Все на свете должно происходить

медленно и неправильно...

Венедикт Ерофеев, "Москва - Петушки"

Словосочетание медленное чтение воспринимается сегодня примерно также, как и впервые обнаруженное сочетание знаков древнего языка: при том, что язык дешифрован и значение каждого знака понятно, их связь может указывать как на неизвестный ранее феномен культуры, так и на нераскрытые смыслы каждого из знаков.

I.

У слова медленный очевидна негативная коннотация, исторически закономерная. Медленный значит не быстрый. Быстрый зверь - сильный зверь. Родственный, подражающий зверю охотник и воин не должен медлить. Медлит слабый, больной, увечный, старый - обреченный на смерть изгой. В языке эти представления сохраняются: словен. medəł, -dlà "слабый", mədléti, mədlím "чахнуть, тосковать", чеш. mdlý "слабый, бессильный, бесчувственный", польск. mdły, mdlec, н.-луж. módły "бессильный, слабый, усталый". Случаи позитивного использования значения медленный в языке достаточны редки (ср.нем. bedächtig "рассудительный; медлительный").

Традиционное общество поощряет быстроту-силу во всех ее проявлениях. Красноречие столь же почетно, что и воинская доблесть; словесные поединки во время календарных праздников имеют ту же функцию, что и поединки с оружием. В древнеиндийской мифологии богиня речи Вач выше неба и шире земли; она - владычица и собирательница богатств; тот, кого она любит, становится сильным и мудрым. Богатство, сила, мудрость, красноречие - равноценные, изоморфные дары, имеющие один источник. Так Соломон просит у Господа мудрости и получает вместе с просимым богатство и славу (3 Цар. 3, 9-13).

Напротив, медлительность человека, поскольку она реально могла быть связана со слабостью и болезнью, во всех своих проявлениях воспринималась как потенциально опасная. Поведение медлительного человека (не похожего на всех) непредсказуемо, следовательно такой человек мог быть колдуном. Например, задумчивость , характерная для интеллектуала Нового времени, в традиционном обществе синонимична нерешительности-слабости-трусости как виду медлительности . "Задумчивость" легитимного колдуна таинственна, понимается как разрыв во времени, "путешествие" колдуна, его соприкосновение с силами иного мира с целью получения необходимой коллективу информации. "Задумчивость" обычного человека осознается аналогично, однако желание ответить на вопросы, которые никто не задавал, расценивается как причастность зловредной магии.

Описание одной из фигурок в корзине гадальщика африканского племени ндембу напоминает иконографию европейской Меланхолии. Фигурка Chamutang"a « изображает мужчину, сидящего съежившись, подперши подбородок руками и опираясь локтями на колени. Chamutang"a означает нерешительного, непостоянного человека... Chamutang"a означает также "человек, от которого не знаешь, чего ожидать". Его реакции неестественны... Ндембу любят, когда поведение человека предсказуемо... и если чувствуют, что кто-то неискренен, то допускают, что такой человек, весьма вероятно, колдун. Здесь получает новое освещение идея о том, что скрываемое потенциально опасно и неблагоприятно» 1 .

В русском языка слово задумчивость входило в синонимический ряд - уныние, меланхолия, грусть, томление, мечтание . Лишь в начале XVIII в. все эти слова утрачивают свойственное им до этого отрицательное значение 2 .

При устойчивости обыденных представлений о "быстром-правильном" и "медленном-неправильном" в мифах была возможна инверсия отношений между быстрым и медленным, благодаря чему медленное становилось одним из признаков главного мифического персонажа, связанным с его мудростью (при этом в языке мудрость связывается с быстротой как проявлением жизненной силы : русск. мудрый родственно лит. mandrùs "бодрый, гордый, задорный", лтш. muôdrs "бодрый, живой", д.-в.-н. muntar "ловкий, живой, бодрый", алб. mund "могу, побеждаю"; ср. греч. σοφία "мудрость, знание; хитрость, ловкость"; ср. также указание на соотнесении головыи testicula в мифах и ритуалах: « такие инверсии, как рождение из головы, с одной стороны, и, с другой, testicula как носители мудрости, ср. русск. мудé , ст.-слав. мѫдѣ - из и.-евр. *men-dh -: *mon-dh -, об особом роде духовного, умственного напряжения, возбуждения» 3 ).

Праслав. *m ъd ьl ьn ъ, *m ъd ьl ъ связано чередованием гласных с muditi , ст.-слав. мѫдити , мудить "медлить, мешкать". Фасмер предполагает родственность мудить словам со значением "мысль ": лит. maudžiù "причинять душевное страдание, тосковать по", гот. maudjan "напоминать".

II.

Мы смотрим на время вдоль,

а Бог видит его поперек.

М. Лютер

Когда мы произносим слово "мысль", то оказываемся рядом с тем местом, где наши привычные пространственно-временные определения (далекое-близкое, прошлое-будущее, медленное-быстрое) теряют смысл.

В греч. διάνοια "разум, мысль" διά- может указывать и на прохождение через то, что можно увидеть (νοέω "видеть") в пространстве и во времени, и на раз деление-раз мышление, "монтаж" увиденного.

"Прохождение через" физического тела подразумевает движение с определенными, предсказуемыми направлением и скоростью. Движение мысли непредсказуемо, симультанно , ее скорость в определенных ситуациях, например, во сне, бесконечно велика (ср. многочисленные примеры снов, в которых сложная серия событий, происходящих в течение нескольких часов, дней и даже лет, "на самом деле" разворачивалась долю секунды).

Через что проходит мысль? Попытаемся услышать ответ на этот вопрос, оставаясь в традиции языка, который когда-то спровоцировал его задать. Понятно, что мы тем самым оказываемся в пространстве мифа или "правдоподобного мифа", который Платон в "Тимее " счел единственно возможной формой записи всего относящегося ко времени создания космоса.

Именно здесь, в "Тимее" говорится о хоре. В греческом χώρα - "страна, земля, место", однако в "Тимее" χώρα скорее имя, чем понятие, имя иного , подчиняющегося "логике, отличной от логики логоса". Хора - "мать и восприемница" (51а), "Кормилица рождения" (52d) , но принадлежит "третьему роду": хора - ни "чувственная", ни "умопостигаемая". Хора - некое неведомое пространство: "оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но сама воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно. Мы видим его как бы в грезах и утверждаем, будто всякому бытию непременно должно быть где-то, в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небесах, будто бы и не существует" (52a-b) .

