Внешние факторы — это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.

Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж — важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

О востребованности можно сказать то же. Те профессии, которые востребованы сегодня на , могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией, как правило, отражает степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность . Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых.

Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий — воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.

Мнения и желания близких, особенно родителей, — самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, нос другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому.

Внутренние факторы выбора профессии

Внутренние факторы — это возможности, способности и интересы самого человека.

Идеальным является вариант, когда профессия соответствует всем заданным условиям. Однако чаще всего возникает необходимость пожертвовать какими-то из них. Все факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы разные факторы.

Внутренние факторы касаются самой личности — того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор — это выбор личности, который может оказать решающее влияние на всю последующую жизнь, на внутренние факторы следует обращать особое внимание.

Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например. человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.

Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских способностей вряд ли сделает карьеру кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченною техникой, — политическая или артистическая деятельность.

Классификация и выбор профессии

Даже выявив все факторы, сложно остановиться на какой-то одной профессии. В российском классификаторе тысячи профессий — от экзотического авербандщика (наносящего узор на шелк) до юрисконсульта. Для лучшей ориентации в профессиях существуют их классификации (табл. 2.1), которые помогают значительно сузить область поиска.

Таблица 2.1. Основные классификации профессий

Для примера рассмотрим типы профессий. Отношение «человек-природа» — это биолог, агроном или геолог; «человек-человек» — учитель, менеджер; «человек-техника» — инженер, ремонтник; «человек-знак» — языковед, программист; «человек-художественный образ» — артист, поэт и т.д. Для каждого типа характерны особые способности и умения, наличие которых можно выявить на ранних этапах. Например, отношения «человек-человек» предполагают высокие коммуникативные способности, умение завязывать контакты, разрешать конфликтные ситуации и управлять людьми.

Существуют также психологические тесты, позволяющие выявить свои задатки и способности. Можно обратиться в профессиональные службы занятости за консультацией, к специальной литературе. Только серьезный подход к выбору поможет отдать предпочтение той профессии, которая будет способствовать дальнейшему раскрытию личностных качеств.

Большинство людей не представляют жизнь без работы, она даёт необходимый материальный достаток. Многие трудятся не по специальности, которую получили в ходе учёбы, а идут работать туда, где им удобнее или лучше, куда их взяли. Ошибки в таких решениях случаются, потому что не все знают, какие факторы влияют на выбор профессии, или неправильно оценивают себя. Если подходить к дилемме о сфере профессиональной деятельности ответственно и разумно, а не просто плыть по течению или слушать советы окружающих, то можно найти дело всей жизни.

Особенности профессионального развития личности

Смена ориентиров, определяющих профессиональную направленность, в течение жизни - обычное явление. Один человек может сменить несколько работ за короткий промежуток времени, находясь в постоянном поиске своего места под солнцем. Такой внутриличностный поиск начинается с раннего детства, а по мере взросления усиливается. Данный процесс делится на несколько этапов:

  • дошкольный - ребёнок в игре примеряет на себя разные роли, а родителям стоит внимательно присмотреться, что их малышу больше всего нравится;
  • школьный - вовлекающий в свою орбиту школьников младших и средних классов, которые активно посещают кружки, секции, родителям следует обратить внимание, какие предметы не только любит их чадо, но и по каким он лучше всего успевает;
  • окончание школы - старшеклассник находится на перепутье, пытаясь понять, чего он хочет сам, тут важно помочь ему с выбором и поддержать;
  • получение профессии - происходит знакомство с будущей деятельностью как на теоретическом, так и на практическом уровне;
  • непосредственно трудовые будни - важно не только вникнуть в нюансы работы, но и адаптироваться психологически;
  • самореализация - получение ожидаемых материальных благ, признания, удовлетворения от деятельности.

На первых этапах важность тех или иных факторов выбора профессии может меняться.

В научных кругах существуют несколько позиций относительно того, какие факторы являются доминирующими для принятия решения по будущему профессиональному пути:

  • одна из популярных позиций сводится к тому, что выбор деятельности неразрывно связан с самоидентификацией личности, выступает важнейшим этапом её формирования;
  • согласно другому мнению, субъект пытается вписаться в наиболее подходящие для него виды деятельности;
  • противоположная позиция базируется на том, что характеристики личности доминируют над работой, она должна подходить человеку, а не наоборот;
  • ещё одна теория ставит во главу угла социальную составляющую профессии.

Любую профессию можно разбить на 4 элемента:

  • социально-экономический, указывающий на её положение в отрасли, экономике страны;
  • производственно-технический, дающий представление о механизме труда;
  • психолого-физиологический, определяющий свойства и качества личности, подходящие для данной работы;
  • санитарно-гигиенический, регламентирующий основные правила труда (режим, безопасность).

От совокупного учёта всех элементов зависит правильность определения факторов выбора профессии.

Характеристика критериев выбора профессионального пути

Целесообразно говорить о делении факторов, влияющих на выбор профессии, на внешние и внутренние. Такая классификация позволяет грамотно определиться с будущей профессиональной стезёй, т. к. детально разбирает не только свойства личности, но и большое количество обстоятельств, которые действуют извне.

Внешние

Под внешними критериями понимаются различные причины, влияющие на выбор профессионального пути. Их перечень может быть бесконечен — важно остановиться на наиболее весомых, чтобы не потеряться в их многообразии и не упустить главного для жизни. Ниже представлены наиболее распространённые внешние факторы.

Заработная плата

Часто этот критерий влияет на все остальные, что приводит к ошибочному решению. Материальная составляющая труда важна, но нельзя все свои желания и стремления подчинять ей. Нужно учитывать, что деньги - переменчивая категория, о чём свидетельствует и курс доллара. Также во многих организациях размер зарплаты напрямую зависит от производительности труда, часто есть возможность получить премию или надбавку к окладу. Сейчас имеются широкие возможности самостоятельно регулировать свой доход. На этапе профориентации можно составить приблизительный список потенциально высокооплачиваемых специальностей и тех, по которым доход будет не слишком высоким.

Престижность

Существует перечень так называемых престижных специальностей, на которые каждый год стремятся поступить абитуриенты. Этот перечень ежегодно немного корректируется, но основная масса специальностей остаётся постоянной - юристы, экономисты, специалисты IT-технологий, дизайнеры, инженеры.

Престиж - чисто внешний показатель, указывающий на общественное мнение, которое часто бывает безапелляционным, осуждая за выбор непрестижной специальности или работы. Так, принято считать, что для выпускника ВУЗа не престижно трудоустраиваться слесарем.

Востребованность на рынке труда

Часто основной причиной выбора той или иной специальности выступает её востребованность на рынке труда. Этот фактор переменчив, следить за ним нужно постоянно, наблюдая за динамикой вакансий. Востребованность тех или иных работников зависит от общих социально-экономических условий, проводимых реформ, изменений законодательства, различных нововведений.

Многих выпускников институтов постигает разочарование, когда становится ясно, что наблюдается избыток специалистов с аналогичной специальностью. А работодатели не спешат всех их трудоустраивать. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется получить смежную специальность, чтобы найти себе работу.

Позиция семьи

Часто среди факторов выбора профессии оценки членов семьи становятся основополагающими. Немало выпускников школ пошли учиться туда, куда захотели их родители. Во многих случаях последствия оказываются удручающими - дети не работают по специальности, потому что у них нет призвания к этому роду занятий. Родители считают, что действуют из лучших побуждений.

Они приводят следующие аргументы в пользу той или иной профессии:

  • востребованность и престиж профессиональной деятельности, которые кажутся им бесспорными, часто эти мотивы являются основополагающими для родителей, если они не смогли реализоваться в подобной специальности;
  • высокая оплата труда, которая тоже не подвергается сомнению;
  • так называемая преемственность, когда родители мечтают, чтобы ребёнок пошёл по их стопам, если в семье династия представителей той или иной профессии.

Ребёнок принимает условия родителей, если их авторитет для него бесспорен, случается так, что начинается бунт, который выливается в затяжной конфликт. Родители должны помнить, что дети имеют право на своё мнение.

Прочие критерии

Существует ещё немало причин, влияющих на выбор профессиональной деятельности, иногда они играют важную роль, а иногда и вовсе не учитываются. Среди них:

  • средства массовой информации, доказывающие преимущества той или иной деятельности в современном мире, их точка зрения не может считаться истинной, т. к. это может быть обычной рекламой;
  • приготовленная для выпускника должность в определённой организации, в этом случае он даже не будет прилагать усилий, чтобы хорошо учиться;
  • наличие дружеских связей в институте, часто молодёжь идёт учиться за компанию, чтобы было весело, а потом понимает, что специальность не подходит;
  • близость ВУЗа или какого-либо предприятия, куда можно пойти работать, удобный график работы - случайные факторы, которые для некоторых людей перевешивают все остальные.

