Организация финансового анализа в учреждении здравоохранения

Комплексный анализ деятельности лечебно-профилактичес­ких учреждений:

1. включает в себя анализ производственно-хозяйствен­ной и финансовой деятельности и

2. является необходимым условием повышения эффективности деятельности.

Комплексный анализ деятельности не­обходим для :

1. установления конкурентных позиций организации,

2. выбора ею видов деятельности,

3. способов предоставления услуг, обеспечивающих спрос со стороны потребителей.

В условиях рыночной экономики особенно важно определять финансовую устойчивость организации .

Финансовая устойчивость организации определяет состояние финансовых ресурсов, при котором организация может свободно маневрировать денежными средствами , чтобы путем эффективного их использования:

1. обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации товаров, услуг,

2. а также произвести затраты по рас­ширению и обновлению производственной базы.

Документально-информа­ционной основой анализа финансового состояния и хозяйственной деятельности организаций служат данные бухгалтерского учета (документы финансовой отчетности, баланс организации, учетные ведо­мости, оперативная документация).

Результатом финансового анализа является:

1. оценка текущего состояния орга­низации, ее имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота капи­тала, доходности используемых средств,

2. комплексная оценка хозяйственной, коммерческой деятельности, тенденций развития организации, которая служит, связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственной деятельностью.

Аудит – это углубленный финансово-хозяйственный анализ состояния и деятельности организаций, проводимый квалифицированными специалистами, как правило, независимых служб.

Аудит проводится:

1. чаще всего внешними аудиторами,

2. реже собственными, внутренними аудиторами организации.

Различные виды анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами.

На рис. 1 представлены составные части анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций и круг их пользователей.

Рис. 1. Составные части анализа финансово-хозяйственной деятельности и направле­ния его использования

Обычно в хозяйственной деятельности различают виды учета:

1. финансовый учет и

2. управ­ленческий учет.

Финансовый учет базируется на учетной ин­формации, которая помимо использования ее внутри организации руко­водством, сообщается внешним пользователям.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обраба­тывается и передается для внутреннего использования руководством.



Сложив­шееся на практике разделение учета порождает деление анализа на:

1. внешний и

2. внутрихозяйственный анализ.

Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами.

Основой такого анализа выступает в основном официальная финансо­вая отчетность организации, публикуемая в печати и представляемая заинтересованным лицам, государственным органам в виде бухгалтерского баланса.

Внутренний финансовый анализ необходим и проводится в интересах самой организации.

На его основе:

· осуществляется контроль за организационной и финансовой деятельностью,

· намечаются пути развития деятельности.

Исходя из разновидностей и целей анализа, можно выделить условно пользователей информации :

· внешних и

· внутренних.

К относят обычно пользователей с:

· прямыми и

· непрямыми финансовыми интересами .

К внешним пользователям информации с прямым финансовым интересом относятся:

1. инвесторы,

2. кредиторы,

3. поставщики,

4. покупатели и клиенты,

5. деловые партнеры организации.

На основе данных публичной финансовой отчетности они делают выводы о том:

· какова прибыльность и ликвидность организации,

· каковы ее финансовые перспективы в будущем,

· стоит ли в нее вкладывать средства,

· имеет ли организация деньги, чтобы выплачивать проценты и своевременно погашать долги.

Инвесторы оценивают потенциальную прибыльность организации, потому что от этого зависит величина вкладываемых в нее инвестиций и получаемого дохода.

Кредитор оценивает потенциальные возможности организации погашать займы, кредиты.

К внешним пользователям информации финансового анализа с непрямым финансовым интересом относятся:

1. государственные органы и внебюджетные фонды,

2. налоговые орга­ны,

3. инвестиционные институты,

4. товарные и фондовые биржи,

5. страховые орга­низации,

6. аудиторы и фирмы, осуществляющие внешний аудит.

Информация о финансовой деятельности медицинских организаций необхо­дима этой группе:

· для контроля за соблюдением обязательств перед государством,

· за правильностью уплаты налогов,

· для решения вопроса о налоговых льготах, о методах и способах приватизации и акционировании организаций.

Органы государственного регулирования на основе результатов анализа финансового состояния вырабатывают обобщенные синтетические оценки, позволяющие судить о положении не только одной или нескольких организаций, но и от­расли в целом.

