Из самого названия МК следовало, что эта встреча будет очень познавательной. Так оно и получилось. Специалисты своего дела Катя и Митя поделились с блогерами своими знаниями по теме света в фотографии. Многие участники этой встречи уже написали свои отчеты. Теперь дошла очередь и до меня. Приехал я в Симферополь слушать и пытаться понять услышанное. Поэтому почти не снимал. А теперь вот что я понял и вынес с этого МК.


Фотография в переводе с греческого означает "запись света", "светопись". Без света ни одна фотография не получится. А хорошая фотография получается при правильном свете.

Что такое фотография для обыкновенного человека? Это - лист специальной бумаги, на котором определенным образом нанесен цветовой рисунок. Воспринимая его, человек ассоциирует в своем сознании определенный образ, который постарался донести до него фотограф. Но как это получается? Ведь лист бумаги - это плоский объект. А образ, который рисует себе зритель, наверняка трехмерный, объемный. Как этого добивается фотограф?

Небольшое отступление. Двумерными являются практически все носители информации, созданные человеком. Это и бумага, на которой мы пишем или печатаем книги, это и доска в аудитории, где преподаватель делает пометки слушателям, это и плоский экран монитора или телевизора. Плоскими являются дискеты, CD- и DVD-диски. Все это связано с особенностью человеческого мышления, которое плоско по своей природе. Мы относительно легко воспринимает двумерную информацию, и с большим трудом - трехмерную. Вспомним хотя бы школьные уроки геометрии. Планиметрия и стереометрия - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Хотя планиметрия и сложна для понимания и восприятия, но до стереометрии ей далеко. Можно также вспомнить как трудно даются школьникам и студентам уроки по черчению, задачи на проекции, сечения, а особенно построение изометрий и диметрий. Про 4D вообще лучше не вспоминать. Сознание человеческое его вообще никак не воспринимает. Кто хочет поэкспериментировать, может попытаться представить и нарисовать четырехмерный куб.

Итак, задача понятна: на двумерном объекте - на листе бумаги или на экране монитора - нужно воспроизвести картинку так, что возникло ощущение трехмерности снимаемого объекта, или как еще говорят фотографы, чтобы картинка получилась не плоской, объемной. Какие возможности есть для этого у фотографа, да и любого художника. Первое - это композиционные. Под ними я имею в виду и передачу перспективы (а также связанные с ней прием направляющих линий). Это и разбиение изображения на планы (передний, средний, дальний). Конечно, это и управление ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), что достигается установкой соответствующего значения диафрагмы. Ну и, наконец, - это свет.

Каким бывает свет для фотографии? Каждый знает, что он бывает жестким и мягким. Возникает закономерный вопрос: как достигается "жесткость" или "мягкость" света? До этого МК я ошибочно полагает, что размягчить свет можно путем применения различных рассеивающих насадок на источник света. Теперь, благодаря Мите, я знаю правильный ответ на этот вопрос. Жесткость света будет определятся угловыми размерами источника света по отношению к снимаемому объекту . Если источник света сравним или больше по размерам с тем, что мы хотим снять, то свет будет мягким. А чем ближе источник света к точечному - тем жестче будет свет. Поэтому, всякие рассеивающие насадки на вспышки, различные "стаканы", бумажки и проч. не сделают вам свет мягче. Они лишь уменьшат интенсивность света, не более того.

В условиях уличной съемки мы имеем дело с тремя источниками света. Первый - это нами всеми любимое Солнце, или Луна ночью. Очевидно, что эти небесные тела являются точечными источниками света и, соответственно, дают жесткий свет. Второй источник - это небо. Так как оно большое и занимает аж всю полусферу, что над нами, оно является огромным софтбоксом и дает мягкий свет. Наконец, есть еще третий игрок на этой сцене света - отраженный свет. Это такое совокупное понятие, включающее все тела, окружающие наш предмет съемки. Это тоже мягкий свет.

Фронтальным
- переднедиагональным
- боковым
- заднедиагональным
- контровым
- верхним
- нижним.

Фронтальный свет - это свет, падающий на объект съемки спереди, со стороны фотографа. Другими словами, фотограф, источник света и объект находятся на одной линии. Это - самый плохой вид света, так как он полностью освещает объект. И хотя он хорошо показывает форму, достаточного свето-теневого рисунка он не дает. Изображение выглядит плоским. Это как раз та ситуация, когда снимают со встроенной вспышкой "в лоб". Митя советовал заклеить ее жвачкой.

Боковой свет - это свет, падающий сбоку оси объект-фотограф. Такой свет дает хороший свето-теневой рисунок. Он хорошо прорисовывает текстуру объекта. Именно его Митя использовал в дальнейшем, показывая нам пример на шедевре народного творчества "Рыба-колесо".

Контровый свет - это свет, падающий сзади снимаемого объекта. Сам источник свет может затеняться объектом и в камеру не попадать. Тогда мы увидим на снимке очертания в виде узкой полоски света по краям снимаемого объекта. Широко используется для отделения объекта от фона. Его очень любят киношники: в кинофильмах с хорошей операторской работе его можно найти практически в любом кадре. Если же источник света попадает хоть как-то в кадр, он становится самостоятельным элементом композиции. Такие фото очень любит делать Катя.

Передне-боковой и задне-боковой - это комбинация указанных выше типов света.

Также звучали советы повышать ISO при съемках в темное время суток и не бояться при этом шумов. Было сказано, что эти шумы видит только один человек на свете - это сам фотограф, который рассматривает свой снимок в 100% разрешении. Все остальные будут довольствоваться просмотром фотографий на экране плазмы. Кроме того, Митя утверждает, что на печати шумы не видны. Не пробовал, не знаю. Надо профессионалу верить на слово.

Это пока что все, что вспомнил. Если вспомню что другое, напишу в другом посте.

Сам МК класс прошел в очень добросердечной, домашней обстановке. Чувствовалось, что хозяева подготовились хорошо. Ни одного недовольного мною замечено не было. Если такие встречи будут повторяться - это будет просто здорово.

