По материалам статьи: "4K+ Systems. Theory Basics for Motion Picture Imaging".
Автор: Доктор Ханс Кининг (Hans Kiening) работает в департаменте исследований и разработок (R&D) компании ARRI с 1996 года. Специализируется в области анализа изображений. С 2004 по 2005 годы был менеджером проекта ARRISCAN и в настоящее время отвечает за проект 4К+.

Оригинал статьи на английском языке находится на сайте компании ARRI: http://www.arri.de/ .

Введение

За последние пять лет цифровые камеры и сотовые телефоны стали самыми значительными продуктами на рынке электроники, но сегодня самое распространенное выражение – это «HD». Некоторые думают что «Н» означает «Hype» (Гипер).

Хотя профессионалы имеют четкое представление об HD (1920x1080 пикселей, минимум 24 полных кадра в секунду, цветовое разрешение 4:4:4), в магазинах электроники мы можем увидеть этикетку с надписью: «HD-Ready» на аппаратуре, которая обладает значительно меньшей производительностью. (1280х1024 пикселей, 4:2:1, сильная компрессия и т.д.). На экране большие мониторы показывают изображения, которые обычно являются видеороликами стандартного разрешения (720х576 или ниже) с интерполяцией.

Обсуждение «HD» в непрофессиональных кругах сравнимо с обсуждением 2К и 4К в профессиональном постпродакшне – предположения и иногда просто базовая информация не могут быть более противоречивыми. Однако все большее число значительных кинопроектов успешно выполняются в 4К. Так что давно пора дать технически обоснованную оценку тому, что мы подразумеваем под 2К и 4К. Данная статья призвана сделать это.

Начнем с определения терминов «разрешение» и «резкость», акцентируя внимание на специфическом восприятии зрителя. Исследование будет основано на реальных примерах (с 16мм и 35мм пленками), которые, несмотря на объем предмета изучения, дадут представление без углубления в сторону математики.

Будет дано описание 16мм, 35мм и 65мм пленочных изображений, и того, как их лучше оцифровывать. Какова емкость негатива? Сколько пикселей нужно, чтобы передать в цифровом виде эту пространственную информацию, и какие имеются предпосылки съемок в 4К? Как различные этапы традиционных (аналоговых) и гибридных (с промежуточной оцифровкой) съемок влияют на качество изображения? Ответы на эти и другие вопросы будут даны в этой статье. Аналоговые и цифровые изображения проиллюстрируют взаимосвязь между этапами производственной цепочки и их влияние на полноту изображений.

Как гласит пословица: «Пока не увижу – не поверю». Разумеется, представленные примеры не могут быть, как следует, воспроизведены на бумаге. Примеры изображений, доступные по нижеуказанному адресу, позволят обойти ограничения бумажного материала.

host: ftp2.arri.de
login: 4film
password: ARRI

Часть 1. Разрешение и резкость.

Разрешение и резкость – вот что имеем в виду, когда говорим о 4К – по крайней мере, внешне. Хотя это не все характеристики изображения, и даже не главные – но, безусловно, наиболее обсуждаемые, и весьма обоснованно: с помощью этих параметров вы можете моментально интерпретировать результаты зрительно, без специальных инструментов или экспертизы. Хотя можно и легко оказаться одураченным вашими глазами.

Разрешение

Обычно для измерения разрешения используется растр, состоящий из постепенно уменьшающихся интервалов темных и светлых участков. Распространенным примером является изображение штакетника (ограды) в перспективе.


Рис. 1. "Живой" пример тестовой картинки для проверки разрешения.

На рисунке с оградой мы видим, что щели между досками становятся менее различимыми по мере отдаленности. Этот эффект является основной проблемой для любого оптического изображения. На переднем плане, там, где доски и щели не сжаты перспективой, видна большая разница в яркости. Чем больше доски и щели сжимаются в перспективе с увеличением расстояния, тем меньше становится разница в яркостях.

Для лучшего понимания этого эффекта, отметим значения яркости вдоль желтой стрелки на координатной плоскости (рис. 2). Разница яркостей по оси Y называется контрастом. Кривая графика яркости похожа на гармонические колебания. Так как яркость меняется не во времени, а пространственно – слева направо, ось X будет называться пространственной частотой.


Рис. 2. Диаграмма яркости на рис. 1.

Мы можем замерить расстояние от доски до доски на экспонированном изображении, например, на 35 мм негативе. Это расстояние описывает один период на диаграмме яркости. Если период равен, например, 0.1 мм, то мы имеем пространственную частоту из 10 пар линий на миллиметр (10п.л./мм, 10 циклов/мм или 10 периодов на мм). В визуальном выражении, пара линий всегда состоит из черты и "пропуска".

Это ясно видно на рисунке 1: чем тоньше воспроизводимая структура, тем менее четок контраст в этой точке изображения. Мы достигаем предела разрешения, когда больше не видим разницы между структурами. Красный кружок на рис. 2 показывает средние значения на пределе разрешения пространственных частот в том месте, где контраст едва достаточен для того, чтобы четко разделить доску и просвет.

Составление теста

Использование ограды в качестве образца характеризует разрешение только в одном направлении. Есть эксперты, считающие, что стоит добавить венецианские жалюзи в изображение, и у нас получается исчерпывающий анализ изображения. С научной точки зрения мы признаем системы стандартизированных тестовых изображений и линейных парных растров для измерения и анализа разрешения. Горизонтальные и вертикальные растры равномерно распределяются по плоскости изображения.


Рис. 3. Область съемки на 35 и 16 мм негативе (желтая/зеленая границы) и участок, рассматриваемый под микроскопом (оранжевый квадрат).

Для того, чтобы провести такой тест с пленочной камерой, мы использовали установку, изображенную на рис. 4. Прозрачную тестовую модель сняли при 25 к/с и проявили. На рис. 5 вид центра изображения через микроскоп (оранжевая рамка на рис. 3).


Рис. 4. Установка для проверки разрешения камеры с прозрачным тестовым образцом.

Предел разрешения на 35мм пленке

Если вы скачаете изображение 35_micro.tif и посмотрите его на мониторе в 100% масштабе, вы увидите, что самая малая различимая частота находится между 80 и 100лин.п./мм. Для наших вычислений принят лимит 80л.п./мм. Наименьшее видимое различие определено следующим образом:

1мм/80 л.п. = 0.012мм/л.п.
Линии и пропуски одинаковой ширины, следовательно:
0.012мм/2 = 0.006мм для наименьшей детали

Предел разрешения на 16мм

Если заменить 35мм камеру на 16мм, но оставить другие параметры без изменения (расстояние, объектив), тестовое изображение (35_micro.tif) будет в два раза меньше 35мм, но дает такое же разрешение деталей на негативе.



Рис. 5а. 35мм негатив под микроскопом


Рис. 5б. 16мм негатив под микроскопом

Выводы

Надо сказать, этот тест есть идеальный случай, но идеал и является целью определения лимитов для изображений на пленке. В нашем тесте наименьшая различимая деталь равна 0.006мм и на 35мм, и на 16мм. Следовательно, по всей ширине пленки будет 24.576мм/0.006 = 4096 деталей или точек для 35мм пленки и 12.35/0.006 = 2048 точек для 16мм пленки. Я специально называю единицы измерения точками, а не пикселями, потому что мы по-прежнему оперируем в аналоговом мире. Эти утверждения зависят от следующего:

    мы рассматриваем центр изображения

    чувствительность пленки не больше 250 ASA

    экспозиция и проявка корректные

    фокус точный

    объектив и пленка не двигаются относительно друг друга во время экспонирования

    скорость < 50 к/с

Цифровые камеры

Конечно, такие же условия предъявляются и к цифровым камерам (если сегодня на рынке есть настоящие 4К камеры); не будет учитываться только обработка негатива. Таким образом, в принципе, этот тест также подходит для определения качества цифровых камер. В этом случае тестовые растры должны размещаться не только горизонтально и вертикально, но и диагонально, и, в идеале, циркулярно. Пиксели на сенсорах цифровых камер (сетка Байера) располагаются прямоугольно – по вертикали и горизонтали. Это позволяет хорошо воспроизводить детали в этих же направлениях, но не диагональные структуры или другие детали, расположенные по-другому. Это не имеет значения для пленки, так как «сенсорные элементы» - зерна – распределены случайным образом и реагируют одинаково хорошо или плохо во всех направлениях.

Резкость

Резкость и разрешение – это одно и то же? Взгляните на изображения на рисунке 6 и скажите, которое резче.


Рис. 6. Разрешение = Резкость?

Хотя пикселей на левом изображении в два раза больше, правое, где контраст крупных деталей был увеличен фильтром, выглядит на первый взгляд определенно резче.

Ограничение разрешения определяет, сколько информации формирует каждое изображение, но не то, как человек оценивает эту информацию. Мелкие детали, такие как ограда на расстоянии, не подходят для нашего восприятия резкости. Это утверждение легко можно понять неправильно, потому что человеческий глаз на самом деле различает чрезвычайно мелкие детали. Эта способность действует и на больших расстояниях. Однако, решающим психологическим фактором является то, что мелкие детали не способствуют субъективному восприятию резкости. Следовательно, очень важно различать разрешение и резкость.

Крупные и контурообразующие детали изображения являются важнейшими в восприятии резкости. Изображение оценивается, как резкое, когда крупные детали показаны в высоком контрасте.

Вероятная причина этого кроется в теории эволюции: «Обезьяна, которая скакала на вершинах деревьев, но при этом не имела представления о расстоянии и прочности ветки, не смогла бы выжить, и по этой причине не могла стать одним из наших предков», - говорит палеонтолог и зоолог Джордж Гейлорд Симпсон. Это были не тонкие маленькие веточки, а крупные и крепкие ветки, которые позволили выжить нашему предку.

ФПМ (MTF)

Функция передачи модуляции (Modulation transfer function) – страшный термин, пришедший из оптики, который характеризует связь между разрешением и резкостью и является базисом для научного подтверждения описанного выше феномена. Модуляция в ФПМ означает примерно то же, что и контраст. Если мы определяем контраст (модуляцию) не только до точки, где разрешение достигает предела, но и на протяжении всех возможных пространственных частот и соединяем получившиеся точки кривой, мы получаем так называемую функцию передачи модуляции (ФПМ).


Рис. 7. Функция передачи модуляции и интеграл Хейнакера

На оси Х показана пространственная частота, выраженная в л.п./мм; на оси Y вместо яркости – модуляция. Модуляция, равная 1 (100%), - это отношение яркости абсолютно белого изображения к яркости абсолютно черного изображения. Чем выше пространственная частота – иными словами, чем мельче детали в изображении – тем ниже передаваемая модуляция. Показанная здесь кривая представляет ФПМ пленочного изображения с рис. 5а (35мм). Предел разрешения пленки 80 л.п./мм (размер деталей 0,006 мм) имеет модуляцию примерно 20%.

В 70-х годах Эрик Хейнакер из Zeiss представил убедительное доказательство того, что человек при оценке изображения уделяет больше значения крупным, контурообразующим деталям, нежели мелким.

Он пришел к заключению, что область ниже кривой ФПМ соответствует ощущению резкости, воспринимаемой глазом человека (так называемый интеграл Хейнакера). Проще говоря, чем больше эта область, тем больше ощущение резкости. Очевидно, что крупные пространственные частоты заключают в себе наибольшую область ФПМ. Чем далее к более мелким деталям, тем меньше область ФПМ. Если мы снова возьмем пример с камерой на рис. 6 и рассмотрим соответствующую кривую ФПМ, станет очевидным, что красная кривая ФПМ содержит большую область, чем синяя кривая ФПМ, даже если последняя показывает вдвое большее разрешение.

Рис. 8. Интегралы Хейнакера для обеих камер на рисунке 6.

Экспертам

Для простоты мы опустим объяснение разницы между синусоидальным и прямоугольным распределением яркостей в данных тестовых образцах. Однако все существенные кривые ФПМ были измерены в соответствии с ISO стандартами преобразованием Фурье. Теорема Найквиста и искажающие артефакты будут обсуждаться далее.

Небольшое упражнение

Давайте на время забудем о штакетнике и тестовых изображениях и посмотрим, как это выглядит на реальном пленочном изображении. Загрузите файлы 2K_scan_crop.tif и 4K_scan_crop.tif и посмотрите на оба рисунка. Изображения сняты в идеальных условиях и просканированы с разрешением в 2K и 4K соответственно.

Почему изображение в 4К выглядит лучше изображения в 2К? Разумеется, не потому что мы можем разглядеть ресницы толщиной в 0.006мм, но потому, что радужная оболочка и большие ресницы (0.024мм-0.012мм) в 4К изображены в высоком контрасте.

Заключение части 1

Резкость изображения зависит не только от разрешения. Модуляция низких пространственных частот является важнейшей характеристикой. Другими словами, контраст на крупных деталях значительно более важен для ощущения резкости, чем контраст на пределе разрешения. Разрешение, предоставляющее достаточную модуляцию (20%) на 16 и 35 мм пленке, достигает размера деталей в 0,006 мм, что соответствует пространственной частоте 80 л.п./мм (не предельное разрешение <10%).

Часть 2. В цифровом мире

Насколько велик объем информации на негативной пленке? Сколько пикселей требуется для передачи пространственной информации настолько точно, насколько это возможно в цифровое пространство, и, что необходимо для производственной цепочки 4К? Это некоторые вопросы, затронутые в этой части.

Проведенный здесь анализ сознательно ограничен критериями разрешения, резкости и локальным информационным содержанием. Это, естественно, не только параметры, определяющие качество изображения, но и идеи 4К, обычно ассоциируемые с ним.

16мм, 35мм, 65мм
пленки, как носители информации

Неважно, как обрезана пленка, она все равно обладает одними и теми же возможностями: наименьшая воспроизводимая деталь (20% модуляция) на негативе (вплоть до чувствительности 200 ASA) имеет размер 0.006мм. Примем это значение за размер «пикселя» пленки - понятия, хорошо известного в области электронной обработки изображений. И неважно, какая пленка используется – 16мм, 35мм или 65мм – кристаллическая структура эмульсии не зависит от формата пленки. К тому же, возможности объективов обычно выше потребностей передачи заданной пространственной частоты (0.006мм = 80 л.п./мм), равной для всех форматов.

Однако, формат пленки становится существенным, когда встает вопрос о том, сколько таких мелких деталей могут быть запечатлены на пленке – и это вопрос об общей емкости носителя.

В таблице количество «пикселей» указано для ширины и высоты изображения с учетом размера наименьшей воспроизводимой детали (0.006мм), давая представление об информационной емкости различных форматов пленки.

Сканирование

Эти аналоговые «пиксели» теперь должны быть преобразованы в цифровой вид. Например, при использовании изображения Супер 35 ситуация выглядит следующим образом:
Максимальная глубина информации достигается при линейной сетке в 80 л.п./мм. Следовательно, наибольшая пространственная частота на изображении с пленкиравна 1/0.012мм (линия 0.006мм + пропуск в 0.006мм).

Применительно к сканированию, в соответствии с теоремой Найквиста-Шеннона цифровая сетка должна быть как минимум в два раза меньше: 0.012мм / 2 = 0.006мм. Для ширины негатива Супер 35 получается: 24.92мм/0.006мм = 4153 пикселя для оцифровывания.

Все бы ничего, если бы не одно «но».


Алиасинг

Давайте возьмем нашу линейную сетку в качестве тестовой картинки и предположим, что в ней закралась маленькая ошибка; одна из линий на 50% шире остальных. Пока негатив спокойно воспроизводит оригинал, цифровая сетка создает однородную серую область, начиная с неправильной линии. Это происходит лишь потому, что пиксели, помеченные «х», состоят наполовину из черной линии и наполовину из белого пропуска, и цифровая сетка попросту смешивает их – получается серый цвет.


Рис. 10. Принцип алиасинга

Следовательно, если преобразуемый образец содержит очень высокие пространственные частоты – как на рис. 10 – цифровое изображение может показать линии и пропуски неправильного размера и интервала. Это физический эффект, известный также в акустике и печатном деле. Там используются термины «ударная волна» и «муар». В технологии оцифровывания используется более широкий термин «алиасинг».

Алиасинг возникает всякий раз, когда в изображении есть постоянно повторяющиеся структуры такого же размера и так же расположенные, как и цифровая сетка. Различные проявления алиасинга представлены на рис. 11. Преимущество «пленочного пикселя» (зерна) в том, что они статистически распределены и не имеют регулярной решетчатой структуры, и, следовательно, различны от кадра к кадру.

Рис. 10. 6К скан частотного спектра

Рис. 11. 3К скан с тяжелым алиасингом

Рисунок 11 демонстрирует области возникновения деструктивной интерференции и псевдомодуляции. Они придают контраст деталям, находящимся за частотной границей, которые появляются на цифровом изображении на неправильном месте (вне фазы) и имеют неверный размер. Этот феномен присущ не только тестовым решеткам. Довольно однородный по фактуре пиджак лауреата Премии Киноакадемии может пасть жертвой алиасинга:

Как вы можете видеть, алиас - это неприятнейший артефакт для фотографий, но он становится намного хуже для кино и видео, потому что меняется от кадра к кадру.

Влияние на ФПМ

Очевидно, что эффект алиасинга влияет на ФПМ. Псевдомодуляция проявляется, как возникновение скачков модуляции за пределом сканирования.

«Псевдо», потому что результирующие пространственные частоты (линии и пропуски) не имеют ничего общего с реальностью: вместо того чтобы становиться тоньше, как в оригинале, становятся шире в выходном изображении.


Рис. 13. Яркость вдоль желтой стрелки


Рис. 14. График ФПМ

Предотвращение алиасов

Единственный способ избежать алиасов – это физически подавлять высокие пространственные частоты на растре сканирования, например, расфокусировкой или посредством так называемого метода «opticall low pass», который в принципе делает то же самое, но только в более контролируемом виде. К сожалению, это затрагивает не только высокие пространственные частоты, но и контраст крупных деталей, который важен для ощущения резкости.

В качестве альтернативы можно было бы использовать сканирование с большим количеством пикселей, но это также имеет свои минусы. Так как размер сенсора не может быть бесконечно большим, нужно уменьшить все единичные чувствительные элементы сенсора, чтобы увеличить разрешение. Однако уменьшение области сенсорного элемента приводит к потере чувствительности. Соответственно, полученный сигнал должен быть снова усилен, что приводит к более высокому уровню шумов и опять к низкому качеству изображения.

Как часто бывает, лучшее решение – это найти золотую середину. Технология R&D, лежащая в основе ARRISCAN, позволила добиться колоссального подавления алиасов. Лучшим решением оказалось сочетание 3К сенсора (большие пиксели, низкий шум) и использования механики микросканирования для увеличения разрешения (до 6К).

На сегодняшний день самое распространенное максимальное разрешение на постпродакшне – это 4К. Полученные в 6К данные пересчитываются с помощью фильтра. В процессе уменьшения разрешения ФПМ меняется таким образом, что:

  1. Частотная характеристика на половине частоты 4К сканирования равна нулю
  2. Пространственные частоты выше частоты сканирования подавляются
  3. Модуляция на низких пространственных частотах увеличивается

В то время, как операции 1 и 2 позволяют избежать артефактов алиасинга в изображении, операция 3 увеличивает область ниже кривой ФПМ. Как обсуждалось ранее, это улучшает визуальное восприятие резкости.

Чтобы передать максимум полученной с пленки информации на цифровой носитель без алиасинга и с минимально возможным уровнем шума, необходимо просканировать негатив Супер 35 по ширине в 6К. Это умозаключение может быть применено для масштабирования ко всем прочим форматам.

Разрешение сканирования

Размер получаемого изображения

Супер 16мм

Супер 35мм



Рис. 16. ФПМ 6К/4К сканера

Рис. 15, Микроскан


Теория каскадирования ФПМ

Какие потери мы можем понести в процессе аналогового, цифрового или гибридного постпродакшна?

Для этого нужно знать немного теории, но не переживайте – это не помешает. Я надеюсь, что смог заинтересовать вас в ФПМ – очень удобном инструменте для объективной характеристики резкости и разрешения.

Значения ФПМ отдельных частей производственной цепи могут перемножаться для получения ФПМ всей системы в целом. С помощью двух и более кривых ФПМ мы можем сравнивать их без какого-либо субъективного влияния на оценку. К тому же, если мы знаем ФПМ отдельных элементов, то мы можем легко посчитать ожидаемый результат в любом месте цепочки, просто умножая кривые ФПМ.

ФПМ Камеры (объектива) х ФПМ Пленки х ФПМ Сканера = ?

Для первого приближения абсолютно допустимо использовать для умножения данные ФПМ от производителя. Однако, надо учитывать, что обычно эти данные содержат очень оптимистичные цифры, и их использование дает наилучший возможный результат. Для наших вычислений мы использовали реально измеренные значения. Вместо использования ФПМ неэкспонированной негативной пленки, и умножения ее на ФПМ объектива, мы напрямую измеряли результирующую ФПМ экспонированного изображения и умножали ее на ФПМ 4К сканера (ARRISCAN).


Рис. 17. Теория каскадирования ФПМ


Рис. 18. Результирующая ФПМ 4К сканирования


Рис. 19. Истинная 4К производственная цепочка

Что дает результат?

ФПМ просканированного в 4К 35мм негатива содержит лишь немногим более 56 л.п./мм (эквивалент 3К с шириной изображения Супер 35) используемой модуляции. Предел разрешения определяется пространственной частотой, которая может быть передана с 10% модуляцией. Данный результат вычислен умножением модуляции сканера и пленочного материала для 57л.п./мм:

Кстати, то же получается и с цифровой камерой с 4К матрицей. Здесь low-pass фильтр (на самом деле, умышленная дефокусировка) должен подавить модуляции на половине исходной пространственной частоты (80 лп/мм) до 0, иначе могут появиться артефакты алиасинга.

Это означает, что ни 4К сканер, ни сенсор (3-х чиповый) 4К камеры не могут передать фактическое разрешение в 4К. Это не так-то легко понять. Вообще говоря, это означает, что данные 4К содержат информацию в 4К только если каждый пиксель был сформирован на компьютере – без использования заранее оптически сформированного изображения. Конечно, это не может быть приемлемым решением, потому что в будущем мы будем иметь лишь анимационные фильмы, где актеры и их действия могут создаваться только на компьютере. Трагическая утрата, не только для желтой прессы!

Заключение части 2.

Эта статья называется «4К+». На самом деле, это означает то, что мы рассматриваем съемку и обработку изображения в 4К или большим пространственным разрешением – все остальное потребовало бы другого названия.

4К проекторы будут доступны в обозримом будущем, но их полное качество будет доступно, только если используемые ими данные будут обеспечивать это разрешение без потерь. В настоящее время только правильно экспонированные и просканированные в 6К/4К 35мм негативы дают результаты максимально близкие к требуемым. Взглянув на это с другой стороны, кто-то может сказать, что технология проецирования в 4К позволит получить качество 35мм пленки без потерь при помощи аналоговой обработки в лабораторных условиях. Ограничивающим фактором в цифровой технологии обработки изображений (Digital Intermediate workflow) является не 35мм (идеально экспонированная) пленка, а оцифровка в 4К. Как видно из рис. 17, увеличение резкости по-прежнему возможно, если вы увеличиваете разрешение. Теперь представьте, насколько большего качества можно добиться с помощью 65мм пленки, содержащей в 2,6 раза больше информации!

Данные утверждения полностью базируются на нынешнем состоянии технологии производства кинопленки - если Вы хотите узнать о потенциальных характеристиках кинопленки ближайшего будущего, прочтите статью: Tadaaki Tani, “AgX Photography: Present and Future,” J. Imag. Science and Technol. 51(2):110 -116, 2007.

Нижеследующий рисунок 20 демонстрирует, что 35 мм пленка имеет достаточный информационный резерв для оцифровки в 4К+.


Рис. 20. 2К, 4К и 10К сканы с одного и того же 35 мм негатива

Часть 3: Технологическая цепочка: 4К лучше, чем 2К?

Два наиболее часто задаваемых вопроса по этой теме: Аналоговый процесс

    Насколько велики потери качества 4К в аналоговой и цифровой цепочках обработки?

    Достаточно ли разрешение в 2К для цифрового технологического процесса?

Аналоговый процесс

«Аналоговая копия всегда хуже оригинала». Таково часто повторяемое утверждение. Но это только в некоторой степени является правдой для традиционного аналогового постопродакшна. На самом деле, существуют качествообразующие параметры, которые при должном контроле могут обеспечить высокий уровень изображения. Если фотометрические требования удовлетворяются в течение всего процесса - при съемке, создании промежуточных материалов и результирующей печати, то желательная информация о яркости и цвете может быть сохранена для всех целей и задач.


Рис. 21. 2К и 4К фрагменты из 2К и 4К изображений

Безусловно, потери качества возникают при передаче структуры - то есть информации о пространственных частотах. Другими словами, уменьшается разрешение и резкость. Этот результат следует из правила умножения ФПМ. На рисунке 22 показано, как 50лп/мм с исходной 33% модуляцией в оригинале передаются через весь процесс.


Рис. 22. 10К скан центра изображения (зеленый). Фотохимический процесс переноса изображения от негатива, полученного на камере, до проекции на экране.

Это, однако, идеализированная формула, так как она предполагает, что модуляция пленочного материала и контактная печать не допускают потери качества. То, что это не соответствует действительности, легко понять из разницы между горизонтальными и вертикальными разрешениями.

ФПМ при 50лп/мм

Пленка Kodak 5205 экспонированное изображение (камера + пленка) - исходный негатив

Пленка Kodak 5242 промежуточный носитель (копия в IR)

Пленка Kodak 5242 промежуточный носитель (копия в IN)

Позитивная пленка Kodak 2393 (конечный результат)

Достаточно ли 2К для печати с промежуточной оцифровкой?

Хотя слово «цифровой» подразумевает цифровое воспроизведение без потери качества, промежуточная оцифровка ограничена теми же правилами, что и аналоговый процесс, потому что в процессе участвуют и аналоговые составляющие (например, оптика сканера и принтера). Чтобы дать более ясную картину, давайте просто умножим ФПМ предела разрешения для 4К (=80 лп/мм). В таблице представлены ФПМ лучших пленочных и цифровых компонентов, которые только можно получить в настоящее время.


ФПМ при 80лп/мм

Исходный негатив на пленке 5205 (ARRICAM, VP, OCN)
ФПМ сканера пленки при 4К (ARRISCAN)
Отпечатаный интернегатив Fuji RDI (пленка + ARRILASER)

20% х 5% = 1% х 20% = 0,2%

Рис. 23. Технологическая цепочка с промежуточным оцифровыванием

Как показывает умножение, присущая промежуточной оцифровке в 4К модуляция не может достичь 80лп/мм, даже при том, что отпечатанный цифровым способом интернегатив содержит гораздо больше информации об изображении, чем может быть сохранено при традиционной аналоговой обработке.

Формат кадра характеризуется размерами (высотой и шириной), отношением сторон, ориентацией (горизонтальная или вертикальная). Размер кадра является одним их основных характеристик, определяющих тип фотоаппарата, его назначение, габаритные размеры, массу, требования к расчёту оптической схемы объектива, информационной ёмкости, качеству фотоматериала и т.д.

Форматы 13×17 и 8×10,5 мм используются в микроформатных (миниатюрных) фотоаппаратах, рассчитанных на плёнку шириной 16 и 8 мм , соответственно. Формат 13×17 мм был предложен в начале 1970-х годов при разработке фотоаппаратов с патронной зарядкой плёнки, имеющей односторонюю перфорацию (плёнка формата ).

Малоформатными называются фотоаппараты, имеющие форматы кадра 18×24, 24×24, 24×32 и 24×36 мм . Наиболее распространённым является формат 24×36 мм , получаемый на 35-мм перфорированной киноплёнке (тип ), стандартизированной ещё в 1925 году. Кадр 18×24 мм иначе называется полуформатным (встречались разновидности полуформатного кадра: 17×24 мм и 18×23 мм ).
В цифровой фототехнике размер кадра 24×36 мм называют «полным кадром» (англ.: full frame ). Соответственно, фотокамеры, имеющие матрицы с геометрическими размерами поля изображения близкими к 24×36 мм называются «полноформатными ».

В среднеформатных фотоаппаратах на катушечную неперфорированную фотоплёнку (типов и ), а также в камерах, использующих 70-мм катушечную плёнку с двухсторонней перфорацией, применяются форматы 45×60, 60×60, 60×70, 60×90 мм . При этом обеспечиваются меньшие размеры поля изображения, например для формата 45×60 размеры поля изображения: 40-42×55,5-57,5 мм ; 60×90 — 55,5-57,5×86-88 мм .

В крупноформатных фотоаппаратах (павильонных, репродукционных и других специального назначения) используется плоская листовая фотоплёнка или стеклянные фотопластинки, с размерами: 9×12, 10×15, 18×24, 24×30 и 30×40 сантиметров и др.

Соотношения форматов


Масштабные соотношения форматов кадра

Формат кадра, мм Диагональ, мм Отношения сторон формата Ориентация в фотоаппарате Ширина плёнки, мм Тип плёнки
13×17 21,4 1:1,31 горизонтальная 16 110
18×24 30,0 1:1,33 вертикальная 35 135
28×28 39,6 1:1 -- 35 126
24×36 43,27 1:1,5 горизонтальная 35 135
45×60 75,0 1:1,33 горизонтальная 61,5 120, 220
60×60 84,85 1:1 -- 61,5 120, 220
60×70 92,2 1:1,17 горизонтальная 61,5 120, 220
60×90 108,17 1:1,5 горизонтальная 61,5 120, 220

Красногорским заводом в основном выпускалась малоформатная любительская фотоаппаратура под тип плёнки и формат кадра 24×36 мм , за исключением нескольких полуформатных камер.
В фотоаппаратах линий Москва и Искра использовалась фотоплёнка типа и форматы кадра 6×9 и 6×6 см .

В фотоаппарате ЗЕНИТ-35 использовалась неперфорированная 35-мм фотоплёнка, размер кадра составлял 32×48 мм . Данный, нестандартный, формат — промежуточный между малым и средним (диагональ 57,69 мм ; соотношение сторон 1:1,5). По аналогии с полуформатным кадром его можно было назвать — полусреднеформатным .

В фотоаппарате Нарцисс с форматом кадра 14×21 мм (диагональ 25,24 мм ; соотношение сторон 1:1,5), применялась 16-мм неперфорированная киноплёнка, помещенная в специальные кассеты.

Многочисленные проекты камер использовали и другие типы плёнок. Последний из подобных проектов — проект 1996 года «ЗЕНИТ-APS» под одноимённую фотосистему.

Нумерация типов плёнок

Основным новатором и законодателем в типах и форматах пленок была фирма Eastman Kodak (основатель — Джордж Истмен).
В начале кодаковские плёнки не имели номеров и маркировались названиями камер, для которых они были предназначены. Такая идентификация была неудобной и запутанной, поэтому с 1908 года применяемые фирмой плёнки получили свои цифровые коды, начиная с номера «101», которым был назван первый тип плёнки, применяемый фирмой ещё с 1895 года (для фотокамеры Bullet No.2).
Первоначально кодировка использовалась исключительно в технологических целях и стала упоминаться в прейскурантах фирмы Kodak только с 1913 года. Первые номера шли строго по-порядку, возрастая на единицу. Однако, в последствии понятность индекса стала главным критерием в номере.

Джордж Истмен, 1890 год

Так, тип плёнки 220, появившийся в 1965 году, предсталяет собой удлинённую вдвое по отношению к типу 120 плёнку (которая выпускается с 1901 года), намотанную на такую же катушку. Номер новой плёнки получился «говорящим» и легко запоминающимся. Увеличение длины удалось достичь за счёт того, что бумажный защитный ракорд располагается не по всей длине плёнки, а только в её начале и на конце, что уменьшает общую толщину плёнки, позволяя разместить большее её количество в том же объёме на катушке. Данный тип плёнки не применим в старых фотоаппаратах с индикационным окошком на задней крышке, в котором видны номера кадров, напечатанные на бумажном ракорде плёнки 120.

В 1934 году стандартная 35-мм киноплёнка , помещённая в кассеты и предназначенная для фотокамеры Kodak-Retina, получила странный на первый взгляд индекс «135». Но дело в том, что эта была не первая фотоплёнка шириной 35-мм — неперфорированная типа «35» использовалась ещё с 1916 года. Увеличение индекса на сотню позволило отличить новую плёнку от старого варианта, не потеряв понятности номера. Существуют и другие фотоварианты 35-мм киноплёнки: 235, 335 и 435, но они остались малоизвестны. 335-й тип, например, — это специальная модификация для стереокамер. На одну плёнку помещалось 20 стереопар.

В 1963 появилась камера Kodak Instamatic, в которой применялись с плёнкой форматом кадра 28×28 мм , но реальные полезные размеры кадра были несколько меньше: 26,5×26,5 мм . Этот тип плёнки получил номер 126.
Для фотоплёнки, предназначенной для камер Kodak Pocket Instamatic, появившихся в 1972 году, был использован легко запоминающийся номер 110, меньший чем 126, чтобы подчеркнуть уменьшенный размер кадра (ширина плёнки 16 мм , а точнее — от 0,6265 до 0,6295 дюйма).

Номера 110 и 126 у Кодака формально уже были заняты, но они использовались с 1898 по 1929 год — 110-й, а 126-й тип появился первый раз в 1906 году. Тогда он был форматом кадра четыре с четвертью на шесть с половиной дюйма. За давностью лет они оба были успешно забыты.

Последний тип плёнки от фирмы Кодак носит номер 240. Так маркирована плёнка для Advanced Photo System (APS), премьера которой состоялась в 1996 году. Ширина этой плёнки 24 мм .

В итоге, от всего разнообразия фотоплёнок осталось только два типа, получивших наибольшее распространение: 120-й (с вариацией: 220) и 135-й типы и два наиболее применяемых формата кадра: 24×36 мм и 6×6 см . Система APS (тип 240), которая планировалась как «могильщик» 135-го типа, так и не оправдала надежд её разработчиков, равно и как все предыдущие многочисленные попытки заменить или хотя бы потеснить фотовариант 35-мм киноплёнки.

С учётом стремительного развития цифровой фототехники , такое положение вещей уже не изменится.

Длина фотоплёнки типа 135

Длина среднеформатных фотоплёнок

В вышеприведенных таблицах размеры пересчитаны с дюймовой системы в метрическую. Использовались исходные данные фирмы Kodak.

Примечания:

Основные источники:
Фотография. Энциклопедический справочник — «Беларуская Энцыклапедыя» имени Петруся Бровки, Минск, 1992 г.
Материалы фирмы Eastman Kodak .
Материалы сайта «Photographic Filters, Light Conversions, and More», автор: Thom Bell (http://www.geocities.com/thombell/).
— Фотография Фреда Черча (Frederick Church) — «George Eastman on Board the S.S. Gallia, February 1890» взята из экспозиции 8-й международной культурной программы фирмы Кодак на выставке Photokina в 1988 году: 8th International Kodak Culture Program at Photokina"88; You press the button — we do the rest. The Beginnings of Snapshot Photography. Cologne Kunstverein.
Джордж Истмен сфотографирован с бокс-фотокамерой «Kodak» (патент США 388,850 1888 года).

35-мм киноплёнка была заказана В. Диксоном (W. K. L. Dickson), помощником Томаса Эдисона (Thomas Alva Edison), у фирмы Eastman Kodak для системы Kinetophonograph (1894-1895 гг.). Плёнка представляла собой разрезанную пополам 70-мм неперфорированную фотоплёнку, используемую фирмой Кодак в своих фотоаппаратах. Для возможности кинематографической протяжки и синхронизации со звуковой системой была введена перфорация — по четыре отверстия на высоту кадра с каждой стороны.
После производства фотоматериала его фасуют в кассеты, продают листами или наматывают на ролики. Существует несколько стандартов фасовки фотопленки, каждый из которых используется только в определенном типе фотоаппаратов.

Каждому типу фасовки присваивается свой номер или фирменное название. Поскольку законодателем в этой области является Kodak, то и присвоенные этой компанией номера типов фасовки становятся общепринятыми. Первый тип пленки, производимый Kodak, имел номер 101. Всем последующим типам фасовки присваивался либо порядковый номер, либо номер, ассоциирующийся со спецификациями фасовки.

Самый распространенный тип фотопленки — это 35-мм перфорированная роликовая фотопленка, или ТИП 135. Продается эта пленка в металлических кассетах по 12, 24 и 36 кадров. Также можно встретить кассеты и с достаточно нестандартным количеством кадров: 27, 15 или вроде того. Некоторые производители реализуют свои фотоматериалы рулонами, в коробках от 15 до 300 метров. Купив такую упаковку, можно самостоятельно разматывать пленку на отдельные кассеты, поэтому цена коробки, как правило, несколько ниже фасованной пленки. Так как такая фасовка наиболее часто используется для кинопленок, то и встречаются в такой упаковке обычно черно-белые кино- и фотопленки. Найти цветную негативную фотопленку в такой фасовке практически невозможно.

Тип 120 представляет собой ролики пленки шириной 61 мм. Используется такая пленка в профессиональных среднеформатных фотоаппаратах и позволяет делать кадры размером 6х4,5, 6х6, 6х7, 6х9 см. Некоторое время назад промышленность выпускала и любительские камеры, использующие такую пленку, но сегодня их производство прекращено. Количество кадров на пленке зависит от длины кадра, и при размере кадра 6х6 см составит 12 кадров. На всем протяжении пленка защищена бумажным ракордом, который защищает намотанную на катушку пленку от засветки. На обратной стороне ракорда указываются номера кадров, которые можно видеть в отверстии на задней панели камеры во время съемки.

1. 35-мм фотопленка; 2. Форматная листовая фотопленка;
3. Тип 120; 4. Тип 135; 5. Advansed Photo System. 6. Тип 110 .

Тип 220 аналогичен типу 120 . Главное отличие — увеличившееся вдвое количество кадров. Достичь этого, не изменяя габаритов ролика, удалось благодаря частичному отказу от бумажного ракорда. У этой пленки защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика и отсутствует в середине. В настоящее время в продаже тип 220 встретить практически невозможно.


Формат APS. Стандарт Advanced Photo System был создан благодаря сотрудничеству крупнейших фотографических производителей и должен был стать промежуточным в переходе любительской фотографии с 35-мм камер на цифровые. Пленка продается в картриджах по 15, 25 и 40 кадров. Зарядка пленки в камеру осуществляется полностью автоматически, зарядный хвостик пленки даже не торчит из камеры. После проявки пленка снова заматывается в кассету, что обеспечивает ее надежное хранение, ведь пленка с изображением будет недоступна для рук фотолюбителей. Главное отличие этого типа пленки — наличие магнитной дорожки для записи информации об условиях съемки, что должно улучшить качество автоматической фотопечати. Распространенный за границей в России этот формат не прижился. Лабораторий, работающих с пленками данного типа, очень мало, поэтому и в продаже APS пленка встречается не часто.

Листовая фотопленка. В профессиональных камерах высокого класса используется листовая фотопленка. Пленка продается в листах разных форматов, будучи упакованной в коробки по 10, 20 и 50 листов. Самые распространенные форматы: 9х12 см, 10,16х12,7 см, 13х18 см и 20,3х25,4 см. Лист пленки обычно заряжается в специальную кассету от фотоаппарата в полной темноте. Для облегчения этого процесса и возможности определения типа пленки в полной темноте на одной из сторон листа имеются фигурные надсечки.

Не так давно с производства была снята миниатюрная пленка ТИП 110 . Пленка продавалась в пластмассовых картриджах, имела защитный бумажный ракорд с номерами кадров. Аналогичную, но несколько большую кассету имели пленки формата 126. Другой недавно исчезнувший тип пленки — это дисковая пленка (FILM DISK). Диск плоской пленки вращался в процессе экспонирования. На один диск можно было сделать 15 кадров форматом 8х10 мм. Оба формата были предложены фирмой Kodak и использовалась в компактных любительских фотоаппаратах.

© 2018 сайт

В зависимости от размера светочувствительного материала (плёнки или цифровой матрицы) различные системы фотокамер принято подразделять на три основные группы: камеры большого, среднего и малого формата. Чем больше физический размер фотоматериала, тем выше детализация, а, значит, и потенциальное техническое качество снимка, но при этом тем более громоздкой становится система в целом. Рассмотрим все форматы по порядку.

Большой формат (он же – широкий, он же – крупный)

Исторически большой формат является старшим из всех фотографических форматов, однако его рано списывать со счетов. Возможно, вы будете удивлены, но старомодные громоздкие крупноформатные фотоаппараты до сих пор активнейшим образом используются фотографами, которые стремятся к бескомпромиссному качеству изображения. Камеры большого формата напрочь лишены всякой автоматики, и потому требуют от фотографа определённых навыков в традиционном фотоделе. Как следствие, они не слишком популярны среди любителей.

Крупноформатная камера состоит из двух стенок, соединённых мехом, похожим на гармонь. На передней стенке располагается объектив, сопряжённый с затвором. Задняя стенка представляет собой рамку с матовым стеклом, по которому осуществляется компоновка кадра и наведение объектива на резкость. Непосредственно перед съёмкой в камеру вставляется кассета с листом плёнки.

Стенки камеры могут смещаться в пределах, ограниченных растяжимостью меха. Уменьшая или увеличивая расстояние между стенками, фотограф производит наведение на резкость. Сдвигая стенки в параллельных друг другу плоскостях можно исправлять перспективные искажения, а наклоняя или поворачивая стенки друг относительно друга можно тем самым изменять положение плоскости фокусировки, делая её непараллельной плоскости кадра.

Абсолютный контроль над перспективой кадра и глубиной резко изображаемого пространства – уникальное свойство широкоформатной камеры. Да, существуют специальные tilt-shift объективы как для малоформатных, так и для среднеформатных камер, но, во-первых, они не обеспечивают такого количества подвижек, какое возможно в камере большого формата, а во-вторых, крупноформатная камера позволяет использовать подвижки с любым без исключения объективом.

В широкоформатных камерах используется плёнка в виде отдельных листов, чаще всего размером 4x5 дюймов (значительно реже 8x10 дюймов). Отдельные листы плёнки, в отличие от катушек, позволяют индивидуально проявлять каждый кадр, варьируя время проявления и реактивы, что даёт фотографу дополнительный контроль над яркостью и контрастом будущего снимка.

Относительные размеры кадров 8x10 и 4x5

При всех неоспоримых достоинствах крупноформатных фотоаппаратов, нельзя не признать, что работа с ними сложна и не терпит спешки. Потому-то и применяются они сегодня лишь там, где спешка ни к чему: в съёмке пейзажей, в студийной съёмке, а также для научно-технических целей.

На сегодняшний день не существует полноценных серийных цифровых камер большого формата. Сканирующие задники (например, производства Better Light) применимы только в условиях полной неподвижности объекта съёмки и неизменности освещения, т.к. сканирование растягивает экспозицию на многие минуты.

Большинство фотографов-широкоформатников снимает на плёнку, а затем сканирует полученные негативы или слайды на обычном сканере. Даже наипростейший планшетный сканер с разрешением в 1200 dpi позволяет получить из кадра размером 4x5 дюйма цифровое изображение с разрешением в 28,8 мегапикселей. Возьмите сканер посерьёзнее, и конечное разрешение будет измеряться сотнями мегапикселей.

Средний формат

Камеры среднего формата являют собой компромисс между качеством изображения и удобством использования. До распространения 35-мм камер среднеформатные аппараты считались весьма компактными (по сравнению с большим форматом, разумеется), и потому более пригодными для репортажной, модельной и свадебной съёмки, т.е. там, где фотографу попросту некогда возиться с громоздкой широкоформатной аппаратурой.

В наши дни, когда камеры малого формата (особенно цифровые) выдают вполне пристойное качество изображения, область применения среднего формата достаточно узка – это, как правило, профессиональная студийная съёмка, когда 35-мм мало, а с крупным форматом возиться лень.

Практически все плёночные среднеформатные камеры рассчитаны на плёнку типа 120. Это неперфорированная плёнка шириной 61,5 мм, намотанная на катушку. Размер кадра зависит от конкретной модели камеры. Одна из сторон кадра всегда равна 6 см, в то время как другая сторона может разниться. Наиболее популярен квадратный формат 6x6 см. Несколько в меньшей степени распространены размеры 6x4,5 (формат 645), 6x7 (т.н. «идеальный формат») 6x9 а также ещё более вытянутые экзотические панорамные форматы. В зависимости от размеров кадра одна плёнка типа 120 позволяет сделать от 8 до 16 экспозиций. При использовании в два раза более длинной плёнки типа 220, которую поддерживают некоторые камеры, количество кадров удваивается.

Относительные размеры кадра большого формата (4x5), среднего формата (6x9, 6x7, 6x6 и 645) и малого формата (35-мм).

Устройство среднеформатных фотоаппаратов различно. Наиболее простые камеры – это двухобъективные зеркальные фотоаппараты. Оба объектива такой камеры имеют одинаковое фокусное расстояние. Один из них служит собственно для съёмки, а второй – формирует изображение на матовом стекле видоискателя. Для синхронной фокусировки используется зубчатая передача, связывающая объективы.

Большинство среднеформатных камер – однообъективные зеркальные фотоаппараты. Свет, проходящий через объектив, отражается наклонным зеркалом вверх в видоискатель, позволяя фотографу скомпоновать кадр и выполнить наведение на резкость. Непосредственно перед моментом съёмки зеркало поднимается, так чтобы свет беспрепятственно падал на плёнку. Такая схема удобна возможностью видеть изображение в видоискателе точно таким, каким оно окажется на снимке, а также простотой использования сменных объективов, не требующих модификации видоискателя.

Довольно редки дальномерные среднеформатные камеры, видоискатель которых представляет собой отдельное сквозное окошко в корпусе камеры, а для наведения на резкость служит оптический дальномер, сопряжённый с видоискателем. Главное преимущество такой конструкции – весьма компактные для среднего формата размеры камеры.

Почти все цифровые среднеформатные камеры относятся к однообъективным зеркальным фотоаппаратам. Встречаются также беззеркальные аппараты с электронным видоискателем вместо оптического. Разрешение среднеформатных цифровых камер достигает 100 мегапикселей, хотя размер матрицы обычно меньше чем 6x4,5 см.

Обладая высочайшим среди полноценных цифровых аппаратов разрешением, цифровые среднеформатные камеры отличаются при этом значительными размерами и весом, а также далеко не оптимальной эргономикой. Это, а также высокая цена, делают подобные фотоаппараты инструментом лишь очень немногих требовательных профессионалов, а также игрушкой богатых любителей.

Производством цифровых среднеформатных камер занимаются Hasselblad, Phase One, Mamiya, Leica, Pentax и Fujifilm.

Малый формат (он же – узкий, он же – 35-мм)

Малоформатные фотоаппараты являются наиболее популярными в силу своей компактности и высокой степени автоматизации. Они оказались незаменимы для профессиональной съёмки спорта и дикой природы, а уж в любительской среде это зачастую единственный общеупотребимый формат. Для малого формата характерно огромное разнообразие фотоаппаратов, сменной оптики и прочих аксессуаров.

Плёнка типа 135 имеет ширину 35 мм вместе с перфорацией. Ширина рабочей области 24 мм. Кадры располагаются горизонтально, и размер одного кадра составляет 36 x 24 мм. 35-мм плёнка выпускается в катушках по 36, 24 и 12 кадров.

Цифровые фотоаппараты могут иметь матрицу размером с традиционный кадр 35-мм плёнки, т.е. 36 x 24 мм (т.н. полный кадр), либо же меньшего размера (кроп). Доминирующие стандарты фотосенсоров с кроп-фактором это APS-C (кроп-фактор 1,5-1,6), 4/3" (кроп-фактор 2) и 1" (кроп-фактор 2,7).

Относительные размеры полного кадра (35-мм), кропнутых сенсоров (APS-C, 4/3" и 1"), и сенсоров компактных цифровых камер (1/1.7" и 1/2.3").

Плёночные камеры малого формата представлены двумя основными классами: дальномерные фотоаппараты и однообъективные зеркальные фотоаппараты. Последние были особенно популярны в силу своей универсальности и оперативности в обращении.

В настоящее время использование плёночных 35-мм фотоаппаратов полностью утратило практический смысл. Цифровые модели превосходят своих плёночных предшественников, как по качеству изображения, так и по эргономичности, имея при этом относительно доступную цену. Снимать на 35-мм плёнку сегодня можно либо из чисто сентиментальных соображений, либо в том случае, когда вы отправляетесь в какое-нибудь настолько глухое место, что перезарядка аккумулятора цифровой камеры становиться в принципе невозможной и полностью механическая плёночная камера – единственное решение проблемы. Впрочем, такие случаи крайне редки.

Дальномерные цифровые камеры выпускает исключительно Leica. Основными же производителями зеркальных аппаратов являются Canon и Nikon .

Всё большую популярность завоёвывает довольно гетерогенный класс беззеркальных цифровых фотоаппаратов с электронным видоискателем. Камеры подобного типа имеются нынче практически у всех производителей фототехники.

Меньше малого

Помимо упомянутых выше трёх основных форматов существовало также несколько типов плёнки, так сказать, сверхмалого формата, предназначенной для использования в предельно компактных камерах. Эти системы (APS, 110, дисковая плёнка и т.д.) предназначались для сугубо любительских целей и никогда не были особенно популярны. Качество изображения было посредственным, а цена – явно завышенной. Забудьте о плёночных микроформатах. Они канули в Лету, с чем я их и поздравляю.

А вот цифровые компактные камеры с компактными же матрицами здравствовали и процветали вплоть до повсеместного засилья смартфонов. Несмотря на крошечные сенсоры, современные компакты обеспечивают приемлемое качество, особенно при хорошем освещении. Оптимальный вариант для путешествий и протокольной съёмки, когда качество картинки не является фактором первостепенной важности.

Размеры матриц компактных камер измеряются по диагонали в долях т.н. видиконовского дюйма . Один видиконовский дюйм равен 2/3 обычного дюйма, т.е. 16,93 мм. Например при диагонали в 1/1.7”, т.е ~10 мм, сенсор будет иметь размеры 7,6 x 5,7 мм. Диапазон размеров обычно лежит в пределах 1/2.7-2/3”, в зависимости от модели.

В последние годы заметна тенденция к увеличению размера матрицы в компактных цифровых камерах вплоть до полного 35-мм кадра при сохранении небольшого размера самого аппарата, что не может не радовать.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Начиная заниматься пленочной фотографией, вы столкнетесь с первой сложностью, когда, придя в местный фотомагазин, увидите стопку разноцветных коробок с названиями: Kodak Tri-X или Ektar. Продавец спросит вас, что вы покупаете, а в ответ, вы сможете лишь смущенно уточнить, зачем магазин вообще продают столько видов пленок Kodak. Я хотел бы спасти вас от этой неловкой ситуации.

Я расскажу вам о нескольких своих любимых типах пленки и приведу примеры снимков в качестве наглядного ориентира для выбора из того многообразия пленок, что доступны в фотомагазинах в наши дни.

В этом сайте мне нравится то, что можно столкнуться с реальными и зачастую противоречивыми мнениями читателей. Я не эксперт по фотопленке, даже очень далек от этого. Я не изобретаю велосипед, а просто снимаю на пленку около года. Если вам интересны мнения экспертов, я уверен, вы сможете найти их. Я просто надеюсь, что эта статья будет полезна для вас в какой-то степени.

Некоторые мысли о пленочной фотографии

Прежде чем начать, мне хотелось бы рассказать, почему я снимаю на пленку. Я также снимаю на цифровой фотоаппарат, у меня нет предубеждения, что одно лучше другого или наоборот. Также как у кабриолета, спорткара или джипа, у пленочной и цифровой фотографии есть свои сильные и слабые стороны, которые не всегда можно сопоставить, чтобы произвести точное сравнение. Я признаю, что существует много сложностей, которые отталкивают людей от съемки на пленку.

Один из моих любимых факторов пленочной фотографии - это возможность использовать лучшее фотооборудование прошлого века по весьма низкой цене. Посмотрите на стоимость камер в старых фото-журналах, теперь эти же камеры можно приобрести практически за бесценок на сайтах-досках объявлений. Вы можете приобрести фотооборудование, с помощью которого было сделано до 90 % снимков для National Geographic, по цене DSLR-камеры (однообъективная цифровая зеркальная фотокамера) начального уровня.

Вот фотография, на которой изображена Minolta AL-s (с дальномером), которую я приобрел на Ebay за каких-то $ 37.

Всего за $ 37! Имейте в виду, что хотя камеры Leica и идеально подходят для пленочной фотографии, вам не обязательно ждать, пока вы накопите на MP и 35mm Summilux ASPH. К тому же, скорее всего, вы все равно не сможете сразу насладиться всеми достоинствами подобной камеры, потому что, хотя пленочная фотография и приносит много удовольствия, она также требует особых усилий для получения хорошего результата.

К тому же, действительно выгодные предложения характерны для оборудования, которое не работает с современным цифровым (к примеру, у Leica есть цифровые камеры, которые полностью совместимы со старыми линейками объективов). Большинство снимков, которые представлены в данной статье, сделаны на M6 с одним из новейших Summicrons. Несколько фотографий получены с помощью других камер, но я никогда не скажу, какие…

Различные типы фотопленок

Fuji Velvia 50

Моя любимая пленка! Это слайдовая пленка с ISO 50. Это означает, что, скорее всего, вы будете снимать на нее вне помещений. Используйте ее, когда вам хочется получить насыщенные, яркие цвета. По-моему мнению, она высококонтрастна, сохраняет лишь некоторые детали в тенях, в случае, если сцена обладает широким динамическим диапазоном. Необходим точный выбор экспозиции, потому что эта пленка допускает лишь небольшую погрешность.

В случае недостаточного или чрезмерного экспонирования снимок будет выглядеть мутным и грязным. Так как это слайд-пленка, вы сможете просматривать фотографии с родственниками, используя проектор. Шучу, ну, отчасти… Осторожнее с портретной съемкой! Цвет кожи может получиться неудачным - перенасыщенным и мультяшным (особенно в "золотой час"). Тем не менее, я мне удавалось получать неплохие фотографии людей, используя данную пленку.

Kodak Ektar 100

Эту пленку я считаю очень "безопасной". Одна из причин, из-за которой я люблю пленочную фотографию, это то, что снимки выглядят не столь хирургически совершенно, как хорошие цифровые. Снимки, сделанные на пленку, выглядят как фотографии, снятые в прежние годы. Это важно для тех, кто вырос на National Geographic. Пленка Ektar обладает потрясающей запоминающейся цветопередачей по всему спектру. Иногда фотографии даже выглядит как цифровые, причем как отличные цифровые снимки. Иногда я замечаю, что для этой пленки характерны немного теплые тона, что может в некоторых приводить к перенасыщению тона кожи.

Kodak Tri-X 400 и Ilford HP5 Plus (push-процесс до 1600)

Иногда забавно снимать на пленку, используя другое (нежели указано на коробке) значение ISO. Сдавая пленку в лабораторию, необходимо сообщить о том, что был применен push -процесс, чтобы они могли правильно ее проявить. Мне нравится использовать эту технику для съемки в условиях слабого освещения или ночью. Я указал обе эти пленки, так как не отдаю предпочтения какой-то из них. Используя пленки описанным образом, можно получить грубые, контрастные, "грязные" черно-белые снимки - это эффект хорошо подходит для уличной фотографии.

Ilford Delta 100

Это хорошая стандартная мелкозернистая черно-белая пленка. Она обладает широким динамическим диапазоном от черного к белому со всеми промежуточными оттенками серого. Я нахожу эту пленку низкоконтрастной и гибкой. Используйте ее или Ilford PANF 50 для съемки вне помещений, особенно, если вы хотите фотографировать с широко открытой диафрагмой для хорошего освещения объекта.

Ilford Delta 400

Выбор ISO может стать непростой задачей, так как, в отличие от цифровых, аналоговые камеры в большинстве своем не дают возможности оперативно поменять ISO. Пленка с ISO 400 является универсальной как для съемки в помещении (в большинстве случаев), так и вне. Конечно, вы получите больше зерна на фотографиях, но многие выбирают пленку именно с этой целью.

Kodak Ultra Color 100

Не знаю почему, но я не снимал много на эту пленку. Она никогда не подводила меня, хотя, возможно, именно поэтому я не часто использовал ее - она всегда слушается и я не чувствую необходимости "бороться", как приходится с Fuji Velvia 50. Яркие, но успокаивающие цвета. Можно сказать, что это "середнячок" цветных пленок - приятный и надежный.

Kodak Portra 400 (новая версия)

Это интересная пленка. Мне не всегда везло с ней, однако фотографии, снятые на нее, из тех, что я находил в Интернет, выглядят потрясающе. Думаю, так получилось из-за моей не любви к пленкам с высоким ISO - мне нравится снимать на открытой диафрагме на вне помещений. Думаю, как только Kodak выпустит какую-то комбинацию пленок NC и VC с ISO 160, то я стану пользоваться ей очень часто.

Kodak Portra 160 VC (яркие цвета)

Это одна из моих любимых. Она очень хороша для съемки портретов, потому что делает нейтральным и привлекательным оттенок кожи. ISO достаточно низкое для того, чтобы снимать на широко открытой диафрагме, но при этом не настолько, чтобы заставить вас скучать в случае, если солнце не вышло. Они также предлагают версию NC (натуральные цвета), но мне больше нравятся яркие запоминающиеся снимки. Однако в некоторых ситуациях при съемке портрета выбор NC действительно оказывается более удачным.

Kodak Kodachrome 64

В настоящее время производство прекращено, но мне хотелось бы включить ее в обзор для забавы. Пленка, известная, как выбор Стива МакКарри и его коллег из National Geographic, особенна ее превосходными сладкими, пожалуй, выдающимися цветами. Процесс ее разработки был поистине инновационным и вот она больше не производится. Если вы сами не успели попробовать эту пленку, то вам остается лишь в слезах глядеть на портретное портфолио мистера МакКарри, удивляясь, почему вы снимали на цифру, пока еще можно было приобрести эту пленку.

Ilford Delta 3200

Это очень зернистая, грубая и чувствительная пленка. Поверьте, вы не станете фотографировать малышей на эту пленку! Лучше всего она подходит для частного детектива, фотографирующего место убийства, съемки восстания зомби или ниндзя (если вы их заметите).

Lomography Color Negative 100 и 400

Эти "игрушечные" пленки могут доставить вам огромное удовольствие, если вы все же решитесь слезть с вашей дорогой лошадки и пройтись по городским лавочкам в поисках подобной пленки. В таких местах можно найти множество типов (я не сомневаюсь, что в том числе просроченную Afga), обладающих уникальными характеристиками от экстремальных цветов до красного оттенка.

Заключение

Я надеюсь, эта статья поможет вам в выборе, какую пленку попробовать следующей. Вы также можете поискать соответствующие конкретным типам пленки группы на Flickr, просто это не будет также удобно, как чтение этой статьи.