Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Коллективный договор и роль профсоюзов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Коллективный договор меняется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако этого недостаточно. Для того, чтобы коллективный договор стал действенным инструментом по улучшению условий труда необходимо вмешательство профсоюзов.

Концепция достойного труда

Достойный труд рассматривается как основа устойчивого социально-экономического развития, так как согласно Концепции достойного труда последний приносит адекватный доход и осуществляется в условиях, когда права трудящихся и социальные гарантии защищены.

Основой достойного труда является формирование базовых прав в сфере труда, занятости, социальной защиты и социального диалога. В результате мирового финансового и экономического кризиса РФ принимает серьезные меры, целью которых является получения следующего эффекта:

  • снижение напряженности в социально-трудовой сфере;
  • совершенствование рынка труда, обеспечение его гибкости и сбалансированности;
  • предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан.

Концепция достойного труда, реализуемая в рамках программ сотрудничества между РФ и Международной организации труда. Сама по себе Концепция предусматривает продвижение таких принципов, как: эффективная занятость, достойная заработная плата, безопасные условия труда, социальная защита работников, в том числе при безработице, непрерывный профессиональный рост, развитое социальное партнерство, как на общенациональном, так и региональном уровнях.

Взаимодействие профсоюза и работодателя в реализации коллективного договора

Взаимодействие российских работодателей с профсоюзами имеет важнейшее значение для развития . В условиях, когда требуется повышение эффективности трудовой деятельности работников, коллективный договор и профсоюзы способны стимулировать мотивацию к активной творческой и трудовой деятельности.

Выступая институтом гражданского общества, осуществляет многообразную деятельность, которая не ограничивается решением конкретных проблем в сфере трудовых отношений конкретного человека. Профсоюзы выявляют интересы социума, формулируют конкретные проблемы, определяют ценности групп населения, относящихся к разным сферам трудовых отношений, при этом в сферу деятельности профсоюзов входит и обеспечение диалога между властью, государственными органами, обществом и представителями бизнеса. В результате профсоюзы выступают с позиций трудовой части общества, функционируя как особый институт в социуме.

Взаимодействие работодателя и профсоюза в определенной степени определяется влиянием, которое они оказывают или могут оказывать друг на друга как напрямую, так и опосредованно, в том числе и через призму реализации положений коллективного договора. В этой связи условия становятся индикаторами воздействия работодателя на работников не только в сфере трудовых отношений, трудовой мотивации, но и в рамках влияния на развитие личности отдельных работников, стимулирования стремления к саморазвитию и самореализации у работников. В том числе работодатель может воздействовать на трудовую мотивацию с помощью коллективного договора через защиту интересов работников, что предусматривается положениями коллективных договоров. Соответственно, для профсоюзов приобретает особое значение вопрос обеспечения каналов взаимодействия между работниками и работодателями, при этом в Российской Федерации в данном диалоге активную позицию занимает и государство, с которым профсоюзы активно взаимодействуют. При этом приоритеты профсоюзных комитетов находятся в области защиты социально-трудовых интересов работников предприятий, опосредованно участвуя и в повышении трудовой мотивации работников, тогда как основу деятельности профсоюзов составляет их членская база.

Интересы работников представляет профсоюз, если на предприятии действует один профсоюзный комитет, то он облает исключительным правом на представительство интересов работников.

Если работники не являются членами профсоюза, они могут поручить ему представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем на условиях, установленных профсоюзом (ст. 30 ТК РФ). Данный вопрос может быть решен либо на общем собрании работников, либо посредством обращения в профсоюзный комитет с заявлением. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция – если присутствует не менее 2/3 избранных делегатов (ст. 399 ТК РФ). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих работников.

Для реализации коллективного договора важное значение имеет форма осуществления переговоров: профсоюз имеет право по решению своего коллегиального органа направить работодателю предложение по поводу положений коллективного договора, либо по решению общего собрания работников. Если планируется решение масштабных вопросов, то переговоры по поводу коллективного договора необходимо начинать за 3-4 месяца до окончания финансового года, чтобы обеспечить начало реализации достигнутых договоренностей и обязательств в будущем финансовом году, по факту их отражения в расходных статьях внутриорганизационных документах работодателя.

