Разумный человек может во всем отыскать себе пользу. Нет такого случая, из которого он не мог бы извлечь для себя помощи в деле усовершенствования себя… Человек разумный обладает как бы волшебной палочкой, которою он может обратить в золото все то, до чего ею дотронется. («Беседы Эпиктета», IX)

Подчиниться тому, что от тебя не зависит, и улучшать в себе то, что зависит только от тебя. Разумно только об этом заботиться, а все остальное принимай так, как оно происходит. Ведь все остальное происходит не так, как ты хочешь, а так, как то Богу угодно. («Беседы Эпиктета», XVI)

Рассмотри, кто ты есть. Прежде всего — человек, а это значит — тот, у кого нет ничего главнее свободы воли, но ей все остальное у него подчинено, а сама она у него неподвластна рабству и подчинению. («Эпиктет. Беседы», с. 174)

Единственное наше благо и зло — в нас самих, в нашей собственной душе. Для каждого из нас благо в том, чтобы жить разумно, а зло в том, чтобы не жить разумно. («Беседы Эпиктета», XII)

То, что моё — мою душу, — никто на свете не может отнять у меня. В этом бессильна и толпа людей против одного человека, и самый сильный против самого слабого. Этот дар дан Богом каждому человеку. («Беседы Эпиктета», XII)

Тело моё могут взять, но дух мой свободен и ему никто ни в чём не может помешать. («Римские стоики»)

Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться беспрепятственно можно только самим собою. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми. («Римские стоики»)

Когда у тебя в уме начинает заводиться какая-нибудь соблазнительная мысль, то вступай с ней в борьбу. Не давай ей хода дальше, а представь себе пояснее все то, что выйдет, если ты поддашься этой соблазнительной мысли. Если ты поддашься ей, то она завлечет тебя за собою, куда только ей захочется. Призови себе на подмогу какую-нибудь другую мысль, честную и добрую, и замени ею свой нечистый помысел. («Беседы Эпиктета», III)

Истинный борец тот, кто борется со своими, порочными помыслами. Борись, братец, и не давай себя завлекать в болото. Борьба эта светлая и приближает тебя к Богу. От успешности ее зависит твоя свобода, зависит спокойствие и счастье твоей жизни. («Римские стоики», с. 209)

Разве есть что-нибудь лучше того, что Богом установлено? Если б только мы постоянно помнили, что Бог в нас свидетель всего того, что мы делаем и думаем, то мы перестали бы грешить, и Бог неотлучно пребывал бы в нас. Давайте же вспоминать Бога, думать и беседовать о Нем как можно чаще. («Римские стоики», с. 251)

Мы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается. Значит для того, чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придёт в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться хотеть и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с человеком случается, случается не зря, а по воле Того, Кто управляет всем миром. («Римские стоики»)

Приложи к освобождения себя от своих пустых желаний хоть наполовину столько же труда, сколько ты до сих пор тратил на их исполнение, и ты сам скоро увидишь, что таким способом получишь гораздо больше покоя и счастья. («Римские стоики», с. 241)

Если с нами случается какая-нибудь неприятность или мы попадаем в какое-нибудь затруднение, то как склонны мы бываем обвинять в этом других людей или судьбу вместо того, чтобы сообразить, что если внешнее, от нас не зависящее, становится для нас неприятностью или затруднением, то, значит, в нас самих что-нибудь не в порядке. («Римские стоики», с. 214-215)

То, что случится не в твоей воле, а жить по добру или по злу — в твоей воле. Никто не мешает тебе, чтобы ни случилось с тобою, поступать всегда и во всем сообразно с правдой и добром. Все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и в пользу. («Беседы Эпиктета», VII)

Перестаньте, ради богов, дорожить предметами, перестаньте делать себя рабами прежде всего вещей, а затем, из-за них, и людей, могущих предоставлять или отнимать их. («Беседы Эпиктета. Отдельные мысли»)

Нам нужно беречь то, что наше; не желать того, что не наше, пользоваться тем, что нам дают, не плакать о том, что нам не дают, охотно и без противления отдавать то, что у нас отнимают и благодарить Бога за то, что мы пользовались им некоторое время. («Беседы Эпиктета. Какая потеря самая важная для человека»)

Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла, и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни. («Беседы Эпиктета. О мере добра и зла»)

Когда ты сердишься, то знай, что ты делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, — ты подкладываешь дрова в огонь. («Беседы Эпиктета», III)

Если ты хочешь не быть раздражительным, не давай пищу этой своей привычке, не подбрасывай ей ничего способствующего ее усилению. Сначала успокойся и считай дни, в которые ты не раздражался. «Обычно я раздражался каждый день, теперь через день, потом — через два, потом — через три». А если у тебя пройдет так тридцать дней, соверши за это жертвоприношение богу. Привычка ведь сначала ослабляется, а затем и совершенно исчезает. («Эпиктет. Беседы», с. 196)

(ок. 50 – ок. 140 гг.) греческий философ-стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме

Свободный – это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем случае! Ведь безумие и свобода несовместимы.

Таких, которые толкуют о стоических рассуждениях, вы можете показать тьму. Да разве в эпикурейских они разбираются не с такой же обстоятельностью? (…) Покажите же мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в опасности, и все же счастлив, кто умирает, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь богами, увидеть какого-нибудь стоика. (…) Сделайте мне такую милость, не откажите старому человеку увидеть зрелище, которого я до сих пор не видел.

Если кто-то – один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то – в толпе, это не значит, что он не одинок.

Помни, что дверь открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.

Как хорошие участники трагедийного хора не могут петь одни, но могут вместе с многими, так некоторые не могут гулять одни. Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над тобой когда-нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя, для того чтобы ты узнал, кто ты.

Человек – это душонка, обремененная трупом.

Нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора.

«Лаская своего ребенка, – говорил Эпиктет, – следует сказать самому себе: быть может, завтра он умрет». – «Но ведь это – накликание беды». – «Ничего подобного, – отвечал он, – это обозначение одного из действий природы. Иначе и слова: „Колосья пожинаются“ – также являлись бы накликанием беды».

Пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного.

Удивительна наша природа и жизнелюбива (…). Нет ничего противнее, гаже нашего тела, и все же мы любим его и хвалим; если нужно было бы походить только пять дней на наших ближних, мы не согласились бы на это. Представь себе, как приятно вставать рано поутру и чистить другому зубы или, когда справит свои естественные надобности, мыть ему седалище. Надо только удивляться, как это мы любим то, что ежедневно требует столько ухода, сопряженного с неприятностями.

Один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами. Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач».

Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла; и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни.

Истинное добро заключается в правильных понятиях и в добрых желаниях. Истинное зло – в неправильных понятиях и в порочных желаниях.

Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.

Зависть – враг счастливых.

Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря – он не одинок и не беспомощен.

Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.

Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.

Нужно позволить себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.

С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.

Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.

Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек.

Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.

Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом – не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.

Если хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя, а на самое дело.

Где человек находится противясь, там его тюрьма.

К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.

Выдерживай и воздерживайся.

Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.

С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.

В несчастье познается друг и изобличается враг.

Любовь свойственна только здравомыслящему человеку.

Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, чем горького.

Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.

Умный борется со страстью, глупец – становится ее рабом.

Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

1. Существует только один путь к счастью. Для этого следует перестать беспокоиться о вещах, которые не подчинены нашей воле

2. К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас

3. Все делать для себя одного отнюдь не означает поступать против общего блага

4. Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын Божий?

5. Земной человек - это слабая душа, обремененная трупом

6. Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной

7. Людей мучают не вещи, а представления о них

8. Ночные сны - это отклики дневных помыслов: увидит во сне вожделенное, тем и утешится

9. Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны прилаживаться к ним

10. Вместо того чтобы разумом освещать и направлять свою жизнь, мы наваливаем на себя множество посторонних забот

11. Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично – в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие

12. Терпи и воздерживайся

13. Чем реже удовольствия, тем они приятнее

14. Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только преступить меру

15. Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь ни в какой бой, в котором победа не от тебя зависит

16. Не следует человеку с философскими взглядами на вещи говорить среди невежд, как трезвому – в кругу пьяных

17. В этом и будет мне польза - хранить в себе человека честного

18. Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой

19. Если твое счастье находится во власти других людей, то ты непременно будешь бояться людей

20. В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общества людей более добродетельных, чем ты сам, или вспоминать поучения мудрых людей

21. В несчастье познается друг и изобличается враг

22. Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы

23. Где человек находится противясь, там его тюрьма

24. Дело разумного человека - в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы... держаться истины, отстранять заблуждения и не рассуждать о том, что неизвестно

25. Для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придет в голову. Напротив, свободный человек должен выучиться желать и принимать все то, что с ним случается

26. Если кто-то упражняет меня в нераздражительности - разве он не приносит мне пользу? Сосед плохой? Самому себе. А мне он хороший: он упражняет мою доброжелательность, кротость. Вот это и есть волшебная палочка Гермеса: что хочешь подавай - и я сделаю это благом

27. Если хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя, а на самое дело

28. Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды и наслаждаться дарами земли и моря - он не одинок и не беспомощен

29. Зависть - враг счастливых

30. Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек

31. Истинный борец - тот, кто борется со своими порочными помыслами

32. Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом - не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова

33. Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться

34. Кто крепок телом, может терпеть жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства

35. Лучше спать, согнувшись на короткой кровати, и быть здоровым, чем лежать больным на просторной постели. Так же лучше нуждаться и быть веселым, чем жить в роскоши, не зная чувства радости

36. Любовь свойственна только здравомыслящему человеку

37. Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место

38. Не просто при виде человека избавляются от одиночества, но при виде человека честного, совестливого, оказывающего помощь

39. Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, - все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство

40. Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя

41. Нужно позволять себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного

42. Одиночество - это некое состояние лишенного помощи. Ведь если кто-то один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок

43. Подверженный какому-нибудь пороку - будет порицать других

44. Помни об общем принципе - и ты не будешь нуждаться в совете

45. Раб тот, кто не умеет владеть собой

46. С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им

47. Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми

48. Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького

49. Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль; выбор же роли - дело другого

50. Умный борется со страстью, глупец - становится ее рабом

51. Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях

52. Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра

53. Для благополучного плавания нужен хороший кормчий и попутный ветер; чтобы быть счастливым – ум и уменье

54. Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать,

55. Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды и наслаждаться дарами земли и моря - он не одинок и не беспомощен

56. Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других. Когда ты приучишь себя отзываться хорошо о посторонних, старайся вести себя безукоризненно, – тогда о тебе составят лестное для тебя мнение

57. Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: "Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду". – "Я бывший консул", – говорит другой. "Я прокуратор", – слышишь от третьего. "У меня курчавые волосы", – говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: "Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона – цветная", а только: "Я лучше тебя, потому что быстрее". Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? – Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?

58. Лошадь не хвалится, не гордится своею конюшней, сбруей или попоной, птица – пищей или гнездом; оба гордятся быстротою – ног, как первая, или крыльев, как вторая. В свою очередь, и тебе следует гордиться не своим столом, не платьем, – словом, внешними благами, но своим добрым сердцем и благотворительностью

59. Богатство нельзя назвать добром, роскошь – прямое зло, как бережливость – хорошее качество. Бережливость ведет к умеренности и к приобретению истинных благ, богатство – к роскоши и невоздержности. Трудно поэтому богачу быть умеренным, как человеку воздержному – разбогатеть

60. Знай меру во всякой пище и питье и удовлетворяй лишь первому позыву к пище. Позыв же к пище выражается в том удовольствии, с каким ты ешь. Тогда ты не будешь принимать пищи насильно, станешь обходиться без тонких блюд и пить с удовольствием любой напиток

61. Не бедность наводит нас на грустные думы, но наши желания, и не богатство рассеивает в нас чувство страха, а рассудок. Раз у тебя есть рассудок, ты не станешь ни желать себе богатства, ни роптать на свою бедность

62. Заботься не о пище телесной, но о пище духовной. Первая выходит вон в виде испражнения – о ней тут же перестают говорить, – тогда как последняя никогда не портится, даже по разлучении души с телом

63. Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей – тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе – останется твоим навсегда

64. Если ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная "роса", или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка – пусть она заговорит голосом правды

65. На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя – слушай и слушайся его, глупее – сам дай ему совет; если он равен тебе по уму – согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить

66. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой

67. Правда побеждает сама собою, мнение – через других

68. Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих

69. Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом – не обращай других в рабство. Раз ты не можешь о6ойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, – как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство

70. Как здоровый не захочет, чтобы ему прислуживали больные или видеть больными своих домашних, так благородный человек не позволит себе прибегнуть к услугам рабов или жить под одной кровлей с несвободными людьми

71. Если хочешь быть свободным, добудь сам себе свободу

72. Свободным же ты будешь тогда, когда отрешишься от своих страстей. Ведь и Аристиду, Эпаминонду и Ликургу были даны громкие имена "справедливого" – первому из них, "освободителя" – второму и "бога" – третьему, – не за то, что они были богаты и имели рабов, но за то, что, живя в бедности, они даровали Греции свободу

73. Не украшай своего дома картинами или живописью – пусть украшением ему служит царящая в нем умеренность. Первое чуждо душе и лишь на время ласкает взоры, тогда как последняя сжилась с ней, нетленна, вечное украшение дому

74. Человек, лишенный вкуса, старается украсить свой дом работой из слепящего глаза гипса на удивление другим, но человек с тонким вкусом и в то же время одаренный любовью к людям украшает свою душу лаской и общительностью

75. Нет ничего отвратительнее скупости, любви к удовольствиям и хвастливости, зато нет ничего благороднее великодушия, кротости, мягкосердия и желания делать добро

76. Агриппин справедливо заслуживает похвалы за то, что, несмотря на свои огромные заслуги, никогда не хвалил себя, мало того, даже краснел, когда его начинали хвалить другие. Он имел обыкновение хвалить всякую случившуюся с ним неприятность. Например, если он заболевал лихорадкой, он хвалил лихорадку, бранили его – хвалил брань, осуждали на ссылку – благословлял изгнание. Однажды, когда он хотел завтракать, ему принесли от имени Нерона приказ отправляться в ссылку. "Значит, – сказал он, – завтракать нам придется в Ариции."

77. Диоген с пренебрежением относился ко всякому труду, который приносит пользу не духовной стороне, не душе, а телу

78. Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит

79. Прямое не нуждается в выправлении; так справедливое не нуждается в исправлении

80. Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен

81. Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение

82. Стыдно судье быть судимому другими

83. Кто из нас не удивляется поступку спартанца Ликурга! Когда один из молодых граждан выколол ему глаз, народ выдал виновного, чтобы Ликург мог наказать его по своему усмотрению; но он отказался от этого. Он занялся его воспитанием, сделал из него честного человека и явился с ним в театр. "Вы выдали мне его как моего обидчика и злодея, – сказал он изумленным спартанцам, – а я возвращаю его вам честным и добрым человеком."

84. Питтак, оскорбленный одним человеком, мог наказать его, но отпустил со словами: "Прощение – лучше мщения". Первое свойственно людям добрым, последнее – злым

85. Главная цель природы – укреплять, делать прочным в нас стремление к прекрасному и полезному

86. Только пошляк и глупец может думать, будто другие станут презирать его, если он не будет всячески вредить своим заклятым врагам. Правда, мы относимся с презрением к человеку, который не в состоянии принести другим вреда, но несравненно справедливее заслуживает этого тот, кто не может принести посторонним пользы

87. Если ты хочешь приступить к кому-либо с гневом и угрозами, не забудь напомнить себе, что ты кроток и не поступишь жестоко: тебе не придется ни раскаиваться, ни бояться ответственности

88. Архимеда, в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал чертить математические фигуры на своем умащенном теле

89. Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: "Большое богатство – легко, но маленькие деньги – с большим трудом"

90. Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: "Ни один дурак не может молчать за столом"

91. Старайся всегда заранее главным образом о том, чтобы тебе ничего не потерять. Молчать безопаснее, чем говорить. В особенности не говори глупостей

92. Раз ты хочешь управлять кораблем, ты должен быть вполне знакомым с обязанностями кормчего. Точно так же, если ты желаешь быть главою государства, тебе необходимо быть знакомым с искусством управления, иначе, в первом случае, ты можешь пустить ко дну корабль, во втором – довести государство до окончательного падения

93. Гусь не пугает других своим криком, овца – блеяньем; так и тебе не следует бояться криков глухой толпы

94. Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, – твори благодеяния добровольно – и будешь любим, как солнце

95. Не ходи туда, куда нельзя пройти, не надейся на то, на что нельзя надеяться

96. Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик – за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди – не хотят ни жить, ни умирать!

97. Прежде чем взяться за что-нибудь или сказать, внимательно подумай сам с собою: того, что ты скажешь или сделаешь не воротишь

98. Когда морского разбойника буря выбросила с кораблем на берег, один человек одел его, привел к себе в дом и дал ему все, в чем он нуждался. "В его лице я оказал благодеяние не человеку, а человечеству", – отвечал он на упрек, сделанный ему за то, что он сделал добро злодею

99. Страсть, словно приманка всего заслуживающего имени порока, прельщает сластолюбивую душу и легко увлекает ее на край гибели

100. Если ты всегда будешь помнить, что все, что ты ни делаешь тайно или явно, видит Бог, – твои молитвы будут услышаны и ты не погрешишь: Бог будет твоим помощником

101. Приятно смотреть с берега на море: так приятно и спасшемуся вспомнить о пережитых им опасностях

102. Глупцов вылечивает от горя время, умных – их ум

103. Умен тот, кто не печалится о том, чего нет, а доволен настоящим

104. Первый долг вождя – никого не презирать, не гордиться но всеми повелевать одинаково

105. Кто не доволен настоящим своим положением, не доволен тем, что дала ему судьба, тот не знает жизни, но кто мужественно выносит это, здраво смотрит на вещи – поистине умный человек

106. Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим

107. Речь смелая, но бессвязная – что тупой меч

108. Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами

109. В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного – все дело привычки

110. Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд

111. В горе нужно призывать на помощь рассудок, как хорошего врача

112. Воспитание, как и золото, дорого ценят везде

113. Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших. В несчастии познается друг и изобличается враг

114. Присутствующим друзьям делай добро, отсутствующих – поминай добрым словом

]
  • Свобода - это независимость мысли.
  • Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам виноват в том, потому что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастными.
  • Когда, закрыв за собой дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою.
  • Людей мучают не вещи, а представления о них.
  • Зависть - враг счастливых.
  • Если хочешь учиться, будь готов считаться дураком и тупицей.
  • Чем реже удовольствия, тем они приятнее.
  • С простыми людьми поменьше говори о теориях, а поступай согласно им.
  • Лучше знать, как практиковать добродетель , чем знать, как ее описывать.
  • Существует только один путь к счастью - перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.
  • Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.
  • Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.
  • Владей своими страстями - или они овладеют тобою.
  • Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других.
  • Человек со свободной волей не может быть назван рабом.
  • Судьба - мрачная тюрьма для тела и зло для души.
  • Кто свободен телом и несвободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно - свободен.
  • Нет никого, кто, любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей: их любит лишь тот, кто любит добродетель.
  • Если нас пригласят к обеду, мы едим то, чем нас потчуют.
  • В жизни между тем мы требуем от богов, чего они не могут нам дать, требуем притом, получивши от них очень многое.
  • Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду».-- «Я бывший консул»,-- говорит другой. «Я прокуратор»,-- слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы»,-- говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: «Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона - цветная», а только: «Я лучше тебя, потому что быстрее». Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? - Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?
  • Больные недовольны врачом, когда он ничего не прописывает им, и думают, что он считает их положение безнадежным. Отчего же мы не поступаем так по отношению к философу - не думаем. что он отчаялся в нашем исправлении, если не дает нам никаких советов?
  • Спроси себя, чего ты хочешь - богатства или счастья? Если богатства - знай, что оно ни благо, ни в твоих руках; если счастья - будь уверен, что оно и благо, и находится в твоей власти: первым судьба ссужает нас только на время, тогда как быть счастливым зависит от нас самих.
  • Если ты увидишь ехидну, ядовитую змею или скорпиона в ящике с украшениями из слоновой кости или золота, ты все равно не полюбишь и не захочешь иметь их, хотя они и посажены в дорогое помещение, напротив, станешь глядеть на них со страхом и отвращением, как на ядовитых животных. Так, когда ты встретишь людей богатых, щедро наделенных всем судьбою, но порочных, не изумляйся их блестящей внешности, а презирай их за их пороки.
  • Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей - тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе - останется твоим навсегда. Потчуя гостей изысканными блюдами, не показывай в то же время своего гнева: роскошные кушанья, войдя в желудок, вскоре выходят оттуда, тогда как гнев, запав в душу, остается в ней очень долго. Старайся же под влиянием гнева не оскорбить своих гостей, несмотря на свой пышный прием, и лучше принимай их просто, но доставь им удовольствие своим ласковым обхождением. За обедом обращай внимание, чтобы прислуги было меньше, чем гостей - глупо было бы, если бы за немногими гостями ухаживало много прислуги.
  • Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично - в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие.
  • У кузнечиков есть голос, у улиток его нет. Последние любят сырость, первые - тепло; последних заставляет вылезти из скорлупы роса, первые просыпаются от жгучих лучей солнца , вместе с его восходом и начинают свои песни. Так если и ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная «роса», или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка - пусть она заговорит голосом правды .
  • На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя - слушай и слушайся его, глупее - сам дай ему совет; если он равен тебе по уму - согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой. Правда побеждает сама собою, мнение - через других.
  • Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих.
  • Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом - не обращай других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб,-- как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.
  • Люди рады найти оправдание своим проступкам, тогда как философия учит не протягивать, не подумавши, даже палец.
  • Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит. Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место. Если ты хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя или обвиняемого, а на самое дело. Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен. Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение. Нельзя судить по золоту о камне, с помощью которого узнают золото; то же можно сказать и про судью. Как нет ничего прямее прямого, так нет ничего справедливее справедливого.
  • Архимеда, в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал чертить математические фигуры на своем умащенном теле.
  • Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: «Большое богатство - легко, но маленькие деньги - с большим трудом».
  • Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит - оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом».
  • Если ты выстроишь своему родному городу не высокие здания, а сделаешь выше его граждан - ты будешь его величайшим благодетелем: пусть лучше в низких домах живут высокие сердца, нежели в высоких зданиях гнездятся низкие, мелкие души.
  • Не украшай стен своего дома эвбейским или спартанским мрамором - укрась сердца сограждан и их правителей плодами греческого просвещения: не камни или дерево служат основанием государству, а ум его граждан.
  • Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро,-- твори благодеяния добровольно - и будешь любим, как солнце.
  • Не на одном якоре стоит корабль, не на одной только надежде покоится жизнь.
  • Врачую душу, а не тело: лучше смерть, чем позорная жизнь.
  • Пиррон говорил, что между жизнью и смертью нет разницы. Когда его спросили, почему же тогда он не умирает, он ответил «Потому что жизнь и смерть - одно и то же». Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик - за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди - не хотят ни жить, ни умирать!
  • Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.
  • Когда мы были детьми, родители поручили нас воспитателю, который зорко следил, чтобы с нами не случилось худа. Мы выросли - и Бог поручил охранять нас врожденной нам совести. Не будем относиться с презрением к этому стражу, иначе и Бог разгневается на нас, и наша собственная совесть будет видеть в нас своих врагов.
  • Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
  • В зяте можно найти сына; но у кого дурной зять, тот потерял и свою дочь.
  • Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.
  • Раб тот, кто не умеет владеть собою.
  • Виноград пускает от себя три ветви: ветвь наслаждения, ветвь пьянства и ветвь наглости.
  • Нет ничего легче найти друга в счастии и ничего труднее - в горе.
  • Глупцов вылечивает от горя время, умных - их ум.
  • Речь смелая, но бессвязная - что тупой меч.
  • В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного - все дело привычки.
  • Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд.
  • Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших.
  • В несчастии познается друг и изобличается враг.
  • Если хочешь жить, не зная печали, считай будущее прошедшим.
  • Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.
  • Когда один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами, Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач!»
  • Когда Эпиктета спросили: «Какой человек богат?» - он отвечал: «Довольный собой».