На фото lena_mi5 .

Много фоток со встречи можно найти в отчетах других блогеров. Вот те, которые мне известны на данный момент:

На МК присутствовали geser , puristka_maga , igor_salnikov с супругой, a_chernyh , yuhanson ,

Продолжим нашу статью и раскроем до конца все приёмы и секреты съёмки «особых» объектов — людей. Фотографы во всем мире часто спорят, какие портреты лучше - постановочные или непостановочные. Справедливо считать, что оба варианта хороши, если фотограф изначально задается целью как можно вернее отобразить своего героя. Пожалуй, каждого из нас не­
сколько раз в жизни просили позировать перед камерой, хотя бы для школьной фотографии.

Как правило, такие фотографии лише­ны индивидуальности (и возвращают нас в детсадовские годы), поскольку они постановочные в том смысле, что нам говорят, где сесть, как встать, куда повернуть голову, а затем, что самое сложное, посмотреть прямо в объектив и улыбнуться.

Постановка или «случай»?

С другой стороны, непостановочные фотографии - это фотогра­фии людей, которые либо не подозревали о том, что их снимают, либо же (и здесь дискуссия становится по-настоящему интерес­ной) у зрителя складывается такое впечатление. При настоящей непостановочной фотосъемке людям не говорят, что им нужно делать и какие эмоции выражать, им просто удается быть со­бой в данный момент времени. В отличие от постановочных портретов здесь никогда не чувствуется присутствие фотографа. Но что, если фотографу удается создать впечатление естествен­ности, в то время как герои кадра прекрасно осознают его при­сутствие? На протяжении долгих лет мы верили, что знаменитый французский фотограф Роберт Дуано действительно поймал прекрасный кадр целующейся пары, проходящей мимо уличного кафе и его камеры. Эта фотография, Le Baiserdel’Hotelde Ville, Paris, была и, по глубокому убеждению многих, остается одним из его шедевров. Но недавно мы узнали, что Дуано срежиссировал эту сцену и неоднократно заставлял молодых людей проходить мимо кафе, обмениваясь поцелуями и жаркими объятьями, до тех пор, пока он не получил то, чего хотел:

Le Baiserdel’Hotelde Ville, Paris. Robert Doisneau

В защиту Дуано скажем, что мы бы совсем не удивились, узнав, что он и в самом деле однажды увидел юношу и девушку, которые, поглощенные друг другом, шли в обнимку мимо кафе, где сидел фотограф. Возможно, он не сделал этот кадр, но отметил его в уме и скоро, прибегнув к помощи своих друзей, воссоздал это мгновение. А что в этом плохого? В 1950 году, когда он сделал эту фотографию, улицы Парижа часто казались праздничными - не так давно снята была германская оккупация, и в городе снова воцарилась атмосфера любви. Ну и что, если он инсценировал этот миг?! Ему это удалось настолько хорошо, что ни у кого на протяжении многих лет не возникало сомнений в искренности этого кадра.

Постановочный он или нет, разве он противоречит истине момента? То была пора воодушевления и свободы, и фото­графу прекрасно удалось уловить дух времени так, чтобы весь мир почувствовал его и разделил.

Каждая фотография - это «ложь», которая, если удается, становится правдой. Под ложью подразумевается выбор композиции. Составляя композиции, фотограф показывает лишь малую часть общей картины - и именно здесь начинается ложь. Портрет улыбающейся малышки крупным планом ничего не говорит о бедности, которая ее окру­жает; в кадре отсутствуют ее дом из листов рифленого металла, четыре голодных пса, что спят на крыльце, и канава со сточными водами, проходящая прямо рядом с домом. В конечном счете в спорах о постановочных или непостановоч­ных кадрах можно привести такой аргумент: если фотография застав­ляет вас злиться, грустить, смеяться, если она заставляет вас чувствовать , значит, это правда.

Если герой воплощает идею, которую вы хотите передать, - вне зависимости от то­го, постановочный ли это кадр, придуманный и даже снятый с двадцатого раза, - и фотография не кажется неестественной, значит, для всех она правдива! В Голливуде ставят, снимают и переснимают «правду» на протяжении многих лет, так почему это непозволительно фотографам? И каждому из вас?

Зрительный контакт

Нужно ли, чтобы люди на всех ваших портретах всегда смотрели прямо в объектив, создавая зрительный контакт с аудиторией? Необходимо ли это для создания эффектного кадра? Чаще всего на этот вопрос должен даваться положительный ответ. Но это не всегда удается при съемке непостановочных кадров, поскольку, как правило, в таком случае человек не осознает, что его снимают, а значит, редко, практически никогда не смотрит на фотографа и прямо в объектив.

Отсутствие зрительного контакта зачастую позволяет лучше изу­чить общую композицию, поскольку внимание зрителя не при­тягивает пристальный взор модели. Кроме того, зрители могут и посочувствовать несчастьям героя кадра, и посмеяться над его злоключениями, не ощущая себя бессердечными людьми. С другой стороны, когда человек смотрит прямо в камеру, что бы он ни делал, такая фотография, как правило, глубже затрагивает зрителя. Подобный эффект прямого зрительного контакта касается только фотографий людей. Когда мы смотрим в глаза, например, курице или корове, между нами не возникает столь глубокой связи. В противном случае, думаю, практически все мы стали бы вегетарианцами.

Планирование и реквизит: преимущества постановочной фотографии

Если фотография для вас в первую очередь источник дохода, то вы редко позволите себе такую роскошь, как настоящая непостановочная съемка. Всегда старайтесь получать от своих моделей разрешение на публикацию фотографий и зачастую делайте это до съемки первого кадра. Без такого разрешения будет невозможным в будущем ни продать, ни на время предоставить права на публикацию изображения в любых коммерческих целях. К тому же в наше сутяж­ническое время всегда можно получить иск, даже просто выставляя свои фотографии в галереях социальных сетей или в портфолио на своём веб-сайте. Поэтому у профессионального фотографа нет иного выбора, кроме как обозначать свое присутствие, равно как и намерения. Очевидное преимущество работы с людьми, которые осознают ваше присутствие, заключается в том, что так вы имеете возможность лучше продумать композицию по сравнению с экспромтом. К тому же многие фотографы любят использовать в постановочных «случайных» кадрах определенные реквизиты. Это объясняется тем, что реквизиты притягивают внимание к личности человека (его интересам, талантам или профессии).

С другой стороны, реквизиты могут на самом деле и не иметь никакого отношения к человеку, но если кастинг проведен хорошо, они помогают сделать образ более убедительным. Бывает, что реквизиты бросаются в глаза (как, например, прирученная змея на шее уличного фокусника) или же становятся частью фона («Феррари» позади заядлого автолюбителя). В любом случае они полезны. Допустим, вы приехали погостить в США и видите женщину в джинсах, фланелевой рубашке, ковбойской шляпе, сапогах на фоне какой-то зелени. Она живет в сельской местности? Скорее всего, да. У нее есть лошади? Вероятно. Занимается ли она их разведением? Наверняка. Ей нравится музыка в стиле кантри? Очень может быть. И всю эту информацию вы получили не из окружения, а благодаря реквизитам (в данном случае одежде). Неужели перед нами девушка-ковбой? Если вы верите в это, значит, так и есть!

Помимо всего прочего, некоторые реквизиты (такие, как музыкальные или же садовые инструменты, произведения искусства, книги, фрукты и овощи, стакан чая со льдом, плюшевый медведь или мобильный телефон) позволяют решить одну насущную проблему занять руки модели. Людям проще почувствовать себя раскованно, когда они держат в руках какие-то привычные предметы. А значит, не стоит вручать лопату бледному юноше, вся наружность которого просто кричит о том, что работе на свежем воздухе он предпочитает уединение в домашней библиотеке или за ноутбуком.

Баланс белого и теплые фильтры

Какой дать начинающим фотографам только один совет о том, как добиваться более приятных глазу результатов? А вото он: устанавливайте баланс белого в режим Cloudy (Облака) всегда, когда снимаете на улице! Тому есть очень простое объяснение. В жаркую летнюю пору фотографы-любители в большинстве своем не встают с первыми петухами и не дожидаются заката, чтобы поймать теплый свет раннего утра и позднего вечера. Начинающие фотографы зачастую считают позд­нее утро и день идеальным временем для съемок, поскольку тогда «наконец-то становится достаточно светло». Но проблема в том, что в это время дня свет не теплый и приятный, а холодный и резкий.

Обратите внимание на явное различие между двумя этими сним­ками мужчины, сделанными в летний день в два часа пополудни. Солнечный свет снаружи попадал на модель через верхнее витражное окно. Очевидно, что один (слева) немного холоднее второго, поэтому если вы стремитесь делать теплые и приятные портреты, используйте ба­ланс белого «Cloudy (облака)». Или делайте снимки в «цифровом негативе» — RAW-формате, что позволит в дальнейшем при импорте и обработке добиться желаемого баланса белого и даже сделать несколько вариантов одного снимка.

RAW (англ. raw - сырой, необработанный) - формат цифровой фотографии, содержащий необработанные данные, полученные с фотоматрицы. Содержит большой объём исходных данных для дальнейшего редактирования отснятого материала, например, в графическом редакторе Adobe Lightroom.

Люди как тема

Большинство, если не все, фотографы на том или ином этапе своего пути переживали то, что называется фотографической депрессией. Сколько бы она ни длилась несколько дней, недель или даже месяцев, как бы упорно мы ни искали вдохновения, на всем ее протяжении раз за разом приходится убеждаться в том, что ничего не получается. Некоторых фотографов такое временное затишье очень пугает, особенно когда оно совпадает с некими важными со­бытиями или заказами. Наиболее серьезную угрозу эта проблема представляет для профессиональных фотографов, от которых ожидают качественного результата и которые редко позволяют себе такую роскошь, как время на поиски творческого вдохновения.

Если размышлять о творческих застоях, которые дово­дилось переживать фотографам, то часто можно прийти к выводу, что чаще всего случались они тогда, когда вы фотографируете бесцельно, без темы. В то время как фотографам-натуралистам выбрать тему относительно легко, для фотографов, снимающих людей, это слож­нее. К примеру, фотограф-натуралист может делать серию фотографий водопадов, конюшен, деревьев, цветов, бабочек, лесов, гор, пустынь, любых животных и т. д.

Предположим, вы решили фотографировать только увлеченных садоводов. Поездите по окрестностям, отыщите самые ухоженные садовые участки, достойные украсить обложку журнала «Ваш сад». Остановитесь рядом с ними, постучитесь и представьтесь хозяевам. Похвалите их двор, а затем коротко объясните, в чем заключается суть вашего фотопроекта (серия портретов садо­водов). Поскольку вы предлагаете людям сфотографироваться в окружении плодов их самого любимого труда, скорее всего, они согласятся. Со временем вы начнете обнаруживать в своих рабо­тах некие сюрпризы, то, о чем вы раньше даже не задумывались. Например, вы откроете для себя, что у большинства садоводов загорелое лицо и огрубелые руки, что они, как правило, носят хлопковую одежду свободного покроя, и по натуре они люди спокойные и безмятежные. Очевидно, эта серия будет очень сильно отличаться от серии портретов шахтеров. Их мир обычно темен, лица покрыты слоем угольной пыли, а в глазах как будто застыло ощущение постоянной опасности.

Дети отдельная тема для съемок, которую часто упускают потому, что она кажется настолько очевидной. Начать можно с первого дня рождения вашего малыша, где он сидит за столом перед праздничным тортом. Такую ком­ позицию можно воспроизводить на протяжении последующих семнадцати лет. Эти забавные фотографии будут радовать вас долгие годы. Или, допустим, такие темы: люди в шляпах, голубоглазые люди, рыжеволосые, водители «ГАЗелей», люди в форме, владельцы лошадей, любители пива, рыбаки или работники
придорожных магазинов. Очевидно, этот список бесконечен.

Большинство людей проводит треть своей жизни на работе! Вдумайтесь в это. А теперь вспомните, сколько раз ваши друзья заставляли вас просматривать свои фотографии, сделанные на ра­бочем месте. Какие фотографии?! Вот именно. Как правило, мы не фотографируем в том месте, где проводим треть своей жизни! Конечно же, вас в конце концов уволят, если вы целыми днями будете снимать своих коллег, но ведь это можно делать во время обеденного перерыва! А поскольку вы знакомы с теми, с кем работаете, и за день происходит многое, у вас есть прекрасная возможность для создания как постановочных, так и непостано­вочных кадров. Если вы относитесь к людям, с которыми работа­ете, как к потенциальным моделям, а не просто сотрудникам, это постоянно будет вдохновлять вас.

Рабочее место благодатная почва для фотографа. Только вду­майтесь, сколько типажей можно найти вне офисного мира: плот­ники, лесорубы, сварщики, судостроительные рабочие, фермеры, пастухи, пожарные, полицейские, таксисты, дальнобойщики, рыбаки, сталелитейщики, нефтяники, мусорщики, мойщики стекол, маляры, железнодорожники, электрики… Как правило, эти люди трудятся в очень колоритном окружении. Кроме того, у них же под рукой вы всегда найдете самые разные реквизиты. Рабочие — это золотая жила не только для портретов, но и для коммерческой фотографии. Возможно, у вас даже купят отснятый материал для корпоративного календаря или ежегодного отчета.

Фотографируя людей на работе, вы встречаетесь с ними «на их тер­ритории», где они чувствуют себя раскрепощенно, как правило, свободно выражают свое мнение и не скрывают эмоций. Кроме того, рабочий график бывает очень напряженным, и ваших моде­лей могут постоянно отвлекать. В сущности, рабочие, как правило, настолько заняты своим делом, что им просто некогда обращать внимание на вас и вашу камеру если вы их к этому не вынуждаете. Вот почему фотографы считают рабочие помещения благодатной почвой для прекрасных непостановочных кадров. К тому же многие с удовольствием фотографируются на рабочем месте, ведь так у них, наконец, появляется возможность показать своим родным и близким, чем они занимаются. Тем более что люди в большинстве своем на вопрос «Кто вы?» называют свою профессию.

Как же подойти к людям, когда они занимаются своим делом? Пройдитесь по стоянке фур, и вам не только с удовольствием по­позируют, но и, возможно, предложат прокатиться. Встаньте утром пораньше, и, как только услышите звон пустых консервных банок, выйдите на улицу, поздоровайтесь с мусорщиком и расскажите о своих задумках. Посетите лесопильный завод и разузнайте, где в округе трудятся лесорубы. Побывайте в гавани и познакомьтесь с рыбаками. Отправляйтесь в питомник и спросите садовников, можно ли вам сопровождать их во время следующей рабочей смены. Фотографировать людей на работе нужно хотя бы потому, что это позволяет вам видеть, ощущать, фиксировать жизнь других людей, что тем более интересно, если вы сами редко занимаетесь физическим трудом. Кроме того, так вы сумеете глубже понять, что такое труд и почему люди выбирают ту или иную профессию.

Что такое досуг? Хотя все мы понимаем это слово по-своему, под ним всегда подразумевается какая-то приятная деятельность, например игра в футбол с друзьями, выезд на шашлыки, катание на велосипедах, поиск ракушек на морском берегу, чтение, рыбалка на озере, танцы, походы, катание зимой на коньках или лыжах. И это лишь несколько примеров из множества занятий, которым люди предаются в свободное время для того, чтобы отдохнуть и от­влечься от повседневной суеты.

К сожалению, многие фотографы напрочь лишены умения фотогра­фировать отдыхающих людей. Вспомните, сколько раз вам приходи­лось терпеливо просматривать бессчетное количество фотографий, сделанных кем-то из ваших друзей во время путешествия по Турции или Египту, или выслушивать подробные комментарии сотрудника к каждой фотографии из его альбома «Наш отпуск на море». Как правило, это довольно утомительно, поскольку в целом ворохе подобных кадров редко попадается что-то интересное. Избавьте меня от фотографий вашего сына с пяти килограммовой форелью в руках на фоне джипа, который отвлекает внимание; лучше покажите мне снимок, где он стоит у озера, чтобы я смог увидеть четкую связь между ним и окружающей средой. А лучше проявите находчивость и удивите меня фотографией, на которой видны две пары рук вашего сына и отца, усердно пристраивающие червяка на крючок.

Оградите меня от фотографии, на которой вы с друзьями стоите рядом со своим горным велосипедом; не нужно мне расска­зывать о том, как страшно и восхитительно было нестись вниз по сорокаградусному склону покажите мне это! Установите выдержку 1/60 с и сфотографируйте, используя прием панора­мирования, друзей, которые пролетают мимо вас с бешеной скоростью. А затем продемонстрируйте мне великолепие горного ландшафта, сфото­графировав друзей с большого расстояния на фоне грандиозных силуэтов гор. И я пойму, каким чудесным было ваше путешествие.

Покажите лицо вашей дочери, когда она старается набросить кольцо на палку. Возьмите телеобъектив, подойдите к ней как можно ближе, так, чтобы было видно капельки пота на лбу. Затем сфокусируйтесь на палке, на которую набрасывают кольца, вы­берите выдержку 1/500 с — это позволит вам «заморозить» пыль, которая наверняка поднимется от удара кольца о землю.

Фотографируя на пляже, возьмите широкоугольный объектив, выставьте диафрагму f/16, выберите низкую точку съемки и рас­скажите мне историю о том, как ваша подруга собирает ракушки. Затем продемонстрируйте коллекцию, собранную в ходе этой прогулки: возьмите в кадр только ее руки, полные ракушек. Такие воспоминания хочется хранить.

