– это ценное полезное ископаемое, оказывающее огромное влияние на мировую экономику. Цены на нефть являются определяющим фактором для формирования бюджета многих стран, а некоторые страны Ближнего Востока целиком и полностью зависят от экспорта «черного золота».

Виды и классификация нефти

Сырая нефть – основное сырье для производства моторных топлив. Доля потребления нефти в общем мировом потреблении энергоресурсов составляет 34%. Кроме этого, нефть используется для получения синтетических каучуков, пластмасс и пластификаторов, различных присадок и красителей. На производство этих материалов тратится около 9% всей добытой в мире нефти.

Качество сырой нефти зависит от ее состава и химических характеристик. Нефть представляет собой смесь из около тысячи различных веществ, большую часть которых, примерно 80-90% составляют жидкие углеводороды. В состав сырой нефти также входит вода, около 10%, которую отделяют в процессе нефтепереработки.

Качественными характеристиками сырой нефти являются плотность, содержание серы и фракционный состав. Эти показатели определяют сорта нефти и влияют на качество получаемых из нее нефтепродуктов.

Плотность – самая важная качественная характеристика. Она зависит от количества в сырой нефти парафиновых углеродов и смол. Измеряется плотность нефти в г/куб. см., а также в специальных единицах – градусах API. Градусы API были разработаны в США, Американским институтом нефти.

Эта величина характеризует отношение плотности нефти к плотности воды той же температуры. Градусы API величина обратно пропорциональная относительной плотности – чем выше градусы API, тем меньше плотность нефти. При величине градусов API менее 10 – нефть тонет в воде, если более 10 – плавает на ее поверхности. Относительная плотность нефти колеблется в пределах 0.73 – 1.04 г/куб. см. По плотности нефть классифицируют на такие виды:

  • Сверх легкая (extra light) – плотность 0.78 – 0.82 г/куб. см (41.1 – 50 градусов API);
  • Легкая (light) - плотность 0.82 – 0.87 г/куб. см (31.1 – 40 градусов API);
  • Средняя (medium) - плотность 0.87 – 0.92 г/куб. см (22.3 – 31 градусов API);
  • Тяжелая (heavy) – плотность 0.92 – 1 г/куб. см (10 – 22.3 градусов API);
  • Сверхтяжелая (extra heavy) - плотность более1 г/куб. см (менее 10 градусов API).

Чем меньше плотность нефти – тем более высококачественные нефтепродукты получаются в результате ее переработки. От плотности нефти зависит другой качественный показатель – фракционный состав.

Нефтяная фракция – это группа углеводородов, выкипающая при определенной температуре. Каждая фракция имеет свой температурный интервал с температурами начала и завершения кипения, эти температуры называются пределами выкипания. Сырая нефть состоит из таких фракций:

  • Бензин (температурный интервал 32 – 105 градусов Цельсия);
  • Нафта (температурный интервал 105 – 160 градусов Цельсия);
  • Керосин (температурный интервал 160 – 230 градусов Цельсия);
  • Газойль (температурный интервал 230 – 430 градусов Цельсия);
  • Мазут (температура кипения свыше 430 градусов Цельсия).

Процентное содержание фракций различается в зависимости от плотности нефти. В легких сортах больше бензина, нафты и керосина, в тяжелых – мазута и газойля.

По количеству серы различают:

  • Низкосернистую нефть, содержание серы до 0.5%;
  • Среднесернистую нефть, содержание серы 0.51 – 2%;
  • Высокосернистую нефть, содержание серы более 2%.

Наличие серы в сырой нефти затрудняет ее переработку, поэтому чем выше показатель сернистости – тем дешевле стоит нефть.

Треть государств на планете располагают разведанными запасами нефти, пригодными для добычи и переработки в промышленных масштабах, но далеко не все торгуют сырьём на внешнем рынке. Определяющую роль в этой сфере мировой экономики играют всего полтора десятка стран.Ведущими игроками на рынке нефти являются крупнейшие экономики-потребители и немногие государства-производители.

Нефтедобывающие державы каждый год суммарно извлекают из недр более одного миллиарда баррелей сырья. На протяжении десятилетий общепринятой эталонной единицей измерения жидкого углеводорода является условная бочка - американский баррель, который равняется 159 литрам. Суммарные общемировые запасы по разным оценкам специалистов составляют от 240 до 290 миллиардов тонн.

Страны-поставщики специалистами разделяются на несколько групп:

  • государства-члены ОПЕК;
  • страны Северного моря;
  • североамериканские производители;
  • прочие крупные экспортеры.

Наибольший сегмент мировой торговли занимает ОПЕК. На территории двенадцати государств-участников картеля залегает 76% разведанных объемов этого невозобновляемого ресурса. Члены международной организации ежедневно извлекают из недр 45% мирового объема легкой нефти. Аналитики IEA – Международного энергетического агентства – полагают, что в ближайшие годы зависимость от стран ОПЕК будет только расти в связи с сокращением запасов у независимых экспортеров. Государства Ближнего Востока поставляют нефть покупателям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке и Западной Европе. https://www.сайт/

Одновременно как поставщики, так и покупатели стремятся к диверсификации логистической составляющей торговых сделок. Объемы предложений традиционных производителей подходят к своему верхнему пределу, поэтому некоторые крупные покупатели, в первую очередь КНР, все чаще обращают внимание в сторону так называемых стран-изгоев: например, Судана и Габона. Игнорирование Китаем международных норм не всегда встречает понимание в международном сообществе, однако, во многом оправдано для обеспечения экономической безопасности.

Рейтинг ведущих экспортеров нефти

Абсолютными лидерами по экспорту нефти являются рекордсмены по извлечению сырья из недр: Саудовская Аравия и Российская Федерация. Последнее десятилетие список крупнейших продавцов нефти выглядит следующим образом:

  1. Саудовская Аравия неизменно занимает верхнюю строчку с самыми обширными доказанными запасами и ежедневным экспортом 8,86 млн. баррелей, это почти 1,4 млн. т. В стране около 80 обширных месторождений, крупнейшими потребителями являются Япония и Соединенные Штаты.
  2. Россия поставляет 7,6 млн. барр. в сутки. В стране доказанных запасов черного золота более 6,6 млрд. т, что составляет 5% от общемировых запасов. Основными покупателями являются страны ближнего зарубежья и ЕС. Учитывая разработку перспективных месторождений на Сахалине, ожидается увеличение экспорта Дальневосточным покупателям.
  3. ОАЭ экспортирует 2,6 млн. барр. Ближневосточное государство обладает 10% запасов нефти, основными торговыми партнерами являются страны АТР.
  4. Кувейт – 2,5 млн. барр. Небольшое государство располагает десятой частью от мировых запасов. При существующих темпах добычи, ресурсов хватит минимум на столетие.
  5. Ирак – 2,2 - 2,4 млн. барр. Располагается на втором месте по имеющимся запасам сырья, разведанных залежей более 15 млрд. т. Эксперты же заявляют, что нефти в недрах в два раза больше.
  6. Нигерия - 2,3 млн. барр. Африканское государство на протяжении многих лет стабильно занимает шестую позицию. Разведанные запасы составляют 35% от всего объема найденных залежей на черном континенте. Удачное географическое положение позволяет транспортировать сырье как в Северную Америку, так и в страны Дальневосточного региона.
  7. Катар – 1,8 - 2 млн. барр. Доходы от экспорта на душу населения самые высокие, что делает эту страну богатейшей в мире. Объемы разведанных запасов превышают 3 млрд. т.
  8. Иран - более 1,7 млн. барр. Объем запасов – 12 млрд. т, что составляет 9% богатств планеты. Ежедневно в стране извлекается около 4 млн. баррелей. После отмены санкций поставки на внешний рынок будут возрастать. Невзирая на снижение цен, Иран намерен экспортировать не менее 2 млн. барр. Основными покупателями являются КНР, Южная Корея и Япония. оффбанк.ру
  9. Венесуэла - 1,72 млн. барр. Крупнейшим торговым партнером являются США.
  10. Норвегия - более 1,6 млн. барр. Скандинавская страна обладает самыми обширными запасами среди стран ЕС – полтора миллиарда тонн.
  • Крупными экспортерами, объем ежедневных продаж которых превышает 1 млн. баррелей в сутки, являются Мексика, Казахстан, Ливия, Алжир, Канада, Ангола. Менее миллиона в день экспортируют Британия, Колумбия, Азербайджан, Бразилия, Судан. Всего в числе продавцов значатся более трех десятков государств.

Рейтинг крупнейших покупателей нефти

Список крупнейших покупателей сырой нефти остается стабильным на протяжении многих лет. Однако в связи с активизацией в Соединенных Штатах добычи сланцевой нефти и ростом экономики Китая в ближайшие годы лидер может поменяться. Объемы суточных закупок следующие:

  1. США ежедневно приобретают 7,2 млн. баррелей. Треть ввозимой нефти арабского происхождения. Импорт постепенно снижается за счет расконсервации собственных месторождений. В конце 2015 года в отдельные периоды чистый импорт снижался до 5,9 млн. барр. в день.
  2. КНР импортирует 5,6 млн. барр. По объему ВВП является крупнейшей экономикой мира. Стремясь обеспечить стабильность поставок, госкомпании инвестируют огромные средства в нефтедобывающие отрасли в Ираке, Судане и Анголе. Географический сосед Россия также рассчитывает увеличить долю поставок на китайский рынок.
  3. Япония . Японская экономика ежедневно нуждается в 4,5 млн. барр. нефти. Зависимость местной нефтеперерабатывающей промышленности от внешних закупок составляет 97%, в недалеком будущем составит 100%. Основным поставщиком является Саудовская Аравия.
  4. Индия ввозит в сутки 2,5 млн. барр. Зависимость экономики от импорта составляет 75%. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие закупки на внешнем рынке будут увеличиваться на 3 – 5% в год. По закупкам «черного золота» в ближайшей перспективе Индия может опередить Японию.
  5. Южная Корея – 2,3 млн. барр. Основными поставщиками являются Саудовская Аравия и Иран. В 2015 году впервые были осуществлены закупки в Мексике.
  6. Германия – 2,3 млн. барр.
  7. Франция – 1,7 млн. барр.
  8. Испания – 1,3 млн. барр.
  9. Сингапур – 1,22 млн. барр.
  10. Италия – 1,21 млн. барр.
  • Более полумиллиона баррелей в сутки закупают Голландия, Турция, Индонезия, Таиланд и Тайвань. //www.сайт/

По оценкам IEA в 2016 году спрос на жидкие углеводороды увеличится на 1,5%. В будущем году рост составит 1,7%. В долгосрочной перспективе спрос также будет неуклонно расти и не только за счет увеличения количества транспортных средств, использующих двигатели внутреннего сгорания. Современные технологии требуют все больше синтетических материалов, производным которых является нефть.

В 2000-е гг. России удалось преодолеть неустойчивую динамику развития внешней торговли 1990-х гг. как результат трасформационных рыночных реформ, и уже с 1999 г. экспорт и импорт товаров развивались достаточно быстро. Спад в товарообороте в 2009 г. на 35%, вызванный общемировым кризисом, частично удалось преодолеть в 2011 г. К этому времени объем экспорта превзошел показатели 2000 г. в пять раз, импорта – в 4,2 раза (рис. 10.2, табл. 10.1).

Рис. 10.2. Показатели роста экспорта и импорта России, млрд долл.

Источник: URL: gks.ru

В 2012 и 2013 гг. темпы роста российской внешней торговли замедлились и значительно уступили соответствующим показателям за 2012 г.: экспорт увеличился только на 1,6%, а импорт – на 2,3%; по данным Минэкономразвития России, за январь – октябрь 2013 г. товарооборот остался практически без изменений по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. – 688,0 млрд долл., при этом экспорт снизился на 0,7% (429,3 млрд долл.), а импорт увеличился на 0,5% – до 259,8 млрд долл. Это объясняется снижением темпов роста экспорта по основным товарным группам – топливно-энергетических товаров, продукции химической промышленности и каучука, металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, что, в свою очередь, связано с падением мирового спроса на сырьевые и топливные товары в указанный период. Обозначенные тенденции привели к замедлению темпов роста российской экономики в целом, в результате которого стал снижаться спрос на товары, поставляемые из-за рубежа.

Для российской торговли традиционно характерно положительное сальдо торгового баланса. Экспорт России по стоимости намного превышает импорт. В 2012 г. сальдо составило 212 млрд долл. Вместе с тем с 27 странами Россия имеет отрицательное сальдо. Наибольший размер его был в торговле (млрд долл.): с Китаем –16,1, Францией – 3,2, США – 2,4, Германией – 2,7, Канадой – 2,1, Австрией –1,9. За 10 месяцев 2013 г. положительное сальдо составило 169,3 млрд долл.

По данным за первое полугодие 2013 г., доля экспорта в российском производстве составляет (%): нефти – 44,8, нефтепродуктов – 55,5, природного газа – 30,7, угля – 49,9, синтетического каучука – 61,3, клееной фанеры – 53,5, газетной бумаги – 62,2 .

Особую роль играет Россия в мировом минерально-сырьевом комплексе. Из общего объема полезных ископаемых, добываемых в мире, на ее долю приходится (%): природного газа – 25, алмазов – 35, никеля – 14, каменного угля – 19, нефти – 13, титана – 17, золота –12, серебра – 8 (рис. 10.3).

Таблица 10.1. Динамика развития внешней торговли России

Показатель

1992 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Млрд долл.

В % к предыдущему году

Источник: URL: gks.ru

Рис. 10.3.

Источник: URL: mnr.gov.ru

Страна обеспечивает около 11% мирового экспорта топлива, по 4 – черных и цветных металлов, 3 – лесобумажных товаров, 2% – драгоценных металлов и камней. В тоже время доля России на мировом рынке машинотехнической продукции составляет менее 0,5%. В мировом импорте на Россию приходится около 3% поставок продовольствия, 3% легкой промышленности, 2,5% металлоизделий, 2% машинотехнической продукции.

В целом можно сказать, что в мировой торговле за Россией закрепилось место поставщика топлива, металлов, лесобумажных и химических товаров, минеральных удобрений. В структуре товарного экспорта России в 2012 г. на долю минеральных продуктов приходилось 71,4% (в том числе топливно-энергетических товаров – 70,4%). Доля металлов и изделий из них составила 9,2%, химической продукции – 6,1, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 2,2%. Удельный вес машин, оборудования и транспортных средств не превышает 5%. В первом полугодии 2013 г. в структуре российского экспорта доля топливно-энергетических товаров составила 71,3%, сельскохозяйственных товаров и продовольствия – 2,4, продукции химической промышленности – 6,0, металлов и изделий из них – 8,1, машин и оборудования – 5,1% .

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что в 1990-е гг. структура российского экспорта была более диверсифицированной: доля минеральных продуктов в 1995 г. составляла 42,5%; на приходилось 10,2, древесину и целлюлозно-бумажную продукцию – 5,6, металлы – 26,7, текстиль и обувь, которые в настоящее время практически исчезли из экспорта, – 1,5% (табл. 10.2). Схожая структура экспорта была у СССР накануне его развала. "В последние десятилетия российской внешней торговле присущ процесс ее структурного упрощения, – пишет И. Н. Платонова, – снижения в экспорте товаров с высокой долей добавленной стоимости и приобретения в порядке импорта не только несложных потребительских товаров, но и продовольствия, лекарств и пр." .

Эволюция товарной структуры российского экспорта, по мнению экспертов, определялась в основном колебаниями мировых цен на энергоносители. Последовательно росла доля нефти, нефтепродуктов, природного газа и снижалась доля готовой продукции, в том числе машин и оборудования .

Исключительное место в экономическом комплексе и внешней торговле России в 2000-е гг. заняла топливно-энергетическая промышленность. На ее долю приходится более 30% объема промышленного производства, 54% доходов федерального бюджета, она обеспечивает до 70% стоимости экспорта и 45% валютных поступлений.

Таблица 10.2. Товарная структура экспорта и импорта России, %

Вид товаров

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Экспорт всего

Минеральные продукты

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

Машины, оборудование и транспортные средства

Импорт всего

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

Минеральные продукты

Продукция химической продукции, каучук

Текстиль, текстильные изделия и обувь

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

Машины, оборудование и транспортные средства

Источник: URL: econorny.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitormg

Добыча нефти в России на протяжении 2000-х гг. вплоть до 2010 г. росла высокими и стабильными темпами. С 2006 по 2010 г. она увеличилась на 23,4%. В 2011 г. рост замедлился до 0,8%, а в 2012 г. вновь ускорился и достиг максимального с 1990 г. уровня 526 млн т. Вместе с тем позиции на мировом рынке нефти у России ухудшаются в силу разных причин, хотя страна продолжает оставаться здесь в числе лидеров.

Нефтяной сектор в России достаточно монополизирован. Основное производство нефти было сосредоточено в 2012 г. в компаниях: "Роснефть" – 22,7%, "Лукойл" – 16,3, ТНК-ВР – 14 , "Сургутнефтегаз" – 11,9, "Газпром + Газпром-Нафта" – 8,9% .

С середины 1990-х гг. до 2004 г. объемы поставок за рубеж сырой нефти практически удвоились – с 130 млн до 258 млн т в год. Однако затем темпы роста замедлились, а в 2011 г. экспорт нефти снизился до 243 млн т (97% к 2010 г.), в 2012 г. – до 240 млн т, самой низкой отметки с 2004 г. (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Динамика экспорта нефти из России, млн т

Источник: URL: cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/ crude_oil .htm&pid=svs&sid=vt 1

Как говорилось в предыдущих главах, конъюнктура мирового рынка нефти для России на данный момент складывается благоприятно. Цены на нефть оставались стабильными на протяжении 2011–2013 гг. в результате повышенного спроса со стороны Китая и других растущих экономик. Одновременно нестабильная ситуация в Еврозоне давила на них в сторону понижения. На нефтяные тренды повлияли также информация о переоценке запасов нефти в США и Венесуэле, ожидания разрешения бюджетных проблем США, сдержанная политика стран ОПЕК. В августе 2013 г. цена российской нефти марки "Urals" составила 111 долл, за баррель (в августе 2012 г. –113,1), относительно 2010 г. цена выросла практически на 40%.

Основным рынком сбыта российской нефти традиционно является Европейский союз, на долю которого приходится около 70% всех поставок. Россия стала главным поставщиком этого вида топлива в Европу, опередив Норвегию. Доля России в импорте ЕС выросла с 18% в 2000 г. до 33% в 2010 г. Вторым по значимости покупателем российской нефти выступает Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): КНР – 6% общего экспорта России, Япония – 4 и Республика Корея – 2,5%. Доля стран СНГ имеет тенденцию к сокращению: в 2000 г. – 15%, в 2010 г. – 10%.

Основным слабым местом российской нефтяной торговли является ее привязанность к трубопроводной системе, что лишает экспортеров определенной гибкости.

Россия крупный экспортер нефтепродуктов. В 2012 г. объем поставок составил 138 млн т на 103 млрд долл. – 13% мирового экспорта этих товаров. Основной объем приходится на мазут (54%) и дизельное топливо (31%), т.е. на продукты с низкой степенью переработки. В 2012 г. глубина переработки нефти оценивалась в 71%, что, кстати, немногим отличается от уровня 1990 г. – 67%. В большинстве развитых стран этот показатель составляет 90–95%.

В целом для российской нефтеперерабатывающей промышленности характерна неблагоприятная ситуация. Отмечается, в частности, нехватка нефтеперерабатывающих мощностей, в связи с чем загрузка в настоящее время составляет 95%. С 1990 по 2003 г. производственные мощности сократились с 351 млн до 190 млн т. Лишь с 2004 г. началось улучшение в этой отрасли. К 2012 г. мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) выросли до 279 млн т. При этом началась активная модернизация установок с выводом из оборота мощностей по производству топлива ниже класса "Евро-3". Неравномерно, но растет переработка нефти: в 2012 г. она достигла 266 млн т. Однако если в начале 1990-х гг. Россия была на втором месте в мире по производству нефтепродуктов на душу населения, то теперь находится на пятом. Уровень потребления нефтепродуктов составил 2694 барр/день, в то время как в США (крупнейший потребитель) – 18 096 барр/день, в Китае – 7803, Индии – 3139 барр/день. В структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций. В 2012 г. выпуск дизельного топлива составил 69,7 млн т, производство мазута – 74,5 млн т, производство бензинов – 38,2 млн т (на 4,1%) и приблизилось к уровню 1990 г., производство авиационного керосина составило 10 млн т (рост на 10%).

По оценкам экспертов, структура цен на нефть и нефтепродукты такова, что в России более выгодно экспортировать мазут и дизельное топливо для переработки в странах-реципиентах, чем наращивать объемы глубокой переработки нефти внутри страны, при этом цена и качество российского бензина не выдерживают конкуренции с европейской продукцией. Основная часть производимого в России автомобильного бензина поставляется на внутренний рынок, в то время как более половины дизельного топлива и около 78% мазута экспортируются .

Недостаток мощностей приводит к росту внутренних цен на нефтепродукты. По экспертным оценкам, по уровню внутренних цен на бензин Россия стоит в мире на втором месте после США.

Тем не менее ситуация с российским нефтеперерабатывающим комплексом постепенно меняется. На фоне роста собственного производства бензина в 2012 г. существенно (на 63%) снизился его импорт. В результате доля импорта в покрытии внутреннего спроса составила 0,5% по бензину и 0,3% – по дизельному топливу.

Что касается газовой отрасли, то, несмотря на перемещение на второе место по объемам добычи природного газа (после США), по размерам экспорта в 2012 г. (185,9 млрд м3), Россия сохранила лидерство. Газовая отрасль России – одна из основных бюджетообразующих областей экономики, обеспечивающая 25% доходов бюджета и более 19% поступлений валютной выручки. В структуре ВВП на нее приходится 8%. Доля газа в общем объеме производства и внутреннего потребления энергетических ресурсов составляет около 60%. Доля Россия в мировом экспорте трубопроводного натурального газа составила 30% и сжиженного – 5%. Однако в последние годы из-за снижения общего потребления в Европе, а также роста конкуренции со стороны СПГ российские поставки трубопроводного газа уменьшаются (рис. 10.5). В 2000 г. объем российского экспорта природного газа составил 193,9 млрд м3, в 2005 г. был достигнут рекордный уровень – 209,2 млрд м3, а в 2012 г. он снизился до 178,7 млрд м3. При этом в стоимостном выражении экспорт газа из России последовательно рос и увеличился к 2012 г. в несколько раз по сравнению с началом прошлого десятилетия: 16,6 млрд долл, в 2000 г., 43,8 млрд – в 2006 г., 62,2 млрд долл, в 2012 г.

Рис. 10.5. Динамика экспорта природного газа России, млрд м3

Источник: URL: cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/gas. htm&pid=svs&sid=vt3

Ключевым направлением российского экспорта трубопроводного газа остается Европа, на которую приходится сейчас 50% всех поставок. В последние годы наблюдается увеличение поставок в страны СНГ. Доля Украины в экспорте российского газа составила 20%, Беларуси – 12, Казахстана – 4,5%. Растет экспорт в Турцию, доля ее достигла 10%.

Средние контрактные цены на российский природный газ, по данным Международного валютного фонда, на границе Германии в декабре 2012 г. составили 419,0 долл/тыс. м3, относительно декабря 2011 г цена на газ снизилась на 3,9%. В среднем в 2012 г. цены на российский газ на европейском рынке подорожали относительно 2011 г. на 13,1% и составили 431,3 долл/тыс. м3.

Россия обеспечивает 10% мирового экспорта каменного угля. В 2010 г. объемы поставок составили 116 млн т. Примерно половина объема приходится на Европу, 30 – на АТР, 10% – на страны СНГ.

Россия является крупным производителем продукции черной и цветной металлургии. Однако темпы развития этой отрасли нестабильны и находятся в зависимости от конъюнктуры мирового рынка. В 2011 г. выпуск основных видов продукции черной металлургии составил (млн т): чугуна – 48,2, стали – 68,4, проката черных металлов – 59,5, стальных труб – 10,0. Производство цветных металлов в 2011 г. выросло на 8,7%. Однако в середине 2011 г. благоприятная мировая конъюнктура изменилась сначала на нейтральную, а позднее и на негативную, резко выросли запасы металлов на складах, снизилось потребление металлов в реальном секторе. Это, безусловно, отразилось на динамике российского экспорта металлов.

Надо отметить, что Россия является одним из главных мировых поставщиков черных и цветных металлов, и ее позиции в отдельных сегментах этих рынков достаточно весомы: по экспорту чугуна, стальных полуфабрикатов, прямовосстановленного железа – первое место; стального лома, ферросплавов, листового проката, железной руды – 5–7-е, сортового проката и стальных труб – 10-е место. В российском экспорте на эту группу товаров приходится 8,5%. Высокий экспортный потенциал металлургической промышленности России объясняется в значительной степени кризисом национального машиностроения и соответственно слабым внутренним спросом на металлы. По оценкам, экспортируется 60% произведенного проката черных металлов, 70% рафинированной меди, 80% никеля, 90% алюминия.

Из всей продукции черной металлургии, реализуемой Россией, наибольшее значение для мирового рынка имеют стальные полуфабрикаты и стальной прокат. Российская продукция обладает высокой конкурентоспособностью благодаря низким издержкам производства. Основным рынком сбыта российских стальных полуфабрикатов являются Ближний Восток, Европа, Юго-Восточная Азия. Узким местом остается слабое вовлечение российских предприятий в международные металлурго-машиностроительные цепочки, в рамках которых и происходит значительная часть торговли прокатом.

Российская металлургическая продукция на мировых рынках сталкивается с высокой конкуренцией со стороны экспортеров из других стран – Китая, Бразилии, Индии, Украины, стран Восточной Европы. Кроме того, для этого рынка характерно применение странами-импортерами серьезных нетарифных ограничений, использование антидемпинговых и компенсационных пошлин. Широко используется квотирование импорта. Серьезными барьерами на пути российского экспорта металлов являются антидемпинговые меры и компенсационные пошлины, которые широко применяют не только США и ЕС, но и Бразилия, Мексика, Китай, Индия.

В табл. 10.3 представлен экспорт Россией основных товаров, в числе которых нефть, газ, электроэнергия, чнрные и цветные металлы, удобрения, зерно, машины и оборудование, средства транспорта.

Экспорт металлов и изделий из них в 2012 г. сократился по сравнению с 2011 г. на 6,5% (с 47,5 млрд до 44,5 млрд долл.), в том числе экспорт алюминия – на 4,6%, никеля – 17,3%. Экспорт меди вырос по стоимости на 18,4%, по физическим объемам экспорт меди и изделий из нее увеличился на 36,9%, алюминия и изделий из него – 3,9, никеля и изделий из него – на 11,9%.

Россия выступает также как крупный импортер черных металлов. В середине 2000-х гг. значительно вырос ввоз листового проката в основном за счет закупок в странах дальнего зарубежья. Этому способствовало развитие на территории России автосборочных и других машинотехнических производств с участием иностранных компаний, предпочитавших покупать необходимые материалы, в том числе металл, у своих традиционных поставщиков. В связи со строительным бумом троекратно увеличился ввоз сортового проката в основном из Украины, Беларуси и Молдовы. Быстро растут закупки стальных труб. По оценкам, трубы отечественного производства в ряде случаев проигрывают европейской продукции по качеству, а украинской и китайской – по цене.

Таблица 10.3. Российский экспорт основных товаров в 2012 г.

Наименование товара

Всего

Дальнее зарубежье

тыс. т

млн долл.

тыс. т

млн долл.

тыс. т

млн долл.

Пшеница и меслин

Руды и концентраты железные

Уголь каменный

Нефть сырая

Нефтепродукты, в том числе

Дизельное топливо, не содержащее биодизель

Топлива жидкие, не содержащие биодизель

Газ природный сжиженный, млн м3

Газ природный, млрд м3

Электроэнергия, млн кВт ч

Удобрения минеральные азотные

Каучук синтетический

Лесоматериалы необработанные, 1000 м3

Лесоматериалы обработанные

Черные металлы, в том числе

Черные металлы (кроме чугуна, ферросплавов, отходов и лома)

Ферросплавы

Полуфабрикаты из углеродистой стали

Прокат плоский из углеродистой стали

Медь рафинированная

Никель необработанный

Алюминий необработанный

Автомобили легковые, 1000 шт.

Автомобили грузовые, 1000 шт.

Источник: URL: customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976&limitstart= 10

На мировом рынке цветных металлов Россия играет значительную роль в продажах алюминия, меди и никеля. Залогом высокой конкурентоспособности российской алюминиевой промышленности является дешевая электроэнергия, вырабатываемая на крупнейших ГЭС Восточной Сибири. По объему экспорта алюминия страна находится на первом месте в мире, однако по стоимости стоит на четвертом, что связано с преобладанием в российском экспорте дешевого необработанного алюминия и сплавов. Основным рынком сбыта являются европейские страны, на которые приходится 40–50% всех поставок. Доля стран Восточной Азии – 25–30%. На уровне стран крупнейшими покупателями выступают Япония, Турция, Норвегия, Республика Корея, США, Германия.

Россия традиционно зависит от ввоза алюминиевого сырья – глинозема, по размерам которого занимает первое место в мире. Главными поставщиками глинозема выступают Украина, Австралия, Казахстан.

Россия стабильно входит в число крупных экспортеров меди и продукции из нее. Здесь экспорт также представлен в основном необработанным металлом и медной проволокой. Основными регионами сбыта меди являются Европа и Ближний Восток, Китай.

На рынке никеля Россия выступает как поставщик необработанного никеля и ферроникеля. Конкурентоспособность российской никелевой промышленности обеспечивается богатой сырьевой базой и комплексным характером разрабатываемых месторождений. Основные объемы экспорта направляются в Восточную Азию (КНР) и Европу. Россия также является одним из крупнейших поставщиков на мировой рынок титана, свинца и ряда редких металлов.

На мировом рынке лесобумажных товаров Россия исторически является одним из крупнейших экспортеров круглого леса (первое место), пиломатериалов (второе), газетной бумаги (третье), фанеры (пятое), целлюлозы (восьмое). Поставляет также щепу, пеллет (гранулированное древесное топливо), целлюлозу, древесно-стружечные плиты (ДСП). В стоимостном разрезе по данным за 2011 г. Россия заняла пятое место в рейтинге экспортеров древесины и продукции из нее (7,4 млрд долл.) после Китая, Германии, Канады и США. Вместе с тем, доля этой группы товаров российском экспорте невелика и имеет тенденцию к снижению: в 1995 г. – 5,6%, в 2000 г. – 4,3, в 2010 г. – 2,4%.

Россия обеспечивает от 20 до 40% мирового экспорта круглого леса, который поставляется в Скандинавию, страны Балтии, Турцию. Доля этой позиции в стоимости российского экспорта древесины до недавнего времени составляла 70%, в то время как в странах-конкурентах Канаде, Швеции, Финляндии этот показатель не превышал 20%. Начиная с 2008 г. в связи с принятием в России программы ограничения экспорта сырья и поддержки производства готовой продукции ситуация начинает меняться. В 2012 г. экспорт лесоматериалов составил (млрд долл.): необработанных–1,5, обработанных – 3,3, фанеры – 0,9, целлюлозы – 1,0, газетной бумаги – 700 млн долл.

