Двадцать лет назад психолог Дэниел Гоулман назвал эту способность эмоциональным интеллектом. Сегодня его книги и книги его последователей становятся бестселлерами в России*. В чем феномен эмоционального интеллекта и что нам дает его развитие – рассказывает коуч Елена Сидоренко.

Елена Сидоренко, социальный психолог, коуч, приглашенный преподаватель Стокгольмской школы экономики в России.

Psychologies: В России тема эмоционального интеллекта очень популярна. С чем связан такой интерес?

Е. С.: Прежде всего – это желание улучшить свои навыки и производительность за счет каких-то новых внутренних ресурсов. Часто звучат утверждения о том, что интеллект рациональный (IQ) определяет лишь 20% успеха, в то время как эмоциональный интеллект (EQ) – 80%. А если так, значит, его нужно использовать. Вторая причина связана уже не с эффективностью, а с удовольствием. Нам надоело быть лишь эффективными. Нам хочется быть счастливыми. Может быть, эмоциональный интеллект поможет нам достичь внутренней гармонии? Наконец, любопытство. Обычно эмоции мешают трезвому рациональному рассудку. Тут перед нами противоречивое сочетание: эмоции и интеллект почему-то идут вместе. Нам хочется разобраться, понять, как это возможно и что нам это даст.

Чем эмоциональный интеллект отличается от рационального? В чем его специфика?

Есть несколько слоев эмоционального интеллекта. Базовый слой отвечает за выброс адреналина, ярость, страх. Эти реакции нужны для выживания организма. Детский плач, крик – это все проявления базового эмоционального интеллекта. Постепенно, по мере взросления у нас формируется следующий слой: мы начинаем сознательно относиться к эмоциям. Понимаем, что это важный ресурс. Высший уровень – способность и понимать эмоции, и управлять ими. Наши инстинктивные реакции отвечают на вопрос «почему»: «Почему мне больно, страшно, весело?» Высший уровень предполагает появление цели: я не всегда буду импульсивен, резок, когда так хочется моей душе. Я остановлюсь и подумаю: стоит ли мне проявить гнев, чтобы добиться цели, или это приведет к ответной агрессии и я не добьюсь результата? Там, где нельзя управлять эмоциями, можно хотя бы использовать их энергию более эффективным образом.

Для каких сфер, профессий важно обладать развитым эмоциональным интеллектом?

Е. С.: Строго говоря, этот навык нужен каждому. Но, скажем, одним комфортнее работать в одиночку, с машинами, информацией, а другим – с людьми. Для первых важно понимание собственных эмоций, и тогда им нужно углубиться в себя. Для вторых – понимание эмоций окружающих, и тогда им, наоборот, нужно подняться над собственными переживаниями и эгоистическими интересами. В зависимости от этого можно выделить внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Даже если ты находишься на необитаемом острове, тебе нужно понимать себя, управлять собой. Речь идет не только о том, чтобы не раздражаться, не гневаться, не поддаваться бесцельным импульсам. Если ты проснулся в апатии, а тебе предстоит работать, тебе нужно понять, почему так произошло. Анализировать причину, а не симптомы. В общении с другими важно понимать их состояние, работать с их эмоциями.

Умение управлять эмоциями других людей – не то же самое, что умение манипулировать ими?

Е. С.: Когда мы говорим «манипуляция», мы обычно имеем в виду только часть большого явления. В нашем повседневном общении в той или иной мере постоянно присутствует манипуляция. Когда мы используем эмоциональный интеллект, мы воздействуем на эмоции других. Это воздействие может быть и скрытым. Правила вежливости – тоже манипуляция. Но дело в том, что люди сами хотят эмоциональных воздействий. Они хотят волнения, хотят испытывать чувство гордости, чувство собственной значимости. Пока мы добиваемся общего результата, речь идет о манипуляции по договоренности. «Мы очень рады вас видеть», «спасибо за вопрос» – мы негласно договорились, что не будем говорить ничего неприятного.

Злостная манипуляция – особый случай. Злостный манипулятор добивается одностороннего выигрыша. Конечно, грань между допустимой и злостной манипуляцией размыта. Решение о том, является ли твоя манипуляция оправданной, или она злостная и ты добиваешься лишь выгоды – зависит от тебя.

