Спроси себя, чего ты хочешь - богатства или счастья? Если богатства - знай, что оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья - будь уверен, что оно и благо, и находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как быть счастливым зависит от нас самих.Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться беспрепятственно можно только самим собою. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми.То, что случится не в твоей воле, а жить по добру или по злу - в твоей воле. Никто не мешает тебе, чтобы ни случилось с тобою, поступать всегда и во всем сообразно с правдой и добром. Все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и в пользу.Больные недовольны врачом, когда он ничего не прописывает им, и думают, что он считает их положение безнадежным. Отчего же мы не поступаем так по отношению к философу - не думаем, что он отчаялся в нашем исправлении, если не дает нам никаких советов?Раб тот, кто не умеет владеть собою.Мы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит для того, чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придет в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром.С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.В зяте можно найти сына; но у кого дурной зять, тот потерял и свою дочь.В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного - все дело привычки.Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.Всё делать для себя одного отнюдь не означает поступать против общего блага.Где человек находится противясь, там его тюрьма.Дело разумного человека - в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы. Держаться истины, отстранять заблуждение и не рассуждать о том, что неизвестно.Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют.Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря - он не одинок и не беспомощен.Жизнь полна случайностей, похожа на разлившуюся от дождей реку - бурна, полна тины, непереходима, бешена, шумна и скоропреходяща.Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек.К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.Когда Ксантиппа упрекнула своего мужа Сократа за то, что он бедно принимает своих друзей, он сказал: «Если они любят нас, они не обратят на это внимания; если не расположены к нам, нам не следует заботиться о них».Когда один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами, Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач!»Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: «Большое богатство - легко, но маленькие деньги - с большим трудом».Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих.Лучше стараться о том, чтобы реже приходилось сознаваться в своих ошибках и чаще быть умным, нежели сознаваться в своих ошибках лишь изредка и чаще ошибаться.Людей волнуют не сами вещи, а мнение о вещах.Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей - тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе - останется твоим навсегда. Потчуя гостей изысканными блюдами, не показывай в то же время своего гнева: роскошные кушанья, войдя в желудок, вскоре выходят оттуда, тогда как гнев, запав в душу, остается в ней очень долго. Старайся же под влиянием гнева не оскорбить своих гостей, несмотря на свой пышный прием, и лучше принимай их просто, но доставь им удовольствие своим ласковым обхождением. За обедом обращай внимание, чтобы прислуги было меньше, чем гостей - глупо было бы, если бы за немногими гостями ухаживало много прислуги.Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, - все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство.Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель.Ночные сны - это отклики дневных помыслов: увидит во сне вожделенное, тем и утешится.Обстоятельства не творят человека. Они просто раскрывают его самому себе.Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.Разве можно сказать, что человек плотник или музыкант, если видишь у него в руках топор или гусли? Точно так же нельзя назвать человека мудрым, если он говорит мудрые вещи.Речь смелая, но бессвязная - что тупой меч.Сердце, следующее законам нравственности, - неиссякаемый родник с чистою, прозрачною, вкусною, здоровою, для всего годною, прекрасною, полезною, не содержащею в себе ничего вредного водою.Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд.Судьб��� - мрачная тюрьма для тела и зло для души. Кто свободен телом и не свободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно - свободен.Тело мое могут взять, но дух мой свободен и ему никто ни в чем не может помешать.У кузнечиков есть голос, у улиток его нет. Последние любят сырость, первые - тепло; последних заставляет вылезти из скорлупы роса, первые просыпаются от жгучих лучей солнца, вместе с его восходом и начинают свои песни. Так если и ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная «роса», или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка - пусть она заговорит голосом правды.Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.Человек - душонка, обремененная трупом.Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, твори благодеяния добровольно - и будешь любим, как солнце.Архимеда, в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал чертить математические фигуры на своем умащенном теле.В жизни между тем мы требуем от богов, чего они не могут нам дать, требуем притом, получивши от них очень многое.В несчастье познается друг и изобличается враг.Виноград пускает от себя три ветви: ветвь наслаждения, ветвь пьянства и ветвь наглости.Врачую душу, а не тело: лучше смерть, чем позорная жизнь.Выдерживай и воздерживайся.Глупцов вылечивает от горя время, умных - их ум.Если кто-то один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же, как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок.Если ты выстроишь своему родному городу не высокие здания, а сделаешь выше его граждан - ты будешь его величайшим благодетелем: пусть лучше в низких домах живут высокие сердца, нежели в высоких зданиях гнездятся низкие, мелкие души.Если хочешь быть добрым, прежде всего, считай себя злым.Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других.Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.Зависть - враг счастливых.Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших.Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит. Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место. Если ты хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя или обвиняемого, а на самое дело. Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен. Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение. Нельзя судить по золоту о камне, с помощью которого узнают золото; то же можно сказать и про судью. Как нет ничего прямее прямого, так нет ничего справедливее справедливого.Когда мы были детьми, родители поручили нас воспитателю, который зорко следил, чтобы с нами не случилось худа. Мы выросли - и Бог поручил охранять нас врожденной нам совести. Не будем относиться с презрением к этому стражу, иначе и Бог разгневается на нас, и наша собственная совесть будет видеть в нас своих врагов.Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит - оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом».Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом - не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.Когда Эпиктета спросили: «Какой человек богат?» - он отвечал: «Довольный собой».Лопата, которой следует копать, непременно ржавеет, если она лежит без употребления. И все твои разумные мысли ни к чему не поведут, если ты не будешь поступать по ним.Лучше знать, как практиковать добродетель, чем знать, как ее описывать.Любовь свойственна только здравомыслящему человеку.Люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя - слушай и слушайся его, глупее - сам дай ему совет; если он равен тебе по уму - согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой. Правда побеждает сама собою, мнение - через других.Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится жизнь.Не украшай стен своего дома эвбейским или спартанским мрамором - укрась сердца сограждан и их правителей плодами греческого просвещения: не камни или дерево служат основанием государству, а ум его граждан.Нет ничего легче найти друга в счастии и ничего труднее - в горе.Нужно позволить себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.Пиррон говорил, что между жизнью и смертью нет разницы. Когда его спросили, почему же тогда он не умирает, он ответил «Потому что жизнь и смерть - одно и то же». Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик - за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди - не хотят ни жить, ни умирать!Рассмотри, кто ты есть. Прежде всего - человек, а это значит - тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все остальное у него подчинено, а сама она у него неподвластна рабству и подчинению.С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду». «Я бывший консул», говорит другой. «Я прокуратор», слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы», говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: «Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона - цветная», а только: «Я лучше тебя, потому что быстрее». Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? - Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично - в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие.Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, чем горького.Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.Умный борется со страстью, глупец - становится ее рабом.Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.Человек со свободной волей не может быть назван рабом.Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра. ]
  • Свобода - это независимость мысли.
  • Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам виноват в том, потому что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастными.
  • Когда, закрыв за собой дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою.
  • Людей мучают не вещи, а представления о них.
  • Зависть - враг счастливых.
  • Если хочешь учиться, будь готов считаться дураком и тупицей.
  • Чем реже удовольствия, тем они приятнее.
  • С простыми людьми поменьше говори о теориях, а поступай согласно им.
  • Лучше знать, как практиковать добродетель , чем знать, как ее описывать.
  • Существует только один путь к счастью - перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.
  • Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.
  • Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.
  • Владей своими страстями - или они овладеют тобою.
  • Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других.
  • Человек со свободной волей не может быть назван рабом.
  • Судьба - мрачная тюрьма для тела и зло для души.
  • Кто свободен телом и несвободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно - свободен.
  • Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель.
  • Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют.
  • В жизни между тем мы требуем от богов, чего они не могут нам дать, требуем притом, получивши от них очень многое.
  • Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду».-- «Я бывший консул»,-- говорит другой. «Я прокуратор»,-- слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы»,-- говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: «Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона - цветная», а только: «Я лучше тебя, потому что быстрее». Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? - Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?
