Надежда Кононова
Проект в старшей группе «Птицы - наши друзья»

I. Информационная карта проекта

Полное название проекта «Птицы – наши друзья »

Кононова Н. В. воспитатель

Продолжительность проекта : среднесрочный (январь - март)

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта дети , педагоги, родители

Возраст детей 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект , можем ли мы помочь птицам в зимнее время года ?

Цель проекта . Расширение знаний детей о птицах родного края , их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям .

Задачи проекта

Для детей

1. Использовать новые знания, умения, стремиться наблюдать, исследовать.

2. Упражнять в установлении связей : внешний вид птиц и среда обитания .

3. Выяснить, где птицам живется лучше

4. Использовать представления об образе жизни птиц при составлении сказок, рассказов, фантазировании.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Для педагогов

1. Продолжать формировать представления о понятии «птицы » , зимующие птицы .

2. Систематизировать представления о месте обитания птиц , способах добывания пищи, выращивания детенышей, способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды

3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью птиц и окружающей средой (изменение условий обитания ведет к изменению жизни птиц )

4. Развивать речь-доказательство, применяя конкретные знания о поведении и повадках птиц

5. Развивать эмоциональную сферу детей, творческое фантазирование

6. Воспитывать экологически-правильное отношение к природе (птицы – часть природы , существуют сами по себе, а не для потребности человека; они неповторимы, птицы чувствуют боль , радость, испытывают привязанность, и воспринимают отношение людей к ним)

Для родителей

1. Привлечь родителей к ознакомлению детей с жизнью зимующих птиц в разных условиях жизни

2. Совершенствовать навыки общения с детьми

Форма проведения итогового мероприятия проекта

викторина

Название итогового мероприятия проекта

«Что? Где? Когда?»

Продукты проекта

- для детей : рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы

- для педагогов : презентация

- для родителей : папка-передвижка

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами , помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших , сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека. Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами .

Для педагогов

Обобщение опыта работы с детьми по теме : «Птицы – наши друзья »

Для родителей

Развитие навыков взаимодействия с ребенком

Планирование (системная паутинка) по проекту

Птицы – наши друзья .

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Наблюдение за зимующими птицами .

Наблюдение «Кто прилетает на участок и на кормушку»

Наблюдение, «Какие воробьи, и какие вороны»

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за синицей.

Наблюдение «Птичьи следы»

Наблюдение «О чем поют воробышки»

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (на прогулках) .

Решение проблемной ситуации : «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»

Наблюдение из окна за птицами .

Обучающий цикл : ФЭМП

Тема : «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Дидактическая игра «Сосчитай птиц »

Проблемная ситуация «Что было бы, если переселить.»

Тема : «Зимующие птицы »

Просмотр презентаций «Зимующие птицы »

Экспериментирование :

«Исследование птичьего пера»

«Рассматривание птичьих следов»

Просмотр презентации «Зимующие птицы Сибири »

Просмотр учебного познавательного фильма о зимующих птицах .

Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

Чтение художественной литературы :

В. Звягиной «Воробей»

Т. Евдошенко «Берегите птиц »

Ю. Никонова «Зимние гости»

О. Воронкова «Птичьи кормушки»

В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»

О. Григорьева «Синица»

А. Яшин «Покормите птиц зимой » ;

Чтение познавательной сказки «Как воробей Африку искал»

Чтение сказок о птицах (Дятел)

Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Беседа «Что ты знаешь о птицах

Беседа «Трудно птицам зимовать » .

Беседа «Польза, приносимая птицами »

Беседа «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?»

Заучивание считалок о птицах .

Пальчиковая гимнастика “Кормушка”

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах (по плану)

Пальчиковая игра «Дятел»

Разгадывание загадок о зимующих птицах нашего края .

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички» , «Весёлый воробей»

Защита сообщений детьми о птицах .

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Разучивание поговорок : «Всякая птица своим пером гордится» , «У каждой пташки свои замашки» .

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры :

«Птички на кормушках»

«Каких птиц зимой не увидишь » .

«Четвёртый лишний»

«Один – много»

«Назови ласково»

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

«Угадай птицу по описанию "

Раздели птиц на перелётных и зимующих».

