Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховщиками и пр.
Финансы включают в себя формирование денежных фондов, их распределение, анализ и контроль за их использованием и коммуникативные финансовые отношения.
В состав финансов входят государственные финансы, корпоративные (отраслевые) финансы, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), страхование, а также кредит и денежное обращение. Финансы подразделяются на общегосударственные, территориальные, хозяйствующих субъектов и финансы граждан. Рыночные преобразования в России способствовали повышению роли корпоративных финансов, превращая их в важнейший оценочный показатель хозяйственной эффективности, что привело к росту значимости управления финансами.
К основным функциям финансов хозяйствующего субъекта относятся:
1) аккумулирующая (мобилизация доходов, финансовых ресурсов, формирование капитала);
2) распределительная (оптимизация финансовых пропорций, надлежащее осуществление расходов, превращение финансовых ресурсов в целевые фонды денежных средств);
3) аналитико-контролирующая;
4) коммуникационная (финансовые отношения с контрагентами, государством и пр.).
Финансовый механизм - это способы использования финансовых ресурсов, а также форма организации финансов предприятия. Для использования финансовых ресурсов применяются финансовые методы, приемы, рычаги, инструменты, принципы и соответствующее правовое, нормативное и информационное обеспечение. Финансовые методы - это форма осуществления финансовых отношений, их взаимосвязь с производственно-хозяйственным процессом. К ним относятся: финансовое планирование, инвестирование, ценообразование, кредитование, страхование, налогообложение, стимулирование, авансирование, финансовый анализ и др. В свою очередь, методы складываются из приемов. Это виды планирования, формы кредитования, способы инвестирования, порядок, виды стимулирования и пр. Формой осуществления финансовых приемов являются так называемые финансовые рычаги. Финансовый рычаг - совокупное воздействие на уровень прибыли за счет собственного капитала и заемного финансирования. В европейской модели финансовый рычаг рассчитывается как отношение общей задолженности предприятия к общей сумме собственного капитала. В американской модели финансовый рычаг определяется как отношение изменения чистой прибыли на акцию к изменению нетто-результата среднерыночного дохода от инвестиций.
Финансовые инструменты представляют собой рыночные финансовые обязательства, финансовые ресурсы, формы авансирования и инвестирования капитала. Финансовые инструменты соответствуют трем сегментам финансового рынка. Основными группами этих инструментов являются денежные средства, их заменители (чеки, векселя, золото и др.), инструменты рынка капитала, его заменители и производные (кредитные инструменты, долговые ценные бумаги, акции и пр.). Главное отличие финансовых инструментов от различных платежных, расчетных и других финансовых документов состоит в их рыночном обороте на финансовом рынке.
Традиционные финансы сосредоточивались на контроле за доходами и расходами, за движением денежных средств методами финансового, преимущественно сметного планирования и бухгалтерского учета. И в современных условиях управления эти методы и приемы сохранили свое значение, но на первый план выдвигается финансовая функция. Эта функция в компании существует для того, чтобы менеджеры могли успешно управлять бизнесом.
Финансовая функция - совокупность целей, компетенций, процедур и систем компании, которая призвана решать задачу оптимальной организации финансово-экономического управления бизнесом и эффективного использования ресурсов. Грамотно организованная финансовая функция позволяет компании своевременно реагировать на изменения рынка и бизнеса.
Как правило, под оптимально выстроенной финансовой функцией понимается такая организация работы финансового блока компании, при которой:
- определены цели и задачи финансового блока, роль финансового директора в компании;
- организационно-функциональная структура финансового блока отвечает требованиям бизнеса;
- финансовая служба эффективно выполняет полный цикл управления финансами: планирование, учет, контроль и отчетность, в том числе, четко организована система получения информации для составления бюджета и формирования управленческих отчетов;
- четко реализуется взаимодействие финансовых служб с другими подразделениями компании;
- оптимизирован документооборот финансового блока;
- оптимизирована численность персонала финансовых служб, распределены функции сотрудников, определены мотивационные схемы и планы развития персонала.
