Налоговики пытаются подогнать под понятие "обособленное подразделение" любую деятельность компании. Подробно разберемся, что является обособленным подразделением, а что нет. А также, когда нужно вставать на учет, и какой грозит штраф за нарушения.

Что такое обособленное подразделение

Понятие "обособленное подразделение" организации приведено в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Так, обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из указанного определения можно сделать вывод о том, что составная часть организации признается ее обособленным подразделением при наличии следующих признаков:

  • территориальное расположение вне места нахождения организации. То есть адрес структурного подразделения должен отличаться от адреса организации, указанного в учредительных документах;
  • оборудование по месту нахождения обособленного подразделения рабочих мест на срок более одного месяца.

Понятие рабочего места в налоговом законодательстве отсутствует. Поэтому следует использовать определение, приведенное в других отраслях законодательства. Об этом говорится в пункте 1 статьи 11 НК РФ.

Понятие рабочего места содержится в статье 209 Трудового кодекса. Это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

На практике иногда возникает вопрос, можно ли говорить об обособленном подразделении в случае, если организацией оборудованы рабочие места для «чужих» работников. Например, организация построила здание и оборудовала в нем офисные помещения для сдачи в аренду.

Из приведенного выше определения следует, что рабочее место непосредственно связано с работником, который заключил трудовой договор с создавшим это рабочее место работодателем.

В статьях 15 и 16 ТК РФ сказано, что работником и работодателем являются лица, которые на основании заключенного между ними трудового договора вступили в трудовые отношения. Другими словами, работодателем может быть только та организация, с которой работник заключил трудовой договор.

Отсюда следует вывод: стационарные рабочие места, о которых говорится в пункте 2 статьи 11 НК РФ, -- это создаваемые на срок более одного месяца рабочие места, оборудованные организацией для своих работников. То есть по месту нахождения обособленного подразделения должны выполнять трудовые обязанности работники организации. Оборудование рабочих мест для работников другой организации к образованию обособленного подразделения не приводит.

Сделанный вывод подтверждается и приведенным в пункте 2 статьи 11 НК РФ определением места нахождения обособленного подразделения . Таковым признается место осуществления организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Ведение же организацией деятельности через обособленное подразделение при отсутствии по месту его нахождения работников организации невозможно.

Пример 1

ООО «Кондор» зарегистрировано в Твери. Общество приобрело в Москве офис и сдало его в аренду. В офисе работают только сотрудники арендатора.

В данном случае у «Кондора» отсутствует обособленное подразделение в Москве.

Рассмотрим случай, когда организация арендует вне места своего нахождения созданные другой организацией рабочие места для своих работников. В этой ситуации появляется основание для отнесения указанных рабочих мест к составной части организации-арендатора. Таким образом, организация должна будет признать возникновение обособленного подразделения.

А что если вне места нахождения организации работают физические лица, с которыми организация оформила не трудовые, а гражданско-правовые договоры (например, договор подряда или оказания услуг)? В этом случае для целей НК РФ нельзя говорить о создании обособленного подразделения. Трудовые отношения с физическими лицами отсутствуют, значит, их нельзя назвать работниками.

Однако будьте внимательны: нередко за гражданско-правовыми договорами скрываются обычные трудовые отношения. Поэтому подобные договоры являются объектом пристального внимания при проверках, проводимых инспекцией труда.

Если будет доказано, что гражданско-правовой договор заключен лишь с целью «маскировки» трудовых отношений, штрафа не миновать. Предъявить претензии, связанные с постановкой на налоговый учет, уплатой налогов и представлением отчетности по месту нахождения такого обособленного подразделения, могут и налоговые органы.

Нередко задают и такой вопрос: как быть, если создано лишь одно рабочее место? Буквальная трактовка определения, приведенного в статье 11 НК РФ, может привести к выводу, что для признания обособленного подразделения необходимо наличие как минимум двух рабочих мест. Ведь в определении сказано, что по месту нахождения обособленного подразделения необходимо наличие стационарных рабочих мест .

Однако это не означает, что приведенное положение Кодекса требует наличие двух и более рабочих мест. Условие создания стационарных рабочих мест, установленное статьей 11 Кодекса, будет выполнено, даже если оборудовано только одно рабочее место.

В результате если в территориально обособленном структурном подразделении создано лишь одно рабочее место, такое подразделение считается созданным для целей налогообложения. Например, по месту нахождения пунктов обмена валюты, как правило, создается одно рабочее место. При этом банки признают эти обменные пункты в качестве обособленных подразделений.

Пример 2

ООО «Атлант» зарегистрировано в Омске. Общество приобрело в Томской области производственные помещения, непригодные к эксплуатации и требующие капремонта. Для охраны объекта на время ремонта принят на работу по трудовому договору охранник.

В данном случае, несмотря на то что создано только одно стационарное рабочее место, у «Атланта» возникает обособленное подразделение в Томской области.

При создании обособленного подразделения компания издает такой приказ.

Филиалы, представительства и обособленные подразделения: какая связь?

Если внимательно прочитать приведенное в пункте 2 статьи 11 НК РФ определение понятия «обособленные подразделения» , можно заметить одну интересную деталь. Оно определено через понятие «территориально обособленного от организации подразделения». Последнее следует трактовать в том его значении, в каком оно используется в других отраслях права (п. 1 ст. 11 Кодекса).

Согласно статье 55 ГК РФ обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения (то есть территориально обособленные подразделения), могут существовать в двух формах -- филиалов или представительств.

Филиалы и представительства действуют на основании утвержденных положений и должны быть указаны в учредительных документах организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

При этом, выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов. Таким образом, ГК РФ не возлагает на юридическое лицо, создавшее обособленные подразделения в иных формах, нежели филиал и представительство, обязанности по указанию информации о них в учредительных документах.

Налоговый кодекс устанавливает дополнительный критерий -- создание стационарных рабочих мест. Если критерий выполняется, филиал или представительство признается обособленным подразделением с точки зрения налогового законодательства.

Создание филиалов и представительств практически всегда сопряжено с оборудованием стационарных рабочих мест. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев филиалы и представительства для целей налогообложения являются обособленными подразделениями. А вот обратное не верно: обособленные подразделения -- это не только филиалы и представительства.

Обособленное подразделение считается созданным независимо от осуществления процедуры оформления, предусмотренной пунктом 3 статьи 55 ГК РФ для филиалов и представительств. Об этом гласит пункт 2 статьи 11 НК РФ. В частности, чтобы считаться созданным, обособленное подразделение не обязательно должно быть указано в учредительных документах.

Таким образом, обособленное подразделение для признания его таковым с точки зрения налогового законодательства должно обладать установленными пунктом 2 статьи 11 Кодекса признаками. Оно может быть создано как в виде представительства или филиала, так и в ином виде, не противоречащем законодательству РФ.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что ООО «Кондор» открыло по месту нахождения приобретенного офиса представительство. В нем работают работники общества.

В данном случае у «Кондора» возникает обособленное подразделение в Москве.

Обособленное подразделение создано: что делать дальше?

Создание обособленного подразделения требует от организации выполнения определенных обязанностей. В частности, она должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Это требование закреплено в пункте 1 статьи 83 НК РФ. Заявление о постановке на учет подается в течение месяца после создания обособленного подразделения.

Когда подразделение считается созданным? Когда в нем оборудованы стационарные рабочие места. Такой датой может быть, например, день, когда работник приступил к своим трудовым обязанностям по месту нахождения подразделения.

Как вы знаете, кроме постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений организация должна встать на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Поэтому если организация уже состоит на учете в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения, повторно вставать на учет не нужно.

Точно так же следует сообщать и о ликвидации подразделений. Организация может состоять на учете в нескольких налоговых инспекциях. В этом случае она должна проинформировать о создании обособленного подразделения все налоговые инспекции, где она состоит на учете.

Пример 4

ЗАО «Тополь» зарегистрировано в Москве и состоит на учете только в столичной налоговой инспекции. В 2013 году оно приобрело в Санкт-Петербурге магазин и сдало его в аренду. Поскольку было приобретено недвижимое имущество, общество встало на налоговый учет в Санкт-Петербурге. С 1 января 2014 года ЗАО расторгло договор аренды и решило осуществлять торговую деятельность самостоятельно. Для этого в магазин были набраны работники.

В данном случае обособленное подразделение считается созданным с 1 января 2014 года. Однако организация не обязана повторно становиться на налоговый учет в Санкт-Петербурге. Она должна лишь проинформировать налоговые инспекции в Москве и Санкт-Петербурге о создании обособленного подразделения.

Санкции за нарушения

Если организация подаст заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с нарушением месячного срока, отведенного для этого, ей грозит штраф. Если организация опоздала с подачей заявления, то ей грозит штраф в размере 10 000 руб. Об этом говорится в статье 116 НК РФ.

Если организация не только просрочит подачу заявления, но и начнет деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, ответственность наступит в соответствии с пунктом 2 статьи 116 Кодекса. Штраф будет исчисляться как доля доходов, полученных в результате ведения такой деятельности (10 %). Минимальный штраф -- 40 000 руб.

Санкции грозят не только организации, но и ее должностным лицам, допустившим перечисленные нарушения. За просрочку подачи заявления взимается штраф от 500 до 1000 руб., а если в это время обособленное подразделение вело деятельность -- от 2000 до 3000 руб. Об этом гласит статья 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наконец, не стоит забывать, что по месту нахождения обособленных подразделений нужно уплачивать некоторые налоги и сдавать отчетность. Организация, нарушающая эти обязанности, рискует столкнуться с серьезными проблемами:

  • Во-первых, она может быть привлечена к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации.
  • Во-вторых, по статье 122 Кодекса за неуплату или неполную уплату налога.
  • В-третьих, по месту нахождения обособленного подразделения образуется недоимка, на которую будут начисляться пени.

Материалы к видеосеминару

Многие, стремясь расширить бизнес и увеличить объем продаж, открывают новые магазины и отделения фирм. Фирма, предлагающая услуги или работы через офисы в разных районах, тоже не редкость. Часто в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений.

Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов:

- Является оно филиалом, представительством или иным обособленным подразделением?

- Чем отличается один вид обособленного подразделения от другого?

- Какие организационные и налоговые действия связаны с открытием разных видов обособленных подразделений?

- Как и куда уплачивать налоги и сдавать отчетность?

- Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место?

Для начала рассмотрим понятие и признаки обособленного подразделения, что поможет отличить филиалы и представительства от иных обособленных подразделений:

В соответствии со ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Первым отличительным условием для признания обособленного подразделения в целях налогообложения является территориальная обособленность от создавшей его организации. Указанный признак означает, что оно должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения организации территории.

Вторым условием признания обособленного подразделения организации таковым является наличие по месту его нахождения оборудованных стационарных рабочих мест. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц). Поскольку понятие рабочего места не содержится в НК РФ , обратимся к ТК РФ .

В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируется ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения.

Учитывая, что обособленным является любое подразделение на отдельной территории со стационарными рабочими местами, то получается, оно начинает существовать, как только готовы стационарные рабочие места. Создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последние (то есть стационарные рабочие места) создаются по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Аналогичный вывод можно встретить во множестве решений арбитражных судов. Так, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2010 N А75-430/2010 сделан вывод, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.

Обобщая вышесказанное и исходя из определения, приведенного в статье 11 Налогового кодекса РФ , с учетом требований пункта 4 статьи 83 НК РФ , можно выделить следующие существенные признаки обособленного подразделения:

территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;

наличие рабочих мест, созданных на срок более одного месяца;

ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

Теперь необходимо дать понятие филиалов и представительств, которое закреплено в гражданском законодательстве.

Из статьи 55 Гражданского кодекса РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиал не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность от имени создавшего их юридического лица, которое и несет ответственность за их деятельность. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете вышеуказанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В отличие от этого подразделение организации, являющееся обособленным подразделением в соответствии с НК РФ , может не иметь отдельного баланса.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с его учредительными документами, и действуют на основании его доверенности. Вышеуказанное требование, предъявляемое к подразделениям, являющимся обособленными в соответствии с НК РФ , отсутствует.

На необходимость доверенности указано и в пункте 20 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 , в котором сказано, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве), либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Отличие филиалов и представительств друг от друга заключается в круге выполняемых ими задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и своими учредительными документами. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства в силу полномочия, основанного на доверенности.

Следовательно, к представительствам относятся обособленные подразделения, выступающие в интересах организации и защищающие их, а к филиалам - исполняющие все или часть ее функций, включая представительские ( , и "). И те и другие структурные единицы нужно указывать в учредительных документах.

При сопоставлении понятия "обособленное подразделение организации", приведенного в статье 11 НК РФ , и понятия "филиал", раскрытого в статье 55 ГК РФ , видно, что понятие "обособленное подразделение организации" является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в том числе филиалы. Следовательно, при решении вопроса о наличии у организации филиала (представительства) необходимо учитывать как общие признаки, установленные в

Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях. Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, мы сегодня и поговорим.

Кодекс кодексу рознь

К сожалению, организацией новых подразделений компании далеко не всегда занимаются юристы. Нередко эту работу поручают отделу продаж, для которого самая главная задача — быстро нарастить присутствие в регионе. А уж как это будет оформлено документально, для «продажников» дело десятое. Соответственно, если в компании нет юристов, изучать порядок оформления и следить за его соблюдением приходится бухгалтеру.

Гражданский кодекс, когда говорит об обособленных подразделениях, имеет в виду филиалы и представительства (ст. 5 ГК РФ). Их открытие влечет значимые последствия для участников гражданского оборота и потому сопряжено с совершением ряда юридически значимых действий, а именно: принятием решения об открытии, внесением изменений в устав, изготовлением печати филиала, регистрацией и т д.

Налоговый же кодекс исходит из потребностей бюджетов, поэтому для него критерии обособленного подразделения совершенно иные: создание стационарного рабочего места вне места нахождения организации (п. 2 ст. 11 НК РФ). И для налоговых целей совершенно неважно, провела ли компания в связи с этим юридические процедуры. Казалось бы, все просто: есть рабочее место в другом городе — подавай уведомление. Нет — не подавай. Но такая простота таит в себе множество проблем.

Признаки рабочего места

Первый вопрос, который возникает сразу же после прочтения приведенного выше определения из НК РФ, звучит так: что же такое рабочее место вне места нахождения организации? Налоговый кодекс соответствующего пояснения не дает. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ применяется терминология трудового права. Согласно ст. 209 Трудового кодекса, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С учетом сказанного, можно выделить три главных признака рабочего места вне места нахождения организации:

  1. Наличие трудовых отношений между организацией и сотрудником.
  2. Наличие самого работника вне места нахождения организации.
  3. Наличие контроля организации за рабочим местом.

Из этого можно сделать первые выводы по ситуациям, когда обособленного подразделения в смысле, придаваемом этому термину НК РФ, не появляется.

Ситуация первая

Физлица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг), не образуют обособленного подразделения, даже если работают в другом регионе, а договор заключен на длительный срок. Причина — отсутствие трудовых отношений и, как следствие, отсутствие рабочего места.

Ситуация вторая

Нахождение имущества фирмы в месте, отличном от места регистрации, само по себе не образует обособленного подразделения. Поэтому, например, не будет обособленного подразделения у фирмы, которая купила недвижимость в другом регионе и сдает ее в аренду (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.14 № А81-4077/2013).

Ситуация третья

Надомник обособленного подразделения не образует, т.к. в этом случае не выполняется условие о нахождении рабочего места под контролем работодателя. По той же причине не будет обособленного подразделения и при направлении сотрудника в командировку. Ведь контролировать рабочее место командированного сотрудника организация не имеет возможности. Более того, командированный подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в месте командировки (решение Верховного Суда РФ от 20.06.02 № ГКПИ 2002-663 , определение Верховного Суда РФ от 27.08.02 № КАС 02-441).

«Стационар» или нет?

Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.

С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве. Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются. Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).

Где кончается территория

Еще один критерий, позволяющий определить наличие у организации обособленного подразделения — территориальный. Как сказано в ст. 11 НК РФ, подразделение должно быть территориально обособлено от организации. При этом под территорией принято понимать муниципальное образование, в котором находится организация. Соответственно, если рабочее место появляется в другом муниципальном образовании, то при выполнении прочих условий можно говорить о наличии обособленного подразделения.

Немного об ответственности

А что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? По мнению Минфина, ответственность за несообщение инспекции в установленный срок сведений о создании обособленного подразделения устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ, согласно которой штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (письмо Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/12946; см. « »).

Однако практика показывает, что в ряде случаев инспекторы пытаются установить более суровую ответственность, применяя положения п. 2 ст. 116 НК РФ, который предусматривает штраф 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет. Такие действия инспекторов можно и нужно обжаловать, поскольку названный пункт ст. 116 НК РФ предусматривает штраф за ведение деятельности вообще без постановки на учет в налоговом органе, поскольку это лишает инспекторов возможности получать информацию о плательщике и проводить контрольные мероприятия. Ответственность же за ведение деятельности без постановки на учет лишь по одному из оснований, приведенных в статье 83 НК РФ, этой нормой не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.04 № А66-6713-03).

Не получится в данном случае взыскать с налогоплательщика и штраф, предусмотренный пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет. Связано это с тем, что в данном случае инспекторы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании соответствующего сообщения, которое организация подает в силу п. 2 ст. 23 НК РФ. А в данном случае заявления о постановке как такового нет вообще.

Уведомлять фонды не нужно

С 1 января 2015 года отменена обязанность сообщать о создании обособленного подразделения органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту нахождения организации (Федеральный закон

В отличие от предпринимателей законодатель разрешает юридическим лицам открывать собственные обособленные подразделения (ОП), которые могут быть нескольких видов. Чаще всего открываются филиалы или представительства, реже простые ОП. Каждое из них имеет схожие черты, но в то же время и отличия.

Целью создания структурных единиц является расширение бизнеса, увеличение объемов продаж, открытие торговых точек или магазинов, привлечение потребителей, и в итоге – получение прибыли. Нередко, в зависимости от задач, которые ставит перед собой учредитель или директор предприятия, в различных регионах страны или в пределах одного населенного пункта он открывает различные виды ОП.

Изначально руководству компании необходимо разобраться, что представляет собой каждое из ОП, какими полномочиями оно может быть наделено, как его зарегистрировать и в дальнейшем платить налоги? Если компании, например, требуется разместить всего одного сотрудника удаленно от главного офиса, к какому из видов следует относить эту структурную единицу? Согласно НК, ст. 11 с целью налогообложения законодатель признает под ОП любое подразделение, оборудованное стационарными рабочими местами, которые могут функционировать более месяца.

Понятие стационарного рабочего места законодатель излагает в ТК, в ст. 209. Там говорится, что его должен контролировать работодатель. Для этого его отношения с наемных работников должны регулироваться соглашением (трудовым, гражданско-правовым, др.). Фактически ОП со стационарными рабочими местами может возникнуть, если предприятие вступит в трудовые отношения с физ. лицом.

Заключение иных договоров, например, на выполнение работ или оказание услуг не допускается. Вторым отличительным признаком ОП является его территориальная удаленность от расположения главного офиса, т. е. оно должно находиться по другому адресу. Признается подразделение обособленным независимо от того, отображена информация о нем в уставе компании или в других внутренних документах.

Обзор понятий и видов

У юр. лица может быть открыто одно или несколько ОП, оборудованных рабочими местами.

В свою очередь, они делятся на:

  • филиалы;
  • представительства;
  • простые (обычные) ОП.

Любое из ОП сможет полноценно функционировать, как только будут созданы рабочие места по адресу его расположения. Ссылки на данное понятие законодатель приводит в различных нормативных актах Налогового, Трудового и Гражданского кодексов.

Также считается, что имущество, которое находится в территориально удаленном ОП, принадлежит самому предприятию, независимо от того, как был оформлен факт его открытия. Основное предприятие организовывает деятельность через свою структурную единицу.