Вы можете возразить, что хотите отдохнуть, а дополнительные телодвижения требуют много сил. Но здесь вы ошибаетесь. Для того чтобы сделать убедительный кадр, сил нужно не больше, чем для создания обычного. Конечно, вам придется подумать, но ведь не о том, как спасти человечество от голода. Награда за ваши творческие усилия будет существенно большей, чем та эмоциональная и интеллектуальная «плата», которую вам пришлось отдать.

Дети

Я еще не встречал фотографа, который был бы не согласен с тем, что детей фотографировать проще всего. Они редко отказываются позировать, как правило, не зажимаются и никогда не требуют гонорара. Дети — это неиссякаемый источник энергии, твор­чества и фантазий. С тех пор, как у вас появятся свои дети, вы узнаете много ценных уроков, едва ли не самый важный из кото­рых заключается в том, что они недолго остаются детьми. И то, что знаю я, знает каждый родитель: когда у вас есть дети, время летит. Поэтому не ленитесь фиксировать хотя бы самые важные события их жизни. Новорожденных и малышей до двух-трех лет, пожалуй, фотографируют чаще других. Если бы меня попросили дать только один совет о том, как фотографировать детей, я бы сказал: если у вас есть ребенок, всегда держите фотоаппарат под рукой. Пройдут месяцы и годы, вы сделаете немало памятных и трогательных фотографий, и ваш ребенок привыкнет видеть вас с фотоаппаратом в руках. А значит, всегда будет чувствовать себя раскованно перед объективом.

Когда вы фотографируете детей, расстроить вас может лишь их не­ способность следовать указаниям. Эта проблема часто возникает потому, что они слишком поглощены собой, чтобы слушать вас, или попросту устали. Иногда их нужно отвлекать. Вот один прием: наденьте на камеру телеобъектив, выставите нужную экспозицию, выберите настройки фокусировки и дайте условный знак своему другу, который по вашей команде достанет из картонной коробки щенка или котенка. На лице ребенка отразятся разнообразные эмоции, начиная с удивления и страха и заканчивая неописуе­мой радостью, и все это вы можете запечатлеть крупным планом. Главное не расставаться с фотоаппаратом.

Вам помогут также куклы и мягкие игрушки. Дайте ребен­ку игрушку, а затем попросите его рассказать о ней историю. Поверьте, дети могут говорить без умолку, когда их об этом просят. Если у вас под рукой нет игрушки, спросите их, где ловят рыбу, насколько высоко они могут подпрыгнуть, что они видят, глядя на облака, или какие их любимые персонажи из мультфильмов. Когда вы разговариваете с ними, держите камеру наготове, стараясь поймать как можно больше разных выражений лица. Попробуйте использовать фотоаппарат вместо видеокамеры или смартфона. Результат вас приятно удивит — это будут чудесные фотосессии. И теперь у вас есть море фото­графий своих детей, по которым можно проследить, как менялись их милые мордашки и они сами. Дети остаются детьми совсем не­ долго, поэтому не жалейте времени и фотографируйте их не только по праздникам, но и в обычных повседневных ситуациях.

Роль света

Роль света (и освещения) нельзя переоценить, поэтому мы немно­го поговорим о свете в целом, прежде чем мы перейдём к важным для фотографа частностям. Без света никто бы ничего не видел. Каждый был бы слеп.

Первый луч солнца ранним утром свидетельствует о том, что начался новый день. Пресловутый свет в конце тоннеля симво­лизирует завершение тяжелого и сложного периода. Свет также напрямую влияет на эмоции людей и даже создает настроение. Почти у каждого в жизни бывали черные дни. Иногда они рас­тягиваются на недели и даже месяцы так, определенный вид депрессии начинается зимой, когда световой день очень короткий.

Резкий, мягкий, ослепительный или рассеянный свет во многом определяет характер изображения. Когда вы фотографируете вульгарную женщину в рассеянном свете, вы смягчаете ее облик. Подобным же образом снимая скромного молодого человека при резком освещении, вы придаете его образу некоторую над­менность и холодность. При виде этих фотографий они оба, конечно же, воскликнут: «Это не я!», имея на то вполне достаточ­ные основания.

Качество освещения и впечатление, которое оно создает, резко противоречит их привычному самоощущению. Еще один важный аспект это направление света, то, откуда он падает на объект- спереди, сбоку, сзади, сверху или снизу. Чтобы проще понять это, вспомните, как безобразно и пугающе выглядят люди в то мгновение, когда их лицо снизу освещает вспышка. Этот эффект как раз таки зависит от света и угла его падения.

В фотографировании различают три типа освещения: фронтальное, боковое и контровый свет. Выделяют также моделирующий свет, разновидность фронтального, и ненаправленный, который равномерно распределяется по всему пространству сцены. Рассеянный свет вы получаете в пасмурный день или при исполь­зовании софтбокса. Все пять типов освещения выявляют разные цвета и оттенки в зависимости от времени дня, а цвета и оттенки, в свою очередь, существенно влияют на характер изображения.

Что такое фронтальный свет? Это свет, который падает из-за спи­ны фотографа и освещает объект спереди. Чаще всего мы снимаем при свете солнца. Поскольку фронтальный свет, как правило, равномерно освещает объект, многие опытные фотографы считают, что с ним проще всего работать. Проще потому, что экспонометр при таком освещении легко снимает данные и определяет пра­вильную экспозицию. Поскольку при фронтальном свете объект освещен равномерно и не имеет слишком светлых или темных областей, экспонометрические данные снимать относительно несложно, и на выходе вы получаете правильно экспонированный кадр. Современные фотокамеры со встроенными экспонометрами позволяют получать правильную экспозицию при фронтальном освещении.