Пиломатериалы Россия в основном поставляет в Европу, обеспечивая до 30% ее импорта, на рынке АТР доля России 20%.

На мировом рынке химических товаров Россия является заметным поставщиком только некоторых видов сырья и полуфабрикатов – серы, фосфатов, аммиака, метанола, удобрений. По многим из этих продуктов Россия стоит на первых местах в мире. Одновременно страна выступает покупателем готовых химических товаров – парфюмерно-косметических товаров, лекарств, лакокрасочной продукции, моющих средств, изделий из пластмасс, шин, а также полимеров, химических волокон и др.

С начала 2000-х гг. Россия занимает первые места по экспорту минеральных удобрений. В 2012 г. объем экспорта составил 28,8 млн т (18% мирового экспорта). Поставляются азотные, калийные и смешанные удобрения (карбамид, аммиачная селитра, сульфат аммония, карбамидо-аммиачная смесь). В последние годы главными рынками сбыта этих товаров являются Латинская Америка (Бразилия, Мексика, Перу, Аргентина) – 40% экспорта, а также страны Ближнего Востока, Индия, Вьетнам, Малайзия.

В последние годы в российском экспорте растет доля сельскохозяйственных товаров. Надо сказать, что после кризиса 1990-х гг. положение дел в сельском хозяйстве России улучшается, хотя эта отрасль сохраняет высокую степень рисковости. По-прежнему результаты отрасли зависят от погодных условий. Например, в 2010 г. валовой сбор зерна составил 81,8 млн т, в 2011 г. – 94,2 млн, в 2012 г. – 70,7 млн т, в 2013 г. он оценивается в 92 млн т. В 2011 г. производство сельскохозяйственной продукции выросло на 22% и составило 3451,3 млрд руб., чему способствовали благоприятные природно-климатические условия, хорошая конъюнктура мирового рынка по многим видам продовольственных товаров, а также меры государственной поддержки сельского хозяйства. В 2011 г. было собрано 56,2 млн т пшеницы, 16,9 млн т ячменя, 3,0 млн т ржи, 1056 тыс. т риса, 878 тыс. т гречихи, 9,6 млн т подсолнечника, 6,7 млн т кукурузы, более 1,7 млн т сои, 46,3 млн т сахарной свеклы, 32,6 млн т картофеля и 14,7 млн т овощей. Производство зерна в целом составило 94 млн т – на 54,1% выше уровня 2010 г. В 2012 г. из-за неблагоприятных погодных условий производство зерна упало на 25% – до 70,7 млн т. Сбор пшеницы составил 37,7 млн т, ячменя – 13,9 млн, ржи – 2,1 млн, гречихи – на 796 тыс, кукурузы – 8,0 млн, риса – 1052 тыс. т. В 2013 г., по имеющимся данным, намолочено: пшеницы – 53,7 млн т, ячменя – 15,8 млн, кукурузы – 7,5 млн, риса – 961,3 тыс. т. В животноводстве положение дел улучшилось: выросло поголовье свиней на 7,7% – до 19,3 млн голов, овец и коз – на 6,4%, до 25,1 млн голов, поголовье крупного рогатого скота осталось на прежнем уровне – 20,4 млн голов. Производство мяса увеличилось на 7%. Большие успехи были достигнуты в птицеводстве. В результате России удалось существенно сократить импорт мяса птицы: в 2008 г. он составлял 122,9 тыс. т, 2011 г. – 493 тыс., 2012 г. – 527 тыс. т .

Несколько лет назад Россия вошла в число ведущих поставщиков на мировой рынок зерна (пшеницы, ячменя ), а также рыбы и морепродуктов, подсолнечного масла, муки, шоколадной продукции, пива, табачных изделий, кормов, пушнины.

В качестве крупного поставщика зерна Россия выступает с 2002 г. Исторический максимум – около 22 млн т – был достигнут в 2009 г. В российском зерновом экспорте доминируют пшеница (80%) и ячмень (20%). В 2011 г. страна заняла пятое место в мире по экспорту пшеницы (14% мирового рынка пшеницы) и стала одним из ведущих экспортеров ячменя (16% общемирового экспорта). В 2012 г. из-за засухи производство и экспорт как пшеницы, так и ячменя в России снизились. Экспорт зерна с 1 июля 2012 г. по 30 января 2013 г. составил 13,5 млн т против 19,4 млн т годом ранее. В стоимостном выражении экспорт пшеницы увеличился на 22,9% – до 4,5 млрд долл, в основном за счет роста контрактных цен (на 16,6%) . По итогам сезона (1 июля 2012 г. – 30 июня 2013 г.) экспорт зерна из России может достичь 15,5 млн т.

Главным рынком сбыта российского зерна выступают страны Ближнего Востока и Северной Африки, на которые приходится три четверти поставок.

Одновременно в глобальном масштабе Россия остается крупным импортером сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Россия занимает первое место в мире по импорту животного масла, табака, чая, мяса; входит в число лидеров по импорту сахара-сырца, фруктов, овощей, картофеля, какао-продуктов, сыров. Вместе с тем структура импорта в последние годы заметно улучшилась (сократился импорт маргарина, консервов, колбас, макаронных изделий, мучных изделий).

На рынке рыбы и морепродуктов Россия традиционно входит в группу ведущих и экспортеров, и покупателей. По объему вывезенной продукции страна стоит на третьем месте после Норвегии и Китая, однако по стоимости им серьезно уступает, так как экспортирует в основном продукцию с низкой степенью переработки. Бо́льшая часть поставок ориентирована на Китай, Японию и Корею. По импорту свежей и мороженой рыбы Россия занимает пятое-шестое место в мире. Главными поставщиками выступают Норвегия, Исландия, Япония, Великобритания, Эстония, Вьетнам.

Россия входит в число крупных экспортеров и импортеров алкогольных напитков. На экспорт в относительно больших объемах поставляются водка и пиво, в основном в страны СНГ. По стоимости импорта виноградных вин и ликеро-водочной продукции с 2010 г. страна занимает пятое место. Основные поставщики спиртных напитков на российский рынок – Франция, Италия, Украина, Великобритания и Испания.

В секторе российской обрабатывающей промышленности успехов пока не наблюдается. После практического разрушения национального промышленного комплекса в 1990-е гг. восстановление идет медленно. Доля продукции машиностроения в промышленном производстве снизилась с 30 до 17%, легкой промышленности – с 12 до 1,5%. Между тем среднемировой показатель по доле машино-технической продукции в промышленном производстве составляет 55%, в Китае – 40, США – 46, Германии – 54%.

За период 1990–2009 гг. годовое производство крупных электромашин упало в 10 раз – с 21,2 тыс. до 2,3 тыс. шт., электродвигателей – в 7,4 раза: с 2 тыс. до 269 шт., бульдозеров – в 20 раз: с 14,1 до 0,72 тыс. шт., экскаваторов – в 16 раз: с 23,1 тыс. до 1,3 тыс. шт., кузнечно-прессовых машин – в 21 раз: с 27,3 тыс. до 1,2 тыс. шт., деревообрабатывающих станков – в 14,1 раза: с 25,4 тыс. до 1,8 тыс. шт., металлорежущих станков – в 41 раз: с 74,1 тыс. до 1,8 тыс. шт., а также тракторов – в 15,4 раза: с 92,6 тыс. до 6 тыс. шт. Это нашло отражение в структуре экспорта. Большой урон машиностроению нанес кризис 2008 г., вызвавший падение производства в некоторых отраслях более чем на 30%.

