Негативным пространством называется пустая область вокруг объекта съёмки. Это пространство свободно от какой-либо смысловой нагрузки кроме создания атмосферы и обозначения места нахождения объекта съёмки. Также распространено название "Белое пространство". Это то же самое, что и «Негативное пространство». Правильное использование данных композиционных приёмов позволит создавать уникальные фотографии с удивительным пространством и сюжетом.

Что из себя представляет "негативное пространство"?

Мы уже сказали, что «Негативное пространство» — это всё то, что окружает основной объект съёмки. Сам объект - это «позитивное пространство». Само определение достаточно абстрактно, поэтому проще разобраться на примерах. Чаще всего небо является негативным пространством.

«Негативное пространство» сообщает о месте положения позитивного пространства, об атмосфере вокруг, создаёт настроение.

Использование «негативного пространства»

Каждый день мы видим множество объектов вокруг и знаем как они выглядят, знаем какая у них текстура и даже можем определять их на ощупь. Именно эти знания заставляют нас стараться передать на фотографии объект таким, каким мы его знаем. Это не позволяет взглянуть на него по другому. Если попытаться сосредоточиться не на самом объекте съёмки, а на атмосфере вокруг, то позитивное пространство приобретёт новый смысл и впишется в большую композицию с неповторимой атмосферой.

Необычный снимок можно сделать проигнорировав сами объекты съёмки и сосредоточившись лишь на пространстве вокруг них. Главное, чтобы они гармонично вписывались в это пространство.

Редактировать композицию можно кадрированием в графических редакторах. Это позволит довести снимок до идеального состояния. Также можно размыть, осветлить или затемнить фон, что придаст дополнительную выразительность.

Пространство - один из основных элементов искусства (наравне с линией, цветом, формой, текстурой и значением цвета). Грамотное использование негативного пространства позволяет добавить фотографии дополнительное измерение. В этой статье мы исследуем тему негативного пространства, узнаем, что оно из себя представляет и как его можно использовать.

Позитивное и негативное пространство

Если существует негативное пространство, значит должно быть и позитивное? Понимание второго позволяет нам осознать, как работает первое. Позитивным пространством обычно называют субъект фотографии: летящего орла, гору, цветок, человека. Это как экстраверт, который лезет на передний план, пытается привлечь внимание и кричит: «Посмотрите на меня! Посмотрите на меня!» Если ваш взгляд за что-то цепляется, это - основной элемент кадра.

Текстурированная серая стена обеспечивает негативное пространство, позволяющее дереву выделяться.

Негативное пространство - это интроверт, скромно пытающийся скрыться от внимания и смешаться с фоном. Он не требует внимания. Это может быть сугроб, сквозь который пробивается пучок зелени (субъект, он же позитивное пространство), небо, в котором летит орел, монотонная стена за человеком или песок вокруг камня. На снимке в начале статьи негативное пространство - это небо. Оно может оставаться незамеченным, но при этом играть важнейшую поддерживающую роль, изолируя субъект и привлекая к нему внимание, задавая настроение и предоставляя место для маневров.

"Негативное" не значит пустое. Никак нет! Небо, в котором летает орел, может быть облачным. Стена может быть цветной или иметь текстуру. Боке объектива при f/2.8 может создать нежное, мягкое и цветастое негативное пространство на фоне фотографии цветка крупным планом или макроснимка стрекозы.

Нельзя сказать, что позитивное пространство лучше негативного, оно просто другое. Трудно создать привлекательный снимок, имея только что-то одно, но, когда они вместе, создается потрясающий эффект. Не имея гармоничного сочетания позитивного и негативного пространства, в конце концов вы получите либо загроможденную и непонятную, либо пустую и одинокую фотографию.

Негативное пространство везде

Графические дизайнеры постоянно используют негативное пространство, чтобы ненавязчиво подчеркнуть свою задумку. Хорошим примером служит логотип FedEx. Фиолетовые и желтые буквы - позитивное пространство, яркие и цветастые. Они будто выпрыгивают с экрана или бумаги. Их легко заметить в любых условиях. Этот логотип лезет на передний план. Белый фон же выступает негативным пространством. Он помогает буквам быть заметнее. Но посмотрите внимательнее! Участок между буквами Е и х имеет форму стрелки, символизируя чувство движения и скорости. Негативное пространство заставляет буквы логотипа выделяться и задает энергичное, прогрессивное настроение.

Скульптура - это позитивное пространство, окруженное негативным. Последнее придает ей форму и объем. Мебель и аксессуары в комнате также выступают позитивным пространством на фоне негативного пространства стен и пола. Если интерьер продуман, они хорошо сочетаются, создавая ощущение гармонии. Как только вы начнете смотреть внимательнее, то заметите, что позитивное и негативное пространство окружает нас куда ни глянь!

Как же эффективно использовать всё это в фотографии?

Негативное пространство в виде песка обеспечивает контраст и интерес, подчеркивая камень, лежащий на нем.

Четыре способа применить негативное пространство

Темный фон делает тюльпан главным и заметным субъектом в кадре.

1. Изолировать субъект и привлечь к нему внимание

Самый распространенный способ использования негативного пространства - привлечение внимания к субъекту. Если орел запечатлен на фоне ясного неба, взгляд автоматически приковывается к нему. Белая стена за идущим человеком позволяет сфокусироваться на нем. При съемке портретов обычно делают так, чтобы фон изолировал субъект. Мелкая глубина резкости делает цветок на переднем плане живее.

В каждом случае негативное пространство фокусирует внимание на субъекте. Оно заставляет предмет словно выскакивать из кадра, оставаясь при этом незамеченным.

Негативное пространство обеспечивает свободу воображения. На что смотрит этот человек? Куда он идет? Охотится ли этот парящий орел? Что собирается делать этот бегущий волк? Что находится за тем цветком?

Негативное пространство, окруженное туманом, не только подчеркивает субъект, но также вызывает определенные эмоции.

2. Задать эмоцию или настроение

Зачастую негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины, убирая все отвлекающие элементы. Однако, используя яркие цвета, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности.

В психологии есть целая отрасль, изучающая реакцию человека на определенные цвета. Теплые оттенки - красные, оранжевые, желтые - вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же - синий, зеленый, фиолетовый - заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.

Таким образом, пешеход, идущий вдоль оранжевой стены, передает ощущение энергии не только за счет своей позы, но также благодаря цвету фона. Оранжевый зачастую ассоциируется с энергией, восхищением, энтузиазмом, возбуждением и теплотой.

Субъект, вокруг которого слишком много негативного пространства, будет выглядеть одиноким и изолированным, но, когда пространства слишком мало, это может вызвать ощущение клаустрофобии.

Почти монотонная стена делает минималистичную композицию намного привлекательнее.

3. Простота и минимализм

Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию. Представьте, что вы стоите посреди поля с пышными дикими цветами. Это сплошная каша, состоящая из контрастирующих цветов. Как получить хороший снимок в таких условиях?

Если поместить в кадре один цветок, создать мелкую глубину резкости и затенить фон, беспорядочный пейзаж сузится до одного конкретного субъекта.

Продуктовая фотография, при работе с которой предмет располагается на белом фоне - еще один пример минималистичного подхода, где использование негативного пространства упрощает композицию и привлекает внимание к вещи.

4. Пространство для текста

Если вы планируете продавать снимки на фотостоках, знайте, что наличие негативного пространства играет особенно важную роль для покупателей. Именно в нем они помещают свой рекламный текст, названия журналов и заголовки статей. Словам нужно свободное место. Так же, как отступы в тексте повышают читабельность, делая текст менее густым и более дружелюбным, пространство вокруг текстового блока на фотографии позволяет ему выглядеть свободным и привлекательным.

Три предостережения

Вы слышали о трех мушкетерах. Три предостережения - это их менее авантюрные братья.

Статуя Мартина Лютера Кинга смотрит влево, поэтому там должно быть негативное пространство, чтобы его взгляд был направлен на что-то, а над головой нужно немного больше свободного места.

1. Достаточно ли пространства для маневров?

Наши глаза отлично умеют следовать заданному направлению. Если субъект куда-то смотрит или двигается, должно быть достаточно места, чтобы зритель мог представить это движение или взгляд.

