Домовая резьба

Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.

По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и объемной. Поскольку об этих видах резьбы и технике их исполнения мы рассказывали в предыдущих разделах, основное внимание уделим элементам, которые можно использовать в домовой резьбе.

Глухой (поскольку фон не прорезался) рельефной резьбой декорировали фронтоны, наличники. Чаще всего воплощали флористические орнаменты, в которых листья образуют гирлянды, закручиваются спиралями, перемежаются розетками, цветами. Нередко в растительные мотивы вставляли изображения русалок, львов и др.

Секреты между строк

Можно ли в домашних условиях определить химический состав стали, которую предполагается использовать для инструмента?

Способ, конечно, есть. Он достаточно прост, но его результат может быть только приблизительным. Тестируют искры, которые дает материал на шлифовальном круге. Анализ проводится в затемненном помещении. Углеродистая сталь отбрасывает белый пучок искр со звездочками (чем их больше, тем выше содержание углерода в стали); хром – чуть заметные желтые; вольфрам – очень заметные красные; сталь Р18 – короткий пучок темно-красных искр без звездочек.

Прорезная домовая резьба относится к середине XIX в. Ею украшали фронтоны, обрамления окон и дверей, балконы и перила лестниц.

Пример объемной домовой резьбы – охлупень, представляющий собой изображение головы и верхней части туловища крупного животного, например оленя, или птицы. Их вырезали из корневища и устанавливали на гребень крыши или на нос корабля.

Орнамент в домовой резьбе можно отнести к основным способам украшения дома и предметов домашнего обихода. Он представляет собой узор, в котором в соответствии с заданным ритмом чередуются изобразительные элементы. Орнаменты могут быть растительными, геометрическими, сюда же можно отнести разнообразные плетенки.

При этом элементы, положенные в основу орнамента, стилизуются в декоративные формы, которые легки для восприятия и достаточно просты в исполнении.

Орнамент решает сразу несколько задач:

1) украшает предмет;

2) ориентирует предмет в пространстве (обозначает его левую и правую стороны, верх, низ);

3) представляет поверхность в виде незамкнутого фрагмента (например, сетчатый орнамент) или ограничивает ее по краю путем выполнения бордюра или каймы.

Секреты между строк

Как самому сделать нож-косяк?

Для этого подойдет кусок ножовочного полотна из быстрорежущей стали. Сначала на шлифовальном круге стачивают зубья, потом затачивают лезвие под углом 40–45°. Заточка возможна как правая, так и левая, оптимальной считается двустороння. Такой нож-косяк не требует термообработки. Поскольку в этой стали отверстия проделываются с трудом, делают примитивную ручку: соответствующее место смазывают клеем БФ-2, оборачивают резиной и плотно обматывают шпагатом.

Ажурный орнамент обычно состоит из прорезных розеток, которые в домовой резьбе играют роль накладных элементов, например в подзорах.

Арабеска – сложный орнамент, состоящий из затейливо переплетающихся геометрических и флористических мотивов.

Бусы – незатейливый орнамент из шаров и всевозможных продолговатых элементов.

Букля – орнамент, состоящий из колец, в которые заключены розетки.

Венок – орнамент, который выглядит как флористический мотив, перевязанный лентами.

Волюта – своеобразное украшение, состоящее из спиралевидных завитков. В домовой резьбе часто украшает кронштейны.

Геометрический орнамент представляет собой полосу, которая состоит из ритмически организованных элементов (кругов, уголков, зигзагов и пр.). Сюда относятся розетки, звезды, каймы. Геометрический орнамент, в котором линии переплетаются под прямым углом, называется меандром, а орнамент, заполняющий все пространство мелким узором, – сетчатым. Чаще всего геометрический орнамент реализуется в контурной, геометрической и прорезной резьбе.

Геральдическим называется орнамент, в котором представлены оружие, символы, знаки, эмблемы и пр.

Гирлянда – декор, по форме похожий на волну, которую образуют листья, цветы, ленты и др.

Годрон – особая разновидность орнамента, построенного из ритмически повторяющихся полуовалов и продолговатых выпуклых элементов, которые называются выкружками и каннелюрами.

Городковый орнамент – это зубчатые полосы, наложенные друг на друга, как ступени.

Секреты между строк

Возможно ли самому изготовить ложечный резец?

Часто мастера именно так и поступают. Подбирают инструментальную сталь, изготавливают из нее прямое лезвие, которое обрабатывают слесарными инструментами, как и обыкновенный нож. Длина лезвия определяется радиусом и углом дуги изгиба. Лезвие нагревают и придают ему необходимую форму. Дальнейшие операции типичны: нож нагревают, медленно остужают, закаляют.

Жгут по своему строению напоминает витой пояс.

Животный орнамент – стилизованное изображение животных, птиц и фантастических существ, которое вырезают, сочетая разные техники, чем добиваются его большей выразительности.

Картуш – виньетка, представляющая собой плоскость, по форме напоминает свиток с заворачивающими краями, в центре которого имеются надпись, цифра, вензель и т. п.

Ленточный орнамент – это всевозможные прямо– и криволинейные орнаменты, которые декорируют поверхность предмета, окаймляя его. Кайма представляет собой узкую полосу ажурного орнамента.

Люнет – полукруглая плоскость, выполненная в любой технике резьбы.

Плетенка – это орнамент из переплетающихся полос, лент, стеблей и прочего, является одним из древнейших способов декорирования предметов и жилища.

Пальметта – разновидность растительного орнамента, имеющего веерообразную форму. Ею завершают резной декор, используют в виде полосы на фризе.

Растительный орнамент состоит из стилизованных флористических форм (цветов, плодов, листьев и пр.), которые, переплетаясь, складываются в полосу. Этот орнамент встречается во всех видах домовой резьбы.

Секреты между строк

Существует ли разница между заточкой и переточкой инструмента?

Заточка представляет собой снятие тонкого слоя металла по всей фаске. К ней прибегают при монотонном (равномерном) затуплении инструмента. При переточке снимают более толстый слой металла. Этот способ используют при аварийном износе и подготовке нового инструмента.

Солярные знаки – стилизованные символические изображения (восходят к эпохе язычества) божеств, например солнца. Подобные изображения нередко встречаются на фронтонах, крыльце.

Некоторые из представленных орнаментов показаны на рис. 95.

Рис. 95. Орнаменты, использующиеся в домовой резьбе: а – геометрический; б – растительный; в – зооморфный; г – ленточный; д – ажурный; е – городковый; ж – плетенка; з – пальметта; и – венок; к – бусы; л – букля; м – годрон; н – жгут; о – арабеска

Домовая резьба предназначена для акцентуализации таких конструктивных элементов здания (рис. 96), как фронтон, ставни, балкон, конек, крыльцо и др.

Рис. 96. Основные конструктивные элементы строения, украшаемые домовой резьбой: 1 – крыльцо; 2 – пилястра; 3 – ставни; 4 – обшивка; 5 – наличник; 6 – кронштейн (консоль); 7 – кисть причелины; 8 – балкон; 9 – причелина (левая); 10 – фриз; 11 – кисть полотенца; 12 – слуховое окно; 13 – карниз; 14 – скат (вальма) 15 – конек

К внешнему декорированию дома приступают после того, как закончены все строительные и отделочные работы, а деревянный дом миновал стадию осадки, которая длится около 2 лет.

Наиболее интересно и затейливо стараются украсить фасад дома. На его фронтоне может размещаться мансарда с балконом, оформленным резным ограждением, или окнами, рамы которых украшают вставками, наличниками, накладными розетками.

Причелины, карнизы, подзоры и фризы обычно выполняют в технике прорезной резьбы, благодаря приемам которой все ажурные конструкции выглядят очень легкими. Особое внимание уделяют украшению окон. При этом наличники не только создают декор, но и выполняют чисто утилитарную функцию, маскируя щели между стеной и оконной коробкой. В украшении наличников используются все виды резьбы.

Крыльцу также придается особое значение, поэтому у хорошего хозяина это не просто навес над ступеньками, а навес с кронштейном, декорированным изящной резьбой. Крыльцо оформляется резными столбиками или ажурным ограждением.

Дом, украшенный резьбой, выгодно отличается от обычных строений. При этом мастер должен выдержать общий стиль оформления и сохранить при этом собственный. Помимо разнообразной техники резьбы, можно использовать и другие способы отделки, например тонирование, окраску, которые позволяют увидеть текстуру и оценить красоту дерева.

Домовая резьба предполагает украшение и внутреннего убранства жилища, в которое входят мебель, посуда. Все они должны быть выполнены в одном стиле. Мастер может применять здесь всевозможные техники, которыми владеет: контурную, геометрическую, прорезную, ажурную, рельефную, скульптурную резьбу.

Секреты между строк

Что надо учитывать при заточке инструмента?

Требования к заточке: необходимо выдерживать угол заострения и форму лезвия; фаска должна быть ровной, без заоваливания, острота – без заусенцев; засинение инструмента недопустимо. Обучаться затачиванию инструмента нужно на кусках металла.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

В Нижегородском крае есть много талантливых мастеров, которые соблюдают традиции русских художественных промыслов. Домовая резьба здесь была известна издревле. В этом краю её также называют глухой, корабельной или барочной резьбой. Зародилась она в середине XVIII–начале XIX века. Искусные народные умельцы украшали корабельные суда. Разновидность резьбы называется глухой: в дереве нет ни одного сквозного отверстия.

Домовая резьба по дереву

Крупный и сочный орнамент нужно рассматривать издалека. Элементы соединяются в единую композицию, что хорошо видно на большом расстоянии. Нижегородская домовая резьба характеризуется выразительностью и символизмом. Она украшает или коньков на крыше. Её можно увидеть и на других строениях.

В Нижегородском уезде было много народных умельцев, владеющих искусством резьбы. Первоначально резные элементы украшали торговые и военные суда. Однако впоследствии перешел на избы. Суда воздвигали зимой, а летом резчики нуждались в подработке. Резные фасады делали дома жителей праздничными. Поэтому такие украшения быстро вошли в моду. Элементы резьбы идеально подходят к архитектурно-ландшафтному решению.


Пример домовой резьбы нижегородского края

Орнамент связан с символикой цветущей природы:

  • животные;
  • цветы;
  • птицы;
  • русалки;
  • сказочные чудища.

Каждый образ или узор обладал мощным магическим характером. К примеру, Птица Сирин выступала в качестве предвестника благополучия и счастья в доме. В старину люди верили в силу деревянных элементов, которые служили оберегами. Резные украшения защищали от зла своих владельцев.

Глухой резьбой могли заниматься только мастера, обладающие высокой квалификацией. Они знали характерные свойства различных пород деревьев. Сегодня, как и много лет тому назад, мастеров, умеющих делать нижегородскую резьбу, ценят высоко. Каждый народный умелец добавляет в узор свои собственные детали, что освежает традиционный орнамент. Раньше мастера работали группами:


Различные варианты орнамента нижегородской резьбы
  1. Задачей художественного руководителя было нанесение отверстий по контуру будущих рисунков. Эту работу он выполнял с помощью иглы. Сделанные рисунки посыпались истолченным углем, а контуры обводились карандашом.
  2. Резчик подбирал подходящий фон и выполнял рельеф.
  3. Мастер придавал узорам мягкие и пластичные очертания. Он наносил на доску покрытие с помощью олифы. Завершающим этапом было раскрашивание.

Читайте также

Резные наличники на двери

Работы народных умельцев, которые творили свои шедевры более 100 лет назад, дошли до наших дней. Местные жители знают расшифровку резных инициалов на своих домах. Сегодня в Нижегородской области функционируют заводы и работают резчики, предпочитающие работать самостоятельно. Они могут вырезать классические и современные декоры. Любая их работа сохраняет естественность природного дерева. Рука умелого мастера обогащает форму деревянных предметов.

Резные символы ушедших времен

Большой интерес вызывают , которые встречаются в селах. Многим работам более 100 лет. Наличники и ставни – это настоящее «деревянное великолепие». Здесь нет резных домов, похожих друг на друга. На ставнях одной избы представлены два завитка в виде спиралей. Они постепенно переходят в стебли. А венчают их головы сказочных птиц. Ставни другого жилого строения украшают мотивы иконостасов с богатыми растительными орнаментами.

Русалка ассоциировалась с берегиней. Именно этот образ охраняет многие строения и их владельцев. На фронтонах часто резчики выпиливали фамилию хозяина и год постройки. Те узоры, которые присутствуют на наличниках, нетрудно обнаружить в народной вышивке.


В работах русских мастериц навсегда запечатлелись магические заклинания. Прорезной орнамент появился позднее.

Как овладеть искусством нижегородских мастеров-резчиков

Новичкам следует всегда помнить об особенностях домовой резьбы, характерной для нижегородского края:

  • непрорезной фон;
  • рисунок на одном уровне с деревянным материалом.

Здесь широко применяются различные геометрические фигуры: кружки, треугольники, четырёхугольники и другие. Глухая резьба даёт возможность резчику экспериментировать на деревянных стенах и выполнять масштабные изображения. Могут быть реализованы любые фантазии. Сегодня резные картины создаются в разных стилях.

Вариант резного орнамента для оформления дома

После таких практических занятий новичок приобретет уверенность, которая поможет ему работать с деревом. Фасады можно начать вырезать, когда будут приобретены необходимые навыки. Сделайте предметы домашней утвари, которые точно пригодятся в хозяйстве. Мастера, желающие изготовить сложные или многослойные наличники, используют трафареты.

Домовая резьба – это способ украшения жилища путем вырезания на деревянных конструкциях разнообразных орнаментов, узоров или фигур. Традиции подобного украшения уходят корнями в глубокое прошлое – ученые считают, что резьба зародилась у древних славян приблизительно в X-XIп веке. Мастера украшали все выступающие элементы жилья – балясины, крыльцо, ветровые доски, кровлю, карнизы и наличники. Работы по дереву велись простейшими инструментами, на доски наносили защитные руны, отпугивающие нечистую силу и призывающие в дом благополучие, изображения богов и окружающей природы, символы дождя и солнца. Руны и символы выполняли роль оберегов, защищая домовое пространство.

С внедрением на Руси христианства их магическо-заклинательная функция была утеряна, и домовую резьбу стали применять исключительно в декоративных целях. Но даже сегодня в орнаментах и узорах видны древние символы и руны – ряды треугольников и полукружий, символизирующих дождь и небесную влагу, изображения животных и деревьев, полей и лесов. С помощью резьбы можно украсить свое жилище, придать ему декоративный и завершенный внешний вид, вернувшись к традициям предков.

Порядок выполнения работ в мастерской «Резное Дело»

В прошлом мастерам приходилось изготавливать декоративные элементы вручную, что было связано с высокими трудозатратами и процесс затягивался на несколько месяцев. Сегодня накладные элементы создаются на современном станке с числовым программным управлением, а прорезы делаются при помощи лазера. Подобная технология имеет серьезные преимущества: планки и накладки получаются идентичными, а раскрое поры дерева запечатываются от высокой температуры и немного обугливаются (дополнительная защита от влаги). К тому же теперь нет необходимости ждать изготовления несколько месяцев – на изготовление наличников в деревянном доме классического размера тратится 2-3 дня в зависимости от сложности работ.