«Кто как разговаривает»

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Лепка «Учимся лепить птиц »

Пластилинография «Снегирь»

Аппликация «Птицы на ветке »

Конструирование из конструктора лего. «Кормушка для птиц »

раскраски по теме Двигательная деятельность

(овладение основными движениями)

Подвижные игры «Перелёт птиц »

«Птички в гнёздышках»

«Воробышки и кот»

«Птички в гнёздышках»

«Воробышки и автомобиль»

Подвижная русская народная игра «Дятел»

Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

Оформление альбома : «Зимующие птицы » .

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах .

Выставка коллективной работы «Птицы нашего края » (оригами)

Коллективная работа «Птицы на кормушке » (лепка)

Выставка детских работ пластилин графия «Покормите птиц зимой » »

Выставка детских работ аппликация «Зимующая птица- Ворона »

Оформление выставки «Кормушки для зимующих птиц »

Выпуск экологической газеты «Берегите птиц »

Викторина «Что? Где? Когда?»

Трудовая деятельность

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

Подкормка зимующих птиц .

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Передача образов птиц в движениях под музыку.

Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний» , «Угадай, какая птица поёт » , «Кто как кричит»

Театрализация : «Где обедал воробей» .

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

Пальчиковая гимнастика «Мы кормушку смастерили»

Пальчиковая игра «Кормушка»

И г р а «Дятел» .

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Акция «Будем добрее» совместное изготовление кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

Дети совместно с родителями подготовили сообщения о птицах

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой »

Памятки для родителей по кормлению птиц зимой .

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №19

«Лесная сказка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Птицы – наши друзья»

Дяглева С.А- воспитатель МБДОУ №19 комбинированного вида

«Лесная сказка»

Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «Птицы-наши друзья » старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.Детский сад комбинированного вида №19 «Лесная сказка»
Назначение

проекта

Проект старшей группы МБДОУ №19 детский сад «Лесная сказка» (далее Проект) разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Сроки реализации проекта 2 недели.
Разработчик

проекта

Воспитатель Дяглева С.А,
Направление

проекта

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 5 лет и направлен на формирование общей экологической культуры,
Вид проекта: Краткосрочный, групповой, творческий
Продолжительность проекта : 2 недели
Участники проекта: дети старшей группы, родите­ли воспитанников, воспитатели ДОУ,
Возраст детей 5 лет.
Образовательная область: «Познание» экологическое воспитание.
Характеристика проекта:
По продолжительности: краткосрочный.
По содержанию экологический;
По доминиру-ющей деятельности: смешанный, практико – ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески-игрового, познавательного проектов);
По характеру содержания: ребенок + семья + природа;
По количеству участников: коллективный, групповой (участвуют дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, узкие специалисты).
По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;

Данный проект разработан в соответствии

со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании
  • Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу, 1989 г. для СССР 15.09.1990).
  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65/23 -16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
  • СанПиН 2.4.1.3049 -13 « «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 29.05.2013 № 28564 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26
  • Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы », Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Актуальность проекта:

* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование — актуальная и главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
* Приоритетное направление в работе нашего детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

Тема проекта «Птицы-наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазии.

Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Целеполагание: Только при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании общей экологической культуры у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира –птицам.

Задачи:

Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать)

уточнить,

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Развивать и стимулировать познавательную активность детей.

Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.

Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей

Принципы реализации проекта:

  • Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
  • Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
  • Воспитательная ценность знаний и умений.
  • Поиск согласия в ре­шении главных вопросов.
  • Осоз­нанная деятельность всех участников педагогического проекта.

Методическая работа по проекту : формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс в условиях освоения умений реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Условия реализации проекта:

Заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.

Регулярность, системность организации работы

Создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.

Критерии эффективно­сти проекта

Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников ДОУ на основе откры­тости, взаимообогащения, установления и расширения дело­вых и творческих контактов.

Предполагаемые результаты:

  1. Воспитать любовь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и

многообразия мира птиц).

  1. Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой

деятельности).

  1. Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую

общественную деятельность)

  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и на

зывать птиц, обитающих в Московской области

  1. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному

поведению по отношению к живым объектам природы.

  1. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся

с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

  1. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они

научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.

Смогут объяснить причины смены времен года.

  1. Ребята узнают значение птиц в жизни человека.
  2. Ребята узнают значение птиц в жизни природы.
  3. Ребята узнают много интересного из жизни птиц (домашние, лесные, птицы разных

континентов), научатся правильно ухаживать за комнатными птицами –канарейкой, волнистыми попугайчиками.