Кроме того, к пользователям информации, имеющим непрямой финансовый интерес , относятся:

1. консультанты по финансовым во­просам,

2. юристы и юридические фирмы,

3. пресса и информационные агентства,

4. общественность.

К внутренним пользователям финансового анализа относится администрация (аппарат управления) организации. Это собственники и уп­равленческий персонал организации, которые несут ответственность за управ­ление деятельностью медицинской организации и достижение стоящих перед ней целей.

Успешная деятельность администрации во многом основывается на принимаемых управленческих решениях, вытекающих из финансового ана­лиза, дополняемого более общим экономическим анализом.

Актуальность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций обусловлена тем, что:

1. финансовые ресурсы можно быстро трансформировать в другие виды ресурсов (трудовые, материальные);

2. и это требует от руководителей здравоохранения повышения эффективности их использования.

Поэтому финансовый контроль является одной из важнейших функций:

1. государственных и муниципальных органов управления,

2. включая и органы управления здравоохранением.

При осуществлении финансового контроля проверяется :

1. соблюдение установленного нормативно-правовыми актами порядка финансовой деятельности,

2. экономическая обоснованность распределения и использования финансовых средств.

В зависимости от контролирующих органов финансовый контроль осуществляют :

1. законодательные органы государственной власти и местного самоуправ­ления;

2. контрольные органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления;

3. ведомственные контрольные органы;

4. органы налоговой службы;

5. контрольные комиссии организаций;

6. аудиторские компании.

Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации .

Для осуществления финансового контроля законодательными органами Субъектов Федерации и муниципальных образований создаются собственные контрольные органы:

1. Счетная палата Российской Федерации,

2. контрольные палаты,

3. контрольные комиссии.

Они проверяют правильность использования бюджетных средств всех уровней исполнитель­ной власти и выносят оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.

При этом финансовый контроль, осуществляемый законодательными орга­нами для распорядителей и исполнителей бюджетов (Правительство Россий­ской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы исполни­тельной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе органы управления здравоохранением всех уровней управления, учреж­дения) является обязательными.

Законодательные органы государственной власти и муниципальных обра­зований осуществляют следующие формы финансового контроля :

1. предварительный контроль - в ходе подготовки проектов бюджетов и их утверждения;

2. текущий контроль - в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов;

3. последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной исполнительной власти и муниципальных образований осуществляют:

1. Министер­ство финансов Российской Федерации,

2. Федеральное казначейство,

3. финансо­вые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

4. распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий кон­троль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и по­лучателей бюджетных средств (учреждений).

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получа­телями бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств(федеральные министерства и ведомства, в том числе Минздрав России) осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого (в соответ­ствии со сметой расходов) использования бюджетных средств в подведомствен­ных учреждениях, в том числе и учреждениях здравоохранения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за целевым использовани­ем бюджетных средств подведомственными учреждениями, в том числе уч­реждениями здравоохранения.

Контролирующие органы используют следующие методы финансового контроля:

1. ревизии;

2. проверка финансово-хозяйственной документации.

Ревизия является наиболее цельным методом контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Ревизии подразделяются:

1. по объему проверки на сплошные и выборочные,

2. по организации на плановые, внеплановые и комплексные (проводимые несколькими контрольными органами).

В ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений изучаются вопросы :

1. состояние учета и эффективности использования материальных ресурсов;

2. обоснованность приобретения материальных ресурсов;

3. обеспечение сохранности материальных ресурсов и финансовых средств;

4. правильность начисления и выплаты заработной платы работникам;

5. соблюдение правил проведения финансовых операций, соблюдение порядка финансового учета и отчетности.

По окончании проверки контролирующими органами составляется акт проверки , в соответствии с которым:

1. устанавливаются меры по устранению выявленных нарушений и предупреждению их возникновения в организации,

2. а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении правил финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельностикоммерческих организаций , в том числе медицинских, осуществляется органами налоговой службы Российской Федерации .

Целью финансового контроля органов налоговой службы является выявление сокрытых от налогообложения доходов коммерческой организации.

С этой же целью осуществляется налоговыми органами финансовый контроль и учреждений здравоохранения в случае получения ими доходов за предоставление медицинских услуг за личный счет граждан.

