удаляющегося от вас объекта съёмки. В тот момент, когда вы решите что пора делать снимок - плавно дожимайте кноку спуска затвора. не останавливая следящее перемещение фотоаппарата.

С первого раза может ничего и не получиться – оба этих способа фокусировки, так же как и фотосъёмка с проводкой, требуют некоторой практики.

Cмотрите видео и учитесь фотографировать птиц в полёте

Фотографирование птиц в полёте такое же увлекательное занятие как и фотосъёмка спортивных соревнований. Попробуйте поснимать птиц в полёте - вам обязательно понравится! К тому же это ещё и очень похоже на утиную охоту, только убивать никого не надо:о)

Eсли вы не очень любите фотографировать птиц или охотиться:о), но обожаете фотографировать спортивные соревнования, рекомендую вам выйти сегодня на улицу и потренироваться в фотосъёмке птиц в полёте - настройки камеры и приёмы фотографирования спортивных соревнований и летящих птиц практически ничем не отличаются...

18087 Совершенствуем знания 0

Съемка животных и птиц – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».

Давайте разберемся - проще или сложнее снимать домашних питомцев, чем диких животных? И какие при этом есть особеннности?

Сначала поговорим о братьях наших меньших, живущих в дикой природе. Ведь наиболее интересны фотографии в естественной среде обитания, где животные и птицы смотрятся естественно и гармонично с окружающим миром, который служит прекрасным фоном.

Оборудование. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во-первых, такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во-вторых, фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но, несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанималистика неуклонно совершенствуется.

Итак, Вам понадобится:

Оптика . Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением. Хорошим вариантом могут стать телеобъективы с фокусными расстояниями 70-200 и даже 400 миллиметров. Для достижения ещё большей «дальнобойности» можно использовать телеконвертер с коэффициентом увеличения 1.4, 1.7 или 2, но поскольку его использование приводит к снижению светосилы оптической системы, телеконвертер лучше применять в комбинации со светосильной оптикой. Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу-анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость "картинки" в видоискателе камеры и точность фокусировки напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.

Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива - длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив - должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста. Стоимость такой аппаратуры значительна.

Камера . Для фотоохоты подойдет практически любая цифровая фотокамера со сменной оптикой и крупным сенсором (APS-C формата или FF)или же суперзум, но за качественный конечный результат последнего нельзя ручаться на сто процентов.

Штатив или монопод . При съемке длиннофокусными объективами велика вероятность смазывания изображения при съемке с рук. Чтобы избежать этого неприятного эффекта имеет смысл воспользоваться штативом или моноподом.

Теперь о приспособлениях : всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке "с подхода", иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Теперь непосредственно разберемся с особенносями самой фотосъемки . Здесь необходимо помнить несколько простых правил. При этом речь не пойдет о съемке львов или медведей в саванне или таежных лесах - это удел опытнейших и профессиональных фотографов.

Есть два основных способа съемки диких животных , если не считать самых мелких существ, - с подхода и из укрытии. При съемке с подхода многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты съемке с подхода сложно предсказать, и они чаще оканчиваются неудачей, но для большинства новичков именно этот способ представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии.

Приемы съемке с подхода фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Надо учитывать трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п.

Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, - словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня. Если все это вам неизвестно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода - это единственный способ найти объект.

Некоторые животные проявляют особую активность ночью, на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. И это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Одна из главных забот фотоохотника - остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи. Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°. Многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться "замирать". Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния. Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить.

Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости. Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью. Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Из вышесказанного возникает вопрос об экипировке .

Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного. В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее, избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Скройте металлические части очков. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи (вспоминает кадры из боевиков!).

Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, репеллентами.

Одно из основных условий фотоохоты - плавная, бесшумная походка .

Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, - она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить. Учитесь правильному шагу - ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, - со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением. Если уж вы наступили на сухую ветку - замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите несколько минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся.

Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. "Мягкий" бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот скрыть черной изолентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

Чтобы сделать хороший кадр стоит некоторое время понаблюдать за объектом съёмки . Изучив повадки птицы или животного, которых вы хотите сфотографировать, вам будет легче прогнозировать его перемещение и поведение.

Например, белочки имеют обыкновение время от времени привставать на задних лапках, чтобы прислушаться и осмотреться вокруг, довольно забавно складывая передние лапки на груди - это прекрасный момент для съёмки. Можно сфотографировать как белка, разгрызая орешек, обеими лапками подносит его ко рту, как карабкается по стволу дерева или выглядывает из-за него. В некоторых парках белки настолько привыкли к постоянному общению с людьми, что совершенно их не боятся, и можно попробовать снять их не только в режиме репортажа, но и постановочно, попросив ассистировать в этом мероприятии кого-нибудь из родственников или знакомых.

