Электронная ветеринарная сертификация в молочной отрасли


Закон о переходе всей ветсертификации в электронный вид был принят в 2015 году и должен вступить в силу в 2018 году. Предстоящее внедрение электронной ветеринарной сертификации вызывает много вопросов со стороны производителей молочной продукции. В рамках конференции «Законы, стандарты, приказы и постановления – что ждет молочную отрасль в ближайшее время?» Власов Николай Анатольевич, заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ответил на некоторые из них.

Власов Н. А.: В плане своевременного перехода на систему электронной ветеринарной сертификации ряд предприятий подает большие надежды. Например, Тульский молочный завод сделал всесторонний анализ всех алгоритмов, и мы в своей работе опираемся на эту информацию. Агрофирма «Дмитрова Гора» – предприятие-перфекционист во всех смыслах. Полагаю, что в молокоперерабатывающей отрасли они одними из первых запустят систему электронной ветеринарной сертификации. Еще одно супер продвинутое предприятие – это ГК «Галактика». На предприятии начат интеграционный проект. Причем в плане технологического контроля компания поставила показатели на порядок выше, чем предусмотрено федеральным законодательством. Согласно проекту будет проводиться идентификация не производственной партии, а каждой упаковки. Уже приобретено оборудование, которое встроено на линии розлива и позволяет надежно осуществлять идентификацию каждого пакета молока. Отрадно, что к работе подключаются компания Unilever и Союз мороженщиков. Но общая ситуация с внедрением в молочной отрасли ветеринарной сертификации достаточно печальная.

Вопрос: Вы говорите о том, что этот вид деятельности должны осуществлять ветеринарные врачи. У нас есть еще ветсанэксперты, которых готовят высшие учебные заведения, специалисты по управлению качеством, технологи. Как, на ваш взгляд, могут быть реализованы этими специалистами данные профессиональные задачи?

Власов Н. А.: У нас есть единственная отрасль, где, по международному праву и по внутреннему законодательству, выделяется особая группа специалистов не ветеринарного профиля, которые работают в целях ветеринарии, и это, к сожалению, не молочная, а рыбная промышленность. И называется такой специалист не ветеринаром, а специалистом по болезням рыб. Работа по сертификации готовой молочной продукции, при которой в сертификат вводятся основные данные готовой партии продукции, изначально планировалась как раз для технологов. С этим сертификатом нельзя перемещать и продавать продукцию, но в нем вводятся данные о свойствах продуктов, которые лучше технологов никто не знает.

Что касается подготовки кадров, то мы предлагали сотрудничество давно, и некоторые вузы, в основном ветеринарные, пошли на это. В частности, по теме сегодняшнего нашего разговора – в нескольких вузах изучение вопросов ветеринарной сертификации уже введено как предмет. И учебные пособия есть на эту тему. Если у вузов есть желание сотрудничать, то мы готовы делать все возможное вплоть до разработки с ними курсов лекций и практических занятий.

Вопрос: Понимаю необходимость введения электронной ветеринарной сертификации для продуктов, которые ранее подвергались бумажной ветсертификации. Также понимаю и приветствую электронную ветсертификацию сырого молока – отрасль нуждается в качественном и безопасном сырье. Но какая необходимость введения ветсертификации продукции промышленной переработки? И как вы относитесь к тому, что наши коллеги по таможенному союзу (письмо от 28.10.2016 № 10-270 о перемещении и перевозке продукции животного происхождения внутри подконтрольных республик), не имеющие соответствующих административных барьеров в виде электронной ветсертификации, получат преимущества перед переработчиками РФ? Также есть непонимание структуры ветеринарной службы – кто и за что отвечает?

Власов Н. А.: Мы понимаем, насколько важно, чтобы вся ветеринарная служба страны работала как единая система, и это понимание появляется у руководства страны. В частности, мы имеем поручение президента о разработке законопроекта, который устанавливает контрольные полномочия Россельхознадзора в отношении государственных ветеринарных служб субъектов РФ, а также полномочия Минсельхоза России о назначении главного ветврача региона. Сейчас этот законопроект проходит стадии согласования.

Что касается наших соседей и партнеров по ЕАЭС, то здесь совершенно понятно, что если наши собственные производители выполняют определенные законы, то же самое будет требоваться от любого, кто ввозит продукцию на территорию России. И всю продукцию, которая будет оттуда идти, мы сможем отследить вплоть до фермы, до животного. И. Шувалов заявил нашим соседям по ЕАЭС, что все грузы по территории РФ будут сопровождаться системами ГЛОНАСС и «Платон», а грузы животного происхождения – еще и системой электронной ветеринарной сертификации. Например, Белоруссия копирует и внедряет у себя «Меркурий». В дальнейшем она будет интегрирована в нашу систему.

Введение системы электронной ветсертификации преследует несколько целей. Первая – это обеспечение биологической безопасности. В отношении готовой молочной продукции такая цель не стоит, так как в готовом молочном продукте биологическая безопасность обеспечивается технологией на 99,9 %. Вторая цель – это обеспечение пищевой безопасности, т. е. контроль наличия компонентов неинфекционной природы. В молочной отрасли эта проблема стоит в полный рост. Статистические данные очень плохие. Я понимаю, в какой сложной среде работают молокопереработчики, когда не хватает сырья и нет возможности свободного выбора поставщиков молока. В выигрышной ситуации те, кто создал и имеет свои сырьевые площадки. Третья цель – поддержание в нормальном состоянии конкурентоспособности молочной продукции. Так как в настоящее время нередка ситуация, когда на одной и той же полке лежат настоящие сыры и сыроподобные продукты, в которых молока вообще может не быть, но на которые «непродвинутый» потребитель обратит внимание в первую очередь как на более дешевый продукт. Четвертое – это поддержание экспортного потенциала. Совсем немного молочной продукции вывозиться в страны ЕАЭС, больше, конечно, ввозится. В третьи страны у нас, можно сказать, ничего не вывозится, хотя право экспорта у нас есть в 9 из 10 стран. Чтобы поддерживать экспортный потенциал на высококонкурентных рынках, надо поддерживать соответствующее качество продукта. И еще одна очень важная цель – обеспечение прозрачной деятельности всех действующих предприятий. Система аккумулирует информацию о всех производителях, и проще найти виновного, если обнаружится что-то лишнее в конечном продукте. И, наконец, прозрачность деятельности, созданная цепочкой сертификатов, позволит отделить легальное производство от нелегального, которого, по нашим данным, сейчас немало.