Важное место при осуществлении внутреннего финансового контроля занимают аудиторские проверки , которые организуются самими организациями для получения объективных данных о состоянии финансовой деятельности.

Аудиторские проверки (аудит) проводятся аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит предусматривает проверку имеющейся в организации финансовой отчетности по использованию финансовых средств.

Целью аудита является выявление искажений в финансовой отчетности.

По результатам аудита аудиторской фирмой выдается аудиторское заключение о состоянии бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый во всех вышеперечисленных формах, является важной составляющей мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов в организациях здравоохранения.

Определяя формы финансово-экономического контроля, исходят из соотношения его содержания и формы как всеобщих категорий, отражающих взаимосвязь двух сторон любой реальности. Содержание представляет определяющую сторону предмета, а форма - способ его выражения и внутреннюю организацию, которые модифицируются с изменением содержания. Под формами финансово-хозяйственного контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольной деятельности, направленной на выполнение функций контроля . Важно применять наиболее эффективные формы контроля с учетом четкого разграничения сфер их применения, конкретных хозяйственных ситуаций и задач, которые решают отдельные звенья управления экономикой.

Под формой финансово-экономического контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольной деятельности . В зависимости от времени осуществления по отношению к контролируемой деятельности объекта контроля в качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль (рис. 2.1). Все три формы находятся в тесной взаимосвязи и тем самым отражают непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль . Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, поскольку предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Предварительный контроль проводится на первых трех стадиях процесса управления: постановки проблемы, определения цели и планирования мероприятий по ее достижению. Проводимый во время прогнозирования, проектирования и планирования, он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель предварительного контроля - пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые посягательства на собственность, в какой бы форме они ни проявлялись до совершения финансовых или хозяйственных операций.

Текущий контроль . Неотъемлемым элементом оперативного управления является текущий контроль. Он проводится на стадиях управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей, в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. На основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных операций.

Последующий контроль . Контроль финансово-экономической деятельности за определенный истекший период называют последующим, поскольку контролируются фактически совершенные операции. Такой контроль осуществляется на завершающей стадии процесса управления на основе исследования совершенных финансово-хозяйственных операций, их отражения в бухгалтерском учете и финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализа и оценки итогов финансово-экономической деятельности. Он позволяет оценить эффективность управления. Основное назначение последующего контроля - выявление нарушений законодательства в истекшем периоде, установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности, сохранности имущества, хозяйственной целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнения предписаний вышестоящих и других органов управления. Последующий контроль отличается углубленным и комплексным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности и позволяет также выявлять недостатки предварительного и текущего контроля.

Предварительный, текущий и последующий контроль осуществляется в форме проверок и ревизий. Разделение контроля на проверки и ревизии весьма условно, поскольку ревизия является одной из разновидностей проверки.

Согласно определению, данному в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации 1 , проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Однако, по мнению автора, данное определение не вполне отражает сущность понятия «проверка».

Под проверкой следует понимать отдельные контрольные процедуры или их совокупность по исследованию состояния объекта контроля на определенном участке деятельности, выражаемые в сопоставлении фактических результатов контроля с данными, отраженными в учетных документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных) и регистрах .

С юридической точки зрения проверка является процессуальным действием при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью объекта контроля. При проведении проверки выявляют отдельные нарушения финансовой дисциплины, ошибки в ведении бухгалтерского (финансового) учета, искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяют эффективность использования финансовых, материальных и производственных ресурсов. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы или участки финансово-хозяйственной деятельности. Результаты проверок служат основанием для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и применения мер ответственности к допустившим их виновным лицам.

В зависимости от места проведения проверки, проводимые налоговыми и таможенными органами, а также органами государственных социальных внебюджетных фондов подразделяют на камеральные и выездные. Вместе с тем применение понятий «камеральная» и «выездная» проверки приемлемо и для других органов, осуществляющих финансово-экономический контроль.

Камеральная проверка - это вид документального контроля представленной отчетности и документов, проводимая по месту нахождения субъекта финансового контроля (проверяющего органа) без выезда на объект проверки. По результатам камеральной проверки итоговый документ (акт) составляется только в случае выявления нарушений. Данные результатов камеральных проверок могут служить основанием для назначения внеплановых выездных проверок и использоваться при их проведении.