С 2010 г. в российском машиностроении наблюдался рост. В 2011 г. производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства увеличилось на 37,6%, оборудования для металлургических, горнодобывающих, нефтегазовых предприятий – на 23,0%, в том числе бурильных самоходных установок – на 45,7%, комбайнов проходческих – на 41,8, сталеплавильного оборудования и литейных машин – на 13,4%. Выросло производство металлорежущих станков, кузнечнопрессовых машин, механического оборудования, электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи (индекс роста производства составил 115,8%), электрических машин и электрооборудования (109,1%), офисного оборудования и вычислительной техники (102,6%), транспортных средств и оборудования (124,6%). Производство легковых автомобилей в 2011 г. увеличилось по сравнению с 2010 г. на 44,5%, грузовых – на 33,4%. Однако уровень производства остается недостаточным для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, а для внешнего оно по-прежнему неконкурентоспособно.

На мировом рынке машиностроения, который является крупнейшим сегментом мировой торговли, Россия имеет слабые позиции. По величине экспорта машинотехнической продукции Россия находится на 33-м месте, на одном уровне с Румынией, а доля ее в глобальном экспорте этой продукции составляет 0,4%.

В 2012 г. экспорт машинотехнической продукции составил 26,5 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2011 г. по стоимости на 6,5%. Доля этой товарной группы составила 4,9%. Стоимостные объемы экспорта легковых автомобилей увеличились в 1,6 раза, за счет роста физических объемов почти в 1,4 раза и увеличения цен на 11,7%. Стоимость экспорта грузовых автомобилей выросла на 15,1% за счет роста цен на 22,6% при снижении физических объемов на 6,1%. В первом полугодии 2013 г. экспорт машин и оборудования составил 13 млрд долл, увеличившись по стоимости по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 9,3%, при этом по физическому объему отмечалось снижение на 8%. Экспорт летательных аппаратов составил 2635 млн долл., легковых автомобилей – 634 млн, грузовых автомобилей – 298 млн долл.

На мировых рынках машинотехнической продукции Россия является поставщиком достаточно узкой номенклатуры специализированной техники, в первую очередь вооружений и военной техники (ВОиВТ)и некоторых видов энергетического оборудования. Наиболее заметные позиции на мировом рынке Россия имеет в следующих сегментах: военная техника и оружие – второе-третье место; оборудование для АЭС – в пятерке лидеров; железнодорожная техника – в десятке ведущих поставщиков. Россия также является сравнительно крупным экспортером в отдельных узких нишах – турбореактивные двигатели, паровые турбины, буксиры, навигационные приборы и т.п. В структуре российского экспорта продукции машиностроения 55% составляет оборудование (в том числе 10–12% – вооружение) и 40% транспортные средства (в том числе 15–20% – военная техника), на электронику приходится 5%.

Экспорт ВОиВТ России стабильно растет и в 2010 г. превысил 10 млрд долл. Наиболее крупными покупателями выступают Китай и Индия, а также некоторые страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. В последние годы наращивается военно-техническое сотрудничество с Венесуэлой. Между тем особенностью мирового рынка вооружений является то, что поставки осуществляются на основе государственных кредитов с льготными сроками погашения 15–20 лет и низкой процентной ставкой. В результате реальные валютные поступления от продаж Россией военной техники составляют, по оценкам, не более 3–4 млрд долл, в год. При этом в случае смены правительств или военных переворотах в странах-покупателях оказывается достаточно проблематично получить причитающееся по долгам. Международные институты типа Парижского и Лондонского клубов по "военным долгам" мер не принимают. В связи с этим России уже пришлось "простить" многомиллиардные долги перед СССР и самой Россией по поставкам ВОиВТ Никарагуа, Кубы, Анголы, Эфиопии, Йемена и других стран.

С другой стороны, экспорт вооружений, по мнению многих, способствует укреплению геополитического авторитета России как великой державы. В любом случае, он способствует росту научно-технического потенциала российской экономики, созданию рабочих мест для квалифицированных кадров.

Согласно последнему докладу Стокгольмского института исследований проблем мира SIPRI глобальный финансовый кризис подкосил динамику продаж оружия, которые неуклонно увеличивались до этого восемь лет подряд. Если с 2002 по 2009 г. мировой рынок вооружений вырос на 60% (в кризисный 2009-й – на 8%), то в 2010 г. – лишь на 1%. По данным первого замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ А. Фомина, российский военный экспорт в 2011 г. достиг 13,2 млрд долл., превысив результаты 2010 г. на 26%. Если учесть, что Россия занимает второе место в мире по объемам продаж вооружений (на первом месте США с экспортом в 35 млрд долл.), то ясно, что успехи "Рособоронэкспорта" должны прибавить несколько процентов к мировому росту продаж оружия.

ВОиВТ Россия экспортировала в 2011 г. в 66 стран. Основными покупателями были Индия, Алжир, Китай, Венесуэла, Вьетнам и Сирия. В настоящее время в стадии реализации находится контракт на поставку в Сирию береговых ракетных комплексов "Бастион" со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами "Яхонт". Подписаны контракты на поставку 24 истребителей МиГ-29М/М2 и восьми дивизионов комплексов ПВО "Бук М2Э". "Рособоронэкспорт" расширяет географию поставок: в 2011 г. началось военно-техническое сотрудничество с Германией, Гватемалой, Киргизией, Лаосом, Мали, Сингапуром, Чехией, Уругваем и Экваториальной Гвинеей. Традиционно основная часть экспорта (более 50% в стоимостном выражении) приходится на авиатехнику.

Источник: URL: news.rambler.ru/13125000/

Вполне конкурентоспособна Россия на рынке энергетического оборудования. Она одна из немногих стран, способных самостоятельно осуществлять весь цикл строительства и эксплуатации АЭС, что позволяет России на равных конкурировать в сфере оборудования для атомных электростанций. Поставки такого оборудования осуществляются в страны СНГ, Восточной Европы, а также Индию и Китай, где Россия ведет строительство АЭС.

В целом в несырьевом экспорте России можно выделить следующие наиболее крупные позиции (млн долл.): изделия из резины и каучука – 3029,2, двигатели внутреннего сгорания – 1987,5, технологическое оборудование – 1897,9, масло – 1447,1, шины – 844,2, средства железнодорожного транспорта – 808,1, бумага и картон первичной обработки – 792,7, электронные комплектующие – 625,1, грузовой и пассажирский транспорт, спецтехника – 619,3, генераторы – 611,7, контрольно-измерительная техника – 691,8, легковой транспорт– 492,7 .

Как видим, Россия обладает богатейшими природными ресурсами, большим экономическим и научным потенциалом, достаточно емким внутренним рынком. Все это, а также наличие трудовых ресурсов всех уровней позволяет отнести российскую экономику к категории экономически самодостаточных, таких как другие крупные экономики США, Китай, Бразилия, Индия. Экспортная квота России составляет около 12%. "Самодостаточность, – по словам профессора ВАВТ В. Н. Бурмистрова, – означает возможность в экстремальных условиях обеспечить для национального производства и населения необходимые и достаточные условия автономного существования и жизнедеятельности в течение времени, необходимого для преодоления форс-мажорных обстоятельств внутреннего и внешнего характера" . И такая способность нашей страной неоднократно была доказана. Вместе с тем участие в современных международных экономических отношениях требует большей включенности в мировое хозяйство, в том числе через активное участие в глобальных стоимостных цепочках, кредитно-финансовых отношениях, интеграционных процессах, а не ориентации на "мобилизационное" развитие.

Молено сказать, что, в отличие от США, ЕС, быстрорастущих стран БРИК и др., Россия еще не нашла достойного места в системе международных экономических отношений и не может в полной мере воспользоваться имеющимися у нее преимуществами. Низкая производительность труда, устаревшая материально-техническая база, неразвитая инфраструктура, высокие энергозатратность и материалоемкость, топливносырьевая ориентация хозяйства тормозят не только развитие внешней торговли России товарами и услугами, но и обеспечение внутреннего рынка качественной конкурентоспособной продукцией.

Закупки товаров за рубежом традиционно играли и играют значительную роль в решении многих важных задач социально-экономического и инвестиционного развития России, обеспечивая производственный сектор и население продуктами, не производимыми внутри страны или производимыми в недостаточном количестве или несоответствующего качества. Структура импорта в 2000-е гг. была достаточно стабильна и в ней преобладали четыре товарные группы: машины и оборудование, товары народного потребления, продовольствие и химические товары (табл. 10.4).

В 2012 г. доля машин и оборудования и транспортных средств составила 50,5%, доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 12,9%. Интересно отметить, что в 2000 г. на машинотехническую продукцию приходилось 31,4% всего импорта.

В первом полугодии 2013 г. стоимостный объем импорта по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличился на 1,0% – до 73,6 млрд долл, за счет увеличения стоимости таких товаров, как: летательные аппараты – на 33,3%, инструменты и аппараты оптические – на 11,3, аппаратура телефонной и телеграфной связи – на 5,7%. Наряду с этим отмечалось сокращение импорта железнодорожных грузовых вагонов на 34,3%, грузовых автомобилей – на 22,3 и легковых автомобилей – на 16,3%. Физический объем импорта легковых автомобилей уменьшился на 14,7%, а грузовых – на 19,3% . Импорт машинотехнической продукции можно представить в виде трех основных групп: транспортные средства (30%), промышленное оборудование (55%) и электротехническое оборудование (15%).

Таблица 10.4. Основные товары российского импорта в 2012 г.

Наименование товара

Всего

Дальнее зарубежье

тыс. т

млн долл.

тыс. т

млн долл.

тыс. т

млн долл.

Мясо свежее и мороженое

Рыба свежая и мороженая

Молоко и сливки сгущенные

Масло сливочное

Цитрусовые

Сахар-сырец

Какао-бобы

Нефтепродукты, в том числе

Бензин автомобильный

Медикаменты

Химические средства защиты растений

Каучук натуральный и синтетический

Обувь кожаная, млн пар

Черные металлы

Трубы стальные

Машины и оборудование, в том числе

Автомобили легковые, 1000 шт.

Автомобили грузовые, 1000 шт.

Источник: URL: customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id = 125&Itemid = 1976

В глобальном импорте машинотехнической продукции доля России – 1,7%. Страна входит в десятку крупнейших мировых импортеров легковых и грузовых автомобилей. Ускоренным, по сравнению с импортом в целом, был рост ввоза машин, оборудования и транспортных средств (прирост 6,7%). Доля указанной группы товаров в структуре совокупного импорта увеличилась с 48,2 до 50,1%, в том числе с 13,7 до 14,4% вырос удельный вес средств наземного транспорта. Импорт легковых автомобилей вырос в стоимостном выражении на 2,5% за счет роста цен на 2,7%. Импорт грузовых автомобилей увеличился на 4,1% за счет увеличения физических объемов на 10,5% .

В 2012 г. импорт легковых автомобилей вырос на 9,4% – до 1076 тыс. шт. на 20,2 млрд долл. Ведущими поставщиками легковых автомобилей являются: Япония, Германия, Республика Корея и Великобритания; грузовых – Беларусь, Германия, Республика Корея, Япония, КНР. Импорт грузовых автомобилей вырос на 20,3% и составил 120 тыс. ед. на сумму 3,7 млрд долл.

В 2010 г. Россия впервые вошла в десятку ведущих импортеров комплектующих для автомобильной промышленности, что было вызвано ускоренным развитием на территории страны автосборки зарубежных марок. Главными поставщиками выступили Германия, Республика Корея, КНР, Словакия, Франция, Япония.

Россия входит в пятерку лидеров среди импортеров металлургического оборудования, оборудования для пищевой промышленности, электрогенераторных установок, сварочного оборудования, сельскохозяйственной техники, кузнечно-прессового оборудования, электроинструмента. В значительных объемах страна покупает дорожно-строительную технику, горношахтное, подъемно-транспортное, медицинское, термическое оборудование, металлорежущие станки, трактора. Россия также входит в шестерку мировых импортеров бытовой техники: холодильников, стиральных машин, пылесосов, кухонного оборудования. На рынке электроники Россия выступает как покупатель сотовых телефонов, аудио- и видеотехники. Крупнейшим поставщиком электроники и бытовой техники выступает Китай, по бытовой технике серьезные позиции занимают Германия, Италия, Республика Корея, Беларусь, Польша.

Почти на 40 млрд долл. Россия ежегодно ввозит продовольственные товары – 16% всего импорта. В 2012 г. импорт этой группы товаров снизился по объему на 12,3% и на 5,5% по стоимости. Среди основных позиций можно отметить (тыс. т): мясо – 1399, рыба свежая и мороженая – 367, картофель – 460, сахар-сырец – 520. Особенно резкий спад наблюдался в импорте сахара: в 2011 г. он составлял 2,3 млн т, а в 1999 г. – 6,1 млн т. Импорт химических товаров вырос на 5% и составил 47,7 млрд долл. –15,3% всего импорта.

В 2010 г. Россия вышла на пятое место по импорту цветов. Основными поставщиками выступают Нидерланды, Эквадор, Колумбия, Кения.

В целом можно разделить мнение И. Н. Платоновой о том, что структура основных товарных групп импорта свидетельствует о непрогрессивной, неконкурентоспособной структуре российской экономики .

Для анализа географического направления внешнеторговых связей российская статистика делит страны на ближнее зарубежье, куда относятся республики бывшего СССР (кроме стран Балтии–Латвии, Литвы и Эстонии, которые являются членами Евросоюза) и страны дальнего зарубежья, т.е. все остальные страны. Основными торговыми партнерами являются страны дальнего зарубежья, на них приходится около 85% российского экспорта и импорта, и общий рост торговли происходит пока за счет продолжающегося расширения торговых связей именно с этими странами. В 2012 г. рост торговли также произошел как следствие увеличение торговых связей со странами дальнего зарубежья: экспорт увеличился на 3,1%, импорт – на 4,6%, при том, что товарооборот со странами СНГ снизился на 4,4%. В первом полугодии 2013 г. экспорт в страны дальнего зарубежья составил 220,7 млрд долл. – 86,9% всего экспорта, импорт – 130,3 млрд долл. – 86,4% всего импорта (табл. 10.5).

Графическое изображение структуры экспорта и импорта России в страны дальнего и ближнего зарубежья (рис. 10.6 и 10.7) наглядно показывает, что внешнеэкономические интересы России сфокусированы не на СНГ. В целом в дальнее зарубежье направляется 75% российского экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, 88% минерального сырья и топлива, 78% химических товаров, 77% продукции лесоперерабатывающей промышленности, 98% драгоценных камней и металлов, 83% черных и цветных металлов, 62% продукции машиностроения, включая средства транспорта. Аналогичная картина складывается и по импорту. Даже российский экспорт машин и оборудования в большем объеме ориентирован на дальнее зарубежье (в 2012 г. 16 млрд долл.), чем на ближнее (10 млрд долл.). Эти цифры противоречат расхожему тезису о том, что страны СНГ представляют для российского машиностроения обширный рынок.

Особое место в российских внешнеэкономических связях занимают страны ЕС, торговля с которыми составляет почти половину общего товарооборота России. В 2012 г. товарооборот с этой группой стран вырос на 4,1%. Второй группой по объему внешнеторгового оборота являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 24%, где наибольший удельный вес принадлежит Китаю, Японии и США.

По всем группам стран, кроме АТЭС, сальдо торгового баланса положительное. В 2012 г. оно составило 212,1 млрд долл., в том числе со странами СНГ – 37,1 млрд долл, и ЕС – 145,9 млрд долл. Однако Россия, как уже указывалось выше, имеет значительное отрицательное сальдо в торговле с Китаем (12,5 млрд долл.), Германией (3,3 млрд долл.), Бразилией (2,3 млрд долл.) и в целом по АТЭС (17,9 млрд долл.).