Из пяти целей к молочной отрасли только одна не имеет отношение. Все остальные – в полный рост!

Вопрос: Несмотря на то что сама идея электронной ветсертификации правильная, у многих производителей очень силен внутренний негатив. В нашей области (Ярославская обл. – ред.) ухудшается ситуация в части взаимодействия с ветслужбой. Ветслужба, под прикрытием законодательства, проверяет продукцию на молочных и др. предприятиях и, якобы находя, например, растительные компоненты в молочных изделиях или ГМО-компоненты, заставляет предприятия делать повторные платные аналитические работы. Второе – молочники крайне негативно относятся к наличию антибиотиков в молоке, появление которых возможно еще на стадии лечения коров. Может быть, стоит усилить контроль в этой сфере?

Власов Н. А.: Люди всегда опасаются нового, особенно люди, которые живут в нашей стране и которым за тридцать. Они негативно относятся ко всему новому, что делают власти. Но опасение чего-то нового не надо рассматривать как основание, чтобы ничего нового не вводить. Жизнь меняется, требуются новые решения. Если государство видит вызовы, то оно должно на них реагировать. Решение о введении электронной ветсертификации принято давно. Спорить уже некогда, да и бесполезно. К первому января 2018-го мы должны быть готовы!

Мы прекрасно понимаем, откуда в молоке берутся антибиотики. Это следствие неправильной работы владельцев животных и ветеринарных врачей, которые сопровождают стада. Но по закону молокопереработчики отвечают за наличие антибиотиков в готовом продукте. Соответственно, контролировать поступающее сырье – это необходимость. Либо вы должны так работать с поставщиком сырья и так ему доверять, чтобы не надо было контролировать. Если говорить о контроле с нашей стороны, то мы, например, всего два раза обнаружили примесь сухого молока в сыром молоке. Зато в готовом молоке – количество питьевого молока на полке с примесью сухого составляет 42 %, что запрещено ТР. Мы прекрасно понимаем, в каких условиях вы работаете. С одной стороны, давят сети, на сети давит потребитель, у которого в кармане ничего нет. С другой стороны, давит отсутствие нормального сырьевого рынка. Но закон есть закон, и он имеет смысл тогда, когда его выполняют.

Мы ведем работу по контролю за применением лекарственных средств. Первый шаг уже сделан – регистрация лекарственных средств. Мы постоянно работаем с ассоциацией производителей лекарственных средств и с ассоциацией фармацевтов. Также мы просим правительство включить лекарственные средства в перечень продуктов, подлежащих ветсертефикации, чтобы была обеспечена прослеживаемость.

Перегибы на местах, конечно, будут. Наша задача – уменьшить количество этих ситуаций. Изменить человеческую природу мы не в силах. Россельхознадзор ввел разные защитные механизмы. Для проведения независимого исследования переработчики могут обратиться в наши лаборатории или лаборатории Ростребнадзора. С таким независимым заключением затем можно оспаривать предыдущее заключение, которое считается несправедливым.

Вопрос: Есть несколько моментов, которые хотелось бы озвучить. Наш молочный завод находится в Красноярском крае. К нам приезжал специалист, который разъяснил методологию работы новой системы. По нашим подсчетам, нам понадобится 5 человек для поддержания работы системы электронной ветсертификации. То есть затраты – значительные. Второй момент – есть опасения, что введение ветсертификации превратится в карательные операции на местах. И еще наше пожелание – учесть момент с оформлением сертификата на транспортную партию. Если Россельхознадзор говорит о том, что транспортной партией признается автомашина, вагон или контейнер, то наше мнение, что сертификат должен выдаваться на всю транспортную партию вне зависимости от даты производства или разновидности одного и того же продукта (йогурт яблочный, персиковый, грушевый и т. д.)

Власов Н. А.: Я сомневаюсь, что возможны и какие-либо карательные меры со стороны Россельхознадзора на местах. У нас все жестко нормировано. Ветсертификацию и контроль осуществляют ветеринарные службы субъектов РФ. Карательные меры могут быть – и будут – приняты только в отношении тех, кто не будет готов к работе в системе электронной ветсертификации. Кто не сможет или не захочет выполнять требования действующего законодательства, тот будет нести ответственность.

Мы предложили редуцировать наказание на стартовый период введения системы: в течение первого полугодия штраф не брать, а выписывать только предписание, далее штрафовать по нарастающим тарифам. Но наше предложение не приняли. Мне бы хотелось, чтобы все понимали, что Россельхознадзор – помощник, а не каратель для тех, кто пытается внедрить электронную ветсертификацию.