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта и представляет собой вид финансово-экономического контроля, сочетающий в себе одновременное использование методов документального и фактического контроля. Именно для использования методов фактического контроля, а также возможности оперативного доступа к первичным учетным и иным оправдательным документам необходимо присутствие контролирующего органа по месту нахождения объекта проверки.

По полноте охвата документов и финансово-хозяйственных операций различают проверки сплошные и частичные (выборочные). При сплошной проверке проверяются все финансово-хозяй­ственные операции и документы организации, без исключений и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле - и материальные ценности), а при частичной проверке проверяется только часть (определенная выборка) документов, операций, материальных ценностей.

Сплошная проверка, как правило, проводится исходя из целесообразности в организациях с небольшим объемом документации и финансово-хозяйственных операций, а также при необходимости, например, для восстановления бухгалтерского учета (при его отсутствии или утрате первичных документов).

Частичная проверка проводится для установления наличия или отсутствия нарушений в определенной части документов и учетных записей или в разделе бухгалтерского учета, которые могут быть характерны для всего массива документов организации либо бухгалтерского учета в целом. Результаты частичной проверки при обнаружении нарушений могут служить основанием для принятия решения о проведении сплошной проверки.

По степени охвата проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

Комплексная проверка - это всесторонняя проверка финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. В ходе такой проверки проводится взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации с использованием максимально возможного сочетания различных методических приемов документального и фактического контроля. Законность, достоверность и экономическая целесообразность хозяйственных и финансовых операций при проведении комплексной проверки устанавливается наиболее квалифицированными специалистами.

Выборочная проверка - это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности или разделов бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Она может проводиться как самостоятельная проверка либо может быть составной частью комплексной проверки. В зависимости от этого результаты выборочной проверки могут быть отражены в отдельном итоговом документе либо войти в сводный итоговый документ о результатах комплексной проверки.

Тематическая (целевая) проверка - это проверка определенного направления (темы) или вида финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, проводимая путем исследования заранее определенного круга вопросов или сторон финансово-хозяйственной деятельности. Как и результаты выборочной проверки, результаты тематических проверок могут иметь самостоятельное значение или быть использованы в качестве части совокупного результата комплексной либо выборочной проверки и в зависимости от этого оформляются самостоятельно или отражаются в общем документе.

Для установления качества контроля, осуществляемого нижестоящими контрольными органами и отдельными должностными лицами контрольных органов, законодательством предусматривается проведение контрольных проверок вышестоящими или специальными уполномоченными органами. За проведение некачественных проверок законодательством предусмотрена: дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность.

С целью контроля за устранением выявленных проведенной проверкой нарушений органы государственного финансового контроля могут проводить повторные проверки. Они проводятся только по вопросам, по которым ранее были выявлены нарушения. Законодательством установлены определенные ограничения на проведение повторных проверок за периоды, проверенные ранее.

Ревизия (от лат. revisio - пересмотр) представляет собой разновидность проверки и форму последующего контроля, включающую систему обязательных контрольных действий (процедур) по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц по управлению объектом контроля в проверяемом периоде времени . Основным отличительным признаком ревизии от проверки является то, что ревизия как разновидность проверки проводится исключительно в форме последующего контроля. Информационной основой для проведения ревизии служат первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская и статистическая отчетность по фактически исполненным хозяйственным и финансовым операциям, фактические остатки наличных и безналичных денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу и значение.

Обследование - это разновидность контрольных действий и метод предварительного контроля по оперативному выявлению состояния дел по отдельному вопросу, входящему в компетенцию субъекта финансово-экономического контроля, дополнительный способ для определения необходимости и целесообразности проведения проверки или ревизии . Так, при необходимости уполномоченные должностные лица органов Федеральной службы налоговой полиции и налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

В ходе обследования могут быть решены следующие основные задачи:

    определение правомерности и возможностей использования производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий для получения дохода;

    установление правового статуса, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта и их соответствия действующему законодательству;

    мониторинг и диагностика финансовой отчетности и финансового состояния подконтрольного объекта;

    предварительный анализ и оценка финансово-экономической деятельности объекта контроля.

