КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы »

Финансовая стратегия и финансовая тактика государства

ПЛАН

Введение

    Финансовая стратегия и тактика

    Финансовая стратегия и тактика Республики Казахстан

    Финансовая стратегия и тактика России

Заключение

Введение

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованной концепции развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей. Также субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, партии, профсоюзы и другие социальные общности.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика - это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей, например, бюджет страны, принимаемый на очередной год. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, отечественный и зарубежный опыт финансового строительства, а также историю развития финансов.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время экономическое и социальное развитие общества, на которое воздействует государство через финансовую стратегию и тактику, особенно важно.

Предмет изучения данной курсовой работы – финансовая стратегия и тактика государства на примере Республики Казахстан, Российской Федерации.

Целью нашей курсовой работы является изучение финансовой политики государства, которая включает в себя финансовую стратегию и тактику государства и ее реализация на современном этапе. Исходя из цели курсовой, задачами работы являются: определить понятие финансовой политики; ее функции; отдельно рассмотреть составляющие финансовой политики: бюджетную, денежно-кредитную, налоговую и таможенную политику. Дать расширенное представление о финансовой стратегии и тактики государства. Рассмотреть степень реализации финансовой тактики на 2010 г., а так же определить направления финансовой стратегии до 2030 года на примере Республики Казахстан, России и других стран.

Курсовая работа включает в себя 3 главы.

В первой главе раскрыты теоретические основы финансовой политики: приведено определение финансовой политики, ее содержание и определение ее функций.

Во второй главе представлены современные направления финансовой стратегии и тактики.

В третьей главе рассмотрены приметы финансовой стратегии и тактики на примере конкретных государств.

При написании курсовой работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также интернет-ресурсы.

Для того чтобы правильно разобрать значение финансовой стратегии и тактики государства необходимо дать определение и содержание финансовой политики государства в целом, поскольку финансовая стратегия и тактика, это неотъемлемая составляющая финансовой политики государства. Вся система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства базируется на финансовой политике, которая является составной частью экономической политики.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового, права и международных финансовых институтов.

Соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;

Разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

Осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Так, общая стратегическая задача развития - модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом выделяются следующие приоритетные задачи финансовой политики:

Формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;

Существенное снижение налогового бремени и повышения эффективности налоговой и таможенной системы;

Создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

Достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика определяется Конституцией государства, Бюджетным кодексом государства, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

Финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;

Поддержание финансовой стабильности в стране;

Обеспечение финансовой целостности государства;

Создание условий для социально-экономического развития.

В соответствии с Конституцией и Бюджетным кодексом приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит главе государства, который ежегодно определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов и решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год могут быть:

Инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая целевые программы;

Четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней;

Урегулирование кредиторской задолженности бюджета;

Проведение реструктуризации государственного долга и введение единой системы управления государственным долгом;

Совершенствование казначейских технологий и управления государственными финансами и др.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Она играет важную роль в стимулировании инновационной сферы. Выделяют основные задачи налоговой политики:

Значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

Упрощение налоговой системы;

Минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

Ликвидация налогов с оборота;

Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

Уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

Создание условий для легализации прибылей предприятий;

Сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.

Современная налоговая политика в Казахстане связана с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Новый налоговый Кодекс РК направлен на:

Совершенствование налогового законодательства;

Финансовая тактика и ее значение в решении задач конкретного этапа развития общества. Взаимосвязь стратегии и тактики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматри­вающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития фи­нансов, формируются концепции их использования, намеча­ются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в фи­нансовой политике необходимы для концентрации финансо­вых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика – это политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактика, выявляя проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовая политика подразделяется на дефляционную и рефляционную .

Дефляционная финансовая политика представляет собой комплекс мер, направленных на регулирование финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции путем замедления экономического роста.

Рефляционная финансовая политика – это комплекс мер по регулированию финансовых отношений и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста. Она характеризуется повышением уровня государственных расходов, снижением налогов и процентных ставок.