Профсоюз в рамках реализации положений коллективного договора может проводить анализ социально-экономического положения предприятия, чтобы определить возможности работодателя по обеспечению выполнения принятых обязательств. Следовательно, коллективные переговоры должны проводиться по итогам комплексной подготовительной работы, так как бессмысленно требовать от работодателя того, что он априори не в состоянии выполнить. Информационной базой для такой подготовительной работы выступают бухгалтерская отчетность предприятия, документы, подлежащие раскрытию, а также иная открытая информация. Профсоюзы могут привлекать к подготовительной работе сторонних специалистов и специалистов предприятия с целью уточнения показателей социально-экономического положения предприятия, имеющихся планов и программ, планируемых к реализации. Данные специалисты могут принимать участие в коллективных переговорах, реализуя опосредованное участие в подготовке и заключении коллективного договора.

Работодатель обязан предоставлять профсоюзному комитету не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у него полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров (ст.ст. 22, 37 ТК РФ и ст. 17 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). К такой информации может относиться:

  • доходы организации (в разрезе по видам хозяйственной деятельности);
  • динамика фонда оплаты труда;
  • данные по средней заработной плате на предприятии;
  • данные по средним показателям производительности труда, затратам рабочего времени;
  • данные по условиям труда, охране труда, безопасности труда и т.п.;
  • иные данные, которые могут быть предоставлены профсоюзу.

Информация, относимая к закрытой, не может быть разглашена профсоюзом, если сведения относятся к любым видам тайны, которые охраняются законом. Так обеспечивается соблюдение интересов работодателя. Непредставление информации работодателем влечет наложение административного штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

С инициативой начала коллективных переговоров по заключению коллективного договора может выступать любая из сторон социального партнерства (ст. 36 ТК РФ). Если коллективные договор уже действует, то любая из сторон в сроки и в порядке, определенные действующим договором может направить другой стороне уведомление о начале коллективных переговоров. Соответственно, профсоюзы могут повысить уровень обеспечения интересов работников, а работодатель может способствовать повышению трудовой мотивации через новые положения коллективного договора.

В случае если инициатива о начале переговоров исходит от профсоюзного комитета, то должна быть утверждена соответствующая комиссия для их ведения. Итоговое решение вместе с проектом положений коллективного договора может быть направлено работодателю в порядке, предусмотренном действующим законодательством, действующим коллективным договором и согласно достигнутым ранее договоренностям. Уведомление должно содержать всю существенную информацию. Общий порядок направления уведомления предполагает его направление почтовым отправлением с описью и уведомлением о вручении, личную передачу с отметкой о получении и дате получения.

Работодатель, получив уведомление от профсоюза вступить в коллективные переговоры, обязан вступить в них в течение семи календарных дней, предварительно отправив ответ профсоюзу с указанием представителей со своей стороны (ст. 36 ТК РФ). Датой начала переговоров является следующий день после получения данного уведомления профсоюзом (ст. 36 ТК РФ).

Участие профсоюза в реализации коллективного договора в соответствии регламентом позволяет провести объективные переговоры, согласовать и утвердить достигнутые договоренности, что ведет к достижению соглашения между работодателем и работниками, что отражает принципы социального партнерства в данной сфере. При этом обязательным условием является соблюдение принципа равноправия при подготовке и заключении коллективного договора или внесении в него изменения в соответствии с существующим порядком. Для этого создается двухсторонняя комиссия из представителей работодателя и профсоюза. Представители работников избираются на заседании профсоюза и утверждаются либо решением профсоюзного комитета, либо решением собрания работников. Работодатель формирует состав своих представителей в соответствии с функциональными направлениями или из числа руководителей подразделений, чаще всего также включаются юристы и сотрудники отдела кадров.

Создание комиссии оформляется:

  • приказом работодателя;
  • постановлением профсоюзного комитета.

Следует отметить, что направлением профсоюзной деятельности в сфере реализации коллективного договора является не только инициация его подготовки, заключения и утверждения, но и контроль реализации отдельных положений коллективного договора, оценка степени выполнения работодателем обязательств по коллективному договору и продвижение интересов работников через содержание положений коллективного договора.


Председатель первичной

профсоюзной организации

МОУ СОШ № 000

Курчатовского района

г. Челябинска

Роль профсоюзного лидера в реализации коллективного договора

Добрый день, дорогие коллеги!

Тема моего выступления «Роль профсоюзного лидера в реализации коллективного договора».

Создание комиссии по трудовым спорам в соответствии с действующим за­конодательством;

Выплата денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию без предъявления оправдательных документов ;

Разработка и принятие по согласованию с профкомом Положения об оплате труда в каждом конкретном образовательном учреждении и Положения о порядке формиро­вания и использования внебюджетных средств школы. Эти Положения являются неотъем­лемыми приложениями к коллективному договору;

Установление надбавок педагогических работникам, избранным председателям профкомов.

Реализация колдоговора – главная задача и руководителя, и председателя профкома школы. Законодательством предусмотрена ответственность руководителя за неисполнение договора. Председатель профкома школы несет моральную ответственность за осуществление договора перед трудовым коллективом. Зачастую спрос с профкома нисколько ни меньше, чем с руководителя. Строгое выполнение разделов колдоговора, уважительное и заинтересованное отношение сторон друг к другу позволяет добиться главного: положительного микроклимата в коллективе.

Положение коллективного договора отражаются в программе развития школы, в плане работы профкома. Опять же для директора школы появление дополнительных обязательств и контроля не очень радует. Возникает проблема в средствах, которые работодатель может использовать неэффективно.

Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрена юридическая ответственность руководителя в виде штрафов за уклонение от участие в переговорах, за нарушение или невыполнение коллективного договора, за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора.

Сегодня коллективный договор – практически единственный правовой документ, который может и должен быть использован работниками для своей защиты, получения дополнительных льгот и гарантий.

Трудовые коллективы, заключая договор, максимально реализуют свои права. Долг профсоюзов – возглавлять всю работу по заключения коллективного договора, защищая интересы работников.

Являясь профсоюзным лидером в своем коллективе, председатель профкома школы ежедневно общается с работниками, владеет информацией о ситуации на рабочих местах. Находясь на своем рабочем месте, председатель профкома всегда с коллективом, и это дает возможность быть в курсе происходящих событий, проблем, связанных с трудовой деятельностью работников и своевременно реагировать на них. Выполняя свою работу, председатель профкома информирует каждого работника и убеждает его быть активным участником деятельности профсоюза. Ведь это главная задача, так как активная позиция и организованность членов профсоюза и создает его реальную силу.

Председатель профкома школы – это не профессия, поэтому, учитывая особенности создания профсоюзной структуры, а также цели и задачи ее деятельности, порядок формирования и полномочия, он должен выполнять ряд важных морально-этических задач, которые стоят перед каждым членом выборного профсоюзного органа.

Можно много спорить о роли личности в коллективе, но абсолютно ясно одно, что отрицательные качества лидера отталкивают людей, порождают неверие в профсоюз и побуждают к выходу из него. Поэтому каждый профсоюзный лидер должен знать, что он на виду и его слова и поступки анализируются другими людьми, вызывая симпатии или антипатии.

    убежденность в необходимости своей работы (любые сомнения и неуверенность чутко улавливаются окружающими, и этот лидер уже не может повести и за собой других); внимательность к обращениям людей (записывает, тщательно выясняет, обязательно отвечает); умение слушать (выслушивать), тактичное отношение к людям, забота, прежде всего об общественных интересах, учет мнений членов профсоюза; терпимость к критике в свой адрес по поводу недоработок и ошибок; система в работе (планирование, регулярное проведение заседаний профкомов, контроль за выполнением плана и постановлений); умение контактировать с руководством (грамотно, уважительно, спокойно, без боязни); грамотность и принципиальность (при заключении договора необходимо обосновывать и отстаивать положения); умение четко формулировать свои мысли, требования; доброжелательность, отзывчивость, искренность; оперативность в работе, но без торопливости (не откладывая не «потом»); обязательность (самодисциплина); умение привлекать к работе актив и опираться на него (а не подменять); хорошая память (на лица, на фамилии, имена, отчества, на собственные обещания); порядок в документах.

Невозможно отделить или выделить по значимости какое-то одно направление деятельности профсоюзного комитета и его лидера. Только от взаимодействия по всем направлениям, от постоянного совершенствования стиля и методов профсоюзной работы, деловитости профлидера зависит настроение людей, их отношение к профсоюзам, их желание быть членом профсоюза и участвовать в профсоюзной работе.

Кроме этого, профсоюзный лидер должен иметь знания о содержании нормативных документов, которые обеспечивают права и гарантии трудящихся. Да, я думаю, вы все эти документы изучаете и знаете чуть ли не наизусть.