Однако фронтальный свет не всегда выгоден для объекта съемки, поэтому для того, чтобы отобразить характер и личность человека, нужно использовать цвет или интенсивность цвета. Опытные фотографы любят фронтальный свет за то, что он дает широкие возможности работать с цветом. Лучшими считаются золотистые оттенки раннего утра, которые сохраняются в течение часа после восхода солнца, и оранжево-золотые тона, появляю­щиеся за час-полтора до заката. Благодаря этим краскам изобра­жение становится более теплым, трогательным, глубоким и даже чувственным, в зависимости от возраста, пола, одежды модели.

Боковой свет падает со стороны, освещая только половину объекта, а другую оставляя в тени. Сочетание света и тени создает контраст, из-за чего этот тип освещения является очень динамичным. Боковой свет считается самым драматургическим. Он помогает выразить чувства опасности, одиночества, близости, передать ощущение интриги. Взаимодействие света и тени раскрывает и вы­рисовывает формы, поскольку одна половина лица или фигуры освещена, а другая сокрыта под покровом тьмы. Когда опытные фотографы хотят показать, к примеру, фактуру огрубевших рук или морщинистого лица, они используют боковое освещение.

Они также знают, что при съемках на улице боковой свет особенно выразителен ранним утром и поздним вечером. Боковое освещение позволяет экспонировать кадр по-разному. Например, вы можете дать светлые области в переэкспозиции, чтобы показать находящиеся в тени детали. Или недодержать светлые участки, чтобы в конечном изображении темные области стали практически черными. Возможно, в каком-то случае вам захочется найти золотую середину. Для этого вам нужно сделать брекетинг по экспозиции. Чтобы сделать брекетинг по экспозиции, сделайте первый кадр в той экспозиционной паре, которую рекомендует экспонометр фотоаппарата, а следующие два в переэк­спозиции и недоэкспозиции на одну ступень. Но если вы снимаете в формате RAW, внести необходи­мые коррективы в экспозицию можно в процессе постобработки, так как формат RAW хранит данные по экспозиции снимка в широком динамическом диапазоне, что полностью невозможно сделать в JPEG и плёночном варианте.

Контровый свет

Когда вы фотографируете, а солнце светит вам в глаза, значит, ваш объект съемки находится в контровом свете. Какой бы фотоаппа­рат вы при этом ни использовали, вы, вероятнее всего, зафиксируете снимаемый объект как силуэт без каких бы то ни было деталей, таких как цвет, фактура, форма. Если вы фотографируете человека, то по этому кадру сложно будет уга­дать, сколько ему лет, какого цвета его одежда, во что именно он одет.

Отсутствие деталей, которые передают индивидуальные особен­ности человека, объясняет, почему многие опытные фотографы зачастую не любят снимать силуэты, ведь силуэт, как правило, ничего не сообщает о характере человека. Но с этим в корне можно не со­гласиться (если не брать в расчет просто профиль, по которому действительно трудно что-то узнать о человеке). Если включать в композицию детали, которые имеют отношение к сни­маемому человеку, его образ даже выигрывает за счет контрового света. При мысли о контровом свете в первую очередь на ум при­ ходят восходы и закаты.

Выбор объектива играет важнейшую роль в определении правиль­ной экспозиции для съемки силуэтов. Современные фотоаппараты позволяют без особых сложностей про­водить автоматические экспозамеры при съемке в контровом свете, что особенно важно при работе с широкоугольными объективами. Поскольку широкоугольный объектив уменьшает размер солнца, вы можете просто выбирать объект съемки, фокусироваться и снимать, а если вы при этом работаете в программном режиме или в режиме при­оритета диафрагмы или выдержки, то съемочный процесс у вас пойдет как по маслу.

Сюжетов для съемки широкоугольным объективом в контровом свете множество, но многие фотографы, если не все, любят карти­ны, в которых большой оранжевый шар встречается с горизонтом. В такой ситуации следует уделять особое внимание экспонометрическим данным. Когда вы снимаете любым телеобъективом, фокусное расстояние которого превышает 80 мм, всегда про­ водите экспозамер по светлой области неба слева или справа от заходящего или восходящего солнца. (Если вы будете снимать данные по солнцу, изображение получится слишком темным). Если вы вручную устанавливаете экспозицию и определились с композицией еще до того, как выбрали нужную диафрагму (к примеру, остановились на f/8), то вам остается лишь направить камеру на область слева или справа от солнца и по экспонометру подобрать нужную выдержку. Затем нужно поменять композицию на выбранную изначально и все, готов прекрасный кадр в кон­тровом свете. Проводя экспозамеры, всегда убеждайтесь в том, что солнце не в видоискателе.

Если бы вы фотографировали в контровом свете в режиме авто­ экспозиции, вам все равно пришлось бы снимать данные слева или справа от солнца, запоминать нужную экспозицию, чтобы затем, выбрав композицию, в которой присутствует солнце, воз­вращаться к предыдущим данным, полученным без солнца в кадре. Звучит запутанно, но так оно и есть. И хотя этот способ имеет право на существование, в таком случае вам понадобится на несколько секунд больше, чем при работе в ручном режиме, а эти несколько секунд могут стоить вам целого кадра. Кроме того, вы можете забыть сделать блокировку автоэкспозиции и вспомнить об этом, уже сделав несколько кадров в неправильной экспозиции. А значит, вам придется тратить время на работу в Photoshop или какой-нибудь другой программе редактирования изображений в попытках исправить плохо экспонированные кадры.

Разумеется, контровый свет не ограничивается лишь восходами и закатами. На любом фоне, который хотя бы на три ступени ярче объекта съемки, можно получить силуэт. Если мимо светлой ме­таллической стены, освещенной солнцем, идет человек, на фото­графии мы увидим его силуэт (при условии, что вы снимаете экспозамер со стены).