* Например: С. Шабанов, О. Алешина «Эмоциональный интеллект. Российская практика» (Манн, Иванов и Фербер, 2014).

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

― Как управлять негативными эмоциями: гневом, страхом, унынием ― Как управлять положительными эмоциями: радостью и интересом ― Технологии управления эмоциональной реакцией на кризисную ситуацию в целом Цель тренинга: Повышение эффективности делового взаимодействия за счет рационального использования эмоциональных ресурсов Целевая аудитория: Топ-менеджеры, менеджеры и фри-лансеры. Методы обучения: Лекции-семинары, командная и индивидуальная работа с заданиями и кейсами, ролевые игры, презентации, психологические тренажеры, психогимнастические упражнения.

Елена Сидоренко -
заслуженный бизнес-тренер, психолог-наставник, партнер Школы бизнеса «Синергия»
- Представитель первой волны самых опытных в стране тренеров-психологов с великолепным системным образованием, академическими знаниями и фантастическим профессиональным и личным опытом.
- Стаж работы тренером – более 30 лет.
- Признанный эксперт по вопросам стратегии построения деловых связей, методам взаимодействия в команде и мотивации персонала.
- Автор книг «Технологии создания тренинга. От замысла к результату», «Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру», «Тренинг влияния и противостояния влиянию» и многих других.
Среди ее клиентов: «Русский алюминий», ГК «Терем», «Диасофт», «Юкос», «Органон», Wrigley, Coca-Cola, НКК, «Тинькофф», «Трансмарк», «Парнас-М», «Петросоюз», «Теле2», «Телекомстрой», «Моторола ЗАО», Сеть гипермаркетов О’КЕЙ, ЗАО «СЗНК», ООО «Лукойл-ПНОС» и многие другие.
- Победитель конкурса «Золотая психея» в 2008 году (Национальный психологический конкурс)
- Директор академических программ Стокгольмской Школы Экономики.
- Преподает на Executive MBA.
- Доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета.
- Кандидат психологических наук.

Семинар:«Эмоциональный интеллект»
Что вы узнаете на семинаре?

― Как управлять негативными эмоциями: гневом, страхом, унынием
― Как управлять положительными эмоциями: радостью и интересом
― Технологии управления эмоциональной реакцией на кризисную ситуацию в целом

Цель тренинга: Повышение эффективности делового взаимодействия за счет рационального использования эмоциональных ресурсов
Целевая аудитория: Топ-менеджеры, менеджеры и фри-лансеры.
Методы обучения: Лекции-семинары, командная и индивидуальная работа с заданиями и кейсами, ролевые игры, презентации, психологические тренажеры, психогимнастические упражнения.
Учебные пособия: Буклеты, включающие:
а) изложение основных материалов тренинга;
б) словарь терминов и методик;
в) список литературы;
г) тексты и упражнения для саморазвития.
Планируемый результат для участников:
Практическое освоение технологий управления эмоциональными ресурсами.
Планируемый результат для организации: Повышение мотивации и слаженности работы сотрудников.
Продолжительность тренинга: Один день, с 10-00 до 18-00

Основные темы практического семинара-тренинга «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БИЗНЕСЕ»

