Тип проекта: информационно-практический.
Продолжительность проекта: октябрь - март.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель ДОУ.
Организатор проекта: Аксененко Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего города;
2. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;
3. Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;
4. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап:
На протяжении всего проекта ведется подбор детской и педагогической литературы, картин и иллюстраций, грамзаписей, видеоматериалов, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей.
Октябрь.
1. Занятие познавательного цикла по ознакомлению с птицами: "Как узнать птицу".
Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера.
2. Экологическая беседа: "Птицы в лесу".
Цель: формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.
Цель: воспитывать умение различать птичьи голоса, приобщать к миру дивного пения птиц.
4. Дидактические игры: "Что за птица?", "Подбери птичке перышко".
Цель: воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.
5. Выезд в лес совместно с родителями с целью наблюдения за жизнью птиц в лесу.
6. Конкурс на лучшее сочинение детей и родителей: "Птицы нашего города".
7. Разрешение проблемных ситуаций:
"Что бы вы сделали, если бы увидели...
Выпавшего из гнезда птенца?
Мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?
Мальчишку с рогаткой в руке?
Птичку севшую к вам на подоконник?
8. Разучивание поговорок: "всякая птица своим пером гордится", "У каждой пташки свои замашки".
9. Продуктивные виды деятельности: рисование "Перелетные птицы", лепка "Утка с утятами".
10. Выставка работ из природного материала: "Чудо-птица". Участники: дети, родители, педагоги.
Ноябрь.
1. Занятие: "Осенние заботы птиц".
Цель: уточнить знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой, воспитывать бережное отношение к птицам в осенний период.
2. Экологическая беседа: "Зимующие и перелетные птицы"
Цель: углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах.
3. Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
4. Экскурсия в сквер, с целью наблюдения за городскими птицами.
5. Анкетирование родителей по теме: "Что ты знаешь о птицах".
6. Консультация для родителей и педагогов "сохраним родную природу".
7. Решение проблемной ситуации: "о чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна".
8. Продуктивные виды деятельности: рисование "Где обедал воробей", аппликация "Сказочная птица",конструирование из при родного материала "Совушка-сова, большая голова".
9. Вечер загадок и отгадок.
- "Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой". (дятел)
- "Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья - белобока, а зовут ее..." (сорока)
- "Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло - спать летит в дупло." (сова)
- "На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его..." (скворец)
- "Черный, проворный, кричит: "крак", червякам - враг. (грач)
- "Сизокрылая птица, любит семечки и крошки, сидит тихонечко воркует возле дома и на окошке" (голубь)
- "Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". (воробей)
- "Спинкою зеленовата, крылышками желтовата черненькая шапочка и полоска шарфика" (синичка)
Декабрь.
1. Занятие "Тайны птичьего мира".
Цель: развивать а детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.
2. Экологическая беседа "Птицы водоемов"
Цель: формировать представление о том, что в водоеме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, их приспособленность к условиям обитания. Формировать представление о жизненном круге утки.
3. Дидактические игры: "Назови водоплавающих птиц", "Что сначала, что потом?".
Цель: способствовать обобщению представлений о водоплавающих птицах.
4. Фотовыставка "Птицы нашего города". Совместная деятельность детей и родителей.
5. Экскурсия в Краеведческий музей.
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах нашего города.
6. Экологическая акция "Новая столовая". Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество.
7. Анкетирование родителей "Как ты помогаешь птицам"
Цель:" Уточнить, какую помощь оказывают взрослые птицам2.
8. Знакомство с демонстрационной картиной "Как живут наши пернатые друзья зимой"
9. Разучивание пословиц: "Мала синичка, да коготок остер", "Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает", "Воробьи под кровлю, а совы на ловлю".
10. Чтение рассказа К.Д.Ушинского "Ласточка".
11. Продуктивная деятельность. Рисование "Снегири - как розовые яблоки", аппликация "Белая лебедушка", работы из природного материала (шишки, перья, скорлупа орехов)
12. Выставка детских работ "Птичий мир".
Январь
1. Занятие "Покормите птиц зимой".
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.
2. Экологическая беседа "Учитесь жалеть и беречь".
Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
3.Дидактические игры: "Кто где зимует", зоологическое лото"Птицы"
Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.
4. Выездное занятие в городскую детско-юношескую библиотеку, с целью получения дополнительных знаний о птицах, подбор литературы о птицах.
5. Экологическая акция:"Покормите птиц зимой".
Цель: воспитывать сочувствие, желание помочь птицам.
6. Коллективное рисование. Плакат "Покормите птиц зимой"
7. Просмотр видеоматериалов о жизни птиц.
Февраль.
1. Занятие: "Птицы наши друзья".
Цель: способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к птицам.
2.Экологическая беседа: "Добрые поступки"
Цель: воспитывать умение доказательно строить суждения, определять добрые поступки.
3.Дидактические игры:"Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
4. Экологическая акция "Наша столовая"(подготовка кормушек и подкормка птиц)
"Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".
5. Фоторепортаж "Как мы помогаем птицам"
6. Разучивание стихотворения Э.Булгакова "Синички"
7. Чтение рассказа "Птичья столовая".
8. Знакомство с репродукцией картин И.Похитонова "Зимой", Л. Бродского "Зимнее утро".
9. Выставка детских работ. Девиз выставки "Приручите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну".
Март .
1. Занятие: "О чем поют птицы весной".
Цель: расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
2.Дидактические игры:"Чей это домик", "Кто чей?".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
3. Экскурсия в художественный музей совместно с родителями.
Цель: воспитывать эстетические чувства, приобщать к прекрасному.
4. День экологических знаний.
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах.
5. Игры: "Хорошо - плохо" (много кормушек - хорошо или плохо? Много детей у кормушек - хорошо или плохо? Много корма в кормушках..."; "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".
Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
6.Акция "Домик для птички". Привлечь родителей.
Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.
7. Развлечение для детей, родителей и педагогов "Новоселье птиц".
Цель: закрепить знания детей о птицах.
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
68% детей показали высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Проект на тему «Покормите птиц зимой»
Цель проекта:Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
4. Научить детей правильно их подкармливать
Актуальность проекта:
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям
Познавательная
деятельность Трудовая
деятельность Природоохранная
деятельность Пропагандистская
деятельность Работа с
родителями Работа с другими
сотрудниками
Наблюдение «Какие птицы прилетают к кормушке?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.
Обследовательская деятельность «Чьи следы птиц на участке»
Цель: расширить знания детей
Подвижные игры
«Перелёт птиц»;
«Птички в гнёздышках»;
«Совушка – сова»;
«Куры и ястреб»;
«Собачка и воробьи»
Цель: закрепить особенности повадки птиц
Чтение худ.литературы
А. Яшина «Покормите птиц зимой»; А.Александрова «Столовая для птиц»; Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Цель: Расширять знания детей о жизни птиц.
Рассматривание зимующих птиц в альбоме «Птицы» в книгах, в журналах.
Цель: познакомить и выяснить, каких птиц знают дети
Изобразительная деятельность:
Аппликация «Снегирь»;
Лепка «Зимующие птицы»
Рисование «Снегирь на ветке»
Цель: учить детей изображать снегиря
Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов
Цель: обогащать знания детей о зимующих птицах
Отгадывания загадок про зимующих птиц.
Заучивание считалок, пальчиковых игр, пословиц о птицах.
Цель: расширять знания детей о зимующих птицах
Заучивание стихотворений о зимующих птиц
Авторов: Т.Зайцева; М.Пляцковский; Г.Ладонщикова; Л.Татьяничева; В.Берестов; Э.Мошковская.
Цель: вызвать интерес у детей к птицам, расширить знания детей, развить любознательность
Дидактические игры:
«Птицы»
«Какие птицы прилетают к кормушке»
«Четвертый лишний»
«Птичье лото»
«Кто чем питается»
«Узнай по описанию»
Цель: закреплять названия зимующих птиц, способы передвижения
Презентация
«Покормите птиц зимой»
Цель:
Формировать у детей представления о зимующих птицах, вызвать желание помогать им в трудную минуту
Беседа на тему:
«Птицы зимой»;
«Как живут наши пернатые друзья зимой»;
«Кто заботится о птицах»
Цель: систематизировать знания детей о птицах, которые живут у нас зимой, недолгое время, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди
Пригласить в ДОУ Орнитолога
Цель: расширить, обогатить знания детей о зимующих птицах, изучить маршруты их перелетах, образ жизни в различных климатических условиях
Коллективный труд (рядом): «Сбор семян для птиц»
Цель: закрепить умения правильно собирать семена
Ручной труд: «Изготовление пакетиков для хранения корма»
Цель: применять умения и навыки, полученные на занятиях по конструирования, использовать в изготовлении пакетиков, закрепить умения правильно хранить семена.
Ручной труд: «Изготовление кормушек»
Цель: формировать у детей умения и навыки в изготовлении кормушек.
Труд в природе:
«Разложить на кустах окружающих деревьев со скворечником, строительный материал для гнезда.
Цель: приучать детей заботиться о птицах
Труд в природе
: «Чистка кормушек от снега»
Цель: учить выполнению трудовых действий, воспитание трудолюбия.
Дежурство по: «Птичьей столовой»
Цель: приучать самостоятельно, заботиться о птицах
Поручение:
«Попросить у няни ломтики булочек»
Цель: запомнить, уметь общаться, выполнить правильно поручения
Труд в природе:
«Заготовка корма для птиц»
Цель: дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Поручение:
«Сходить к плотнику и попросить повесить кормушки»
Труд в природе: «Расчистка дорожек от снега к кормушке»
Дежурство:
« Следить, чтобы в кормушке не было снега»
Цель: приучать выполнять самостоятельно работу, приучать заботиться о птицах.
Поручение:
«Сделать дома кормушку с взрослым»
Цель: запомнить, уметь передать, выполнить
Поручение:
«Сходить к дворнику и попросить расчистить дорожки от снега к кормушке»
Цель: запомнить, уметь ориентироваться, уметь общаться
Использование ИКТ:
«Спасти птицу от гибели»
Цель: учить оказывать птице помощь (сломано крыло), наложение лангетки, воспитать гуманные чувства к птице
Рассматривание картин по наложению лангетки птице.
Цель: научить детей накладывать лангетку
Пригласить Ветеринара «Показ на муляже птице, накладывание лангетки»
Цель: Учить правильно, накладывать лангетку.
Рассказывание ветеринара и показывание на муляже птице: «Как перебинтовать лапку птице»
Цель: учить правильно, перебинтовывать лапку, воспитывать гуманные чувства к птице Оформление выставки детских рисунков «Помогите птицам перезимовать»
Цель: вызвать интерес к птицам и через художественно- эстетической деятельности развивать гуманные чувства к птицам
Проведение викторины «Зимующие птицы Ульяновской области»
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, вызвать у детей интерес к птицам родного края
Изготовление кормушек и их развешивание
Цель: формировать у детей чувство переживание и сочувствие к зимующим птицам.
Цель: развивать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц
Цель: развивать интерес к птицам,
формирование гуманного отношения к птицам
Выпуск газеты: «Мимо не проходите!»
Цель: вызвать интерес, расширить знания о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц
Оформление фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Цель: показать красоту птиц и развить эмоциональное отношение человека направленное к птицам, выражающееся в сочувствии, сострадании, милосердии, помощи
Проведение КВН «Птичьи разговоры»
Цель: формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц
Папки- передвижки
«Птицы – наши друзья»
Цель: расширить знания о птицах
Показ открытого занятия: «Зимовье птиц»
Цель: расширить знания о птицах, формирование гуманного поведения.
Показ презентации на родительском
собрание:
«Берегите птиц зимой»
Цель: заинтересовать и привлечь родителей к проблемной ситуации
Статья в газету «Антошка»;
в Журнал «Симбик»
«Птицы – наши друзья»
Цель: привлечь, как можно больше народа к проблемной ситуации, формирование гуманного отношение к птицам.
Домашние задание родителям
Рекомендации на совместные прогулки
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
Совместно с ребенком сделать кормушку
Фото-видеосъемка птиц на кормушке
Развешивание кормушки
Консультация для родителей «Как научить ребенка заботиться о птицах»; «Покормите птиц зимой»
Подкормка птиц
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Читать рассказы и стихи про птиц
Загадывание и отгадывание загадок про птиц
Просмотр мультфильма «Серая шейка»
Совместное партнерство воспитателя с родителями
Посещение краеведческого музея
Посещение Эколого-биологического центра (на территории школы №86)
Проведение анкетирование
Проведение конкурса «Лучшая кормушка»
Конкурс фотовыставки «Перелётные и зимующие птицы»
Изготовление газеты: «Мимо не проходите!»
Проведение родительского собрания на тему: «Берегите птиц зимой», показ презентации.
Изготовление листовок: «Берегите птиц зимой»; «Зернами кормите»
Развешивание листовки
Оформление плаката: «Покормите птиц зимой»; «Перелётные и зимующие птицы»
Проведение Викторины
«Зимующие птицы Ульяновской области»
Проведение КВН
Проведение спортивного досуга «Птицы»
Организовать познавательный вечер с Орнитологом
Статья в газету «Антошка»
«Птицы – наши друзья»
Цель:
формировать познавательные и интеллектуальные способности детей о зимующих птиц, развивать интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое, делиться информацией, воспитание гуманных чувств и отношение к птицам
С воспитателем:
Оформление выставки книг «Звери, птицы зимой»
Выставка книг «Птицы - наши друзья»
Оформление книжного уголка «Пернатые друзья»
Цель: воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Оформление альбома «Перелётные и зимующие птицы»
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно)
Проведения с детьми занятия «Домики для птиц»
Цель: учить детей заботливому отношению к птицам. Приучать их ответственно относиться к серьёзному и нужному делу-изготовлению гнездовий.
С музыкальным работником:
Прослушивание музыки: аудиозапись «Голоса птиц»
Музыкально-дидактическая игра: «Птицы и птенчики»,
муз. и слова Е.Тиличеевой
Проведение праздника: «День птиц»
Разучивание и прослушивание песенок о птицах.
Разучивание танца «Птицы»
Цель: развивать музыкальный слух, в соответствии с изменением динамики, темпа музыки выполнять определенные музыкально – ритмические движения, воспитывать интерес и любовь к музыкально-эстетическому творчеству.
С дворником:
Почистить дорожки к кормушкам
Цель: воспитывать положительное отношение к труду
С инструктором по физической культуре:
Проведение физкультурного досуга «Птицы»
Цель: воспитывать интерес к птицам
С плотником:
Развешивание кормушек
Цель: привлечь к проблемной ситуации.
С помощником воспитателя:
Приготовить ломтики булочек
Цель: развить понятие, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
5.1.6. Проектная деятельность
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
(вторая младшая группа)
Подготовила: воспитатель Полежаева Кристина Викторовна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид
: групповой
Форма проведения
: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной
литературы, просмотр видеофильмов и телепередач, пескография.
Продолжительность проекта:
средней продолжительности (3 месяца)
Место проведения:
экологическая зона детского сада, музыкальный зал, группа, участок группы, семья.
Возраст детей:
3,5 – 4 года.
Проблема:
в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Участники проекта:
дети, педагоги, родители.
Цель проекта:
Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о
зимующих птицах,
встречающихся в ближайшем окружении.
Задачи проекта:
1. Развивать кругозор
и эмоциональную отзывчивость у детей в процессе общения с природой.
2. Развивать познавательные умения детей и родителей методами познания природы при овладении элементарной исследовательской деятельностью
3. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за объектами живой природы.
