Не бывает людей , не обладающих талантами, бывают люди, таланты которых не раскрыты. На самом деле, у каждого из нас есть предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Но как ее обнаружить? Как определить талант ребенка? Врачи говорят, что уже в два-три года можно выявить склонность к какому-либо виду деятельности, это поможет малышу осуществить выбор будущей профессии. Буквально все действия ребенка: манера поведения, речь, движения, любимые игры - все говорит о его склонностях. Давайте все-таки попробуем ответить на вопрос: как определить талант ребенка?

Существует огромное количество различных психологических тестов и методик, обычно подобные тестирования проводят в школе, то есть в более позднем возрасте. На самом деле, как мы уже заметили, склонности можно выявить значительно раньше. В первую очередь они зависят от того, какое полушарие мозга ребенка является доминирующим: правое полушарие отвечает за творческую деятельность, левое - за аналитические способности. Теперь давайте попробуем определить ведущее полушарие у вашего ребенка. Для этого большинство психологов советует обращать внимание на деятельность ребенка. Например, американские психологи Хаан и Каф разработали специальную методику: исходя из поведения ребенка, они делают выводы о его предрасположенности и таланте. Итак, вооружайтесь ручкой и бумагой, для того, чтобы все фиксировать, и начинайте наблюдать за своим ребенком.

Если у вашего малыша доминирует правое полушарие, и он склонен к художественной деятельности , то он больше всего любит заниматься прикладным творчеством, не только рисовать, но и лепить, чертить, что-то делать руками. При этом его творения часто не просто копируют то, что он видел ранее, как правило, они представляют собой что-то новое, оригинальное. Такие дети не всегда разговорчивы, бывает, что им легче выразить мысль с помощью рисунка.

При доминирующем правом полушарии, ребенок может быть склонен и к музыкальной деятельности . Обращайте внимание на то, любит ли он слушать музыку, насколько ритмичны его движения, насколько точно он воспроизводит мелодию, когда пытается ее напевать. Обязательно купите ему какую-нибудь музыкальную игрушку и посмотрите на реакцию: нравится ли ему с ней играть или нет?

Еще одним видом творческой деятельности является работа актера , детей с подобным талантом видно невооруженным глазом. Они очень яркие, являются центром внимания, не боятся публики, могут общаться с взрослыми на равных. Кроме того, они обладают неплохой мышечной памятью. То есть умеют подражать, копировать манеры людей, иногда и голоса. Но если ваш ребенок застенчив, это не значит, что у него нет актерских данных, очень часто данный талант проявляется в более взрослом возрасте.

Талант литератора . Конечно, в два-три года этот талант выявить сложно, но в младшем дошкольном и школьном возрасте можно. В первую очередь обратите внимание на то, насколько развита у ребенка фантазия, любит ли он сочинять какие-то истории (или даже привирать в каких-то ситуациях), любит ли что-то рассказывать, любит ли читать. Когда ребенок пойдет в школу, почитайте его сочинения, спросите мнение педагогов, как правило, они всегда отмечают подобные склонности у детей.

Ну вот, с творческими профессиями мы более ли менее разобрались, и теперь частично уже можем ответить на вопрос: как определить талант ребенка. Но это еще не все, давайте рассмотрим профессии, связанные с умственной деятельностью.

Итак, если ваш ребенок (в первую очередь это стоит отнести к мальчикам) не просто любит машинки, но и сам стремится собирать и разбирать их, ему интересно, как они устроены, то, возможно, у вас в семье растет будущий инженер, конструктор или механик . Таким малышам нравятся конструкторы, например, Lego, иногда пазлы, они любят непросто рисовать, они любят чертить, им нравятся прямые четкие линии, предметы, которые они изображают, как правило, неискаженны, то есть обладают правильными пропорциями. Уже в школьном возрасте эти дети начинают интересоваться устройством сложных механизмов, техникой, технической литературой.

Умственная деятельность, работа аналитика, программиста, бухгалтера . Если вы видите, что ребенок очень легко усваивает информацию, запоминает стихи, склонен к мыслительной, аналитической деятельности, не оставляйте это без внимания, обязательно больше занимайтесь с ним. В детстве информация усваивается легче, чем во взрослом возрасте, и даже если ваш ребенок не станет, например, аналитиком, он все равно будет вам благодарен за эти занятия. Дети с доминирующим левым полушарием, как правило, спокойны, рассудительны, часто они опережают своих сверстников в развитии.

Особняком стоит спортивный талант . Если ваш малыш очень подвижен, если ему нравятся активные виды деятельности, он с радостью будет посещать спортивную секцию. Главное, дайте ребенку выбрать вид спорта самостоятельно. Кроме того, дети-спортсмены обладают сильным характером и лидерскими качествами. Немаловажную роль в выборе вида спорта играет и темперамент ребенка, вы можете прочитать об этом подробно .

Теперь то вы точно знаете , как определить талант ребенка! На самом деле все очень просто: главное, обращайте внимание на то, что ребенок любит, что ему интересно, что нравится, и уже исходя из этого, выбирайте ведущую деятельность. Это нужно главным образом для того, чтобы как можно раньше начать развивать талант ребенка, чтобы помочь ему максимально раскрыться, чтобы малышу было проще осуществить выбор будущей профессии. Если ребенок любит рисовать, старайтесь не ограничивать его, больше рисуйте, купите разнообразные краски, кисти, карандаши, мелки и фломастеры. Если ему нравится разгадывать загадки, играть в логические игры, головоломки - также предоставьте ему такую возможность. Но никогда не заставляйте заниматься ребенка тем, что ему неинтересно. А также не переживайте, если его склонности не очень очевидны, со временем они обязательно проявятся.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые предполагают, что каким-то видом деятельности он будет заниматься очень успешно. Родители с надеждой смотрят на своих отпрысков, мечтая обнаружить у них невероятные таланты, не пропустить момент и заняться их развитием. Психологи считают, что музыкальные и художественные склонности появляются у некоторых детей после года. Интерес к какому-то определенному виду деятельности начинает формироваться примерно после трех лет.

Чтобы узнать, как определить талант ребенка, следует разграничивать несколько важных понятий:

  • задатки (врожденные анатомические, физиологические и психологические особенности);
  • склонности (стремление к определенному занятию, например, к рисованию, лепке);
  • способности (сплав врожденных задатков и приобретенных навыков, позволяющих успешно выполнять какое-то действие, например, играть на фортепиано).

Генетические особенности органов чувств, тела и строения нервной системы называют задатками. Так, флегматичный темперамент и усидчивость формирует у малыша склонность к спокойным играм, например, к сборке 3D пазлов. Такой навык через какое-то время может перерасти в конструкторские способности. Пока маленький архитектор только пытается создавать фантастические объекты, а через 10 лет из него вырастает гениальный конструктор, создатель уникальных технологий.

Пластичные мышцы – это задаток для успешного развития гимнастических способностей. Склонность к какому-то виду деятельности может стать определяющей при выборе профессии. Следует поощрять инициативу маленьких мастеров. Даже если ваша дочь отрезала кусок дизайнерских штор, чтобы сшить кукле платье, посмотрите на это с оптимизмом, а вдруг у вас растет будущая Коко Шанель.

Склонности и устойчивый интерес к технической и прикладной деятельности у большинства детей формируются после пяти лет. Музыкальные и художественные способности проявляют себя раньше, но у каждого малыша проявление задатков происходит очень индивидуально.

Как узнать таланты ребенка?

Личность маленького человека лучше всего раскрывается в семье, где теплая и привычная атмосфера, где все его начинания приветствуются и поощряются. Уже в раннем возрасте родители могут составить представление о темпераменте, о развитии о памяти, мышления, речи и внимания малыша. Чтобы не упустить проявления интереса ребенка к новому виду деятельности, используют различные методы изучения:

  • наблюдение;
  • ролевые игры;
  • диалоги и беседы;
  • ведение дневника.

Эти способы играют огромную роль в изучении формирования личности, но чтобы профессионально определить способности ребенка, необходимо привлечь специалистов.

Психологи предлагают множество современных методов, которые покажут весь творческий и интеллектуальный потенциал малыша. Психологические центры и центры раннего развития производят лонгитюдное исследование в течение длительного времени. Прослеживание развития способностей в динамике является одним из самых достоверных способов выявления талантов.

Помимо этого, применяют тесты, определяющие коэффициент интеллекта. Один из самых известных – тест американского психолога и психиатра Дэвида Вэкслера. Методика была разработана в 1939 году. Тест позволяет оценивать интеллект и анализировать вербальные и невербальные его компоненты. Вербальная шкала помогает дать оценку общей эрудиции и словарному запасу, а невербальная направлена на выявление логического мышления и воображения. Тест имеет несколько возрастных вариаций (для дошкольников, для детей и подростков школьного возраста, для взрослых).

Разобраться в результатах тестов и правильно определить уровень интеллектуального развития ребенка смогут сотрудники психологического центра образования и развития «Инсайт». Наши психологи объективно оценят способности и возможности вашего малыша, его творческий потенциал, посоветуют, как раскрыть и развить таланты ребенка. У нас вы можете посетить индивидуальные консультации , на которых лучше узнаете своих детей. Звоните!

Никто не будет спорить с утверждением, что одной из самых главных проблем современного человека является проблема выбора. Нам приходится выбирать постоянно: сегодняшнее общество построено на многообразии и вариативности. Есть ситуации, когда ошибка в выборе будет иметь далеко идущие последствия и может отразиться на всей дальнейшей жизни. Одна из таких ситуаций: определение человеком своего дела, или профессии.

Сегодняшним молодым людям очень сложно. Им приходится выбирать из большого числа современных специальностей. На сегодняшний день в мире насчитывается более 50 тысяч профессий, а в России наиболее распространенными являются около 7 тысяч из них. Цифры впечатляющие. Как же сориентироваться в этом многообразии выпускнику, не имеющему еще большого жизненного опыта? Цель данной статьи - помочь старшеклассникам в решении данной сложной проблемы.

Конечно, не существует какого-то абсолютно надежного и верного способа определения склонностей и способностей человека и соответствующего им способа заработка. Но есть ряд факторов, которые следует учитывать, и ряд советов специалистов, которые помогут молодым людям свести вероятность ошибки к минимуму.

Вообще, все ошибки, допускаемые при выборе профессии, специалисты делят на три группы:

незнание самого себя;

незнание мира профессий;

незнание правил выбора профессии.

Как же избежать ошибок и принять окончательное и, главное, верное решение?

Чтобы познать самого себя, вам необходимо изучить:

Свое здоровье

Интересы и склонности

Способности, знания и умения

Некоторые человеческие особенности, например, интересы или склонности, характеризуются непостоянством, изменчивостью. Но существует другой тип индивидуальных характеристик. Они довольно устойчивы, и изменить их практически нельзя. Их влияние очень ощутимо в деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. К ним относятся, например, черты, связанные с индивидуальными особенностями нервной системы. Чтобы разобраться с тем, какими психофизиологическими и психологическими качествами обладает человек, сегодня существуют различные диагностические методики. При решении данных вопросов советуем воспользоваться профессиональной консультацией психолога. Данные специалисты хорошо помогают людям выявить их профессиональную ориентацию.

Таким образом, мы переходим к тому, что не только человек выбирает профессию, но и сама профессия может диктовать условия. Человеку необходимо не только определить свои особенности, но и подразделить их на три вида: те, с которыми нельзя не считаться; те, с которыми лучше считаться, и те, которыми можно пренебречь. Ведь по тому, насколько ваши качества соответствуют требованиям, предъявляемым профессией к личности, можно судить о вашей пригодности к той или иной профессии. Специалисты определяют профессиональную пригодность как взаимное соответствие человека и выбранного дела, профессии. Они выделяют четыре степени профпригодности:

Непригодность. Она может быть временной или постоянной. О непригодности говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья.

Пригодность. Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний к труду в той или иной области, но нет и явно выраженных склонностей.

Соответствие. В этом случае можно указать на некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям профессии.

Изучить мир профессий сегодня нетрудно: необходимо получит полную информацию о том, какие профессии существуют в обществе, каковы объекты, цели, орудия и условия труда, какие требования предъявляют профессии к способностям человека и особенностям его личности, каковы могут быть медицинские противопоказания к тем или иным видам деятельности.

Естественно, не стоит тратить время на все существующие специальности. Если вы уже изучили самого себя, свое "Я", вам не составит труда определиться, к какому типу профессий вы склонны.

Ведь в зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов:

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек – знаковые системы

Человек – художественный образ

Кроме того, в зависимости от целей труда выделяют три класса профессий:

Гностические: распознать, различить, оценить, проверить

Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать

Определите наиболее близкий вам тип и цель. Список подходящих профессий после этого значительно сузится. А далее узнайте о своих профессиях следующее:

Предмет, цель и условия труда

Пути получения профессии

Медицинские противопоказания

Требования профессии к личности (профессионально важные качества)

" Актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития

Информацию можно получить из специализированной литературы, СМИ, Интернета. Кроме того, вы можете побеседовать со следующими людьми:

Психологами-профконсультантами,

Школьными учителями,

Преподавателями профессиональных учебных заведений,

Специалистами тех профессий, которые Вас интересуют,

Родителями, родственниками и знакомыми.

Таким образом, вы получите так называемые профессиограммы специалистов различных видов деятельности. В них описание профессионально важных качеств состоит примерно из 15-20 характеристик. В случае их совпадения с вашими индивидуальными особенностями профессиональная деятельность наверняка будет успешной.

Существуют и определенные правила выбора профессии. Кроме выполнения требований предыдущих двух пунктов необходимо:

Выявить, какие профессии нужны в регионе вашего проживания;

Узнать, какие учебные заведения осуществляют подготовку по данным специальностям;

Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии;

Обсудить свой выбор с родителями, друзьями, учителями;

Оценить реальные возможности трудоустройства после обучения;

Избежать предрассудков при выборе профессии;

Постараться не поддаваться прямому или косвенному влиянию друзей;

Попытаться не переносить свое отношение к человеку-представителю выбранной профессии на саму профессию.

После всего вышеперечисленного можно подойти к последнему шагу: составить план практических действий по получению выбранной профессии. Вам нужно будет решить: в каком учебном заведении вы будете получать профессиональное образование, каким образом постараетесь развивать в себе профессионально важные качества, как можно будет получить практический опыт работы по данной специальности, какими способами можно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

А напоследок хочется сказать следующее. В современном обществе потребления образ профессионала часто подменяется соответствующим образом жизни, который в идеале может обеспечить та или иная профессия. Это одна из самых главных ошибок, которую может сделать при выборе профессии молодой человек. Образ жизни - это производная от вашей будущей деятельности, а не наоборот. Выбирайте дело!