Часть 1: Управление эмоциями других людей
1.Структура эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект как общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных задач.
Эмоциональный интеллект считается определяющим 80% успеха в бизнесе.
Четыре компонента эмоционального интеллекта:
1) понимание собственных эмоций;
2) понимание эмоций других людей;
3) управление собственными эмоциями;
4) управление эмоциями и отношением других людей.
Что первично – понимание эмоций или управление ими?
Наш ответ таков: первично управление.
2.Управление первично
Первично управление эмоциями, а не понимание их. Люди хотят, чтобы их вводили в определенное эмоциональное состояние. Это желание гораздо сильнее, чем желание быть понятыми.
Сотрудники организаций подписались бы под лозунгом: «Лидер! Сделай так, чтобы мне было хорошо! Это важнее, чем разобраться в том, почему мне плохо».
Рассмотрим, что происходит в театре. Посетители театра не рассчитывают на то, что их эмоциональное состояние будут пытаться понять перед началом спектакля. Они пришли не для того, чтобы их поняли, а для того, чтобы привели в определенное эмоциональное состояние – радости, умиления, воодушевления и др.
Аналогичным образом, сотрудники, партнеры, акционеры гораздо меньше нуждаются в том, чтобы их эмоции поняли, и гораздо больше нуждаются в том, чтобы их эмоциональным состоянием конструктивно управляли, особенно в ситуации кризиса.
Управление – это тот компонент эмоционального интеллекта, который появляется первым в жизни каждого человека. Управление первично не только потому, что в нем в больше степени нуждаются окружающие, чем в понимании. Оно первично и в мире животных. Это естественный ресурс эмоционального интеллекта, который нужно лишь возродить в себе.
3.Рациональный стиль управления эмоциями
Методы прояснения эмоционально-травмирующих ситуаций. Методы аргументации и контр-аргументации. Тренировка в использовании методов Сократа, двусторонней аргументации, расщепления аргументов партнера и поиска слабого звена в аргументации партнера. Методы информирования и мини-планирования для преодоления кризисных состояний.
4.Эмоционально-поддерживающий стиль управления эмоциями
Методы эмоционального присоединения к партнеру, согласия и подчеркивания значимости партнера. Эффект Гейши – преобразование негативных состояний в позитивные. Практикум в использовании техники «поворот на будущее». Тренировка в методах психологического заражения позитивными эмоциональными состояниями.
5.Эмоционально-подстегивающий стиль управления эмоциями
Методы подбадривающего воздействия в режиме «острого драйва» (Funky). Тренировка в использовании методов усиления азарта и вовлеченности. Развитие способности к юмористическому реагированию.

Часть 2: Управление собственными эмоциями
1.Принципы управления эмоциями
Эмоции включают нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты Два из этих компонентов подлежат произвольной регуляции. Между силой эмоции и результативностью деятельности человека установлена криволинейная зависимость. Это означает, что каждая эмоция может вызывать повышение результативности, но лишь до определенного уровня. Необходимо оптимальное управление эмоциями, при котором энергия каждой эмоции будет использована с максимальной эффективностью.
2.Управление гневом
Техники осознания источников гнева. Механизмы формирования гнева: проекция, перенос, зависть. Техники преобразования гнева в энергию конструктивного действия. Техники развития толерантности по отношению к другим людям и неблагоприятным событиям жизни.
3.Управление унынием
Осознание источников сниженного настроения и апатии. Возможности управления унынием через нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты уныния.
4.Управление страхом
Осознание источников страха, тревоги и беспокойства. Три принципиально различающиеся возможности управления страхом: уклонение, постепенное привыкание (систематическая десентитизация Д.Вольпе) и открытая встреча со страхом (метод парадоксального намерения В.Франкля). Тренировка в применении методов борьбы со страхами. Тренировка в технологиях использования энергии страха для достижения более высоких результатов деятельности.
5.Управление радостью и интересом
Выявление источников радости и интереса. Тренировка в создании условий, повышающих интерес к выполняемому заданию. Тренировка в установлении своих прямых и опосредованных интересов для оптимальной регуляции собственной деятельности. Тренировка метода позитивного реагирования на события жизни. Тренировка в планировании радости.

Между коэффициентом интеллекта человека (IQ) и его успехом в социуме нет никакой связи. Часто далеко не самые “умные” люди достигают вершин, а гении влачат жалкое существование. Успех человека зависит от его эмоционального интеллекта (EQ). Впервые эту идею озвучил Дэвид Гоулман в одноимённой книге. Хорошо развитый EQ позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики. Лидеры – люди с развитым эмоциональным интеллектом.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:

1.ЭМОЦИИ КАК СИГНАЛ ДЛЯ ВЫБОРА ПРАВИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ.

Эмоции как переживание значимости происходящего и подготовка организма к лучшему восприятию и возможным действиям. Значение осознаваемых и безотчетных эмоций для принятия решений в бизнесе. Интуиция как внерациональное постижение действительности. Методы осознания своих интуитивных догадок и развития доверия к своей интуиции в вопросах антикризисного управления.

2.СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.

Эмоциональный интеллект как общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных задач. Эмоциональный интеллект считается определяющим 80% успеха в бизнесе.