  • Больные недовольны врачом, когда он ничего не прописывает им, и думают, что он считает их положение безнадежным. Отчего же мы не поступаем так по отношению к философу - не думаем. что он отчаялся в нашем исправлении, если не дает нам никаких советов?
  • Спроси себя, чего ты хочешь - богатства или счастья? Если богатства - знай, что оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья - будь уверен, что оно и благо, и находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как быть счастливым зависит от нас самих.
  • Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.
  • Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей - тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе - останется твоим навсегда. Потчуя гостей изысканными блюдами, не показывай в то же время своего гнева: роскошные кушанья, войдя в желудок, вскоре выходят оттуда, тогда как гнев, запав в душу, остается в ней очень долго. Старайся же под влиянием гнева не оскорбить своих гостей, несмотря на свой пышный прием, и лучше принимай их просто, но доставь им удовольствие своим ласковым обхождением. За обедом обращай внимание, чтобы прислуги было меньше, чем гостей - глупо было бы, если бы за немногими гостями ухаживало много прислуги.
  • Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично - в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие.
  • У кузнечиков есть голос, у улиток его нет. Последние любят сырость, первые - тепло; последних заставляет вылезти из скорлупы роса, первые просыпаются от жгучих лучей солнца , вместе с его восходом и начинают свои песни. Так если и ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная «роса», или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка - пусть она заговорит голосом правды .
  • На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя - слушай и слушайся его, глупее - сам дай ему совет; если он равен тебе по уму - согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой. Правда побеждает сама собою, мнение - через других.
  • Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих.
  • Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб,-- как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.
  • Люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.
  • Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит. Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место. Если ты хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя или обвиняемого, а на самое дело. Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен. Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение. Нельзя судить по золоту о камне, с помощью которого узнают золото; то же можно сказать и про судью. Как нет ничего прямее прямого, так нет ничего справедливее справедливого.
  • Архимеда, в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал чертить математические фигуры на своем умащенном теле.
  • Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: «Большое богатство - легко, но маленькие деньги - с большим трудом».
  • Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит - оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом».
  • Если ты выстроишь своему родному городу не высокие здания, а сделаешь выше его граждан - ты будешь его величайшим благодетелем: пусть лучше в низких домах живут высокие сердца, нежели в высоких зданиях гнездятся низкие, мелкие души.
  • Не украшай стен своего дома эвбейским или спартанским мрамором - укрась сердца сограждан и их правителей плодами греческого просвещения: не камни или дерево служат основанием государству, а ум его граждан.
  • Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро,-- твори благодеяния добровольно - и будешь любим, как солнце.
  • Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится жизнь.
  • Врачую душу, а не тело: лучше смерть, чем позорная жизнь.
  • Пиррон говорил, что между жизнью и смертью нет разницы. Когда его спросили, почему же тогда он не умирает, он ответил «Потому что жизнь и смерть - одно и то же». Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик - за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди - не хотят ни жить, ни умирать!
  • Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.
  • Когда мы были детьми, родители поручили нас воспитателю, который зорко следил, чтобы с нами не случилось худа. Мы выросли - и Бог поручил охранять нас врожденной нам совести. Не будем относиться с презрением к этому стражу, иначе и Бог разгневается на нас, и наша собственная совесть будет видеть в нас своих врагов.
  • Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
  • В зяте можно найти сына; но у кого дурной зять, тот потерял и свою дочь.
  • Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.
  • Раб тот, кто не умеет владеть собою.
  • Виноград пускает от себя три ветви: ветвь наслаждения, ветвь пьянства и ветвь наглости.
  • Нет ничего легче найти друга в счастии и ничего труднее - в горе.
  • Глупцов вылечивает от горя время, умных - их ум.
  • Речь смелая, но бессвязная - что тупой меч.
  • В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного - все дело привычки.
  • Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд.
  • Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших.
  • В несчастии познается друг и изобличается враг.
  • Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.
  • Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.
  • Когда один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами, Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач!»
  • Когда Эпиктета спросили: «Какой человек богат?» - он отвечал: «Довольный собой».

