Согласно мировой статистике, лишь полпроцента людей на земле не умеют читать и писать. Казалось бы, над неграмотностью одержана полная и уверенная победа. Однако ученые бьют тревогу: по данным разных исследований, от 25 до 50 процентов населения земли является функционально неграмотным!

Важно знать! По результатам исследования, проведенного в 2003 году Международным институтом чтения, по качеству функциональной грамотности и чтения Россия заняла 32-е место из 40 возможных.

iconmonstr-quote-5 (1)

Лишь каждый третий российский выпускник способен понять содержание научных и литературных текстов.

Что такое функциональная неграмотность

Функционально неграмотный человек умеет читать и писать, но при этом практически не понимает смысла прочитанного. Он испытывает трудности при чтении и заполнении документов, не понимает, что написано в инструкции к лекарству или бытовому электроприбору.

Кроме того, у такого человека страдают и речевые умения: он почти не воспринимает высказывания других людей или понимает их искаженно, а также с трудом выражает свои собственные мысли.

Как разглядеть у ребенка функциональную неграмотность

Конечно, не стоит делать скоропалительных выводов, но если вы наблюдаете у своего школьника следующие «симптомы», стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу или логопеду:

  • не любит читать;
  • жалуется на дискомфорт, головную боль или резь в глазах, возникающую каждый раз во время чтения;
  • просит вас или кого-то другого объяснить прочитанное;
  • шевелит губами при чтении или проговаривает вслух читаемый текст;
  • всеми способами избегает сложных умственных задач;
  • не умеет следовать даже простым инструкциям;
  • испытывает агрессию по отношению к тому, кто «нагружает» его сложными задачами.

Откуда берется функциональная неграмотность

Исследователи связывают возросшее число функционально неграмотных людей с развитием информационного потока. Прямых научных доказательств того, что телевидение и интернет приводят к функциональной неграмотности, нет, но вместе с тем нельзя отрицать, что среди тех, кто сутки проводит перед экраном телевизора или в социальных сетях, функционально неграмотных подавляющее большинство.

iconmonstr-quote-5 (1)

В группе наибольшего риска находятся дети, чьи родители охотнее дают в руки чаду смартфон или планшет, чем читают книжку.

Ограничение до минимума просмотра телепередач, компьютерных игр, посещения социальных сетей и форумов в современных условиях необходимо, убеждены психологи. Ребенок, который к десятилетнему возрасту не научился понимать прочитанное, уже считается функционально неграмотным. И чем он старше, тем труднее справиться с проблемой.

Как предотвратить функциональную неграмотность

  • Вовлекайте малыша в реальную жизнь, сведите к минимуму использование гаджетов или вовсе откажитесь от них, особенно в раннем детском возрасте.
  • Тренируйте память ребенка (учите стихи, скороговорки, песни и т. п.)
  • Читайте ребенку вслух, даже тогда, когда он сам уже умеет читать. Отдавайте предпочтение книгам, которые интересны ему самому.
  • Обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы по прочитанному тексту и обязательно отвечайте на вопросы ребенка.

Что делать, если проблема уже есть

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности. Ежедневные занятия, направленные на решение этой проблемы, могут дать хорошие результаты.

Для решения проблемы стоит прежде всего научить ребенка работать с текстом:

  • попросите его не проговаривать текст во время чтения;
  • познакомьте его с разными видами чтения: ознакомительное, обучающее, просмотровое;
  • учите ребенка делить текст на части по смыслу;
  • хорошей тренировкой является перевод информации из текстовой формы в форму таблицы и наоборот;
  • поработайте над расширением периферического зрения: ребенок должен иметь в поле зрения несколько строчек текста, а не одну;
  • научите ребенка искать в тексте ответы на определенные вопросы. Конечно, функциональная неграмотность не приговор, и скорректировать можно даже самые безнадежные случаи.

Главное, чтобы у человека было огромное желание справиться с проблемами, и тогда все возможно!

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.

Библиографическое описание: Галицкая А. А., Трофимова А. Д., Герасимов И. В., Кузнецов А. А., Дмитриева Е. Г., Ильинич М. С. У думающей личности есть только один путь - путь грамотности! // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 197-199..03.2019).



Грамотность - это умение читать и писать, не делая ошибок и следуя правилам. Любой человек обязан быть грамотным, так как это показывает степень его ума, образованности и интеллекта. Есть также профессиональная грамотность: знание своего дела, умение применять полученный багаж знаний в профессии. Безграмотность же может привести к серьёзным последствиям. Например, врач, который неправильно поставил диагноз больному, выписал ему неправильные лекарственные препараты, не уделил пациенту достаточного внимания и не провёл грамотное обследование, может очень серьёзно навредить. Недостаточно грамотный учитель тоже может навредить своим ученикам, которые по его вине не смогут хорошо сдать выпускные и вступительные экзамены, и дорога в ВУЗы будет закрыта для них. Учёные никогда не совершили бы свои научные открытия, не рассказали бы о них миру, если бы не стали грамотными людьми.

Можно привести ещё очень много примеров преимущества грамотного человека, но каждый сам волен выбирать свой жизненный путь. Кому-то нравится жить, не напрягая свой ум, не стараясь учиться. Приятнее гулять с друзьями, играть в компьютерные игры, ходить в кино, чем сидеть за уроками, учить правила, решать задачи. Такие молодые люди думают: «Зачем отказывать себе в удовольствиях?» Однако мне кажется, через много лет они поймут, что заблуждались. Они увидят, что успешнее в жизни грамотные, получившие хорошие знания люди. У образованных людей интересная жизнь, стабильная работа, приличная зарплата, возможность обеспечивать свою семью. У других, не получивших достойного образования из-за своей лени, низкооплачиваемая работа, нет мира в семье. Какой семье может понравиться недостаток средств, отсутствие возможности путешествовать, покупать необходимые, но иногда дорогие вещи? Когда появляются дети, малообразованный человек вспоминает, что мог бы лучше учиться в школе, поступить в ВУЗ, получить более интересную и нужную профессию. Нужно учить детей, чтобы они стали грамотными людьми, но безграмотный отец не может помочь им. Мне кажется, что многие взрослые люди жалеют, что не уделяли учёбе достаточного внимания.

Я считаю, что задумываться о будущем нужно ещё в школьные годы. У думающей личности есть только один путь - путь грамотности!

Галицкая А.

В России читать умеют практически все, но, как показывают данные Статистического института ЮНЕСКО, в мире насчитывается 793 миллиона неграмотных взрослых. Взрослые люди обычно стараются скрывать от других недостатки своего образования и воспитания: неумение, незнание, недостаточный уровень информативности, потому что это мешает преуспеванию в современном обществе. Неграмотному человеку действительно приходится трудно даже на бытовом уровне. Ему сложно быть покупателем, потому что он не может правильно выбрать товар, определить его реальную цену и качество. Ему трудно быть пациентом: при приобретении лекарства он не понимает инструкцию по применению. Неграмотному человеку сложно быть путешественником: ориентироваться в дорожных указателях, планах местности, другой нужной информации. Среди других проблем: оплата счетов, заполнение налоговых и банковских документов, оформление почтовых отправлений. Неграмотные взрослые люди испытывают трудности даже в воспитании детей: не могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, стесняются приходить в школу. У них нередко возникают проблемы с бытовой техникой, сантехникой, что ведёт даже к травмам.

Есть люди, которых нельзя назвать абсолютно неграмотными, скорее они малограмотные. В наше время такие люди не могут пользоваться компьютерами, а это затрудняет их трудоустройство, является главной причиной безработицы. Трудно себе представить нашу жизнь без компьютерных технологий.

Чтение помогает расширить мировоззрение человека, тренирует его мозг, память. Чем больше мы читаем, тем полнее и интереснее становится наша жизнь. Читающий человек обладает бесценным багажом знаний, умеет общаться с другими людьми, умеет правильно высказывать свои мысли, он интересен обществу. Начитанный человек имеет свой разнообразный духовный мир, развитую фантазию, воображение. Многие сами начинают писать интересные книги. Ведь прежде чем стать писателем, нужно стать хорошим читателем.

Человек учится быть грамотным с самого детства. Не сразу ребёнок понимает пользу «хорошей литературы», не сразу в его жизнь приходят классические произведения. Только к концу обучения в школе ученики начинают осознавать, что нужно совершенствовать своё читательское умение, потому что оно очень пригодится для дальнейшей учёбы в ВУЗе и, вообще, в жизни. Есть, конечно, группа людей, остающаяся малограмотными, но их не очень много. Становится совершенно понятно, что в наше современное время лучше быть образованным. Современные развитые страны принимают ряд мер для решения проблемы образования, потому что эта проблема (одна из самых важных) затрагивает широкие слои населения и касается всех нас.

Трофимова А.

Каждый человек от рождения любуется красотой природы и радуется общению с другими людьми. Он испытывает потребность стремиться к чему-то прекрасному и высокому. Можно предположить, что человек, не умеющий читать, восхищается окружающим миром, ведь жизнь великолепна и многообразна в своих проявлениях. Но как выразить свои впечатления? Как передать опыт своей души другим? Если ты не читаешь, твой язык беден, даже если в душе есть очень многое.

