Добрый день, друзья! С вами Елена Никитина, и сегодня поговорим о важном явлении, без которого не было бы успеха ни в одном начинании – мотивация. Что это такое и для чего она нужна? Из чего складывается, на какие виды она подразделяется и зачем ее изучает экономика – обо всем об этом читайте ниже.

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. И действительно, даже путешествие не принесет счастья тому, кто не желает туда отправляться.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.

Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.

С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев понимают мотив как опредмеченную потребность человека. Мотив отличен от потребности и цели. Его также можно рассматривать как осознаваемую причину человеческих поступков. Он направлен на удовлетворение потребности, которая может и не осознаваться личностью.

Например, стремление привлекать внимание экстравагантной одеждой призвано закрыть насущную потребность в любви и принадлежности, что характерно для неуверенных в себе людей.

От цели мотив отличается тем, что цель является результатом деятельности, а мотив – ее причиной.

Потребность – познавательная.

Мотив – интерес к чтению (чаще всего на определенную тему).

Деятельность – чтение.

Цель – новые впечатления, удовольствие от слежения за сюжетом и т. д.

Чтобы конкретнее представить собственную мотивацию, ответьте на вопросы:

  1. Почему я делаю что-либо?
  2. Какие потребности мне хочется удовлетворить?
  3. Каких ожидаю результатов и чем они значимы для меня?
  4. Что заставляет меня действовать определенным образом?

Основные характеристики

Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:

  1. Вектор направленности.
  2. Организованность, последовательность действий.
  3. Устойчивость избранных целей.
  4. Напористость, активность.

По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.

Этапы мотивации

Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:

  1. Сначала возникает потребность.
  2. Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
  3. Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
  4. После этого совершается само действие.
  5. По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
  6. Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.

Виды мотивации

Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:

  • По источнику мотивов.

Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).

Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.

  • По результатам действий.

Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).

Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).

  • По устойчивости.

Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).

Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).

  • По охвату.

В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.

Сферы применения понятия

Понятие мотивации применяется как в повседневной жизни – для регулирования поведения самой личности и членов ее семьи, так и с научной точки зрения – в психологии, экономике, менеджменте и т. д.

В психологии

Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:

  • бихевиоризм,
  • психоанализ,
  • когнитивная теория,
  • гуманистическая теория.

Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы. Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу. Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.

В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).

Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.

Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.

В менеджменте

В управлении персоналом мотивация понимается как побуждение людей к труду на благо предприятия.

Теории мотивации применительно к управлению персоналом делятся на содержательные и процессуальные . Первые изучают потребности человека, которые заставляют его действовать определенным образом. Вторые рассматривают факторы, влияющие на мотивацию.

Стимулируя подчиненных на выполнение трудовой деятельности, руководитель решает несколько задач:

  • повышает удовлетворенность сотрудников работой;
  • добивается поведения, нацеленного на нужные результаты (например, увеличение продаж).

При этом учитываются такие понятия как потребности, побуждения, ценности, мотивы сотрудника, а также стимулы и вознаграждение. Под побуждением понимается ощущение недостатка чего-либо. В отличие от потребности, оно всегда осознается. Побуждения вырабатывают цель, чтобы закрыть потребность.

Например, потребность в признании формирует побуждение достичь карьерных высот, и целью может служить место директора (с промежуточными этапами на пути).

Ценностями могут выступать все объекты материального мира, важные для человека. В данном случае это общественное положение.

Мотив понимается как стремление удовлетворить потребность. А стимулами называют те внешние факторы, которые вызывают определенные мотивы.

Мотивирование как раз и ставит целью сформировать у сотрудника желаемые мотивы, чтобы направлять его активность в нужное русло. Ведь стремление к успеху зависит от того, что понимается под успехом.

Специально для руководителей мы написали о мотивации персонала подробнее.

В экономике

Среди экономических теорий мотивации интересно учение классика науки – Адама Смита. По его мнению, труд непременно осознается человеком как нечто мучительное. Различные виды деятельности не привлекательны по-своему. В ранних обществах, когда человек присваивал все, что производил, цена продукта труда была равна компенсации затраченных усилий.

