В условиях неопределенности хозяйствования для успешного роста предприятия необходимо четко определять направления его развития как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу, а также вести поиск внутренних резервов, способствующих более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.
Финансовая политика организации — составной элемент общей политики развития, которая должна включать налоговую, учетную, инвестиционную, инновационную, производственную политику и др.
Финансовая политика хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов для достижения целей организации.
Основа финансовой политики организации — четкое определение единой концепции развития как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, выбор наиболее оптимальных механизмов достижения поставленных целей, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Как известно, достижение любой задачи, стоящей перед предпринимателем, в той или иной мере обязательно связано с финансами, так как реализация любого решения требует финансового обоснования и обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением таких локальных, обособленных вопросов, как, например, разработка процедуры прохождения и согласования договоров купли-продажи, организация контроля за процессами производства и реализации, поступлением и расходованием денежных средств, а имеет всеобъемлющий характер. Назначение финансовой политики — не изучение методики или методологии финансовых отношений, не разработка механизмов и методов оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использование этих существующих механизмов и методов, рассматриваемых в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят организации развиваться, но только разработка и внедрение финансовой политики позволят более метко определить основные направления развития хозяйствующего субъекта.
Финансовая политика организации выражает интересы тех, кто ее организует или определяет. Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство, исполняют финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники.
Итак, совокупность мероприятий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов для достижения целей, определяемая и проводимая собственниками и руководством в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
Проводимая финансовая политика организации должна давать ответы на следующие вопросы:
1. Как оптимально сочетать стратегические и тактические цели финансового развития организации?
2. Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
3. Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
4. Стоит ли изменять финансовую структуру организации, используя финансовые инструменты?
5. Как и какими критериями можно проконтролировать достижение поставленных целей?
Только при хорошо разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных перед организацией целей.
Управление финансами организации — процесс реализации финансовой политики. Внешнее отражение проводимая финансовая политика находит в бухгалтерском балансе — основной форме, отражающей финансовое состояние организации (рис. 1.1).
Основные элементы финансовой политики организации:
. управление инвестиционными проектами — как реальными, так и финансовыми, при этом проводятся не только обоснование и выбор инвестиционного проекта, но и поиск наиболее эффективного источника финансирования;
. управление оборотным капиталом — как оборотными активами и их элементами, так и источниками их финансирования;

Рис. 1.1. Структура финансовой политики
. управление капиталом и резервами — как формированием, так и использованием отдельных их элементов;
. управление заемным капиталом — как долгосрочным, так и краткосрочным в аспекте обоснования привлекаемого источника финансирования и направления их инвестирования.
В свою очередь, финансовая политика включает в себя стратегические и тактические финансовые решения, которые можно разделить на две группы:
. инвестиционные решения;
. решения финансирования.
Инвестиционные решения связаны с образованием и использованием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос «куда вложить?».
Решения финансирования связаны с образованием и использованием пассивов и дают ответ на вопрос «где взять средства?».
Два типа финансовых решений взаимосвязаны. Для организации приоритетным является направление финансовой политики в области решений инвестирования, так как их целью является получение дохода от эффективного вложения капитала.
Ключевая цель разработки финансовой политики организации — создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности.
Цель финансовой политики связана с основной целью финансового менеджмента, которой, как известно, является обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем периоде и на перспективу, что достигается обеспечением максимизации рыночной стоимости организации, а это невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как внутри организации, так и с контрагентами и государством.
Достижение этой цели возможно с помощью финансовой политики в результате поиска оптимального соотношения между следующими задачами:
. максимизация прибыли;
. обеспечение финансовой устойчивости.
Первое направление позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, а второе обеспечивает стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.
Бесспорно, для максимизации прибыли организации необходимо наращивать объем продаж; бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами; контролировать расходы; минимизировать период производственного цикла; оптимизировать величину запасов и др.
Задача обеспечения финансовой устойчивости подразумевает минимизацию финансовых рисков; синхронизацию денежных потоков; тщательный анализ контрагентов; финансовый мониторинг и др.
Бесспорно, эти два направления в некоторой степени противоречат друг другу. Максимизация прибыли, как правило, повышает риск, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность деятельности. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.
Необходимо ранжировать цели, например путем задания весов, либо используя метод расстановки приоритетов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно расставить приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли.
Приоритетность целей может изменяться как в одной организации, так и от организации к организации. Многие факторы влияют на выбор цели в конкретный момент времени. В совокупности все факторы можно подразделить на две внутренние и внешние.
Основные внутренние факторы, влияющие на выбор цели, — это масштаб организации; стадия ее развития; субъективный фактор руководства организации, ее собственников.
Масштаб деятельности играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.
Стадия развития организации существенно влияет на ранжирование целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у организации на протяжении всего периода ее развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют ее деятельность.
В период «детства», когда обороты небольшие, руководство главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но и на необходимые инвестиции для будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость. В период «юности» рост объемов продаж, первые прибыли позволяют решать проблемы с денежными средствами, и руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост. В период «зрелости», когда организацией уже занята своя ниша на рынке и способность к самофинансированию значительна, доминирует стремление извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дают объем, а также технический и коммерческий потенциалы. В период «старости», когда замедляется рост оборота, цель снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.
Кроме того, развитие организации зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники организации. На крупных предприятиях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.
Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность стратегической цели. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования организации.
Таким образом, финансовая политика организации — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.
Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда — напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.
Цель выбора краткосрочной финансовой политики — определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования, как собственных, так и привлеченных.
Приоритетной задачей оперативного управления финансами (краткосрочной финансовой политики) организации является обеспечение ее ликвидности и финансовой устойчивости в краткосрочной перспективе. Весомым аргументом в пользу поддержания достаточной ликвидности баланса служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Для сохранения платежеспособности и ликвидности баланса предприятия целесообразно эффективно управлять его денежными потоками (притоком и оттоком денежных средств). Денежные средства — наиболее дефицитный ресурс в рыночной хозяйственной системе, и успех предприятия во многом определяется способностью его руководства постоянно генерировать денежные потоки.
В общем случае содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:
1) разработка оптимальной концепции управления финансовыми ресурсами организации, обеспечивающей сочетание высокой доходности и защиту от предпринимательского риска;
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам и др.);
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и т. д.).
Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач; как правило, это абсолютные показатели работы как каждого подразделения, так и организации в целом.
Эффективность финансовой политики определяется как уровень достижения конечного результата при понесенных затратах и измеряется показателями финансовой эффективности работы подразделений как каждого в отдельности, так и в целом по предприятию (валовая, экономическая или финансовая рентабельность).