Внутренние

Внутриличностные критерии ориентированы на особенности человека, в которых он не всегда способен разобраться. Для этого иногда нужно прибегнуть к помощи психологов, пройти тесты на профориентацию.

Способности

Для многих выпускников и их родителей талант является определяющим фактором, влияющим на выбор профессии. Способности не всегда легко разглядеть с первого взгляда даже их обладателю. Он должен понять, что может, это относится ко всем сферам жизни. Нужно учитывать не только, к чему тянется душа, но и в каких областях заметен реальный результат. Необходимо принять во внимание способности как в школьных дисциплинах, так и во внеучебной деятельности. Важно помнить, что способности нужно развивать, без этого они так и останутся в зачаточном состоянии.

Склонности

Многие молодые люди, когда их просят перечислить свои склонности, впадают в ступор. Склонности указывают на те занятия, на которые уходит свободное время, на предметы, что в школе лучше всего даются. Эти показатели существенно влияют на будущую деятельность. Дело на всю жизнь часто вырастает из юношеских склонностей.

Свойства личности

Для многих профессий требуются конкретные качества, при их отсутствии претендентов не допускают до работы. Так, пожарные и психологи должны обладать стрессоустойчивостью. Бухгалтерам трудно без усидчивости и внимательности. Менеджеры по продажам должны быть коммуникабельны. Всё это надо понять заранее, до трудоустройства, определиться с будущей специальностью в соответствии с характером, свойствами личности помогают специальные тесты.

Состояние здоровья

Факторы выбора профессии меняются, как течёт и меняется сама жизнь. В разные периоды актуальность приобретают разные причины, но здоровье важно всегда. Этот фактор для многих недавних школьников проходит незамеченным, пока они молоды. Они считают что способны горы свернуть: ходят в походы, прыгают с парашютом, развлекаются ночи напролёт. Но спустя время здоровье даёт о себе знать, а нужно ещё и работать.

Многие женщины склонны выбирать мужские специальности, где требуется применение физической силы, они не задумываются, смогут ли это делать в будущем или нет. Также для некоторых должностей предусмотрены ограничения по состоянию здоровью, о которых лучше знать заранее.

В этой статье мы не будем говорить о том, что нужно делать и каких правил придерживаться для того, чтобы ваш ребенок определился с дальнейшей Практических советов по выбору жизненной стези здесь вы также не найдете. Мы постараемся максимально раскрыть ряд особенностей, которые могут помешать подростку в решении этой непростой задачи, ну а окружению необходимо лишь постараться их избежать.

Каждому из нас хоть однажды приходится сталкиваться…

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев каждый из нас не принимает каких-либо судьбоносных решений, руководствуясь лишь самостоятельными умозаключениями. Зачастую нам на помощь приходят родные, близкие друзья и просто люди, оказывающие влияние на нашу жизнь и деятельность в целом. Поэтому наши решения основываются на жизненном опыте и взглядах окружающих нас представителей социума, мнение которых нам небезразлично.

Человеку, делающему этот самый выбор, крайне важно сделать объективный анализ полученной информации извне и отсюда уже формировать собственные выводы. Близким людям, в свою очередь, необходимо донести информацию в наиболее корректной и убедительной форме до того, кто находится в затруднительном положении. Особенно если этот кто-то - подросток, определяющий свой дальнейший жизненный путь.

Итак, какие факторы влияют на выбор профессии? Ниже мы постараемся разобраться в этом и максимально раскрыть данную тему, которая станет полезной как для молодых людей в начале самостоятельного жизненного пути, так и для их родителей.

Роль саморегуляции в профессиональном самоопределении

Основы выбора профессии заключаются в непосредственном видении окружающего мира субъектом. А это значит, что немаловажную роль на этой стезе играет уровень психической осознанности человека (в нашем случае - подростка).