Контровый свет, но не силуэт

Начинающие фотографы часто задаются вопросом о том, как снимать портреты в контровом свете. Многим хочется знать, как в ситуа­ции, когда солнце находится за героем кадра, получить не силуэт, а портрет, способный передать индивидуальные особенности человека. Опытные фотографы в таких случаях чаще всего ис­пользуют отражатели. Отражатель это не более чем белый, золотистый или серебристый кусок ткани, натянутый на гибкое кольцо, которое позволяет легко и быстро его устанавливать. 75-сантиметровый в диаметре рефлекторный отражатель в собранном положении вмещается в 25-сантиметровую сумочку на молнии (и практически ничего не весит). Когда вы направляете отражатель на солнце, он во многом дей­ствует как зеркало-рефлектор, от которого лучи света отражается обратно к источнику. Однако вам нужно осветить не солнце, а объект, находящийся перед вами. Поэтому когда вы используете отража­тель, у вас становится как будто бы два солнца, одно (настоящее) освещает объект съемки сзади, а другое (отражатель) спереди.

Студийные фотографы давным-давно уже используют два источ­ника света, так почему бы нам не поступать так же? Когда вы с помощью отражателя направили солнечный свет на лицо или фигуру человека, необходимо приблизиться к нему и определить нужную экспозицию, ориентируясь на свет, который теперь освещает его. Даже если вы подойдете так близко, что не­ возможно будет сфокусироваться, не беспокойтесь, ведь для вас сейчас главное определить правильную экспозицию. Итак, выбрав диафрагму (в соответствии с нужной вам глубиной резкости), вы просто заполняете весь кадр целиком отраженным светом и по экспонометру подбираете выдержку. Если вы работаете в ручном режиме, что в данной ситуации наиболее удобно, по­сле этих приготовлений вы просто компонуете кадр и нажимаете кнопку спуска затвора. Разумеется, возникает еще один вопрос: кто же будет держать от­ражатель? Если у вас нет лишней пары рук, почему бы не привлечь кого-нибудь на помощь? Пусть кто-нибудь подержит отражатель.
Если вам некого попросить об этом, в некоторых случаях подер­жать отражатель может тот, кого вы фотографируете, если вы снимаете лицо крупным планом. Что касается конкретных характеристик фотоотражателя, нет ничего лучше отражателя «пять в одном». Это хитроумное при­способление на молнии легко превращается в 60-сантиметровый золотистый или серебристый отражатель, а если вы отстегнете внешний слой, у вас получится 60-сантиметровый белый рассе­иватель, идеальный для создания тех кадров, которые вам при­ходится делать днем (поскольку рассеиватель ослабляет и даже устраняет тени под глазами, неизбежные при освещении сверху). А в собранном положении он занимает всего 25 сантиметров в длину и легко помещается в сумке для фотопринадлежностей.

Моделирующий и рассеянный свет

Моделирующий свет это наиболее мягкий тип фронтального освещения. Фотографы часто используют его в студии, но редко прибегают к нему при съемках на улице. Так, в студии фотограф мо­жет поместить специальную доску размером 60×90 сантиметров, напоминающую швейцарский сыр, на расстоянии 60 сантиметров перед основным источником света. Благодаря отверстиям разной формы и размеров эта доска рассеивает свет на объект съемки с разной степенью интенсивности. Хотя интенсивность отличается незначительно, фотограф может двигать доску до тех пор, пока не выделит светом самые важные области: глаза, руки или улыбку.
Работать с моделирующим светом можно и вне стен студии, но нужно знать, где его искать. Взять, к примеру, парки здесь открываются бессчетные возможности для работы с моделиру­ющим светом. Пусть тени под кронами деревьев не всегда такие длинные, как ранним утром и в предзакатный час, они все же имеются. Большие клены и дубы отбрасывают тень на траву, где моделирующего света вы найдете в изобилии. Свет, проходя сквозь листья, смягчается, но остается фронтальным. Каждый тип освещения по-своему влияет на объект, но самым уди­вительным, пожалуй, является моделирующий. Чем больше света направлено на объект, тем более важным он кажется, а поскольку моделирующий сочетает в себе свет и тень, более освещенные области обретают наибольший визуальный вес. Стоит назвать еще один интересный тип освещения — рассеянный свет. Благодаря ему выражения лиц кажутся более мягкими, об­раз обретает спокойствие, а морщинки и другие несовершенства кожи визуально заметно уменьшаются.
И, в отличие от фронталь­ного или бокового света, которые диктуют, как следует распола­гать объект, рассеянный свет позволяет и вам, и вашей модели располагаться свободно. Рассеянный свет появляется на улице тогда, когда небо закрыто тонким слоем облаков, словно гигантским зонтом. Поскольку этот свет нерезкий, ваша модель не будет щуриться или до слез терпеть яркое солнце. Кроме того, нет ничего проще, чем определить экспозицию при рассеянном свете: фотографируете вы руки, лицо, фигуру человека или человека в некоем окружении, все будет освещено равномерно. А значит, вам останется только выбрать композицию, сфокусироваться и снимать. Ведь нет никаких светлых или темных пятен, которые могли бы сбить с толку экспонометр. Рассеянный свет не равнозначен освещению в день, когда небо за­тянуто плотными облаками, или же в ясный солнечный день в тени. Если вы посмотрите наверх и увидите то место, где расположено солнце, пусть даже оно практически полностью скрыто, значит, вы снимаете при рассеянном свете. Но если, бросив взгляд на облач­ное небо, вы не понимаете, где солнце, значит, скоро будет дождь. Запомните, что в день, когда на небе тучи, или в солнечный день в тени свет становится голубым, холодным.

Слово «фотография» дословно переводится как «рисование светом». Именно поэтому красивый свет – залог хорошего снимка. Нужна постоянная практика, чтобы научиться «видеть» свет, «ловить» свет и выгодно использовать его. Но для начала неплохо бы обобщить в своей голове немного теоретических знаний о свете в фотографии . Этим-то мы и займемся!

Свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения (мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения (направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки (фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— роль того или иного источника в общем свето-теневом рисунке (рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый);

— в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре (теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет.

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.


Мягкий свет
характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок.

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света .

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.