Объекты, предметы и субъекты финансовой политики организации

Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, определении и использовании методов и средств их реализации, постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям.
Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.
Объект финансовой политики — хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежным оборотом хозяйствующего субъекта, представляющим поток денежных поступлений и выплат.
Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие или влияющие на денежные потоки и формирующие финансовое состояние и финансовые результаты.
К предметам финансовой политики можно отнести:
. управление капиталом: определение общей потребности в капитале; оптимизация структуры капитала; минимизация цены капитала; обеспечение эффективного использования капитала;
. управление прибылью: определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;
. управление активами, т.е. определение потребности в активах; оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования; обеспечение ликвидности активов; ускорение цикла оборота активов; выбор эффективных форм и источников финансирования активов;
. управление текущими издержками: СКР-анализ; минимизация издержек; нормирование затрат; оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек;
. управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности): формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени; эффективное использование остатка временно свободных денежных средств.
Субъекты финансовой политики — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализует стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

Принципы организации финансовой политики организации

Организация финансовых отношений в организации строится на определенных принципах (рис. 1.3).
Принцип самофинансирования предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться — принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности, т.е. полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции. Инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости — за счет банковских и коммерческих кредитов, — это самофинансирование. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность организации. В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных средств предпринимательской фирмы достигает 70% и более.
Принцип самофинансирования означает, что организация самостоятельно финансирует свою текущую, инвестиционную и финансовую деятельность, в первую очередь за счет собственных источников и только в случае их недостатка — за счет заемных источников.


Рис. 1.3. Основные принципы организации финансовой политики

Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы; самостоятельном определении направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли; распоряжении выпущенной продукцией, реализуемой по ценам, самостоятельно устанавливаемым; самостоятельном распоряжении полученной чистой прибылью. В рыночной экономике права организаций существенно расширились, однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как отдельные направления хозяйственной деятельности предпринимательских организаций определяет и регулирует государство.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. В соответствии с российским законодательством организации, нарушающие договорные обязательства (как правило, по срокам и качеству), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат банковских ссуд или погашение векселей, нарушение налогового законодательства, привлекаются к различного вида ответственности в зависимости от характера финансового правонарушения.
В соответствии с ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»1 несвоевременное исполнение предпринимательской фирмой-должником своих обязательств или обязанностей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения является признаком банкротства.
Заинтересованность в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам фирмы, руководству фирмы и государству. Чтобы заинтересовать работников фирмы в результатах деятельности, руководство разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также использует определенные социальные гарантии.
Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Как известно, финансы организации выполняют контрольную функцию; поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность — финансовый контроль.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предпринимательских фирм, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля — внутренний аудит, проверки по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.
Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы (службы), а также отдельные аудиторы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Основные цели внешнего аудита: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия их законодательным и нормативным актам, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности и в заключение — разработка рекомендаций по совершенствованию, упорядочению финансово-хозяйственной деятельности, налогового планирования, финансовой стратегии.
Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов других обязательных платежей. Денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.

Классическое понимание финансовой политики представляет ее как политику, проводимую в области финансов. Это политика по поводу использования такой объективной экономической категории, как «финансы».

Финансовая политика включает понятие финансового строительства, выражающего системный процесс, направленный на построение основ организации финансов и включающий совокупность мероприятий в области использования финансовых ресурсов организации.

Исходя из классического толкования финансовой политики формируется ее содержание, включающее:

разработку оптимальной концепции управления финансовыми ресурсами, обеспечивающей сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;

выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал и т.д.) и ближайший период с учетом налогообложения, рыночной конъюнктуры и т.д.;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных финансовых целей.