Четыре компонента эмоционального интеллекта:

понимание собственных эмоций;

понимание эмоций других людей;

управление собственными эмоциями;

управление эмоциями и отношением других людей.

Что первично – понимание эмоций или управление ими? Наш ответ таков: первично управление.

3.УПРАВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНО.

Первично управление эмоциями, а не понимание их. Люди хотят, чтобы их вводили в определенное эмоциональное состояние. Это желание гораздо сильнее, чем желание быть понятыми. Сотрудники организаций подписались бы под лозунгом: «Лидер! Сделай так, чтобы мне было хорошо! Это важнее, чем разобраться в том, почему мне плохо».

Рассмотрим, что происходит в театре. Посетители театра не рассчитывают на то, что их эмоциональное состояние будут пытаться понять перед началом спектакля. Они пришли не для того, чтобы их поняли, а для того, чтобы привели в определенное эмоциональное состояние – радости, умиления, воодушевления и др. Аналогичным образом, сотрудники, партнеры, акционеры гораздо меньше нуждаются в том, чтобы их эмоции поняли, и гораздо больше нуждаются в том, чтобы их эмоциональным состоянием конструктивно управляли, особенно в ситуации кризиса.

Управление – это тот компонент эмоционального интеллекта, который появляется первым в жизни каждого человека. Управление первично не только потому, что в нем в больше степени нуждаются окружающие, чем в понимании. Оно первично и в мире животных. Это естественный ресурс эмоционального интеллекта, который нужно лишь возродить в себе.

4.ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ.

Эмоции включают нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты. Два из этих компонентов подлежат произвольной регуляции. В тренинге предусмотрен практикум в овладении технологиями:

управления негативными эмоциями: гневом, страхом, унынием;

управления положительными эмоциями: радостью и интересом;

технологии управления эмоциональной реакцией на кризисную ситуацию в целом.

5.ЛИЧНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

Некоторые люди используют события для того, чтобы испытывать свои излюбленные эмоции. Они на любое событие реагируют примерно одинаково. Что бы ни произошло, это становится причиной для уныния, или гнева, или страха, – кто к чему привык.

С другой стороны, причиной эмоций чаще всего объявляется другой человек. Даже если гнев или тревога вызваны объективными трудностями, препятствиями, мировым экономическим кризисом, источником неприятностей кажутся другие люди. Это отвлекает энергию и мешает поиску эффективных путей преодоления трудностей. Необходимо осознать свои эмоциональные привычки для повышения своей эффективности и гибкости в деловой среде.

Об авторе:
Представитель первой волны самых опытных в стране тренеров-психологов с великолепным системным образованием, академическими знаниями и фантастическим профессиональным и личным опытом. За время преподавательской и тренерской деятельности подготовила тысячи специалистов, руководителей и менеджеров. Основные тренерские компетенции: эмоциональный интеллект, методы взаимодействия в команде, мотивация персонала, стратегии построения систем деловых связей, методы психологического влияния и противостояния манипуляциям.

Среди клиентов тренера:
«Русский алюминий» (Москва), ГК «Терем» (Москва), «Диасофт» (Москва), «Юкос», «Органон», «Ригли», «Кока-Кола», НКК, «Илимпалп», СУЭК, «Трансмарк», «Петросоюз», «Теле2», Телекомстрой, “Моторола ЗАО”, Информационный офис Совета министров Северных стран (Санкт-Петербург), Сеть гипермаркетов О’КЕЙ, ЗАО «СЗНК», ООО «Лукойл-ПНОС» (Пермь), «Новая реальность» (Иркутск), Группа компаний «Тера» (Харьков), Группа компаний «Посольский дом» (Тула), «Метро» (Киев) и другие.