Стоимость внедрения информационной системы электронной ветсертификации для некрупного предприятия, по нашим подсчетам, составит от 8 тыс. рублей. Мы имеем и анализируем данные по сотням предприятий, которые уже выполнили информационные проекты. Сейчас много поставщиков. Выбирайте, торгуйтесь. На сегодняшний день один хорошо подготовленный специалист ветслужбы субъекта РФ делает до 36 000 электронных ветсертификатов за неделю, работая в одну смену. Для небольшого молокоперерабатывающего завода (50–70 т/сут) одного нормально подготовленного специалиста хватит на отпуск продукции (на склад и на сертификацию). Если у вас такое предприятие, то ваш выбор – система 1С плюс интеграционный пакет.

Вопрос Сейчас есть четыре вида контролируемых антибиотиков в готовой продукции. В последнее время ветеринары все чаще стали использовать два новых вида антибиотиков (телазин, хеналон). Как результат – в готовой молочной продукции стали обнаруживаться эти виды антибиотиков. Возможно, имеет смысл выработать нормы концентрации для новых антибиотиков, чтобы не было лишнего наказания для производителей молока?

Власов Н. А.: Действительно, у нас сейчас четыре вида антибиотиков, для которых установлены нормы предельно допустимой концентрации в готовом продукте. Все остальные просто запрещены в пределах чувствительности применяемых методов. Какой должен быть уровень толерантности? Точно знаю – не нулевой. Но уровень этот могут установить только медики.

Вопрос: В процессе подготовки к работе в системе «Меркурий» мы столкнулись с разными техническими вопросами. Есть ли какая-то проектная группа, которая может отвечать на разные технические вопросы? Сети торопят нас. Например, Х5 Retail Group требует начала работы в системе в тестовом режиме с 1 ноября.

Власов Н. А.: Мы планируем запустить работу call-центра, чтобы оперативно отвечать на вопросы, касающиеся внедрения электронной системы ветеринарной сертификации. Интересно, что еще в недавнем прошлом ретейл был категорическим противником введения системы ветсертефикации. Сейчас же, поняв свои выгоды, торговые предприятия стали нашими союзниками и драйверами всего этого процесса. Сети будут подталкивать переработчиков к внедрению системы, а вы – переработчики –должны, в свою очередь, подталкивать ваших поставщиков сырья.

В министерстве сразу же опровергли эту информацию, заявив, что эта мера будет действовать не раньше, чем через два года. А президент тут же призвал не повышать цены на молоко. Впрочем, эти заявления успокоили не всех – 2018 год не за горами. В любом случае новые меры приведут к затратам производителей и росту цен на молоко, предупреждают эксперты.

Из-за чего сыр-бор

Весь шум начался из-за приказа Минсельхоза, который участники молочного рынка случайно нашли в базе «Гарант». После того, как информация о дополнительной документации с 1 марта разошлась по СМИ, Минсельхоз уточнил, что согласно приказу N648 от 18.12.15 года, оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) на отдельные виды продукции, в том числе пакетированное молоко, не требуется до 2018 года.

При этом в министерстве отметили, что обязательная электронная ветеринарная сертификация готовой продукции, включая молоко, будет введена только с 1 января 2018 года. До этого времени электронная ветеринарная сертификация может производиться компаниями по желанию.

Напомним, в среду стало известно о том, что Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») обратился к федеральным властям с просьбой отозвать приказ Минсельхоза РФ, который обязывает производителей питьевого пакетированного молока с 1 марта 2016 года оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) на каждую партию. В союзе отмечали, что молочный рынок России не готов к таким шагам, обязательное оформление ВСД может привести к остановке многих производств, в результате чего цены на молоко могут значительно вырасти.

Молниеносная реакция Путина

Молочная тема сразу привлекла внимание, на это сообщение отреагировал даже президент. На встрече с главой Минсельхоза Александром Ткачевым Владимир Путин дал понять, что рост цен на молоко нежелателен.

«Важно, чтобы все эти новации были минимально забюрокрачены и чтобы не создавали дополнительную существенную нагрузку для товаропроизводителей, которые в конечном итоге неизбежно будут отражаться на цене продукта», - сказал глава государства.

Глава Минсельхоза РФ, в свою очередь, отметил, что Россия перенимает зарубежный опыт. Сейчас на российском рынке очень много «фальсификата и контрафакта, и контрабанды», чтобы понимать место происхождения и движение товара, как раз и вводится электронная сертификация. Те, кто выступает против, просто хочет «нажиться на этом», отметил Александр Ткачев.

Эту же мысль озвучил глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков, заявив, что производители молочной продукции, выступающие против электронной сертификации, просто не хотят делать схему производства прозрачной и открытой.

Затрат не будет

Стоит отметить, электронная сертификация уже действует в отношении производителей молоко. Сейчас Минсельхоз хочет этот опыт переложить и на переработчиков молока. Управляющий партнер компании АО «2К» Тамара Касьянова рассказала, чего именно пытается сделать министерство.

– Сейчас продавцы молока уже получают ветсертификаты – для них это обязательная процедура. С 1 марта они должны получать их в электронном виде. Производители готовой продукции, по задумке Минсельхода, должны собирать эти данные в своей базе при закупках молока, составлять обобщенный документ и отправлять его в качестве запроса на получение своего сертификата. То есть одна партия молока может иметь несколько поставщиков, которые предоставят все необходимые ветсертификаты в электронном виде. Задача покупателя (производителя готовой продукции) - собрать все эти данные и отправить запрос на получение своего – одного ветсертификата, - объяснила эксперт.

По ее словам, если система ветсертификации будет работать в электронном режиме, как и планируется, то особых дополнительных расходов производители молока понести не должны.

Привлечение к оформлению заявок на получение сертификата дополнительных трудовых ресурсов не будет масштабным, если все данные, в том числе и ветсертификаты непосредственно самих молочников, у которых молоко закупается, будут поступать в электронном виде, - пояснила она.

Не потребует это и финансовых затрат, уверена эксперт.