Рис. 10.6. Экспорт России основных товаров в страны дальнего зарубежья и СНГ в 2012 г., млрд долл.

Источник : URL: customs.ru/index2.php?option=com_content &view=article&id=17089:-2012-&catid=52:2011-01-24-16-28-57&Itemid=1978

Основным торговым партнером России в 2012 г. являлся Китай –10,5% (в 2011 г. –10,1%). Из стран ЕС на первое место вышли Нидерланды – 9,9% (8,3%), обогнав Германию 8,8% (8,7%). Среди крупных партнеров были Украина – 5,4% (6,2%), Италия – 5,5 (5,6), Беларусь – 4,3 (4,8), Турция – 4,1 (3,9), США – 3,4 (3,8), Япония – 3,7 (3,6), Франция – 2,9% (3,4%). На их долю в 2012 г. приходилось 59% внешнеторгового оборота (см. табл. 10.5).

Рис. 10.7. Импорт России основных товаров из стран дальнего зарубежья и СНГ в 2012 г., млрд долл.

Источник : URL: customs.ru/index2.php?option = com_ content&view=article&id = 17089:-2012-8tcatid=52:2011 -01 -24-16-28-578dtemid= 1978

В 2012 г. экспорт в страны СНГ снизился на 2,5%, импорт – на 11,1%. В результате удельный вес этой группы стран в товарообороте России продолжил тенденцию к снижению – до 14,1%.

Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ в 2012 г. оставались Украина (5,4% внешнеторгового оборота России), Беларусь (4,3%) и Казахстан (2,7%), доля остальных стран не превышает 1%. В рамках торговли России со странами СНГ на три указанные страны приходится 88% товарооборота (табл. 10.6).

Таблица 10.5. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран, млн долл.

Страна

(группа стран)

2011 г.

Доля

в обороте, %

2012 г.

Доля

в обороте, %

оборот

экспорт

импорт

оборот

экспорт

импорт

Мир в целом

Германия

Нидерланды

британия

Финляндия

Республика

Беларусь

Казахстан

Швейцария

Выше была рассмотрена, причем на разных уровнях, география мировой добычи нефти. Однако география потребления нефти и нефтепродуктов отличается от нее очень сильно. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы 85.
Сравнение данных таблицы 85 с приведенными выше данными о географическом распределении мировой добычи нефти демонстрирует большую разницу положения экономически развитых стран в реестрах добычи и потребления нефти и нефтепродуктов: их доля в мировой добыче составляет 19 %, а в потреблении – 60 %. Неудивительно, что и душевое потребление нефти в них очень высокое – от 1 до 2 т/год, а в США– более 2,5 т/год. С другой стороны, доля развивающихся стран в мировой добыче нефти, как отмечалось, достигает 66 %, тогда как в потреблении она составляет 32 %, т. е. уступает первому из этих показателей более чем в два раза. Страны ОПЕК, добывающие 42 % всей нефти, потребляют всего 7 % нефти и нефтепродуктов – меньше чем один Китай.
Таблица 85


Сопоставление всех этих цифр свидетельствует о наличии огромного территориального разрыва между главными районами добычи и потребления нефти. В пределах отдельных крупных регионов мира такой разрыв преодолевается главным образом при помощи трубопроводного транспорта (например, Россия – Западная Европа, Канада – США), а для преодоления территориального разрыва между регионами используют морской транспорт. Перед Второй мировой войной главные морские грузопотоки нефти направлялись из Америки (США, Венесуэла) в Западную Европу. Начиная с 1950-х гг., постоянно возрастали грузопотоки из зоны Персидского залива в Западную Европу, Японию, а затем и в США. Сформировались также устойчивые грузопотоки нефти из СССР в Восточную и Западную Европу, из Северной Африки в Западную Европу, из Западной Африки в США и Западную Европу. В начале XXI в. на мировой рынок ежегодно поступает примерно 2 млрд т нефти.
При этом на протяжении последних десятилетий сложилось подразделение всех стран и регионов мира на две группы, одну из которых можно назвать нефтеэкспортирующей, а другую – нефтеимпортирующей. Границы между ними довольно отчетливо прослеживаются на всех трех уровнях – глобальном, региональном и страновом.
На глобальном уровне в качестве главных импортеров нефти и нефтепродуктов стабильно выступают экономически развитые страны Запада, которые ввозят (2000 г.) 1430 млн т, а в качестве главных экспортеров – развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, обеспечивающие 3/4 мирового нефтяного экспорта (в том числе страны ОПЕК – 2/3). Такое же функциональное подразделение можно проследить и на региональном уровне: Северная Америка ввозит 600 млн т нефти и нефтепродуктов, Западная Европа – 500 млн т, а страны Ближнего и Среднего Востока экспортируют более 950 млн т.
Но еще больший интерес представляет знакомство с главными странами – экспортерами и импортерами нефти и нефтепродуктов (табл. 86).
Как и следовало ожидать, среди стран-экспортеров преобладают развивающиеся страны – члены ОПЕК, к которым добавляется Мексика. Из стран Запада в группу 10 лидеров входят Норвегия и Великобритания, а из стран с переходной экономикой – Россия. Перечень десяти стран-импортеров включает 8 экономически развитых стран, Китай и Индию. В большинстве из них абсолютные размеры импорта в течение 1990-х гг. оставались относительно стабильными, но есть и два исключения – США и Китай. В 1994 г. количество импортируемых США нефти и нефтепродуктов (450 млн т) впервые сравнялось с объемом добывавшейся в самой этой стране нефти, а в 2000 г. доля импорта приблизилась уже к 60 %. Чтобы оценить эти показатели, нужно вспомнить, что в 1950 г. эта доля составляла всего 9 %, в 1970 г. – 12, а в 1980 г. – 32 %. Можно добавить, что во вторую десятку стран – импортеров нефти входят уже не только страны Запада (например, Бельгия, Швеция, Канада), но и некоторые развивающиеся страны, достигшие сравнительно высокого уровня экономического развития (Бразилия, Турция и др.).
Таблица 86


Преодоление территориального разрыва между главными районами добычи и потребления нефти привело к формированию мощных «нефтяных мостов», преимущественно океанских, которые отчетливо видны на рисунке 67. К ним относятся следующие «мосты»:
Персидский залив – Япония, Республика Корея;
Персидский залив – Западная Европа; Персидский залив – США; Юго-Восточная Азия – Япония; Карибский бассейн – США; Северная Африка – Западная Европа; Западная Африка – Западная Европа; Западная Африка – США.



К этому перечню нужно добавить главный сухопутный «мост», связывающий Россию со странами зарубежной Европы и странами СНГ.
Рассматривая «нефтяные мосты», обозначенные на рисунке 67, нужно иметь в виду, что они вбирают в себя не только сырую нефть, но и нефтепродукты, которые во все больших объемах поступают на мировой рынок из стран Персидского залива, Мексики, Венесуэлы, Нигерии, Индонезии, стран Северной Африки.
В России, как это было и в Советском Союзе, нефть и нефтепродукты остаются основной статьей экспорта. Их доля в экспорте страны составляет 1/5. Как и СССР, Россия получает от экспорта нефти и нефтепродуктов свои основные валютные доходы. Важно отметить, что несмотря на уменьшение добычи нефти по сравнению с уровнем СССР, экспорт ее все время растет: в 1995 г. он составлял 100 млн т, а в 2006 г. – 248 млн т. Вырос и экспорт нефтепродуктов – до 100 млн т. Нетрудно подсчитать, что доля нефти, направляемой на экспорт, превышает 50 % всей добываемой! Однако тогда как в бывшем СССР ее экспортировали преимущественно в социалистические страны (и большей частью в форме бартерных сделок), ныне в страны ближнего зарубежья поступает менее 15 % сырой нефти, а более 85 % ее идет в страны Западной Европы, откуда и поступают основные доходы в российский бюджет. Половина российской нефти экспортируется по нефтепроводам, а другая половина – морским путем.