Типы финансовой политики.

Выделяют три основных типа финансовой политики:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) плавно-директивная.

1. До конца 20-х годов ХХ столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободой конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2. В конце 20-х годов ХХ в. осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода.

Финансовая стратегия – план действий по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, формированию механизма накопления, распределения и потребления прибыли, росту активов, обеспечению ликвидности имущества, формированию механизма финансирования проектов и минимизации задолженности и др.

Финансовая стратегия отличается от финансовой тактики тем, что в 1-ом случае необходимо согласовать план действия со всеми участниками деятельности, а во 2-ом этого не требуется.

Финансовая стратегия - долгосрочная финансовая программа, нацеленная на решение глобальных задач предприятия – его независимости, самоокупаемости и рентабельности. Финансовая стратегия состоит из следующих составляющих:

Финансовое планирование (текущее и перспективное), определяющее все источники поступления финансов и основные направления их расходования;

Централизация финансовых ресурсов, благодаря которой возможно маневрирование этими ресурсами и их направление на главные сферы деятельности предприятия;

Создание финансовых резервов в целях обеспечения устойчивости предприятия на фоне рыночных колебаний;

Полное и своевременное выполнение обязательств перед контрагентами;

Разработка учетно-финансовой политики, а также амортизационной политики предприятия;

Ведение финансового учета на основе действующих стандартов;

Формирование финансовой отчетности в соответствии с действующим законодательством;

Финансовый анализ и контроль деятельности предприятия.

Финансовая стратегия предполагает учет всех финансовых возможностей компании в зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов, обеспечивая соответствие этих возможностей рыночной конъюнктуре, определяет долгосрочные цели деятельности предприятия и выбор оптимальных путей их достижения.

Финансовая стратегия является базисом для выработки основных направлений финансовой политики компании, к которым относятся налоговая, ценовая, амортизационная, дивидендная и инвестиционная политика.

Задачи финансовой стратегии:

Выявление способов оптимального использования финансовых ресурсов;

Выявление перспектив финансовых взаимоотношений с контрагентами;

Финансовое обеспечение текущей деятельности и инвестиционных проектов;

Исследование финансово-экономических возможностей конкурентов;

Проведение мероприятий, направленных на обеспечение финансовой устойчивости.

Разработка и воплощение финансовой стратегии базируются на применении инструментов финансового управления (бюджетирование, финансовый анализ и контроль) и рынка финансовых услуг (лизинг, факторинг, страхование). Финансовая стратегия предприятия является элементом всей стратегии его развития, а потому ее постоянно надо согласовывать с целями и направлениями общей стратегии, и в то же время финансовая стратегия заметно влияет на комплексную стратегию развития предприятия, так как изменения на финансовом рынке вызывают необходимость корректировки всех элементов общей стратегии. Разработка финансовой стратегии основывается на данных финансовой отчетности – сведениях финансового (бухгалтерского) учета, который ведется с нарастающим итогом, что удобно для контроля за финансовыми потоками, но не для управления ими. Поэтому все большее распространение получает учет управленческий, обслуживающий финансовую службу предприятия более оперативно, чем бухгалтерский учет – не раз в квартал, а ежедневно. Для этого разрабатывается учетная политика, предусматривающая ведение финансового учета на основании ежедневно получаемой финансовой информации с учетом требований, устанавливаемых нормативно-правовыми актами.

Финансовая тактика – это текущая финансовая политика, направленная на оперативное решение конкретных сиюминутных задач, которые предусмотрены финансовой стратегией предприятия. В том числе финансовая тактика обеспечивает правильное и своевременное изменение финансовых связей, а также перераспределение денежных потоков между различными ресурсами предприятия, а также между его структурными и обособленными подразделениями. Финансовая тактика по сравнению с финансовой стратегий должна отличаться большей гибкостью, дабы предприятие могло без потерь реагировать на изменения конъюнктуры рынка – изменения стоимости услуг и капитала, спроса и предложения, воздействия человеческого фактора – например, принятия неверного решения кем-то из сотрудников компании. Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны: стратегия определяет тактику, однако удачное применение тех или иных тактических находок в ситуациях, не предусмотренных в стратегическом плане, вполне может привести и к изменению финансовой стратегии компании.

    Рациональное сочетание доходности и риска как основа эффективного бизнеса.

Доходность и риск, как известно, являются взаимосвязанными категориями. Наиболее общими закономерностями, отражающими взаимную связь между принимаемым риском и ожидаемой доходностью деятельности инвестора, являются следующие:

более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая доходность;

при росте дохода уменьшается вероятность его получения, в то время как определенный минимально гарантированный доход может быть получен практически без риска.

Оптимальность соотношения дохода и риска означает достижение максимума для комбинации «доходность - риск» или минимума для комбинации «риск - доходность». При этом должны одновременно выполняться два условия:

2) ни одно другое соотношение доходности и риска не может обеспечить меньшего риска при данном или большем уровне доходности.

На рис. 11.1 показано, что при допущении принятия одного риска и одного источника дохода имеется лишь одно такое сочетание - точка Е.

Однако поскольку на практике инвестиционная деятельность связана с множественными рисками и использованием различных ресурсных источников, количество оптимальных соотношений возрастает. В связи с этим для достижения равновесия между риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод решения путем последовательных приближений. Осуществление инвестиционной деятельности предполагает не только принятие известного риска, но и обеспечение определенного дохода. Если предположить, что минимальному риску соответствует минимальный необходимый доход, то можно выделить несколько секторов, характеризующихся определенной комбинацией дохода и риска: А, В, С.

Сектор А, вложения в котором не обеспечивают минимального необходимого дохода, может рассматриваться как область недостаточной доходности. Функционирование в секторе С связано с высокими рисками, снижающими возможность получения ожидаемых высоких доходов, поэтому сектор С может быть определен как область повышенного риска. Осуществление вложений в секторе В обеспечивает инвестору достижение дохода при допустимом риске, следовательно, сектор В является областью оптимальных значений соотношения доходности и риска.

Выделим общие закономерности, отражающие взаимную связь между принимаемым риском и ожидаемой доходностью деятельности инвестора:

Более рискованным вложениям, как правило, присуща более высокая доходность;

При росте дохода уменьшается вероятность его получения, в то время как определенный минимально гарантированный доход может быть получен практически без риска.

Напомним, что инвестиционный портфель ценных бумаг - совокупность ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридическому лицу либо физическим или юридическим лицам на правах долевого участия, выступающая как целостный объект управления. В него могут входить как инструменты одного вида (например, акции или облигации), так и разные активы: ценные бумаги, производные финансовые инструменты, недвижимость.

Главная цель формирования портфеля состоит в стремлении получить требуемый уровень ожидаемой доходности при более низком уровне ожидаемого риска. Данная цель достигается, во-первых, за счет диверсификации портфеля, то есть распределения средств инвестора между различными активами («Не кладите все яйца в одну корзину»), и, во-вторых, тщательного подбора финансовых инструментов.

Доходность портфеля ценных бумаг

Портфель ценных бумаг представляет собой совокупность различных ценных бумаг, и доходность его можно определить по следующей формуле:

Доходность портфеля = (Стоимость ценных бумаг на момент расчета – Стоимость ценных бумаг на момент покупки) / Стоимость ценных бумаг на момент покупки.

Измерение риска портфеля ценных бумаг

Все участники фондового рынка действуют в условиях неполной определенности. Соответственно, исход практически любых операций купли-продажи ценных бумаг не может быть точно предсказан, то есть сделки подвержены риску. В общем случае под риском подразумевают вероятность наступления какого-либо события. Оценить риск - это значит оценить вероятность наступления события. Риск портфеля объясняется не только индивидуальным риском каждой отдельно взятой ценной бумаги портфеля, но и тем, что существует риск воздействия изменений наблюдаемых ежегодных величин доходности одной акции на изменение доходности других акций, включаемых в инвестиционный портфель.