Разумный человек может во всем отыскать себе пользу. Нет такого случая, из которого он не мог бы извлечь для себя помощи в деле усовершенствования себя… Человек разумный обладает как бы волшебной палочкой, которою он может обратить в золото все то, до чего ею дотронется. («Беседы Эпиктета», IX)

Подчиниться тому, что от тебя не зависит, и улучшать в себе то, что зависит только от тебя. Разумно только об этом заботиться, а все остальное принимай так, как оно происходит. Ведь все остальное происходит не так, как ты хочешь, а так, как то Богу угодно. («Беседы Эпиктета», XVI)

Рассмотри, кто ты есть. Прежде всего — человек, а это значит — тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все остальное у него подчинено, а сама она у него неподвластна рабству и подчинению. («Эпиктет. Беседы», с. 174)

Единственное наше благо и зло — в нас самих, в нашей собственной душе. Для каждого из нас благо в том, чтобы жить разумно, а зло в том, чтобы не жить разумно. («Беседы Эпиктета», XII)

То, что моё — мою душу, — никто на свете не может отнять у меня. В этом бессильна и толпа людей против одного человека, и самый сильный против самого слабого. Этот дар дан Богом каждому человеку. («Беседы Эпиктета», XII)

Тело моё могут взять, но дух мой свободен и ему никто ни в чём не может помешать. («Римские стоики»)

Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться беспрепятственно можно только самим собою. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми. («Римские стоики»)

Когда у тебя в уме начинает заводиться какая-нибудь соблазнительная мысль, то вступай с ней в борьбу. Не давай ей хода дальше, а представь себе пояснее все то, что выйдет, если ты поддашься этой соблазнительной мысли. Если ты поддашься ей, то она завлечет тебя за собою, куда только ей захочется. Призови себе на подмогу какую-нибудь другую мысль, честную и добрую, и замени ею свой нечистый помысел. («Беседы Эпиктета», III)

Истинный борец тот, кто борется со своими, порочными помыслами. Борись, братец, и не давай себя завлекать в болото. Борьба эта светлая и приближает тебя к Богу. От успешности ее зависит твоя свобода, зависит спокойствие и счастье твоей жизни. («Римские стоики», с. 209)

Разве есть что-нибудь лучше того, что Богом установлено? Если б только мы постоянно помнили, что Бог в нас свидетель всего того, что мы делаем и думаем, то мы перестали бы грешить, и Бог неотлучно пребывал бы в нас. Давайте же вспоминать Бога, думать и беседовать о Нем как можно чаще. («Римские стоики», с. 251)

Мы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит для того, чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придёт в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром. («Римские стоики»)

Приложи к освобождения себя от своих пустых желаний хоть наполовину столько же труда, сколько ты до сих пор тратил на их исполнение, и ты сам скоро увидишь, что таким способом получишь гораздо больше покоя и счастья. («Римские стоики», с. 241)

Если с нами случается какая-нибудь неприятность или мы попадаем в какое-нибудь затруднение, то как склонны мы бываем обвинять в этом других людей или судьбу вместо того, чтобы сообразить, что если внешнее, от нас не зависящее, становится для нас неприятностью или затруднением, то, значит, в нас самих что-нибудь не в порядке. («Римские стоики», с. 214-215)

То, что случится не в твоей воле, а жить по добру или по злу — в твоей воле. Никто не мешает тебе, чтобы ни случилось с тобою, поступать всегда и во всем сообразно с правдой и добром. Все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и в пользу. («Беседы Эпиктета», VII)

Перестаньте, ради богов, дорожить предметами, перестаньте делать себя рабами прежде всего вещей, а затем, из-за них, и людей, могущих предоставлять или отнимать их. («Беседы Эпиктета. Отдельные мысли»)

Нам нужно беречь то, что наше; не желать того, что не наше, пользоваться тем, что нам дают, не плакать о том, что нам не дают, охотно и без противления отдавать то, что у нас отнимают и благодарить Бога за то, что мы пользовались им некоторое время. («Беседы Эпиктета. Какая потеря самая важная для человека»)

Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла, и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни. («Беседы Эпиктета. О мере добра и зла»)

Когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, — ты подкладываешь дрова в огонь. («Беседы Эпиктета», III)

Если ты хочешь не быть раздражительным, не давай пищу этой своей привычке, не подбрасывай ей ничего способствующего ее усилению. Сначала успокойся и считай дни, в которые ты не раздражался. «Обычно я раздражался каждый день, теперь через день, потом — через два, потом — через три». А если у тебя пройдет так тридцать дней, соверши за это жертвоприношение богу. Привычка ведь сначала ослабляется, а затем и совершенно исчезает. («Эпиктет. Беседы», с. 196)

Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: «Большое богатство - легко, но маленькие деньги - с большим трудом».

Когда Эпиктета спросили: «Какой человек богат?» - он отвечал: «Довольный собой».

дети

Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд.

добро

Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.

Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, твори благодеяния добровольно - и будешь любим, как солнце.

добродетель

Лучше знать, как практиковать добродетель, чем знать, как ее описывать.

Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель.

друг

Нет ничего легче найти друга в счастии и ничего труднее - в горе.

дураки

Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит - оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом».

жизнь

В жизни между тем мы требуем от богов, чего они не могут нам дать, требуем притом, получивши от них очень многое.

Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих.

Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится жизнь.

Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.

зависть

Зависть - враг счастливых.

люди

Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду». «Я бывший консул», говорит другой. «Я прокуратор», слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы», говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: «Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона - цветная», а только: «Я лучше тебя, потому что быстрее». Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? - Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?

Пиррон говорил, что между жизнью и смертью нет разницы. Когда его спросили, почему же тогда он не умирает, он ответил «Потому что жизнь и смерть - одно и то же». Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик - за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди - не хотят ни жить, ни умирать!

Людей мучают не вещи, а представления о них.

С простыми людьми поменьше говори о теориях, а поступай согласно им.

мысли

Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.

несчастье

В несчастии познается друг и изобличается враг.

Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам виноват в том, потому что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастными.

одиночество

Когда, закрыв за собой дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою.

пороки

Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.

правда

Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой.

привычки

В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного - все дело привычки.

природа

Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.

рабство

Раб тот, кто не умеет владеть собою.

разговоры

Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других.

На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя - слушай и слушайся его, глупее - сам дай ему совет; если он равен тебе по уму - согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой. Правда побеждает сама собою, мнение - через других.

речь

Речь смелая, но бессвязная - что тупой меч.

свобода

Кто свободен телом и несвободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно - свободен.

Свобода - это независимость мысли.

совесть

Когда мы были детьми, родители поручили нас воспитателю, который зорко следил, чтобы с нами не случилось худа. Мы выросли - и Бог поручил охранять нас врожденной нам совести. Не будем относиться с презрением к этому стражу, иначе и Бог разгневается на нас, и наша собственная совесть будет видеть в нас своих врагов.

страсть

Владей своими страстями - или они овладеют тобою.

Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.

Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой.

судьба

Судьба - мрачная тюрьма для тела и зло для души.

счастье

Существует только один путь к счастью - перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.

Спроси себя, чего ты хочешь - богатства или счастья? Если богатства - знай, что оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья - будь уверен, что оно и благо, и находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как быть счастливым зависит от нас самих.

Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.

удовольствие

Чем реже удовольствия, тем они приятнее.

ум

Глупцов вылечивает от горя время, умных - их ум.

учение

философия

Люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.

человек

Человек со свободной волей не может быть назван рабом.

честность

Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

на другие темы

Больные недовольны врачом, когда он ничего не прописывает им, и думают, что он считает их положение безнадежным. Отчего же мы не поступаем так по отношению к философу - не думаем что он отчаялся в нашем исправлении, если не дает нам никаких советов?

В зяте можно найти сына; но у кого дурной зять, тот потерял и свою дочь.

Виноград пускает от себя три ветви: ветвь наслаждения, ветвь пьянства и ветвь наглости.

Врачую душу, а не тело: лучше смерть, чем позорная жизнь.

Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют.

Если ты выстроишь своему родному городу не высокие здания, а сделаешь выше его граждан - ты будешь его величайшим благодетелем: пусть лучше в низких домах живут высокие сердца, нежели в высоких зданиях гнездятся низкие, мелкие души.

Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших.

Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит. Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место. Если ты хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя или обвиняемого, а на самое дело. Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен. Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение. Нельзя судить по золоту о камне, с помощью которого узнают золото; то же можно сказать и про судью. Как нет ничего прямее прямого, так нет ничего справедливее справедливого.

Когда один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами, Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач!»

Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей - тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе - останется твоим навсегда. Потчуя гостей изысканными блюдами, не показывай в то же время своего гнева: роскошные кушанья, войдя в желудок, вскоре выходят оттуда, тогда как гнев, запав в душу, остается в ней очень долго. Старайся же под влиянием гнева не оскорбить своих гостей, несмотря на свой пышный прием, и лучше принимай их просто, но доставь им удовольствие своим ласковым обхождением. За обедом обращай внимание, чтобы прислуги было меньше, чем гостей - глупо было бы, если бы за немногими гостями ухаживало много прислуги.

Не украшай стен своего дома эвбейским или спартанским мрамором - укрась сердца сограждан и их правителей плодами греческого просвещения: не камни или дерево служат основанием государству, а ум его граждан.

Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично - в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие.