Если сам процесс получения ветсертификата будет полностью автоматизирован и получение документа будет бесплатным, затратным для молочников он не будет. Необходимы будут лишь средства на разработку и внедрение системы электронной сертификации, - отметила Тамара Касьянова.

Цены вырастут на 5-10%

В Национальном союзе производителей молока, с которых началась вся эта история, не отказываются от своих прежних заявлений.

Как заявила нам директора департамента по связям с общественностью «Союзмолоко» Мария Жебит, «ни маленькие, ни большие заводы не готовы оформлять ветсертификаты». Обязательное введение ВСД неминуемо приведет к росту затрат на выпуск продукции и в конченом счете отразится на отпускных и потребительских ценах. И при этом не важно, о какой сертификации идет речь – электронной или не электронной.

Многим переработчикам придется нанять специального человека, а крупным – и несколько десятков сотрудников, чтобы они занимались оформлением этих сертификатов. По подсчетам различных заводов и компаний, это может увеличить себестоимость производства на 1-1,5%, а иногда и выше. Например, есть расчеты для завода с мощностью переработки в 200 тонн в сутки. В год у него уйдет на введение электронной сертификации почти 10 миллионов рублей, что повысит себестоимость производства на 5%, - сказала эксперт.

В случае проведения ветеринарной сертификации для переработчиков «по старинке» нужно будет свыше 25 тысяч человек, потому что каждый крупный переработчик должен будет оформлять более 6 миллионов сертификатов ежегодно. Крупному переработчику это обойдется в 8 миллиардов рублей, что повысит себестоимость примерно на 7%. Издержки всей молочной отрасли в связи с проведением ветеринарной сертификации на бумажных носителях можно оценить в 30 миллиардов рублей. Это касается ветсертификации для всей готовой продукции, - добавила директора департамента по связям с общественностью.

Штраф за нарушения, по информации «Союзмолоко», будет составлять до 1 миллиона рублей за каждый случай. Все эти меры в конченом счете приведут, по оценке союза, к росту цен на молоко от 5 до 10%. Но есть и «более резкие оценки», добавила эксперт. По словам Марии Жебит, «все это противоречит международной практике, в странах Таможенного союза ВСД для готовой продукции также нет». При этом никакого обсуждения с предпринимательским сообществом, по информации «Союзмолоко», не проводилось.

Мы считаем, что когда речь идет о столь серьезных документах, необходимо встречаться с бизнесом, запрашивать расчеты, чтобы оценить влияние на сектор, на кошельки граждан. Так скоропалительно подобного рода приказы не принимаются, - отметила представитель союза.

Несмотря на официальные заявления о том, что проблемы нет, некоторые российские производители молока уже столкнулись с трудностями из-за ветеринарных сопроводительных документов. Были случаи, когда торговые сети отказывались принимать товар без соответствующих приказу ВСД.

Несколько крупных производителей уже получили от торговых сетей уведомления о том, что прием продукции приостановлен и без ветеринарных сопроводительных документов молоко больше поставляться не будет, - сообщила Мария Жебит.

Рост все-таки будет

По мнению представителя дистрибьюторской компании, директора по развитию ООО «Молочные продукты Волгоград» Николая Лукьяненко, паника, охватившая производителей молока сегодня, несколько преждевременна.

Второй день общаюсь со специалистами молочной отрасли, все отмечают два момента. Изменения вступают в силу 1 января 2018 года. До этого подача дополнительных документов добровольна и может осуществляться в электронной форме. Второй момент - ответственность за исполнение приказа ни в нем самом, ни в актах, на которые он ссылается, не прописана, - отметил он.

Однако при этом дистрибьютор признает, что все эти меры отразится на ценах, и приводит некоторые цифры по Волгоградской области.

На каждом предприятии, которое занимается даже не производством, а реализацией готового продукта, придется создать отдел из двух-трех человек, которые будут заниматься только оформлением ветеринарных справок. Такую справку должна будет иметь каждая партия товара любого размера, начиная от одной пачки. Условный дистрибьютор за день оформляет 150-200 товарных накладных. Соответственно, к ним добавятся 150-200 справок. Для предприятий Волгоградской области каждая справка стоит 54 рубля, если продукт будет реализован на территории региона, и 123 - если за пределами. Оценку общих затрат партнеры провести пока затрудняются, - сообщил представитель компании.

В целом, по словам Николая Лукьяненко, инициатива Минсельхоза о введении ветеринарного контроля для готового продукта не совсем понятна.

Контрольные функции в этой сфере уже успешно осуществляет Роспотребнадзор. Инициатива не приведет ни к чему, кроме удорожания продукта для конечного потребителя, - резюмировал дистрибьютор.

Milknews продолжает серию публикаций о том, как проходит процесс внедрения электронной ветеринарной сертификации на молочных предприятиях.

Главный ветеринарный врач России Николай Власов рассказал на прошлой неделе в своем блоге на официальном сайте ведомства о том, как продвигается внедрение электронной ветеринарной сертификации в России.

Со слов чиновника, процесс идет успешно, количество оформленных сертификатов растет, а бизнес всецело этот процесс поддерживает. Однако в молочной отрасли, по словам Власова, ситуация провальная.

Так как в торможении проекта в молочной отрасли ветеринары обвиняют Союзмолоко, Milknews узнал, почему в организации против ЭВС и системы прослеживаемости.

Прямая речь

Артем Белов, исполнительный директор Союзмолоко:

«На сегодняшний день, как мы видим, Россельхознадзору и молочной отрасли пока не удалось достичь согласия и начать реализовывать пилотные проекты по ЭВС в конструктивном ключе.