Основной задачей финансовой политики является разработка эффективного механизма управления финансами. Однако, если следовать современному направлению толкования финансовой политики как совокупности конкретных форм и методов реализации финансового менеджмента, то мы выходим за рамки, ог-раниченные классическим пониманием финансовой политики. В этом случае финансовая политика должна выступать как политика экономическая, то есть политика использования не только финансовых ресурсов, но всех ресурсов предприятия (организации). Таким образом, речь идет о единой экономической политике, которая определяет конкретные формы и методы реализации финансового менеджмента. В данном случае экономическую политику будем называть финансовой только по причине, что она связана с финансовым менеджментом. В дальнейшем финансовую политику мы будем трактовать более широко, чем просто политику в области финансов. Такая финансовая политика будет включать три звена:

выработку научно обоснованных концепций управления ресурсами предприятия (они формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития отрасли, перспектив развития спроса т.п.);

определение основных направлений использования ресурсов предприятия на перспективу и в текущем периоде с учетом путей достижения поставленных экономической политикой целей, внешних факторов и возможностей увеличения ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

По объектам проведения финансовая политика предприятия подразделяется на управление активами и пассивами.

Важнейшие составные части активов - основные и оборотные, пассивов - собственные и заемные источники.

По стадиям процесса воспроизводства финансовая политика делится на политику в области производства, распределения, обмена и потребления.

Финансовая политика предприятия - это его денежная политика. В своей основе она направлена на стабилизацию и улучшение экономических показателей деятельности. Однако спектр решения задач финансовой политики гораздо шире собственно денежных аспектов работы предприятия. Он затрагивает и организационную стадию многих экономических процессов, вопросы структурных сдвигов и развития экономики предприятия.

Центральным звеном финансовой политики предприятий выступает организация и проведение процесса получения (зарабатывания) денежных средств. Практическим воплощением и результатом этого процесса в хозяйственной практике являются рост денежного оборота, валюты баланса, получение прибыли, прирост собственных оборотных средств, улучшение финансового состояния, увеличение возможностей для развития производственной деятельности, а также для выплаты дивидендов. Большое значение в процессе получения денежных средств имеет обеспечение непрерывности процесса производства и недопущение излишней долговой обремененности.

Основными элементами финансовой политики являются:

учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета;

заемная (кредитная) политика (политика заимствований);

политика управления денежными средствами;

политика управления оборотными средствами;

дивидендная политика;

политика управления резервами;

политика капитализации (увеличения) стоимости организации.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика во многом формируется на основе финансовой стратегии как результата стратегического менеджмента, который разрабатывает правила осуществления финансового менеджмента, формулируемые в рамках стратегического (долгосрочного) плана.

Контрольные вопросы

Дайте определение финансовому менеджменту.

Сформулируйте основные предпосылки создания научного направления «финансовый менеджмент».

Каковы основные области управленческой деятельности в рамках финансового менеджмента?

Перечислите основные стратегические и текущие цели, которых может достигать организация.

Предприятия, являясь хозяйствующими субъектами, располагают собственными финансовыми ресурсами и вправе определять свою финансовую политику.

Финансовая политика предприятия - это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

максимизация прибыли;

достижение прозрачности (не секретности) финансовоэкономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

¦ использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.).

Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т.п.

В помощь предприятиям для разработки финансовой политики были подготовлены в свое время Методические рекомендации бывшим Министерством экономики Российской Федерации1.

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся2:

анализ финансовоэкономического состояния;

1 См.: Реформа предприятий (организаций): Методические рекомендации. М.: Ось89,1998.

2 См.: там же.

разработка учетной политики;

разработка кредитной политики;

управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики;

дивидендная политика;

7) управление финансами. Охарактеризуем эти направления более подробно.

1. Анализ финансовоэкономического состояния является той базой, на которой строится разработка финансовой политики.

Внимание уделяется не только методам финансового анализа, но и исследованию полученных результатов и выработке управленческих решений.

Основными компонентами финансовоэкономического анализа деятельности предприятия является анализ бухгалтерской отчетности, в том числе горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ бухгалтерского баланса, расчет финансовых коэффициентов.

Анализ финансовой отчетности представляет собой изучение представленных в ней абсолютных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственных средств, размера заемных средств, оценки объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Фактические показатели отчетности сравниваются с показателями, запланированными предприятием.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности на конец года с показателями на начало года и предыдущих периодов. Вертикальный анализ производится в целях выявления удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Для аналитической работы при разработке финансовой политики предприятия рекомендуется рассчитывать:

а) показатели ликвидности:

общий коэффициент покрытия;

коэффициент срочной ликвидности;

коэффициент ликвидности при мобилизации средств;

б) показатели финансовой устойчивости:

соотношение заемных и собственных средств;

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

¦ коэффициент маневренности собственных оборотных средств;

в) показа т е ли интенсивности использования ресурсов:

рентабельность чистых активов по чистой прибыли;

рентабельность реализованной продукции;

г) показатели деловой активности:

коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;

коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Содержание отдельных показателей, порядок их расчета и

оптимальные значения приведены в табл. 4.1.

2. Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Учетная политика для всех предприятий должна осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.