Задачи исследовательской деятельности:
формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы;
формировать умение определять возможные методы решения проблемы совместно со взрослым;
формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Линии развития личности:
познавательно-речевое развитие дошкольников;
художественно-эстетическое развитие дошкольников;
социально-личностное развитие дошкольников.
Ожидаемый результат:
формирование у детей знаний о зимующих птицах;
совместное осуществление поисковых действий, помогающих понять что необходимо зимующим птицам;
развитие стремления малышей к самостоятельности;
формирование гуманного отношения к природе;
развитие интереса и любви к родному краю в процессе экологического воспитания и умении отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева. «Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; - называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья, сороку; - формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе. Учитывая, что «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно: - развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде; - учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы; - приобщать детей к театральному искусству; - развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам; - воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; - совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Содержание экологического воспитания включает два направления: - экологические знания детей, - отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе. Воспитательно-образовательную работу по экологическому развитию детей дошкольного возраста может осуществлять педагог, который сам владеет определенными знаниями в области экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями праздники: «Птицы наши друзья», «Поможем птицам зимой», «Сохрани этот мир» и выставки художественного творчества детей и родителей. Цель экологического проекта: формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах, о правилах поведения в природе.
Задачи оздоровительной направленности:
- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой
2. Задачи образовательной направленности:
- формировать элементарные экологические знания;
- развивать экологические представления;
- формировать начала экологического мировоззрения;
- соучаствовать в решении различных экологических задач;
- учить детей совместно находить решения в сложных ситуациях
- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:
а) познакомить детей с особенностями жизни птиц;
б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.
3. Задачи воспитательной направленности:
- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;
- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;
- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, желание помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту.
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
- учить детей заботиться о зимующих птицах;
- учить делать кормушку для птиц из бросового материала.
5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:
- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Формировать у детей представления о зимующих птицах.
2. Формировать знание детьми внешнего вида птиц, образа жизни, о приспособленности к жизни в зимнее время года.
3. Вызывать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.
4. Учить сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.
5. Обогатить словарный запас детей.
6. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
7. Приобщить к совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности:
рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; корм, собранный в процессе проектной деятельности.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Образовательная область
Формы и методы работы
Познание
Занятия: «Зимние гости»,
«Кто как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы».
Экскурсия по экологической тропе.
Дидактические игры: «Меню для птиц»,
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».
Исследование различного оперения с помощью лупы. Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходство и различия в питании птиц зимой и летом.
Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц», «Детский сад».
Коммуникация
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение: снегирь и ворона».
Дидактические игры: «Скажи наоборот»,
«Назови ласково», «Кто как голос подает?»,
«Один - много», «Большой – маленький», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Сосчитай птиц». Экологическая сценка «Доживём до весны».
Чтение художественной литературой
Чтение: В.Бианки «Сова», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Скребрицкий «Берегите птиц», загадки, стихи, потешки.
Художественное творчество
Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», « изготовление кормушек из бросового материала», «Синичка - птичка-невеличка», «Прилетайте снегири съесть рябину поскорей», «Вылепи любую птицу», «Сорока – белобока», рисование ладошками « Берегите птиц», пескография « Птичка»,
« Кормушка на дереве».
Физкультура
Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Воробушки и машины»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?» Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц. «Кто как голос подает?» Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает. Дети: Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать. Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать. Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать. Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать. Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь. Я умею свистеть. Я воробей, я умею чирикать. «Сосчитай птиц» Цель: Учить согласовывать числительные с существительными. Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей. «Большой – маленький». Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями. Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапки – тоненькие лапки. Длинная шея – длинненькая шейка. Белая грудь – беленькая грудка. Черное крыло – черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка. Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки. «Один – много» Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных. Одна ворона – много ворон, Один воробей – много воробьев и т. д. «Угадай по описанию» Цель - Учить составлять описательный рассказ. «Скажи наоборот» Цель: Учить образовывать антонимы. Клюв толстый – клюв тонкий, Хвост длинный – хвост короткий
Пальчиковая гимнастика "Кормушка". Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки). Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек. Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель - Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются. Подвижная игра «Совушка» Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего. «День наступает – все оживает», Ночь наступает – все замирает». Физкультминутка «Воробышки как проснутся Очень любят потянуться Обязательно зевнуть Ловко хвостиком махнуть», а теперь мы галки «Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка». Наблюдение за птицами зимой (1-я и 2-я недели декабря). Задачи: - формировать представления о жизни птиц зимой; - воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения: Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят. Уснувших жуков и личинок Укрыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Воспитатель задает детям вопросы: - Каких птиц вы видите зимой около своего дома? - Почему они прилетают к жилью человека? - Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? - Почему зимующих птиц надо подкармливать?
Загадка: Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом?
(кормушка)
- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
- Есть ли кормушка возле вашего дома?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи, синички любят пшено, семечки, крошки хлеба, снегири – рябину.
Наблюдение за синицей
(3-я и 4-я недели декабря).
Задачи:
- продолжать вызывать интерес к пернатым
- познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень!
Как хорош весенний день!» (синица)
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Беседа по вопросам:
- Как выглядит птичка? (большая или маленькая, жёлтая грудка, крылья, хвост и голова чёрные, на голове белые « щёчки»)
- Какие у неё повадки? (быстрая, шустрая)
- Чем её можно подкормить зимой? (хлебными крошками, зёрнами и семенами, несолёным салом)
Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!»-
Приглашает воробей:
- Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
- Где зимует синичка?
- Какую пользу синицы приносят?
- Как человек заботится о ней?
Синички приносят большую пользу для человека: уничтожают множество вредных насекомых плодовых деревьев, поэтому наша задача помочь птицам пережить суровое время – зиму.
Наблюдение за вороной
(1-я и 2-я недели января).
Задачи:
- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький
А ходит босиком
(ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?
Ворона живёт и в деревне и в городе, она ест всё: во дворе разные кусочки соберёт, и на поле слетает, охотится за мелкими зверьками.
- Есть ли у нее враги?
Приметы:
Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем
(3-я и 4-я недели января).
Задачи:
- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
- познакомить с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой
.(снегирь)
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Наблюдение за воробьями (1-я и 2-я недели февраля).
Задачи:
- расширять представления детей о видовом разнообразии птиц;
- познакомить с внешним видом, особенностями жизнедеятельности воробья в зимний период.
Ход наблюдения:
Воспитатель предлагает отгадать загадку.
Эта птица скачет по дорожке,
Словно кошки не боится,
Собирает крошки.
А потом на ветку – прыг,
И чирикнет: чик – чирик! (воробей)
Беседа по вопросам:
- Как выглядит воробей? (небольшая птица, серая грудка, коричневое тельце)
- Чем они питаются? (зёрнышками, семенами, хлебными крошками)
- Как ведут себя воробьи? (шумные, образуют стайки, чтобы легче отыскивать пищу)
- Как они поют?
- Приносят ли воробьи пользу?
Наблюдение за голубями
(3-я и 4-я недели февраля).
Задачи:
- расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы
- Кто часто прилетает к нам на участок?
- Откуда ни к нам прилетели?
- Где они живут?
- кто их кормит?
- Что они любят клевать?
- Как называется домик, где живут голуби?
- Голуби перелетные или зимующие птицы?
Потешка: Андрей – воробей, не гоняй голубей.
Голуби боятся, на крышу не садятся.
Содержание работы в процессе реализации
проекта
Игровая деятельность
Подвижные игры
Наблюдение за птицами зимой
Труд в природе
Художественное творчество
Пескография
Результаты реализации проекта
Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
«Доживем до весны»
Действующие лица:
Воробей,
Синица,
Сорока.
(Появляется взъерошенный воробей)
Воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчиш
ки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)
Синица:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Воробьишка! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)
Сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Воробьишка, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)