Старый добрый диафильм давно уже перешел в разряд раритета. Сегодня даже многие взрослые не помнят, что такое фильмоскоп, не говоря уже о детях. В наши дни телевизоры, домашние кинотеатры и компьютерные игры смели всех конкурентов в детском досуге, а большинству родителей, к сожалению, проще купить или скачать мультфильмы по мотивам известных сказок, чем прочитать ребенку книгу или посвятить вечер такому чудесному занятию, как просмотр диафильмов.

Я знаю, что многим заголовок к посту покажется слишком громким, а кто-то даже фыркнет мол как это так диафильмами можно заменить телевизор, но я действительно так считаю. Хотя, конечно, необходимо уточнить про возраст. По моему мнению, диафильмы полноценно заменить телевизор могут вплоть до 3-х лет. После этого возраста можно уже совмещать и то и другое, потому как каждая из этих деятельностей приятна сама по себе, просто в более раннем возрасте мультфильмы скорее вредят, чем несут какой-то смысл или тем более обучающий элемент, потому в нашей семье преднамеренно не было телевизора до Мишуткиных 4-х лет, отчего ребенок ни разу не страдал:)

Идея обзавестись диапроектором у меня возникла еще во время беременности. Я не сомневалась, что моему будущему ребенку диафильмы понравятся, ведь весь этот процесс окутан некой магией и ощущением сказки. Чтобы приобрести что-нибудь раритетное, необходимо пойти туда, где подобным добром торгуют. У нас в городе нет блошиных рынков, да и вообще в России они не особо распространены, зато есть прекрасный ресурс Molotok.ru , где каждый желающий может избавиться от своего хлама. Туда-то я и направилась в надежде, что кому-нибудь да не нужен будет фильмоскоп:)

К моему удивлению, сплавить свои старые диапроекторы хотели десятки человек, потому вскоре за совсем недорого я стала обладателем новехонького фильмоскопа «Сказка». Новый потому, что им никто не пользовался, какой-то мужчина распродавал несколько этих фильмоскопов с каких-то старых складов, где они хранились столько лет нетронутыми. Даже инструкция и запасная лампочка были в комплекте! Ну и, конечно, еще несколько десяток баночек с пленками достались в довесок, летя к нам из разных концов страны. Щастье! =)

Еще один вариант обзавестись диапроектором, это поспрашивать у друзей и знакомых. Может у кого сохранились на чердаках или залежались на антресолях. Сегодня еще подобное случается и найти таким способом многим удается, но все чаще и чаще старые, но рабочие, диапроекторы просто выкидываются на мусорку. Обидно! :(

Мой малыш завороженно глядел…

Пытался потрогать «экран»…

И всячески проявлял бурю позитивных эмоций:) Какой же он тут еще маленький, Тигреночек мой =))

Естественно, в начале ему был интересен именно сам процесс. Со временем Мишута стал подробнее и осмысленнее разглядывать картинки, прислушиваться к моему голосу, который рассказывал о разных животных, о заморских странах, о королях и принцессах и многом-многом другом.

Сейчас Мише 4 года и он ни капли не утерял интереса к диафильмам! Наоборот, как мне кажется, он открывает их для себя с новой стороны, потому что буквально каждый вечер у нас заканчивается «натягиванием простыни».

Кстати, хочу заметить, что это именно образное сравнение, т.к. сегодня я использую такую вот прекрасную икеевскую штору Энье , которая нам отлично служит экраном.

Ее можно приобрести разного размера, я купила 140 см х 250 см. Очень удобно прикрепить ее к стене и при необходимости разворачивать. Естественно, использовать ее можно не только для диафильмов, но и для просмотра любых видео через проектор.

Эти же сайты, да и другие проекты, предлагают еще смотреть диафильмы на планшетах или через ноутбук, но это не идет ни в какое сравнение с оригинальным способом, потому даже советовать подобный формат я бы не стала.

Настоящее священнодействие, когда ребенок сам готовит комнату к просмотру, выбирает баночку, выключает свет, ждет, когда пленка будет заряжена, а потом, в темноте и тишине(!), прижавшись к теплой маме или папе, слушает их родной голос и смотрит на волшебный луч, рисующий на стене сказки, крутит колесико диапроектора. Недаром когда-то все это называлось «волшебным фонарем», «туманными картинками». А еще можно смотреть диафильмы в любом месте в доме, например, прямо в постели перед сном. Моя дочь, современный ребенок с сотовым, DVD, компьютером и игровой консолью, с пяти лет с громадным, непередаваемым удовольствием смотрит почти каждый вечер перед сном диафильмы. У нее даже выработался своеобразный ритуал — «покупает» ею же нарисованный билет, занимает «первый ряд» на своем кинодиване, рассаживает перед «сеансом» мягкие игрушки, видя заставку студии вначале, радостно кричит «студия Диафильм!!!».
Кроме того, просмотр диафильмов это ведь еще и прекрасный способ привить ребенку вкус — рисовали лучшие художники Союза; умение излагать мысли — можно остановиться в любом месте и обсудить увиденное; обучить чтению — моя всегда читает первый кадр, а остальное уже читаю я; развить его — сколько за 60 лет было сделано сказок и историй, от Древнего Рима до фантастики и космоса!
Так что покупайте диапроекторы и диафильмы (пока это еще возможно) и дарите своим детям волшебство, тепло и радость взаимного общения, как когда-то его подарили всем нам наши родители, когда деревья были большими и не было видео и интернета.

Даже и добавить что-либо сложно после такого потрясающего отзыва =)

Те, кто считает, что фильмоскоп и диафильмы – прошлый век и ребенок не захочет смотреть их, сильно ошибаются. Вспомните себя маленькими, как вы ждали каждый вечер начала сеанса. Как сильно начинало биться маленькое сердечко, когда мама еще только начинала занавешивать окна и натягивать простыню на стену. С какой готовностью вы приносили сколько угодно книг для того, чтобы использовать их в качестве подставки для фильмоскопа. Как вы стояли у выключателя (даже приносили тяжелый стул, чтобы дотянуться до него) и спрашивали маму каждые десять секунд «Можно выключать свет?».

Будьте уверены, ваши дети будут вести себя точно также. Само осознание того, что несметное количество интересных сказок и историй появляются благодаря тому, что кто-то рядом или сам малыш вертит ручку диапроектора, а родной мамин или папин голос рассказывает текст, придает «вечеру сказки» совершенно неповторимую атмосферу. Ребенок, может еще и не понимает, но точно чувствует, что те, кто в тот момент с ним рядом, его любят. Здесь вам и общение, и развитие мышления и воображения, и возможность для ребенка сделать что-то интересное самому.

А еще, когда я была маленькой, папа показал мне один секрет: можно включить понравившийся кадр, потом подойти к стене с листочком, чтобы картинка с пленки ровно легла на этот лист, и потом обвести рисунок карандашом по контуру, благодаря чему получается картинка один в один с любимым героем сказки! Так я училась рисовать =)

Плюсы диафильмов

Подводя итоги, повторюсь, но все-таки пройдусь кратко по своим выводам.

1. Диафильмы идеальный формат статичных картинок, связанных в единую историю, который подходит именно для маленького ребенка. В то время как быстрая смена видеоряда в мультфильмах наносит вред развитию мозга в раннем возрасте.

2. Это уютные посиделки всей семьей, которые еще больше сближают и без слов наполняют все пространство любовью.

3. Ощущение таинства и волшебства, когда сказка нарисована лучом света на белой простыне. Ребенок пронесет это ощущение через всю жизнь. А это многого стоит! Сегодня слишком все механизированно, лаконично и понятно, а вот простого маленького чуда в повседневности очень не хватает. У меня таких чудес в детстве каждый день было валом =))

4. Диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи ребенка, его эстетического воспитания. Они тренируют образное мышление и фантазию, показывают детям, что техника – это просто и увлекательно, а самое полезное – пробуждают интерес к чтению.

Вы все еще сомневаетесь? Не думаю;)

Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот. Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве.

1. Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр и начинается сказка…

2. Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.

3. Диафильм - это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединенных общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца», и англ. film - рулонная фото(кино)пленка.

4. Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое диафильм, увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм - это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

5. Диафильм - это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте. Диафильмы - неотъемлемая часть советского быта и культуры.

6. Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы - иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства. А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования типа «волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).

8. Волшебный фонарь

Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

9. К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на пленке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном в просветительских, реже - в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

10. Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала черно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

11. В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гулливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин»», «Летят журавли» и проч.).

12. В студии «Диафильм» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

13. Начиная с конца 50-х гг. производство художественных диафильмов стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом был переход от огнеопасной кинопленки на основе нитроцеллюлозы к безопасной «ацетатной» основе.

14. С 60-70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъемочных и кинопроекционных аппаратов для узкой пленки (16 мм и 8 мм), позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

15. Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).

16. Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма - это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами - это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…

Посмотреть диафильмы онлайн:

Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот.

Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве. Давайте вспомним их историю …


Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…

Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film — рулонная фото(кино)плёнка.

Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству.

В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.

Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм - это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

Диафильм - это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте.

Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.

Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.

Диапроектор ФД-2

В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства.

А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования.

Волшебный фонарь

Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.

Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.


«Вот интересно было бы вот этот проектор запустить, - говорит старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Анна Котомина. - Здесь такой вот ритм - нам очень не хватает этого в современном мире безумных скоростей, вечного информационного перегруза - вот такого медленного чтения».

Анна Котомина, историк, преподаватель мультимедиа технологий, диафильм изучает с научной точки зрения. Собрала коллекцию, в которой более 300 пленок, начиная с 30-х годов. Ее дети с удовольствием смотрят волшебные пленочки. Анна уверена: диафильм как огромный пласт визуальной культуры не умер - просто отошел на второй план. Ее мнение разделяют многие профессионалы.

«Диафильм был в какой-то мере безграничен, - отмечает режиссер, преподаватель факультета анимации и мультимедиа ВГИК Ольга Горностаева. - Как такой вот первоначальный образователь и воспитатель юного зрителя. Картинку можно было остановить, повторить, на надписях можно было учиться читать. Вот это, к сожалению, утраченная культура. Вот это место еще в полной мере ни кем и ничем не заместило».

Прадедушкой диафильма считают волшебный фонарь - Laterna magica, появившийся в Европе еще в XVII веке. Свет - сначала масляный, потом керосиновый и электрический - падал на вручную разрисованные стекла и создавал волшебство ожившей картинки.

С конца XIX века, кроме развлекательно-очаровательной, у диафильма появилась еще и просветительская функция. При поддержке сначала земств, а позже - советского агитпропа - диафильмы освещали буквально все стороны жизни: в доступной форме знакомили народ с классиками литературы, учили правилам личной гигиены, поведения в опасных ситуациях.

В конце 20-х годов производство диафильмов становится массовым. В начале 30-х появляется студия «Диафильм». Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные семейные вечера за просмотром - без диафильма сложно представить счастливое советское детство. Кстати, кроме сказочных, учебных и агитационных были у него и неожиданные - стратегические задачи.

«Производилось огромное количество диафильмов секретного содержания, - рассказывает последний директор студии «Диафильм» Сергей Скрипкин. - То есть, скажем, диафильмы, которые обучали владению оружием, каким-то серьезным приемам проведения обысков. При производстве таких диафильмов обязательно стоял красноармеец с оружием при входе и при выходе, куда никого не пускали, и художники работали прямо там, оставляли свои оригиналы прямо там, там фотографировали и отвозили.

С последним директором «Диафильма» Сергеем Скрипкиным мы разговариваем во дворе лютеранского собора Петра и Павла в Старосадском переулке, где в советское время располагалась Студия. В последнем кадре почти каждой пленки были выходные данные и финальная строчка - конец диафильма. Скрипкин грустно шутит: словосочетание оказалось пророческим. Конец диафильма начался с выселения Студии из здания собора.

«Это произошло настолько быстро и неожиданно, - вспоминает Сергей Скрипкин. - Все стало рушиться мгновенно, производство прекратилось, массово куда-то отправлялись эти диафильмы уже изготовленные. Здесь находились огромные кучи оригиналов диафильмов, в том числе и иногда просто блестяще нарисованных, настоящих шедевров».

В ходе внезапного краха студии часть уникального оборудования фатально пострадала, часть просто исчезла. Усилиями сотрудников удалось сохранить более 20 тысяч авторских эскизов к диафильмам. Ведь на диафильм работали лучше художники своего времени - те же, что делали славу советской мультипликации и детской иллюстрации - Аврутис, Репкин, Мигунов, Шевченко, Савченко. Теперь эти эскизы хранятся в фондах Музея Кино.

«Самые старые диафильмы, которые у нас в коллекции существуют, это “Сказка о царе Салтане” и “Конек-горбунок”», - говорит сотрудник Музея кино Павел Шведов.

В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм» , выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.

В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли» и проч.).

В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.

С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».

Сейчас существуют оцифрованные диафильмы , которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).

Одним из главных развлечений каждого советского ребенка был просмотр диафильмов - слайдов, объединенных в добрую сказку или поучительную историю. Как правило, диафильмы сопровождались небольшим текстом на пленке, а некоторые даже были озвучены: в комплекте с ними шла грампластинка, которая проигрывалась одновременно с переводом кадров. В комнате выключали свет, вешали белую простыню на стену, заряжали пленку в специальный держатель, и под негромкое жужжание диапроектора дети завороженно следили за развитием рисованной истории, прокручивая ручку для движения пленки. С развитием технологий диафильмы стали непопулярными и изжили себя. Их производство было прекращено, однако во многих семьях сохранилась коллекция пленок в жестяных и пластмассовых баночках. Запустить слайды можно множеством способом - как по старинке, через проектор, так и с помощью современного оборудования.

сайт выяснил, как и где посмотреть старые диафильмы.

Как оцифровать старые пленки

Сейчас практически у каждого человека есть устройство для просмотра видео в высоком качестве, однако многие продолжают хранить дома коробку с диафильмами - напоминание о счастливом детстве. Казалось бы, вещь ненужная, но выбросить все равно жалко. Чтобы сохранить старые пленки и при этом освободить место на полке, диафильмы можно оцифровать. Эта услуга доступна почти в каждой фотостудии и совсем не критична для семейного бюджета. Оцифровка одной целой пленки обойдется примерно в 150-200 рублей, а вот оцифровать отдельные кадры будет немного дороже - порядка 20 рублей за слайд. Достаточно принести в студию любимые диафильмы, и через пару часов их содержимое уже окажется на диске или флешке. Оцифрованные диафильмы можно смотреть на компьютере, DVD-проигрывателе и на мобильных устройствах.

Смотреть пленку можно только с помощью диапроектора. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Перевести пленки в цифровой формат можно и самостоятельно, в домашних условиях. Для этого понадобится лишь одно устройство - специальный сканер со слайд-адаптером, который за считанные минуты отправит изображения на компьютер. Кроме того, с помощью этого оборудования можно оцифровать и старые семейные негативы на пленке. Если у вас дома нет такого сканера, оцифровать диафильм можно и другим путем - посредством фотоаппарата. Это более кропотливый и долгий способ: каждый кадр нужно фиксировать, равномерно освещать и снимать на фотоаппарат, а затем перекидывать снимки на компьютер.

Диафильмы смотрели на белых простынях, повешенных на стену. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Где приобрести диафильмы

Выпускать диафильмы и проекторы для них перестали с середины 90-х годов, но все это можно легко найти и приобрести в интернет-магазинах: многие выставляют их на продажу. Стоимость советского диапроектора колеблется в районе 2 тысяч рублей, а одну пленку можно приобрести за сумму от 120 до 400 рублей, в зависимости от ее содержания. На продажу в магазины поступают и современные китайские проекторы, так называемые «Светлячки», однако они не идут ни в какое сравнение со старым оборудованием. Такая техника сделана из пластика и работает на батарейках, а по мощности значительно уступает советским «Спутникам» и «Зарницам». Китайские проекторы подходят только для кратковременного использования, к тому же их стоимость завышена и составляет до 7 тысяч рублей.

