Консультация на тему:

«Проектная деятельность в детском саду»

Сообщение - презентация

Тлепшукова Фатимет Мосовна

Проектная деятельность в детском саду

1. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше,чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагоговявляется выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

2. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать

позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов

на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные

знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую

возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий

расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать

возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

3. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это

детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение

к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды;

это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

4. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа

явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы,

творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной

познавательно-поисковой и исследовательской деятельности,

коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является

составляющими успешной личности.

5. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим

признакам: По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно

или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности и

долгосрочные (на учебный год).

По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)

По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские)

и способам реализации результатов

6. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее

время используют следующие виды проектов

1. Исследовательско– творческий . Дети экспериментируют, а результаты

оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.

2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в

образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

3. Информационно-практико-ориентированные . Дети собирают

информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

(Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

4. Творческие . (Оформление результата в виде детского праздника,

детских дизайнерских решений.)

7. В основу метода проектов заложена идея о направленности

познавательной деятельности дошкольников на результат, который

достигается в процессе совместной работы педагога и детей над

определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или

работать над проектов в данном случае означает – применить необходимые

знания и умения из различных разделов образовательной программы

дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании

метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная

деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании,

помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит

в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать

обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение,

вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не

переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной

программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и

должно найти поддержку со стороны взрослых.

8. В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.

9. 1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную

и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом

этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чегоопределяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную

ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в

проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога

является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны

уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.

10. 2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (педагогу, родителям);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

С какими предметами научиться работать.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям

грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных

задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение

11. 3. Выполнение проекта (практическая часть). Воспитатель оказывает

ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует

осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных

знаний, умений и навыков.

12. 4. Подведение итогов: публичное представление продукта проектной

деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они

представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной

деятельности.

13. К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов

привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению

деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность,

настойчивость, инициативность и др. совместный проект обязательно должен

быть доведен до конца (игра, книжка-малютка, макет, выставка, альбом,

праздник и т.д.). ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды

своего труда.14. Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде

традиционного плана непосредственно образовательной деятельности с

пометкой «Проект».

В образовательной практике используется матрица проекта.

Структура проекта

1. Тема.

2. Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

3. Возраст детей.

4. Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

5. Методологическая база проекта (указать методики, основную

литературу, которая использовалась при составлении проекта).

6. Цель проекта.

7. Задачи проекта.

8. Этапы реализации.

9. Подготовительный этап. Сбор информации, подготовка оборудования.

Указать список литературы, выделив методическую литературу и

литературу для детей, а так же оборудование, которое необходимо

изготовить или прибрести до начала реализации проекта.

10. Основной этап. Описать последовательность организации:

Работа с родителями;

Работа с детьми;

Оснащение предметно-развивающей среды.

11. Завершающий этап. Систематизация материалов. Подведение итогов.

12. Ожидаемый результат.

Развивающая среда Методическое обеспечение

Детская и семейная продуктивная деятельность.

15. В нашем ДОУ проектный метод используется в работе с детьми и

используются разные виды проектов:

Комплексные;

Межгрупповые;

Групповые;

Индивидуальные;

Творческие;- исследовательские

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего

возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не

противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с

дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В

старшем возрасте появляются соответствующие виды проектной

деятельности.

Комплексные: выставка творческих работ и праздники: «Моя родина –

Россия», «Космонавты живут на земле». «День птиц;. «Осенняя пора»,

«Книжкина неделя»

Индивидуальные: «Зверье мое», «»Моя семья»

Межгрупповые: («Если хочешь быть здоров», «Разноцветная клумба»,

«Вместе с папой», «Мир-это главное слово на свете» и др

Групповые: «Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы

любим спорт»

Творческие: спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками»,

«Мама - слово-то какое!».

Практико-ориентированные: благоустройство группы, оформление и уход за

Исследовательские: «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «День

и ночь», «Здоровое питание», «Как растет горох?» и др.

16 – 18. Проект «Откуда хлеб пришел» (исследовательский, творческий,

среднесрочный). Цель: показать значимость сельского труда, воспитать

бережное отношение к хлебу

19 – 20. Проект «Разноцветная клумба» (долгосрочный, межгрупповой,

экологический, познавательно – творческий) Цель: решать задачи

экологического образования детей через трудовое воспитание)

21, 22, 23. Проект «Если хочешь быть здоров» (долгосрочный,

межгрупповой, исследовательский). Цель: воспитание навыков здорового

образа жизни.

24. Проект «Нам на улице не страшно» (среднесрочный, групповой,

информационно- практико – ориентированный). Цель: формирование знаний

о правилах безопасного поведения на улице, правилах дорожного движения.25. Проект «Мама – слово-то какое!» (среднесрочный, творческий,

групповой) цель: формировать уважительное отношение к семейным

ценностям, воспитывать любовь к маме; развитие творческих способностей.

26, 27. Проект «Осень золото роняет» (среднесрочный, творческий,

межгрупповой). Цель: развитие художественного восприятия, эстетического

вкуса; привлечение родителей к совместной деятельности.

28, 29. Проект «Космонавты живут на Земле» (среднесрочный,

комплексный, познавательно – творческий, межгрупповой). Цель:

воспитание нравственных и патриотических чувств через ознакомление с

историей Отечества; развитие художественно-творческих способностей.

30, 31. Проект «Мир - это главное слово на свете…» (среднесрочный,

межгрупповой, познавательно- творческий). Цель: формирование у детей

представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа,

воспитание патриотических чувств

32. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет

обеспечить взаимосвязь в работе воспитателей, родителей, специалистов

ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы,

приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

Литература.

1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми.

Сфера М.2012

2. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010

3. Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до

4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Метод проектной деятельности
Разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952):
…обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых…

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»

Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
ПРОЕКТ – «5 П»
Цель проектного метода в дошкольных учреждениях - развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие познавательных способностей;
Развитие творческого воображения;
Развитие творческого мышления;
Развитие коммуникативных навыков.

Классификация проектов
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Виды проектов в ДОУ
Исследовательско-творческий проект
Ролево-игровые
Информационно-практико-ориентированный
Исследовательский
«Песок и вода с нами всегда»
План работы воспитателя по подготовке к проекту:
1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с детьми, родителями; дети обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор (накопление материала).
6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).

Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (). По мнению Д.Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".


Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Организация такой деятельности осуществляется по средствам современной технологии: метода проектов.






Исходным пунктом изучения являются детские интересы сегодняшнего дня. Роль педагога при использовании метода проектов: учет возрастных особенностей детей, создание условий для стимулирования интересов детей, строить свои отношения с ребенком на соучастии и сотворчестве, мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы. Роль дошкольника: является активным участника проекта, преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта). План проекта разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные партнера, выбирается проектная группа. После защиты проекта начинается его реализация.




При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. Во-вторых, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем. В-третьих; содержательная часть проекта должна быть основано на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы. Используя метод проектов воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.


Этапы проекта постановка цели; поиск формы реализации проекта; разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; организация развивающей, познавательной, предметной среды; определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; работа над частями проекта, коррекция; коллективная реализация проекта, его демонстрация.


Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта Постановка цели проекта. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. Презентация проекта, открытое занятие.




Типы проектов: Исследовательско -творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; Ролево -игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и ре­ шают по-своему поставленные проблемы); Информационно –практико -ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.); творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).




Творческие: осенний (весенний, зимний) вернисаж; музыкальная сказка (по выбору); настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям); «Веселая ярмарка»; создание фильмотеки рисованных диафильмов; фестиваль искусств «Весенняя капель». «Печем торт» «В мире пластилина»






Проект «Моя семья» Цель: воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Задачи: 1.Ввести детей в проблемную ситуацию, узнать, что дети знают о своих родителях, родственниках. 2.Создать в группе условия, способствующие лучшему общению детей – родителей – родственников. 3.Формировать у детей доброжелательное отношение к родным и близким, которые заботятся о них. 4. Участники проекта: сотрудники детского сада, дети, родители.


Пути реализации проекта. 1.Заседание семейного клуба за чашкой чая, с рассматриванием семейных фотографий. 2.Проведение анкетирования родителей. 3.Оформление куклы – Незнайки. 4.Конкурс детских рисунков о моей семье. 5.Оформление газеты «Отдыхаем всей семьей».


6.Заслушивание песен, стихов, чтение художественной литературы о членах семьи, вместе с Незнайкой. 7.Семейный конкурс «Герб моей семьи» и его презентация. 8.Проведение игры «Семья» (в которой дети должны отобразить своих родителей, а Незнайка угадывает, кем работают родители – профессию). 9.На прогулке провести подвижные игры наших родителей и бабушек- дедушек (с их участием).


10.Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». 11.Дидактические игры «Назови правильно» (родственные отношения друг к другу), «Угадай, про кого говорим», … 12.В завершение провести большой праздник «Секреты нашей семьи» (исполнение художественных номеров, чтением стихов, играми, танцами, …) 13.Составление генетического дерева.


Ожидаемые результаты. 1.Дети больше узнали о своей семье и близких родственниках. 2.Дети и родители более сблизились, стали терпимее друг к другу. 3.Правильно называют родственные отношения. 4.Заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества с детским садом.











1 из 10

Презентация на тему: Проекты в ДОУ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

№ слайда 3

Описание слайда:

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

План работы воспитателя по подготовке проекта 1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания для сам. выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие.

№ слайда 6

Описание слайда:

Классификация проектов В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам: По тематике Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов. По составу участников Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные. По срокам реализации По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

№ слайда 7

Описание слайда:

Виды проектов в ДОУ: Творческие После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Информационные Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

№ слайда 8

Описание слайда:

Описание слайда:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с. 2. Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4. 3. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. 4. Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. 5. Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. 6. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с. 8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Светлана Цыганкова
Презентация на тему «Проектная деятельность в ДОУ»

Проектная деятельность в ДОУ

Составитель : Цыганкова Светлана викторовна

воспитатель

ГБДОУ «Детский сад № 11»

г. Снкт-Петербург

1. Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Этапы работы над проектом . Классификация проектов… . 2-3

2. Основные этапы метода проекта . Виды проектов в ДОУ…3-4

3. Задачи развития детей в проектной деятельности… . 4-5

4. Алгоритм проведения проектов … .5-7

5. Литература по проектной деятельности… . 7-8

1. Проекты в дошкольном образовательном учреждении.

Этапы работы над проектом . Классификация проектов .

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками» . Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения : вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность , решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием)

Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности ).

Интеграция на основе единого проекта , в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности , как правило, осуществляется по следующим этапам :

Первый этап :

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта , после чего определяется продукт проекта . Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта . Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап :

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности ) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап :

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта .

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап :

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её .

Дети активно помогают в подготовке презентации , после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности .

Классификация проектов :

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам :

По тематике и способам реализации результатов : творческие, информационные, игровые или исследовательские

По составу участников : индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации : краткосрочные (1-3 занятий, средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год) .

2. Основные этапы метода проектов . Виды проектов .

Выделяются несколько этапов :

1. Выбор цели проекта .

Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

2. Разработка проекта .

Составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта .

4. Подведение итогов

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов .

По видам проекты подразделяются на следующие :

1. Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.) .

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности.

3. Задачи развития детей в проектной деятельности .

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности :

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развитие познавательных способностей;

Развитие творческого воображения;

Развитие творческого мышления;

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

В старшем дошкольном возрасте – это :

формирование предпосылок поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности .

4. Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

Этапы реализации проекта

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта , сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги ДОУ, специалисты, родители, воспитанники ДОУ.

Организационный этап

Формирующий этап

Составление плана проекта , определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта . Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач .

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Педагоги, специалисты ДОУ.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные, посещение выставок в экспоцентре, музее и т. д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта . Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта .

Педагоги, специалисты ДОУ, родители.

Педагоги, специалисты ДОУ, родители, воспитанники ДОУ.

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения) . Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности . Обобщение опыта.

Педагоги и специалисты ДОУ, родители.

Правила проведения круглых столов с родителями.

1* Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно четких установок, рекомендаций и советов в реализации этапов проекта .

2* Главным методом работы «круглого стола» является диалог, определение путей взаимодействия родителей, детей и педагогов в рамках проекта .

3* Родители приглашаются на заседание «круглого стола» и оповещаются о повестке не позднее, чем за 5 дней до даты его проведения.

4* На заседание приглашаются специалисты ДОУ, воспитатели возрастных групп.

5* Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая подходы к реализации данного проекта .

6* По итогам заседания определяются пути взаимодействия между родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется содержание работы и сроки реализации.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ . Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

4. Пенькова Л. С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» . – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс» , 2011. – 80 с.

6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением.