Изменение организационной структуры

Одним из достаточно распространенных стратегических изменений является изменение организационной структуры. Уже подчеркивалось, что организационная структура, как она рассматривается в стратегическом управлении, не является чем-то существующим самостоятельно, независимо от стратегии и целей организации. Для стратегического управления организационная структура является одним из важных средств обеспечения реализации стратегии. В связи с этим и ее оценка, и ее выбор в процессе выполнения стратегии обусловлены в первую очередь тем, способствует ли организационная структура достижению целей организации. Поэтому процесс ее выбора или изменения строится по следующей схеме:

Уясняется, какие из задач и функций, выполняемых в организации, имеют критическое значение для осуществления стратегии и насколько эти задачи и функции для своего воплощения требуют нового и специфического подхода;

Устанавливается связь между выделенными стратегическими задачами и функциями и рутинными функциями, выполняемыми в организации. При этом задача состоит не в том, чтобы установить связи между подразделениями, а в том, чтобы установить связи между отдельными частями стратегии;

Формируются структурные единицы организации, в основе которых лежат стратегически важные задачи и функции;

Определяется степень самостоятельности каждой структурной единицы в принятии решений и уровни в иерархии, на которых происходит принятие решения относительно деятельности структурных единиц бизнеса;

Устанавливаются организационные связи между единицами бизнеса, что предполагает фиксацию их мест в организационной иерархии, определение форм и способов коммуникации руководителей и представителей единиц бизнеса, а также степени и формы участия в выработке общеорганизационной стратегии.

Наряду со стратегическими изменениями и созданием в организации необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация ресурсов организации, в особенности ее человеческого потенциала для осуществления стратегии.

Вопросам стратегии использования человеческого потенциала посвящен раздел IIIучебника, поэтому здесь ограничимся только двумя самыми общими замечаниями. Во-первых, важнейшим условием осуществления стратегии является приверженность, преданность членов организации делу организации, в частности делу осуществления реализуемой стратегии. Развить чувство приверженности достаточно сложно. На стадии выполнения стратегии руководство должно стараться делать все, чтобы у членов организации выработалось как можно более устойчивое восприятие стратегии организации как своего личною дела. Во-вторых, успех осуществления стратегии во многом зависит от того, насколько членам организации присуще стремление к достижению на своем рабочем месте наилучших результатов. Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии.



Процесс формирования и мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией. Для этого высшее руководство должно привести характер и направленность деятельности функциональных подразделений в соответствие с задачами реализации стратегии. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри организации, должны быть доведены новые задачи. Но не только. Важно устранить сопротивление с их стороны, возникающее в связи с проведением изменения, и убедить их в необходимости эффективного участия в осуществлении стратегии и проведении для этого соответствующей подготовительной работы и изменений.

Основой деятельности по мобилизации ресурсов является распределение ресурсов организации по отдельным составляющим стратегии. Важнейшим условием эффективного использования ресурсов и, соответственно, эффективного осуществления стратегии является их правильное распределение во в р е м е н и. Так как внешняя среда динамична и возможности, на которые ориентирована стратегия, не вечны, то отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент может привести к тому, что организация потерпит крах с реализацией своей стратегии, даже если она была очень хорошо разработана. Поэтому для того, чтобы избежать провала на стадии выполнения стратегии, руководство должно организовать такое распределение финансовых ресурсов, при котором всегда в нужный момент имелись бы необходимые денежные средства.

Для этого руководство должно установить стратегические ориентиры использования денежных средств, которые фиксируют то, на какие цели могут осуществляться затраты, и то, куда деньги не следует вкладывать. Далее на стадии выполнения должна быть проанализирована потребность в денежных средствах отдельных частей организации для решения отдельных задач и выполнения функций. Определены приоритеты в распределении денежных средств. Приоритеты устанавливаются таким образом, чтобы финансирование в наибольшей мере способствовало осуществлению стратегии.

Процесс мобилизации ресурсов на стадии выполнения стратегии предполагает наряду с эффективным распределением ресурсов также оценку и удержание источников поступления капитала. Руководство должно не только знать о тех источниках, которые оно может использовать для получения денег, о возможностях и ограничениях на их использование, о стоимости капитала, но и делать все возможное для того, чтобы сохранять эти источники и обретать новые, если это необходимо для осуществления стратегии.

Основным инструментом, используемым для распределения ресурсов, является составление и исполнение б ю д ж е т а, который может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных средств, продаж и т.д.

Выполнение всегда является самой сложной стадией в любом процессе. Ключевая роль в выполнении стратегии принадлежит руководству организации. Как видно из этой главы, выполнение стратегии предполагает проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии. Эти две суперзадачи требуют от руководства организации не только ясного видения того, куда идет организация, но и умения повести ее в нужном направлении. Настоящий стратег проявляет себя в том, что он может в максимальной степени мобилизовать ресурсы организации и распределить их таким образом, чтобы их использование дало наибольший эффект. Для настоящего стратега характерно то, что он не только знает, что и как менять, но и может провести необходимые изменения. Наконец, настоящий стратег умеет взаимодействовать с членами организации таким образом, что они воспринимают его идеи и своим трудом проводят их в жизнь.

29) Стили проведения изменений.

Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять гибкость. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в очень специфических ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень важных изменений. В большинстве случаев более приемлем стиль, при котором руководство уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону тех, кто изначально противился им. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов проведения изменений привлекаются многие члены организации.

При разрешении к о н ф л и к т о в, которые могут возникать в организации во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства:

конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на настойчивости, утверждении своих прав, исходящий из того, что разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного;

Стиль самоустранения , проявляющийся в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;

Стиль компромисса , предполагающий умеренное настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется;

Стиль приспособления , выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии выработанных им решений;

Стиль сотрудничества , характеризующийся тем, что руководство стремится как к тому, чтобы реализовать свои подходы к проведению изменения, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.

Невозможно однозначно утверждать, что какой-то из названных пяти стилей более приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то - менее. Все зависит от ситуации, от того, какое проводится изменение, какие решаются задачи и какие силы оказывают сопротивление. Важно также учитывать характер конфликта. Совершенно неверно считать, что конфликты всегда имеют только негативный, разрушительный характер. Любой конфликт заключает в себе как негативное, так и позитивное начало. Если доминирует негативное начало, то конфликт носит разрушительный характер, и в этом случае применим любой стиль, который в состоянии эффективно предотвратить разрушительные последствия конфликта. Если же конфликт приводит к позитивным результатам, таким, например, как выведение людей из безразличного состояния, создание новых коммуникационных каналов или повышение уровня осведомленности членов организации о происходящих в ней процессах, то важно использовать такой стиль разрешения конфликтов, который способствовал бы возникновению как можно более широкого спектра положительных результатов изменения.

Проведение изменения должно завершаться установлением нового статус-кво в организации. Очень важно не только устранить сопротивление изменению, но и добиться того, чтобы новое положение дел оказалось не просто формально установленным, а было принято членами организации и стало реальностью. Поэтому руководство не должно заблуждаться и путать реальность с формально установленными новыми структурами или нормами отношений. Если действия по проведению изменения не привели к возникновению нового устойчивого статус-кво, то значит, изменение нельзя считать завершенным и следует продолжать работу по его проведению до тех пор, пока по-настоящему в организации не произойдет замена старого положения на новое.

30) Стратегический контроль.

Выработка стратегии позволяет организации определить направление и способ ее движения к целям, выполнение стратегии создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию. Может показаться, что если стратегия была выбрана правильно и были созданы необходимые условия для ее выполнения, то дальше на стадии ее реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Возможно, это было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неизменны или же полностью предсказуемы. На самом деле бизнес протекает в очень изменчивой среде. Поэтому перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется организация к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то что она должна изменить в своем поведении.

Как уже было сказано в гл. 1, стратегический контроль не направлен на выяснение того, правильно или неправильно осуществляется реализация стратегии. Его задачей является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей. Эта задача и определяет то, как строится система стратегического контроля.

Мобилизация ресурсов

сообщества

Что должен знать руководитель

социально ориентированной

некоммерческой организации


Составители

С.А.Дремлюга

И.П.Печковская

Выражаем искреннюю признательность всем упомянутым в издании авторам, обращавшимся к теме мобилизация ресурсов и фандрайзинг.

Благодарим Малицкую Е.П., Гребенник К.В. (Межрегиональный Общественный Фонд «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив»), Творогову Е. А.(МБФ “Возрождение Земли Сибирской”) за предоставленные авторские материалы и помощь в подготовке пособия

Мобилизация ресурсов сообщества. Что должен знать руководитель социально ориентированной некоммерческой организации о привлечении средств. Пособие. – Тюмень. БФРГТ, 2012

«Межрегиональный ресурсный центр для развития и поддержки социально ориентированных

некоммерческих организаций в Уральском федеральном округе» в соответствии с

Соглашением между Министерством экономического развития Российской Федерации и Благотворительным Фондом развития города Тюмени о предоставлении субсидии на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Что должен знать руководитель социально ориентированной

1Мобилизация ресурсов сообщества 3

1.1Понятие «ресурс» и для чего сообществу нужна мобилизация ресурсов? 3

1.2Классификация ресурсов 4

1.3Мобилизация ресурсов 6

2Фандрайзинг - понятия, принципы и механизмы, планирование 9

2.1Ключевые принципы и механизмы фандрайзинга 9

2.1.1Что такое фандрайзинг? 9

2.1.2Основные принципы фандрайзинга 9

2.1.3Инструменты фандрайзинга 10

2.1.4Требования в фандрайзеру 11

2.2Планирование деятельности по привлечению ресурсов 12

2.2.1Определение потенциальных источников ресурсов 12

2.2.2Процесс и план сбора средств 13

3Привлечение ресурсов 14

3.1.Привлечение добровольцев 14

3.2.Привлечение частных пожертвований 15

3.2.1.Что такое - частные пожертвования и как с ними работать 15

3.2.2.Методы сбора частных пожертвований 16

3.2.2.1.Электронный фандрайзинг 17

3.2.3.Проведение акций по сбору частных пожертвований 19

3.2.4.Специальные мероприятия 19

3.2.5.Ключевые принципы сбора частных пожертвований 21

Привлечение средств из местных источников. Сбор частных пожертвований. Методическое пособие для НКО . – Ставрополь: АНО «Северо-Кавказский Ресурсный Центр», 2001 г. 21

3.3.Привлечение средств бизнеса 24

3.3.1.Формы сотрудничества с коммерческими организациями 24

3.3.2.Технология сбора средств 24

3.3.3.Мотивы благотворительной деятельности бизнеса 25

3.4.Привлечение грантовых средств. Работа с фондами 25

3.4.1.Основные понятия 25

3.4.2.Базы данных фондов и программ 26

3.4.3.Формы обращения в фонд 26

3.5.Работа с органами государственной власти и местного самоуправления 27

3.5.1.Механизмы взаимодействия государства и НКО 27

3.5.2.Цикл государственного фандрайзинга 27

3.5.3.Ключевые вопросы при работе с органами власти 28

3.6.Организация эффективной кампании по сбору средств 29

3.6.1.Компоненты кампании по сбору средств 29

3.6.2.Оценка эффективности кампаний 30



1Мобилизация ресурсов сообщества

1.1Понятие «ресурс» и для чего сообществу нужна мобилизация ресурсов?

Достижение какой-либо значимой, жизненно важной цели всегда сопряжено с затратой значительных ресурсов. В широком смысле слова под ресурсами следует понимать материальные условия (или материальную среду), необходимые для реализации каких-либо социальных или экономических процессов, т. е. это то, что необходимо для осуществления любой деятельности и без чего эта деятельность не может быть успешно реализована. Общее свойство ресурсов заключается в потенциальной возможности их участия в производстве и потреблении.

Ресурсы (от франц. ressource - вспомогательное средство), денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники дохода в государственном бюджете . Различают ресурсы экономические (материальные, трудовые, финансовые) и природные. (Большой энциклопедический словарь)

Ресурсы - источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях. (Словарь по экономике и финансам).

Мобилизация - концентрация средств и ресурсов для достижения определенной цели.

Местное сообщество - общество, существующее в пределах определенной территории: города или района. Данное общество представлено следующими структурами - бизнес, некоммерческие организации, инициативные группы людей, органы власти, СМИ, а также население в целом, которые совместно участвуют в процессах жизнедеятельности города или района 1 .

Ресурсы – набор средств, которыми располагает субъект и которые могут быть им использованы при решении какой-либо задачи или для достижения какой-либо цели. Ресурсы являются не только определяющими, но и зависимыми составляющими, т.к. в зависимости от того, какие задачи необходимо решить, те виды ресурсов и используются. В случае отсутствия каких-либо ресурсов, нужна стратегия их обеспечения или мобилизации. Иногда привлечение ресурсов может быть самоцелью или дополнительной целью деятельности: приобретение, в случае успеха, большего количества сторонников, повышение общественного статуса, формирование необходимого имиджа и т.д.

Согласно устоявшимся в социологии определениям , мобилизация представляет собой разновидность технологий, с помощью которых индивид или несколько лиц, сплотившихся в

Мобилизация – это выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом; изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент еще не воспользовался. Стремление к мобилизации возникает тогда, когда внешние ресурсы не соответствуют текущим потребностям личности или находятся в прямом противоречии с ними.

Рассмотрим мобилизацию личностных ресурсов в семьях, в которых проживают инвалиды, неважно во взрослом или детском возрасте, инвалиды с детства или ставшие таковыми вследствие травм. Подобная ситуация требует мобилизации не только человеческих, но и семейных ресурсов, т.к. и инвалиды, и семьи сами по себе являются клиентами социальной работы.

Семьи, один из членов в которой является инвалидом, очень часто находятся в состоянии жизненного затруднения. Эти семьи обладают особым психологическим статусом: особой закрытостью для внешнего мира, дефицитом общения, сложными взаимоотношениями между собой, специфическим отношением к члену семьи, вызванным его аномальным состоянием. К сожалению, большинство семей, воспринимают инвалидов не как членов семьи с «качественно иным развитием», а как дефицитарных людей-инвалидов.

Подобные ситуации требуют от социального работника выполнения мероприятий по мобилизации личностных ресурсов. Существует алгоритм действий по мобилизации ресурсов клиента.

Первый этап – выяснение обстановки. Необходимо досконально изучить социальные условия клиента, его потребности, проблемы, попытаться решить их имеющимися у клиента и социальной службы методами. Если собственных ресурсов не хватает, то рассматривается возможность получения дополнительных ресурсов (изучить имеющиеся целевые государственные программы, составить перечень некоммерческих организаций, фирм, частных лиц, которые могут оказать помощь, направить к ним письма-запросы).

Следующий шаг будет заключаться в умении заинтересовать потенциального источника оказания помощи. Это следует делать таким образом, чтобы значимость той или иной проблемы возросла в глазах всех причастных лиц. При работе с клиентами специалисты по социальной работе стараются координировать свои усилия и усилия и ресурсы клиентов и, используя один или несколько методов – заключение соглашения, убеждение, формирование коалиции, оказание влияния.

Существует ряд механизмов оказания помощи в привлечении ресурсов клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Механизм прямой передачи ресурсов действует при социальном обеспечении во всех его формах (пенсии, пособия, льготы) и при информировании (консультировании) клиентов учреждений социального обслуживания по юридическим, медицинским, психологическим вопросам.



Механизм внешнего замещения предполагает временное замещение отсутствующего ресурса. Примером действия механизма внешнего замещения могут служить различные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В этом случае родителя заменяет усыновитель, опекун (попечитель) или приемный родитель, выступающий в качестве носителя ресурсов и связующего звена между обществом и ребенком. Внешнее замещение возможно и в том случае, если социальный работник представляет интересы клиента в тех или иных социальных организациях или институтах.

Механизм выращивания внутренних ресурсов предполагает воздействие на ресурсы, уровень которых на данный момент соответствует возрастной норме. Его не нужно восстанавливать, однако его дополнительное развитие обеспечит успешность решения объектом социальной работы тех или иных жизненных задач.

Механизм резервирования ресурсов относится, прежде всего, к накоплению финансовых средств и проявляется в социальном страховании. Развитие страховой практики в пенсионном обеспечении, здравоохранении показывает, что государство заинтересовано во временной консервации ресурсов с целью использования их в соответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства называются страховым случаем. При заключении договора о страховании страхователь и страховщик определяют условия (страховой случай и его признаки), при которых первый выплачивает второму определенную сумму.

Система помощи включает неофициальную добровольческую сеть людей и другие социальные ресурсы, и официальную структуру, располагающую некоторой поддержкой и финансированием. Также и группы социальной помощи могут либо непосредственно предоставлять необходимые ресурсы, либо оказывать то или иное содействие отдельным лицам, семьям и группам, способствуя возвращению людей в общество, помогая им восстановить общественные связи, смягчить последствия стрессов, кризисов или бедствий и содействовать их преодолению.



После мобилизации ресурсов личности необходимо энергично и в максимально короткие сроки оказывать помощь в их реализации. На этом этапе центральной становится задача координации использования ресурсов. Координация представляет собой согласование и установление функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей. Координация предполагает использование ресурсов разных субъектов социальной работы, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Наряду с мобилизацией ресурсов самого клиента, в данном случае инвалида, необходима мобилизация ресурсов его ближайшего окружения. Для членов семьи, столкнувшихся с инвалидностью, начинается новый этап в жизни. У них могут деформироваться привычные жизненные стереотипы, ожидания, связанные с будущим члена семьи ставшего инвалидом. У семьи меняется отношение к жизни. Люди в семье становятся терпимее, мудрее, ответственнее. Вырастает осознание того, что никто, кроме них не позаботится об их родственнике-инвалиде. Следовательно, необходимо бережнее относиться к своему здоровью.

Семью пугает не столько сам факт болезни, сколько процесс установления диагноза и освидетельствования родственника инвалидом. После установления диагноза и инвалидности, начинается активный поиск информации об этом заболевании, его причинах и проявлениях, возможных путях лечения и реабилитации.

На первое место встают вопросы об информации и об услугах, которые могут быть оказаны инвалиду в будущем. Во-вторых, столь же остро стоят вопросы расходов на питание, жилье, медицинские услуги, одежду. В-третьих, потребность в консультациях с психологом, специалистом по социальной работе, медицинским персоналом.

Любая болезнь ставит человека в особые жизненные условия, сужает пространство его активной жизнедеятельности, возможности всесторонне развиваться и может спровоцировать кризис психического развития человека. Заболевание (в особенности с тяжелым хроническим течением) качественно изменяет всю социальную ситуацию дальнейшего развития человека: изменяет уровень его психических возможностей, ведет к ограничению контактов с людьми. То есть оно меняет объективное место, занимаемое человеком в жизни, а также его внутреннюю позицию по отношению к самому себе и к жизни в целом. Проявление инвалидности увеличивает выраженность патологического формирования личности из-за неблагоприятной социальной позиции к таким людям. Очень часто члены семей ухаживающих за инвалидом отмечали, что ощущают изоляцию своих родственников-инвалидов от общества. Происходит это, на их взгляд, в силу специфических качеств, свойственных при инвалидности людям, таким как, например, непредсказуемое и неконтролируемое поведение, физические уродства. Отвечая на вопрос почему так происходит, они называют одну из основных причин – причину неготовности общества принять таких людей.

У родственников инвалида может развиться комплекс неполноценности, проявляющийся в виде переживаний чувства вины перед инвалидом и окружающими их людьми. Так формируется порочный круг: болезнь члена семьи-инвалида вызывает хронический стресс у родственников, у них складываются гаммы негативных психологических установок, и они посредством своего отношения усугубляют состояние инвалида. Наиболее влияющими на состояние семьи факторами, в которой проживает инвалид, являются актуальный неврологический статус больного члена семьи, степень тяжести его заболевания, выраженность динамики на фоне лечения, степень принятия родными болезни и т.д..

На этом этапе от семьи требуется максимум терпения. Особенно важно, чтобы они не воспринимали инвалида как неудачу семьи, а любили его таким. Родным необходимо направить усилия по более рациональному пути, не тратить время на размолвки, принять и правильно оценить свои тяжелые обязанности. Основной жизненной целью семьи инвалида должна стать максимальная адаптация к сложившейся ситуации. Также немаловажна сплоченность семьи вокруг инвалида.

Сплоченность, собранность и согласованность являются важнейшими факторами мобилизации семейных ресурсов, которые в совокупности с мобилизацией личностных ресурсов клиента дают положительный результат, к чему и стремится каждый социальный работник в своей деятельности.

Зная, что такое личностные ресурсы клиента и зная особенности работы с ними, социальный работник демонстрирует высокую компетентность и способность эффективно помогать людям в трудных жизненных ситуациях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, что личностные ресурсы клиента социальной работы представляют собой физическое здоровье, интеллект, адекватную самооценку, позитивное мышление, способности и навыки, стремление к саморазвитию и самопознанию, а так же стремление познать окружающий мир.

В социальной работе, вопрос о личностных ресурсах клиентов очень важен, так как ресурсы клиента – это основа, с которой предстоит работать социальному работнику. Уникальность социальной работы состоит в том, что в ней объект, на который направлена помощь, также немаловажный участник процесса оказания ему помощи. У социальной работы, очень обширный контингент обслуживаемых лиц. Это могут быть дети, оказавшиеся в особо сложных условиях, в том числе подвергшиеся жесточайшему обращению, оставшиеся без надзора; беспризорные, подвергшиеся эксплуатации, страдающие социально обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита; дети-инвалиды; дети из числа беженцев; дети, склонные к правонарушениям, а также находящиеся в тюремном заключении; женщины, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию; лица, страдающие алкоголизмом, вредными пристрастиями к наркотикам и иным веществам; лица пожилого и старческого возраста; инвалиды; беженцы, вынужденные эмигранты; лица, попавшие в особо сложные условия вследствие природных и техногенных катастроф; лица – участники боевых действий; лица, пострадавшие от терроризма и бандитизма; безработные; лица без определенного места жительства и т.д.

Каждый клиент социальной работы, ввиду собственной индивидуальности и индивидуальности своей трудной жизненной ситуации, обладает разным личностным потенциалом или разными личностными ресурсами.

Первостепенная задача социального работника, при работе с клиентом – это выявление его незадействованных личностных ресурсов и помощь в их активизации.

Выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом; изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент еще не воспользовался, называется мобилизацией. Стремление к мобилизации возникает тогда, когда внешние ресурсы не соответствуют текущим потребностям личности или находятся в прямом противоречии с ними.

Наряду с мобилизацией ресурсов самого клиента, необходима мобилизация ресурсов его ближайшего окружения. В приведенном мною примере – инвалида в семье, показана такая необходимость. Она заключается в том, что со своим окружением (если оно есть) клиент проводит больше всего времени, и оно своим примером и поддержкой способно помочь ему преодолеть трудную жизненную ситуацию.

После мобилизации ресурсов необходимо энергично и в максимально короткие сроки оказывать помощь в их реализации. На этом этапецентральной становится задача координации использования ресурсов. Координация представляет собой согласование и установление функциональной взаимозависимости действий и средств достижения целей. Координация предполагает использование ресурсов разных субъектов социальной работы, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Зная, что такое личностные ресурсы клиента и зная особенности работы с ними, специалист социальной работы демонстрирует высокую компетентность и способность эффективно помогать людям в трудных жизненных ситуациях.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Наряду со стратегическими изменениями и созданием в организации необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация ресурсов организации, в особенности ее человеческого потенциала для осуществления стратегии.

Во-первых, важнейшим условием осуществления стратегии является приверженность, преданность членов организации делу организации, в частности делу осуществления реализуемой стратегии. Развить чувство приверженности достаточно сложно. На стадии выполнения стратегии руководство должно стараться делать все, чтобы у членов организации выработалось как можно более устойчивое восприятие стратегии организации как своего личного дела. Во-вторых, успех осуществления стратегии во многом зависит от того, насколько членам организации присуще стремление к достижению на своем рабочем месте наилучших результатов. Умение хорошо работать и стремление работать лучше являются теми характеристиками людей, которые всегда должны находиться в центре внимания руководства и, в частности, должны быть предметом особого внимания на стадии выполнения стратегии.

Процесс формирования и мобилизации ресурсов начинается с того, что механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией. Для этого высшее руководство должно привести характер и направленность деятельности функциональных подразделений в соответствие с задачами реализации стратегии. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри организации, должны быть доведены новые задачи. Но не только. Важно устранить сопротивление с их стороны, возникающее в связи с проведением изменения, и убедить их в необходимости эффективного участия в осуществлении стратегии и проведении для этого соответствующей подготовительной работы и изменений.

Основой деятельности по мобилизации ресурсов является распределение ресурсов организации по отдельным составляющим стратегии. Важнейшим условием эффективного использования ресурсов и, соответственно, эффективного осуществления стратегии является их правильное распределение во времени. Так как внешняя среда динамична и возможности, на которые ориентирована стратегия, не вечны, то отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент может привести к тому, что организация потерпит крах с реализацией своей стратегии, даже если она была очень хорошо разработана. Поэтому для того, чтобы избежать провала на стадии выполнения стратегии, руководство должно организовать такое распределение финансовых ресурсов, при котором всегда в нужный момент имелись бы необходимые денежные средства.

Для этого руководство должно установить стратегические ориентиры использования денежных средств, которые фиксируют то, на какие цели могут осуществляться затраты, и то, куда деньги не следует вкладывать. Далее на стадии выполнения должна быть проанализирована потребность в денежных средствах отдельных частей организации для решения отдельных задач и выполнения функций. Определены приоритеты в распределении денежных средств. Приоритеты устанавливаются таким образом, чтобы финансирование в наибольшей мере способствовало осуществлению стратегии.

Процесс мобилизации ресурсов на стадии выполнения стратегии предполагает наряду с эффективным распределением ресурсов также оценку и удержание источников поступления капитала. Руководство должно не только знать о тех источниках, которые оно может использовать для получения денег, о возможностях и ограничениях на их использование, о стоимости капитала, но и делать все возможное для того, чтобы сохранять эти источники и обретать новые, если это необходимо для осуществления стратегии.

Основным инструментом, используемым для распределения ресурсов, является составление и исполнение бюджета, который может касаться не только денежных средств, но и запасов, капитальных средств, продаж и т.д.

Выполнение всегда является самой сложной стадией в любом процессе. Ключевая роль в выполнении стратегии принадлежит руководству организации. Как видно из этой главы, выполнение стратегии предполагает проведение стратегических изменений и мобилизацию потенциала организации на осуществление стратегии. Эти две суперзадачи требуют от руководства организации не только ясного видения того, куда идет организация, но и умения повести ее в нужном направлении. Настоящий стратег проявляет себя в том, что он может в максимальной степени мобилизовать ресурсы организации и распределить их таким образом, чтобы их использование дало наибольший эффект. Для настоящего стратега характерно то, что он не только знает, что и как менять, но и может провести необходимые изменения. Наконец, настоящий стратег умеет взаимодействовать с членами организации таким образом, что они воспринимают его идеи и своим трудом проводят их в жизнь.

При подготовке к войне необходимо предвидеть возможные массовые потери живой силы. Поэтому в плане военных действий должны быть определены возможности их восполнения.

Главнокомандующий северянами, генерал Грант, в войне за нераздельность Соединённых Штатов (1861-1865), после одного из своих не слишком успешных наступлений, заметил, что если северяне потеряли 15 тысяч, а южане только 5 тысяч, то успех на стороне северян, так как они могут пополнить свою убыль, а южане нет .

«Мы не можем сказать ни того, чтобы общим правилом было возможно более бережливое отношение к своим вооружённым силам, ни того, что необходимо ими жертвовать без оглядки» , - отмечал немецкий военный теоретик Клаузевиц в своём фундаментальном труде «О войне».

«Военная мобилизация является испытанием здоровья всего государственного организма, - утверждал советский военный теоретик Свечин. - После успехов пруссаков в 1870 г. мобилизационному искусству было уделено повсюду достаточное внимание; каждое государство обладает кадрами опытных мобилизаторов-техников. Однако, теория стратегии не может игнорировать вопросов мобилизации, тесно связанных с боеспособностью вооружённых сил, и должна подойти к ним критически с точки зрения последних войн.

В 1870 году, в течение первого месяца военных действий, пруссакам удалось запереть и обложить в Меце лучшую французскую армию Базена, а следующую армию, Мак-Магона, взять в плен под Седаном. Ничтожные остатки французских кадров, моряки, пожарные, части, находившиеся на пути к формированию, были собраны в Париже и там обложены пруссаками. Французские провинции казались совершенно беззащитными; однако, Гамбетта, опираясь на экономическую мощь Франции и открытые морские сообщения, сумел развернуть по всей Франции широкую мобилизационную работу: за 4 месяца своей работы Гамбетта формировал, в среднем, по 6 тысяч пехотинцев и 2 батареи в сутки. Мольтке был положительно озадачен быстротой, с которой вырастали новые неприятельские войска. В декабре 1870 г. он писал генералу Штиле: «В операциях, увенчавшихся беспримерными успехами, немецкая армия смогла взять в плен все силы, которые неприятель выставил в начале войны. Тем не менее, в течение только трехмесячного срока Франция нашла возможность создать новую армию, превосходящую по числу погибшую»...

Действительно, если Гамбетта сумел добиться крупных результатов, будучи вынужден импровизировать новые формирования во всех деталях, то, при известной подготовке, мобилизация новых сил государства могла бы создать ещё более внушительную и прочную вооружённую силу.

Эволюция человеческих обществ за последние сто лет характеризуется огромным увеличением производительности труда, накоплением материальных ценностей, мощью транспорта, быстротой сношений, распространением организационных навыков. Задачи, требовавшие раньше многих лет, могут теперь разрешаться в немногие месяцы. Эти обстоятельства и являются предпосылками успешного формирования новых войск в краткие сроки, от которого теперь не откажется, в случае войны, ни одно государство. Мобилизация ещё недавно казалась моментом; мобилизационные органы минировали мирную структуру государства, чтобы дать единовременный взрыв, собрать в течение двух-трёх недель те людские массы и материальные средства, которыми воина начиналась, велась и заканчивалась» .

Русский военный теоретик и историк генерал Н.П. Михневич накануне Первой мировой войны указывал на всё возрастающее значение мобилизации. В своём фундаментальном труде «Стратегия» он отмечал, что большая быстрота мобилизации, сосредоточения и развёртывания армии при содействии железных дорог обусловливает возможность предупреждения противника во времени, позволяет

захватить стратегическую инициативу, навязать свою волю противнику.

«Рассуждая теоретически, для каждого государства было бы выгодно достичь в мирное время такой мобилизационной готовности, которая позволила бы в начале войны сразу выставить на фронт возможный для неё максимум вооружённых сил, - утверждал советский военный теоретик В.К. Триандафиллов в своём военнонаучном труде «Характер операций современных армий». - Тогда имелось бы больше шансов для достижения превосходства над противником в самом начале войны. Но ни одному государству такая степень мобилизационной готовности экономически не по силам. В мирное время в большинстве государств даже не все военнообязанные проходят военную службу, кадры мирного времени содержатся в таком количестве, что они не могут обучить всех военнообязанных; запасы вооружения и снаряжения ограничены: военные заводы работают с неполной нагрузкой, и основная масса промышленных предприятий страны работает на гражданский рынок.

Степень предельного военного напряжения государства определяется двумя факторами: численностью населения, могущего быть призванным на военную службу, во-первых, и состоянием экономики страны, т.е. теми возможностями, которыми она располагает в деле производства вооружения, снаряжения,

огнеприпасов и другого военного имущества, во-вторых. Численность же армии, которая может быть выставлена на фронт в начале войны, определяется: 1) количеством мобилизационных запасов материальной части и огнеприпасов мирного времени; 2) численностью кадров мирного времени; 3) количеством обученного людского запаса (командного и рядового состава).

Момент предельного напряжения при современной

мобилизации достигается в ходе самой войны, ко времени, когда всё хозяйство страны успеет перейти на прямое обслуживание целей войны. Для экономически сильных государств это обстоятельство даёт возможность не только питать выставленную на фронт действующую армию, но и создать в процессе войны новые части (пехотные дивизии) и технические средства. Даже более того, в ходе войны возможно частичное или полное перевооружение армии» .