Обследование позволяет до начала проверки или ревизии выявить слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определить наиболее важные для проверки вопросы.

Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их решению.

необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансо-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федератьных внебюджетных фондов; Федератьное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

  • о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;
  • применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;
  • направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;
  • предъявлении иска в суд в защиту нарушенных нрав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

Ревизия — это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется в целях выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается входе контроля за следующими сферами финансово-хозяйсгвенной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля — Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Ревизии можно подразделить на документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.

Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Сотрудники контролирующих органов и их близкие обеспечиваются государственной защитой, система мер которой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов представляет собой комплекс мер безопасности, правовой и социальной защиты. Государственная зашита применяется, если существует угроза посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных сотрудников в связи с их профессиональной деятельностью. Меры государственной защиты могут применяться и в отношении их близких родственников (в исключительных случаях — и других лип), на жизнь, здоровье или имущество которых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности по проведению финансового контроля либо принудить контролирующих лиц изменить какие-либо данные, факты и т. д.

Основные методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение этих мероприятий, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Указанные методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, в методических письмах и указаниях финансовых органов, в частности методическом пособии по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).

Основной метод финансового контроля — ревизия , т. е. наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

В рамках документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. В рамках фактической — помимо документов, еще и наличие денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости принятия срочных мер по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а ее материалы передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению данных нарушений, не ожидая окончания ревизии, о чем делается соответствующая запись в ее акте. Несмотря на важное юридическое значение ревизии, ее понятие и порядок проведения не получили достаточного правового урегулирования, не закреплены законодательно.

Определенным примером в устранении этого пробела мог бы послужить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором сформулированы понятие аудиторского заключения как официального документа и основные требования, которым оно должно отвечать (ст. 6).

По времени осуществления контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения какой-либо деятельности.

Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования финансовых средств, материальных ценностей, принятия необоснованных решений. Это наиболее эффективный вид контроля, так как он имеет предупредительный характер. Объекты такого контроля - проектно-сметная документация, договоры, сметы, документы, отражающие поступление и движение товарно-материальных ценностей, денежных средств.

Текущий контроль осуществляется в ходе ведения хозяйственных операций. Его цель - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства. Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля - установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. Такой контроль обеспечивает объективную оценку деятельности всех звеньев экономики и отдельных должностных лиц. Объектами последующего контроля служат первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.

По источникам проведения контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на документальный и фактический контроль.

Документальный контроль заключается в проверке различного рода первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других документальных носителей экономической информации.

Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

Фактический контроль предполагает проверку состояния, наличия и использования основных и оборотных средств организации и предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных. Объектами фактического контроля служат товарно-материальные ценности, наличные деньги и ценные бумаги, готовая продукция, товары, незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.

Фактический контроль не в состоянии обеспечить воссоздание всей картины хозяйственных процессов из-за отсутствия полной необходимой информации, поэтому его следует применять в сочетании с документальным контролем, что в конечном итоге повышает качественный уровень контрольно-ревизионной работы.

По методам осуществления контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий подразделяют на ревизию и проверку.

Ревизия - совокупность обязательных контрольных мероприятий, обеспечивающих возможность достоверного документального подтверждения обоснованности и (или) не обоснованности действий руководства и ответственных сотрудников ревизуемой организации (предприятия), совершенных по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности.

Проверка - совокупность контрольных мероприятий, обеспечивающих возможность достоверного и документального подтверждения обоснованности и (или) необоснованности действий руководства и ответственных сотрудников проверяемой организации (предприятия), совершенных по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности.

Еще по теме Виды контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и предприятий:

  1. Глава 1. Роль внутреннегоаудита и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  2. И. Н. Пашкина А. В. Евдокимова. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации, 2009
  3. 8. Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью банка
  4. 3.ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕВИЗИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  5. 1.2. Финансовая отчетность - информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  6. 1.10. Финансовое моделирование как способ изучения ХОЗЯЙСТВЕННОЙ деятельности и выбора финансовой стратегии предприятия
  7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
  8. 3.3. Методы комплексной рейтинговой оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и их структурных подразделений