У синиц и многих других птичек есть привычка прилетать к кормушке с одного и того же места. Например, выбрав какую-то удобно расположенную ветку, они садятся сначала на неё, выжидают удобного момента, чтобы подлететь к кормушке, хватают еду и улетают, затем снова и снова повторяют свой маршрут. Таким образом, закрепив камеру на штативе и наведя резкость на эту самою ветку, вам останется лишь вовремя нажимать на кнопку спуска, подлавливая самые удачные моменты и ракурсы. Можно использовать при этом пульт дистанционного управления фотокамерой.

Оказавшись в парке и внимательно наблюдая за происходящим, вы можете заметить множество других интересных сюжетов для съемки. Ими могут стать играющие друг с другом собаки, красивый иней на деревьях, прогуливающиеся со своими домашними любимцами прохожие. Главное - будьте всегда начеку, чтобы, заметив интересный сюжет или ситуацию, успеть на неё отреагировать и сделать кадр, не упустив кульминационный момент.

Избегайте дрожания камеры.
Не забывайте про то, что при съёмке с рук длиннофокусной оптикой для получения резких кадров выдержка должна быть не длиннее, чем дробь «1/фокусное расстояние», выраженная в секундах, а на "кропнутых" камерах - в разы короче, пропорциональные кроп-фактору вашей фотокамеры.

Конечно, оптический стабилизатор изображения даёт возможность поставить на несколько ступеней более длинную выдержку. Но слишком длинные выдержки всё равно нежелательно использовать, поскольку фотография может получиться нерезкой не из-за дрожания рук фотографа, а из-за движения самого объекта съёмки. И против этого вида нерезкости даже самый совершенный оптический стабилизатор бессилен.

Сделать камеру более стабильной в момент съёмки можно и другими способами: например, прислонившись к дереву, забору или другой прочной и неподвижной опоре, например, оперевшись об колено. Можно залечь с камерой, подложив под объектив кофр.

Возьмите под контроль параметры съёмки .
Наводка на резкость по ближайшему объекту, а именно этот метод используется большинством камер в «зелёном» полностью автоматическом режиме, - далеко не самый лучший вариант для съемки птиц и животных. При использовании длиннофокусной оптики особенно при открытой диафрагме ГРИП очень невелика. Поэтому, чтобы резкой оказалась именно пернатая пташка, а не ветки перед ней, именно мордочка белки, а не только её нос, фокусироваться на них нужно исключительно точно - по центральной точке. Совместите в кадре сюжетно важную деталь (обычно, это глаз), на которую нужно навести резкость, с точкой фокусировки, наполовину нажмите спусковую кнопку и, услышав подтверждающий успешность фокусировки звуковой сигнал, сформируйте кадр и плавным нажатием кнопки спустите затвор.

Приступая к съёмке, настройте свою камеру таким образом, чтобы она записывала снимки в максимально возможном разрешении и максимально возможном качестве, но лучше в «сыром» формате RAW. Выставьте соответствующую условиям освещения светочувствительность ISO, настройку баланса белого (при съемке в RAW эта настройка не имеет смысла и выставляется в авто) и метод определения экспозиции.

Снимайте в ручном режиме экспонирования (M) или в режиме приоритета диафрагмы (А), чтобы осмысленно управлять значениями выдержки и диафрагмы, добиваясь нужной резкости и глубины резкости.

Старайтесь не использовать высокие значения ISO, чтобы избежать появления на фотографии шумов. Но и не забывайте о возможности повысить ISO, если при максимально открытой диафрагме выдержка оказывается недостаточно короткой для получения резкого снимка.

И помните, что часто у вас всего один шанс сделать снимок. Услышав звук камеры при спуске затвора - дикие животные и птицы вряд ли вам предоставят возможность более тщательно подготовится и сделать дубль.

Съемка домашних животных – это обособленный жанр. Он не похож на съемку дикой природы. С одной стороны, конечно, снимать домашних питомцев проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт.

Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:

В завершении, в качестве напутствия, хочется сказать: хотите делать удачные снимки животных и птиц - совершенствуйте и технику съемки, и вашу фототехнику.

Надеюсь, материалы данного урока были интересны и будут вам полезны. Всего Вам фотографического!

В статье использованы материалы книг "Фотографирование диких животных и природы", Майкл Фримен; Canon Lens Work II и "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом", А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский.