Что такое деятельность

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Отличия деятельности человека от поведения животных.

Деятельность человека:

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер деятельности;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

Поведение животного:

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).

Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность и целенаправленность, 2) продуктивность, 3) преобразующий характер, 4) общественный характер, 5) систематичность и организованность.

Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных?

Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».

1) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим.

2) Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям.

3) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия.

Труд – вид деятельности, свойственный только человеку.

Структура деятельности человека

2) средства;

3) продукты (результаты);

4) мотивы;

5) действия.

Виды деятельности

Классификация №1. Критерий - содержание деятельности.

1) труд - деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата;

Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.

2) учение (учёба, познание)- деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков;

Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).

3) игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры;

Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.

4) общение - вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями;

Классификация №2. Критерий - объект и результат деятельности.

1) практическая деятельность - деятельность направленная на преобразование реальных объектов природы и общества.

Практическая деятельность включает в себя: а)материально-производственную деятельность (преобразование природы), б)социально-преобразовательнаую деятельность (преобразование общества);

2) духовная деятельность - связана с изменением сознания людей

Духовная деятельность включает в себя: а) познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях), б) ценностно-ориентировочную деятельность (определение положительного или отрицательного отношения к явлениям окружающего мира, формирование мировоззрения) в) прогностическую деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Классификация №3. Критерий - характер последствий.

1) созидательная деятельность;

2) разрушительная деятельность.

Все виды деятельности связаны между собой

Творческая деятельность

Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.

Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).

Механизмы (компоненты)творческой деятельности:

1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;

2) воображение;

3) фантазия;

4) интуиция.

Особенности творческой деятельности:

1) Её источником может быть воображение, фантазия.

2) Одним из важнейших её компонентов является интуиция.

3) Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит степень неопределённости.

4) Тесная связь бессознательного с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем.

5) Важное место занимает комбинация уже имеющихся знаний, известных способов действия.

Любой человек обладает способностями к творческой деятельности.

Творческая деятельность в большей степени проявляется в деятельности изобретателей, скульпторов, писателей, музыкантов, художников, учёных. В то же время элементы творчества включены во множество видов деятельности, т.к. творческой можно считать всю деятельность людей, преобразующую природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.

Игровая деятельность

Особенности игровой деятельности:

1) Ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс.

2) Двуплановость (играющий совершает реальные действия, хотя они носят условный характер, позволяя действовать в воображаемой обстановке)

3) Важное место занимает распределение ролей, при этом реализация ролевых функций связана с перевоплощением играющего в воображаемого героя.

4)Наличие правил, одинаковых для всех участников игры.

5) особым образом используются предметы или их заменители, символы, жесты, условные знаки.

Значение игровой деятельности:

1) игра способствует включению ребёнка в мир человеческих отношений, учит взрослой жизни;

2) некоторые виды игр развивают мыслительную деятельность, прививают усидчивость, терпение, т.е. качества, которые пригодятся во время учёбы, в процессе трудовой деятельности;

3) человек отдыхает, получает возможность психологической разгрузки;

4) происходит освоение некоторых трудовых навыков;

5) игра развивает коммуникативные навыки.

Функции игры:

1) воспитательная;

2) образовательная;

3) досуговая;

4) интегративная;

5) коммуникативная;

6) рекреационная (человек отдыхает, получает возможность психологической разгрузки)

Мыслительная деятельность

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

  • Биологическая основа мышления – головной мозг человека.
  • Средство мышления – язык.
  • База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения. Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью. Мышлению же современного человека свойственны в большей степени обобщающие способности. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Типы мышления:

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Формы мышления:

2) ассоциативно-образные;

3) вербально-речевые;

4) деятельностно-орудийные.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Процесс мышления проходит ряд этапов:

1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

Для более экономного использования дискового пространства на сервере работы запакованы в zip-архивы.
Чтобы их распаковать и посмотреть, необходимо иметь установленный на вашем компьютере архиватор, например, WinZip или WinRAR или другой, распаковывающий zip-архивы.
Или после того, как архив вами был загружен на ваш компьютер, воспользуйтесь любым из онлайн-сервисов распаковки архивов, например, B1.org. Перейдя на сайт B1.org, кликаете по "Click here" и выбираете на своем компьютере скачанный архив. Все - архив распакован, скачивайте файл с документом. Не забываете загружать на наш сайт ваши хорошие работы:-) Будем признательны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие деятельности в психологии как специфического вида активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, ее структура. Основные формы и виды деятельности. Сущность умственного, а также общественного труда.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Деловое общение, процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализации определенной поставленной цели. Виды общения.

    реферат , добавлен 08.06.2008

    Деятельность как специфический вид активности человека. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Анализ проблемы общения с позиций различных научных подходов. Классификация совокупности деятельностей, характерных для человека.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Деятельность человека: понятие, содержание, цели и мотивы. Действия и движения: структура, виды и способы. Виды трудовой деятельности человека и их характеристики. Роль игры в физическом воспитании ребенка. Основное различие между учением и трудом.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Психические процессы, сопровождающиеся речевой деятельностью. Понятие устной диалогической речи. Место монологической речи в практике общения людей. Факторы успеха речевой деятельности. Понятие и характеристика основных видов человеческой деятельности.

    реферат , добавлен 28.10.2009

    Понятие личности и основные направления ее развития, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении. Темперамент и его влияние на формирование индивидуального стиля деятельности и общения. Основные этапы процесса социализации личности через общение.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Понятие, строение, виды и функции человеческой деятельности, ее связь с психическими процессами. Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Операционно-технические аспекты деятельности.

    «Деловое общение» - Я скоро закончу школу, и мне необходимо знать принципы делового общения. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Найти нужную информацию Оформить слайды Оформить папку.

    «Культура делового общения» - Деловая коммуникация. Типы речевой коммуникации. Особенностью делового общения. Ситуация делового общения. Деловое общение. Нормы деловых отношений. Общение может происходить на манипулятивном, примитивном или высшем уровне. Включает все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

    «Особенности делового общения» - Жест. Первенство старших. Деловая коммуникация. Особенности общения через переводчика. Отказ разговаривать с человеком. Немцы. «Да ты с ума сошел». Система ценностей. Межкультурный аспект устного делового общения. Дистанциирование. Общие принципы. Выражения приветствия и прощания. Организация пространства.

    «Особенности деловой коммуникации» - Эффектное начало выступления. Роль жестов в выступлении. Как построить вступление. Суммировать сказанное. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Владеть навыками. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Публичное выступление. Как закончить выступление. Структура выступления. Деловая коммуникация.

    «Сущность делового общения» - Непродуктивные совещания. Природа человека. Процесс беседы. Коммуникативные установки. Принципы деятельности. Особенности служебно-делового общения. Прямое общение. Совещание. Обмен деловой информацией. Иерархичность. Деловое общение. Установление контакта. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации.

    «Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Диалогические виды. Компромиссный метод. Специфика. Три позиции коммуникатора. Письменные виды делового общения. Виды общения. Идентификация. Поведение при ведении переговоров. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов. Виды. Теория делового общения.

    Всего в теме 9 презентаций

    Основные классификации деятельности

    По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.


    Основа классификации Виды деятельности
    Субъект деятельности - индивидуальная - коллективная
    Характер самой деятельности - репродуктивная (деятельность по образцу) - творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
    Наличие или отсутствия новизны - шаблонная, однообразная - инновационная, изобретательская
    Соответствие общекультурным ценностям, социальным нормам - моральные или аморальные - законная или незаконная
    Соотношение с общественным прогрессом - прогрессивная или реакционная - созидательная или разрушительная
    В соответствии с формами объединения людей - коллективная - массовая - индивидуальная
    Зависимость от сфер общественной жизни - экономическая -социальная -политическая - духовная
    Особенности проявления человеческой активности - внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) - внутренняя (умственные действия)

    Общение.

    1) Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

    Функции общения:

    1) контактная

    2)информационная (функция общения, связанная с обменом информацией, идеями. обогащением друг друга новыми знаниями)

    3) побудительная, стимуляция активности

    4) координационная (взаимное согласование действий)

    5) понимающая

    6) эмоциональная (обмен эмоциями)

    7) влияние (изменение состояния или поведения партнера)

    Общение и коммуникация.

    Коммуникация Общение
    ограничено передачей информации предполагает взаимодействие и взаимопонимание партнеров
    Однонаправленный поток сведений при отсутствии обратной связи Диалог и обмен мнениями переговоры
    однонаправленностью передачи информации от одного (отправителя) к другому (получателю)
    выступление политика по радио
    выступление политического деятеля по телевидению Общение может происходить в форме дружеской переписки
    отправление телеграфного сообщения дрессировки животного
    выступление политического лидера на митинге обменом информацией между партнерами
    восприятия произведения искусства наличием обратной связи в процессе обмена информацией между всеми участниками
    школьного анкетирования равноправием участником в обмене информацией
    социологического опроса
    психологическое тестирование
    дипломатическая переписка

    Общение в:

    Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером Ритуальное действие человека с самим собой («внутренним голосом») Общение с художником – создателем произведения
    Общение вымышленных партнеров действующими лицами литературного произведения, диалог персонажей радиопьесы, Е. Базаров и П. П. Кирсанов
    общения реального субъекта с иллюзорным партнером Иллюзорному партнеру присваиваются не свойственные ему качества разговор ребенка с игрушкой, разговор с собакой
    диалог программиста с компьютером
    дрессировки животного
    Общение между реальными субъектами В процессе труд соц. Практики, духовное общение, игра, представительное общение (Дипломатическое) выступление лектора перед слушателями, разговор соседей
    беседа соседей на скамейке у подъезда
    между журналистом и политиком в телепередаче новостей
    Л. H. Толстой и Пьер
    Ф.М. Достоевский и Раскольников
    Д.И. Писарев и Е. Базаров
    интервью журналиста с политиком в Интернете
    переписки друзей по Интернету
    спортивный поединок

    Общение подразделяется на:

    Творчество

    1) Творчество- деятельность человека по созданию чего-либо качественно нового.

    2)Основные этапы творческой деятельности:

    1.возникновение творческой идеи;

    2.концентрация знаний, относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

    3.сознательная и бессознательная работа над материалом, озарение;

    4.проверка, доработка в процессе реализации замысла.

    3) Виды творчества

    Научное изобретательство литературное

    Смысл жизни.

    1) Смысл жизни – вопрос о предназначении человека, о том, стоит ли жизнь, чтобы ее прожить. Вопрос рождается из сомнений в существовании этого смысла. Действительность зачастую непоследовательна и абсурдна.

    2) Экзистенциализм (Бердяев, Сартер): в центре внимания проблемы сущности и существования человека. Человек внутренне свободен и он сам обретает свою сущность. Вера в прогресс потерпела крах, царят отчуждение, произвол, насилие, безответственность.

    Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развивающейся мировоззренческой системе, именно оно истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходимо предписанная ими деятельность. Смысл жизни содержит: объективное содержание (существование человека определяют социальные условия, смысл жизни должен объединять усилия личности и общества для решения назревших задач; субъективное содержание (смысл жизни познают люди в определенных субъективных формах)

    Столетиями лучшие умы человечества пытаются решить проблему ухода из этого мира, где кипит жизнь. Так хочется быть вечным зрителем этой великолепной и грандиозной картины вселенной.

    В мировых религиях проблема смерти решается так:

    Современная наука о смерти (танатология). Смерть имеет два измерения:

    Наука занята поисками бессмертия:

    1. гены, потомство

    2. медицина будущего

    3. результаты творчества

    4. прорыв в иные измерения, миры, трансформация сознания

    Интерес к проблеме жизни и смерти обострили глобальные проблемы и успехи биоинженерии (эвтаназия, аборты, суицид, хосписы)