С развитием частной собственности это соотношение изменяется в пользу стоимости товара: она всегда представляется больше, чем усилия, затраченные, чтобы заработать на данный товар. Простыми словами, он убежден, что работает за дешево. Но человеку по-прежнему хочется уравновесить эти составляющие, что и заставляет его искать более оплачиваемую работу.

Взгляд на мотивацию работников в экономике напрямую связан с проблемой эффективности работы предприятия. Как показал опыт зарубежных, в частности, японских исследований, материальная стимуляция труда не всегда является исчерпывающей. Зачастую активность и вовлеченность работников в производство обеспечивает комфортная обстановка, атмосфера доверия, уважения и сопричастности, социальные гарантии и система различных поощрений (от грамоты до премии).

Тем не менее фактор зарплаты важен для работника и учитывается многими экономическими теориями. Например, теория справедливости говорит о связи вознаграждения с усилиями членов коллектива. Сотрудник, который считает, что его недооценивают, снижает производительность труда.

Затратность на каждый вид стимулирования оценивается с экономической точки зрения. Так, например, авторитарный стиль управления предполагает увеличение управленческого аппарата, что означает выделение дополнительных ставок и расходов на заработную плату.

Производительность труда в таком коллективе средняя. В то время как привлечение сотрудников к управлению производством, возможность самостоятельно выбирать график или трудиться удаленно имеет низкую себестоимость и дает высокие результаты.

Удаленная работа хороша тем, что доход зависит только от вас, да и мотивацией вы занимаетесь сами. Ознакомьтесь с – возможно, скоро вы сможете неплохо заработать на увлечении.

Зачем нужна мотивация?

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть все, что вы делаете, приносит радость!

Кажется, что людей могут мотивировать очень разные вещи, стремления и фантазии. Но, на самом деле, психологи выделяют всего 3 основных типа мотивации и один минорный.

Ответив на вопросы этого теста, вы сможете узнать, к какому типу мотивации относится ваше желание двигаться вперед.

Зачем это нужно знать? Для того, чтобы при наличии выбора постараться оказаться в тех условиях, которые будут мотивировать вас сильнее всего. И, напротив, сделать все, чтобы избежать тех задач и проектов, выполнение которых иметь сильной мотивации для вас не будет.

Правила прохождения теста

  1. Выберите тот варианта ответа на вопрос, который вам ближе. Не старайтесь при этом подобрать некий «правильный ответ». Его просто не существует. Все ответы в равной мере имеют право на существование.
  2. Подсчитайте, какое количество вариантов ответов относится к какому типу.
  3. Мало вероятно, что один из типов мотивации будет однозначно у вас доминировать. Скорее всего, первые два победителя будут отличиться друг от друга лишь на небольшое число ответов. Поэтому обязательно рассматривайте для себя оба варианта мотивации, которые правильно назвать – первичной и вторичной мотивацией.

К какому типу относится ваша мотивация?

Цель Отношения Обучение
1. Вы испытываете гордость, когда..? Закончили какое-либо дело Помогли другим людям Справились с проблемой просто при помощи своего интеллекта
2. Вы чаще всего думаете о..? Том, что дальше Людях Разных интеллектуальных задачах
3. Лучший отдых для вас — это? Релаксация, например, медитация Общение с друзьями Изучение чего-то нового интересного
4. Вам легче сделать что-то..? По графику Вместе с кем-то С ощущением, что это правильно
5. Ваша любимая деятельность онлайн – это? Поиск определённой информации Общение — почта, чаты, соц.сет и т.д. Переход по ссылкам на сайты самой разной направленности
6. По-вашему мнению, проекты должны..? Быть закончены вовремя Быть выполнены в группе Иметь большое значение для жизни
7. В школе вам нравилось? Задавать вопросы Заводить новых друзей Учиться новому самостоятельно
8. Рабочий график для вас — это..? Способ достижения цели точно в срок Способ поддержания контакта с коллегами Это то, что помогает удержаться на верном пути
9. Вам хочется, чтобы о вас думали, как о человеке..? Всегда все делающим вовремя Добром, вдумчивом, внимательном к другим людям Умном, любознательном, решающем проблемы силой интеллекта
10. Удачно завершившийся проект для вас — это проект, который..? Завершился точно в срок Помог другим людям и наладил с ними контакты Научил чему-то новому