Тимей говорит о хоре в контексте "правдоподобного" космогонического мифа, говорит о том как "Восприемница" упорядочивала стихии, привнося в них "разум и меру", "еще до того, как пришло время рождаться устрояемой из них Вселенной" (53а). Но Тимей ничего не говорит о том, что "Кормилица рождения" участвовала в создании человека и в привнесении в него "разума и меры". При чем же здесь мысль? Ведь нас интересовали не космологические фантазии греков, но то, как они мыслили мысль.

Платон, как и все греки, видел Вселенную как "единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные" (69с). Это означало подобие устройству Вселенной устройства всех ее составляющих организмов. Такими живыми организмами мыслились и человек, и государство. Можно заметить аналогию между космологической стратегией хоры (52d-e) и политической стратегией браков (18d-e) : в обоих случаях "закон возможного лучшего встречается с определенной

случайностью" 4 . Следующие слова из "Тимея", вероятно, помогут услышать ответы на поставленный выше вопрос: "если есть движения, обнаруживающие сродство с божественным началом внутри нас, то это мыслительные круговращения Вселенной" (90с).

Причастность мысли божественному означает лишь возможность резонанса. Как правило, траекторию мысли определяет не Логос, но слова: "слово завладевает нашей мыслью еще до того, как мысль находит выражение: мысль бродит в сознании, нам хочется ее уточнить, мы прибегаем к словам - они-то и распоряжаются мыслью, давят на нее грузом обиходных значений... люди используют слова равно в той мере, в какой остаются в неведении относительно того, что слова используют их".

Хора, обозначая "место записи всего, что отмечается в мире " 5 , дает место и словам-призракам, "мнениям". Мысль не-пред-с-казуема. Это свойство мысли ставит перед Платоном неразрешимуюили, лучше сказать, опасную задачу.

С одной стороны, именно "непредсказуемость" мысли, состояние безумия (μανία) позволяет поэтам и предсказателям (мантисам ) выступать в роли посредников, толкователей воли богов. В "Ионе" Платон высказывает присущее всем грекам представление о поэтах, которые "слагают свои прекрасные поэмы не благодаря искусству, а лишь в состоянии вдохновения и одержимости" (533е) Ср. у Демокрита: "Без безумия не может быть ни один великий поэт" (68 В 18 Diels) . Поэты в "Ионе" подобны пчелам, собирающим песни у медоносных источников в садах Муз; именно эти источники отнимают у них рассудок, даруя взамен исступление (μανία) (534а-d ).

С другой стороны та же самая "непредсказуемость" мысли позволяет самозванцам, использующим уловки фокусников (например, обман зрения: "Государство " 602с-d ), морочить людей, выдавать мнения-призраки за истину Даже Гомер оказывается в "Государстве" в ряду тех поэтов, которые "воспроизводят лишь призраки добродетели... но истины не касаются" (600е). Неистовство (μανία) здесь последовательно снижается. Если в "Ионе" неистовство присуще поэту-слуге богов и он подобен пчеле, то в "Государстве" неистовство - свойство, суть "огромного крылатого трутня" (страсти), высасывающего из юноши рассудительность, пока тот "не преисполнится нахлынувшим на него неистовством" (573а-b) . Здесь людей приводят в неистовство и служат предметом раздора "призрачные образы подлинного удовольствия": "так, по утверждению Стесихора, мужи сражались под Троей лишь за призрак Елены, не зная правды" (586b-c ).

В "Тимее" неистовству возвращен статус дара богов, однако утверждается, что правильно им воспользоваться можно лишь в двух случаях: если дару причастен неповрежденный в уме человек, то он обязан "расчленить все видения с помощью мысли и уразуметь, что же они знаменуют"; если же прорицают безумные, то к ним нужно приставить племя истолкователей (71d-72b ). Нельзя замедлить мысль, но можно локализовать источник непредсказуемости в печени, максимально удалив "зверя", непричастного рассудку и мышлению, от разумной души; можно отвести "прорицалищу" роль зеркала, отражающего то, что исходит из ума и являющего взору призраки; можно увеличить число посредников, толкователей-"укротителей", для которых образ мертвой и ослепшей печени, вещающей невнятно (72b) , вряд ли будет служить источником вдохновения, притягивающего одного к другому, наподобие магнесийского камня (как в "Ионе").

III.

В "Федре " и "Тимее " изложены два хорошо известных мифа, в которых содержатся противоположные, на первый взгляд, мнения о письменности. В одном диалоге говорится о вреде письменности, в другом - о ее пользе. Поскольку мы имеем возможность прочитать эти записанные мифы, для самого Платона проблема письменности если и существовала, то, очевидно, не как задача ответить на вопрос - "хорошо это или плохо". Платон не столько решал проблему (проблему в нашем понимании этого слова), сколько исполнял поручение (поручение как одно из значений слова πρόβλημα) ставить под вопрос всё, в том числе и то, что хорошо известно и вопросов вызывать не должно. Слово о письменности и в первом и во втором случае оказывается вброшенным так как бросают игральную кость (βλ μα): сначала кость ложится "неудачно", затем - "удачно".

В "Федре" Сократ рассказывает о том как бог Тевт (Тот) предлагает египетскому царю свои "изобретения" - число, счет, геометрию, астрономию, а так же - письмена. Объясняя значение письменности, Тевт говорит: "Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости". Царь же полагает, что от этого изобретения больше вреда, чем пользы, поскольку письмена вселят в души научившихся им "забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых" (274с-275b) .

В "Тимее" Критий рассказывает о встрече Солона со жрецами египетского города Саис. Солона приняли с большим почетом, поведали о египетских древностях, когда же он перевел разговор на старые предания Эллады, один из жрецов воскликнул: "Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди эллинов старца!... Все вы юны умом, ибо умы ваши не сохраняют в себе никакого предания, искони переходившего из рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени" (22a-b) . Причина "немотствования" многих поколений греков, по мнению жреца, заключена в отсутствии у них письменности, которая неоднократно исчезала, не успев выработаться, после великих пожаров и наводнений, истреблявших все живое на Земле. У самих же египтян любое замечательное событие в их стране или в любой другой запечатлевается в записях, которые они хранят в храмах.

Отметим, что речь жреца, в которой письмо противопоставляется мифу (рассказу) сама по себе есть рассказ, который, чтобы дойти до нас, должен был пройти серию промежуточных передач-рассказов. Критий передает беседу между Солоном и Критием, своим дедом, который сам слышал от Солона пересказ беседы последнего со старым жрецом, рассказывающего, почему все греки оказываются во власти устного изложения и выдвигающего на передний план письмо. Так с помощью изложений устных изложений те, кто скован цепью устных традиций, объясняют себе как некто другой, прибывший из страны, имеющей письменность, объясняет им устно, почему они обречены на устность 6 .

Критий завершает свой рассказ словами благодарности деду: "Ведь в свое время я выслушивал все это с таким истинно мальчишеским удовольствием, а старик так охотно давал разъяснения в ответ на мои всегдашние вопросы, что рассказ неизгладимо запечатлелся в моей памяти, словно выжженная огнем по воску картина" (26b-c). Так повторяются тема и образы "Федра", где после рассказа о Тевте Сократ сравнивает изобретенные им письмена с живописью: "ее порождения стоят, как живые, а спроси их - они величаво и гордо молчат. То же самое и с сочинениями: думаешь, будто они говорят как разумные существа, но если кто спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, желая это усвоить, они всегда отвечают одно и то же (275d-e) . Но есть другое сочинение, "родной брат первого... которое по мере приобретения знаний пишется в душе обучающегося" (276а). В "Филебе" Сократ сравнивает душу с книгой, в которой память, ощущения и впечатления ("наш писец") записывает истинные или ложные мнения, а другой мастер, живописец, "вслед за писцом чертит в душе образы (ε κόνας) названного(38е-39b ).

Первая отмеченная Сократом в "Федре" "дурная особенность письменности" связана с неподвижностью: "ее порождения стоят как живые ", живыми не являясь; письмена слепы: они не видят, не различают тех, кто к ним обращается, "всегда отвечают одно и то же", эта неспособность письмен вступить в диалог равнозначна их молчанию; письмена беззащитны, "нуждаются в помощи своего отца" (275е).

Для того, чтобы получить возможность увидеть "неподвижность" письмен и с помощью тех же письменных знаков обратить внимание своих читателей именно на это их, знаков, свойство, нужно по меньшей мере обоюдное знание определенной традиции, ритуала как такового, в котором звучащее слово неразрывно связано с движением, с репродуцирующим движением тела, способного лишь в речи-действии, речи-представлении припомнить все жизненно необходимое с самого начала, в том числе и в первую очередь вспомнив о самой возможности говорить и двигаться 7 . Тело посвящаемого, как и тело младенца, уязвимо, его движения неловки, он чаще в сонном забытьи и неподвижен, не разбужен, его речь невнятна (это даже не речь, но ее отсутствие - молчание), глаза открыты, но не видят - он слеп.

IV

Текст по определению, по своей этимологии, не может быть скоро закончен (лат. textum "ткань; связь, соединение; слог, стиль"). Текст - нечто живое , имеющее свою судьбу и судьбу определяющее (ср.: "нить судьбы" и устойчивый в мифах мотив Судьбы-пряхи; "плетение словес" древних книжников: "нежели паучноточная простиратипрядениа, акы нити мезгиревых тенет пнутати [ плести] " - Епифаний Премудрый). Паутина мизгиря (паука) кажется столь непрочной, недолговечной, и именно из самого себя, подобно пауку, ткет Брахма космическую ткань, первовещество вселенной - паутину (ср. в "Законах Ману": "он [ Брахма] , чье могущество непостижимо, погрузился в самого себя, неоднократно выжимая время временем" (I, 51) ). Паутина и в самом деле эфемерна, только день Брахмы равен всему сроку существования данного мира. В. Подорога, вспоминая рассказы этолога Юкскюля о настоящих пауках, замечает: "Паутина и отделена от паука и с ним неразрывна, они представляют собой одно ризоматическое единство. В сущности, можно предположить, что паутина это своего рода мозг паука, его единственно возможный акт мысли, церебральная калька, которая наброшена на мир его жертв и врагов" 8 . В мифах паук творец, культурный герой, с присущей ему мудростью, спаситель (ср. рассказы о спасении от врагов Давида, Мухаммада, Христа с помощью пауков), но и злодей, которому свойственна холодная жестокость (ср. высасывание крови, дьяволичность как реализацию символических значений паука в христианстве).

Неподвижность письмен обманчива, они хитры, осторожны, некоторые из них умеют ловко скрывать свою властность и агрессивность, и чтение в любой момент способно превратиться из вполне безобидного занятия в дикую охоту. Одни и те же знаки могут быть организованы по-разному, следовательно, должны существовать и различные способы, маршруты чтения. Ролан Барт выделяет два рода литературы: Произведение и Текст. Они отличаются друг от друга не так как, скажем, проза от поэзии или беллетристика (изящная словесность) от бульварного чтива. Любое "произведение" имеет свой "текст"; без текста произведение как и тень без тела существовать не могут. Различить Произведение и Текст можно не по "почерку" автора, но лишь по "походке" читателя. В одном случае читатель движется "вдоль" Произведения, в другом - "поперек" Текста.

Речь здесь идет не о манере чтения, но об идее и определенной идеологии чтения. "Произведение", по Барту, сродни "мифам", которые подвергались им разрушительному анализу в 50-е годы; произведение выполняет властную, принудительную функцию. "Текст" для Барта - это вожделенное пространство свободы.

«Позволяя произведению «увлечь» себя (умело построенным сюжетом, экономно и выразительно обрисованными «характерами» и т. п.), «переживая» за судьбу его персонажей, подчиняясь его выверенной организации, мы - совершенно бессознательно - усваиваем и всю его топику, а вместе с ней и тот «порядок культуры», манифестацией которого является это произведение: вместе с наживкой захватывающей интриги и душераздирающих страстей мы заглатываем крючок всех культурных стереотипов, вобранных, сфокусированных и излучаемых на читателя романом, стихотворением, пьесой. С известной точки зрения, произведение есть не что иное как особо эффективный (ибо он обладает повышенной суггестивной силой) механизм для внушения подобных стереотипов, закодированных на языке определенной культуры и нужных этой культуре в целях регулирования поведения своих подопечных» 9 .

Текст преодолевает отчуждающую власть «произведения». «Основанный на
принципе «различения» и «тмесиса», весь состоя из разнообразных «перебивов». «разрывов» и «сдвигов», сталкивая между собой гетерогенные социолекты, коды, жанры, стили и т. п., текст «дезорганизует» произведение, разрушает его внутренние границы и рубрикации, опровергает его «логику», произвольно «перераспределяет» его язык. Текст для Барта и есть та самая

у-топия (в этимологическом смысле слова), «островок спасения», «райский сад слов», где законы силы, господства и подчинения оказываются недействительными, где со смехом воспринимаются претензии любого культурного топоса на привилегии и где есть только одна власть - власть полилога, который ведут между собой равноправные культурные «голоса»» 10 .

"Текст, - говорит Барт, - не может неподвижно застыть (скажем, на книжной полке) он по природе своей должен сквозь что-то двигаться - например, сквозь произведение, сквозь ряд произведений... Тексту присуща множественность. Это значит, что у него не просто несколько смыслов, но что в нем осуществляется сама множественность смысла как таковая - множественность неустранимая , а не просто допустимая. В Тексте нет мирного сосуществования смыслов - Текст пересекает их, движется сквозь них" 11 .

Важнейшая для Барта мысль состоит в том, что процедура «чтения», которой требует «текст», должна существенным образом отличаться от критической «интерпретации», которую предполагает «произведение». «Литературно-критический аспект старой системы, - говорит Барт, - это интерпретация, иными словами, операция, с помощью которой игре расплывчатых или даже противоречивых видимых форм придается определенная структура, приписывается глубинный смысл, дается „истинное" объяснение. Вот почему интерпретация мало-помалу должна уступить место дискурсу нового типа; его целью будет не раскрытие какой-то одной, "истинной структуры, но установление игры множества структур» 12 . Совсем иное дело-«чтение», ибо в акте чтения субъект должен полностью отрешиться от самого себя - тем полнее будет его удовольствие от произведения. «Одно только чтение испытывает чувство любви к произведению, поддерживает с ним страстные отношения. Читать - значит желать произведение, желать превратиться в него, это значит отказаться от всякой попытки продублировать произведение на любом другом языке помимо языка самого произведения: единственная, навеки данная форма комментария, на которую способен читатель как таковой - это подражание» 13 .

Читать - значит читать телом, читать всем телом , не исключая и эротического тела, тела как источника наслаждения. Читать - значит нарушать, пре-ступать: "едва ли не все философские школы отвергали гедонизм; его права отстаивали лишь маргинальные авторы - Сад, Фурье; даже для Ницше гедонизм - это пессимизм. Удовольствие всегда третировали, умаляли, развенчивали, противопоставляя ему твердые, благородные ценности (Истина, Смерть, Прогресс, Борьба, Радость и т. п.)" 14 . "Говорят, что, рассуждая о тексте, арабские эрудитыупотребляли замечательное выражение: достоверное тело . Что же это за тело? Ведь у нас их несколько; преждевсего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи,- тело, исследуемое и описываемое наукой; такоетело есть не что иное, как текст, каким он предстаетвзору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов(это - фено-текст). Между тем у нас есть и другое тело - тело как источник наслаждения, образованноеисключительно эротическими функциями и не имеющееникакого отношения к нашему физиологическому телу:оно есть продукт иного способа членения и иного типа номинации; то же и текст... Текст обладает человеческимобликом; быть может, это образ, анаграмма человеческого тела? Несомненно. Но речь идет именно о нашемэротическом теле. Удовольствие от текста несводимо кего грамматическому функционированию, подобно тому как телесное удовольствие несводимо к физиологическим отправлениям организма. Удовольствие от текста - это тот момент, когда моетело начинает следовать своим собственным мыслям;ведь у моего тела отнюдь не те же самые мысли, чтои у меня" 15 .

"Текст-удовольствие отнюдь не обязательно должен живописать удовольствие, а текст-наслаждение ни в коем случае не призван поведать нам о наслаждениях. Удовольствие от изображения не связано с объектом изображения: порнография не гарантирует стопроцентного удовольствия. Выражаясь в зоологических терминах, можно сказать, что текстовое удовольствие возникает не там, где имеет место отношение имитатора к своей модели (отношение подражания), а всего лишь там, где наблюдается отношение жертвы миметического обмана к самому имитатору (отношение вожделения, производства)" 16 .

« Творчество Мераба Мамардашвили необычайно объемно и разнопланово. И все же особое - если не главное - место в нем занял Марсель Пруст. Ему были посвящены два цикла лекций общим объемом свыше семидесяти печатных листов (Тбилиси, 1982, 1984) [...].
Иногда мне кажется, что любовная тяга Мераба Мамардашвили к Прусту соответствует его внутреннему образу мыслительной жизни. Быть мыслителем значит быть медленным, очень медленным. Желать медленной, очень медленной жизни, как если бы эта жизнь полностью соответствовала ходу мысли - этим медленным циклам и поворотам одной-единственной мысли. И это - как Закон. Ибо мысль, которая постоянно удерживает себя от падения в собственное начало, оспаривает последнее, создавая его дубли и отражения, эта мысль не может быть быстрой. Этический Герой, а именно таким мне представляется Мераб Мамардашвили, не может жить быстро. Слишком многое замедляет жизнь в мысли. Взять хотя бы первое требование, которое не устает заявлять Мераб Мамардашвили Представьте себе ситуацию, что вы переживаете глубокую феноменологическую редукцию и, постепенно вынося все за скобки, оказываетесь исторгнутыми из самих себя, из своих натуральных отношений с миром, становитесь как дети - и это прекрасно. Но перед вами трудная задача вновь вернуть то, что вы утратили. И этот возврат начинается с первым словом, которое должно назвать вещи "своими" именами - теми, что только и будут возможны с той точки зрения на мир, которую вы завоевали в феноменологической редукции. Вы - Адам, первый человек, вы называете мир» 17 .

Дмитрий Сергеевич Лихачев вспоминает: « В 1926 г. я занимался в Ленинградском университете в семинарии (тогда говорили "семинарий", а не "семинар", как сейчас) по Пушкину у Л. В. Щербы. Занятия шли по методике медленного чтения, которая приучала студентов к глубокому филологическому пониманию текстов. За год мы прочли только несколько строк из "Медного всадника"» 18 .

Примечания

1 Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983, с. 57-58.

2 Калакуцкая Е.Л. Лексико-семантическая тема "уныние-меланхолия-задумчивость-забвение" в русском языке и культуре второй половины XVIII в. // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991, с. 142.

3 В. Н. Топоров Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 253

4 Деррида Ж. Эссе об имени. М., 1998, с.157.

5 Там же, с. 158.

6 Там же, с. 169.

7 Можно вспомнить гипотезу о ритуальном происхождении языка, "имея при этом в виду, что именно ритуал был тем исходным локусом, где происходило становление языка как некоей знаковой системы, в которой предполагается связь означаемого и означающего": Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988, с. 21.

8 Подорога В.Послесловие. // Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1997, с. 257.

9 Косиков Г. К. Ролан Барт - семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994, с. 42.

10 Там же, с. 43.

11 Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994,с. 415, 417.

12 Barthes R. L"écriture de l"événement. - In: "Communications", 1968, № 12, р. 112. (с. 373 наст. изд.).
13 Барт Р. Критика и истина // Барт Р. Избранные работы, с. 373.

14 Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы, с. 510.

15 Там же, с. 473-474.

16 Там же, с. 508.

17 Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., Ad Marginem, 1995, с. 228.

18 Лихачев Д. С. Избранные работы в 3 тт. Т.3, Л., 1987, с. 227.

Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые - проглатывать, и только немногие - пережевывать и переваривать». Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго. T&P решили разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.

Чтение - одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка. Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен. Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение - это своего рода чтение спортивное. И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?

Словом, проблема - именно в восприятии нормы. Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения - словах в минуту. Скорочтение - это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз. Так почему же мы читаем медленно и что мешает нам ускориться? Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть - с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.

Внутренний суфлер

Самый распространенный враг скорочтения - субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия? Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) - одно из самых серьезных препятствий для скорочтения. Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи, а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.

Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание. Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания. «Фотографируйте» слова глазами. Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется. Хорошая новость в том, что узнавание - процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий. Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.

Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения. Как уже было сказано, скорочтение - это чтение не по словам, а блоками. Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.

Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться. Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас. Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок. Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация - одна строчка колонки. На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.

Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость

Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение. Существует множество вариантов таблиц Шульте. Самый распространенный - квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель - делать это с постепенным увеличением скорости. Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.

Любопытно, что периферийное зрение развито у всех. Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита. Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.

Повторение - не всегда мать учения

У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой. Перечитывание отнимает довольно много времени. Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению - в развитии памяти. Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники. Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.

После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться. Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться. Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, - это отслеживание возвратных движений глаз. Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца. Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора. Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.

Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок. Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове. Помочь может визуализация вашего списка: сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит. Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад. Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.

Слона-то я и не приметил

Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно. При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации. Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз! Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание. Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.

Эффективное упражнение на умение концентрироваться - чтение слов наоборот. Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами. Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот. Начинать лучше с простых слов: молоко - околом, праздник - киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов. Важно ничего не записывать, а делать все в уме. Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями. В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам. Чтение с метрономом также учит концентрироваться. Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту). Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения). Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.

Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению. Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна. Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания. Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.

Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации. Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное. Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

Зрить в корень

Одна из базовых причин невысокой скорости чтения - неумение выделять главное. Какая у вас любимая книга? Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею? А идею недавно просмотренного фильма? Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное - еще одна ваша зона роста. Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.

Подготовьте вертикальную полоску (для начала - 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения). Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику. Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить. Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием. Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг. Для развития логики конспекты можно делать в виде схем. Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.

Новичкам часто советуют метод пристрелки. Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой. Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты). Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились. Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту. Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой). Это упражнение учит так называемому просмотровому чтению, так как развивает способность оперативно искать в тексте главные мысли. Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения. Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.

Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения, так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным. Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях - для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, - хорошим подспорьем станет рабочий словарик. Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело. Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.

Таким образом, скорочтение - это навык, поддающийся развитию. Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость - понимание - запоминание. Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость. При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу: Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде), Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение), Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости), а Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).

Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления. Газета The Guardian недавно опубликовала результаты исследования, согласно которому читающие живут дольше, а чтение является «преимуществом для выживания». Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления». А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Ирина Ландо

доктор наук в сфере управления, специальность - управление знаниями (knowledge management)

Не могу согласиться с утверждением, что при высокой скорости падает качество чтения. Это происходит с теми, кто пытается бежать по тексту быстрее, чем их мозг понимает прочитанное. Давайте использовать логику. Когда у вас возрастает внимание: когда информация подается быстро или медленно? В каком случае вы лучше поймете прочитанное: если читали с большим вниманием или с меньшим? При быстром чтении мозг вынужден обрабатывать информацию на большей скорости, так что внимание возрастает. Другое дело, что скорость чтения не может превысить скорость мышления читателя. Поэтому первый ограничитель - это скорость, с которой человек может обрабатывать текстовую информацию, а второй - это количество слов, словосочетаний, предложений, абзацев, которые читатель способен увидеть в тексте.

Те, кто владеет навыком скорочтения, вовсе не читают быстро любую литературу. Они выбирают скорость чтения в зависимости от сложности текста и цели чтения. Одну и ту же книгу можно читать с разными целями и, соответственно, с разной скоростью. Скорость чтения художественной литературы будет зависеть от скорости, на которой мозг читателя в состоянии перекодировать текст в фильм. Достаточно много людей могут понимать художественную литературу абзацами. Не выхватывая только суть, а именно успевая прочувствовать происходящее. Это зависит от того, читали ли с ребенком в детстве. Это прекрасно развивает образное мышление.

Взрослые же люди все чаще сталкиваются с проблемой функциональной безграмотности: буквы знают, читать умеют, а понимать прочитанное - нет. С появлением интернета возникли и новые привычки: не дочитывать до конца, хватать информацию частями и так далее. Многие привыкают к тому, что, выхватив какие-то куски из текста, остальное можно додумать самому. Так может поступать, например, профессор университета, читая курсовые работы студентов первого курса по своей специальности. Но те же первокурсники не смогут по кускам сложить тексты из учебника четвертого курса и рассказать предмет, додумывая.

Что я могу порекомендовать? Во-первых, читайте! Чтение - это практический навык. Те, кто много читает, делают это быстро. Найдите книги, которые вам будет интересно читать; когда хочется узнать, чем же все закончится. Пока читаете, мозг учится перекодировать маленькие черные закорючки с листа бумаги в образы, картины, фильмы. Во-вторых, читая сложную литературу, над которой приходится долго размышлять, задумываться над каждой фразой (например, философские труды), разбавляйте ее чтением литературы легкой, на которой можно разогнаться. Лучше, если это будет повесть, а не короткий рассказ. Опытный читатель следит за ходом мысли автора, выделяя главную мысль и увязывая с ней остальные детали повествования. Неопытного читателя выдает неумение отличать главное от второстепенного, когда вместо сути пересказывается только частный пример.

Важно также понимать, что чтение и прослушивание книг - это совершенно разные процессы и разные задачи для нашего мозга. При прослушивании аудиокниг работают височные, а при чтении - задние доли. И этой частью мозга отучаются пользоваться все больше и больше людей. Очень надеюсь, что число читающих людей будет увеличиваться. Ведь именно чтение развивает здоровый скептицизм, умение анализировать и мыслить критически.

Иконки: Microphone by Edward Boatman, Eye by Carin Marzaro, Refresh by Viktor Vorobyev, Circus Elephant by Solène Troussé, bookmark by Nicholas Menghini - all from the Noun Project.

Обычно к концу начальной школы у детей формируется устойчивый базовый навык чтения по одному слову. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4-6-го классов. До появления интернета и последующего информационного взрыва такое положение многих устраивало, но сейчас для достижения успеха этого уже недостаточно. Почему?

Первый минус медленного чтения: смотрю в книгу — вижу фигу

Попробуйте ответить на вопрос, который я всегда задаю во время занятий по скорочтению: «Бывает ли у вас так, что, читая какой-то текст, вы отвлекаетесь на посторонние мысли?» Ответ «да» выбирают 99% людей, потому что чтение на первой скорости (когда человек проговаривает каждое слово) слишком медленно по сравнению со скоростью восприятия мозгом информации. Поэтому при таком чтении мозг автоматически занимает себя чем-то еще.

Другими словами, скорость мышления и восприятия информации среднестатистического человека обычно втрое или вчетверо выше, чем скорость чтения по одному слову. Наше мышление слишком развито, чтобы не отвлекаться во время медленного чтения. Приведу пример из жизни.

Обычный человек прочитывает на скорости I страницу книги формата А5 за две минуты, а его мозг способен понять написанное за 30 секунд, что чаще всего и происходит. В итоге у человека остаются полторы минуты, которые мозг пытается занять хоть чем-то более-менее полезным и отвлекается от чтения.

Плохо ли это? В принципе это свидетельствует о вашем стремлении к эффективности и оптимизации времени и одновременно о неумении добиться этой эффективности без ущерба качеству чтения. Приведу еще один пример.

Если вы водите машину, то вспомните свои ощущения, когда попадаете в пробку. Пока машина двигалась, вы были целиком сосредоточены на дороге. Встав в пробке, вы уже не можете использовать лошадиные силы и потенциал своего автомобиля на полную мощность, а потому начинаете переключаться на другое: слушаете радио, звоните маме, находите себе еще какое-то занятие.

Чтобы меньше отвлекаться во время чтения, вам нужно поднять его скорость минимум в два раза и довести ее хотя бы до скорости вашего мышления. Однако некоторые люди, стараясь уравнять скорости чтения и мышления, совершают ошибки, из-за которых возникает второй минус медленного чтения.

Второй минус медленного чтения — быстрая утомляемость

Позвольте задать вам второй вопрос (который я задаю своим слушателям): «Бывает ли у вас, что во время чтения вы быстро устаете? Или что вам становится скучно работать, например, с договорами, документацией, учебниками и тому подобными материалами?». Около 60% участников наших занятий отмечают, что регулярно сталкиваются со вторым минусом медленного чтения — быстрой утомляемостью и скукой. Очень часто дети не хотят брать в руки книгу из-за того, что им просто скучно медленно читать тексты, а другой скоростью они еще не владеют.

Когда возникает утомляемость? Когда человек старается удержать всю мощь своего разума на низкой скорости восприятия, адаптируя ее под медленное чтение. На то, чтобы медленно воспринимать текст и не давать мышлению отвлекаться на другие важные мысли, тратится громадное количество энергии, и именно из-за этого человек очень быстро устает.

Вспомните пример водителя, попавшего в пробку. Представьте, что он пытается чем-то себя занять, а все свое внимание концентрирует на дороге: его машина десять минут стоит на одном месте, и все это время человек потеет, внимательно наблюдая за задом автомобиля, стоящего перед ним. Казалось бы, это здорово — такой внимательный водитель! Но после подобной поездки человек чаще всего вылезает из машины, выжатый как лимон, у него не останется сил ни на что.

Самый главный плюс медленного чтения на скорости I состоит в том, что вы умеете читать. Возможно, иногда текст читается медленно, скучно, его содержание трудно понять и запомнить. Но если вы в принципе можете прочесть написанное, понять его суть и даже запомнить, значит на 99,9% уже умеете осмысленно работать с текстами.

Третий минус медленного чтения — последствия информационного взрыва

А теперь я задам третий вопрос: «Знаете ли вы, что, согласно статистике, объем цифровой информации удваивается каждые 18 месяцев, число информационных блогов в Сети удваивается каждые полгода? Чувствуете ли, что вам не хватает все большего количества времени на изучение всего, что вы должны знать?»

С конца XX века в мире начался глобальный информационный взрыв. Появляются все новые и новые технологии. Человек приобрел одну профессию, а через 5-10 лет она перестает существовать. Например, в 1980-1990 годы эксперт по фотоаппаратам Polaroid процветал, но после появления цифровых фотокамер ему срочно нужно было переучиваться.

Повышается скорость обработки компьютерных данных: пять тысяч операций в секунду в 1944 году у первого компьютера ENIAC, один квадриллион у IBM Roadrunner в 2008 году, 20 квадриллионов операций в секунду у Titan в 2012 году — и эта гонка постоянно продолжается!

А увеличивают ли люди свою способность быстрее обрабатывать возникший поток информации? Тренируют ли свое мышление работать быстрее и качественнее? Вспомните первую фразу, которую начальник говорит выпускнику вуза в его первый рабочий день: «А теперь забудь все, что ты учил в институте. Первое задание — освоить вот это направление». Если человек не сможет быстро обучиться и включиться в новый для него процесс, то так и будет болтаться на низовых позициях.

Cтратегия прошлого века — выучить что-то одно в какой-то области и потом всю жизнь только этим и заниматься, особо ничему другому не обучаясь. Как научился вязать лапти, так и используешь одни и те же полученные навыки. Вряд ли так можно достичь успеха в наше время. Даже если вы открыли свой магазин и научились вести учет на бумаге, то современные розничные сети вытеснят вас из больших городов своими современными системами, оптимизацией затрат, вследствие этого — меньшими ценами и многими другими используемыми современными инструментами.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "3 причины научиться читать быстро. Для взрослых и детей от 13 лет"

Еще проявляется в медлительности - медленно одевается, собирается, вообще все делает Зря не верите, моя такая же - просто медленно думает, и все. Я выхода не нашла, ребенок...

Обсуждение

Нам в свое время схожую проблему помог решить остеопат. Причем достаточно быстро, сеанса за три. Причина, как он сказал, была в недостаточной активности клеток головного мозга, медленно создавались ээээ нейронные, что ли, связи. Разница была очевидна, например если раньше ребенок мучил стихотворение полдня и все равно был не уверен, то после занятий стал запоминать стихотворения 16-20 строк за два-три прочтения. Ну и в целом на уроки времени стало уходить меньше. С эмоциями остеопат тоже поработал, ребенок стал более открытым и дружелюбным.
Однозначно легче было года два, потом увеличилась нагрузка в школе, стало опять труднее. Но, на мой взгляд, "завод" не кончился, просто телефон, будь он неладен, стало труднее контролировать. :(Виртуальный мир как будто прямо оперативку в мозгу сжирает...

12.09.2018 10:20:11, Неважно

У меня был такой ученик в классе. Я попросту(после согласования с родителями и учеником) давала ему возможность написать контрольную после основных уроков. Под эгидой дополнительных занятий. (Для сильно любопытствующих глаз). Один на один сл мной и без ограничения по времени. Результат-отличный!

11.09.2018 16:22:40, Ирина.

Минусы медленного чтения - и один плюс. Что может скорочтение. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4–6-го классов.

Обсуждение

Я в своё время скачивала с интернета Компьютерный тренажёр "Проверка скорости чтения"
Классная штука: предлагает разные по сложности тексты с указанием количества слов и автоматически показывает в какое время детёнок уложился. И оценку в журнал выставлял с разными приятными советами.
Моей очень нравилось на нем тренироваться!

Скачать - не знаю где, я покупала вот такие:
Нефедова, Узорова: Учебные тексты с вопросами и заданиями для контр. и проверочных работ по технике чтения. 1 класс

Но есть и минус: на чтение уходит много времени, к тому же медленное чтение не обязательно улучшает понимание. Уилл Боуэнн в своей книге много пишет о том, что люди срываются...

Обсуждение

Поставьте бутылку с водой во время чтения, и вместо еды пейте:) Ведь речь идет просто о привычке, как я поняла, а не о чувстве голода?

Делюсь своим опытом - орехи, сухофрукты. А также яблоки, груши. Могу даже перец болгарский порезать и грызть. Обязательно вода (правда я ее заменяю чагой - настоящую с леса муж привез, она очень хорошо глушит безудержное желание что-нибудь съесть).

Объем чтения в первом классе?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Минусы медленного чтения - и один плюс. Что может скорочтение. Версия для печати.

2 Ясень - про чтение. Полезная литература. Детская психология. 2 Ясень - про чтение. Помнится, вы где-то упоминали, что у вас есть подборка материалов (ссылок, идей, мыслей...

Обсуждение

А не ясеневых мыслей можно? Бывают дети-любители читать, а бывают к сожалению наоборот, в т.ч. при читающих родителях. На эту тему часто бывали жалобы родителей. Возможно, это зависит от типа восприятия информации - аудиал, визуал. Второй аспект - это семейные традиции. Любит ли сын, когда ему читают? Я в детстве очень это любила, потом, когда научилась читать - а это было в шесть - начала читать запоем и читала всю школу. Т.е. сначала была любимая мной семейная традиция чтения, а потом я открыла для себя прелесть визуального восприятия информации(мое самое любимое).
Если есть опасения, что ребенок будет не любить чтение, то нужно с ним побережней, а то действительно не будет любить.

Ой-ой, идеи все больше в голове, а материалы - от Борхеса до идей Эллы Прокофьевой в этой конференции несколько лет назад, хаос с легкой такой, едва наметившейся структурой, я не возьмусь систематизировать быстро до удобоворимой системы:((

перед предстоящим поступление в школу, решила я скорость чтения ребенка проверить. Взяла тесты по чтению, заставила Наташку читать. первый текст 79 слов в минуту, второй 81 слово.

Минусы медленного чтения. А чтение нужно 100% и письмо. Обучение чтению ребенка-дошкольника.

Обсуждение

1. Я не учила водить пальцем. Чаще переходим на другую строку без проблем. Если "скачет", сам обнаруживает ошибку и ищет нужную строчку уже с помощью пальца
2. Как сын пишет - это вообще песня. Мы пропускаем буквы и в начале, и в середине, и в конце. Я не напрягаюсь. 5 лет - еще не тот возраст и уровень развития, когда надо писать внимательно и грамотно.
3. Мы буквы начинаем писать совершенно в произвольном порядке и всегда по-разному. Честно говоря, я сына вообще писать не учила и как правильно, он не знает, наверное. У нас в садике воспитатели этому потихоньку учат. А есил и не научат, пусть в школе писать учится. Мне важнее, чтобы сын рисовал старательнее и аккуратнее.

Обсуждение

Я мама такого "чемпиона", который читал в 1 классе 138 слов в минуту, при этом с выражением. Как добивались? Ни как... Просто так получилось, что зачитал он у меня рано, лет с трех. Читал очень много, правда больше про себя, плюс компьютер (программирует он у нас), в большинстве случаев текст выскакивает быстро, хочешь, не хочешь, а прочтешь. Так вот и получилось.

20.03.2007 19:39:11, ЯнаИ

Для меня самой в школе проверка на скорость чтения была пыткой...и когда сын пошел в школу, переживала по этому поводу. Но учительница, объявляя результаты проверки, добавила, что проверяют не столько скорость, сколько способ чтения (по слогам, словами, бегло словами или словами, но трудные слова по слогам), правильность чтения, осознанность и способность пересказать прочитанное.

20.03.2007 15:13:05, Kirina

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать". Д. Дидро

Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Навыки чтения- это основа учения. Без них нельзя усвоить ни "физики ни лирики". Ученик, плохо читающий, будет всегда отставать от класса в освоении учебных предметов - это кандидат в неуспевающие. А отсюда и психологические проблемы, потому что чтение не только учит, но и воспитывает.

Чтение- это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Чтение активизирует работу мозга, является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения (от начальной школы до высшей).

Основными причинами медленного чтения являются:

Неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;

Плохое развитие артикуляционного аппарата;

Регрессии при чтении (возврат к уже прочитанному слову) - результат неправильного начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя: "Понял или нет";

Низкий уровень концентрации внимания и памяти (пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);

Малый объём оперативного зрения (периферийное зрение, угол зрения -не видит всё слово, а только слоги или буквы);

Отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно;

Привычка узнавать слова только после прочтения вслух;

Плохая наследственность (если во время беременности мать курит и т.д.);

Темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);

Скудный словарный запас;

Плохо организованное домашнее чтение (пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение);

Отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели;

Уменьшение объёма письменных работ, особенно списывание текстов, печатание в первом классе, письмо по памяти т.д.;

Синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности (ребёнок неусидчив, легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём-то, начинает новое дело, не закончив старое, постоянно совершает какие-то действия, поёживается, не может ждать своей очереди.

Если работает в группе, часто перебивает, не дослушивает до конца. Во время игр всегда шумит, много говорит, речь его импульсивна. Легко втягивается в физически опасные действия, склонен к бездумному риску, регулярно теряет вещи, которые нужны для учёбы.

Чем медленнее ребёнок читает, тем медленнее работает головной мозг. Учёный - педагог Н.А. Зайцев считает, что чтение в темпе 120-150 слов в минуту помогает лучше понять и запомнить прочитанное. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту учатся на "5" , 120 слов - на "4", а те, кто читает медленнее будут учиться посредственно, т.к. с каждым классом увеличивается объём литературы, который надо прочитать. При работе с плохо читающими учениками нужно обратить внимание на решение промежуточных задач: увеличения объёма слуховых и зрительных восприятий, угла зрения, выработки навыка антиципации, формирования устойчивости внимания предупреждения регрессий при чтении, пополнение словарного запаса.

Способы и приёмы обучения быстрому чтению.

1. Правильное начальное обучение чтению, не по буквам, а слогами и словами (можно использовать кубики Н.А. Зайцева, делая правильный звуко-буквенный анализ читаемых слов).

2. Чтение слоговых блоков с постепенным наращиванием количества букв, чтение "абракадабры", игра в "чепуху", когда из карточек - слогов составляются смешные слова.

3. Развитие артикуляционного аппарата.

Работа со скороговорками и чистоговорками. Скороговорки помогают исправить многие дефекты речи, если эта работа проводится в системе. Ученые доказали, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (Вспомним, как бабушки учили маленьких внуков, водя по ладошечке "Сорока - ворона кашу варила:", не подозревая, что таким образом происходит взаимодействие первой и второй сигнальных систем, развиваюсят речевые центры мозга малыша).

Скороговорки можно проговаривать под отстукивание ритма ладошами, сжиманием и разжиманием пальцев в кулак, играя в "ладушки" , в паре, перебирая пальчики под убыстряющееся проговаривание скороговорки, бросая мячи, постукивая карандашом, в темпе " японской машинки": хлопок в ладоши, затем хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки, а затем левой руки.

4. Развитие дыхания. Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. (сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи, фырканье, проговаривание детских песенок и потешек и т. д.)

5. Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.

6. Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов и конспектирование учебников.

Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.

7. На уроках чтения используется множество приёмов и способов чтения:

Многократное чтение парами в темпе скороговорки с постукиванием карандашом трёх строк из учебника с переходом в дальнейшем к чтению пяти-десяти строк незнакомого текста;

Способ "начало-конец", когда ученик перебрасывает карандаш с первого слова на последнее в строке, стараясь прочитать всё.

Чтение по-разному (строго, радостно, с досадой и т. д.) " Карлики - великаны"

Чтение под стук карандашом;

Чтение "буксиром" - сильный читает, слабый за ним, отставая на несколько слов

Чтение на одном дыхании;

Чтение с убыстрением;

- " Догони меня" - читает учитель или быстро читающий ученик, начиная с любого места в тексте, ученики хором догоняют его;

Чтение с вызовом - ученик читает, а потом вызывает следующего ученика;

Чтение с линейкой - линейка кладётся вертикально (т.е. часть слова закрыта) надо прочитать, догадываясь какое окончание у следующего слова;

Чтение скачком - карандаш поставить на первое слово в предложении и быстро перевести на последнее, стараясь успеть пробежать по тексту глазами;

Чтение с отрывом взгляда от текста;

Чтение - скольжение по тексту - за 10 секунд пробежать глазами по тексту и сказать о чём текст или какие слова запомнились;

Работа в парах: один ученик водит плавно карандашом по строчкам, а другой читает, стараясь не отстать от карандаша; - один читает, а другой отмечает (ловит) ошибки;

чтение за "диктором" - отстаёт только на 1 или 2 слов (как договорились);

Многократное чтение с убыстрением;

- "финиш"- учитель называет слово, до которого надо дочитать - кто быстрее финиширует;

Вставь пропущенные окончания или целые слова;

- " жужжащее " чтение;

Троекратное чтение: чтение только глазами, плотно сжав губы и зубы, чтение вполголоса, чтение хором;

Стимулирующие замеры чтения: один и тот же текст читается 15 секунд, считается количество прочитанных слов, записывается в тетрадь или специальный лист чтения, затем читается второй раз и третий, ученик видит, как увеличивается количество слов после каждого прочтения;

Чтение в течение двух минут (у учителя текст с посчитанными словами), ученик говорит на каком слове он остановился, а учитель делит количество слов на два и называет результат

Чтение про себя. И.Т. Федоренко обращает внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.

Проводятся так же пятнадцатиминутные замеры чтения вслух и про себя, а затем результаты сравниваются.Сопоставление новых и старых результатов имеет очень важное стимулирующее значение для пробуждения интереса к обучению.

8. Выборочное чтение - это и приём обучения чтению и средство обучения пониманию текста. Текст перечитывается неоднократно и каждый раз с новым заданием: -

Чтение по цепочке, по одному предложению, абзацу и т. д.;

Нахождение главной мысли;

Подписи к иллюстрации;

Найти что правда, а что вымысел;

Нахождение крылатых слов и выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок;

Слов, словосочетаний и предложений, нужных для написания сочинения;

Словарная работа со словарем (скольжение и сканирование);

Нахождение ключевых и опорных слов;

Работа с синонимами и антонимами;

Деление текста на части, составление плана, подготовка к сжатому пересказу;

Чтение - ответы на вопросы;

Составление цитатного плана;

Составление сценария или подписей к комиксам;

Чтение по ролям; и т.д.

9. Создание ситуации успеха в чтении всем обучающимся.

В.А. Сухомлинский писал, что курс чтения в начальной школе должен играть исключительную роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Сегодня же львиную долю информации дети получают в готовом виде с экранов телевизора, а компьютерные игры заменяют литературных героев. Когда чтение становится быстрым и не вызывает трудности в прочитывании даже очень сложных и длинных слов, появляется и интерес к новым книгам, повышается успеваемость по русскому языку и математике.

Очень важна помощь родителей при обучении детей чтению, особенно в первом классе. Надо убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку. А для этого надо стараться дома создать ситуацию интереса к чтению ребёнка, считать это очень важным в жизни семьи, внимательно и терпеливо слушать его чтение и пересказ, быть очень сдержанными, снисходительными, доброжелательными, самим показывать пример чтения, интереса к книге.

С этой целью можно провести родительское собрание о привитии интереса к чтению. (Приложение)

Литература.

1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 1991 г.

2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. "Учитесь быстро читать". М., Просвещение 1991.

4. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. "Как преодолеть трудности в обучении чтению". М., Ось - 89, 2001.

5. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - М., Педагогика, 1997, Гл.5 " Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения"

6. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. - 1989 г. - №1. - с. 33 -38.

7. Опыт работы творческой группы учителей МОУ СШО № 134 г. Омска под редакцией Л. А. Кучегуры " Современные технологии совершенствования навыка чтения учащихся на начальной и основной ступенях общего образования". ООИПКРО, г. Омск - 2003 г.,

8. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. - 2003. - №6 - с. 5-14.

9. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.

10. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. - М., "Просвещение", 1977.

11. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. - М., Педагогика, 1980 г.

12.. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 - с.22-26.

13.. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. - Киев, 1980.

14. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. -1989 - №7 - С. 24-27.

15. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. - 1989 - №5 - с. 15-17

16. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. -2001 - №6 - с. 24-46.

17. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. - 1996 г. - № 6 - с. 12- 16.

18.Снитко Т.В. Школа быстрого чтения./Минск-Харвест,2007.