Иными словами, ребенок должен уметь оценивать собственные возможности и особенности личного мышления с теми целями, которые он перед собой ставит на дальнейшую перспективу. Таким подросткам в современной психологии присваивают звание «автономно мыслящих», поскольку они, как никто иной, могут самостоятельно определить собственное место в жизни и, соответственно, в трудовой нише.

Для того чтобы узнать, насколько человек способен определиться с данной важнейшей задачей, можно провести тест на выбор профессии, который своими результатами и покажет уровень самоопределения индивидуума.

Влияние семьи на будущую специальность

Однако зачастую к возрасту 16-18 лет ребенок еще не в состоянии обладать должным уровнем самодостаточности для того, чтобы безо всяких проблем определить свой дальнейший путь в основной деятельности. Поэтому выбор рабочей профессии во многих семьях основывается на коллективном согласовании, взвешивании всех за и против. Иногда это происходит явно, иногда - лишь как косвенное влияние на чадо.

Зачастую родители, сами того не понимая, навязывают ребенку тот или иной жизненный путь, и нельзя говорить о том, что данная позиция профориентации (выбор профессии) корректна с психологической точки зрения. То ли это происходит по причине собственной нереализованности, то ли потому, что данная стезя - это родовое поприще (династии учителей, врачей, юристов). В целом мотивы выбора профессии бывают разными. Но такой подход приводит к тому, что индивид выбирает дело не по душе: трудится на нелюбимой работе или - что хуже всего - не имеет к той или иной специальности никакой предрасположенности.

Социологический аспект выбора жизненной стези

Какие факторы влияют на выбор профессии, если подросток недостаточно зрел, чтобы самостоятельно принимать судьбоносные решения? Правильно, мнение сверстников и друзей. К сожалению, эта проблема была частой на протяжении долгих лет (и отнюдь не является современной) - ребенок при осуществлении осознанного выбора может думать не о том, что принесет ему удовольствие, или о том, к чему он имеет физиологическую предрасположенность.

Довольно часто выбор рабочей профессии основывается на банальном нежелании расставаться с близкими друзьями. Для подростка окончание средней школы - это всегда психологическая травма в той или иной степени. Поэтому если близкий друг желает стать известным доктором и покидает родной город для дальнейшего обучения, ваш ребенок может поехать за ним лишь по причине косвенной боязни одиночества. Пример данной ситуации доказывает тот факт, что родители должны вмешиваться в процесс профессионального самоопределения ребенка, но объективно.

Выбор профессии для школьников - чего стоит опасаться

Зачастую каждому из нас мешают жить так называемые мифы - устоявшиеся стереотипы, как правило, не имеющие ничего общего с реальностью. Это огромный ком полученной информации, который накапливается со временем и совершенно не претендует на роль истины в том или ином вопросе.

Поэтому мотивы выбора профессии зачастую основываются на этих самых мифах. Часто случается, что подросток (или даже его родители, что во много раз плачевней) не имеют четкого набора данных о той или иной специальности. В результате чего мнение о профессии может складываться исходя из собственных субъективных умозаключений. Подобные выводы не имеют ничего общего со статистическими данными, поэтому ребенок идет учиться той профессии, которая, лишь по личному мнению его родителей (и не более), является престижной, более востребованной на рынке труда и прибыльной.

и установки

Какие факторы влияют на выбор профессии? А точнее, какие из них мешают решить эту задачу максимально корректно? Верно - психологические блоки и установки подростка, его неуверенность в собственных силах, боязнь не оправдать ожиданий родителей или выглядеть хуже своих сверстников в глазах общества.

Часто это связано с тем, что ребенок опасается не набрать нужного количества баллов при поступлении на выбранную специальность и потерять целый год напрасно. Поэтому зачастую дети стараются выбрать запасной вариант, сдать экзамены на ту специальность, которая является менее востребованной среди абитуриентов. На ближайшую перспективу такая картина выглядит прекрасно - подросток учится, потерянного времени нет. Однако если посмотреть на ситуацию несколько глубже, то все оказывается куда плачевней - сломанная судьба, нелюбимая профессия, ну и работа, которая не приносит никакого удовольствия.

Поэтому лучше дважды подумать: а стоит ли этот потерянный год столь обширных жертв?

Личная жизнь и ее влияние на выбор будущей профессии

Для современных родителей не новость, что в пределах 16-18 лет практически у каждого подростка случается первая любовь, сердечные переживания, а вместе с ними и драмы. Увы, сейчас так много информации для современной молодежи, что, уже будучи в столь нежном возрасте, многие из них задумываются над тем, а не встанет ли их будущая профессия на пути стремления к совершенному семейному счастью?