Отличие филиала от обособленного подразделения обычного или представительства заключается в функциях и полномочиях, которые предстоит выполнять:

  • филиалу предстоит выполнять все функции основного предприятия или их часть, в том числе и представительские;
  • на представительство возлагается обязанность представлять интересы компании и защищать их;
  • обычное ОП представляет собой дополнительный рабочий комплекс, который ничем не отличается от тех, что расположены по месту нахождения главного офиса предприятия.

Ни один из видов ОП не может являться отдельным юридическим лицом, но создается с целью осуществления деятельности от имени главного предприятия, т. е. своего создателя. ОП должны действовать на основании полномочий, которые будут утверждены руководством.

Обычное (простое) ОП может не вести отдельный бухгалтерский баланс, но филиалы или представительства могут. Поэтому имущество, которое будет для выполнения обязанностей отделено предприятием структурной единице, учитывается по-разному, на основном или его ОП.

Уполномоченный учредительными документами орган для руководства филиалом (представительством) назначает конкретное лицо, которое должно действовать на основании доверенности. Действия руководителя не могут основываться на указаниях, изложенных только в Положении о филиале или представительстве, учредительных документах. Когда предприятие открывает филиал или представительство, оно обязано внести в учредительные документы сведения об этом ОП.

Для создания удаленного рабочего комплекса под названием «простое ОП» требуется:

  • руководителю предприятия издать Приказ о его создании;
  • внести изменения в Положение или Правила трудового распорядка основного предприятия, т.е. в локальные документы.

Если юр. лицо решит создать в 2019 году простое ОП, ему необязательно приглашать сотрудника на руководящую должность, открывать отдельный расчетный счет в банке и давать подразделению полномочия нанимать наемных работников.

Достаточно во внутренних нормативных документах указать адрес ОП и внести другие правки. Решение открыть филиал или представительство принимается голосованием участников или учредителей с обязательным внесением записей в учредительные документы. Для руководства назначается отдельное лицо. Остальные вопросы решаются в индивидуальном порядке в каждом отдельном случае.


Специфика и особенности

Любая из этих структурных единиц – филиал (представительство), простое ОП должна:

  • находиться по адресу, отличному от материнской компании;
  • иметь минимально 1 рабочее стационарное место, которое может функционировать более 1 календарного месяца;
  • иметь для работы как минимум одного сотрудника;
  • находится под контролем предприятия, которое его открыло.

Помимо основных черт, у различных ОП есть и отличительные, которые связаны не только с исполнением функций и обязанностей, требованиями для открытия, но и регистрацией. Например, открывая отдельно оборудованный комплекс рабочих мест, предприятию нужно его регистрировать в налоговой, во внебюджетных фондах — нет, также не следует вносить сведения о создании в .

В отношении филиалов (представительств) НК ставит эти требования в обязанность. В зависимости от типа, открываемого ОП для налоговой заполняется специальный бланк со сведениями.

Наиболее встречающейся формой ОП является филиал, на который могут быть возложены все функции, роль и деятельность главного предприятия, что очень удобно для развития бизнеса, несмотря на более сложный процесс его открытия.

Критерии Филиал Представительство Простое ОП
Функциональные обязанности Выполняет функции основного предприятия полностью или частично, но может брать на себя представительские Защищает и представляет интересы предприятия, которое его открыло Нанятые для работы на удаленных стационарных рабочих местах сотрудники выполняют функции, свойственные деятельности предприятия
Коммерческая деятельность Может заниматься по решению уполномоченного органа Представительство не может заниматься коммерческой деятельностью Предусмотрена только деятельность в рамках трудовых отношений между предприятием и нанятыми работниками
Уведомление в налоговую для открытия Необязательно Следует направить уведомление в течение месяца после открытия
Регистрация в территориальном отделении НС Сведения вносятся в ЕГРЮЛ, ОП ставится на налоговый учет Данные о комплексе рабочих мест не вносятся в ЕГРЮЛ
Решением какого органа открывается Учредители (собственники компании) или совет участников принимают решение на общем собрании, это заносится в протокол и др. учредительные документы. Распорядительным документом является решение нескольких лиц, имеющих право голоса Решение принимает исполнительный орган предприятия, как правило, это руководитель. Исполнительным документом является его Приказ
Ведение бухучета Могут применяться на усмотрение уполномоченного органа обе формы: совместная или отдельная Не занимается и не имеет отдельного баланса
Открытие отдельного расчетного счета Разрешено, может его открыть и проводить платежи. Не может открывать счета отдельно от основного предприятия

Филиал (представительство) больше похоже на основное предприятие, чем простое ОП, последнее очень ограничено в своих правах и фактически является исполнительной обособленной структурой.

Главным документом, на основании которого должно трудиться любое из ОП, является Положение или Правила о порядке работы. В то же время копия устава должна быть передана в налоговую по месту расположения филиала (представительства), в отношении простого ОП этого делать не нужно.

Основные отличия филиала от обособленного подразделения

Несмотря на множество отличий между различными видами ОП, их общей чертой является зависимость от главной компании. Ей принадлежит не только имущество и средства на счетах, но и цели, задачи, которые она ставит перед своим структурным подразделением. Основные отличия: документальное оформление открытия, совершение хозяйственных операций, ведение учета и формирования отчетности.

Наглядно это может показать таблица:

Вид ОП Филиал Представительство Простое ОП
Задачи, которые ставит перед ОП предприятие Все или некоторые Только представлять и защищать его интересы В зависимости от потребностей организации
Статус независимости Отсутствует
Запись в уставе предприятия об открытии и функционировании Необходима Не нужна
Управление ХД Ведется через руководителя Ведется через главный офис предприятия и ответственного сотрудника
Документы, необходимые для осуществления законной деятельности Положение или Правила о создании и порядке работы, с обязательным внесением о них сведений в устав Внутренние локальные документы предприятия
Назначение руководителя Требуется, действует на основании доверенности На усмотрение руководства предприятия Не требуется, ответственное лицо за работу ОП действует на основании должностной инструкции
Наличие отдельного расчетного счета Имеется Можно открывать, но чаще всего его нет Не имеется
Ведение деятельности В любом месте, без ограничений, по месту нахождения ОП Только в пределах комплекса рабочих мест, т. е. по месту расположения простого ОП
Наличие лицензий для осуществления ХД Необходимо получать Необходимо получать, но не все могут быть выданы Не нужно получать, работает на основании лицензий, выданных предприятию (достаточно иметь копии)

Прочие уточнения

Важным моментом для осуществления законной деятельности ОП является регистрация в контролирующих органах по учету и перечислению налогов и взносов. На практике нередко оказывается, что открытое ОП работает не так, как планировало предприятие, поэтому многие нюансы необходимо предусматривать заранее.

Регистрация и постановка на учёт

Необходима постановка на учет в территориальном отделении НС по месту расположения любого ОП. Если ОП будет на выделенном балансе, то ему потребуется в дальнейшем сдавать отчётность.

Об открытии простого ОП необходимо в течение месяца подать уведомление в налоговую. Документы о филиале (представительстве) подаются сразу после того, как уполномоченный орган примет решение об открытии и запишет его в .

В территориальное отделение, где находится на налоговом учете основное предприятие необходимо сдать заявление о создании филиала (представительства), а также заверенные копии:

  • протокола собрания учредителей или участников;
  • Положения о филиале (представительстве);
  • устава предприятия с внесенными записями об образовании новой структуры с указанием ее названия и месторасположения;
  • доверенности на назначенного руководителя;
  • другие по требованию.

В течение 5 дней НС обязана внести изменения в ЕГРЮЛ и зарегистрировать в своих базах данных сведения о новом структурном подразделении предприятия. После регистрации предприятию вернется уведомление о внесении изменений в устав, выписка из ЕГРЮЛ, заверенный .

Все необходимые сведения о новой структуре будут отосланы налоговой в территориальное отделение НС по месту, где расположен филиал (представительство), где он будет находиться на учете. Если ОП в дальнейшем будет вести отдельный баланс, то придется сдавать отчеты, платить налоги по месту, где расположен филиал (представительство). Также новому структурному подразделению присваиваются отдельные коды Госкомстата.

Если на одной территории, которая подведомственна разным отделениям НС, открывается несколько ОП в пределах одного муниципального образования, то для постановки на учет можно выбрать одно из них.

О любых изменениях в отношении открытого ОП основное предприятие обязано сообщать в течение 3 дней, иначе на руководителя будут наложены штрафные санкции. Когда открывается простое ОП налоговая только уведомляется о том, что по такому-то адресу удаленно создается комплекс мест, работу которых будет контролировать основная организация.

Когда предполагается, что ОП откроет расчетный счет, будет самостоятельно вести баланс, начислять и выплачивать зарплату сотрудникам, это обозначает об обязанности сдавать отчетность в ПФР и ФСС, другие бюджетные и внебюджетные фонды. Зарегистрироваться филиалу, а в некоторых случаях и представительству потребуется в Фондах в течение месяца с момента открытия. Все необходимые документы перед сдачей заверяются у нотариуса.

В территориальное отделение ПФ по месту нахождения филиала (представительства) подается:

  • информация о постановке на учет в НС;
  • уведомление о регистрации основного предприятия в ПФ;
  • подтверждение из банка об открытом расчетном счете;
  • заявление на регистрацию;
  • другие по требованию.

Вместе с заявлением на регистрацию и письмом Росстата в территориальное отделение ФСС подаются сведения о:

  • госрегистрации основного предприятия в налоговой и ФСС;
  • постановке на учет в НС;
  • решении собрания учредителей об открытии ОП;
  • наличии расчетного счета.

Сравнительная характеристика

Понятие видов ОП отсутствует в НК, потому что для налогообложения важен сам факт открытия и работы подразделения, а не полномочия, которые на него возложит предприятие. Гражданский кодекс приводит различия между ОП в ст. 55, где указывается функциональное предназначение каждого из них. Если, например, представительство ведет переговоры с участниками гражданского оборота для заключения сделок до и после, но оно, как и филиал, не может представлять интересы компании в суде самостоятельно.

Филиал непосредственно заключает сделки, ведет переговоры от имени предприятия, выполняет действия для исполнения договорных отношений, может вести любую деятельность, которой занимается юр. лицо.

В отношении простого ОП можно сказать, что фактически это дополнение к тем рабочим местам, которые уже организованы предприятием по его основному месторасположению. Все по отдельности ОП не могут быть самостоятельными участниками оборота, а только вступают в трудовые, гражданские, налоговые отношения и иные от имени юр. лица. Поэтому ответственность за деятельность любого ОП несет предприятие, которое его открыло.

Например, отличие филиала от обособленного подразделения в том, что первый может представлять судебный иск от имени предприятия, но к нему требуется прилагать доверенность на руководителя, подтверждающую его полномочия. Обычное же ОП не может делать даже этого, а руководителя у него вообще нет. Любое из ОП нельзя привлечь к налоговой ответственности отдельно от основного предприятия, несмотря на его действия, противоречащие закону.

Территориальная обособленность ОП, о которой говорит ГК, подразумевает местонахождение в ином субъекте РФ, т. е. принадлежность к иному муниципальному образованию, а не наличие другого почтового адреса. Но на практике НС руководствуются НК и не придают особого значения этому понятию, поэтому разрешают открывать ОП в любом месте, отличном от нахождения основного предприятия, даже, например, в соседнем доме или подъезде.

Если руководитель филиала (представительства) действует на основании доверенности, то лицо ответственное за работу простого ОП согласно должностной инструкции. Первых назначают учредители предприятия, а вторых генеральный директор. Работа филиала регламентируется отдельным Положением, а комплекса рабочих мест – внутренними локальными актами.

Важные факторы

Законодатель не предусматривает для любого ОП государственной регистрации, ее проходит и получает статус юрлица только основное предприятие. Филиалы (представительства) могут иметь выделенный баланс или нет, чего нельзя сказать об обычных ОП. Они учета не ведут вообще, не сдают отчетность, не платят налоги и взносы, не выплачивают зарплату. Все это за них делает главный офис.

Все средства и имущество для организации своей деятельности ОП получают из основного предприятия. Если у филиала нет выделенного баланса, то не ведется бухучет, а значит, просто передается в главный офис, где производится ее обработка. Все ХО, которые произведет филиал, будут учтены основным предприятием, но на отдельных счетах баланса.

Когда у филиала есть расчетный счет и он ведет бухучет отдельно, формирует баланс, то, значит, самостоятельно обрабатывает первичные документы, начисляет зарплату, налоги, взносы, сдает отчетность, др. Руководителям предприятий важно помнить, несмотря на то, что открытие удаленного комплекса рабочих мест предполагает начало его деятельности спустя время, уведомить НС по месту его нахождения необходимо через месяц с момента открытия.

Иначе, когда простое ОП заработает, об этом все равно придется уведомлять НС для постановки на учет, но с оплатой штрафа. Любое ОП вести обязано. Основное предприятие будет по всем ОП брошюровать листы кассовых книг отдельно.

Что лучше выбрать

Важным аспектом для налогообложения является запрет на использование основным предприятием УСН, если оно имеет филиал или представительство, что не распространяется к организации простых ОП. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в переходе на УСН, должен учитывать, что ему лучше открывать удаленно работающие места, чем филиал (представительство).

Простое ОП также проще регистрировать в налоговой, потому что вносить сведения в ЕРГЮЛ не требуется, а потому о его открытии только направляется уведомление. В обычном ОП не требуется вести бухучет, а значит принимать на работу бухгалтера. В этом отношении комплекс рабочих мест обладает значительным преимуществом.

Но такое ОП ограничено в своих полномочиях, поэтому не все задачи через него сможет решить предприятие. Выбирать между филиалом и организацией комплекса рабочих мест, необходимо исходя из целей, поставленных перед структурной единицей, и функциональных обязанностей, которыми его планируется наделить.

Присутствие компании на новых территориях необходимо для освоения рыночных ниш. Однако открытие подразделения зачастую вызывает много вопросов. Данные структуры предполагают начисление налогов, которые требуется правильно зарегистрировать и отразить в бухгалтерском учете.

Что такое обособленное подразделение?

Обособленное подразделение компании – это территориально отделенная структура, в которой есть рабочие места с соответствующим уровнем организации. К последним предъявляется дополнительное требование – они должны быть стационарными. Юридическим статусом обособленное подразделение наделяется только тогда, когда открывается оно на срок, превышающий месяц.

Подразделение признается обособленным даже если его появление не зафиксировано в учредительной и распорядительной документаций. Также не имеет значения перечень полномочий, которые возложены на структуру. Последнее правило отражено в пункте 2 статьи 11 НК.

Признаки обособленного подразделения

ОП отвечает двум основным характеристикам:

  • На его территории есть стационарные рабочие места. Эксплуатироваться они будут в течение не менее одного месяца.
  • Структура находится на территориальном отдалении от главного офиса.
  • Подразделение должно быть создано самой компанией.

