выясняет место морали в системе различных общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие моральных учений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этика

ethics), раздел философии, изучающий мораль как одну из форм обществ, сознания, ее сущность, законы историч. развития и роль в обществ, жизни. Этич. теория в строгом смысле не является системой норм нравственного поведения (как, напр., христ. мораль) и не занимается анализом доводов в пользу конкретного морального решения (напр., о допустимости или недопустимости абортов). Осн. вопросом Э. принято считать обоснование морали, т.е. доказательство разумности морального действия. В Э. весьма условно можно выделить три направления. Первое, восходящее к Этике Аристотеля, отводит почетное место таким добродетелям, как справедливость, милосердие и великодушие, т.к. они не только способствуют реализации личных достоинств человека, но и приносят пользу об-ву. Аристотелевская Э. часто квалифицировалась как натуралистическая (натурализм), поскольку Аристотель стремился выявить гармонию между моралью и человеческой природой. Др. направление связано с именем Канта, полагавшего Э. наукой лишь о должном. Он считал, что единств, вещью, к-рая сама по себе есть благо в противоположность благу как только ср-ву, является добрая воля в безусловном согласии с долгом. Нравственный закон в Э. Канта (категорический императив) предписывает каждому действовать согласно правилу, к-рое он хотел бы видеть в кач-ве всеобщего закона. Воззрения Канта на мораль тесно связаны с его концепцией свободной воли. Третье направление Э. - утилитаризм, объявляющий целью обеспечение наибольшего счастья наибольшему числу людей. Развивший эту теорию Юм считал критерием нравственности полезность. На протяжении 20 в. Э. занималась преимущ. анализом значений языка морали. Так, в эмотивизме Айера значение моральных суждений состоит в выражении ими эмоционального отношения.


План лекции:

1. Как появилась этика?

1. Как появилась этика?

Прежде чем обозначить предметную область этики, рассмотрим её происхождение.

Этика возникает вместе с философией и является её разделом. Философия как отрасль культуры возникла в Древней Греции. Этому способствовало то обстоятельство, что в Древней Греции существовала традиция свободных дискуссий, умение спорить, развившееся в эпоху демократии, когда все свободные граждане древнегреческих городов собирались на главной площади и совместно обсуждали свои дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов.

Конечно же, люди могли мыслить со времени обретения разума (т.е. миллионы лет назад). Но как дисциплина с определённой системой понятий философия зародилась в середине первого тысячелетия до н.э. Философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлечённых понятиях.

В Древней Греции философия стала подразделяться на три основные части: логику, метафизику и этику. Как часть философии, этика также стремится сформировать понятия, но не обо всём мире, а о наиболее общих формах поведения человека. Предметом этики является изучение поступков людей с целью выявления закономерностей поведения. В то же время этика предстаёт как искусство правильно жить, пытаясь ответить на вопросы: в чём счастье, что такое добро и зло, почему надо поступать так, а не иначе, и каковы мотивы и цели поступков людей.

Также этика является не только составной частью философии, но, по сути, каркасом культуры. На всех исторических этапах развития культуры этические нормы выражали основное её содержание, а отрыв культуры от этики всегда сопровождался её упадком.

2. Содержание терминов: этика, мораль, нравственность

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» (этос). Первоначально под «этосом» понималось место проживания, дом, жилище. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический», для того чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Для обозначения совокупности этических добродетелей и для выделения знания о них как особой науки Аристотель ввёл термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия «этический» с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, обычаи.

Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль) как аналог греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие то же, что и термины «этика» и «мораль». В русском языке это – «нравственность».

В первоначальном значении этика, мораль, нравственность обозначают одно и то же. Со временем ситуация меняется, и за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.

Можно дать следующее определение этики.


Этика – это особое гуманитарное учение (наука), предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло.

Цель этики – создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики: определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Следовательно, в самой простой формулировке: мораль и нравственность – это представления общества и индивида о добре и зле, о том, как поступать хорошо и как – плохо.

Можно ли дать единое научное определение морали?

Данный вопрос является исходным в этике на протяжении всей истории этой науки. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали. И это вовсе не случайно. Мораль – не просто то, что есть. Она, скорее, есть то, что должно быть. И для разных народов и даже для одного и того же народа в разные времена это «должно быть» существенно различается. К примеру, «око за око и зуб за зуб» Моисея со временем заменяется на «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую» Христа.

В современном обществе существует два подхода в понимании терминов мораль и нравственность. В первом случае они означают одно и то же, во втором мораль относится к социуму, а нравственность – к личности.

В соответствии с разделением на мораль и нравственность в этике можно выделить два направления: социальную этику, изучающую основы и развитие морали в обществе, и индивидуальную, которую больше интересуют источники внутреннего нравственного чувства.

При этом представления человека могут не совпадать с представлениями общества. Так, человек, одержимый страстями, может игнорировать запреты и предписания, принятые в обществе. И наоборот, то, что допустимо в обществе, у высоконравственного человека может вызывать неприятие (например, употребление алкоголя, курение, охота на животных и т.п.).

Таким образом, этика – это сфера объективных представлений науки; мораль – сфера общественных предписаний, обычаев; нравственность – сфера внутренних установок, прошедших через внутренний регулятор – совесть человека. Однако мы можем употребить слова нравственный и моральный в одном и том же значении, например: «нравственный поступок» и «моральный поступок»; «нравственное правило» и «моральное правило».

И хотя до сих пор не существует единой формулировки понятия «мораль», в обобщённом виде мы можем дать такую краткую и ёмкую формулировку:

«Мораль (нравственность) – это совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, которые регулируют человеческое поведение и являются важнейшими составными культуры».

Почему так важно быть моральным? Ответ прост. Представим двух людей с одинаковым багажом знаний, одинаково развитым интеллектом и одинаковым уровнем богатства. Куда употребят они свои ценности: на добрые или злые деяния? Только тот из двоих, кто нравственен, направит всё нажитое им на благие цели. И чем выше его уровень нравственности, тем более высоким целям он посвятит не только свои богатства, но и свою жизнь.

3. Мораль с Божественной точки зрения.

Всё, о чём мы говорили выше о морали, относится к сфере взглядов человеческого сообщества и отдельных его представителей. Но существует высшая точка зрения на мораль – мораль Божественная. В чём она заключается?


Бог создавал наш мир по своим Законам. И люди, как создания Божественные, должны следовать этим Законам, добровольно подчиняться Божественному Замыслу. Значит, чем ближе внутренние установки человека к Божественным Заповедям, тем более морален человек. Следование Божественным Законам ведёт человечество по эволюционному пути, неследование им – сбрасывает его на обочину эволюционного потока, и затем такой «непослушный материал» подлежит переработке.

Можем ли мы сказать, что человечество целенаправленно и устремлённо эволюционирует, следуя законам своего Создателя? Та моральная ситуация, которая сейчас сложилась в обществе, заставляет нас глубоко сомневаться в этом.

Для выправления ситуации и помощи человечеству Бог постоянно посылал и продолжает посылать в мир своих Помощников. Во все времена эту высшую Мораль приносили на Землю пророки и посланники Бога в виде Заповедей и Заветов. Со временем эти Заповеди оформлялись в религии и философские учения. Выполняя Божественные Заветы, человечество постепенно эволюционировало, улучшая себя как индивидуально, так и создавая традиции, которые улучшали человеческое сообщество в целом.

В следующей теме мы сделаем исторический экскурс и рассмотрим нравственные заветы в религиях и учениях мира. Мы обнаружим их единство и проследим их развитие.

Цикл лекций об этике подготовила Е.Ю. Ильина


Вопросы для закрепления:

1. Как возникли термины «этика» и «мораль»?

2. Какое обобщающее определение можно дать морали?

3. В чём, повашему, заключается высшая мораль?

1. Основные понятия этики

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер.

Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit» . Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином.

Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные понятия культурологии 1. Ценности. Нормы. Культурные традиции Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

ЛЕКЦИЯ № 1. Основные понятия этики 1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую

Из книги История культуры автора Дорохова М А

1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

Из книги Этика автора Зубанова Светлана Геннадиевна

1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

4. Основные понятия культуры Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.Артефакт (от лат. artefactum– «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким

Из книги Китай управляемый. Старый добрый менеджмент автора Малявин Владимир Вячеславович

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин).Существует множество определений культуры и различные толкования

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Лекция 8. Основные понятия культурологии 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

1 ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина –

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

Из книги Профессиональная этика библиотекаря автора Алтухова Галина Алексеевна

II. Основные положения и понятия 1. Понятие и характеристика адаптации сложных систем к окружающей среде Любая знаковая система, в том числе и язык, функционирует как средство передачи и получения информации. Однако не существует какой-либо единой знаковой системы,