Мотивация на цель

Характерна для тех, кто хочет достичь желаемого наиболее быстро и просто. Для таких людей не подходят длительные «витиеватые» проекты. Они не любят учиться и загромождать себе голову ненужной информацией. Высоко ценят наличие в команде экспертов, к которым можно обратиться за помощью. Практически никогда не делают ничего «ради процесса». Начинают шевелиться лишь тогда, когда возможность достижении цели реальна и близка.

Мотивация на общение

Характерна для выраженных экстравертов, которые в принципе не могут жить без ежеминутного общения. Возможность двигаться по направлению к достижению цели у таких людей есть тогда, когда есть возможность расширения сферы своего общения. У многих людей, которых мотивирует общение, вообще отсутствует возможность работать в тихом уголке в одиночестве.

Мотивация на обучение

Те, кого мотивирует обучение, нередко имеют проблемы с выполнением рутиной работы. Вообще таким людям бывает сложно работать. Они нередко подают большие надежды в школе и ВУЗе, но при выходе на работу теряют свои лидирующие позиции. Так как делать то, что уже известно и автоматизировано, им не интересно. Нет мотивации. Зато они прекрасно могут трудиться «ради самого процесса» работы за очень скромное денежное вознаграждение, если этот процесс позволяет им постигать нечто новое.

Что же касается четвертого типа мотивации, то далеко не все специалисты признают его наличие. Многие считают, что это, скорее, отсутствие мотивации, нежели ее особый вид.

Но, в любом случае, упомянуть об этой разновидности мотивации все же стоит. Это – мотивация на радостное возбуждение .

Люди с подобным типом мотивации ничего не могут делать долго. Они чем-то загораются и тут же к этому остывают. Очень редко доводят что-то до конца. А если и доводят, то в момент выполнения работы находятся в постоянном стрессе, так как им скучно. А скука ведет их к стрессу.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

У многих из нас, пока мы не выросли, ответственность за нашу мотивацию несли наши родители. Все, что нам оставалось делать, это говорить: «Как мне все наскучило!». И наши родители готовы были сделать все, что угодно, чтобы быть уверенными, что мы всем довольны в своей жизни.

Теперь же проблема в том, что вместо того, чтобы брать за нас ответственность, наши родители предпочитают указывать нам, что делать. Конечно, как только мы стали приближаться к подростковому возрасту, мы ощутили на себе давление общества, требующего, чтобы мы выросли.

И мы ошибочно полагали, что, доказав то, что никто не может нам указывать, мы сможем противостоять этому давлению, не отказывая себе в роскоши оставаться безответственными. Мы думали, что, стоит нам только доказать, кто здесь главный, как мы сразу же станем взрослыми.

Это заблуждение привело нас к очередному заблуждению: мы решили, что проявление любви наших близких по отношению к нам – в их активном участии в нашей жизни. Мы бы предпочли дать отпор тому, кто когда-нибудь бы указывал нам, что для нас хорошо, а что нет.

Мы упиваемся своей так называемой «псевдосилой», на самом деле протестуем, руководствуясь ей при принятии многих решений. Некоторые решения действительно были приняты в угоду нашим интересам – когда мы могли вынести какую-то выгоду.

Тест на «самомотивацию»

Основываясь на этих ошибочных предположениях, многие из нас никогда не работали над своей мотивацией сами.

Как определить, страдаете ли вы из-за этого?

  1. Можете ли вы припомнить то время, когда вы чувствовали, что другие люди влияют на ваше решение?
  2. Было ли у вас когда-нибудь, что вы говорили: «Я бы довел это дело до конца, если бы он (она) не…?»
  3. Можете ли вы вспомнить, когда вы говорили: «Мне это надоело!»
  4. Припоминаете ли вы моменты, когда вы говорили: «Мне кажется, вы слишком навязчивы»?