ВАЖНО! Под рабочим местом, по статье 209 ТК, понимается место, на которое приезжает сотрудник для исполнения своих должностных функций. Рабочее место должно контролироваться работодателем. Под данные стандарты не подходит работа на дому. Квартира сотрудника не может считаться рабочим местом. Под данные признаки не попадает и работа уборщицы, нанятой для уборки офиса клиента. Такое «подразделение» не было открыто головным офисом. Помещения для работы не снимались в аренду, не приобретались. Поэтому в данной ситуации признаки обособленного подразделения отсутствуют. К ОП также не относятся платежные терминалы, банкоматы.

Рассматриваемые признаки определяются на основании следующих факторов:

  • условия, прописанные в договоре;
  • отношения между работниками и организацией.

Под территориальной обособленностью понимается ситуация, при которой адреса головного офиса и его подразделения различаются.

Функции и цели открытия

ОП может создаваться с целью представления интересов компании и их защиты. Открывается оно обычно в следующих целях:

  • Было зарегистрировано юридическое лицо, однако руководители не сняли офис. Вся корреспонденция приходит на юридический адрес. То есть, на адрес владельца ЮЛ. Но с началом функционирования организации сложно работать в подобном порядке. Потребуется фактическое место нахождения.
  • Было принято решение о расширении бизнеса, освоении рынков в других городах.

Если дополнительная структура будет выполнять часть функций основного офиса, имеет смысл открывать филиал.

Разновидности

Обособленное подразделение включает в себя две формы:

  • Филиал . Берет на себя часть функций головного офиса. Деятельность его относительно универсальна.
  • Представительство . Представляет интересы организации, защищает их.

В большинстве случаев имеет смысл открывать именно филиал. Это более широкое понятие, позволяющее возложить на подразделение различные функции. Вне зависимости от выбранной формы, ОП будет действовать на основании норм, утвержденных главным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Для открытия ОП потребуется создание внутренней документации. Она включает в себя , подписанный членами совета директоров или представителями собрания аукционеров. В приказе указываются сведения:

  • наименование ОП;
  • первичный документ, на основании которого создается подразделение (к примеру, протокол собрания совета директоров);
  • место нахождения ОП;
  • руководитель обособленной структуры;
  • срок постановки на учет.

На приказе должна стоять подпись руководителя центрального офиса. Затем создается Положение об ОП. В нем указываются следующие данные:

  • полномочия подразделения;
  • функции;
  • деятельность;
  • состав управленческого штата;
  • иные моменты, связанные с работой.

Только после создания всех внутренних распоряжений можно приступать к регистрации и к прочим юридическим действиям по оформлению.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение?

О формировании ОП нужно уведомить налоговый орган. А вот регистрация в ПФР и страховых компаниях нужна не всегда. Это обязательная мера только при наличии следующих обстоятельств:

  • Наличие выделенного баланса.
  • Открытый расчетный счет.
  • Начисление заработных плат.

Если все перечисленные признаки отсутствуют, то регистрировать обособленное подразделение не обязательно.

Создание ОП с точки зрения налогообложения

Создание ОП влечет за собой определенные налоговые последствия:

  • постановка на налоговый учет;
  • необходимость в уплате сборов;
  • начисление сборов по месту нахождения ОП.

В 2 статье 23 НК указано, что владелец подразделения обязан уведомить налоговые органы о его формировании. В обратном случае будет принято решение о санкциях в виде налоговой или административной ответственности. Размеры штрафов составляют от 10 тысяч рублей до 30 МРОТ.

ВАЖНО! В законе указано, что если налогоплательщик уже принят на учет, дополнительно вступать на него из-за открытия ОП не требуется. Данное правило установлено пунктом 39 постановления Пленума от 28 февраля 2001 года. Оно предполагает случаи, когда ОП открыто на территории муниципального образования, где расположен головной офис.

Сроки

Для постановки на учет требуется подать . Предоставляется оно, согласно 23 и 83 статье Налогового кодекса, в следующие сроки:

  • В течение 30 дней с даты реорганизации или ликвидации.
  • В течение 30 дней с даты создания подразделения.

Идти нужно в налоговый орган по месту нахождения ОП.

Нужно ли идти в налоговую, если обособленное подразделение не ведет деятельность?

В налоговом законодательстве принята норма, которую можно читать двояко. Если принимать ее буквально, то в налоговую не нужно подавать заявления до тех пор, пока подразделение не начало вести деятельность. Однако подобное решение может быть чревато для компании.

В законе сказано, что заявление должно быть подано в течение 30 дней после открытия. Если ОП начнет свою деятельность спустя 2 месяца и будет поставлена на учет именно через этот срок, установленное время подачи заявления будет сорвано.

ВАЖНО! Сообщать нужно не только об открытии, но и о закрытии ОП. Заявление о ликвидации составляется по .

Резюме.
Открытие подразделения учитывается в налоговой инспекции и других органов. Новая структура должна быть зарегистрирована в установленные сроки, иначе придется оплачивать штраф. Существуют четкие признаки ОП, на основании которых образование получает соответствующий юридический статус. Если все признаки не присутствуют, то сформированная структура не может считаться обособленным подразделением.