Правильно сформулированная финансовая функция необходима для успешной работы в условиях жесткой деловой конкуренции и позволит предприятию добиться ощутимых материальных результатов. Правильно организованная финансовая функция предприятия минимизирует возможности злоупотреблений на рабочем месте и мошенничества.
В современной компании от финансовой службы требуется постоянно увеличивать стоимость бизнеса, предоставлять своевременную и качественную информацию и обеспечивать эффективность механизмов контроля в условиях постоянно меняющихся требований корпоративного управления. Вместе с тем руководство компании обычно стремится сократить расходы, связанные с финансовой функцией.
Современные требования к системе управления финансами существенно меняют традиционную контролирующую роль финансовой службы в компании, смещая ее приоритеты с поиска виновных в неисполнении планов на конструктивное решение проблем выполнения этих планов. Контроль прошлого представляется менее эффективным, чем стремление ориентироваться на будущее и правильно его планировать. Происходит переход от контроля к контроллингу. Характерным изменением в финансовой сфере является стремление к внутреннему партнерству, а основной задачей становится предоставление другим структурным подразделениям компании (внутренним клиентам) услуг, ориентированных на максимизацию обшей рыночной стоимости бизнеса. Таким образом, контроллинг - это больше образ мышления и способ осуществления управленческой деятельности, чем набор и применение отдельных контрольных инструментов.
Актуальность нового понимания роли финансов связана и с формулировкой критериев эффективности их использования и, в конечном счете, с формулировкой требований к компетенции сотрудников финансовых служб. Для уяснения современной роли финансов рассмотрим общий процесс управления бизнесом в виде так называемого цикла Деминга - планирование - реализация - контроль - коррекция (Р1ап-Оо-СЬеск-Ас1).
На этапе стратегического и текущего планирования роль финансов заключается в методическом и организационном сопровождении этого процесса. В рамках стратегии планирования определяется модель бизнеса для долгосрочного планирования, а также ключевые критерии для оценки исполнения стратегических задач и постановки задач в рамках ежегодного текущего планирования. Организация бюджетирования должна быть оформлена нормативно-распорядительными документами, иметь график с закрепленными сроками, ответственными лицами, а также контрольными мероприятиями и корректирующими решениями руководства компании.
На этапе планирования возможно возникновение следующих проблем.
Во-первых, отсутствие в компании стратегии и стратегического планирования часто приводит к хаотичности в принимаемых курсах развития, к смене текущих задач. Необходимо принять стратегию развития и закрепить стратегическое планирование за конкретным подразделением компании.
Во-вторых, отсутствие четко разграниченных зон ответственности, в том числе финансовой, затрудняет управление на основе ключевых критериев и бюджетирования. Эту проблему можно решить через утверждение организационно-функциональной структуры компании и закрепление роли и ответственности функциональных подразделений во внутренних (корпоративных) нормативных документах.
В-третьих, недостаток компетенции линейных и функциональных подразделений для стратегического и текущего планирования может привести к срыву сроков подготовки планов. Эта проблема решается с помощью централизованного планирования и последующего сметного бюджетирования линейных и функциональных подразделений на основе утвержденных базовых нормативов и обучения персонала.
В процессе реализации планов роль финансов заключается в создании условий для достижения финансовых показателей и обеспечение линейных и функциональных подразделений финансовыми ресурсами, отчетностью и аналитикой, необходимыми для достижения ключевых показателей плана. При этом возможны следующие проблемы.
Во-первых, отсутствие понимания у линейных и функциональных подразделений методов управления ключевыми показателями может привести к ошибкам в их отчетности. Во избежание этого необходимо закрепить формат отчетности в регламентных документах компании.
Во-вторых, из-за низкой значимости (релевантности) предоставляемой в отчетности информации для целей управления могут быть приняты неверные или запоздалые управленческие решения, что приведет к неэффективному управлению. В свою очередь, причинами этого могут быть:
- несвоевременное выполнение обязанностей по предоставлению надлежаще оформленных первичных документов;
- некорректная работа с базами данных (пропуски обязательных к заполнению полей, ошибки при вводе, отражение операции вне установленных процедур и т.п.);
- отсутствие согласованных алгоритмов формирования показателей в отчетности;
- отсутствие закрепленного перечня форм отчетов для использования в определенных целях.
Для устранения этих причин необходимо регламентировать процесс работы с базами данных с обязательным закреплением ответственных и сроков, установить формы отчетов, сроки их представления и условия использования. Необходим постоянный контроль представления отчетов от структурных подразделений и их достоверности.
Роль финансов в осуществлении контроля заключается:
1) в контроле сохранности активов компании посредством организации учета, участия в проверке физического наличия (инвентаризациях);
2) в оценке степени достижения тех ключевых показателей, которые были поставлены перед финансовыми службами, и в выявлении причин отклонений;
3) в обеспечении линейных и функциональных подразделений отчетностью и аналитикой, необходимой для понимания причин отклонений от запланированных значений ключевых показателей и проработки корректирующих мероприятий;
4) в участии в формировании контрольных процедур исполнения ключевых показателей других подразделений, их нормативном закреплении в компании.
В процессе контроля могут возникать следующие проблемы.
Во-первых, отсутствие понимания у линейных и функциональных подразделений методов управления ключевыми показателями так же, как и на этапе реализации планов, может привести к ошибкам в отчетности. Для устранения этой причины необходима регламентация отчетности и процедуры контроля, а также обучение.
Во-вторых, отсутствие реальных полномочий у финансового директора на участие в формировании контрольных процедур исполнения ключевых показателей работы других подразделений, их нормативном закреплении в компании. Эта проблема может быть решена закреплением порядка управления отдельными ключевыми показателями в общем регламенте управления. Еще один важный момент - выдача эксклюзивных прав финансовым менеджерам на осуществление отдельных контрольных действий в рамках принимаемых процедур, например, право доступа в базы данных.
Вместе с тем чрезмерная централизация контрольной функции и ее закрепление за финансовыми службами опасны и могут привести к снижению уровня ответственности руководителей линейных и функциональных подразделений за результаты своей деятельности. Обычно подобная проблема возникает в компаниях с низким уровнем культуры управления. Без нормально работающего управления добиться корректного распределения ответственности и полномочий практически невозможно. Эффективность - это идеология всей организации бизнеса.
Роль финансов в осуществлении корректирующих действий заключается:
1) в организации работы службы управления расходами (бюджетного комитета);
2) в инициации изменений в регламентных документах;
3) в обосновании и инициации бюджетных значений ключевых показателей, оценке влияния изменения последних на результирующие показатели деятельности компании.
На этапе коррекции плана могут возникать следующие проблемы.
Во-первых, отсутствие реальных полномочий у финансового директора может вызвать ту же проблему, что при контроле исполнения планов.
Во-вторых, отсутствие понимания взаимодействия финансовых потоков и ключевых показателей (отсутствие финансовой модели бизнеса) может привести к потере управляемости. Единственное решение - построение финансовой модели бизнеса и ее использование для оценки последствий корректирующих действий.
В современных концепциях стратегического управления компанией одну из основных ролей играют динамика ее развития и поведение во внешней среде. И здесь финансовый менеджмент выступает одним из главных факторов организации системы коммуникаций. Коммуникационная функция финансового менеджмента состоит в осуществлении финансовых взаимоотношений с федеральными, субфедеральными и муниципальными органами, контрагентами, клиентами, кредиторами, заемщиками, инвесторами, учредителями и т.д. Эти отношения как минимум должны быть бесконфликтными, а в идеале - должны способствовать развитию компании и решению его стратегических целей. Управление финансами в бизнесе должно быть адекватным требованиям внешней среды.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • 1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • 2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, на сколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Другие функции

К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции -- распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов(доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

— специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования и национального дохода.

Движение доходов организаций сопровождается формированием их финансовых отношений с другими субъектами экономики.

Виды финансовых отношений по направлениям

Все можно объединить в четыре группы:

  • с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений предприятий и организаций;
  • с финансово-кредитной системой государства.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями

Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается , предприятия получают и .

  • финансовые отношения между учредителями в момент создания организации при формировании уставного капитала, а также при распределении дивидендов;
  • финансовые отношения между организациями в процессе производства и реализации продукции, создания добавленной стоимости; это прежде всего финансовые отношения между поставщиками и потребителями;

Финансовые отношения внутри предприятия

Включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими — это выплаты , пособий, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

  • финансовые отношения между организацией и занятым в ней персоналом в форме выплат заработной платы, премий, предоставления социальных благ;

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций — это отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри , а также .

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.

  • финансовые отношения между организацией и ее подразделениями при распределении ресурсов, а также между организациями внутри финансово-промышленной группы, холдинга, союза или ассоциации, членом которых является организация; такие отношения, как правило, связаны с внутренним перераспределением денежных средств или финансированием корпоративных мероприятий;

Отношения с финансово-кредитной системой государства

Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.

Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислением и отчислений.

Финансовые отношения предприятий с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. является источником формирования , расширения производства, его ритмичности, улучшения , способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: , траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с которыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают .

  • финансовые отношения между организацией и финансовой системой государства при изъятии части первичного дохода в виде налогов и сборов, а также при получении ассигнований из бюджета;
  • финансовые отношения между организацией и другими участниками финансовой системы. С банками отношения возникают при организации безналичных расчетов, получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов, а также получении банковских услуг. Отношения со страховым звеном финансовой системы происходят при страховании имущества, коммерческих и предпринимательских рисков, обязательном страховании работников. Отношения с участниками фондового рынка — при размещении временно свободных денежных средств в ценные бумаги, а также осуществлении приватизации.

Виды финансовых отношений по степени обязательности

С точки зрения обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:

  • добровольные;
  • добровольно-принудительные;
  • принудительные.

К добровольным относятся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления , при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям — отношения, в которые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также относятся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия которых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного своими действиями материального ущерба.

Принудительные финансовые отношения организации возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некоторых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.

Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой являются доходы организации.

Сущность любой экономической категории, в том числе и финансовой системы, проявляется в ее функциях. Функция (от лат.functio - исполнение, осуществление) - внешнее проявление свойств какого-либо объекта (явления) в данной системе отношений.

В экономической литературе имеются различные теоретические представления о функциях финансовой системы. Это обусловлено прежде всего спецификой подходов к определению финансов и финансовой системы существующих экономических школ и направлений, которая, в свою очередь, связана с конкретно-историческими и страновыми особенностями функционирования финансовых систем.

Финансовые системы характеризуются динамичным развитием, в процессе которого модифицируются их структурные формы, возникают новые финансовые инструменты и услуги, соответствующие целям и задачам функционирования финансовых систем на том или ином этапе общественной эволюции. Финансовые системы разных стран могут иметь определенные отличия в силу воздействия многих факторов, в числе которых используемая экономическая модель, масштабы страны, степень развития финансовых институтов и уровень конкуренции среди них, применение инноваций и технологий, культурные, исторические, географические, демографические и иные. В странах с административной экономикой функции финансовой системы сводятся в основном к распределению финансовых ресурсов, а институты играют роль государственного рычага. В экономически развитых странах функции финансовой системы более дифференцированы и многообразны.

В западной экономической литературе, где преобладает институциональный подход к определению сущности финансовой системы, в соответствии с которым финансовая система рассматривается как совокупность институтов, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства с учетом оценки активов и управления риском, выделяются такие функции финансовой системы, как информационная, контроль и мониторинг, управление рисками, аккумуляция сбережений, снижение издержек обращения, расчетно-платежное обслуживание и др.

Так, Р. Левин относит к функциям финансовой системы информационную функцию, контроль и мониторинг, управление рисками, аккумуляцию сбережений, снижение издержек обращения ; Р. Мертон и 3. Боди - платежно-расчетную, объединение ресурсов и выделение долей в предприятии, временное, межотраслевое и межстрановое перераспределение экономических ресурсов, управление риском, информационную, преодоление или смягчение проблем, связанных с информационной асимметрией . При этом Р. Мертон и 3. Боди считают, что главной функцией финансовой системы является временное, межотраслевое и межстрановое перераспределение экономических ресурсов.

В работе Дж. Стиглица приведен следующий состав функций финансовой системы: передача ресурсов (капитала) от сберегающих агентов к заемщикам и инвесторам; агломерация капитала, поскольку проекты требуют больше капитала, чем может быть у одного или группы сберегающих агентов; отбор проектов; мониторинг использования средств по проекту; обеспечение выполнения контрактов (возврата); передача, разделение, агрегирование рисков, диверсификация рисков .

В отечественной экономической литературе ряд авторов (А. Г. Грязнова, Л. А. Дробозина, Е. В Маркина и другие) в соответствии с традиционным пониманием категорий «финансы» и «финансовая система» выводят функции финансовой системы из функций финансов, выделяя распределительную и контрольную .

Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную .

По мнению других исследователей (В. Н. Горелик, А. 3. Дадашев, Д. Г. Чер- ник), финансовая система призвана обеспечивать, во-первых, распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, воздействующее на темпы и направления социально-экономического развития государства; во-вторых, координированное взаимодействие между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, создание предпосылок для перехода к более высокому уровню деловой активности .

Анализ представленных позиций свидетельствует о том, что основной функцией финансовой системы является распределительная. Такой подход соответствует принятому как в отечественной, так и западной экономической литературе. Финансовая система не выполняет иных функций, если она не выполняет главную из них .

Состав этих иных функций определяется представителями различных научных школ по-разному, исходя из теоретических представлений о сущности финансовой системы.

  • - распределительную, охватывающую перемещение экономических ресурсов во времени и пространстве;
  • - регулирующую, включающую финансовое регулирование экономики, управление рисками экономической деятельности и ликвидностью финансовых активов, снижение издержек обращения, обеспечение оптимальных способов осуществления расчетов;
  • - мобилизационную, обеспечивающую аккумуляцию сбережений;
  • - контрольную, предполагающую контроль и мониторинг денежных доходов и фондов;
  • - информационную, направленную на смягчение информационной асимметрии.

Характеристика функций финансовой системы

Ключевой функцией финансовой системы является распределительная.

Распределительная функция финансовой системы проявляется в процессе распределения и перераспределения между различными экономическими субъектами валового внутреннего продукта, его важнейшей составляющей - национального дохода, части национального богатства, а также внешних поступлений в виде внешних государственных займов, иностранных инвестиций, других межгосударственных трансфертов и реализуется через перемещение финансовых ресурсов во времени и пространстве.

По мере совершенствования механизмов распределения и перераспределения, развития финансовых рынков, сети финансовых посредников, спектра финансовых инструментов формы ее реализации становятся все более многообразными.

Перемещение финансовых ресурсов во времени связано с существованием разрыва во времени между получением и использованием денежных средств экономическими субъектами. С помощью финансовых инструментов происходят реализация приоритетов в формировании и использовании финансовых ресурсов во времени, синхронизация финансовых потоков, более равномерное во временном аспекте распределение налогового бремени, диверсификация страховых и иных рисков, инвестирование капитала.

Финансовая система способствует перемещению финансовых ресурсов не только во времени, но и в пространстве - между экономическими субъектами, регионами, странами. Процессы глобализации экономических отношений, отражающие радикальные изменения в мировом и национальных хозяйствах, сопровождаются усилением взаимосвязи финансовых систем и пространственной экспансии финансового капитала. Прорыв в развитии информационных технологий и коммуникационных средств, внедрение всемирных компьютерных сетей, интеграция торговых систем в единый «электронный» глобальный рынок обусловливают высокую мобильность финансового капитала.

В условиях внедрения инноваций, усиления глобального характера современных финансовых рынков и взаимопереплетения финансовых систем происходит ускорение процессов движения финансовых ресурсов во времени и пространстве при сокращении транзакционных издержек и увеличении эффективности финансовых операций. Глобальный рынок имеет комплексную, высокотехнологичную сеть каналов связи, потоков ресурсов и информации, опоясывающую весь мир; он работает в круглосуточном режиме, во всех часовых поясах, в форме организованных биржевых площадок и электронных торговых систем, что обеспечивает возможность доступа к финансовым ресурсам в режиме реального времени из любой точки Земли, совершения сделок, минуя посредников, предоставления полного пакета финансовых услуг всем категориям инвесторов.

Регулирующая функция финансовой системы показывает, в каком направлении происходит перераспределение финансовых ресурсов, формирование воспроизводственных, отраслевых и территориальных пропорций. Ее действие нацелено на обеспечение устойчивых темпов социально- экономического развития путем использования финансовых методов и инструментов макроэкономического регулирования, управления рисками экономической деятельности и ликвидностью финансовых активов, реализации экономически эффективных проектов, обеспечения оптимальных способов осуществления расчетов.

В сфере макроэкономического регулирования воздействие на экономические и социальные процессы осуществляется через бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах экономики и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Оно направлено на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий, достижение социальной стабильности.

В части управления рисками экономической деятельности регулирующая функция финансовой системы обеспечивает возможность субъектам экономических отношений снизить риски своей деятельности путем привлечения услуг специализированных институтов и инструментов финансового рынка. Институты, принимающие на себя эти риски, используют различные формы и методы управления рисками, соответствующие их роли в финансовой системе. Основным институциональным элементом финансовой системы, обеспечивающим реализацию рассматриваемой функции, традиционно являются страховые организации, которые по договоренности сторон принимают на себя риски и оплачивают страховые требования. Государственные внебюджетные фонды, решающие задачи обеспечения социальной защиты населения, используют методы перераспределения национального дохода в пользу незащищенных социальных групп населения. Инвестиционные компании, управляющие фондами денежных средств, способствуют диверсификации рисков вкладчиков при сохранении и приумножении вложений и т.д. Для управления рисками применяются такие методы, как страхование, диверсификация и хеджирование, а также спектр приемов, которые позволяют перенести риск, предотвратить или возместить ущерб, избежать риска полностью, либо частично.

Регулирующая функция финансовой системы в части управления ликвидностью финансовых активов обеспечивает возможность смены формы финансового актива в зависимости от требований экономического субъекта к степени его ликвидности. Разные категории финансовых активов, обращающиеся на рынке, имеют различный уровень ликвидности. Известно, что наибольшей ликвидностью обладают деньги. Акции считаются менее ликвидными, чем облигации; долгосрочные ценные бумаги - менее ликвидными, чем краткосрочные; корпоративные ценные бумаги - менее ликвидными, чем государственные. Валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы обеспечивают оборот, хранение и накопление финансовых активов, а также эффективность их использования. Реализация рассматриваемой функции способствует выбору экономическими субъектами наиболее подходящих форм хранения и применения своих финансовых активов, сокращая время и упрощая проведение деловых операций.

Регулирующая функция финансовой системы способствует, помимо прочего, реализации экономически эффективных проектов путем выбора приемлемых способов и источников финансирования. Эффективность проекта во многом зависит от модели его финансирования. Выбор способов и источников финансирования определяется рядом факторов, и прежде всего степенью доступности тех или иных источников финансирования, их стоимостью. Регулирующая функция финансовой системы обеспечивает экономическим субъектам, реализующим проект, возможность выбора оптимальной модели финансирования, предполагающей наилучшее сочетание способов и источников финансирования при минимизации средневзвешенной стоимости финансовых ресурсов.