Подумайте о человеке, едущем на велосипеде справа налево. Если он расположен в правой части кадра, есть достаточно пространства, а зритель может без труда представить движение велосипедиста. В противном случае получается так, что субъект расположен слишком близко к своей конечной точке в кадре и создается неприятное ощущение сдержанности. В кадре недостаточно места, чтобы можно было представить это движение.

Теперь давайте возьмем портрет в профиль, человек на котором смотрит влево. Нам нужно пространство, чтобы представить, на что направлен его взгляд. Поместите субъект слишком близко к левой грани и появится ощущение, что направление взгляда отсекается.

Камни и деревья не двигаются, но эффект при расположении большей части негативного пространства слева отличается от того, который создается при помещении его справа.

2. Как понять, что негативного пространства слишком много?

Если возникает ситуация, когда пространства недостаточно, может произойти и противоположное - его очень много или оно расположено неправильно. Никому не станет лучше, если за велосипедистом или моделью будет куча ненужного пространства. До тех пор, пока вы не пытаетесь придать субъекту маленький, одинокий и неважный вид, нужно ограничивать количество негативного пространства.

Есть жесткое практическое правило, которое гласит, что негативного пространства должно быть больше, чем позитивного. Насколько? Примерно в два раза. При превышении этого порога субъект начинает выглядеть неважным. Однако, придерживаясь правила, вы получите приятный глазу результат.

3. Не забываете ли вы о своей цели?

Обращая всё внимание на субъект, легко забыть о фоне и негативном пространстве, которое он содержит. Когда вы сфокусированы на том, чтобы запечатлеть двигающийся предмет, как, например, тот орел, уделяете ли вы внимание фону, чтобы потом не пришлось часами заштамповывать линии электропередач в Photoshop? Выделяется ли пасущийся буйвол на фоне белого снега или смешивается с лесом позади него?

Компонуя снимок, остановитесь и спросите себя: «Зачем я использую негативное пространство?» Нужно ли оно, чтобы задать контекст происходящего или вычеркнуть его из кадра? Хотите ли вы изолировать и подчеркнуть субъект или показать его незначительность? Создаете ли вы ощущение движения или окутываете субъект загадочной пеленой?

Вам нужно четко определиться с целями использования негативного пространства, если хотите использовать его в качестве поддерживающего элемента. Помимо Оскара, который получает звезда фильма, есть награда для актера второго плана. Фильм не был бы таким без второстепенных ролей и ваши снимки тоже не смогут повлиять на зрителя без поддержки негативного пространства.

Какой ваш любимый способ использования негативного пространства? Расскажите в комментариях!

Нет, друзья, не подумайте, что старина Боб решил вдруг покопаться в психологических теориях эмоций. Хотя, с другой стороны, чем не тема для статьи? Ведь графический дизайн и психология человека напрямую связаны друг с другом.

Но сегодня я хочу обратиться к не менее важной теме — использование вокруг элементов в дизайне.

Любой художник и дизайнер в своих работах уделяет много внимания деталям, но порой забывает об очень важной составляющей – о негативном или, как его еще называют, отрицательном пространстве . А ведь использование негативного пространства является ключевым элементом художественной композиции!

Итак, знакомьтесь, негативное пространство – это место вокруг изображаемого объекта. Проще говоря, это область, незанятая содержанием.

Одним из первых негативное пространство начал использовать в своих работах американский художник-оформитель Чарли Гослин. Многие дизайнеры до сих пор черпают вдохновение и приводят в пример его работы.

Главной особенностью творчества Чарли Гросина было его умение создавать с помощью негативного пространства интересные графические элементы, наделенные дополнительным смыслом.



Хороший дизайнер понимает, что пространство, окружающее предмет не менее важно, чем сам предмет. Для того чтобы управлять взглядом зрителя, необходимо сделать «негативное пространство» активным.

«Негативное пространство» может становиться самодостаточным в композиции, конкурировать с «позитивным пространством» или поддерживать его. Однако в грамотном дизайне оно не должно отвлекать внимание от основного предмета композиции.

С помощью негативного пространства многим дизайнерам удается создавать удивительные логотипы. Вот один из наиболее интересных примеров — логотип Американского Архитектурного центра.

Не существует абсолютных правил, определяющих хороший дизайн. Тем не менее, есть основополагающие принципы зрительного восприятия, которых следует придерживаться для создания . Одним из них безусловно является восприятие физического пространства, занимаемого отдельно взятым графическим элементом по отношению к другим элементам на странице.