Способности, умения и навыки профсоюзного лидера должны наиболее полно проявляться при защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза. Как председатель профорганизации я в курсе всех школьных дел. Коллектив видит, что администрация согласовывает с профкомом многие социальные вопросы: учебной нагрузки, график отпусков, тарификацию на начало учебного года, аттестацию педагогических работников, установление доплат и надбавок, установление форм материального поощрения и др. В разработке коллективного договора участвовали все члены профорганизации, внесенные ими дополнения были учтены. У нас сложились неплохие взаимоотношения с администрацией школы. Я стараюсь оказать своим коллегам помощь и поддержать в трудную минуту, иногда – просто добрым словом. И как бывает приятно, когда видишь, что твоя помощь пришла вовремя.

Но если у человека горе или серьезное заболевание, требующее длительного лечения, и нужны деньги, причем немалые, а ты можешь помочь только несчастной сотней, то чувствуешь себя далеко не комфортно. И почему-то неловко становится, когда учитель радуется даже этим ста рублям. Но мы не унываем. Ведь мы же учителя, мы у всех на виду, и быть оптимистами – это наша святая обязанность. Конечно, проблем немало, но поддержка коллег, их понимание, убежденность, что защищать – это в моем характере, дает уверенность в себе и огромное желание работать, помогать людям, ограждать их от горестей и бед.

Вижу, что профком положительно влияет на микроклимат в коллективе. За все годы не было ни одной жалобы.

Считаю, во-первых, что коллективный договор важен как документ, определяющий уровень взаимопонимания , взаимоуважения между директором и коллективом. Во-вторых, колдоговор включает ряд льгот и гарантий: за отсутствие в течение года больничных листов работнику школы предоставляется три дополнительных дня к отпуску, а члены профкома получают подобную льготу за общественную работу в интересах коллектива; за переработку во время проведения экзаменов, за дежурство в праздничные и выходные дни предоставляются отгулы.

Только в сильном профсоюзе люди, трудом которых создается благосостояние общества, испытывают законное чувство собственного достоинства. Только в сильном профсоюзе могут вестись на равных переговоры с работодателем и добиваться достойных условий труда и его оплаты. Сам факт существования сильной профсоюзной организации зачастую удерживает работодателя от попыток ущемления прав работников.

Именно поэтому работа председателя профкома – самая значимая и необходимая в нашем профсоюзе. Оказывая помощь товарищам по работе, председатель профкома подтверждает, что профсоюз для них – опора и защита.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов 11 Нейман П.И. Трудовые правоотношения. Автореферат. - М.: Юристъ. 2005 - с.17.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений 11 Калинина Н.А. Стороны трудового договора, Правовед, 2001, № 12 - с.20:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;

б) с помощью права;

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях».

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой - регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной (главной) функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними.

Помимо главной - защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие - делегированы в свое время профсоюзам государством.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти органы, и прежде всего профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора).

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных рабочих и служащих в названных выше областях общественной жизни является одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое представительство основано на законе (ТК РФ), профсоюзные органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников-членов профсоюза.

Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.

Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством.

Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он характеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий.

Статус профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) как часть их совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми, характерными именно для данного этапа.

Стабильность, преемственность содержания труда-правового статуса профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.

Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше не было, в связи с развитием экономических и социальных отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.

Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть предусмотрено более широкая компетенция деятельности профкома в управлении организацией, вопросах труда и быта (по сравнению с трудовым законодательством). В частности, полномочия на представительство в коллективных переговорах и подписании коллективного договора профсоюзы могут получить от трудового коллектива и в этом смысле права профсоюзов в соответствующих отношениях производны от прав трудового коллектива (работников организации). Такая возможность, помимо самостоятельного права профсоюзов на проявление инициативы в заключении коллективного договора, ведение переговоров и заключение коллективного договора, предусмотрена Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности «. Связь прав профсоюзов и прав трудовых коллективов естественна, так как профсоюзы действуют внутри трудового коллектива, призваны представлять и защищать коллективные права и интересы. Вместе с тем, каждый из субъектов - профсоюзы и трудовой коллектив - обладают своими им принадлежащими правами.

В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности.

Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особенности 11 Айман Т.О. Трудовое право: Учеб.пособие. - М.: РИОР, 2004 - с.41:

1.) во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве;

2.) во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;

3.) в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут защитить работников;

4.) в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивается, прежде всего, силой общественного, морального (внутрипрофсоюзного) воздействия.

Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством за реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением является имущественная ответственность по суду за проведение забастовки, признанной судом незаконной. Но здесь юридическая ответственность, вытекая из нарушения норм трудового законодательства, носит все же гражданско-правовой характер). Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания гарантий для их успешной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Коллективный договор. Его роль, структура и содержание

Заключение

Литература

Введение

Радикальные политические и экономические преобразования в России, переход к рыночной экономике объективно вызвали изменения в характере социально-трудовых отношений между основными субъектами: работодателем, наёмными работниками, государством.

Социальная практика выработала новый тип отношений - социальное партнёрство, предполагающее постепенную замену административно-распорядительных методов управления общественными процессами на договорные.

Поэтому за последние годы заметно возросли роль и значение коллективного договора, который является своего рода "Мини-Трудовым кодексом" первичной организации профсоюза.

Поскольку коллективный договор - главный инструмент реализации защитной функции профсоюза на предприятии, показатель эффективности работы профкома, знание технологии заключения колдоговора и умение применять его на практике очень важны в деятельности организации профсоюза различных уровней.

1. Понятие "профессиональный союз", основные функции профсоюзов

"Профсоюзный представитель -- это профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением соответствующего профсоюзного органа". Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав. Они имеют право участвовать в работе различных представительных органов работников и право непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотношения между различными органами профсоюзов также регулируются уставами и другими актами профсоюзов.

Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими органами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируют трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как орган наделенные определенными правами по защите интересов трудящихся. Эти отношения профсоюзов являются организационно-управленческими отношениями.

Из легального понятия профсоюзов видно, что его основными направлениями деятельности, т.е. функциями, является:

1. представительская - представление интересов работников перед работодателем, органами муниципальной, региональной и федеральной власти;

2. защитная - защита трудовых прав работников и их социально-экономических интересов.

3. контрольная - контроль исполнения: законодательства в сфере труда, социальной сфере; коллективного договора на предприятии и соглашений федерального, регионального и муниципального уровней; соблюдения норм труда и промышленной безопасности;

4. Организаторская - организация работников для совместных действий по защите своих прав и интересов.

Чтобы профсоюзы могли осуществлять главную свою функцию - защитную по защите интересов трудящихся, государство закрепило за ними ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, и в контроле за трудовым законодательством, в разрешении коллективных и некоторых индивидуальных трудовых споров.

Права профсоюзов -- это большое социальное завоевание трудящихся нашей страны, реальная ценность в сфере труда. Они представляют и защищают в государственных, муниципальных, хозяйственных органах, перед работодателями экономические и социальные интересы трудящихся, связанные с их трудом и бытом.

Защитная функция профсоюзов -- это целенаправленная правовая деятельность (т.е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся, охране их от нарушений, по восстановлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся.

Эта функция профсоюзов проявляется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового права, при их применении и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц -- нарушителей.

Она также направлена и на защиту профсоюзов от нарушений, так как лишь имея права профсоюз может осуществлять защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами,

ассоциациями), органами государственной власти и органами местного

самоуправления строятся на основе социального партнерства взаимодействия

сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских соглашений на всех уровнях вплоть до федерального.

Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением, организацией независимо от форм собственности и подчиненности).

2. Понятие коллективного договора. Его роль, структура и содержание

Заключение коллективных договоров предусмотрено международными правовыми нормами. Коллективный договор - "правовой акт, регулирующий социально - правовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей". (Часть первая статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации).

Представителем стороны работников, как правило, является первичная организация профсоюза:

· если она объединяет более 50% работающих без получения дополнительных полномочий;

· если в ней менее 50% работающих - по решению собрания работников организации, принятому тайным голосованием;

· если в организации несколько профсоюзных организаций, то создаётся единый представительский орган, либо какая-то из организаций решением собрания.

В отдельных случаях интересы работников могут представлять иные представители, избранные из числа работников организации.

Правовое регулирование отношений по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений является одним из основных задач законодательства о труде.