К сведению

На развитых рынках для устранения специфического риска достаточно составить портфель из 30–40 активов. На развивающихся рынках эта цифра должна быть выше из-за высокой волатильности рынка.

Для того чтобы определить риск портфеля ценных бумаг, в первую очередь необходимо определить степень взаимосвязи и направления изменения доходностей двух активов. Например, если цена одной ценной бумаги идет вверх, то растет курс и другой ценной бумаги, и наоборот, движения цен разнонаправлены или полностью независимы друг от друга. Для определения связи между ценными бумагами используют такие показатели, как ковариация и коэффициент корреляции.

1. При анализе целесообразности операций с портфелем ценных бумаг (в том числе операций, затрагивающих его состав и структуру) могут ставиться три основные целевые задачи: достижение максимально возможной доходности; получение минимально возможного риска; получение некоторого приемлемого значения комбинации {доходность-риск).

2. Доходность портфеля определяется по формуле средней арифметической взвешенной, поэтому задача максимизации доходности портфеля может быть решена однозначно и без особых проблем, в том числе вычислительного характера, поскольку объединение в портфель высокодоходных финансовых активов обеспечивает и высокую доходность портфеля.

3. Решение второй задачи более сложно. Если речь идет о безрисковом портфеле, то проблем не возникает, поскольку такой портфель может быть составлен, например, из государственных ценных бумаг. Любые другие целевые установки, связанные с минимизацией риска, делают в рамках решения третьей задачи.

4. Третья задача является превалирующей в инвестиционной деятельности. Она наиболее сложна и, как правило, не может иметь однозначного решения.

5. Если анализируется целесообразность дополнительного включения в портфель одного актива, то задача оптимизации относительно несложна и сводится к анализу последствий объединения двух активов. Добавление в портфель нескольких активов, равно как и любые другие комбинации, являются многовариантными в плане достижения оптимального значения комбинации {доходность-риск}.

6. Являясь нелинейной функцией, риск портфеля зависит от количества активов в портфеле, структуры портфеля, рисковости его составляющих, динамики

доходности составляющих. Как видно из формулы (20.26), риск портфеля зависит не от значений доходности, а от их вариации и структуры портфеля (речь идет не о конкретной мере «среднее квадратическое отклонение», которая, безусловно, зависит от значений варьирующего признака, а о риске как экономической категории).

7. Добавление в портфель безрискового актива уменьшает доходность портфеля, при этом риск портфеля уменьшается прямо пропорционально доле этого актива.

8. Объединение рисковых активов в портфель может приводить к снижению риска по сравнению с обладанием каждым из этих активов в отдельности, однако результат зависит не только от рисковости объединяемых активов, но и от характера взаимосвязи между их доходностями.

11. Поскольку на рынке ценных бумаг функциональные связи возможны лишь теоретически, расширение портфеля всегда сопровождается изменением его риска.

При оценке портфеля и целесообразности операций с входящими в него активами необходимо оперировать с показателями доходности и риска портфеля в целом. Оценивая возможность той или иной операции, связанной с изменением структуры портфеля и его объемных характеристик, чаще всего рассуждают с точки зрения ожидаемой доходности портфеля и соответствующего ей риска. Очевидно, что доходность портфеля представляет собой линейную функцию показателей доходности входящих в него активов и может быть рассчитана по формуле средней арифметической взвешенной. В данном случае речь может идти как об ожидаемой, так и о фактической доходности.

    Учетная политика корпорации.

Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности), согласно ПБУ.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группровки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы, системы и приемы.