Несмотря на то, что молочная отрасль по-прежнему выступает против внедрения ветеринарной сертификации в отношении готовой продукции, Россельхознадзор в публичной плоскости уверяет в обратном.

В последнем сообщении службы говорится, что «cреди тех, кто поддерживает сейчас электронную сертификацию сырого молока, оказалась одна из двух компаний, которые наносили самый большой вред процессу внедрения. Это компания «Данон». Сейчас эта компания является (или декларирует, что является, — скоро мы это поймем) активным сторонником электронной сертификации сырого молока, и мы запускаем по их просьбе в Кемеровской области пилотный проект в данном направлении».

Это утверждение верно. Однако, как неоднократно заявляло Союзмолоко, все члены союза поддерживают ветеринарную сертификацию для молока-сырья: это удобно и экономично. В этом утверждении г-на Власова нет ничего нового, и говорить о том, что ряды противников ЭВС среди «молочников» поредели, не приходится. Манипуляция фактами в данном случае происходит для того, чтобы заверить тех переработчиков, которые еще не погрузились в процесс, в том, что ЭВС — это нужная, легкая в осуществлении и якобы бесплатная процедура.


В то же время перерабатывающая отрасль по-прежнему выступает против распространения ветсертификации на готовую продукцию. Мы системно обосновываем свою позицию и готовы повторить свои аргументы вновь».

1. Ветсертификация готовой молочной продукции не соответствует законодательству Таможенного союза.

Есть решение Таможенного союза, которое четко закрепляет, что ветеринарные сертификаты для подконтрольных товаров оформляются только при пересечении территории союза и при перемещении товаров с территории одной страны на территорию другой.

2. Минсельхоз и подведомственные ему учреждения (Россельхознадзор) не имеют полномочий проверять готовую молочную продукцию.

Согласно Постановлению Правительства от 14.12.2009 №1009 в объекты ветеринарного надзора со стороны Минсельхоза входит продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке (то есть молоко-сырье). Готовая молочная продукция находится в юрисдикции Роспотребнадзора.

3. Мы ставим себя в заведомо невыгодные экономические условия по сравнению с Республикой Беларусь, где такой формы ветсертификации нет.

В Беларуси требование о сопровождении ветеринарными сопроводительными документами готовой молочной продукции при перемещении по территории страны отсутствует. В России при подготовке к введению ЭВС переработчики должны будут потратить миллионы рублей для найма новых сотрудников, технического оснащения, изменение системы логистики. Кто из нас будет экономически более конкурентоспособен: белорусские или российские производители?

4. Ветеринарные сертификаты для готовой молочной продукции противоречат международной практике.

В Европейском союзе готовая молочная продукция, произведенная в государствах — членах ЕС, в соответствии с регламентами ЕС 852/2004, 853/2004 и 854/2004 при перемещении по территории ЕС не сопровождается ветеринарными сопроводительными документами. Прослеживаемость такой продукции обеспечивается внесением грузоотправителем в товарно-сопроводительные документы информации (идентификационных номеров) о ветеринарной аттестации производственного объекта, производящего эту пищевую продукцию, или предприятия, поставляющего животное сырье для производства готовой пищевой продукции.

5. Нормы ВТО не требуют от России введения ветеринарной сертификации готовой молочной продукции.

Соглашениями ВТО предусмотрено, что все меры должны быть научно обоснованными и (или) основываться на международных стандартах. В соответствии с соглашением Всемирной организации здоровья животных (Международного эпизоотического бюро) ветеринарный сертификат на живых животных и продукты животного происхождения требуется только в случае экспорта (импорта) продукции.

Вся импортная готовая молочная продукция поступала и поступает на территорию всех стран ТС в сопровождении ветеринарного сертификата. Однако осуществление ветеринарного контроля (надзора) в отношении готовой молочной продукции и ветеринарной сертификации готовой молочной продукции на территории России в настоящее время не осуществляется.

Российские молочные предприятия в середине 2000-х годов были успешно авторизованы на осуществление экспорта готовой молочной продукции в страны Европейского союза. При осуществлении экспорта ветеринарные сертификаты оформляются для каждой товарной партии молочной продукции. Таким образом, тезис Россельхознадзора о том, что отсутствие ветеринарного сертификата при обращении готовой молочной продукции на территории России будет препятствием для осуществления экспорта такой продукции в третьи страны, а также нарушит принцип эквивалентности в торговле, установленный соглашениями ВТО, не является обоснованным.

6. Ветеринарная сертификация не является обязательным инструментом обеспечения прослеживаемости и не применятся для достижения этой цели.

Ни в одной стране мира система прослеживаемости не предполагает оформления специальной дополнительной товарно-транспортной документации, а ветеринарный сертификат не является инструментом прослеживаемости. Кроме того, организация операций, поставок сырья и процессинга на молочном заводе предполагает, что в одной партии готового продукта может быть смешано до 40-50 партий сырого молока и продуктов его переработки, а именно сливок и обезжиренного молока, используемых для нормализации молочных смесей. В связи с этим ЭВС для каждой партии продукта не обеспечит на молочном предприятии прослеживаемость по принципу «от коровы до прилавка».

Также ветеринарная сертификация готовой молочной продукции, в том числе в электронном виде, осуществляемая в целях декларируемой Россельхознадзором прослеживаемости «от поля до прилавка», в настоящее время является просто профанацией, так как в России животные (коровы) не идентифицированы.

7. Молочные предприятия и другие участники рынка не готовы к внедрению ЭВС.

Большинство участников молочного рынка не имеют собственных электронных автоматизированных систем. Очевидно, что повсеместное внедрение системы ЭВС в объявленные сроки невозможно не только ввиду недостаточности времени адаптации и проблем системы, но и из-за технической неготовности большинства участников рынка, в том числе частных и фермерских хозяйств, а также компаний мелкооптовой и мелкой розничной и неорганизованной торговли, дистрибуционных компаний.