Опираясь на результаты анализа финансовоэкономического состояния предприятия, рассчитывают варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависят количество и сумма перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значение ряда ключевых финансовоэкономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, применения ускоренной амортизации и др.

Разработка кредитной политики предприятий. В этих целях проводится анализ структуры пассива баланса и рассчитывается доля собственных и заемных средств, их соотношение, определяется недостаток собственных средств. На основе расчета устанавливается потребность в заемных средствах. Иногда предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, если эффект от привлечения и использования заемных, кредитных средств может быть выше, чем процентная ставка. Кредитная политика предприятия предусматривает выбор кредитной организации, размера процентной ставки, сроков погашения кредита.

Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью. При разработке финансовой политики считают, что это основная проблема управления финансами. От правильного решения этой проблемы зависит эффективность использования как собственных, так и заемных средств. Важнейшим фактором повышения эффективности использования оборотных средств, который учитывается при разработке финансовой политики предприятия, является оборачиваемость оборотных средств.

Управление издержками (затратами) и выбор амортизационной политики. Для разработки раздела финансовой политики, посвященного управлению издержками (затратами) производства (на предприятиях промышленности) и издержками обращения (на предприятиях сферы обращения), используются данные финансового анализа об уровне издержек и рентабельности. На основе анализа вырабатываются мероприятия по оптимизации издержек (переменных, постоянных и смешанных) и достижению безубыточной работы предприятия.

Выбор амортизационной политики имеет большое значение в финансовой политике предприятия.

В соответствии с действующим законодательством предприятие вправе применять ускоренную амортизацию, т. е. ускоренно накапливать средства на замену оборудования, в то же время увеличивая издержки (себестоимость продукции). Предприятие имеет также право проводить переоценку основных фондов, определять способ расчета амортизационных отчислений.

6. Дивидендная политика предприятия разрабатывается в акционерных обществах, производственных кооперативах, потребительских обществах. При ее выборе необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

¦ выплата дивидендов обеспечивает защиту интересов членов акционерных обществ и кооперативов;

¦ высокая выплата дивидендов сокращает долю прибыли, направляемой на развитие организации.

При разработке финансовой политики следует оценить преимущества и недостатки дивидендов, найти оптимальный вариант выплаты дивидендов, учесть затраты на перспективное развитие предприятия.

7. Управление финансами предприятия. Современная система управления финансами предприятия базируется на территории планирования, нормирования и регулирования.

Важнейшим элементом обеспечения устойчивости производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;

свободного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия1.

Эти процессы включают: формирование бюджетов и их структуры; ответственность за формирование и исполнение бюджетов; согласование, утверждение и контроль за исполнением бюджетов.

Бюджетное планирование деятельности структурных подразделений предприятия необходимо в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, а также повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования), большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции.

1 См.: Реформа предприятий (организаций). Методические рекомендации. С. 64.

Преимущества бюджетного планирования следующие:

помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные показатели размеров и структуры затрат и соответственно прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи в государственные целевые фонды);

в рамках месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании экономики по бюджету фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников;

минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволяет сократить непроизводственные расходы рабочего времени работников экономических служб предприятия;

бюджетное планирование дает возможность осуществлять режим экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.

На предприятиях целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов:

бюджет фонда оплаты труда;

бюджет материальных затрат;

бюджет потребления энергии;

бюджет амортизации;

бюджет прочих расходов;

бюджет погашения кредитов и займов;

налоговый бюджет.

С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные целевые фонды и часть налоговых отчислений.

Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Кроме того, фактически амортизационные отчисления, накопленные в амортизационном фонде, до момента их расходования по назначению могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия.

Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах.

Бюджет погашения кредитов и займов дает возможность выполнять операции по погашению кредитов и займов в соответствии с планомграфиком платежей.

Налоговый бюджет включает налоги и обязательные платежи в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также в государственные целевые фонды. Он планируется в целом по предприятию.

Примерная система бюджетов предприятия приведена в табл. 4.2.

Примечание. Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету (стр. "Итого") плюс кредитный и налоговый бюджеты.

Приведенная система бюджетов охватывает всю фазу финансовых расчетов предприятия. Бюджеты разрабатываются в целом по предприятию и для структурных подразделений. При этом рекомендуется руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня - это детализация бюджета более высокого уровня.

Сводный бюджет составляется на основе данных функциональных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные направления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т.п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимой для обеспечения платежеспособности предприятия.

Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи сводного бюджета показаны в табл. 4.3.

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.

Расходная часть сводного бюджета планируется на основе: планаграфика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; планаграфика платежей в государственные целевые фонды, бюджета материальных затрат, планаграфика погашения кредитов и других бюджетных расходов.

В современных условиях рекомендуется внедрять локальные автоматизированные системы бюджетного планирования на предприятиях (на базе компьютерной сети). Это позволит оперативно получать информацию об исполнении бюджета и своевременно при необходимости вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами.

В статье разберем, что такое финансовая политика предприятия, какова ее структура и из чего она состоит, как ее разработать в конкретной компании и что при этом учесть.