Словарь терминов домовой резьбы

Декор исполнялся преимущественно из сосны, иногда из ели, то есть из так называемого «красного леса», деревьев хвойных пород, поваленных (в отличие от лиственных) весной во время начала сокодвижения. При этом смолистые соки, проступившие под корой, окрашивали ствол дерева в красновато-оранжевый цвет (отсюда и название). Смолистость хвойных пород способствовала сохранности декора, выполненного из них. Продлевали жизнь декора также и его покраска, и хорошая, не протекающая кровля, под которой он находился.

B Туле на декор, как и на кровлю, шла еще и осина, которая по своим водоотталкивающим свойствам была для этих целей также неплохим материалом.

Из всех видов домовой резьбы наибольшее распространение в Туле получила сквозная (прорезная) и особенно пропильнaя c ее разновидностью — «накладной», когда узор ставится не на просвет, a накладывается на какую-либо другую основу. B меньшей степени имеется «объемная резьба», которая заменила «глухую» и представляет собой украшение, выполненное не по целому дереву, a составленное из отдельных кусков-деталей.

B технике пропильно-накладной резьбы выполнены узоры наличников, подзоров, фризов, пилястр и лопаток, межоконных вставок. Сквозная резьба по большей части применена в подзорах, мелких деталях наличников, декоративных свесах кровли («полотенцах»), кронштейнах и т. д.
Об архитектурных деревянных домов подробнее:

Наличник

Декоративное обрамление оконного или дверного проёма. Оконный наличник обычно состоит из фронтона, сандрика (кокошника), двух вертикальных тяг (боковины) и подоконной части (фартук). В деревянной архитектуре наличник закрывает щель между стеной и оконной коробкой. Раньше деревянные наличники украшались обережной резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты. Термин "наличник" употребляется главным образом применительно к русской архитектуре ХV-ХVII веков.

На Урале наличники называли «выреза », а в Вологодской области «вы рези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «ли чники», а в Новгородской области — «заоко нники» или «обнали чка». В Московской области — наличник это «оло бок», в Архангельской — «обно ска», в Карелии — «подзо рник», в Пермской — «окла дка», в Псковской — «обса дка» и «обли пы», в районе Донецка — «обличко вка» и «оконная обложка», в Тверской области — «нали шина», в Вятской губернии — «заико нок», или «забоко нок».
В России резьба по дереву - резное дело - существовала с древних времён. Рисунок назывался "ознамёнка", употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Балясина - опора для перил, выполняющая не только несущую, но и ограждающую функцию. Выполняются в виде однотипных фигурных элементов расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Позволяет придать ограждению лестницы или балюстрады ажурный вид.

. Лобовая доска и крылья то же что и причелина.

Причелина - от слова при челе, т.е. при лице. Это украшенная резьбой одна или более доски на фронтоне, закрывающая от влаги торцы подкровельных слег. Украшения лобовой доски и ветровой доски.
Причелина в современном архитектурно-строительном языке это карниз.

Доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно всегда покрыта богатой резьбой. Сюжеты резчики брали разные. Наряду с растительным орнаментом со сложным переплетением стеблей, листьев и цветов-розеток изображались фантастические полудевы-полурыбы, львы, птицы. Сказочные персонажи перекочевали с бортовых досок судов на лобовые доски изб.

Обычно схемой орнамента лобовой доски выступал элемент, идентичный декоративному мотиву классического фриза, - акантовая ветвь. Мастер по дереву лишь преобразил ее, придав ей большую пышность. Основу орнамента составляла волнообразная ветвь, как правило, идущая от центральной фигуры. Ветвь покрывалась пышными лапчатыми листьями, своими отростками образовывавшими ряд симметричных закруглений. К концу XIX века насыщенность декора возросла, увеличилась пышность листьев, составляющих основу рисунка.



Нижняя, свешивающаяся часть причелины, делается на подобии рушника (полотенца).


Конек - в старину это комлевая часть охлупня над фасадом дома в виде вырезанной головы коня. В наши дни - верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши.


Продолговатые дощечки, часто с контурной резьбой в нижней части, закрепляемые на крыше, подобно черепице и служащие для покрытия кровли. Лемех делали обычно из осины.