8. Ответа на вопрос, что делать, если система ЭВС дала сбой, нет.

Огромная проблема — обеспечение оформления электронных ветеринарных сертификатов в условиях сбоя ЭВС и (или) операционных автоматизированных систем производителей готовой молочной продукции. Данная проблема критична из-за коротких сроков годности продукции и недопустимости сбоя логистических операций с молоком-сырьем и операций по отгрузке готовой продукции по причине невозможности оформить электронный ветеринарный сертификат.

9. ЭВС влечет за собой огромные затраты и риски, несмотря на то, что Россельхознадзор активно декларирует ее бесплатность и удобность.

Предварительные расчеты капитальных затрат показывают, что стоимость интеграции системы ЭВС с электронными системами участников рынка составит свыше 200 млн рублей на один завод. Сроки реализации проекта могут достигать 5 лет при условии устранения разработчиками многочисленных проблем системы.

Кроме того, сам принцип работы ЭВС, когда молочный завод не сможет ни принять сырье, ни отгрузить продукцию без оформления ветеринарного сертификата в системе ЭВС, ведет к колоссальным проблемам в части замедления логистики и нарушения производственных процессов.

10. Ветеринарная сертификация, в том числе в электронном виде, никак не позволит повысить эффективность борьбы с фальсификацией.

Не отражая в полной мере движения сырья в производственном процессе, ЭВС не может учитывать такие факторы, как смешение молочного сырья и немолочных компонентов (например, фруктово-ягодных наполнителей и т. д.) по всей технологической цепочке, рецептуры, степень использования составных частей молока, включая переработку вторичного молочного сырья — сыворотки и пахты. Учет и сопоставление в системе ЭВС расхода сырья и выхода готовой продукции не даст желаемого результата, т. к. с учетом технологий и разнообразия ассортимента на одном предприятии объем молочного сырья и готового продукта значительно различается, а единые нормы расхода сырья для разных предприятий не могут быть установлены в принципе. Союзмолоко продолжает настаивать, что электронная ветсертификация нужна для сырья, но совершенно нецелесообразна для готовой продукции.

Milknews продолжает серию публикаций о том, как проходит процесс внедрения электронной ветеринарной сертификации на молочных предприятиях. О том, что такое ЭВС, которая будет введена на всех заводах с 2018 года, можно прочитать здесь.

Заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов рассказал на прошлой неделе в своем блоге на официальном сайте ведомства о том, как продвигается внедрение электронной ветеринарной сертификации в России.

Со слов чиновника, процесс идет успешно, количество оформленных сертификатов растет, а бизнес всецело этот процесс поддерживает. Однако в молочной отрасли, по словам Власова, ситуация провальная.

Так как в торможении проекта в молочной отрасли ветеринары обвиняют Союзмолоко , Milknews узнал, почему в организации против ЭВС и системы прослеживаемости.

Прямая речь

Артем Белов , исполнительный директор Союзмолоко: «На сегодняшний день, как мы видим, Россельхознадзору и молочной отрасли пока не удалось достичь согласия и начать реализовывать пилотные проекты по ЭВС в конструктивном ключе.

Несмотря на то, что молочная отрасль по-прежнему выступает против внедрения ветеринарной сертификации в отношении готовой продукции, Россельхознадзор в публичной плоскости уверяет в обратном.

В последнем сообщении службы говорится, что «cреди тех, кто поддерживает сейчас электронную сертификацию сырого молока, оказалась одна из двух компаний, которые наносили самый большой вред процессу внедрения. Это компания «Данон ». Сейчас эта компания является (или декларирует, что является, — скоро мы это поймем) активным сторонником электронной сертификации сырого молока, и мы запускаем по их просьбе в Кемеровской области пилотный проект в данном направлении».

Это утверждение верно. Однако, как неоднократно заявляло Союзмолоко, все члены союза поддерживают ветеринарную сертификацию для молока-сырья: это удобно и экономично. В этом утверждении г-на Власова нет ничего нового, и говорить о том, что ряды противников ЭВС среди «молочников» поредели, не приходится. Манипуляция фактами в данном случае происходит для того, чтобы заверить тех переработчиков, которые еще не погрузились в процесс, в том, что ЭВС — это нужная, легкая в осуществлении и якобы бесплатная процедура. В то же время перерабатывающая отрасль по-прежнему выступает против распространения ветсертификации на готовую продукцию. Мы системно обосновываем свою позицию и готовы повторить свои аргументы вновь».

1. Ветсертификация готовой молочной продукции не соответствует законодательству Таможенного союза.

Есть решение Таможенного союза, которое четко закрепляет, что ветеринарные сертификаты для подконтрольных товаров оформляются только при пересечении территории союза и при перемещении товаров с территории одной страны на территорию другой.

2. Минсельхоз и подведомственные ему учреждения (Россельхознадзор) не имеют полномочий проверять готовую молочную продукцию.

Согласно Постановлению Правительства от 14.12.2009 №1009 в объекты ветеринарного надзора со стороны Минсельхоза входит продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке (то есть молоко-сырье). Готовая молочная продукция находится в юрисдикции Роспотребнадзора.

3. Мы ставим себя в заведомо невыгодные экономические условия по сравнению с Республикой Беларусь, где такой формы ветсертификации нет.

В Беларуси требование о сопровождении ветеринарными сопроводительными документами готовой молочной продукции при перемещении по территории страны отсутствует. В России при подготовке к введению ЭВС переработчики должны будут потратить миллионы рублей для найма новых сотрудников, технического оснащения, изменение системы логистики. Кто из нас будет экономически более конкурентоспособен: белорусские или российские производители?