Реализация регулирующей функции финансовой системы в осуществлении расчетов и платежей заключается в оказании расчетных услуг, опосредующих движение финансовых ресурсов между экономическими субъектами. По мере развития научно-технического прогресса внедряются новые платежные системы и применяются все более совершенные платежные средства, что увеличивает скорость движения финансовых ресурсов и масштабы их пространственного перемещения. С развитием платежных систем традиционные двусторонние отношения расчетного обслуживания в рамках договора трансформируются в сетевую структуру взаимосвязей, построенную на многосторонней основе.

Контрольная функция финансовой системы предполагает контроль и мониторинг на всех стадиях формирования и использования денежных доходов и фондов и объективно отражает ход распределительного процесса. Она проявляется в контроле соблюдения законодательства, распределения валового внутреннего продукта, части национального богатства, внешних поступлений, а также расходования финансовых ресурсов по целевому назначению. Финансовый контроль направлен на обеспечение развития производства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех сферах и звеньях экономики, стимулирование, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Мобилизационная функция финансовой системы обеспечивает возможность формирования сбережений, накопления богатства и доходов. Она реализуется путем накопления капитала и его аккумулирования с помощью финансовых институтов в интересах участников рынка и общества в целом. Данная функция позволяет за счет накоплений противодействовать инфляционным и кризисным процессам в экономике, обеспечивать устойчивость и ликвидность национальной валюты, формировать ресурсы для их дальнейшего инвестирования.

Функция широкого финансового информирования, которую выполняет финансовая система, способствует принятию экономическими субъектами оптимальных решений благодаря информационному обеспечению.

В России функция широкого финансового информирования реализована через различные печатные издания, статистические справочники и базы данных по финансовому сектору, финансовому состоянию организаций, структурам, оказывающим финансовые услуги, и пр. Самую доступную и оперативную информацию обеспечивают интернет-ресурсы, где в режиме реального времени отражаются изменения котировок, биржевых курсов, курсов валют и иных финансовых индикаторов. Среди наиболее известных интернет-ресурсов, такие как Alpari.ru; cbr.ru; ru.investing. corn; stocknavigator.ru; vedi.ru. Кроме того, ряд компаний, работающих на финансовом рынке, представляет информацию в виде аналитических обзоров и докладов: «Альфа-Капитал. Аналитика»; «Анализ рынков от ВТБ 24»; «Инвесткафе. Пульс рынка»; «Интерфакс»; «РосБизнесКонсалтинг» (РБК); «ВТБ 2 4. Те ха нал и: j Fo rex »; «Норд-Капитал. Аналитика»; «Прайм-ТАСС»; «Финам»; «Финмаркет»; «Рейтинговое агентство АК&М»; «Alpari. Аналитика Forex»" «Forexpf. Forex»; «FusionMedia. Обзор рынка»; «TeleTrade. Мнения экспертов»; «TeleTrade. Теханализ» и пр.

Информация является важным фактором, определяющим направления движения финансовых ресурсов. К такой информации относятся процентные ставки, курсы валют, курсы акций, индексы фондового рынка, цены, тарифы и пр. Так, динамика процентных ставок на финансовых рынках выступает индикатором экономического развития, свидетельствующим о его общем тренде, а рыночная оценка тех или иных активов - ключевым инструментом минимизации рисков операций, сопряженных с движением капитала. Детальный анализ и учет финансовой информации способствуют принятию экономическими субъектами хозяйственных решений, эффективность которых во многом обусловлена полнотой, достоверностью и своевременностью этой информации. Однако информация несовершенна, кроме того, ее асимметрия порождается действиями самих экономических субъектов. В этой связи деятельность инфраструктурных институтов финансовой системы позволяет упростить процесс получения и обработки информации для всех участников экономических процессов и тем самым понизить уровень информационной асимметрии.

  • Рубцов Б. Б., Селезнев П. С. Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы: монография. М.: ИПФРА-М, 2015. С. 18.