Масса сериалов, интернет-ресурсов, литературы - все это заставляет задуматься подростка над тем, позволит ли ему любимое дело быть счастливым не только на работе. И снова же хочется каждого уверить, что все эти домыслы - лишь очередной миф. Доктор доктору рознь, а юрист - юристу. Будет ли ваше чадо трудоголиком, как много оно будет отдавать работе - на этот вопрос сможет ответить лишь время. Поэтому не стоит даже задумываться о взаимодействии личной жизни и работы при выборе будущей

Профессор Климов и его взгляд на решение этой задачи

Доктор Е. А. Климов на протяжении долгих лет занимался изучением вопроса и трудовой ориентации, поэтому у него свой взгляд на то, какие факторы влияют на выбор профессии подростка.

Он вывел ряд движущих факторов, которые прямым образом оказывают влияние на самоопределение ребенка относительно своей дальнейшей деятельности.

В первую очередь играет роль мнение родственников, которые отвечают за дальнейший жизненный путь ребенка как перед обществом, так и перед самими собой. Поэтому на лестнице факторов, по Климову, первую ступень занимает видение родителей.

Немаловажную роль играет близкое окружение подростка - его друзья и товарищи, учителя, имеющие авторитет, которые влияют на выбор ребенка несколько меньше, нежели старшие члены семьи.

И только лишь после стоят непосредственные планы ребенка и собственное видение дальнейшей профессиональной ориентации, пожелания и притязательность к той или иной деятельности. И последнюю ступень влияния занимают способности подростка, склад его ума, возможность заниматься той или иной профессией.

Как видим, с психологической точки зрения тест на выбор профессии на практике не так уж и пользуется популярностью среди абитуриентов. Поскольку мало кто задумывается в начале собственного жизненного пути над тем, придется ли ему по душе выбранная деятельность спустя несколько десятков лет, будет ли ему даваться работа с легкостью.

И немного статистики

В нашей стране достаточно развита система информационного обеспечения абитуриентов, поэтому каждый желающий может обратиться в понравившееся высшее учебное заведение и получить необходимую сводку фактов по той или иной специальности. Но, как показывает практика, из года в год подростки выбирают будущую стезю совершенно спонтанно, не руководствуясь какими-то профориентационными консультациями.

Как правило, две трети абитуриентов не могут определиться до последнего с выбором специальности, ну а оставшаяся часть глубоко убеждена в своих взглядах, которые зачастую основываются на мнении старших и ближайшего окружения.

Небезынтересно узнать, какие факторы влияют на выбор профессии выпускниками российских школ. Специальные опросы показали, что более половины из них прислушиваются все же к рекомендациям родителей или друзей. Может показаться неожиданным, но почти каждый пятый учитывает мнения, высказанные в средствах массовой информации. Удивительно и достойно уважения то, что десятая часть выпускников обращается к литературе, определяя будущую сферу деятельности из почерпнутых в книгах сведений. Небольшой процент абитуриентов вузов (в основном жители крупных городов) прибегают к помощи психологов, специалистов по профориентации. Однако существует неоспоримый факт: школа практически не фигурирует как советчик для своих же собственных учеников.

Первый принцип, который считается предпосылкой к выбору профессии, - это способность к самоанализу. Учащийся, зная свои личностные черты и склонности, после глубокой доскональной самооценки должен накопить как можно больше информации о профессиях, из которых он хочет выбрать свою. Этому способствуют наблюдения за выполнением той или иной профессиональной деятельности, изучение справочной литературы. Сравнение данных о себе и о требованиях, предъявляемых работодателем, позволяет ему принять решение. Однако это первый, можно сказать, предварительный этап. Главное - впереди. Основной принцип японской системы - реальные пробы, обеспечивающие проверку умственного выбора с помощью собственного трудового опыта. Школьникам предоставляют возможность поработать. Каждая из перечисленных выше профессиональных сфер - это свой особый мир, со своими ценностями, требованиями и условностями. Для начала надо постараться выяснить свои психологические особенности, в частности те, которые связаны с природным темпераментом, раскрывающим динамические черты нашего поведения. В дифференциальной психологии для этих задач используется большое количество разнообразных тестов. Самый популярный их них тест Айзенка, который составлен на основе двух показателей: интраверсии - экстраверсии и нейротизма - стабильности. Если темперамент отражает природные особенности человека, то характер говорит о социальном качестве человека. Он формируется в обучении, в воспитании, в труде. Типичный характер развивается на основе типического темперамента, но содержание характера шире содержания темперамента. Как считает известный немецкий психиатр Карл Леонгард: «Свойствами характера определяются направленность интересов человека и глубина его эмоциональных реакций, а от темперамента зависят темп и глубина эмоциональных реакций». В переводе с латинского характер означает «отпечаток»: отпечаток того, что накладывает на нас социальное окружение - семья, учителя, друзья, условия жизни. Чтобы понять характер человека, достаточно посмотреть на его четыре важнейших типа отношений:

К самому себе;

К другому человеку;

К труду;

К материальной собственности.

Эти отношения пытаются выявить кадровики, или как их сегодня называют HR - менеджеры, во время собеседования при приеме на работу. Из наиболее существенных сторон характера, влияющих на профессиональное определение, является воля. В психологии воли различают первичные, вторичные и третичные качества. Основными, первичными волевыми качествами личности считается целеустремленность, настойчивость, выдержка, энергичность. Они необходимы абсолютно для любой профессии. Ко вторичным волевым качествам относятся те, которые необходимы для деятельности в экстремальных условиях. Это - решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Третичными волевыми качествами считаются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, инициативность. Эти качества больше всего ценят при работе в команде.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности вы собираетесь работать, надо подумать о соответствии ваших волевых качеств избираемой профессии.

В ХХ веке появились и другие классификации темперамента и характера, в частности, классификации немецкого психолога Кречмера и американского - Шелдона. В них отличия людей друг от друга основываются на особенностях строения тела, из которого выводятся характерные психологические черты того или иного человека. Нарисуйте или представьте себе трех разных по сложению людей - одного малорослого, с короткой шеей, короткими руками и большим животом, другого - рослого, с хорошо развитой мускулатурой и крепкими костями, а третьего - высокого, с плоской грудью, большой головой и тонкой кожей. Какую профессию изберут эти схематически изображенные люди? Человек

с первого рисунка будет снабженцем или поваром, завскладом или чиновником в теплом местечке. Второго будут считать либо директором завода, либо военачальником, либо путешественником и спортсменом. Третьего видят инженером, конструктором, ученым или поэтом.

В классификации Шелдона первый тип людей относят к висциротоникам, второй - к саматотоникам, третьих - к церебротоникам. И каждый тип будет иметь различные подходы к своей карьере.

Среди других важных факторов в выборе профессии специалисты называют локус контроля, эмоциональную стабильность, карьерный инсайт. Локус контроля, который разделяют на внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный), характеризует результаты причисления профессиональной успешности, либо за счет собственных усилий, либо за счет других людей и разного рода счастливых случаев. Внутренний локус контроля характерен для людей (интерналов) с высоким показателем поисковой активности в ситуации неопределенности, что является одним из ведущих условий достижения жизненного успеха на любом поприще. Интерналы стремятся объяснить удачу, опираясь на анализ собственных внутренних ресурсов и собственной деятельности. Это сопровождается ожиданием непременного успеха даже в очень трудной ситуации, и в конце концов успех, как правило, приходит. Интерналы отличаются большой ответственностью в работе, имеют четкие, конкретные цели своей профессиональной деятельности и последовательно идут к их достижению. В результате их жизнь всегда имеет большой не только профессиональный, но и общественный смысл.

Внешний локус контроля характерен для людей (экстерналов), склонных приписывать свои достижения внешним событиям и обстоятельствам жизни, продуктивность их работы повышается при внешнем контроле и падает при его отсутствии. Эмоциональная стабильность - это способность человека реагировать на различные стимулы. Внутреннее спокойствие в трудных ситуациях помогает находить оптимальное решение. Человек уравновешенный хорошо приспосабливается к изменяющимся условиям окружающего мира. Эмоциональная стабильность безусловно влияет на успешность карьеры. Эмоциональная нестабильность присуща людям, поведение которых психологи называют «негативный карьерный сценарий». В этом случае возникающие препятствия и трудности в достижении цели воспринимаются как непреодолимые. Эмоциональная нестабильность может быть вызвана невротическими расстройствами, дефектами характера, а также на фоне информационных перегрузок. В любом случае преодоление эмоциональной нестабильности - одно из важных условий достижения успеха в профессиональной деятельности. Это достигается путем выполнения программ здоровья, разрешения внутриличностных конфликтов, выработки индивидуального стиля деятельности, освоения навыков саморегуляции.