Грамотность, приобретённая в процессе чтения, помогает нам выразить наши мысли и чувства. Человек, который не умеет читать, испытывает естественную потребность научиться этому. Но мало просто стать грамотным и уметь читать. Нужно стать по-настоящему «хорошим читателем». Я думаю, что образованный человек, должен знать классическую литературу и интересоваться современными авторами. Этот процесс не может происходить время от времени. Не может быть образованным человек, прочитавший одну - две книги. Настоящий современный читатель испытывает потребность в новой информации. У него появляются любимые авторы, он представляет себя на месте некоторых литературных героев. Поступки и размышления героев, их взаимоотношения учат читателя поступать правильно, ценить любовь и дружбу, делать правильные выводы, познавать жизнь. В художественных произведениях много полезной информации не только для души, но и для ума.

Разум того, кто не умеет читать, неразвит, его речь примитивна. Как правило, такой человек груб и эгоистичен. Он не может в полной мере познать окружающий мир, развить свой ум, свой язык. Мне кажется, что таким людям должно быть обидно за себя. Постепенно с возрастом придёт осознание того, что книги нужны всем нам, что без них жизнь неинтересна. Великий французский писатель эпохи Просвещения Дени Дидро правильно сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Герасимов И.

Чтение художественной литературы делает нашу жизнь богаче, разнообразнее и интересней. Мы познаём мир, пополняем свой словарный запас. Наблюдая за поступками героев произведений, учимся поступать правильно, отличать добро и зло, быть честными и справедливыми. Необычный, загадочный, интересный мир открывают нам книги. Человек, который не любит и не умеет читать, делает свою жизнь духовно бедной.

А если не умеет читать маленький ребёнок? Как он смотрит на мир? Какими интересами он живёт? У меня есть младший брат Максим, и он ещё не умеет читать. Он познаёт мир со слов старших. Мама, папа и я рассказываем Максиму много интересного: как делаются вещи, какие бывают растения, животные, как живут люди в других странах и многое другое. Когда мой брат станет старше, он будет учиться читать. Мне кажется, тогда он узнает ещё больше нового. У него появятся любимые детские книжки, любимые герои рассказов и сказок. Если мы в семье будем правильно подбирать для него книги для чтения, он сам будет интересоваться художественной литературой и охотно посещать детскую библиотеку.

Однажды по телевизору я увидел передачу о стране, в которой многие люди не умели читать (я не понял, правда ли это, потому что посмотрел её не полностью). Там в автобусах находятся специальные люди - кондукторы, которые читают для неграмотных пассажиров названия остановок. Кондукторы выходят на остановках и объявляют, какой номер автобуса и куда он следует. Я думаю, что это очень неудобно для самих пассажиров, потому что среди них могут оказаться люди с плохим слухом, невнимательные. Человек может уснуть в автобусе и не услышать нужную информацию. Безграмотность может быть очень неудобна во всех сферах общественной жизни.

Все люди обязательно должны научиться читать. Даже в древние времена первобытные люди создавали рисунки на стенах своих пещер. Таким способом они показывали своё отношение к окружающему их миру, делились с соплеменниками своим опытом, призывали удачу в охоте. Древние люди умели «читать» наскальные рисунки и понимали их смысл. Уже в те далёкие времена им требовалось делиться друг с другом информацией. В наш современный XXI век чтение тем более необходимо. Без книг человечество не сможет жить.

Найти неграмотного человека в современном мире — непростая задача. Среднее общее образование закреплено в Конституции России. Школы ведут буквально борьбу за детей, ведь за учениками следом приходит и финансирование. Чем больше детей, тем больше денег получает школа.

Но даже несмотря на такую государственную заботу, находятся такие граждане, которые плохо читают и говорят по-русски. Конечно, речь не идёт об иностранцах или гастарбайтерах. Скорее — о жертвах так называемой педагогической запущенности.

Валера

За свои 43 года Валера так и не научился писать и читать грамотно. Фото: Из личного архива / Дом трудолюбия

Валерию Кучеренко 43 года, и он бомж. Валера живёт в подмосковном доме трудолюбия «Ной».

«Школу прогуливал, кое-как дотянули меня до 8-го класса», — вспоминает свои школьные годы мужчина. С юных лет Валера бродяжничал и, как сам признаётся, не думал о будущем: «Жалею, конечно, что не учился, — говорит он, — иной раз читаю что-то и в смысл не могу въехать, туплю». У Валеры нет документов, нет семьи, а теперь нет и работы. У него артроз коленных суставов. «Мог бы подлечиться, да кто меня возьмёт, — вздыхает Валера, — я же бомж».