Если хотя бы на один из вышеперечисленных вопросов, вы ответили да, то это указывает на то, что ваша жизнь может улучшиться, если вы примите на себя большую ответственность за «самомотивацию». Вы наверняка смотрели на других и позволяли им брать эту ответственность на себя.

Как использовать ваши результаты теста.

  • Если вы ответили «да» в вопросе №1 – Почему вы считаете, что кто-то другой должен позаботиться о вашей мотивации? Возьмитесь за это сами. И когда кто-нибудь попытается повлиять на вас, вы еще больше укоренитесь в своей позиции, потому что вы ни от кого не будете зависеть. Вы будете крепко стоять на своих ногах.
  • Если вы ответили «да» на 2 вопрос , вы затрудняетесь определить, добились ли вы своих целей. , вам нужно больше проявлять силу своего характера, так, чтобы вы придерживались своей цели, даже если вмешиваются другие люди.
  • Чтобы развить в себе эту способность, потребуется тренировка, но результат стоит того. Ранний предупредительный знак, который говорит вам о том, что вы вот-вот готовы сдаться, это чувство разочарования.
  • Когда вы замечаете, что у вас возникает чувство неудовлетворенности, делайте что-нибудь, чтобы стимулировать себя снова. Например, вспомните три случая из своей жизни, когда вы не сдались, и это дало хорошие результаты.
  • Если вы, как в вопросе №3, говорите : «Мне все надоело», вам нужно что-то предпринять, чтобы ваша жизнь стала интересной. Не ждите, что кто-то другой сделает эту работу за вас. «Мне все надоело» часто означает «Я не живу на полную». Чтобы взять ответственность за свою собственную мотивацию, вы должны спросить себя: «Что мне нужно сделать, чтобы развить больший интерес?».
  • И если, как написано в вопросе №4 , вы чувствуете, что другие слишком назойливы, это, возможно, является признаком того, что вы сосредоточены на том, чтобы доказать им, что они не могут вас контролировать. Возможно, вы не выработали в себе привычку спрашивать у себя: «Что мне больше всего интересно?», спросите себя: «Почему им нужно что-то мне навязывать? Не потому ли это, что я стою на месте и сам не проявляю инициативы, чтобы идти вперед?».

Что бы вы сделали по-другому, если бы вы полностью взяли на себя ответственность за отстаивание своей мотивации?

  • Стали бы вы читать угнетающие книги каждое утро?
  • Перестали бы вы ходить на фильмы ужасов?
  • Стали бы вы замечать, когда тон вашего голоса имеет нотки «возможно» вместо «невозможно»?

Я полагаю, что вы добавите еще 10 вещей к этому списку и возьмете ответственность за свою мотивацию, начиная с сегодняшнего дня.

Мы часто поднимали в этом блоге темы о заработке, об интернет деятельности, сравнивали работу в интернет с работой в офлайне. Сегодня мы вновь поговорим об интернет работе. А именно о том, что мешают нам добиться поставленных целей.

Каждый человек, когда открывает новый блог или сайт, преследует какую-то цель. Кто-то стать известным и популярным, кто-то познакомиться с новыми людьми. Но чаще всего сайты создаются с целью заработать. Если уже есть опыт в сайтостроении, то чаще всего вы знаете: когда сайт начнет приносить прибыль, какой она будет, сколько денег и труда нужно будет вложить в это дело — хотя бы примерно. Но когда опыта не много – не знаешь, что тебя ждет впереди. Вот тут начинается самое интересное.

Рассмотрим все на примере блоггера — Васи. Вася решил создать блог, потому что он прочитал, что блоггинг – это достаточно прибыльная вещь. Все, что нужно — это писать посты и обмениваться постовыми, подумал Вася и через месяц создал свой автономный блог.

Стал Васек писать. Слава богу, по русскому у него твердая четверка, да и сочинения в школе он писал очень хорошо. Поначалу, отказываясь от своих каждодневных дел, таких как игры, прогулка с друзьями и д.р., он писал каждый день. Потом он стал писать через день, затем раз в неделю, а потом совсем забросил блог.

«Хрень какая-то! Пишу два месяца, оставляю везде ссылки и заработал копейки. Яндекс тИЦа не дает, в блогун не берут нулевой блог. Да лучше бы я продавал эти статьи, каждую за 1$. Мда…»,- подумал Вася.

Когда Вася только открывал блог, его мотивацией были деньги. Он всегда находил время, чтобы написать что-то, ждал и верил, что скоро на его кошелек webmoney посыпятся золотые монетки. Работать бесплатно никто не хочет. Но Вася знает, что через время, если он продолжит работать также как и раньше, его ждет обещанная прибыль. Но уже не работается. Что делать, как себя заставить?

Раз деньги или перспектива их получения перестали быть мотивацией, нужно самому создать себе стимул. Как это? Поспорьте с друзьями, что добьетесь какого-то результата. Или заключите пари с коллегами – устройте соревнование, а другие пусть делают ставки на вас, букмекерская контора даже не нужна. Это не только интересно, но и заставляет двигаться. Не хочется же проиграть.

Для примера:

min vs. Spryt
Тот, кто читал коменты к одной из предыдущих записей, уже знает о нашем маленьком пари) Задача простая — кто больше заработает в сапе за май 2009, тот и забирает выигрыш — сумму, которую заработал оппонент за тот же май.

Или придумайте себе наказание за невыполнение поставленной цели. Например, я в последнее время нахожу мало времени для того, чтобы писать в блог. Вроде бы, свободного времени столько же, как раньше, но лень. Чтобы бороться с ленью я написал, что если не напишу 10 постов, то отдам половину выручки от блога читателю. И все. Я напишу эти 10 постов, куда я денусь:). Кто-то скажет, что зачем себя так мучить, не можешь – не пиши. Но нужно добиваться цели и любой метод подойдет (не нарушающий законов, конено:)).

Если вы когда-нибудь работали в оффлайне, то знаете, что на работу опаздывать нельзя и работать нужно хорошо, чтобы не уволили. И мы будем делать все, чтобы нас не уволили, так как нужен постоянный доход. Но когда работаешь на себя можно поспать подольше и пропустить совсем свой рабочий день (его, как правило, и нет совсем). Никто ведь не уволит.

Я читал в одном блоге, как два парня снимали офис и работали в интернете, как будто у них есть начальник. Это для того, чтобы мотивировать себя. Если кто-то из них не приедет в офис или опоздает – он подставит напарника – чего делать нельзя. Подобная мотивация работает в нашем блоге . Нас семеро и у каждого отведен свой день для написания постов. Если не написал пост в этот день – подставил сразу шестерых коллег.

В общем, вместо всех этих букв, что выше, можно было просто написать: «Найдите мотивацию».

Вася ты все понял? 😉

Какая у вас мотивация? Что двигает вами вперед? Просто получение денег не всегда является достаточным условием. Поэтому, чтобы чувствовать жизнь на все 100%, мы должны иметь большие и смелые цели. Но почему вы должны это делать? Вы действительно знаете? А знают ли люди, которые вас окружают?

Вспомните вашего первого клиента. Вас мотивировало взаимодействие с ними, вы мотивировались только тем, чтобы он остался вашим клиентом. Вы хотели научить их, показать им что-то новое, стать помощником в бизнес-деле.

Но что же сейчас? Если ваш клиент уже остался с вами навсегда? Чем мотивироваться дальше?

Итак, вот несколько правил, которые вам помогут

Цели

Вы должны постоянно ставить перед собой новые цели: маленькие, большие – не важно, главное, чтобы у вас было к чему стремиться.

Планы

Это методы достижения ваших целей. Вы должны постоянно искать новые возможности, которые помогли бы вам достичь целей быстрее.

Наслаждение каждый день

Вы должны наслаждаться жизнью каждый день, потому что именно это дает вам удовлетворенность от жизни. Создавайте для себя все условия, чтобы быть счастливым в каждом дне.

Занимайтесь самообразованием

Это поможет вам познавать новые открытия, быть участником новых достижений.

Эти правила помогут вам быть всегда мотивированным человеком и достигать всего, чего только хочется.