  1. Дети закрепят представления о птицах: условия жизни домашних и лесных

птиц и их детенышей-птенчиков, птиц полярных районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

  1. У детей будут сформированы навыки ухода за птицами в уголке природы.
  2. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы-птицами,

объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

  1. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблю

дать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

  1. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое

просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Возможные риски:

Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.

Ресурсное обеспечение проекта

Материально-техническое

  • мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
  • информация в СМИ
  • уголки природы в груп­повых помещениях;
  • игротека;
  • видеотека;
  • методические и дидактичес­кие пособия, картотека.
  • зеленая зона на участке детского сада (общий цветник, уголок сада, уголок леса со скворечниками, и др).

Учебно-методическое.

  • Пособия и оборудование в методическом кабинете ДОУ: иллюстрации,

коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.

  • Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.

«Юный эколог»,

  • методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ,

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,

Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир., О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года,

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края,

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Система работы по проекту включает:

  • создание предметной среды — художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, самодельные альбомы родителей и детей.
  • совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, дидактические

игры, игры – занятия, вечера досуга, тренинги, конкурсы, рисунков

  • работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов-презентаций, самодельных альбомов, организация совместных досугов;

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах-

перспективно -тематический план

III этап – заключительный.

  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

Содержание и формы работы с детьми в процессе реализации проекта.

  1. Игровая деятельность:
  2. Дидактические игры.
  3. Настольно-печатные игры.
  4. Театрализация.
  5. Подвижные игры.
  6. Упражнения на дыхание.
  7. Моделирование игровых ситуаций;
  8. Познавательная деятельность:
  9. Формирование целостной картины мира.

III. Беседы.

  1. Решение проблемной ситуации.
  2. Наблюдение за птицами.

1.Экскурсии

  1. Труд.

VII. Коммуникация.

VIII.Творческое рассказывание.

  1. Художественное творчество:
  2. Рисование.
  3. Лепка из пластилина.
  4. Аппликация.
  5. Музыка.
  6. Работа с родителями.
  7. выставки рисунков и поделок;
  8. беседы, консультации, родительские собрания
  9. привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
  10. открытые просмотры для родителей НОД с детьми по данной тематике;
  11. участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
  12. участие в экскурсиях;
  13. размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек
  14. участие в создании детской книжки-малышки.
  15. участие в изготовлении кормушек для птиц.
  16. участие в акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Составление паспорта проекта
  • Подбор детской художественной литературы для чтения
  • Подбор презентации для просмотра
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

II этап – Выполнение проекта- основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах-перспективно-тематический план

Проведение с детьми бесед, игр

Чтение художественной литературы детям

Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций

III этап – Результаты заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Организация и участие родителей выставке рисунков «Птицы-наши друзья»
  • Проведение итоговое мероприятия конкурс «Лучшая кормушка для птиц».

Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

  1. Рекомендации на совместные прогулки.
  • Совместно с ребенком сделать кормушку.
  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
  1. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
  2. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
  3. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
  4. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Перспективно-тематический план по проекту

Дни

недели

Формы, темы Программное содержание Словарная работа Работа с родителями
Понедельник Познание / Коммуникация.

Беседа «Птицы РТ»

Совместная деятельность с педагогом.

Художественное творчество — рисование. «Птицы — наши друзья»

Чтение худ. Литературы

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Учить передавать характерные особенности птиц, самостоятельно придумывать композицию рисунка. Воспитывать художественно — эстетический вкус.

В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова

Класс птицы Привлечь родителей к изготовлению скворечников.
Вторник Социализация / Коммуникация.

Дидактическая игра «Расскажи о птице»

Презентация «Перелетные птицы».

Самостоятельная

Художественная

деятельность

рисование-

«Снегири на ветке рябины»

Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Закрепить названия перелетных птиц.

учить передавать внешний вид снегирей.

Перелетные.

«Перелетные птицы»,

«Зимующие птицы».

Среда Чтение художественной литературы.

Чтение сказки «Сорока»

Художественное творчество — рисование.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев.

Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно — эстетический вкус.

Сорока — белобока,

синичка,

Сорочата,

Привлечь к подборке иллюстраций и материала о птиц.

Изготовление книжки — малышки с поговорками, пословицами и потешками про птиц.