4. Ветеринарные сертификаты для готовой молочной продукции противоречат международной практике.

В Европейском союзе готовая молочная продукция, произведенная в государствах — членах ЕС, в соответствии с регламентами ЕС 852/2004, 853/2004 и 854/2004 при перемещении по территории ЕС не сопровождается ветеринарными сопроводительными документами. Прослеживаемость такой продукции обеспечивается внесением грузоотправителем в товарно-сопроводительные документы информации (идентификационных номеров) о ветеринарной аттестации производственного объекта, производящего эту пищевую продукцию, или предприятия, поставляющего животное сырье для производства готовой пищевой продукции.

5. Нормы ВТО не требуют от России введения ветеринарной сертификации готовой молочной продукции.

Соглашениями ВТО предусмотрено, что все меры должны быть научно обоснованными и (или) основываться на международных стандартах. В соответствии с соглашением Всемирной организации здоровья животных (Международного эпизоотического бюро) ветеринарный сертификат на живых животных и продукты животного происхождения требуется только в случае экспорта (импорта) продукции.

Вся импортная готовая молочная продукция поступала и поступает на территорию всех стран ТС в сопровождении ветеринарного сертификата. Однако осуществление ветеринарного контроля (надзора) в отношении готовой молочной продукции и ветеринарной сертификации готовой молочной продукции на территории России в настоящее время не осуществляется.

Российские молочные предприятия в середине 2000-х годов были успешно авторизованы на осуществление экспорта готовой молочной продукции в страны Европейского союза. При осуществлении экспорта ветеринарные сертификаты оформляются для каждой товарной партии молочной продукции.

Таким образом, тезис Россельхознадзора о том, что отсутствие ветеринарного сертификата при обращении готовой молочной продукции на территории России будет препятствием для осуществления экспорта такой продукции в третьи страны, а также нарушит принцип эквивалентности в торговле, установленный соглашениями ВТО, не является обоснованным.

6. Ветеринарная сертификация не является обязательным инструментом обеспечения прослеживаемости и не применятся для достижения этой цели.

Ни в одной стране мира система прослеживаемости не предполагает оформления специальной дополнительной товарно-транспортной документации, а ветеринарный сертификат не является инструментом прослеживаемости.

Кроме того, организация операций, поставок сырья и процессинга на молочном заводе предполагает, что в одной партии готового продукта может быть смешано до 40-50 партий сырого молока и продуктов его переработки, а именно сливок и обезжиренного молока, используемых для нормализации молочных смесей. В связи с этим ЭВС для каждой партии продукта не обеспечит на молочном предприятии прослеживаемость по принципу «от коровы до прилавка».

Также ветеринарная сертификация готовой молочной продукции, в том числе в электронном виде, осуществляемая в целях декларируемой Россельхознадзором прослеживаемости «от поля до прилавка», в настоящее время является просто профанацией, так как в России животные (коровы) не идентифицированы.

7. Молочные предприятия и другие участники рынка не готовы к внедрению ЭВС.

Большинство участников молочного рынка не имеют собственных электронных автоматизированных систем. Очевидно, что повсеместное внедрение системы ЭВС в объявленные сроки невозможно не только ввиду недостаточности времени адаптации и проблем системы, но и из-за технической неготовности большинства участников рынка, в том числе частных и фермерских хозяйств, а также компаний мелкооптовой и мелкой розничной и неорганизованной торговли, дистрибуционных компаний.

8. Ответа на вопрос, что делать, если система ЭВС дала сбой, нет.

Огромная проблема — обеспечение оформления электронных ветеринарных сертификатов в условиях сбоя ЭВС и (или) операционных автоматизированных систем производителей готовой молочной продукции. Данная проблема критична из-за коротких сроков годности продукции и недопустимости сбоя логистических операций с молоком-сырьем и операций по отгрузке готовой продукции по причине невозможности оформить электронный ветеринарный сертификат.

9. ЭВС влечет за собой огромные затраты и риски, несмотря на то, что Россельхознадзор активно декларирует ее бесплатность и удобность.

Предварительные расчеты капитальных затрат показывают, что стоимость интеграции системы ЭВС с электронными системами участников рынка составит свыше 200 млн рублей на один завод. Сроки реализации проекта могут достигать 5 лет при условии устранения разработчиками многочисленных проблем системы.

Кроме того, сам принцип работы ЭВС, когда молочный завод не сможет ни принять сырье, ни отгрузить продукцию без оформления ветеринарного сертификата в системе ЭВС, ведет к колоссальным проблемам в части замедления логистики и нарушения производственных процессов.

10. Ветеринарная сертификация, в том числе в электронном виде, никак не позволит повысить эффективность борьбы с фальсификацией.

Не отражая в полной мере движения сырья в производственном процессе, ЭВС не может учитывать такие факторы, как смешение молочного сырья и немолочных компонентов (например, фруктово-ягодных наполнителей и т. д.) по всей технологической цепочке, рецептуры, степень использования составных частей молока, включая переработку вторичного молочного сырья — сыворотки и пахты. Учет и сопоставление в системе ЭВС расхода сырья и выхода готовой продукции не даст желаемого результата, т. к. с учетом технологий и разнообразия ассортимента на одном предприятии объем молочного сырья и готового продукта значительно различается, а единые нормы расхода сырья для разных предприятий не могут быть установлены в принципе.

Союзмолоко продолжает настаивать, что электронная ветсертификация нужна для сырья, но совершенно нецелесообразна для готовой продукции.