Отзывы участников:

«В рамках тренинга “Эмоциональный интеллект в бизнесе” мы получили много полезных практических инструментов и моделей, которые, действительно, работают. Для меня, как для специалиста в области управления персоналом, было очень важно получить и применить на практике навыки эффективного взаимодействия с людьми».
Ольга Анисимова, HR manager CIS and Baltics at Oriflame

«Для меня программа очень была интересной. Специально хочу отметить удачное построение тренинга и превосходную работу тренера. Выбран эффективный баланс между теорией и интерактивными упражнениями. Тренинг прошел на большом эмоциональном подъеме, много интересных идей».
Каплун Б.И., Амкор Ренч, генеральный директор

«Интересная программа, очень понравились игры и практические занятия. Елена, огромное спасибо! Всем остальным – если тема интересна, посетите – не пожалеете».
Чаузов А.В., МФИ софт

«Программа оказалась весьма полезной в ПРАКТИЧЕСКОМ смысле. Как участник тренинга, я получил пользу как для себя лично, так и планирую в большей степени культивировать в своих сотрудниках умения и навыки, отличающие людей, обладающих эмоциональным интеллектом».
Кутепов Александр, Mr.Doors

«Тренинг Е.В.Сидоренко – отличная возможность поработать с эффективными моделями управления людьми и потренироваться применять их на практике. Для меня и моих коллег участие было интересным и полезным для нашей работы. Мы планируем продолжить сотрудничество с Еленой Васильевной в дальнейшем».
Михаил Коссилов, Исполнительный директор компании

«Тренинг понравился очень. Все как в жизни – задачи, замешательство, поиск решения, радость открытий и находок».
Cгонник Галина, Team Leader, Adecco Engineering

Площадка: Нижний Новгород. Гостиница «Волна», пр. Ленина, 98, конференц-зал «Победа».

Формат: двухдневный тренинг с 10 до 18 часов.

Стоимость: 19.900 рублей 18.900 рублей (при регистрации до 22 сентября, предложение ограничено).

В стоимость входит: раздаточный материал, сертификат о прохождении тренинга, питание (бизнес-ланч, кофе-паузы).

Внимание! Количество участников тренинга ограниченно!

Пожалуйста, заранее регистрируйтесь на мероприятие и помните, что только оплаченная регистрация является фактической бронью.

Подробности и регистрация участников на почту [email protected]

Организатор: Нижегородская Школа Продаж.

Коучинг по управлению эмоциональными ресурсами:

  • 2 месяца системного развития вашего эмоционального интеллекта.
  • 8 онлайн-занятий обязательные домашние задания на неделю и обратная связь по вашим результатам.
  • Альфреду Адлеру", "Тренинг влияния и противостояния влиянию" и многих других

Программа коучинга

  1. Структура эмоционального интеллекта.
  2. Рациональный стиль управления эмоциями.
  3. Эмоционально-поддерживающий стиль управления эмоциями.
  4. Эмоционально-подстегивающий стиль управления эмоциями.
  5. Управление собственными эмоциями.
  6. Управление гневом и унынием.
  7. Управление страхом.
  8. Управление радостью и интересом.

Ваши результаты

  • Проанализируете собственные эмоциональные привычки и определите внутренние ресурсы.
  • Научитесь понимать свои эмоции и их причины.
  • Начнёте управлять эмоциями окружающих и укрепите свои лидерские позиции.
  • Научитесь вдохновлять подчинённых и коллег на "трудовые подвиги", генерировать ресурсные состояния и вызывать драйв.
  • Найдёте резервные источники энергии для выполнения самых сложных задач.
  • Научитесь управлять негативными эмоциями и использовать их энергию для бизнеса.
  • Выработаете новые привычки, которые станут надёжной опорой в бизнесе и карьерном росте.

Санкт-Петербург

Активный мир - actimir.ru

Цель тренинга: Повышение эффективности делового взаимодействия за счет рационального использования эмоциональных ресурсов

Целевая аудитория: Топ-менеджеры, менеджеры и фри-лансеры.

Методы обучения: Лекции-семинары, командная и индивидуальная работа с заданиями и кейсами, ролевые игры, презентации, психологические тренажеры, психогимнастические упражнения.

Учебные пособия: Буклеты, включающие:
а) изложение основных материалов тренинга;
б) словарь терминов и методик;
в) список литературы;
г) тексты и упражнения для саморазвития.

Планируемый результат для участников: Практическое освоение технологий управления эмоциональными ресурсами.

Планируемый результат для организации: Повышение мотивации и слаженности работы сотрудников.

Продолжительность тренинга: Один день, с 10-00 до 18-00.