Впрочем, негативное пространство не обязательно должно быть белым, или окрашенным каким-то одним сплошным цветом. Оно может содержать плавные, цветовые переходы и даже фоновые объекты.


Учитесь видеть негативное пространство!


Для того, чтобы научиться эффективно использовать негативное пространство, вы должны видеть не только содержание страницы, но и ее скрытый смысл.

Один из инструментов, который используется преподавателями в художественных вузах, стал известен благодаря книге профессора Бетти Эдвардс «Рисование правой частью мозга» . В упражнении студенты переносили изображение с фотографии или рисунка, размещенного «вверх ногами».

Поскольку изображение было перевернуто, студенты не могли распознать предмет на рисунке. Поэтому они машинально уделяли равное внимание как положительному, так и негативному пространству. В результате этого упражнения выходил значительно более детальный рисунок.

Вот наиболее известный пример с бокалом и контурами лица. Ваза Рубина - оптическая иллюзия, которая из-за негативного пространства вокруг вазы кажется то бокалом, то двумя лицами.





Широкие возможности «негативного пространства».


Применяя возможности «негативного пространства» можно добиться:

  1. Ощущения воздушности и элегантности композиции.
  2. Концентрации внимания на самом главном элементе композиции.
  3. Лёгкости восприятия текста.
  4. Управления взглядом зрителя. Например, от заголовка к иллюстрации, от иллюстрации к тексту.
  5. Передачи дополнительного смысла работы.



Очень интересно использует отрицательное пространство в своих картинках израильский иллюстратор Нома Бар (Noma Bar). Его рисунки лаконичны, просты и в то же время остроумны. Он выпустил книгу иллюстраций «Негативное пространство» («Negative Space»). Данная подборка была опубликована в изданиях The Guardian и New York Times Magazine.








В веб-дизайне, как и в графическом искусстве, большое значение имеет соотношение элементов. Один из фундаментальных концептов дизайна — негативное пространство. Управляя им, можно контролировать внимание зрителя, ненавязчиво выделять информацию, последовательно переводить взгляд от одного структурного элемента к другому. В этой статье мы разберем основные приемы эффективного использования негативного пространства в веб-дизайне.

Этот термин пришел из фотоискусства и обозначает все то пространство, которое не попало в фокус. Графические дизайнеры часто используют термин “пробел”, имея ввиду любое пустое пространство, чаще всего белого цвета. Здесь же эти понятия будут использоваться как синонимы, независимо от цвета и однородности.

Негативное пространство — это тот каркас, который держит элементы дизайна вместе, задавая ему общий стиль. Пробелы разделяют важные части дизайна, делая их доступными для восприятия. Правильный баланс отрицательного пространства и элементов дизайна — залог успеха.

Микро- и макроуровни негативного пространства

Подсознательно наше восприятие настроено на работу с позитивным пространством, а пробелы помогают сосредоточить внимание на его составляющих. Все пространство между большими блоками дизайна - это макропробелы, все отступы между мелкими объектами дизайна, а также интервалы — это микропробелы. Первые позволяют структурировать части дизайна, а вторые, в свою очередь, обеспечивают нормальное восприятие информации, позволяя дизайну “дышать”. Давайте разберем на примерах:

Для лучшего понимания, как было использовано макропространство, следует упростить дизайн.

Итак, равное расстояние между тематическими блоками задает структуру дизайна и четкость восприятия. По законам композиции пробелы между маленькими блоками должны составлять 1/3 расстояния между большими блоками.

Как мы уже говорили, негативное пространство используется для сбалансирования и выравнивания элементов дизайна. Пробелы расставляют смысловой и структурный акцент. Ниже приведет типичный макет страницы сайта. В первом варианте блоки равноудалены друг от друга, законы композиции соблюдены. Давайте нарушим пропорции и посмотрим, как повлияет неправильное использование негативного пространства на восприятие дизайна:

Это вариант с нарушенными пропорциями:

Неправильное использование пустого пространства может разрушить структуру макета.

Что немаловажно, равные отступы между элементами дизайна одного уровня, например, кнопками навигационного меню или иллюстрациями, обеспечивают однотипность восприятия информации.

Микропробелы — это пространство между самыми маленькими элементами дизайна. Они обеспечивают читабельность размещенного материала. К макропробелам относятся интервалы и отступы в тексте, а также соотношение типографики и графики. Ниже приведены примеры использования микроотступов в дизайне:

В первом варианте размещенный текст слишком большой и близко расположен к изображению, что мешает восприятию последнего. Во втором — отступ подобран правильно.

Как понять, насколько легко визуально воспринимать ваш дизайн? Для этого воспользуйтесь приемом художников — отойдите от монитора на достаточное расстояние, при котором невозможно читать текст, и посмотрите не сливается ли текстовый блок с картинкой. Или ознакомьтесь с удачными примерами уже готовых макетов и воспользуйтесь опытом других дизайнеров:

Однотипность отступов — важный момент в использовании пробелов.

Пример справа смотрится значительно лучше: все дело в равных отступах между заголовком и основным текстом. Текст, да и весь дизайн в целом, становится более простым для восприятия.

Интерлиньяж

Негативное пространство между строками — это интерлиньяж. При его правильном подборе восприятие текста становится гораздо эффективнее. Чем больше текст, тем больше интерлиньяж — соблюдение этого правила сохранит баланс пропорций типографики. Избегайте слишком больших межстрочных отступов: это может привести к тому, что текст распадется на отдельные слова.

Негативное пространство и минимализм

Минимализм в веб-дизайне предполагает минимум графики, выделение важной информации за счет контраста с негативным пространством. Именно в этом направлении дизайна можно увидеть наилучшие примеры работы с пробелами.

Но использование негативного пространства не равносильно минималистическому стилю дизайна. Акцент на пустое пространство дает ощущение строгости, четкости и информативности: дизайн как бы дышит. При этом расстояние между элементами больше, чем мы привыкли видеть, что позволяет уделить время проработке деталей.

Минимум графики и максимум пространства — хороший выбор для “серьезного” дизайна сайтов.

Например, Google — приверженец минималистического стиля — в изобилии использует пустое пространство, что придает дизайну ощущение простоты и лаконичности.

А компания Apple применяет данный метод для структурирования элементов дизайна, благодаря чему увидеть нужный раздел на сайте легко. Что интересно, такого же стиля бренд придерживается и в дизайне своих магазинов.

Минималистические сайты — это яркий пример манипулирования пустым пространством, но в дизайне встречается еще один эффективный метод. Его можно охарактеризовать как нарушение всех правил.

При дизайне следующих сайтов макропространство не унифицировано по однотипному шаблону, элементы дизайна разбросаны как бы в случайном порядке. За счет этого создается ощущение импровизации, творчества, несерьезности. Такой подход хорош для дизайна сайтов игровой, праздничной тематики, а также для органического дизайна, чтобы имитировать “естественное” расположение элементов в дизайне. Обратите особое внимание на микропробелы: несмотря на импровизацию с типографикой все интервалы и отступы соблюдены.

Работая с пустым пространством, вы задаете стиль сайту. Будет это минимализм, перегруженность или органика — все зависит от целей и задач дизайна. Естественно, что несоблюдение структурной иерархии и законов композиции подойдет не для каждого сайта. Все дело в нахождении баланса между элементами дизайна и пустым пространством, а также, в акценте на необходимой информации.

Совсем не пустое пространство

Мы уже говорили о том, что негативное пространство не обязательно должно быть однотонным белым фоном. За последние два года в области веб-дизайна появилась мода на Photo background style. Этот достаточно новый подход в использовании негативного пространства, который уже успел завоевать популярность. Он интересен тем, что внимание посетителя переноситься с позитивного на негативное пространство. То, что раньше было не в фокусе, теперь несет основной эстетический посыл, выражая главную стилистическую идею сайта.

Используя фото как негативное пространство, следует учитывать три основных момента:
- тематичность выбранной фотографии;
- ее стилистическое и эстетическое соответствие целям и задачам дизайна;
- работа с типографикой.

Из практики все мы знаем, что текст лучше читать на однотонном фоне. Решить задачу эффективного восприятия текста помогут дополнительные элементы дизайна, например, подложки под текст. Также не забывайте экспериментировать с прозрачностью и режимами наложения как подложки, так и фотографии.

Использование иллюстраций — еще один интересный прием работы с негативным пространством, принципы применения которого такие же, как и у фото. Хорошо подобранная иллюстрация задает стиль дизайну сайта, подчеркивает основную тематику.

Негативное пространство и логотипы

Использование негативного пространства при создании логотипа — один из любимых креативных приемов дизайнеров. Ведь логотип — это опознавательный знак компании, представляющий собой один символ или короткую надпись. Вместить в него не только название компании, но и смысловой посыл — дело непростое. Ниже приведены примеры логотипов, дизайн которых базируются на негативном пространстве:

Согласитесь, выглядит восхитительно. Такой подход к созданию логотипа, привлекает внимание зрителя, так как креативность всегда запоминается.

Поводя итоги, следует отметить, что залог успеха будущего дизайна состоит в правильном использовании пространства: оно не должно быть перегруженным или напротив слишком пустым. Даже при создании графики в стиле минимализм, глаз посетителя необходимо цеплять за важные элементы. Наличие правильно разработанного негативного пространства поможет передать скрытый смысл, основную идею дизайна.

Пустое пространство в дизайне - это не площадь, на которой ничего не расположено — это способ позиционирования графических и текстовых элементов. Научитесь правильно применять его, и Ваш дизайн станет интересней.

Манипулируя вниманием посетителя при помощи грамотно созданного негативного пространства, проще подвести его к нужной информации.

Работая над фотографией, мы всегда ограничены прямоугольной рамкой кадра. Мы вольны использовать предоставленное нам пространство как нам заблагорассудится. Мы можем включать в кадр одни объекты, оставлять за границами видимости другие. Мы можем выбирать главных персонажей и усиливать акценты на них, или, напротив, создавать абстрактные или графические композиции, где нас интересует узор, текстура или ритм. Тем не менее, какой бы кадр мы не выстраивали, мы всегда работаем с пространством. При этом, очень важно понимать, что пространство — это не просто то место, где мы можем располагать наши объекты. Пространство само часто бывает объектом.

Существует такое понятие — негативное пространство . Обычно так называют пространство, окружающее главный объект фотографии или рисунка. Негативное пространство, несмотря на свое не позитивное название, может быть очень хорошим выразительным средством. С его помощью мы можем добиваться самых разных вещей.

1. Заставлять фотографию дышать, наполнять ее воздухом.

2. Выделять один, непохожий на все остальное, объект, выгодно подчеркивая необходимый контраст.

3. Создавать однородный фон для четкого и читабельного разделения планов.

4. Создавать иллюзию бесконечности пространства, внутри которого живет главный объект съемки.

5. Подчеркивать контраст между объектами, заложенный в фотографию автором.

Но самое главное: правильное использование негативного пространства делает фотографию простой, лаконичной и читабельной. Такие фотографии очень просто воспринимать, они моментально находят отклик у зрителя, без преград считывающего высказывание фотографа.

Помимо негативного пространства, существует пространство мертвое . Оно тоже окружает основные объекты съемки, однако работает оно абсолютно противоположным образом. Мертвое пространство заполнено множеством отвлекающих и сложно различимых деталей. Оно мешает и заслоняет собой высказывание фотографа, и первое, что хочется сделать при просмотре фотографий с мертвым пространством — немедленно избавиться от него.

В этом примере на переднем плане расположены кусты с красными листьями, сливающимися в одно сплошное и не читаемое пятно, за которым расположилась зона бурой травы. Такой передний план ничем не оправдан, он не работает композиционно, он эстетически не привлекателен, он неряшлив и сумбурен. Это пространство лишь отвлекает от красивых гор на заднем плане и атмосферных высокогорных домов на среднем. Это мертвое пространство.

Похожая ситуация и в этом примере. Великолепная горная гряда теряется на фоне бесформенного бурелома на переднем плане. Взгляд то и дело возвращается к этим поваленным деревьям, и безуспешно пытается отыскать во всем этом гармонию. Это похоже на состояние зрителя, сидящего в кинотеатре на просмотре увлекательного фильма, но вынужденного постоянно отвлекаться на невнятный разговор соседа по мобильному телефону: в какой-то момент ты, волей неволей, начинаешь вслушиваться в шепот говорящего, теряя историю на экране.