Заключению коллективных договоров и соглашений должен предшествовать этап проведения коллективных переговоров и создания соответствующих комиссий из представителей сторон.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяются Трудовым кодексом РФ и соответствующими федеральными законами. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации и ее филиалов. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателей и работников по следующим вопросам:

1. форма, система и размер оплаты труда;

2. выплата пособий и компенсаций;

3. механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, инфляции;

4. рабочие места, обучение и повышение квалификации работников;

5. рабочее время и время отдыха (включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков);

6. условия и охрана труда работников;

7. соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

8. гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

9. оздоровление и отдых работников и членов их семьей;

10. частичная или полная оплата питания работников;

11. контроль выполнения коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

12.ответственность сторон;

13. обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

14. порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения предприятий могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, а также условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Многие профсоюзные комитеты используют коллективный договор как эффективный инструмент по защите занятости работников, расширяя тем самым социально-правовую базу законодательства о занятости, которое предусматривает в основном защиту работников, уже высвобожденных с предприятий.

Во многих регионах в коллективных договорах предусматриваются меры по созданию благоприятных условий для опережающего обучения работников, рабочие места которых находятся под угрозой сокращения.

На случай возникновения критических ситуаций, связанных с сокращением объемов производства и высвобождением работников в коллективных договорах может предусматриваться проведение мероприятий, направленных на стабилизацию численности персонала.

Например, в коллективных договорах можно предусмотреть:

· организацию цехов, участков по выпуску товаров народного потребления;

· перепрофилирование отдельных производств на выпуск новой продукции;

· создание на предприятиях подсобных хозяйств, участков наемного труда, товариществ;

· создание дополнительных рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите;

· организацию профессионального обучения работников с учетом их обязательного трудоустройства на данном или на других предприятиях.

Если в силу объективных причин руководство предприятия вынуждено сокращать персонал, то в коллективных договорах можно предусмотреть:

· сокращение административно-управленческих расходов;

· естественное сокращение рабочих мест (ликвидацию вакансий, досрочный выход на пенсию, добровольный уход работников и др.);

· ограничение круга временных работников;

· расширение применения индивидуальных рабочих графиков (гибкий режим работы, сокращенный рабочий день и др.);

· предоставление долгосрочных отпусков без сохранения зарплаты;

· предоставление высвобождаемым работникам возможности освоения другой профессии в целях трудоустройства;

· сохранение на профсоюзном учете высвобождаемых работников до их трудоустройства с тем, чтобы они могли пользоваться установленными на предприятии социальными льготами;

· возможность досрочного выхода на пенсию лиц с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного возраста с их согласия и с гарантией размера пенсии, которую получили бы работники при уходе на пенсию в общепринятые сроки;

· предоставление лицам, получившим уведомление об увольнении, свободного от работы времени для поиска нового места работы с сохранением заработной платы.

При реорганизации или ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации или ликвидации.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня его подписания сторонами.

Практика показывает, что наличие хорошо проработанных коллективных договоров оказывает положительное влияние на персонал организаций, их мотивацию к трудовой деятельности. Работники трудятся с большим энтузиазмом, когда видят, что руководство считается с их мнением и интересами, а не воспринимает их как простых исполнителей должностных функций

Трудовой кодекс РФ установил общие правила внесения изменений и дополнений в соглашения и коллективные договоры, а также единую норму о сроке обязательной регистрации коллективных договоров и соглашений в соответствующем органе по труду.

Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений позволяет органам по труду анализировать эти документы, выявлять проблемы и условия, ухудшающие положения работников, и сообщать об этом соответствующим представителям сторон и инспекции по труду.

Наряду с преобладающей ролью коллективно-договорной системы и прямым государственным регулированием трудовых отношений взаимодействие работодателей и наемных работников может осуществляться и в индивидуально-договорном порядке. В этом случае применяются прямые отношения между работниками и работодателями, что, как показывает опыт зарубежных стран, несколько сужает сферу действия коллективных договоров.

Однако если в промышленно развитых странах рынки труда имеют разветвленную инфраструктуру, отлаженные механизмы профориентации, переподготовки, повышения квалификации и перераспределения рабочей силы, позволяющие работникам легко встраиваться в систему трудовых отношений, то в нашей стране такие условия созданы не во всех субъектах РФ. Важной проблемой является также неразвитость системы государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий населения, особенно молодежи, впервые вступающей в трудовую деятельность. С учетом этих обстоятельств в настоящее время уровень развития законодательной базы и инфраструктуры социальной защиты работников обуславливает предпочтительность коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений по сравнению с индивидуально-договорным регулированием взаимоотношений работников и работодателей.

