Лекция 3. Социальное управление как особый вид управленческой

деятельности.


1. Понятие социального управления.

Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

Процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;

Процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

Процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением , что относится преимущественно к области социальных наук.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ? В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

1. С позиции классического менеджмента, « управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации».

2. С позиции системного анализа, управление – это наука и искусство принятия решений. «Процесс управления – это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения».

3. С позиции кибернетики, управление – это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.

4. С позиции правоведения , управление – это государственное правовое регулирование с помощью законов.

5. С позиции политологии управление – это управление обществом, страной, государством. Заметим, что слово «политика» означало в древнегреческом языке «искусство управлять гражданами, государством. Родственным ему было слово «полис», означавшее город-государство.

6. Ф.Тейлор - основатель школы научного управления, определял управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».

7. Питер Дракер, которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире, предлагает такое определение: «Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».


В «Социологическом энциклопедическом словаре» социальное управление определяется как один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем; в формировании критериев и показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов».
Несмотря на различие трактовок социального управления (правления), в них есть одна общая особенность : каждая из них предполагает добровольное или насильственное подчинение человека неким внешним факторам, будь то бог, царь, законы или обычаи. Указанные внешние факторы относятся к разряду так называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму),

Социальное управление (широкое) - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем».

Социальное управление (узкое) - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации, благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей».

В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличии от менеджмента (management),связанного с с управлением фирмой,социальное управление (social administration,public administration) обычно связывают с управлением социальной системой,под которой понимается «сложноорганизованное упорядоченное целое,включающее отдельных индивидов и социальные общности,объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями»/ /. Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.

В России понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).

В научной литературе принято различать следующие понятия: управление и административная система и менеджмент. Эти понятия 6yдут рассматриваться как находящиеся в следующей зависимо друг от друга (рис. 1):

УПРАВЛЕНИЕ

Менеджмент

Административная система

Рис. 1 Соотношение понятий "управление", "административная система " и "менеджмент "

Административная система - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в нерыночном обществе.

Менеджмент - это совокупность конкретных механизмов управления, существующих в рыночном обществе.

Управленческая деятельность существует в двух направлениях:

Как управление производством;

Так и управление государством.

Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.

2. Особенности социального управления.

1. Социальное управление (или, просто, управление), в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Примерами социальных организаций являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации), мировые сообщества, человечество в целом.

2. Управленческая деятельность – вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении.

3. Наличие двух осей – управляющая и управляемая подсистемы; Управление в обществе это всегда воздействие одних субъектов на другие, с целью побуждения их к деятельности.

4. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

5.Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей

6. Управление субъективное;

7. Целенаправленное, сознательное воздействие на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе реализации стоящих перед обществом целей и задач;

8. Система социального управления включает разных специалистов, объединенных в органах управления; исполь­зует целую совокупность методик управления , в том числе и совокупность средств поддержки принятия решений в виде вычислительной и организационной техни­ки; использует различные виды экономической, социальной, политической, организационной и другой информации, которая по­зволяет установить взаимосвязь; между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

9. Основными механизмами социального управления являются: взаимодействие и воздействие. Взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, определяющий взаимную связь и обусловленность, характер изменений их состояния. В результате процесса взаимодействия происходит объединение отдельных элементов в систему, формирование ее целостности. Взаимодействие служит основополагающим понятием теории социального управления при анализе системообразующих типов связей, определении содержания и направленности управленческого воздействия.

Социальное взаимодействие - процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов. Чтобы данная социальная система сохраняла свое существование, взаимодействие интересов должно быть устойчивым. Содержательно социальное взаимодействие выступает как обмен деятельностью. При этом социальные образования могут выступать объектами взаимных интересов как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае выбор индивидами, социальными группами или общностями обусловлен непосредственно их качествами; во втором - содержанием и результатами их деятельности как средствами реализации своих потребностей. Социальное взаимодействие носит противоречивый характер ввиду различий в направленности особых интересов индивидов, социальных групп и общностей. Социальное управление, регулируя их положение в системе социальных отношений, обеспечивает разрешение противоречий в процессе социального взаимодействия, в результате достигаются согласование особых интересов отдельных социальных образований, удовлетворение потребностей, развитие социальных качеств.

Управленческое воздействие - действие, вызывающее изменение состояния (параметров, свойств) объекта (системы) управления. Социальное управленческое воздействие связано с изменением содержания и реализацией интересов и потребностей социальных объектов (общностей, социальных групп, индивидов), имеет целью регулирование поведения, направленности деятельности социального объекта.10. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен
«очеловечиться», то есть воплотиться в действиях конкретных людей.

11.Возникнув в рамках социальной организации , управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем.

12.Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализации и «онаучивания».

13. Система управления, в которой реализуются функции управления, включает: специалистов, объединенных в органы управления; организационную и вычислительную технику, связи между органами управления, используемый комплекс методов управления, связи объекта с внешней средой, потоки управленческой информации, материально-финансовые ресурсы для достижения постоянных целей и т. п. В нее входят также и социальные организации, органы которых в процессе управленческой и организационной деятельности принимают управленческие решения, организуют контроль за их исполнением и постоянно совершенствуют этот процесс, осуществляя обратную связь.

14. Уровни социального управления:

1) Государственное управление – главная функция это регламентация деятельности объектов управления, разработка норм, основополагающих направлений регулирования отношений в обществе. Управление осуществляется по следующим направлениям:

Внутренние экономические и социальные процессы;

Охрана правопорядка внутри государства;

Обеспечение безопасности;

Выработка основных принципов и направлений в социальной политике.

2) Муниципальное управление. Субъекты – организации, службы, контролирующие деятельность исполнителей.

3) Менеджмент. Связан с организацией производства, осуществление деятельности с целью получения прибыли.

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества : политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

3. Объект и субъект социального управления.
Субъект социального управления – это источник воздействия, управляющая система или носители реальной публичной власти, организационно оформленные общности людей, наделенные функциями, полномочиями, правами и ответственностью по осуществлению управленческого воздействия. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления.

Это муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность; должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

В конечном счете, управленческие решения фактически принимают реальные личности, которые облечены соответствующей властью, предполагающей ответственность. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого склада ума, который, с одной стороны, готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, а с другой - предполагает и природную одаренность. Необходимым условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и осуществления разумного контроля за его исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, ее полнота, своевременность и оперативность, а также переработки. Все это предполагает глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или лица.

Задача субъекта социального управления состоит в согласовании, гармонизации интересов отдельных общностей, социальных групп, индивидов в процессе жизнедеятельности общества, реализации их целей.

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий . Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.

Объект социального управления - управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и особых интересов. Это деятельность, поведение человека и социальных групп (люди (персонально), организации, территориальные общности, социальные, этнические и другие группы). Например, мы можем управлять исполнителями, отделами и службами, целыми подразделениями организации. Мы можем также управлять технологическим процессом, финансовыми потоками, потоками информации и т. д.

Объектами же управления выступают такие элементы как социальные отношения, социальные процессы, социальные организации, ресурсы и сам человек.

Главным объектом социального управления являются общественные процессы.

Общественным процессам можно дать следующую классификацию:

По формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и др.)

По общественному содержанию, вызванные по различным аномалиям (эпидемии, землетрясения и т. д.).

По характеру: массовый, системный, эпизодический.

По направлению развития общественных связей (конструктивные, деструктивные).

По уровню организации общества (личностные, внутригрупповые и т.д.)

Ещё одним компонентом объекта управления являются ресурсы, которые представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определённого средства.

Кроме понятия «ресурсы» используют тождественные понятия «резервы» и «потенциал».

Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы: - мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов. Например, социальные организации создаются и проектируются в процессе управленческого труда, но, возникнув, оказывают обратное влияние на объект управления.


4. Модели социального управления.

Под "моделью управления" следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления , стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

Три модели социального управления: субординация, координация, реординация

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления.

Отношения субординации – это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом. субординация (от лат.- сопдчинение) Такая модель соц. управления при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов явл. ведущим, определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинения. Такая модель в основном применима гос.службе, гос.органа. Она сущ-ет опред. период времени. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления. Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных. Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности , недоиспользованию их творческого потенциала.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Такая модель управления при кот.осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равноликостью. Пример: взаимоот.людей в составе семьи - > взаимоот.семей в составе наций. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере. Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Реординация – упорядочение снизу вверх. реординация (с лат. - переподчинение) Такая модель соц.управления, при кот. осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Понятие "социальная организация как субъект управления" означает:

  • 1) создание внутренней системы управления с учетом организационно-правовой формы, определяемой ГК РФ и другими законодательными актами РФ;
  • 2) осуществление управления для достижения перспективных и текущих целей, задач в соответствии с направлениями деятельности, зафиксированными в Уставе (Положении);
  • 3) ответственность за результаты своей деятельности, принимаемые управленческие решения.

Имеется несколько моделей управления социальной организацией, совокупность которых дает представление о наиболее важных и распространенных управленческих инструментах. Рассмотрим две основополагающие – управление по целям, задачам и управление на основе соотношения между централизацией и децентрализацией.

Управление но целям, задачам

Любая социальная организация имеет цели и направления деятельности (функции), которые фиксируются в соответствующем разделе Устава (Положения).

Цели, задачи – это намечаемые, предполагаемые или планируемые результаты деятельности на определенный период времени. Объемная и, следовательно, трудоемкая цель может быть разделена (структурирована) на составные части, которые называются подцелями, задачами. Структуризация (декомпозиция) таких целей на подцели, задачи совершается с помощью метода "дерева" целей, имеющего форму рисунка, графика, схемы и др. На вершине "дерева" фиксируется конечная цель, которая затем разбивается на подцели и задачи. Метод позволяет наглядно представлять цель как систему подцелей и задач; определять ответственных исполнителей и соисполнителей; увязывать подцели и задачи с требуемыми видами и объемами ресурсов; контролировать процесс их реализации.

Любая цель имеет те или иные характеристики. Обычно их представляют в виде классификаций или мультипликаторов. В табл. 2 представлен мультипликатор, показывающий по определенным признакам разные стороны (грани) целей.

Таблица 2

Мультипликатор целей социальной организации

Признаки мультипликации

Виды целей (задач)

Социальные, экономические, организационные, технические, научные, социально-психологические, комплексные

Время (период) реализации

Стратегические, тактические, оперативные (текущие)

Приоритетность

Главные (основные), второстепенные (побочные)

Уровень определения и реализации

Социальная организация в целом, структурные подразделения, должности

Соотношение общего и частного

Общие и частные (локальные)

Документированные (официальные), недокументированные (неофициальные)

Степень обоснованности

Обоснованные, недостаточно (слабо) обоснованные, необоснованные

Этический аспект

Декларируемые или провозглашаемые, фактические (реально выполняемые)

Выполнимость/ невыполнимость

Реальные (осуществимые), нереальные (неосуществимые)

Потребность

Желательные, нежелател ьн ые

Планирование и оценка выполнения

Конечные, промежуточные

Степень выполнения

Достигнутые полностью, выполненные частично

В процессе управления важно профессионально решать две проблемы: во-первых, определять цели, задачи, и, во- вторых, формулировать их.

Первая проблема – аналитического свойства – требует от руководителей практических навыков и умений по анализу и оценке ситуаций, процесса управления, внутренней и внешней среды.

Можно даже интуитивно ощущать необходимость той или иной цели. Но вслед за этим наступает необходимость формулирования целей, задач при решении проблемы лингвистического свойства – описание их с помощью определенных слов и выражений. Отсутствие или недостаточность соответствующих профессиональных навыков вызывает следующие "целевые болезни":

  • неоднозначное понимание одной и той же формулировки цели (задачи) из-за того, что используются слова и выражения, имеющие различный смысл и разные оттенки;
  • набор слов вместо формулировки цели (задачи), что создаст поле неопределенности, расплывчатости относительно той цели, которую имел в виду руководитель;
  • неточность цели (задачи), когда в ее формулировке не хватает цифр, слов для конкретного выражения целевых намерений;
  • выполнение ненужной, сизифовой работы из-за неточно сформулированной цели (задачи).

Любая цель, задача обладает собственной ресурсоем- костыо, т.е. требует для превращения в результат наличия определенного вида и объема ресурсов – информационных, материальных, финансовых, трудовых и временных. Ресурсы – это то, с помощью чего реализуются цели, выполняются задачи.

Статистически установлено, что оказываемые услуги социальной организации условно можно разделить на три группы – А, В, С с примерным распределением в процентах – 65, 25, 10. Потребляемые ресурсы для их предоставления также делят на три группы – X, Y, Z. Первая группа ресурсов (X) отличается стабильностью потребления и высокой степенью прогнозирования. Для второй группы (Y) характерны определенные колебания и средние возможности прогнозирования. Ресурсы группы Z потребляются нерегулярно и поэтому их прогнозирование затруднительно.

Оценки по методу АВС накладывают на аналитические данные XYZ и получают итоговую матрицу с девятью группами ресурсов, по каждой из которых используются соответствующие средства управления. В табл. 3 приведена матрица по методам АВС и XYZ.

Таблица 3

Матрица по методам АВС и XYZ

Жесткая связь между целями, задачами и ресурсами определяет (при прочих равных условиях) уровень достижения результатов в соответствии со схемой "настолько – насколько":

  • – цели реализуются настолько, насколько обеспечиваются требуемыми видами и объемами ресурсов;
  • – цели не реализуются настолько, насколько не обеспечиваются необходимыми ресурсами.

Типичная "управленческая болезнь" – ставить цели, задачи без их достаточного ресурсного обеспечения. Образно она именуется "маниловщиной". Ее типичные симптомы:

  • – преобладание целей, задач как таковых, их несоответствие ресурсным возможностям социальной организации;
  • – появление псевдоцелевого управления, когда множество целей не находит отражения в фактически достигнутых результатах;
  • – давление бумажно-целевых намерений, заставляющих принимать неверные (по ресурсам) тактические и стратегические решения.

Поэтому истинно целевое управление означает определение таких целей (задач) и в таком объеме, для реализации которых имеются или реально могут появиться в требуемый момент времени необходимые ресурсы.

"Фронт" целей, задач применительно к социальной организации в целом, подразделению, должности можно разделить на основные (ключевые) и вспомогательные. Статистически доказано, что основные цели (задачи) составляют, примерно, 20% и их выполнение при требуемом ресурсном обеспечении на 80% приводит к достижению необходимых результатов. Удельный вес вспомогательных (второстепенных) целей (задач) равен 80%, но их реализация дает только 20% результатов. Данное соотношение именуется принципом Парето. Поэтому практически руководителю и специалисту важно уметь:

  • – отделять главное от второстепенного;
  • – маневрировать ресурсами (они обычно ограничены), распределяя и перераспределяя их между основными и вспомогательными целями, задачами;
  • – видеть весь "фронт" целей (задач), поскольку со временем второстепенная цель может превратиться в одну из главных.

Выбор главных, основных целей, задач позволяет управлять в режиме по отклонениям, когда определяются и выбираются ключевые параметры, например, какие-то виды предоставляемых услуг и устанавливаются допустимые пределы отклонений. Информации по этим параметрам придается первоочередное значение и поэтому она регулярно поступает к тому, кто отслеживает соответствующий параметр или ряд параметров. При возникновении отклонений, превышающих установленные рамки, принимаются соответствующие действия, решения.

Административное право регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляется от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объекты социального управления

а) Вещи (управление вещами)
б) Явления и процессы (управление процессами)
в) Люди (управление людьми)

Субъектом социального управления выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование - администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Процессом социального управления выступает власть . Относительно Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства выделяют три основных, связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления:

а) общественное
б) муниципальное
в) государственное

Основной сферой действия и применения норм административного права выступает государственное управление реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

В узком , организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Виды социального управления:

1. Государственное управление, т. е. управление касающиеся дел государства, осуществление происходит государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

2. Местное самоуправление - осуществляется органами муниципальных образований и муниципальными служащими.

3. Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений, в том числе кооперативов.

4. Негосударственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов, холдингов и т. п.).

. СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Структура социального управления

1.1 Задачи и определение

1.2 Объект и субъект в социальном управлении

1.3 Особенности социального управления

2 Технологии социального управления

2.1 Функции и значение

2.2 Цели, функции, результат в социальном управлении

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В современной России в результате различных социально-экономических преобразований возникло большое число проблем, решение которых видится в ответственности государства за организацию социальной защиты нуждающихся и активизацию самопомощи и самозащиты граждан. Необходимость изменения сложившейся ситуации в социальной сфере привела к научному изучению существующих проблем, поиску и использованию различных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый вид деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.

Попытки систематизации управленческого опыта были сделаны еще в первой половине XIX в. в Англии. Основоположником науки социального управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915 гг.).

Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства благ и услуг и управления им. Когда производственные процессы усложнились, вовлекли значительную массу участников, управление превратилось в особый вид деятельности.

1 . СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Задачи и определение

Термин «управление» имеет регулирующее, направляющее, влиятельно-деятельностное значение. Управление можно определить как процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционировании и развития.

Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий. Лучшим примером управления служит дирижирование оркестром, в ходе которого дирижер движением палочки добивается гармоничного звучания множества инструментов, четкого взаимодействия играющих на них музыкантов.

Можно говорить об управлении трудом (целенаправленное воздействие на физические /или умственные способности, усилия, которые могут быть направлены на производство товаров и услуг), управлении человеческими ресурсами (процесс, охватывающий все управленческие решения во взаимоотношениях организации и ее сотрудников, когда люди рассматриваются как важнейший ресурс, который надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами с целью достижения стратегических целей), управлении персоналом (совокупность принципов, методов, средств и форм воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций, обеспечения необходимых пропорций в качестве услуг и труда и объемов производства, поддержания постоянного соответствия подготовленности и обученности кадров требованиям научно-технического прогресса), управлении карьерой (деятельность, направленная на развитие способностей работников через повышение квалификации, перевод с одного рабочего места на другое и продвижение вверх по служебной лестнице) и др.

1.2 Объект и субъект в социальном управлении

В управлении социальной работой используются т.н. «генеральные планы управления» - документы, включающие основные направления и важные мероприятия по использованию и развитию организационной структуры управления.

Управление социальной работой как одно из направлений социального управления направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

Как следует из представленной в Приложении А схемы, объектами управления в социальной работе являются сами социальные работники, специалисты служб и учреждений социальной защиты населения (СЗН), клиенты и вся система взаимоотношений по оказанию социальной помощи и поддержки.

Субъект управления - руководящий состав социальных служб и учреждений СЗН и создаваемые ими на различных уровнях органы управления, наделенные властными полномочиями, а в ситуации непосредственного взаимодействия с клиентом - сам специалист по социальной работе.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют друг с другом по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (содержание управленческого воздействия - указы, приказы, распоряжения, т.п.) от субъекта управления к объекту. По каналу обратной связи от субъекта к объекту передается информация о результатах исполнительской деятельности и состоянии объекта управления.

1.3 Особенности социального управления

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая (объект).

Социальное управление имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основным относятся следующие.

1) Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей).

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

2) Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли - необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть - это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.

3) Третья особенность социального управления - высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления - люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).

4) Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).

5) Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.

2 . ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Функции и значение

Функция социального управления - это разнообразные виды управленческих работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.

Выполнение функций социального управления может рассматриваться применительно к конкретной должности (функции работника, должностного лица), структурному подразделению (функции отдела, отделения, службы, т.д.), органу управления (функции министерства, ведомства, комитета, агентства и др.). Функции социального управления отражают централизацию, разделение, специализацию, кооперацию управленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали организации.

Социальная работа является мощным социальным средством, инструментом, сдерживающим развитие социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство на эти цели. В связи с этим возрастает значение профессионального управления социальной работой, имеющего несколько значений.

1) Организационно-структурное значение управления социальной работой - определение основных субъектов (органов управления) и объектов управленческого воздействия и анализ его результатов. Предполагает организацию управления на различных уровнях - федеральном (институциональном), региональном, муниципальном (территориальном), локальном, - и создание соответствующих организационных структур (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, федеральные агентства и службы, региональные департаменты, комитеты, управления и отделы социальной защиты населения, территориальные службы и центры).

2) Функциональное значение управления социальной работой - выполнение как общих (независимых от уровня субъекта, его компетенции и т.д. - прогнозирование, планирование, целеполагание, организация, координация, стимулировании, мотивация, маркетинг, учет и контроль), так и конкретных (виды работ применительно к должности, структурному подразделению, предприятию, организации, учреждению - права, обязанности, функции, направления деятельности и т.п.) функций.

3) Деятельностное значение управления социальной работой - деятельность руководителей разных уровней в системе органов социальной защиты. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность.

4) Процессуальное значение - процесс, включающий такие элементы как целевая ориентация, распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров, ресурсное обеспечение, использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов и т.п.

5) Организационное значение - это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий предмет труда (информацию), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих составляющих называется организацией труда в системе социального управления, которое подразумевает решение таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации, составление квалификационных характеристик, организация труда руководителей, формирование информационных систем, мотивация, оплата труда и т.д.

6) Учебно-дисциплинарное значение - это наука и учебная дисциплина, основу которой составляет методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях, методики решения проблем и система теоретических знаний.

2.2 Цели, функции, результат в социальном управлении

Начальным этапом управленческой деятельности является целеполагание Цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Процесс управления социальной работой представлен во взаимодействии ближайших (тактических) и долгосрочных (стратегических) целей.

В качестве стратегической цели может выступать наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите. Тактической целью на данном этапе развития общества является создание условий для удовлетворения потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом существующих экономических возможностей органов государственной власти местного самоуправления.

В зависимости от поставленных целей, определяются функции управления Функции управления социальной работой подразделяются на общие (основные) и конкретные (специализированные).

Общими функциями являются прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное) организация (имеет несколько смысловых значений, рассмотренных выше), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

Специальные, конкретные функции с разной степенью подробности отражают текущие и перспективные потребности процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

Система управления социальной работой также характеризует различные субъекты и объекты социального взаимодействия и с точки зрения их места в общей управленческой иерархии системы социальной защиты населения (Приложение Б) и уровня подчинения в социальной организации (Приложение В). В приложении Б показаны основные элементы иерархической системы управления социальной работой в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В приложении В показаны прямые и обратные связи руководящего персонала, работников и сотрудников социальной организации друг с другом и с клиентами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным средством управления человеком служит слово, которое представляет собой непосредственную действительность мысли, ее материальную форму. А для принуждения используются самые разнообразные средства: кнут и дубина, огнестрельное оружие и водометы, карцеры и медицинские вытрезвители, тюрьмы и лагеря.

Результат управления социальной работой состоит в реализации социальных программ, проектов, планов, выполнении управленческих решений, приказов, указаний, подведении итогов, формулировке рекомендаций по дальнейшему взаимодействию. Объект управления докладывает субъекту о полученных результатах, консультируется о перспективах управленческой деятельности, получает новые инструкции и т.д.

Таким образом, в социальной работе осуществляется особый вид управленческой деятельности - социальное управление. Система управления социальной работой состоит минимум из 6 элементов, которые связаны между собой и включают субъекта, объекта, цели, задачи, функции, содержание и результат управленческого воздействия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Козлов А.А., Иванова Т.П. Практикум социального работника Ростовн/Д.: Феникс, 2001. - 320 с.

2 Литвак Б.П. Великие управленцы: мастер-класс. М.: Экономика, 2003. - 528 с.

3 Румянцевой З.П. Менеджмент организации / Под ред. Румянцевой З.П. и Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. - 254 с.

4 Слепенков И.М. Основы теории социального управления. М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.

5 Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. - 192 с.

В управлении социальной работой используются т.н. «генеральные планы управления» - документы, включающие основные направления и важные мероприятия по использованию и развитию организационной структуры управления.

Управление социальной работой как одно из направлений социального управления направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

Как следует из представленной в Приложении А схемы, объектами управления в социальной работе являются сами социальные работники, специалисты служб и учреждений социальной защиты населения (СЗН), клиенты и вся система взаимоотношений по оказанию социальной помощи и поддержки.

Субъект управления - руководящий состав социальных служб и учреждений СЗН и создаваемые ими на различных уровнях органы управления, наделенные властными полномочиями, а в ситуации непосредственного взаимодействия с клиентом - сам специалист по социальной работе.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют друг с другом по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (содержание управленческого воздействия - указы, приказы, распоряжения, т.п.) от субъекта управления к объекту. По каналу обратной связи от субъекта к объекту передается информация о результатах исполнительской деятельности и состоянии объекта управления.

Особенности социального управления

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая (объект).

Социальное управление имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основным относятся следующие.

1) Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей).

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

2) Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли - необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть - это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.

  • 3) Третья особенность социального управления - высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления - люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).

  • 4) Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).
  • 5) Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.