Каждый финансовый директор знает, что в управлении финансами компании очень много ежедневной рутинной работы, «текучки», которая поглощает все рабочее и даже внерабочее время финансовой службы и ее руководителя. Но в преддверии нового года приходит пора не только подводить итоги года уходящего, но и оторваться от текущих дел и взглянуть на деятельность предприятия в целом, как в плане достижения тактических и стратегических задач, так и с точки зрения постановки новых. Наступает время для анализа различных аспектов функционирования организации, выявления несоответствия действующих бизнес-процессов и стандартов изменяющимся условиям внешней среды и внутренним потребностям бизнеса. То есть приходит время вплотную заняться финансовой политикой компании.

Что такое финансовая политика в практической деятельности компании

Финансовая политика – это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений в компании, которые позволяют обеспечивать решение задач, отраженных в стратегии и тактике развития предприятия.

При разработке финансовой политики необходимо обязательно проверять ее на соответствие стратегии организации и ее уставным документам.

Вспомним основные стратегические задачи каждой коммерческой компании:

  • получение максимально возможной прибыли как основной цели функционирования коммерческой организации;
  • оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;
  • обеспечение прозрачности компании как для кредиторов, так и для повышения ее инвестиционной привлекательности;
  • использование различных возможностей привлечения внешних заимствований, в том числе таких как облигационный заем, различные варианты банковского кредитования, товарный кредит;
  • разработка эффективного механизма управления финансами, который позволит на основании данных анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и учитывая его стратегические цели, получать наиболее соответствующие этим целям результаты.

Финансовая политика организации включает:

  • разработку концепции управления финансами компании, отвечающей стратегическим целям;
  • определение основных направлений использования ресурсов в соответствии с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами предприятия;
  • практическое достижение поставленных целей и их оценку.

Стратегическая финансовая политика обязательно включает долгосрочное планирование и прогнозирование, построение финансовых моделей , подготовку альтернативных вариантов развития, идентификацию, оценку и управление рисками.

Тактическая финансовая политика решает текущие задачи управления финансами компании и состоит в постоянном реагировании на вызовы рынка. Она тесно связана со стратегией и является ее практическим выражением на конкретном временном отрезке: месяц, квартал, год и т.п.

Также важно не забывать следующие основные принципы:

  • принцип самофинансирования и самоокупаемости, который означает, что все средства, вложенные в предприятие, как собственные, так и заемные, должны вернуться и принести доход, соответствующий плановому уровню рентабельности (см. подробнее про оценку рентабельности бизнеса );
  • принцип самоуправления (имеет место для самостоятельных организаций, а также предприятий в составе холдинга, группы в пределах, определенных управляющей компанией);
  • принцип материальной ответственности за результаты деятельности;
  • принцип заинтересованности в результатах деятельности компании;
  • принцип непрерывности контроля за деятельностью организации;

В компании могут действовать негласные правила управления финансами, которые можно отнести к элементам финансовой политики компании, а могут разрабатываться внутренние нормативные акты, регулирующие каждое или некоторые из вышеперечисленных направлений финансовой политики. Чем крупнее компания, тем выше уровень формализации.

Пример

В нашей компании приняты следующие стандартные условия работы с покупателями по оплате: 30–50% предоплата, 70–50% оплата через 14 дней после отгрузки. Эти положения никак не формализованы, но закреплены в оперативном учете через программное обеспечение. При этом для некоторых клиентов это правило не работает, им мы отгружаем продукцию без предоплаты и отсрочку даем до 90 календарных дней. Это крупные контрагенты, которые на других условиях не будут с нами работать. При этом они берут продукцию на большие суммы. Следовательно, при возникновении просрочек в оплате у нашей организации возникают серьезные проблемы. Учет операций по таким клиентам мы выделяем.

Из чего состоит финансовая политика и как воплощать ее на конкретном предприятии

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

  • анализ и оценка финансово-экономического состояния;
  • разработка учетной и налоговой политики ;
  • выработка правил и ограничений в области привлечения банковских кредитов других видов заемных ресурсов;
  • политика управления капиталом и амортизационная политика;
  • управление оборотными активами и кредиторской задолженностью ;
  • разработка правил бюджетирования и планирования;
  • разработка правил ценообразования, системы скидок, ценообразования при проведении акций и распродаж;
  • утверждение порядка расчета и выплаты дивидендов;
  • разработка порядка оценки инвестиционных проектов и управления их реализацией.

Таким образом, финансовая политика имеет сложную и многоступенчатую структуру. Она во многом зависит от сложности, структуры и объемов бизнеса, от горизонтов планирования, от масштабности задач, которые перед компанией ставят собственники, а также от вызовов внешней среды. Ниже приведена укрупненная структура финансовой политики предприятия, которая применима практически в любой компании (см. рисунок).

Рисунок . Структура финансовой политики.

Чтобы определить, какие элементы описанной выше структуры необходимо воплощать на практике, нужно выяснить, какие из них более всего актуальны на вашем предприятии или в группе.

Так, например, в организации много структурных подразделений, сложная система их взаимодействия и разная степень влияния на конечный результат деятельности. В таком случае обязательно нужно вводить и развивать , чтобы четко видеть, как расходы различных подразделений влияют на финансовый результат.

Или предприятие выпускает продукцию с длинным циклом производства, сложной структурой себестоимости продукции и явно выраженным сезонным характером реализации. В этом случае обязательными элементами финансовой политики являются бюджетирование и подходы к обеспечению заемными средствами.

Важно: при формировании перечня мероприятий на следующий год обязательно необходимо учесть имеющиеся проблемы в финансовом обеспечении деятельности организации и спрогнозировать проблемы будущего года, чтобы заранее к ним подготовиться и своевременно среагировать, введя новые инструменты управления.

Основные направления финансовой политики

Анализ и оценка финансово-экономического состояния организации. является неотъемлемой частью подведения итогов деятельности предприятия за год. Он включает в себя:

  • сбор и подготовку данных управленческой, оперативной и бухгалтерской отчетности;
  • сравнение плановых и фактических показателей и выявление как самих отклонений, так и причин их возникновения(план-факт анализ);
  • оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;
  • оценку эффективности управления движением денежных средств в разрезе направлений деятельности организации (основная, финансовая, инвестиционная) исходя из реализации стратегических и тактических задач;
  • выявление потребностей в денежных ресурсах и определение источников их получения;
  • оценку эффективности использования финансовых ресурсов предприятия (анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности, складских запасов, себестоимости продукции, структуры прямых и косвенных затрат);
  • оценку финансово-экономического состояния компании, в том числе с точки зрения достижения целевых уровней.

Каждая из перечисленных выше составных частей финансово-экономического анализа представляет собой значительный по сложности объем работы и заслуживает отдельного описания.

Бюджетная политика . Бюджетирование является важнейшей составляющей финансовой политики компании. Бюджетная политика определяет порядок планирования и бюджетирования в организации. В ней содержится перечень статей (бюджетный классификатор), финансовая структура предприятия (места возникновения затрат, центры финансового учета, центры финансовой ответственности), периодичность планирования, определение используемых видов бюджетов и их детализация.

Наиболее распространены на практике следующие виды бюджетов:

1. Операционные:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов.

2. Основные:

  • бюджет движения денежных средств;
  • бюджет доходов и расходов;
  • бюджет балансового листа (расчетный баланс).

Необходимо проводить подробный анализ выполнения бюджетов всех видов и учитывать полученную информацию при планировании на следующий год. Также следует соотносить цифры, указанные в бюджете на 2017 год, с тактическими и стратегическими целями, поставленными перед компанией ее собственниками.

Ценовая политика . Порядок ценообразования, выбранный компанией, влияет на реализацию такой стратегической задачи как увеличение прибыли и определяется внутренними и внешними факторами. Для большинства предприятий в условиях рынка ценовая политика в первую очередь определяется внешними факторами: уровнем спроса на продукцию компании, конкурентной средой, гибкостью условий, предлагаемых конкурентами, масштабностью задач, которые стоят перед предприятием (например, увеличение доли рынка, выход на новые рынки сбыта и т.д.). Но внутренние факторы (себестоимость, прямые и полные издержки, целевой уровень рентабельности) не менее важны, поскольку именно они определяют в конечном итоге финансовый результат.

Кредитная политика. Кредитная политика на практике наиболее подвержена изменениям, поскольку потребность в финансировании зависит как от внутренних, так и от внешних факторов, поэтому постоянно меняется. Также на нее может значительно повлиять изменение . Так, принятие решения о снижении цены при условии сохранения уровня расходов влечет за собой необходимость увеличения объемов и сроков внешних заимствований.

Важно отметить: все элементы финансовой политики связаны между собой, поэтому всегда при изменении одного элемента обязательно надо проверять, как это отражается на других.

Что учесть при формировании финансовой политики на 2017 год

Финансовому директору необходимо особенно внимательно подходить к изучению внешних факторов. Российская экономика находится в состоянии глубокого финансово-экономического кризиса, который начался в 2014 году и сейчас его влияние усиливается. (см. табл.1).

Таблица 1 . Темпы роста ВВП в России в 2010-2015 годах

Темпы роста ВВП

Прогноз падения ВВП Росси в 2017 году – -0,8%.

В результате в 2017 году компаниям придется функционировать в условиях:

  • падения объемов производства;
  • снижения реальных доходов населения;
  • повышения уровня безработицы;
  • дефицита бюджета РФ и региональных бюджетов;
  • кризиса неплатежей;
  • повышения стоимости заимствования;
  • возможного банкротства компаний;
  • низкой цены на нефть и других неблагоприятных внешнеэкономических факторах.

В сложившейся ситуации компании вынуждены переходить от политики развития к политике выживания. Она выражается в сосредоточении на решении текущих финансовых проблем и откладывании (замораживании) инвестиционных проектов, направленных на развитие. Вместе с тем, именно кризис дает компаниям возможность получить дополнительные преимущества, по сравнению с менее предусмотрительными конкурентами.

Пример

В нашей компании на 2017 год мы сделали три варианта бюджета. Самый пессимистический предусматривает снижение выручки при повышении цены на единицу продукции, по сравнению с оптимистическим на 30 %. Это допущение позволило протестировать, сможем ли мы пережить подобное снижение, при этом мы заложили рост цен на сырье выше роста цен на нашу продукцию (превышение оценили в 10–15%).

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Финансовая политика, определяемая и проводимая государственными органами в отношении различных хозяйствующих субъектов через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой.

Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в ее интересах через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации, а управление финансами - процесс реализации финансовой политики.

Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, проводит финансовое руководство, исполняют финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники.

Ключевой целью разработки финансовой политики организации является создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности.

Финансовая политика представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, (определенных учредительными документами (уставом) организации. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, доходности (рентабельности) активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

В общем случае содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:

1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми ресурсами организации, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от предпринимательского риска;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестици­онных проектов и т.д.).

Задачами финансовой политики организации являются:

Максимизация прибыли;

Оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости организации;

Достижение финансовой прозрачности организации для собственников (акционеров, учредителей), инвесторов и кредиторов;

Использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг;

Разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния, бюджетирования и прогнозирования движения капитала, доходов и расходов с учетом постановки стратегических целей и поиска путей их достижения.

Объект финансовой политики - хозяйственная система предприятия во взаимосвязи с финансовым состоянием, финансовыми результатами, движением денежных средств хозяйствующего субъекта.

Предмет финансовой политики - внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.д.

Субъект финансовой политики - учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента.

По направлению финансовая политика организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.

Внешняя финансовая политика направлена на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т.п.

Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития организации. Финансовые решения мероприятия, рассчитанные на период более 12 месяцев, относятся к долгосрочной финансовой политике.

К важнейшим элементам финансовой стратегии относят:

Выработку кредитной стратегии;

Управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

Ценовую стратегию;

Выбор дивидендной и инвестиционной стратегии.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации путем своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами). Финансовые решения и мероприятия, рассчитанные на период менее чем 12 месяцев или на период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся к краткосрочной финансовой политике.

При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, которая обусловлена изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактическими задачами, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

Разработка учетной политики;

Управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

Управление текущими (операционными) издержками, доходами и прибылью;

Достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном периоде (декада, месяц, квартал, год);

Рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне) и др. Следовательно, приоритетная задача оперативного управления финансами организации - обеспечение ее ликвидности и рентабельности. Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных.

Дивидендная политика предприятия.

1. Понятие и типы дивидендной политики предприятия.

2. Этапы формирования дивидендной политики предприятия.

1. Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология - вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм, же выплаты доходов собственникам останется таким же).

В широком смысле под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть следующим. Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Выбор типа дивидендной политики компании осуществляется в соответствии с ее финансовой политикой и основан на нескольких теориях влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и благосостояние акционеров.

В теории финансов существуют три основных подхода к обоснованию оптимальной дивидендной политики: теория иррелевантности дивидендов (Dividend Irrelevance Theory), теория существенности дивидендной политики («Bird-in-the-Hand» Theory), теория налоговой дифференциации (Tax Differential Theory).

Теория иррелевантности дивидендов разработана Ф. Модильяни и М. Миллером, которые доказывают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного благосостояния акционеров, которое определяется способностью фирмы генерировать прибыль и в большей степени зависит от инвестиционной политики, чем от пропорции распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую части. Таким образом, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует. В рамках теории Модильяни-Миллера данные утверждения существуют при наличии ряда ограничений: это отсутствие налогов, отсутствие эмиссионных и транзакционных затрат, равнодоступность информации и др.

В развитие своей теории Модильяни и Миллер пришли к выводу о предпочтительности начисления дивидендов по остаточному принципу.

Таким образом, оптимальность дивидендной политики может пониматься лишь в том, чтобы начислять дивиденды после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли и за счет этого источника профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты.

Теория существенности дивидендной политики. Представители этого подхода считают, что дивидендная политика существенна, она влияет на величину совокупного богатства акционеров. Основными идеологами этого направления считаются М. Гордон и Дж. Линтнер. Инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, предпочтут текущие дивиденды возможным в будущем доходам, в том числе возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию.

Их удовлетворяет относительно меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, используемая в качестве коэффициента дисконтирования, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Если дивиденды не выплачиваются, неопределенность увеличивается, возрастает и приемлемая для акционеров норма прибыли, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала, т.е. к снижению благосостояния акционеров.

Таким образом, в формуле общей доходности дивидендная доходность имеет приоритетное значение; увеличивая долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов, можно способствовать повышению рыночной стоимости фирмы, т.е. повышению благосостояния ее акционеров.

Теория налоговой дифференциации разработана в конце 70 - начале 80-х гг. XX в. Р. Литценбергером (Robert Litzenberger) и К. Рамасвами (Krishna Ramaswamy). Она состоит в том, что, с позиции акционеров, приоритетное значение имеет не дивидендная, а капитализированная доходность; это имеет место в случае, если доход от капитализации облагается налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды. Акционеры фирмы, имеющей высокий уровень дивидендов, должны требовать повышенный доход на акцию, чтобы компенсировать потери в связи с повышенным налогообложением. Таким образом, компании невыгодно платить высокие дивиденды, а ее рыночная стоимость максимизируется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли.

Практическое использование этих теорий позволило выделить три основных подхода к выбору дивидендной политики. Каждому подходу соответствует определенный тип дивидендной политики.

Консервативный подход: 1. Остаточная политика дивидендных выплат.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат.

Умеренный подход: 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды.

Агрессивный: 4. Политика стабильного уровня дивидендов.

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов.

Дадим краткую характеристику основных типов дивидендной политики:

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости, высокая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне.

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или ее называют политика «Экстра-дивидендов»). Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Коэффициент дивидендных выплат показывает долю чистой прибыли, направляемую на выплату дивидендов. Преимуществом этой политики является простота се формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию.

5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности, если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли.

В России в настоящее время предпочтение отдается типам дивидендной политики, обеспечивающим высокую связь с финансовыми результатами (остаточная политика дивидендных выплат, политика стабильного уровня дивидендов). В развитых странах предпочтение отдается политике стабильной выплаты дивидендов (политика «Экстра-дивидендов», политика стабильного размера дивидендных выплат).

2 вопрос. Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным

1 этап. Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики.

Эти факторы принято подразделять на три группы:

1) Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия.

а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2) Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников.

В этой группе факторов основными являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которою является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами:

в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может принести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому „сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).

2 этап дивидендной политики. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики. Из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли представляет собой так называемый „дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

Оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества.

3 этап. Выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами.

2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендных выплат.

3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора - получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции.

4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть своих свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.

4 этап. Оценка эффективности дивидендной политики акционерного общества. Используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат (дивидендный выход).

б) соотношение цена акции / прибыль на акцию.

в) динамика рыночной стоимости акций (основной показатель) и др.

Рост этих показателей свидетельствует о повышении эффективности дивидендной политики предприятия.

Финансовая политика в части управления затратами на предприятии

Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.

Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, контроль и регулирование, активизацию и

стимулирование выполнения, учет и анализ.

Управление затратами - это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла,

направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов на предприятии.

Субъектами управления затратами выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия непосредственно или при их активном участии. Объектами управления являются затраты на разработку, производство, реализацию продукции (работ, услуг).

Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное (на стадии долгосрочного планирования) и текущее (на стадии краткосрочного планирования). Задачей долгосрочного планирования является подготовка информации об ожидаемых затратах при

освоении новых рынков сбыта, организации разработки и выпуска новой продукции (работ, услуг), увеличении мощности предприятия. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования и НИОКР, капитальные вложения. Краткосрочное планирование затрат, отражающее нужды ближайшего будущего, более точно, поскольку обосновывается годовыми, квартальными планами или бюджетами.

Организация - важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, каким образом на предприятии управляют затратами, т.е. кто это делает, в какие сроки, с использо­ванием какой информации и документов, какими способами. Определяются места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности за их соблюдение.

Контроль и регулирование затрат предполагают сравнение фактических затрат с запланированными, выявление отклонений и принятие оперативных мер по их ликвидации. Активизация и стимулирование подразумевают изыскание таких способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации в целях принятия правильных хозяйственных решений.

Итак, управление затратами - это динамический процесс, включающий управленческие действия, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия. Информация о затратах на предприятии может использоваться по двум направлениям:

Для оценки уровня затрат в тот или иной период и определения прибыли;

Для принятия решений (в области политики цен, роста или снижения объемов производства, обновления продукции и т.п.);

Первое из названных направлений предполагает расчет себестоимости производимой продукции и дохода, полученного за определенный период. Сравнив их, мы определим прибыль. В данном случае затраты - это средства, израсходованные на получение дохода.

Оценка затрат для принятия решений. При принятии решений в области политики цен, роста или снижения объема производства, обновления продукции, формирования наиболее рациональной производственной программы. Для получения максимальной прибыли руководству предприятия требуется информация об ожидаемых затратах и доходах, так как любое решение ориентировано на будущее. В первую очередь необходима информация о динамике затрат в зависимости от объема производственной деятельности.

Для характеристики поведения затрат в зависимости от объема производства их подразделяют на переменные и постоянные. Суммарные переменные затраты изменяются пропорционально уровню производственной деятельности (т.е. обнаруживают линейную зависимость от объема производства). Переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной. Постоянные затраты остаются неизменными в зависимости от объемов производства за определенный период. К ним принадлежат затраты на амортизацию, оплату труда

административно-управленческого персонала, долгосрочную аренду. С ростом объема производства постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются.

Существуют различные системы управления затратами предприятия.

В 1950-х гг. в связи с усилением конкуренции, развитием теории маркетинга и деления расходов на постоянные и переменные сформировалась система «директ-костинг», в основу которой положен принцип контроля затрат в связи с колебаниями объема производства или степени загрузки оборудования.

Название, происходящее от английского выражения direct costing - учет прямых затрат, не совсем точно отражает суть системы, так как лишь классическая ее модификация предполагает исчисление только прямых (основных) затрат, все из которых - переменные (сырье и расходы на персонал). Между тем наряду с традиционной используются разновидности, основанные на учете переменных затрат (прямых расходов и переменных косвенных), а также всех переменных расходов и части постоянных, зависящих от коэффициента использования производственных мощностей. Определение прямых издержек позволяет более рационально увязывать производственную и сбытовую деятельность, поскольку дает ясное представление о связи между издержками, объемом производства и прибылью.