Валера очень боится, что однажды не сможет ходить. Ведь тогда он станет совсем никому не нужен. Пока он живёт в доме трудолюбия вместе с такими же россиянами без документов, как и он сам. Здесь ни у кого не спрашивают аттестата и не требуют соблюдать правила правописания.

Неграмотный каждый 20-й

Емелиан Сосинский помогает соотечественникам без документов встать на ноги. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Таких, как Валерий, в доме трудолюбия немало. По словам директора учреждения Емелиана Сосинского , каждый двадцатый, кто попадает к нему, не умеет читать и писать. «Чаще всего я об этом узнаю, когда мы берёмся восстанавливать документы, — рассказываем Емелиан, — начинаем оформлять заявление, а они даже свою фамилию иногда написать правильно не могут — приходится переписывать по несколько раз».

«В основном неграмотные — это дети алкоголиков», — говорит Емелиан Сосинский. Судьба у всех, как под копирку — детский дом, коррекционный интернат, алкоголизм, тюрьма. Но в обычной жизни неграмотность им никак не мешает, главное, чтобы человек умел и любил работать и трудиться, — отмечает директор дома трудолюбия «Ной». По мнению Сосинского, в современном мире грамотность — не главный навык. Книги уже давно вытеснены телевизором, компьютером и интернетом. А уж если хочется почитать, то в гаджет можно закачать любое произведении в аудио-формате.

В отличие от обычной, компьютерную грамоту, бездомные освоили. Фото: Из личного архива / Дом трудолюбия

Кстати, несмотря на неграмотность, постояльцы дома трудолюбия с успехом пользуются компьютерной техникой, сидят в социальных сетях. И что главное, хорошо считают, особенно деньги. «Как дело доходит до зарплаты, тут уж все грамотные, — говорит Емелиан, — считают просто отлично. Конечно, хотелось бы, чтобы они и читали, например духовное писание. Но при том уровне образованности, который есть у большинства бездомных, это бесполезно, они просто ничего не поймут, поэтому мы им рассказываем сами».

Неграмотные солдаты

Военкоматы также ведут работу по выявлению безграмотных призывников. Фото: АиФ / Сергей Осипов

Пока в стране усиленно создают научные роты, военкоматы каждый призыв также ведут работу по выявлению неграмотных призывников. Так, к примеру, по данным военкомата Волгоградской области, в 2014-м году на учёт были поставлены 40 человек, не имеющих никакого образования. Как оказалось, по большей части, эти молодые люди не имеют способности к обучению в силу своего здоровья.

«Мы бы рады учиться, — говорит Василий — отец одного из таких призывников, — но вследствие родовой травмы наш сын имеет задержку в психо-речевом развитии, ему сложно даётся учёба. Он, конечно, старается, мы приглашаем специальных педагогов, занимаемся сами, но, по данным военного комиссариата, наш сын — неграмотный, так как никогда не посещал школу».

Содействие в ликвидации безграмотности

В Советском Союзе была проведена громадная работа по ликвидации безграмотности. К 1939 году практически 90 % лиц в возрасте от 16 до 50 были обучены хоть какой-то грамоте. А к концу 60-х СССР и вовсе была признана самой читающей в мире страной.

Плакат 1918 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«У пожилых людей эта тяга к знаниям ещё сохранилась, они любят и хотят читать, — рассказывает специалист Государственного учреждения «Кировский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства» г. Волгограда Елена Новикова , — но вот предложить мы ничего нового им не можем. Вся литература в таких учреждениях, как наше, старая, оставшаяся ещё с советских времён. Людям интересны приключения, юмор, чтобы человек мог отвлечься. Глубокая литература им не по плечу».

На сегодняшний день в стране нет ни одного пункта по ликвидации безграмотности. Зато есть вечерние школы. Поступить в такую школу может любой человек с 15 лет, не имеющий школьного образования и желающий его получить. Возраст желающего учиться значения не имеет, но обязательно необходимы документы. Которых у большей части современных безграмотных просто нет.

Помочь литературой ГУ «Кировский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства» г. Волгограда можно, передав книги по адресу:

Волгоград, Бородинская, 18 или Волгоград, посёлок Весёлая Балка, 46.

Помочь христианскому дому трудолюбия «Ной»:

Счёт Яндекс.Деньги : 410011204559941

Карта «Банк Москвы» : 4652 0687 4008 0536

Карта Сбербанка: 6762 8038 8051 845 631