Четверг Социализация / Коммуникация.

Подвижная игра «Птичьи стайки»

Презентация книжки — малышки с пословицами, поговорками и потешками про птиц.

Закреплять знания о внешнем виде птиц, развивать наблюдательность. Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам.

Знакомить с народным творчеством. Развивать память, внимание, слуховое восприятие.

Стая птиц Изготовление мини альбомов про птиц.

«Птицы

Красной книги РТ»,

Заучивание стихотворений «Воробей» Н. Рубцов.
Пятница Социализация/ Коммуникация. Сюжетно — дидактическая игра «Птицы прилетели на кормушку».

Презентация «Птицы Красной книги РТ»

Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой. Развивать воображение детей в игре, мышление при решение проблемных вопросов.

Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу РТ.

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Гагара чернозобая,

цапля,

Беркут,

Дятел

Оформление уголка книги подбор книг о птицах,
Понедельник Социализация / Коммуникация.

Дидактическая игра «Знай и назови».

Самостоятельная деятельность детей.

Художественное творчество — лепка.

Закреплять знания детей названий птиц по описанию. развивать внимание, память, речь.

Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных птиц, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки.

Подборка стихов и загадок про птиц.
Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.
Вторник Чтение художественной литературы.

чтение стихов и загадок про птиц.

Социализация / Коммуникация.

Настольно — печатная игра

«Знаешь ли ты зимующих птиц»

Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок.

Совершенствовать знания названий птиц. Развивать память, речь, внимание.

Совместные рисунки детей с родителями «Птицы — наши друзья»
Оформление альбома: Зимующие птицы,
Подвижные игры «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».
Среда Непосредственная образовательная деятельность. Художественное творчество — аппликация. «Сказочные птицы.»

Презентация рисунков детей нарисованные совместно с родителями.

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Воспитывать любовь к художественному творчеству.

Продолжать формировать навыки творческого рассказывания. Развивать память, речь, воображение.

Жар — птица
Музыка — прослушивание грамзаписи с голосами птиц
Четверг Познание / Коммуникация.

Беседа «Зимующие птицы нашего края»

Презентация «Зимующие птицы»

Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам.

Закрепить названия зимующих птиц, отмечать их характерные особенности.

Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм. Изготовление кормушек для птиц

акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»

Пятница Выставка совместных рисунков детей и родителей Птицы –наши друзья Участие родителей в развлечении
Конкурс на лучшую кормушку для птиц Лучшая кормушка для птиц. Участие родителей в исзготовлении кормушек для птиц.

Итоговое мероприятие- Конкурс на лучшую кормушку для птиц среди родителей.

Презентация проекта «Птицы – наши друзья» на педагогическом часе в ДОУ.

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта позволит раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научатся:

— видеть проблемы;

— задавать вопросы;

— выдвигать гипотезы;

— давать определения понятиям;

— классифицировать;

— наблюдать;

— проводить эксперимент;

— делать выводы и умозаключения;

— доказывать и защищать свои идеи.

— сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решают путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам

Показатели сформированности экологической культуры ребенка.

100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.

Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо — плохо;

С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.

Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Список литературы :

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  5. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
  6. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  8. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.

Приложение

Правила поведения в природе

КАК ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ

  • Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
  • Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
  • Сметайте с кормушки снег.
  • Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.

КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.

  • Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
  • Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
  • Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
  • Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
  • Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
  • Подкармливайте птиц зимой.
  • В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
  • Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

Проект «Птицы - наши друзья»

Актуальность проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Птицы - наши друзья» была выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В свою очередь, человек должен заботиться о своих крылатых «соседях», особенно в холодное время года, когда доступной пищи для них становится значительно меньше. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей видеть эти проблемы птичьих семей, научить заботиться о них, воспитать интерес и желание самим или с помощью родителей узнавать новые факты из жизни птиц, их повадках, а так же создать все условия для общения ребенка с миром природы.