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

1. Терминология (основные понятия) Трудности изучения феномена массовой коммуникации связаны прежде всего с его поистине всеобъемлющим характером, проникновением практически во все поры современного общества, ролью и влиянием, подчас имплицитным, скрытым, которое

Из книги автора

3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

Из книги автора

1.1. Основные понятия Прежде всего, определим смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender) и терминов, непосредственно с ними связанных. В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex». В русском языке слово «пол» подразумевает

ЦЕЛИ:

  • формирование представления о предмете и ключевых понятиях этики;
  • умение выявлять моральные дилеммы и этические проблемы;
  • умение находить взаимосвязь этики, морали, нравственности и актуальных нравов.
ПЛАН:
  1. Ключевые понятия этики: общая характеристика.
  2. Объект и предмет этики как практической философии.
  3. Структура и актуальные этические проблемы.
  • 1. Ключевые понятия этики: общая характеристика. Словарь рабочих терминов

    В системе философии, практического мировоззрения этика занимает особое место. Именно этика конкретизирует и одушевляет известную формулу античного философа Протагора: «Человек - мера всех вещей» , обосновывая представление о человеке как высшей ценности и самоценности, о смысле жизни и путях достижения счастья. Этика, формулой Кантовского категорического императива, призывает относиться к человеку в своем лице и в лице всего человечества как к цели и никогда не относиться только как к средству.

    Этика - это философия Морали, Нравственности, Этоса. Представления о морали нередко ограничены уровнем элементарной культуры общения, поэтому Смысл и тайна морального бытия не открыты человеком, остаются неразгаданными. Следствием такой непознанности, неузнанности морали оказывается её непризнанность. Обыденный уровень восприятия фиксирует только табуированную (запретную) сторону морали, порождая скептическое и нигилистическое отношение к ней, а в результате - деятельностную и поведенческую нереализованность. Трагедия морали в том, что, будучи по сути самым совершенным способом человеческого со-бытия, она на практике чаще всего терпит поражение, вытесняется псевдоценностями. И реализуется утверждение Шарля Фурье: «Мораль - это бессилие в действии».

  • Этика. Слово «этика» исторически происходит от древнегреческого слова «ěthos», которое означало совместное жилище, привычное место обитания. Первоначально слово «этос» имело пространственное значение. Им обозначали стойбище, логово, жилище. Постепенно акцент сместился с пространственного значения слова на поведенческое. Позже появились новые смыслы: обычай, темперамент, характер. При помощи указанного слова стали называть действия людей в соответствующих местах, способ поведения, а потом и образ мыслей и чувств, вызывающих соответствующее поведение.

    «Этос» всегда характеризует совместную жизнедеятельность людей, регулируемую обычаями, традициями, нормами. От этого существительного образуется прилагательное «этикос».

    Слово «этикос» дало начало понятию «этика». Само слово «этика» было введено Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика». Термин «этика» и наука этика были созданы в 4 в. до н.э. Аристотелем. Он поместил эту теорию между политикой (наука об искусстве управления государством и обществом) и психологией (наука о душе).

    В современном русском языке термин этика имеет много значений, но мы выделим три значения, необходимых для изучения учебной дисциплины «Этика».

    Этика (от греч.) - 1) это учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью (Аристотель). 2) это специфическое свойство социальных явлений, выражающее их гуманистический потенциал: «отношение к человеку как к ценности, уважение его достоинства и прав» (этика экономики, этика политики, этика права и т.д.). 3) Третье значение термина этика конкретизирует его второе значение: это - этика профессий или профессиональная этика. Например: есть этика права. На основе этики права разрабатывается профессиональная этика юриста. А внутри этой профессии осуществляются конкретизации: этика судьи, этика адвоката, этика прокурора и т. д.

    Мораль . Начало формированию термина «мораль» положил в I в. н.э. древнеримский мыслитель Цицерон; его целью было найти латинский эквивалент греческому слову «этика».

    «Mos» («мос») примерно то же, что и греческое «этос», именно от этого латинского слова образовывается прилагательное «moralis» («моралис»). Этика предстает в качестве «философиа моралис» или моральная философия. Само существительное moralitas («моралитас») или «мораль» появляется только в трудах римского священника Амвросия Медиоланского в IV веке н.э.

    Мораль является объектом изучения этики, поэтому поставить знак равенства между ними (между этикой и моралью) невозможно.

    Мораль (от лат.) - 1) это поучение, наставление, назидание - это форма прямого или непосредственного морализирования. 2) это поучительный вывод - опосредованное, косвенное морализирование. 3) это специфический вид социальной регуляции, хранительница общностей.

    Морализирование - объективный способ бытия морали. Важна проблема морального авторитета и морального права на морализирование: если человек сам не соблюдает моральные требования, то он не имеет морального права требовать их соблюдения от других.

    Нравственность . Время происхождения и создатель термина «нравственность» неизвестны. Термин возник в живом русском языке

    Нрав - характер, следовательно, нравственность в отличие от морали, которая связана с социальным бытием, тяготеет к индивидуальному, внутреннему. «Нравственный» - прилагательное, от которого и образуется существительное «нравственность.

    Нравственность (русс.): 1) это «повиновение в свободе» (Г.В.Ф. Гегель «Философия права»). 2) это надиндивидуальный и надсоциальный родовой дух. 3) это духовно-практический способ освоения человеком мира.

    Первым в истории этики различил понятия « мораль» и «нравственность» Г.В.Ф. Гегель .

    Подводя итог, можно выстроить следующие отношения между понятиями:

    Этос → Этикос→ Этика (греч.)

    Мос → Моралис →Мораль (лат.)

    Нрав → Нравственный→ Нравственность (русс.)

    Из вышеизложенного следует, что понятия «этика», «мораль», «нравственность» возникли в разных языках, в разное время и уже в истоках своих не были тождественны, не совпадали по своему значению. Тем более, в настоящее время, уровень развития этической теории позволяет довольно четко провести различия и между этими понятиями, и между реальными явлениями, которые эти понятия обозначают.

  • Гегель Г.В.Ф.

  • Происхождение и содержание терминов

  • 2. Объект и предмет этики как практической философии

    Этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития.

    Объект изучения - мораль и нравственность. Предмет изучения: сущность и специфика морали и нравственности.

    Этика является методологией для других наук, которые изучают конкретные проблемы морали и нравственности.

    Определение предмета этики исторически менялось. Аристотель считал этику практической, прикладной философией, частью политики. Цель этики, говорил Аристотель, «не познание, а поступки», она учит тому, как стать добродетельным. Этические знания не имеют ценность сами по себе: они должны всегда реализовываться в поступках. Предмет этики, с точки зрения античного философа, - достижение блага как наивысшей цели человека. Аристотель давал следующее определение: «Этика - наука о добродетелях, ведущих к счастью».

  • Вплоть до Нового времени этика оставалась верной своему античному образцу и являлась учением о добродетелях. В Средние века появляется классификация религиозных добродетелей. Этическая проблематика связывается с познанием Бога как абсолютного Блага (Августин Блаженный, Ф. Аквинский). Этические («относящиеся к душе») и дианоэтические («относящиеся к разуму») добродетели античности (мудрость, благоразумие, справедливость, щедрость и др.) дополняются теологическими - верой, надеждой, любовью. Фома Аквинский, например, выделял умственные, нравственные и богословские добродетели, последние из которых считал наивысшими. Особо волнует средневековых теологов проблема греха, добра и зла, что выразилось в формулировке проблемы теодицеи (оправдание Бога как непричастного злу, существующему в мире).

    В эпоху Возрождения также продолжает развиваться вариант этики как учения о добродетелях, но меняются акценты: на первый план выдвигается проблема человека и главным моральным принципом становится принцип гуманизма (Дж. Бруно, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли и др.). В Новое время происходит переворот в понимании предмета этики. Этот переворот связывается с именем И. Канта (1724-1804). Основные этические произведения: «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в человеческой природе». Главным понятием этики становится понятие долга, предметом - сфера «должного». Этика выступает в качестве деонтологии - учения о долге. Известный категорический императив И. Канта звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» . Максима в этом случае - субъективный принцип поведения. Это значит, что человек должен всегда стремиться вести себя так, чтобы его поведение могло быть принято и воспроизведено всеми другими людьми.

    Другая формулировка: «Относись к человеку в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда - только как к средству ». И. Кант утверждал, что человека нельзя использовать как средство, ибо человек разумен и как разумное существо обладает достоинством. Выполнение долга должно основываться на следовании категорическому императиву, но без всякой эмоциональной заинтересованности. В этом и состоит ригоризм этики Канта: «Ты должен, следовательно, ты можешь». Всякие склонности, симпатия, личная выгода должны быть исключены. В противном случае, поступок перестает быть собственно моральным. Шиллер даже написал эпиграмму, где говорил, что, согласно Канту, добро надо делать с отвращением. И. Кант был обвинен в излишней строгости своих этических построений (подчинил целиком и полностью уникальное начало в человеке обобщенным требованиям долга).

    В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Это объясняется, прежде всего, спецификой социально-исторического развития: на рубеже веков человечеству приходится жить и выживать в условиях экологического кризиса, ядерной опасности, обострения других глобальных проблем. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось. С появлением прикладной этики начинается, по мысли многих авторов, новый этап развития этического знания.

    Общее определение этики, которое мы можем сформулировать, будет звучать таким образом: Этика - это наука о морали и нравственности как специфических способах гармонизации отношений социальных субъектов в целях сохранения общественного целого; это наука о происхождении, структуре и функционировании морали и нравственности. Цель изучения этики - эвристическое удивление и прозрение, ведущие к апологии морали и нравственности, вызывающие потребность освоения теоретического и ценностно-культурного богатства и многообразия этики, ее гуманистического потенциала, жизнесохраняющих и жизнесовершенствующих возможностей; потребность приятия этики как надежной основы личного и общественного жизнеустройства.

  • 3. Структура и актуальные этические проблемы

    Рассматривая вопрос о структуре этического знания, необходимо отметить, что единой типологии не существует. Тем не менее в ее структуре в обязательном порядке выделяются следующие блоки:

    История этики . Описывает процесс становления и развития этики как самостоятельной науки.

    Генеалогия морали . Генеалогия - происхождение, историческое развитие. Описывает исторические типы морали.

    Теоретико-методологический раздел . Изучаются наиболее абстрактные проблемы этики. Например, сущность, специфика, функции морали. Анализ функций морали позволяет перейти к анализу нравственности. Некоторые авторы трактуют мораль и нравственность как универсалии социального и индивидуального бытия. Значит, мораль и нравственность обладают структурой. В этом разделе рассматриваются категории этики: традиционные (аксиологические) и нетрадиционные (онтологический и гносеологический аспекты морали и нравственности).

    Социология морали . Исследуется реальная, практическая роль морали и нравственности в жизни человека и общества. Применение этической теории к анализу соотношений: мораль и экономика, мораль и политика, мораль и искусство, мораль и религия и др.

    Психология морали и нравственности . Раздел, изучающий сложный внутренний морально-нравственный мир человека как микрокосма, как малой Вселенной. Установление связи этики с психологией позволяет не только уточнить исходные понятия, но и более отчетливо показать укорененность нравственной регуляции в человеческой природе. Нередко нарушения морали выступают в качестве симптомов психических заболеваний.

    Теория морально-нравственного воспитания . Иногда этот раздел называют педагогической этикой. Но это не совсем верно, так как существует ещё и андрогогика. «Андрогогика» - воспитание взрослого человека.

  • Этическая праксеология (прикладная этика). В рамках этической праксеологии выделяются три основных направления:

    Этическая экспертиза, этическое консультирование во всех сферах индивидуальной и общественной жизни.

    Теория и практика профессиональной этики.

    Этика успеха.

    Отдельная теоретическая проблема - это обоснование самостоятельного статуса этики в системе философского знания. Философский статус этики нередко ставился под сомнение. Этику интерпретировали или как частную гуманитарную науку (С. Ангелов), либо подчеркивали ее исключительно прикладной характер. Этика - это философская теория (история становления и методология этических исследований нас в этом убеждают). Со второй половины ХХ века в центре внимания философских исследований находится проблема человека. Философия - это не просто всеобщая теория мира и человека. Природа философского знания содержит в себе ценностный потенциал. Что есть человек, и каким он должен быть. Философия - форма самосознания теоретической и практической деятельности человека. Этика представляет собой внутреннюю цель философского мышления, так как философия дает жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы его достижения. Этика, как и эстетика, помогает ответить на вопросы: каковы высшие ценности человеческого бытия? Как они достижимы? Таким образом, специфика этики - в ее аксиологическом характере. Это философская теория, так как изучение этики выводит на проблемы ценностей и универсалий в бытии человека.

    Почему сегодня нельзя не изучать этику? Потому что, этика не умозрительная, а практическая философия. Этико-прикладные исследования предполагают применение особых методов, во многом отличающихся от практикуемых в мета-этике. Среди них - гуманитарная экспертиза, консультирование, игровое моделирование (результат взаимодействия научного знания и здравого смысла). Хотя все мы в той или иной степени способны выносить моральную оценку, вопросы профессиональной и общественной морали предполагают профессиональную деятельность специалиста, способного разобраться в ситуации. Специалисты по этике особенно востребованы в следующих сферах:

    Профессиональная этика.

    Этика деловых отношений.

    Этика арт-бизнеса.

    Этика и культура управления.

    Что является квинтэссенцией этического знания? Понимание этики не просто как философии морали и нравственности. Цель изучения этики - эвристическое прозрение, вызывающее потребность в освоении теоретического, ценностного и культурного многообразия, гуманистического потенциала этики. Таким образом, цель изучения этики - необходимость принятия ее как сердцевины личностно-индивидуального и общественного жизнеустройства.

    Таким образом, этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития. Объект изучения - мораль и нравственность. Предмет изучения: сущность и специфика морали и нравственности. Структура этики включает в себя: историю этики, генеалогию морали, теоретико-методологический раздел, социологию морали, психологию морали и нравственности, теорию морально-нравственного воспитания, этическую праксеологию.

  • Контрольные вопросы

    1. Когда возникает этика как практическая философия?
    2. Кто является основателем этики как учения о добродетелях, ведущих к счастью?
    3. Почему этика считается практической философией?
    4. В чем состоят «трудности» и «опасности» изучения этики?
    5. Дайте определения понятий: «этика», «мораль», «нравственность».
    6. Что является объектом и предметом изучения этики?
    7. Как изменялось понимание предмета этики в истории ее развития?
    8. Какие разделы входят в структуру этического знания?
    9. Какие актуальные проблемы этики Вы бы добавили к уже перечисленным?
  • Литература

    1. Гусейнов, А.А. Этика: Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 472 с.
    2. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избранные труды / О.Г. Дробницкий; Сост. Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 523 с.
    3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 413 с.
    4. Этика: энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова; Ин-т философии Рос. акад. наук. - М. : Гардарики, 2001. - 669 с.
  • В большинстве отечественных и зарубежных университетов преподается такая интересная дисциплина, как этика. Ну, интересная она кажется весьма немногим студентам. А зря!

    Давайте разбираться, чем так важна этика, в каких сферах жизни без нее никак не обойтись, а также что будет, если ее не станет.

    Глобальная истерия

    В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

    Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

    Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

    • Демократизация образования,
    • обесценивание условий занятости, охраны труда,
    • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
    • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

    Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

    Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

    И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

    В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

    Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

    А теперь обо всем по порядку.

    Понятие и предмет этики

    Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος - этос, «нрав, обычай»).

    Этика – это философская дисциплина. Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.

    Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом . Но с развитием общества сюда добавили изучение:

    • добра и зла,
    • дружбы,
    • сочувствия,
    • самопрожертвования,
    • смысла жизни.

    Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

    Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют

    Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:

    Этика – это область знаний, а предмет этики как науки (то есть то, что она изучает) – нравственность и мораль.

    Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума .

    В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:

    1. Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
    2. Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
    3. Проблема свободы воли;
    4. Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.

    Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.

    Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

    Классификация этических ценностей

    По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:

    • основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
    • частные – ценности-добродетели.

    Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:

    1. Ценности античной морали: мудрость справедливость, самообладание, храбрость. Здесь же находятся аристотелевы ценности, базирующиеся на принципе середины.
    2. Ценности «культурного круга христианства»: искренность и правдивость, любовь к ближнему, верность, надежда вера и доверие, смирение, скромность, дистанция, ценность внешнего обхождения.
    3. Другие ценности: дарящая добродетель, любовь к дальнему, личная любовь.

    Краткая история этики

    Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

    В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

    В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

    Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

    Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

    Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

    Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

    Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

    Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

    Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

    В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

    Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

    Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

    Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

    Современная этика

    В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).

    По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.

    Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.

    А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.

    Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.

    Редкий человек сегодня не слышал про «дилемму заключенного». Она – яркий пример логико-математических аспектов морального выбора, которые изучаются в теории игр.

    Разделы этики

    Несмотря на то что этику часто рассматривают как нравственную философию, которая указывает пути достойного поведения, она в то же время и система знаний о природе и происхождении морали. Именно поэтому выделяют два предмета и специфики задачи этики – нравственно-воспитательную и познавательно-просветительскую. Как следствие – выделение двух областей во второй половине 20 века, которые оформились в две совершенно самостоятельные (но взаимосвязанные) дисциплины:

    1. Нормативная этика – направлена на жизнеучение и теоретическую этику.
    2. Теоретическая этика – направлена на познание морали.
    3. Практическая этика – место морали в реальной жизни людей.

    Теоретическая этика

    Теоретическая этика рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от других социальных явлений.

    Предмет и объект науки теоретическая этика – происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальная роль и прочие аспекты морали и нравственности. В ее основе лежат знания, идеи и концепции со стороны научного познания морали.

    Этика – не единственная из наук, предметной областью которой является мораль:

    • Социология и социальная психология заняты изучением общественной функции морали, пропагандируемые ею правила по отношению к другим общественным явлениям.
    • Психология личности изучает физиологическую основу морали.
    • Лингвистика и логика изучают язык морали, формы и правила нормативно-этической логики.

    Эти науки тоже внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты х исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей.

    Внутри теоретической этики следует выделить метаэтику .

    Метаэтика – направление аналитической этики, в рамках которого производится анализ самой этике как научной дисциплине.

    Первым толковым исследованием в метаэтике считается работа «Принципы этики» Джорджа Э.Мура. Предмет и задачи метаэтики как науки – изучение вопросов о предмете, структуре, назначении этики в словарях, учебниках и справочниках.

    В рамках метаэтики можно выделить такое направление, как нонкогнитивизм – учение, которое подвергает сомнению когнитивный статус этики, познаваемость этических понятий из-за их неопределенности и самого факта допустимости существования ее как науки. С помощью этого направления метаэтика стремится объективно изучить разные этические концепции.

    Нормативная этика

    Предмет основы нормативная этика – поиск принципа, регулирующего поведение человека, направляющего его поступки, устанавливающего критерии оценки нравственного добра и правила, которое могло бы выступить в роли общего принципа, образца для всех последующих случаев.

    Цель нормативной этики – поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, создание норм поведения в обыденных жизненных ситуациях взывая к разуму, этот раздел этики применяет доводы, аргументы, доказательства. Это и делает ее привлекательной для любой критически мыслящей личности в отличие от морализаторства.

    Положения морали принимают вид разумных рассуждений, которые превращаются во внутренние чувства, мотивирующие поведение.

    А чтобы моральные понятия и оценки приобрели статус непреклонных, есть два основных пути:

    • придать им мистический, божественный смысл;
    • придать естественно-объективный смысл.

    С нонкогнитивистской точки зрения нормативная этика является элементом морального сознания, а не моралью в целом.

    Нормативной этике предшествовали такие направления, как стоицизм, гедонизм, эпикуреизм, а среди современных – консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.

    Прикладная этика

    Прикладная (или практическая) этика занимается изучением частных проблем и применением моральных идей и принципов, сформулированных в нормативной этике, в частных ситуациях морального выбора.

    Этот раздел этики довольно тесно связан с современными социально-политическими науками и включает следующие разделы:

    • Биоэтика.
    • Медицинская этика.
    • Компьютерная этика.
    • Профессиональная этика.
    • Политическая этика.
    • Социальная этика.
    • Деловая этика.
    • Экологическая этика.
    • Юридическая этика.

    Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в биологии и медицине. Узкая сторона этой науки рассматривает все этические проблемы между врачом и пациентом, неоднозначные ситуации, которые постоянно возникают в практической медицине. И рассматривать эти проблемы необходимо не только в рамках узкого медицинского сообщества, но и в кругу широкой общественности. Широкая сторона термина связана с изучением социальных, экологических, медицинских и социально-правовых вопросов не только по отношению к человеку, но и к любым живым организмам. Здесь биоэтика отличается философским характером, оценивая плоды трудов и развития новых идей и технологий в биологии и медицине.

    В общем и целом мы изучили понятие, предмет, основы и функции этики. И хоть студенты в университетах этому предмету не придают должного значения (главная вина из-за этого на плечах преподавателей, неспособных привить любовь и понимание дисциплины), мы видим, насколько жизненно важное значение для всего человечества она имеет.

    Впрочем, наука эта довольно сложная, и не всем будет по душе написание контрольных, курсовых иди дипломов по этике. Впрочем, не стоит переживать, ведь рядом всегда есть проверенный , готовый оказать помощь в трудную минуту! Не материального блага ради, а чисто из этических соображений;-)