3. Основные права профсоюзов и их классификация

Основными (статутными) правами профсоюзов являются:

1. Право представительства и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

2. Право на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

3. Право на содействие занятости.

4. Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

5. Право профсоюзов по социальной защите работников.

6. Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании.

7. Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

8. Права в области охраны труда и окружающей природной среды.

9. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.

10. Право профсоюзов на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества.

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию.

Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Так, права профсоюзов по защите права на труд заключаются в следующем:

1. Принимают участие в разработке государственной политики занятости.

2. Защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных.

3. Предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально - партнерских соглашениях на основе законодательства.

4. Мероприятия по ликвидации организации, структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся.

5. Осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства в области занятости.

6. Имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями и администрацией, заключение коллективных договоров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп.

Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения. Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза. Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные. Используя право представительства, профсоюз активно реализует вою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности. Права профкома организации широко предусмотрел Трудовой кодекс РФ в различных его главах по его участию в применении администрацией многих норм трудового права.

Следует отметить, что, согласно Трудового кодекса РФ, не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре.

Профсоюзы имеют следующие права:

1. Принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации.

2. Вносить в правительство республик в составе РФ, местные орган власти предложения о, перенесении сроков или временном прекращении реализации мер, связанных с высвобождением работников.

3. Осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.

4. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, работодателя.

5. Органы управления, работодатели по предложению профсоюзов проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости.

6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.

Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.

Закон "О коллективных договорах и соглашениях" предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением.

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников. Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров. И заключать коллективные договора, соглашения на согласованных сторонами условиях.

3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и предусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектов Федерации. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере. Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально - трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Для защиты социально - трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Заключение

1. Исторический опыт доказал, что коллективные формы защиты работников являются основным рычагом в достижении целей профсоюзов.

2. В советский период защитная функция профсоюзов была подменена административно управленческим - регулированием.

3. Важная роль в коллективной защите прав и интересов работников принадлежит международной солидарности трудящихся.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 1999.

2. Федеральный закон "О профессиональных союзах, и их правах и гарантиях деятельности" (постатейный комментарий). - М.: НЦП - АТиСО, 1996.

3 Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях": Комментарий. 50 актуальных вопросов и ответов. - М.: НЦП, 1998.

4. Фролова Т.Л. Основы профсоюзного движения. Для председателей первичных профсоюзных организаций: учебное пособие / Т.Л. Фролова, С.Е. Демидова, В.И. Наумов. - М.: Издательский дом "АТИСО", 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Коллективный договор как регулятор трудовых отношений: юридическая сущность, характеристика, содержание и структура. Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений. Роль профсоюзов в реализации и контроле исполнения коллективного договора.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2012

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Понятие трудового коллективного договора как локально-правового нормативного акта в конкретной организации, его функции и содержание. Рассмотрение прав и обязанностей сторон данного договора. Изучение особенностей ведения коллективных переговоров.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2014

    Понятие, значение и функции коллективного договора. Механизм заключения коллективного договора, его стороны, структура и содержание. Особенности практики действия коллективного договора: регистрация, признание недействительности, контроль за выполнением.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Понятие коллективного договора, его функции и стороны. Понятие и функции коллективного договора. Работники и представители работников. Работодатели и представители работодателей. Ведение коллективных переговоров. Содержание коллективного договора.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2008

    Коллективный договор как особый нормативно-правовой акт. Определение места коллективного договора в системе источников трудового права. Функции, содержание, основные условия коллективного договора. Положения коллективного договора с правовой точки зрения.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Роль и значение коллективного договора в регулировании труда. Коллективный договор и соглашение как источники трудового права. Задача коллективного договора в организации - регламентация социально-трудовых отношений между работодателем и работниками.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2014

    реферат , добавлен 23.12.2013

    Общая характеристика профсоюзов - организационной формы объединения трудящихся. Нормативно-правовое регулирование его деятельности. Основные права и обязанности профсоюзов в сфере трудового права. Правовое положение, задачи и функции организации.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2011

    Регулирование трудовых отношений на основе коллективных соглашений. Процедура выработки и заключения коллективного договора. Коллективный договор в вузе как одна из форм участия работающих в управлении. Структура и содержание коллективного договора.