Карьерный инсайт - это знание человеком своих сильных и слабых сторон и умение при осуществлении карьеры усиливать свои сильные стороны и нейтрализовать слабые. Если есть четкие цели и планы их реализации, это сделает профессиональный рост более ровным и предсказуемым. Люди со слабым карьерным инсайтом хуже знают свои личностные особенности, больше зависят от мнения других, особенно авторитетных лиц; они имеют размытые профессиональные цели, заниженный уровень карьерных ожиданий и, как следствие меньшего достигают в жизни.

Одним из факторов, регулирующих уровень активности человека, является его самооценка, т.е. представления личности о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т.е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.

Подростки, поставленные перед необходимостью выбора профессии, могут различно оценивать степень собственной личностной зрелости, подготовленности в таком сложном вопросе. В практике консультирования часто встречаются случаи как неадекватно завышенного, так и неадекватно низкого уровня притязаний подростков в профессиональном самоопределении. При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт как ведущий источник сведений об окружающей действительности, суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся как бы полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя вправе принимать какие-либо ответственные решения вообще. Таким подросткам необходимо помочь поверить в себя, а для этого надо фиксировать их внимание на тех случаях, когда они проявляли наблюдательность, высокую социальную чувствительность, давали правильные и дальновидные оценки себе и другим людям.

Пристальное внимание к проблеме самооценки учащегося как субъекта принятия решения позволяет индивидуализировать профориентационное взаимодействие, а также более правильно осуществлять формирование у подростка ценностного отношения к собственной активности в рамках профессионального самоопределения.

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее содержанию.

Наибольший интерес для подростков представляют сведения о требованиях, которые предъявляются к человеку в процессе труда на определенном рабочем месте; второе место по значимости и привлекательности занимает информация о содержании труда представителей конкретной профессии, а также о возможностях самовыражения в рамках профессиональной деятельности. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, материальное обеспечение, перспективность работы. Еще ниже в ряду интересов подростков находятся сведения о позиции референтной группы в отношении профессии, а также информация об особенностях трудовых коллективов.

Менее привлекательной и значимой для индивидуального выбора представляется подросткам информация о потребностях народного хозяйства в специалистах определенного профиля. Выявленная структура ориентации при получении профессионально значимой информации свидетельствует об определенной фиксации внимания подростков средствами массовой информации, лекционной пропагандой на таких факторах, как интересность работы, соответствие ее склонностям человека, т.е. на индивидуально-личностном аспекте проблемы выбора профессии. Этот аспект безусловно значим. Но без перестройки ориентации на фактор социальной значимости невозможно решение проблемы привлечения подростков в массовые профессии.

В связи с этим особое значение для формирования социально ценных представлений и установок учащихся приобретает рациональное использование в профориентационной работе наиболее значимых для подростков каналов и источников информации.

Экспериментально-психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

Личный опыт подростка среди источников информации о социальной действительности занимает особое место.

Основоположник отечественной концепции профориентации А.П. Болтунов подчеркивал необходимость изучения и активного использования фактора личного опыта для решения как информационных, так и профессионально - воспитательных задач. Подростки часто ссылаются на свой личный опыт, когда аргументируют те или иные оценки и решения. Личный опыт подростков является результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного опыта отводится ими непосредственным впечатлениям и переживаниям.

Отличительной особенностью личного опыта подростка является его высокая субъективная значимость, переоценка, вплоть до абсолютизации, расширенная трактовка, перенос оценок с одних событий на другие, которые лишь фрагментарно схожи. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе. Размытость, неопределенность в осознании подростками содержания понятия «личный опыт», сочетание этой особенности с субъективной переоценкой его как одного из основных факторов выбора профессии требуют от родителей и педагогов школ целенаправленной работы по конкретизации опыта школьников и обогащению его социально-значимым содержанием. При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью подростком осуществляются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. Подростки, демонстрирующие подобный стиль выработки решения, производят впечатление инфантильных, недостаточно зрелых личностей.

В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная, фрагментарная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой.

Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения подросток находит с некоторым трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке. Представителей этого типа, так же как и предыдущего, отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием конкретного варианта.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Как инертные, так и импульсивные решения требуют коррекции, которая может осуществляться в совместной с родителями или педагогами деятельности (во время доверительных бесед, при анализе сюжетов литературных произведений, обсуждении конкретных ситуаций).

Однако надо помнить, что нельзя научить рациональной тактике поиска верного решения лишь посредством замечаний и дискредитации того, что в глазах подростка является плодом его размышлений, даже если этот плод незрел и неполноценен.

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

8) Деятельность, связанная с будущей профессией. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии - одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления.

К объективным факторам относятся:

Система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

Возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Среди внешних факторов, обусловливающих профессиональное самоопределение личности, учащиеся осознают прежде всего те, которые имеют значение непосредственно побуждающих стимулов. Это видно из опроса старшеклассников.

Таблица №4. Факторы, стимулирующие профессиональное самоопределение

Показатель

Количество учащихся в%

городская школа

сельская школа

1) Родители

2) Родственники

3) Товарищи

4) Знакомые

5) Учителя

6) Любимые герои книг и кинофильмов

7) Газеты и журналы

8) Телевидение

9) Занятия в кружках и на факультативных курсах

10) Участие в общественной работе

11) Практическая деятельность, связанная с будущей профессией

12) Прочие

Основными факторами, стимулирующие профессиональное самоопределение, учащиеся называют родителей, товарищей, занятия в кружках и факультативах и некоторые другие.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3 . Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4 . Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5 . Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7 . Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8 . Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ

1 . Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1 . Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии дожна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполненю основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованый человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4 . Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. ктому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьнгых предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7 . Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

(А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

ГДЕ УЗНАТЬ ПРО ПРОФЕССИИ (словари и описания)

Кто такой мерчандайзер? А имиджмейкер? А кто такой юрист? А ты уверен, что правильно представляешь себе, ЧТО юрист ДЕЛАЕТ, каковы ТРЕБОВАНИЯ к его профессиональной подготовке, каковы ПРОФЕСССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА юриста? Четкое представление о сути профессии важно, во-первых, для осознанного принятия решения о выборе профессий. Чтобы не получилось, что выбирал, ориентируясь на свои фрагментарные знания, а на деле специалист данной профессии делает совсем другое. Во-вторых, знания о новейших, современных профессиях помогут анализировать рынок труда (читать о предлагаемых вакансиях), рынок образования (понимать, чему именно учат в данном ВУЗе, каких специалистов готовят).

Составить действительно адекватное представление о профессии помогут следующие ресурсы Интернет:

Банк профессиограмм Центра труда и занятости "Перспектива"

Наиболее полная и подробная в Интернете база описаний профессий. Включены профессии, требующие как высшего, так и среднего образования. Пожалуй, есть не все новые, современные профессии.

Профессиограмма - это описание профессии по определенной схеме, раскрывает содержание деятельности профессионала, требования к его знаним и умениям, профессионально важные качества и т.п.

Структура профессиограммы:

Условия деятельности;

Квалификационные требования;

Средства деятельности;

Требования к профессионально важным качествам;

Профессиональное образование;

Медицинские противопоказания;

Родственные профессии.

При составлении банка профессиограмм были реализованы следующие требования:

Профессии банка имели спрос на молодежном рынке труда г. Москвы;

профессии банка были стандартизированы в соответствии с “Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов” (Официальное издание Минтруда России, 1995 г., переиздан в 1998);

в банк профессий вошли новые профессии, недавно появившиеся на рынке труда, но уже имеющие устойчивый спрос;

в банк профессий вошли новые наименования профессий, часто представляющие собой “кальку” англоязычного названия профессии. При этом все эти названия “привязаны” к стандартизированной позиции по профессии.

Словарь профессий на сайте "Профориентация. Образование. Занятость"

Более 700 профессий - характеристики (профессиограммы по нижележащей схеме)и описания (рассказы). Очень подробно. Включены профессии, требующие как высшего, так и среднего образования.

Структура профессиограммы:

Должен знать;

Профессионально важные качества;

Квалификационные требования;