На материале лексической темы «Птицы» возможно совершенствование речевых навыков, формирование умений рассказывать. Рассказы, в свою очередь, позволяют улучшить связную речь у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир птиц пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы

Возраст детей - 5- 6лет.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, рядом с человеком, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

Задачи:

  • Развивать интерес к жизни птиц;
  • Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
  • Ознакомить с художественной литературой. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
  • Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
  • Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
  • Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
  • Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
  • Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
  • Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методическая работа по проекту : формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию и слушанию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Формы и методы работы:

  • - интегрированные занятия;
  • - игры-ситуации;
  • - беседы;
  • - Выставки рисунков и поделок;
  • - экскурсии;
  • - просмотр мультфильмов;
  • - викторина;
  • - консультации.
  • - круглый стол

Необходимые условия реализации проекта:

Интерес детей и родителей;

Материальное обеспечение проекта;

Методические разработки;

Предметно-развивающая среда

Дидактический материал:

С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»

«Зимующие и перелётные птицы»

"Домашние птицы"

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезные картинки.

Методическая литература.

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

План реализации проекта

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в создании поделок, рисунков, макетов.

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая»

Совместно с ребенком сделать свой проект о любой птице.

Консультация: "Перелетные птицы"

Раздел программы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в деревню»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

"Найди тень"

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Пингвины на льдине»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Социальное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы домашние», "Перелетные птицы"

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Изготовление Лэпбука «Домашние птицы»

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Участие в акции «Вкусняшки для птиц»

Правила поведения в природе.

Здоровье и физическое развитие

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

«Вкусняшки для птиц».

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы—наши друзья»

Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.

Начало грамоты

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Стих-ие к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русск.нар сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»

Детская продуктивная (изобразительная) деятельность

Аппликация

«Снегири на ветках»

«Цыпленок»

Конструирование

«Журавлик» из бумаги

Рисование

«Цыпленок»

"Петя, Петя, петушок!""

Лепка.

Ручной труд

Коллективная работа «Мы цыплята"

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении весной?

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

Какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица - Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Итоговое мероприятие круглый стол «Моя птичка».

Презентация проекта «Птицы - наши друзья»

Итог.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, дети узнавали информацию не только от воспитателя и логопеда, но и заранее подготовленную и оформленную информацию друг от друга, что позволило научиться не только рассказывать, но и слушать.

В реализации проектной деятельности дети научились:

  • - видеть проблемы;
  • - задавать вопросы;
  • - выдвигать гипотезы;
  • - давать определения понятиям;
  • - классифицировать;
  • - наблюдать;
  • - проводить эксперимент;
  • - делать выводы и умозаключения;
  • - доказывать и защищать свои идеи.
  • - сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Березка»

компенсирующего вида города Фурманова

проект

на тему:

«Птицы – наши друзья»

(средяя группа)

г.Фурманов

2017 год

Проект

На тему: «Птицы - наши друзья»

Вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный, групповой.

Время реализации проекта: с 16.01 по 1.02. 2017 г.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Цель : расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи проекта :

1.Уточнить представление о зимующих птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
2. Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за повадками птиц.

3. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам.

4.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

5. Расширять представление детей о том, как правильно подкармливать птиц зимой.

Актуальность проекта :

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья!» Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Предполагаемы результат:

1.Знать зимующих птиц.

2. Знать условия жизни птиц.

3. Понимать значение подкормки для птиц зимой.

4. Применять полученные знания в продуктивной деятельности.

5. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Продукт проекта: Экологическая акция «Покормите птиц зимой», беседа – показ фильма «Птицы – наши друзья» - библиотекарь центральной городской библиотеки Форес М.И., изготовление родителями кормушек для птиц.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

Определение темы и задачи проекта; актуальность проблемы, составление плана основного этапа проекта.

Подборка методической, детской художественной литературы.

Разработка циклов НОД.

Подбор материалов и атрибутов для игровой деятельности.

Информирование родителей о проведении познавательно – исследовательского проекта и приглашение к участию в нем

Изготовление кормушек для птиц.

2 . Основной этап.

С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в зимнее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада. Провели акцию «Покормите птиц зимой».

Проводили занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить птиц.

Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры», «Сорока - белобока»

Дети совместно с родителями изготовили кормушки, экокормушки для птиц и мы повесили их на территории участка детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о пернатых друзьях.

Сделали выводы:

В ветреные дни птицы не прилетают.

Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке, снегири и синички небольшими стайками.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

Схема осуществления проекта «Птицы - нашего края»

Беседы с детьми: « Птицы зимой» , « Чем питаются птицы », «Синичка- гостья нашего двора», «Знакомство с воробьем», «Пернатые друзья», «Помощь пернатым в зимнее время года».

НОД: Познание «Зимующие птицы»

Коммуникация: «Описание зимующих птиц».

Центр литературы: Стихи : А. Барто : «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона».

Чтение :А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичкаЕ. Авдеенко «Воробей»;А. Толстой «Умная галка»; М. Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»;Бианки «Синичкин календарь» «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".

Центр искусства: Аппликация, лепка, рисование: «Снегири - как розовые яблоки», «Птицы прилетели», «Волшебный птичий хоровод». «Учимся лепить птиц».

Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде», «Сорока - белобока»

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».

Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Поможем птицам зимой»

3. Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта ;

Экологическая акция «Покормите птиц зимой»;

Беседа – показ фильма «Птицы – наши друзья» - библиотекарь центральной городской библиотеки Форес М.И.

Проект

по теме «ПТИЦЫ» "Подготовительная" группа

(краткосрочный) 2017 учебный год

Воспитатель: Майер Н.В.

Вид проекта: познавательно - исследовательски - творческий.

Продолжительность: краткосрочный (с16.10.2017 по 20 .10.2017г.)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель.

Актуальность: Тема проекта «Птицы-наши друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель : расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи: закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;

    · провести наблюдения за птицами нашего края;

    · развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;

    · уточнить и систематизировать представления детей о зимующих и перелетных птицах;

    · развивать связную речь детей, обобщать и уточнять словарь детей по теме;

    · вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;

    · воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;

    · Развивать творческие способности: учить детей рисовать,

    · лепить, конструировать птиц из составных частей, используя различный материал

Предполагаемый результат:

    · Усвоение детьми знаний о птицах.

    · Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

    · Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

    · Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

    · Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

    · Улучшение предметно-развивающей среды по теме проекта

Подготовительный этап:

Действия воспитателя:

а) подготовка справочной литературы по теме;

б) подбор литературного материала (стихи, рассказы);

Действия детей:

б) рассматривание картин с изображением птиц.

Основной этап:

Действия воспитателя:

А) Чтение художественной литературы:

Б) Наблюдение за птицами на участке детского сада;

Закрепить строение птиц и признаки, отличающие птиц друг от друга;

В) Беседа о пользе птиц

Г) Д/игры

Действия детей:

а) участие в выставке детских работ;

Завершающий этап:

Действия воспитателя:

- выставка рисунков.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«ПТИЦЫ»

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Окружающий мир:

«О ком расскажет грач »

Цель:

Закрепить знания детей о домашних и диких птицах, а также перелетных и зимующих. Повторить части тела птицы. Дать представления о местах обитания тех или иных птиц.

Наблюдения:

За птицами на участке детского сада

ФЭМП:

« На болоте»

Цель: Учить решать простые задачи, отвечать полным ответом. Находить большее и меньшее значение. Учить соотносить цифру с количеством предметов.

Д\И « Как растет утенок»

Познавательно-исследовательское

«Где живет утенок »

Цель:

Учить отгадывать загадки, развивать логическое мышление, интерес к экспериментированию, пополнить словарный запас.

Эксперимент : Как яйцо куриное держится в соленой воде.

Речевое развитие

«Сказки про птиц»

Цель: Учить воспроизводить диалоги действующих лиц, учить отвечать полным ответом, учить определять место звука в слове.

Д/И «Собери яйцо»

Рассматривание иллюстраций о птицах.

Загадывание загадок.

Чтение художественной литературы:

«Подкидыш », «Чей нос лучше», «Гости» М.Пришвин, «Воробышек», «Чайки».

Социально – коммуникативное

развитие

Настольно – печатные игры:

«Собери яйцо», «Подбери лапы»

Трудовая деятельность:

Беседа:

Какую пользу приносят птицы.

Как кукушка подкидывает яйца.

Беседа по ОБЖ:

Как определить порченое яйцо и можно ли его съесть.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Совушка»

Учить располагать изображение на листе бумаги. Учить наносить мазки в виде перышек. Закреплять названия цветов. Повторить геометрические фигуры.

Аппликация

«Лебедь»

Развивать воображение и фантазию. Закрепить названия частей тела птицы. Учить располагать изображение на листе. Развивать мелкую моторику.

П\И «Перелетные и зимующие»

Самостоятельная художественная деятельность

Лепка из пластилина.

Раскрашивание.

Мероприятия по работе с родителями:

Рисунок совместно с родителями птицы нашего леса.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление книги «Птицы нашего леса».