Учетная политика формиреутся исходя из допущений и требований, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/2008, утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 года № 106н. В данном ПБУ указаны следующие основополагающие принципы:

    имущественной обособленности означающий, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств участников организации и активов и обязательств других организаций. Недопустимо использовать в угоду личных интересов собственников организации активы или материальные средства организации (например автомобиль организации для личных нужд);

    непрерывность деятельности организации означает, что она будет продолжать свою экономическую деятельность в ближайщем будущем и у нее отсутствует намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

    последовательность применения учетной политики означает, выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Последовательное применение учетной политики по годам необходимо прежде всего для обеспечения сопоставимости отчетных данных на начало и конец отчетных периодов. Поэтому в случае изменения отдельных элементов учетной политики соответствующие отчетные данные на начало отчетного периода корректируются;

    временной определенности фактора хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

    полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

    непротиворечивости обуславливает неоьходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на последний календарный день месяца.

Учетная политика компании формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе положения ПБУ 1/2008 и утверждается руководителем организации.

    Налоговая политика корпорации.

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот и т.д.

Налоговая политика корпорации- составная часть финансовой стратегии корпорации, заключающаяся в выборе наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности.

Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Формирование налоговой политики базируется на следующих принципах:

    строгое соблюдение действующего налогового законодательства;

    поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе хозяйственной деятельности;

    плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей и др.

Налоговая политика включает:

    управление рисками;

    выбор правильной организационно-правовой формы;

    определение тактики работы с налоговой инспекцией;

    выбор видов деятельности, которые сделают налоговую нагрузку минимальной;

    эффективное планирование состава затрат и др.

    Амортизационная политика корпорации.

Амортизационная политика - составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении амортизационными отчислениями от используемых основных фондов и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность. В процессе формирования амортизационной политики предприятия учитываются следующие факторы:

    объем используемых основных фондов и нематериальных активов,

    подлежащих амортизации;

    методы оценки стоимости используемых основных фондов и

    нематериальных активов, подлежащих амортизации;

    реальный срок предполагаемого использования на предприятии

    амортизируемых активов;

    разрешенные законодательством методы амортизации основных фондов и

    нематериальных активов;

    состав и структура используемых основных фондов;

    темпы инфляции в стране;

    инвестиционная активность предприятия в предстоящем периоде.

При выборе методов амортизации исходят из действующей законодательной базы в этой области, предполагаемого периода использования амортизационных активов и задач формирования инвестиционных ресурсов предприятия в разрезе отдельных источников.

Решение о применении метода прямолинейной (линейной) или ускоренной амортизации основных фондов предприятие принимает самостоятельно.

Средства амортизационного фонда, который формируется за счет накапливаемых амортизационных отчислений, носят целевой характер и должны использоваться на следующие цели:

    осуществление капитального ремонта основных фондов;

    осуществление реконструкции, модернизации, технического переоснащения и другие виды улучшения основных фондов;

    приобретение новых видов нематериальных активов (в первую очередь, связанных с инновационной деятельностью).

    Ценовая политика корпорации.

Ценовая политика - это принципы и методики определения цен на товары и услуги.Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования.

Ценовая стратегия определяет соотношение объема продаж и цены продажи, прибыль, конкурентоспособность продукции и, в целом, эффективность работы компании на рынке.

В цену продукции закладывается необходимая рентабельность.

Ценовая стратегия должна обеспечить максимизацию прибыли, долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.

Этапы ценовой стратегии : анализ цен и конкурентной среды; установление целей и направления ценообразования; прогнозирование затрат, цены единицы продукции и прибыли; принятие решения. В ходе реализации ценовой политики руководство фирмы должно корректировать непосредственные мероприятия и следить за временем изменения стратегии. Цены активно используются в конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определение цен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, так как оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие. Проводимая политика цен во многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг.

Ценовая политика направлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированный предприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.

В рамках общей политики ценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевом рынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политика предусматривает осуществление скоординированных действий, направленных на достижение долго- и краткосрочных целей предприятия.

МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

    Метод полных издержек: к производственной себестоимости (сумма переменных и постоянных издержек) прибавляется норма прибыли (налоги, пошлины, сбытовые расходы и прибыль).

    Метод стоимости изготовления: полную сумму затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, равный вкладу компании.

    Метод маржинальных издержек: предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли.

    Метод рентабельности инвестиций: к суммарным издержкам на единицу продукции прибавляется сумма процентов за кредит, приходящаяся на единицу продукции, тем самым обеспечивается рентабельность продукции не ниже стоимости заемных средств.

    Методы маркетинговых оценок: компания стремится выяснить цену, по которой покупатель купит товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара с учетом эластичности спроса, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.

Ценовая политика отражает общие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции. Политика цен - это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.

    Основные этапы формирования финансовой политики корпорации.

Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-первых, верно идентифицировать свою стратегию, и, во-вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.

Финансовая политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. Если рассматривать термин «политика» более широко – то это действия, направленные на достижение цели. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками – а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

1. Определение стратегических направлений развития

2. Планирование

Стратегическое планирование;

Оперативное планирование

Бюджетное планирование.

3. Разработка оптимальной концепции управления

Управление капиталом;

Управление активами;

Управление денежными потоками;

Управление ценами;

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.
Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.
Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.
Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового общественного продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению.
Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.
При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:
– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;
– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
– тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;
– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.
– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;
– наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.
Первый принцип финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.
Вторым принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.
Третий принцип финансовой политики – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.
ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную.
Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общественные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет.
Бюджетно-финансовая политика (фискальная политика) как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Или более кратко – использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия.
Денежно-кредитные отношения, представляющие основу финансовой политики государства, регулируются с помощью денежно-кредит¬ной политики государства (монетарной политики). Денежно-кредитную политику можно охарактеризовать как действия, при помощи которых правительство старается влиять на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.

Фин. стратегия -это долговременный курс финансовой политики рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач фирмы. Объектом фин. управления выступают капитал и денежные потоки. Фин. тактика -это решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей перераспределение денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. Финансовая политика фирмы призвана обеспечить стратегический план финан. ресурсами.

Базовые стратегии развития фирмы :

1) консервативная или стратегия ограниченного роста-эта стратегия характерна для сложившихся отраслей со стабильной технологией. В рамках этой стратегии цели устанавливаются от достигнутого по факту и корректируются в зависимости от изменения условий деятельности фирмы. Если положение фирмы стабильно, то руководство стремится и дальше предерживатся этой стратегии, т.к. она обладает 2 плюсами: а)простота и дешевизна б)min риск. Фин. политика направлена на обеспечение финн. устойчивости, платежеспособности и оптимизации уровня оборотных средств.

2) стратегия роста - эта стратегия характерна для динамично развивающихся отраслей с быстро меняющейся технологией. Ежегодное увеличение по этой стратегии значительно превышает уровень прошлого года. Этой стратегии придерживаются фирмы стремящиеся к диверсификации своей деятельности, чтобы обеспечить дальнейшее развитие фирмы и при необходимости покинуть затухающие рынки. Фин. политика направлена на привлечение выгодных фин. ресурсов, на формирование рациональной структуры капитала и на управление прибылью с целью ее максимизации.

3) стратегия сокращения - фирма устанавливает цели ниже уровня достигнутого в прошлом году. Ее применяют в том случае, если показатели деятельности фирмы имеют устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не могут переломить эту тенденцию. Стратегия реализуется в виде свертывания производства, ухода с рынка, продажи одного из подразделений или бизнеса в целом. Фин. политика направлена на сохранение стоимости фирмы, на реализацию мероприятий по предотвращению банкротства и на экономию затрат.



4) стратегия сокращения расходов. Цель-экономия затрат с выявлением свободного резерва средств, которые могут быть использованы на диверсификацию деятельности. Отличается от стратегии сокращения: а) ориентирована на снижение затрат по отдельным элементам, а не глобально по фирме б) более ограничена по времени. Стратегию применяют для увеличения прибыли, увелич. производительности труда, для более обоснованного ценообразования, для сокращения производства низкорентабельной продукции и т.д. Считается что стратегия сокращения затрат переходит в стратегию сокращения, когда начинают продаваться отдельные подразделения или основные фонды в большом количестве. Фин. политика направлена на снижение производств. и фин. затрат, на управление прибылью и на управление основными фондами и имуществом.

5) комбинированная стратегия - сочетает в себе 4 стратегии. Применяется для многоотраслевых компаний. Компания может продать какое-либо производство(сокращения) затем купить другое(стр. роста) и при этом проводить стратегию экономии затрат. Фин. политика имеет комбинированный характер, но предпочтение отдается след. направлениям: а) обеспечение фин. ресурсами б) управление структурой капитала в) обеспечение платежеспособности и фин. устойчивости г) экономия затрат.

58. Финансовое планирование на предприятии: принципы, содержание, цели, задачи.

Цель внутрифирменного фин. планирования- обеспечение наилучших возможностей ведения хозяйственной деятельности, получения необходимых для этого средств и обеспечения прибыльности фирмы. Финн. планирование связано с одной стороны с предотвращением возможных ошибочных действий в области финансов, а с другой с уменьшения числа неиспользованных возможностей. По экон. содержанию финн. планирование- это процесс разработки системы финн. планов.

Задачи:

1)обеспечение финн. ресурсами

2) определение путей эффективного вложения капитала

3) выявление факторов увеличения прибыли

4) установление рациональных отношений с бюджетом, банком и контрагентами

5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов

6) контроль за финн. состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью.

Принципы фин. планирования :

1) финансового соответствия сроков

2) обеспечения платежеспособности фирмы

3)рентабельности капитальных вложений

4) сбалансированности рисков

5) ориентации на потребности рынка.

Последствия фин. планирования:

1) реализация поставленных стратегических целей в виде конкретных фин. показателей

2) оценка жизнеспособности фин. проектов

3) обоснование для получения внешнего финансирования.

Этапы фин. планирования :

1) анализ фин. ситуации

2) разработка общей фин. стратегии

3) составление текущих фин. планов

4) разработка оперативных фин. планов

5) корректировка планов по результатам их фактического выполнения.

Фин. планирование включает 3 подсистемы:

1) Перспективное – определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Горизонт планирования от 3 до 5 лет. Персп. планирование включает в себя: а) разработку фин. стратегии б) прогноз фин. деятельности. Фин. стратегия представляет собой характеристику долгосрочных целей фин. деятельности фирмы и описание наиболее эффективных способов достижения этих целей. Этапы разработки фин. стратегии: 1)определение периода реализации 2) анализ факторов внеш. среды 3) формирование стратегических целей фин. деятельности 4) разработка фин. политики 5) разработка мероприятий по обеспечению реализации фин. стратегии 6) оценка эффективности разработанной фин. стратегии. Перспективное планирование базируется на прогнозировании, которое основано на анализе и обобщении имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития фирмы и изменения фин. показателей.

2) Текущее- заключается в разработке конкретных видов текущих фин. планов- это дает возможность определить возможные источники финансирования, сформулировать структуру доходов и расходов, обеспечить платежеспособность на конец планируемого периода. Разрабатывается 3 документа: а) плановый отчет о движении денеж. средств б) плановый отчет о прибыли и убытках в) плановый бухгалтерский баланс. Текущий финансовый план составляется на 1 год с разбивкой по кварталам. Цель- оценить фин. состояние фирмы на конец планируемого периода.

3) Оперативное - Цель-контроль за поступлением выручки на р/сч и за расходованием наличных ден. ср-в фирмы. Система операт. планирования включает комплекс краткосрочных плановых заданий по финан. обеспечению всех хозяйст. операций. Разрабатываются платежный календарь и кассовый план. Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам, чтобы он был реальным разработчики должны контролировать ход производства и реализации продукции, состояния запасов и дебиторской задолженности. В платежном календаре притоки и оттоки ден. ср-в должны быть сбалансированы. Отклонения служат для определения фин. ошибок. Кассовый план- это план оборота наличных ден. ср-в через кассу. Основная функция- это контроль за поступлением и расходованием наличных ден. ср-в.