Электронная ветеринарная сертификация может не коснуться переработчиков молока, широкое начало ее применения на практике начнется только в 2018 году, заявил на съезде Национального союза производителей молока министр сельского хозяйства Александр Ткачев. «Хочу сказать объективно и честно, решения пока нет, но решение будет выгодным, прежде всего, для наших производителей молока», - заявил министр, что предложение сделать эту процедуру обязательной для переработчиков является спорным.

Что это такое

Ветеринарная сертификация для молочной индустрии сейчас - это фактически документ, подтверждающий безопасность и происхождение сырья. Продукция переработки освобождена от необходимости проходить эту процедуру во всех странах Таможенного союза. Каждый производитель сырого молока должен запрашивать этот документ в местном Россельхознадзоре на каждую партию. Для этого надо показать ветеринарное свидетельство, ветеринарное заключение и образцы молока. Специалисты анализируют документы и осматривают образцы сырого молока, после чего выдают документ.

Проблема в том, что такой сертификат производителям надо получать на каждую партию, а их может быть много. Кроме того, как известно, корова - не конвейер и ее не остановишь, поэтому партии идут и в праздники, выходные и даже ночью, рассказывает фермер Александр Саяпин (Калужская область). Поэтому часто застать нужного человека, который может принять документы и образцы не так просто.

Если обычная сертификация будет заменена на электронную и процесс ее получения действительно будет автоматизирован, то производителям сырого молока, конечно, будет проще. В теории, после введения электронных сертификатов, перевозчику больше не нужно будет возить с собой бумажный документ - ему понадобиться только код сертификата. По нему можно будет пробить в базе Россельхознадзора все данные о товаре. Несомненно, это значительно удобнее, чем хранить тонны документов.

«Даже не очень понятно почему могут быть возражения по внедрению электронной ветеринарной сертификации. Это значительно ускорит эту бюрократическую процедуру», - удивилась эксперт по организации агарного бизнеса и бывший руководитель агрохолдинга «Мансурово» Наталья Харитонова на вопрос о подводных камнях этой системы. Многие эксперты сравнивали сопротивление внедрению этой системы с недовольством введению интернет банков и даже банкоматов до их широкого распространения.

«В любом случае это будет лучше, чем выписывание кипы бумаг сейчас», - полагает Александр Саяпин. По его словам, сейчас ему на каждую партию приходится выписывать несколько ветеринарных сертификатов и это очень неудобно. «В идеале бы сделать эту электронную ветеринарную сертификацию полностью автоматизированной - партии же идут и в выходные, и ночью, и в празднике, а специалиста сейчас еще надо застать на рабочем месте», - пояснил фермер. Он также вспоминает случаи, когда фермеры не могли продать свой товар и терпели миллионные убытки из-за того, что им вовремя не удалось получить ветеринарный сертификат. Автоматизированная электронная система, на его взгляд, могла бы раз и навсегда решить эту проблему.

Хотели как лучше …

Однако именно электронную ветеринарную сертификацию могут ввести для переработчиков, что может стать для них большой проблемой. Дело в том, что у переработчиков сырье часто поступает из многих ЛПХ, хозяйств и ферм, поэтому даже с этапа указания источника сырья для получения сертификата они столкнутся с невозможностью найти концы. «У нас большая часть сырого молока собирается с личных хозяйств, что поощряется властями региона. Соответственно, все сырье смешивается еще в молоковозах - мы не можем гонять машину за 300 л молока, например», - говорит завлабораторией товарищества на вере «Сыр Стародубский» Анна Дьячкова.

Кроме того, производителям придется специально нанимать сотрудников, которые будут заниматься оформлением ветеринарных сертификатов. «Учитывая количество партий и объем работы для получения сертификатов, нам придется понести дополнительные расходы, которые, несомненно, скажутся на себестоимости производства», - опасается Анна Дьячкова.

Анонимно о возможности введения электронной ветеринарной сертификации для них переработчики высказываются еще жестче. «Сама возможность введения такой сертификации показывает отношения власти к нам. Все заявления, что надо «перестать кошмарить бизнес» (неточная цитата президента Владимира Путина - прим.) ничего не значат, потому что наше мнение никому не интересно. Вначале «Платон» по нам прошелся, а теперь еще и сертификация в дополнение к ста проверкам в год - примерно столько у нас проходит проверок каждый год», - возмущен руководитель одного из молокоперерабатывающих предприятий.

Недовольство переработчиков можно понять, ведь, по данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), для получения сертификата среднему заводу потребуется 158 часов в день - труд двух десятков специально нанятых человек. Таким образом, затраты могу составить 12 млн руб., хотя сама электронная ветеринарная сертификация бесплатна. А стоимость интеграции с электронным документооборотом у одного завода может достигать 200 млн руб.

Как утверждает в Союзмолоко, сейчас электронная ветеринарная сертификация не может быть внедрена ни у одного члена союза - ни у производителей молока, ни у переработчиков. Поэтому Союзмолоко предлагает не торопиться с введением этой системы в молочной отрасли.

Годы до прогресса

Россельхознадзор надеется, что электронная ветеринарная сертификация позволит моментально отслеживать происхождение любого товара в любой точке страны и сделает работу таможни значительно быстрее в Таможенном союзе. То есть фактически будет экономить время и деньги поставщикам.

План сделать системы электронной сертификации общедоступными в пределах таможенного союза действительно есть, но не стоит ожидать его скоро внедрения. К тому же еще не все страны имеют подобную систему.

Как сказал советник отдела ветеринарных мер Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийского экономического союза Акын Испуллаев, сейчас системы электронной сертификации стран Таможенного союза не взаимодействуют друг с другом. Исключение составляют только Россия и Белоруссия. А, например, в Казахстане действует своя система. План сделать информацию доступной в любой стране Таможенного союза есть, но до его реализации на практике пока далеко, отметил специалист.