Пленку вставляют в специальный держатель. Фото: АиФ/ Яна Хватова

В социальных сетях существуют группы, в которых можно обменять имеющиеся диафильмы на другие пленки. В таких сообществах можно найти и достаточно редкие экземпляры - слайды 40-х годов или диафильмы, созданные на основе кадров из кино. Правда, владельцы таких раритетов готовы расстаться со своим сокровищем только за аналогичную цену - столь же редкие диафильмы или проекторы.

Бесплатные показы диафильмов в городе

Посмотреть диафильмы можно, даже не обладая пленками или проектором. Ежегодно в Петербурге и других крупных городах проходят фестивали авторских диафильмов, в рамках которых современные художники и сценаристы представляют свои работы. Правда, такие слайды предназначены лишь для взрослых и приглянутся исключительно ценителям артхауса.

Кадры диафильма сменяют вручную, поворачивая ручку на проекторе. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Для любителей советской классики в некоторых городских библиотеках периодически проходят показы старых диафильмов. На регулярной основе такие мероприятия устраивают в Музее советских игровых автоматов в Петербурге и Москве.

«Раз в месяц у нас проходят бесплатные тематические показы старых диафильмов для всех желающих, - рассказывает научный сотрудник музея Марина Кутепова . - Новогодний показ собрал целый зал! Мы хотим рассказать о диафильмах современному поколению. Дети очень удивляются, узнавая о предшественниках мультфильмов, в которых картинки нужно передвигать вручную и при этом читать текст. Для них это настоящее чудо! На показы приходят и взрослые, которые с удовольствием предаются ностальгии. В нашей коллекции около 300 пленок, а самой большой популярностью пользуются диафильмы по мотивам русских сказок и повестей - «Садко», «Приключения Незнайки», «Трое из Простоквашино».

Почти в каждой семье сохранилась коллекция любимых диафильмов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Кроме показов в музее устраивают детские мастер-классы по созданию диафильмов. Ребята делятся на команды из режиссеров, художников, сценаристов и операторов и создают на прозрачных пленках собственные работы, которые потом можно посмотреть через диапроектор. По словам сотрудников музея, дети от этого в восторге, ведь романтику просмотра диафильмов на прикрепленной к стене белой простыне не заменить никакими современными гаджетами.

Любой диафильм легко оцифровать даже в домашних условиях. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Что такое диафильм в наше время знает не каждый, что совершенно не удивительно во время бурного развития информационных технологий. Подрастающее поколение начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Сегодня проще купить DVD-диск или же скачать фильм из интернета, нежели прочитать книгу.

Диафильм – позитивная фотоплёнка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию.

Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Это ленты на сюжеты народных сказок, по произведениям художественной литературы, кинокартинам.

Кроме художественных диафильмов выпускались , которые использовались в качестве наглядных пособий для школ, ВУЗов и других учебных заведений. В начале 1990х годов бытовые видеомагнитофоны практически полностью вытеснили диафильмы из повседневного использования.

Диафильмы производились студиями «Диафильм» основанной в 1930 г., "Укркинохроника", киностудиями Тбилиси и Ленинграда. Самый ранний диафильм, находящийся на нашем сайте, датируется годом.

Диафильмы выпускали на позитивной пленке шириной 35 мм. Количество кадров в такой плёнке было больше, нежели на обычных фотоплёнках. Как правило, каждый диафильм состоял из 38-56 кадров. Встречаются диафильмы количество кадров в которых превышают 100 шт, это как правило двух серийные диафильмы на одной плёнке.