У кузнечиков есть голос, у улиток его нет. Последние любят сырость, первые - тепло; последних заставляет вылезти из скорлупы роса, первые просыпаются от жгучих лучей солнца, вместе с его восходом и начинают свои песни. Так если и ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная «роса», или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка - пусть она заговорит голосом правды.

Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.

Эпиктет, (примерно 50–138), древнегреческий философ стоик

В несчастье познается друг и изобличается враг.

Все прилежание употребить должно на исправление ума нашего.

Все твои дела и предприятия начинай следующею молитвой: «Управляй мною, Зевс, и ты, необходимая судьба. Куда и к чему вы меня определили, я вам следовать буду усердно. А хотя бы я не желал, то и поневоле следовать вам должен буду».

Вспомни, что не тот тебя оскорбляет, кто поносит тебя или даже бьет, но твое чисто субъективное мнение, будто в этом есть что-то обидное.

Всяк, кто вольным быть хочет, не должен ни желать, ни гнушаться всего того, что от других зависит.

Если Бог хочет, чтобы ты представлял лицо нищего, старайся представить оное сколько можешь искуснее.

Если больной лихорадкой не совсем вылечился, то он легче вновь заболевает, чем человек, никогда не страдавший ею. То же бывает и с болезнями души: после них остаются раны, которые надо вылечить совсем. Иначе, если ударят опять по тому же месту, рана вновь откроется и еще пуще разболится.

Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын

Если ты любишь сына своего или жену, помни, что ты любишь людей смертных. Таким образом, если случится им умереть, ты сокрушаться не станешь.

Если хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя, а на самое дело.

Есть люди, которые едва только послушают мудрых поучений, как уже сами начинают поучать других. Они делают то же самое, что и больной желудок, который тотчас извергает принятую пищу. Не подражай таким людям. Сначала хорошенько перевари в себе то, что ты услышал, а не извергай прежде времени, иначе выйдет настоящая блевотина, которая не может служить никому пищей.

Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

Земной человек - это душа, обремененная трупом.

Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам виноват в том, потому что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастны.

И что это за спокойствие, которому любой может воспрепятствовать, я не говорю цезарь или друг цезаря, но ворон, флейтист, лихорадка?

Изгнание? Но куда? Может ли кто выбросить меня из мира? Я иду куда мне хочется. Повсюду одно солнце, одна луна, звезды, сны, пение птиц…

Когда человек желает того, что ему не дано, и отвращается от того, чего он избежать не может, то он болен расстройством желаний, точно так же, как люди бывают больны расстройством желудка или печени.

Лопата, которой следует копать, непременно ржавеет, если лежит без всякого употребления. И все твои разумные мысли ни к чему не поведут, если ты не будешь поступать в соответствии с ними.

Не думай, что злые люди могут повредить тебе. Разве может кто-нибудь повредить твоей душе?

Не рассуждай с невеждами о правилах мудрости, но если ты совершенно оные уразумел, покажи их в своих поступках.

Не требуй, чтобы совершающееся происходило по твоей воле, но желай, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, и проживешь счастливо.

Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь в бой, в котором победа не от тебя зависит.

Ни в коем случае не называй себя философом и не рассказывай о правилах и законах философских перед невеждами.

Печаль другого - это чужое…

Посмотрите на меня. У меня нет ни права гражданства, ни дома, ни денег, ни рабов. Я сплю на голой земле. У меня нет жены, детей, постели. Только земля и небо и вот этот единственный плащ. Чего же мне еще не хватает?! Разве я не свободен? Я сам себе и царь, и господин.

Разве можно сказать, что человек плотник или музыкант, если видишь у него в руках топор или гусли? Точно так же нельзя назвать человека мудрецом только потому, что он говорит мудрые речи.

Свободным человеком бывает только тот, с которым случается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько. Ведь грамота, например, научает нас писать буквами и словами все, что мы захотим, но для написания своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вздумается: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать писать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. И так во всем.

Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны подстраиваться к ним.

Состояние и свойство невежды: никогда от себя самого не ожидать ни пользы, ни вреда, но всегда только от внешних вещей. Состояние и свойство философа: всякой пользы и всякого вреда ожидать только от самого себя.

Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького.

Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.

Философская школа - это та же лечебница, и должно, чтобы вы покидали ее не в веселом настроении, а с ощущением боли.