Охлупень (Шелом) - бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык скатов крыши.



Свесы кружевные или ряд коротких вертикальных дощечек с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли в виде сплошного кружева. Делаются под причелиной (под карнизом).


Полотенце - резная доска, свешивающаяся вертикально вниз на фронтоне или по бокам наличников. Закрывает стыки причелин или других горизонтальных элементов.
Так же известно в старорусском варианте "рушник", что и значит полотенце. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).


Ставни - деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Часто встречаются на севере, где белые ночи, что ночью было темнее дома. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома.

Прорезная, пропильная резьба (сквозная)

Резьба, при которой элементы фона полностью удаляются. Выполняется на плоских дощечках пропиливанием их насквозь. Этим достигается необыкновенная легкость изделия и ажурность.
Примерно 170 лет назад появилась прорезная резьба (сквозная, пропильная) и быстро распространилась . Причиной тому были экономические - леса становилось меньше, и древесина дорожала. Прорезная резьба была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
До неё резба была "корабельная", т.е. объёмная в виде барельефов. Но прорезная резьба дешевле и делается
быстрее .

Самцовая крыша

В древнерусском деревянном зодчестве крыша, в которой тёс складывается не на наклонные стропила, а на горизонтальные бревна - слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или иначе, самцы. Чтобы тёсины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно-поток, опирающееся на "курицы". Таким образом, слеги и «курицы» образовывали решётку, поверх которой настилалась кровля. Вершина кровли покрывалась специально вырезанным из бревна треугольником - шеломом. Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

Курица

Еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т.н. кокоры), поддерживающее водотёчник (поток). Курица укладывается на слеги кровли. Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев длинных верхних концах курицы делаются неглубокие гнёзда, соответствующие размерам слег на которых держатся курицы, в другом - гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются курицы, но при этом слега ослабляется, - это возможно в массивных слегах.

Кокора

Водосборный лоток на кокорах. Водосборный лоток на кокорах Загнутые концы куриц, куда в деревянной кровле укладывается водотечник (слив, поток, застреха). Кокора - комлевая часть ствола хвойного дерева, вырубленного вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу.

Сруб

Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. По углам брёвна соединялись с помощью врубок различными способами. Наиболее распространённые: «в обло» - с небольшими выпусками, широко использовался во многих постройках; «в лапу» - без выпусков, использовался лищь в некоторых частях здания. Также, в зависимости от типа сооружений, использовались другие врубки, но они получили меньшее распространение. Срубы могли быть разной формы. В жилых помещения обычно они были прямоугольными. Наиболее распространённой формой срубов были пятистенки - сруб прямоугольной формы, внутри разделенный стеной на два помещения, а также шестистенки - разделённые уже двумя перпендикулярными стенами на 4 помещения. В общественных местах, особенно в церквях часто использовали срубы восьмиугольной формы.

Cтропильная крыша

Широко использовались два приёма изготовления таких крыш - с одной парой стропил посередине и на самцах по краям, или же с тремя парами стропил на концах и в центре. Нижними своими концами стропила врубались в гнёзда, специально выдолбленные в верхних брёвнах сруба. Между стропилами врубались слеги. В конструкции часто могли использоваться вертикальные брёвна - «курицы». Сверху стропила крестообразно соединялись досками. Данный метод до сих пор широко применяется в конструировании крыш.

Фриз или пояс - горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.

Схема размещения декоративных элементов

Домовая резьба по дереву – это украшения дома внутри и снаружи при помощи резных изделий. Домовая резьба один из древнейших видов резьбы. Сначала резьба применялась для украшения деревянных изб, сейчас ее используют в современном дизайне частных домов, бань.

Деревянные домовые украшение, при правильно выборе материала, стойки к атмосферным воздействиям и могут служить годами. Домовая резьба, если верить нашим предкам, помогает защитить жилье от злых духов и плохой энергетики. Знаки-обереги, с годами, теряли свою первоначальную символику и превращались в обычный, хоть и красивый, орнамент. Сейчас резные домовые украшения всего лишь традиция декоративно-прикладного искусства.

Декоративная резьба по дереву активно применяется в современном интерьере и домостроении, при изготовлении мебели. С помощью декоративной резьбы не составит труда украсить как детали интерьера, так и предметы целевого назначения.

Как выбрать древесину для домовой резьбы

Древесина для домовой резьбы обязательно должна быть атмосферостойкая. Основой для домовой резьбы являются сосновые и еловые доски, иногда: осина, дуб, лиственница. Доски могут быть различной толщины и ширины. Материал для резьбы должен быть дешевым и доступным, ведь домовая резьба рассчитана на крупные размеры изделий. Не могут использоваться при домой резьбе любые заготовки из березы, она быстро портиться на открытом воздухе, загнаивается.

Внешний вид древесины может меняться в зависимости от обработки, относительно устойчивый цвет характерен для дуба, клена, груши.

Порядок работы при домовой резьбе

  1. Для начала необходимо подготовить примерный эскиз дома.
  2. Дальше делаем расчет необходимого количества и вида материала, заготавливаем доски нужного размера.
  3. Готовим шаблоны для домовой резьбы. Для того чтобы добиться стилевого единства в оформлении дома, следует хорошо продумать орнамент, детали композиции непременно должны повторятся.
  4. В связи с большими объемами работы лучше воспользоваться станками для резьбы.

Виды домовой резьбы

В зависимости от техники и характера резьбы домовая резьба имеет несколько направлений: рельефная резьба, плоскорельефная, контурная. Характерным отличием домовой резьбы является многократное повторение одних и тех же элементов на разных участках.

Глухая рельефная

Резьба применяется для украшения мебели шкафа, стола, рам для зеркал. Такой вид резьбы осуществляется на глухом фоне и имеет вид рельефного узора. Рельефная резьба хорошо подойдет для украшения оконных и дверных наличников, фронтонов дома. В основном используется растительный орнамент, изображение животных, мифологических созданий: виноградная лоза, русалка, лев, птица Феникс, цветочные розетки.

Плоскорельефная резьба

Характеризуется выбиранием фона или его углублением, вокруг орнамента на 5-7мм. Еще одно условное название техники – «рельеф на плоскоти». Изображение получается объемным, за счет одинаковой высоты большинства выступающих деталей узора, по отношению к фону. Растительные орнаменты, композиции с изображением птиц, животных, людей – прекрасно выглядят в технике плоскорельефной резьбы.

Неимоверно популярна в плоскорельефной и глухой рельефной резьбе банная тематика. Сувениры для бани отлично подойдут для дачного интерьера, разнообразят его и добавят уюта. Украсить резьбой можно двери бани, окна, а так же ковш для набора воды или чаши, которые используются для приготовления мазей. Для банного декора лучше всего подойдет сосна и деревья жестких лиственных пород. Такая древесина устойчива к горячей температуре и влаге. Деревянные изделия экологически чисты и потому очень подходят для использования в парной. В предбаннике можно поместить деревянную скульптуру Нептуна или шуточные банные фигуры. Полки в бане замечательно украсит геометрическая резьба. Сучковатая древесина отлично подойдет для выполнения вешалок для банных полотенец. Из толстых сучков так же можно сделать дверные ручки.

Считается одной из самых простых техник. Она идеально подходит для оформления разделочных досок, посуды, бытовых предметов, настенных панно. Контурная резьба характеризируется контурной обрисовкой изображений выраженной линией-выемкой. Контурная резьба, близка по технике исполнения к геометрической. Отличие состоит в том, что в контурной резьбе используют изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных.

Домовая резьба

Красивое и практичное решение для отделки интерьера и экстерьера. Домовая резьба сочетает в себе современные достижения и самобытность резного искусства. В современном домостроении резные элементы добавят дому индивидуальности и стиля. Ваш дом точно не останется незамеченным.