Создание диафильма - непростое дело, требующее внимательного участия людей самых разных профессий. Над созданием диафильма работают автор, сценарист, художник, редактор, художественный редактор, руководитель, оператор. Сценарист напишет сценарий, в котором будет учтена специфика жанра, сделает разбивку текста по кадрам. Художник под руководством художественного редактора нарисует изображение каждого кадра, и они убедятся, что рисунок выглядит хорошо не только на пленке, но и в проекции. Особую ценность диафильмы представляют также потому, что рисовали их профессиональные художники. Рисовали тогда ещё без компьютерной обработки, вкладывая свою душу в каждый штрих своего рисунка. Именно работа художника, его неповторимый стиль и манера рисовать оживляет сюжет рассказа, наполняет его красивыми, узнаваемыми и любимыми образами.
Некоторые умельцы умудряются сами, в домашних условиях, изготавливать самодельные диафильмы, печатая их на листе прозрачной плёнки .

Оцифровка диафильмов является тоже довольно сложным и кропотливым процессом. Существует два основным способа перевода плёночных диафильмов в цифровой вид: и . В первом случае применяется любой подходящий сканер, тут могут подойди как профессиональные аппараты с автоподатчиками плёнки, так и недорогие домашние сканеры со слайд адаптерами. Для второго варианта Вам не понадобится сканер. Достаточно иметь цифровой фотоаппарат и умелые руки.

Диафильмы чаще всего просматриваются с помощью или , изображение в котором увеличивается и проецируется на специальный экран. Обычно, для просмотра диафильмов, используется белая простыня, стена или же дверь.

Пленка заряжается в специальный держатель, вставляется в диапроектор и прокручивается при помощи специальной ручки.

Выпускались также озвученные диафильмы, которые, кроме фотопленки содержали в комплекте грампластинку или магнитную ленту с записью звукового сопровождения (текст диктора и музыка). При просмотре озвученных диафильмов одновременно проигрывалась грампластинка или магнитная лента, а перевод кадров должен был осуществляться после звукового сигнала.

Диафильмы пользовались огромной популярностью в нашей стране в течение более чем полувека. Начиная с пятидесятых годов студия "Диафильм" выпускала ежегодно более трёхсот новых диафильмов.

Помимо развлекательной функции, диафильмы гораздо сильнее, чем телевидение или компьютерные игры, способствуют самостоятельному творчеству ребенка, особенно в раннем возрасте.

Динамика современного мультфильма или компьютерной игры порой не оставляет ребенку времени осмыслить происходящее на экране. Оставляет роль пассивного наблюдателя или "нажимателя" кнопок компьютера, чтобы пройти очередной уровень.

Зато просмотр диафильма с кем-то из родителей увеличивает личное общение. Появляется замечательный и приятный повод проводить вместе больше времени. Обсудить увиденное на следующий день. Диафильм стимулируют ребенка поскорее научиться читать самому – мама или папа могут быть заняты, а еще раз посмотреть сказку так хочется!

Когда ребенок начинает учиться читать, диафильмы помогут быстрее познакомиться и полюбить мир литературы. Увлекательные иллюстрации диафильма помогают лучше понять и осмыслить как текст, так и сюжет. Кроме того, диафильм стимулирует и расширяет самостоятельное образное и словесное творчество

Нашу теперешнюю жизнь уже сложно представить без телевизоров, DVD-проигрывателей, компьютеров и прочих чудес техники, но они не смогут вытеснить из вашего сердца эту чистую детскую радость от цветной сказки, нарисованной лучом света на белой простыне.

И пускай прошло уже столько лет, мы предлагаем вам попробовать снова пережить те непередаваемые ощущения. Вы удивитесь, насколько легко эти забытые детские чувства могут охватить вас, вернуть вас, казалось бы, в безвозвратно ушедшее прошлое.

P.S. Дорогие друзья! Все диафильмы, размещённые на сайте сайт были самостоятельно отсканированы авторами данного проекта. Было потрачено много времени и сил. Ведь оцифровка плёнок это не такой уж и простой процесс. На то что бы перегнать одну плёнку с диафильмами в "цифру" уходит не менее часа. Плюс дальнейшая её обработка. Поэтому, убедительная просьба - не копируйте целые плёнки, или отдельные кадры на свои сайты и блоги. Для размещения диафильмов на своих ресурсах используйте специальный HTML код.
Надеемся на Ваше понимание.