Основные темы практического семинара-тренинга «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В БИЗНЕСЕ»

Часть 1: Управление эмоциями других людей

1.Структура эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект как общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных задач.

Эмоциональный интеллект считается определяющим 80% успеха в бизнесе.

Четыре компонента эмоционального интеллекта:
1) понимание собственных эмоций;
2) понимание эмоций других людей;
3) управление собственными эмоциями;
4) управление эмоциями и отношением других людей.

Что первично - понимание эмоций или управление ими?

Наш ответ таков: первично управление.

2.Управление первично

Первично управление эмоциями, а не понимание их. Люди хотят, чтобы их вводили в определенное эмоциональное состояние. Это желание гораздо сильнее, чем желание быть понятыми.

Сотрудники организаций подписались бы под лозунгом: «Лидер! Сделай так, чтобы мне было хорошо! Это важнее, чем разобраться в том, почему мне плохо».

Рассмотрим, что происходит в театре. Посетители театра не рассчитывают на то, что их эмоциональное состояние будут пытаться понять перед началом спектакля. Они пришли не для того, чтобы их поняли, а для того, чтобы привели в определенное эмоциональное состояние - радости, умиления, воодушевления и др.

Аналогичным образом, сотрудники, партнеры, акционеры гораздо меньше нуждаются в том, чтобы их эмоции поняли, и гораздо больше нуждаются в том, чтобы их эмоциональным состоянием конструктивно управляли, особенно в ситуации кризиса.

Управление - это тот компонент эмоционального интеллекта, который появляется первым в жизни каждого человека. Управление первично не только потому, что в нем в больше степени нуждаются окружающие, чем в понимании. Оно первично и в мире животных. Это естественный ресурс эмоционального интеллекта, который нужно лишь возродить в себе.

3.Рациональный стиль управления эмоциями

Методы прояснения эмоционально-травмирующих ситуаций. Методы аргументации и контр-аргументации. Тренировка в использовании методов Сократа, двусторонней аргументации, расщепления аргументов партнера и поиска слабого звена в аргументации партнера. Методы информирования и мини-планирования для преодоления кризисных состояний.

4.Эмоционально-поддерживающий стиль управления эмоциями

Методы эмоционального присоединения к партнеру, согласия и подчеркивания значимости партнера. Эффект Гейши - преобразование негативных состояний в позитивные. Практикум в использовании техники «поворот на будущее». Тренировка в методах психологического заражения позитивными эмоциональными состояниями.

5.Эмоционально-подстегивающий стиль управления эмоциями

Методы подбадривающего воздействия в режиме «острого драйва» (Funky). Тренировка в использовании методов усиления азарта и вовлеченности. Развитие способности к юмористическому реагированию.

Часть 2: Управление собственными эмоциями

1.Принципы управления эмоциями

Эмоции включают нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты Два из этих компонентов подлежат произвольной регуляции. Между силой эмоции и результативностью деятельности человека установлена криволинейная зависимость. Это означает, что каждая эмоция может вызывать повышение результативности, но лишь до определенного уровня. Необходимо оптимальное управление эмоциями, при котором энергия каждой эмоции будет использована с максимальной эффективностью.

2.Управление гневом

Техники осознания источников гнева. Механизмы формирования гнева: проекция, перенос, зависть. Техники преобразования гнева в энергию конструктивного действия. Техники развития толерантности по отношению к другим людям и неблагоприятным событиям жизни.

3.Управление унынием

Осознание источников сниженного настроения и апатии. Возможности управления унынием через нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты уныния.

4.Управление страхом

Осознание источников страха, тревоги и беспокойства. Три принципиально различающиеся возможности управления страхом: уклонение, постепенное привыкание (систематическая десентитизация Д.Вольпе) и открытая встреча со страхом (метод парадоксального намерения В.Франкля). Тренировка в применении методов борьбы со страхами. Тренировка в технологиях использования энергии страха для достижения более высоких результатов деятельности.

5.Управление радостью и интересом

Выявление источников радости и интереса. Тренировка в создании условий, повышающих интерес к выполняемому заданию. Тренировка в установлении своих прямых и опосредованных интересов для оптимальной регуляции собственной деятельности. Тренировка метода позитивного реагирования на события жизни. Тренировка в планировании радости.