Отраженный свет
получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет». Так вот для того, чтобы при помощи фотографии, двухмерного изображения передать объем, который мы видим в реальном, 3D мире, необходимо использовать свет, подчеркивающий объемность предметов.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет , а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет , который часто используют для модельной съемки в студии. А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Роль источников света в схеме освещения

Теперь рассмотрим роль разных источников в зависимости от их участия в общей картине освещения объекта съемки. Вы скорее всего уже встречали такие понятия как «заполняющий свет», «рисующий свет», «контровой свет» и т.п. Давайте разберемся, что означают все эти страшные понятия. На самом деле нет ничего сложного:

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

Стильные, яркие, современные

Пожалуй, самый стильный и современный тип наружной рекламы это вывеска с объемными буквами. Трехмерные конструкции из нержавеющей стали, алюминия, акрилового стекла или других материалов; с подсветкой или без, такие вывески всегда в центре внимания.

В центральных районах Москвы и на объектах культурного наследия объемные буквы - единственный вид вывесок, разрешенный действующим законодательством.

Объемные световые буквы и рекламные буквы без подсветки — направленный «выстрел» в мишень: трансляция целевой аудитории нужного сообщения без посредников в виде конструкций, фона, картинок и прочего «шума». Помимо действенности объемных букв, следует учитывать и правовой аспект. Для центрального округа столицы этот вид рекламы — единственный, разрешенный соответствующими инстанциями. Здания, имеющие статус памятников истории и архитектуры, позволено «декорировать» только вывесками с объемными буквами. Все остальные виды рекламы — вне закона на территории Москвы.

Объемные буквы используются для световых вывесок на фасадах, установок на крыше и как дополнение к световым коробам.

Изготавливаются из металла, пластика и композитных материалов по различной технологии: целиком методом высокотемпературной вакуумной формовки или склеиванием, пайкой, свариванием из отдельных деталей, вырезанных фрезой/лазером из листового материала. Толщина варьируется в широком диапазоне — от 15 мм до 150 мм.

  • С внутренней подсветкой (используется один из трех вариантов освещения).
  • С подсветкой контражуром.
  • С подсветкой наружной.

  • Объемные, склеенные из пластика.
  • Металлические сварные — из алюминия или анодированной стали.
  • Псевдообъемные — установленные на расстоянии от подложки.
  • Плоские — из пластика, акрила, металла, пенопласта.

Источники света для световых букв

  • Светодиоды — самая востребованная современная энергосберегающая технология, светодиодные модули позволяют любую конфигурацию знаков;
  • Неоновая подсветка — классика жанра: трубки из разноцветного стекла заполняются инертным газом (неоном или аргоном), светящимся при пропускании тока высокого напряжения;
  • Люминисцентные лампы — размещаются внутри букв простого печатного шрифта, постепенно уходят в прошлое в силу неэкономичности и короткого периода работоспособности.


Буквы со светодиодной внутренней подсветкой

Световые объемные буквы разделяются на виды по особенностям расположения светящейся плоскости: на лицевой, боковой стороне или на подложке. Последний вариант именуется контражуром: несветящиеся буквы окружаются ярким ореолом и словно парят на подушке из света. Днем неподсвеченные буквы не бросаются в глаза, они рассчитаны на привлекающее внимание сияние в темное время суток.

Этот вариант текстовой рекламы — самый дорогостоящий и эффективный. Материалом для букв служат пластик или металл. В последнем случае приходится преодолевать такую характерную особенность металла как непрозрачность. В ход идет следующий прием: для букв, имеющих профиль из алюминия или анодированной стали, лицевая панель производится из прозрачного материала.
Другой прием: свет на этот раз пропускает торец или задняя стенка из оргстекла или акрила, поднятая над основой, и подсветка располагается под буквой. Возникает эффект контражура.

Контражурная подсветка очень декоративна и изысканна. Светодиоды, дающие свет в направлении фона, создают в темное время суток пылающий ореол вокруг каждого знака надписи. Яркость свечения следует отрегулировать так, чтобы вывеска целиком не превратилась в световое пятно.

Применяются и комбинированные буквы: одновременно используются как прозрачные лицевые панели, так и эффект контражура.

Еще один вид внутренней подсветки — открытая. Светодиоды располагаются в отверстиях на лицевой поверхности знака. Часто точечное освещение дополняется анимацией.

Внутреннее расположение светящихся элементов несет не только эстетическую функцию. Таким образом достигается защита осветительной системы от внешних повреждений.

Использование светодиодов повышает стоимость буквы на 20% по сравнению с неоном, однако разница в цене в конечном итоге окупается низким энергопотреблением и длительным сроком службы светодиодов — до ста тысяч часов.

Люминисцентные лампы в качестве источника освещения

Распространенный вариант, популярный из-за невысокой стоимости и легкости монтажа. Однако появление на рынке светодиодов быстро отправило люминисцентные лампы на обочину рекламной сферы. Причины: эти лампы потребляют чрезмерно электроэнергии и недолговечны. Срок службы люминисцентной лампы редко достигает даже одного года.

Буквы с использованием неона

Световые буквы, в которых используются газосветные трубочки диаметром 10-15 мм, бывают с открытым и с закрытым неоном. Инертный газ, закачанный в стекло, светится под воздействием электрического тока высокого напряжения.

Открытый неон используется для рекламы, предполагающей осмотр на расстоянии не менее пяти метров. Вблизи неоновые буквы не производят эстетически приемлемого впечатления: трубочки внутри корпусных букв или по их контурам выглядят непривлекательно.

Плюсы открытого неона: долговечность, контрастность и яркость. Минусы — подверженность атмосферным воздействиям, незащищенность перед пылью и грязью. Постоянное очищение подобных букв от принесенных ветром наслоений — обязательное действие при эксплуатации.

Закрытый неон — трубочки размещены внутри, лицевая поверхность объемных букв делается из акрилового стекла, а боковины — из металла, пластика или алюминиевого профиля.

Буквы с подсветкой снаружи

Довольно экономичный вид объемных букв. Для торцовых поверхностей используется алюминиевый профиль ALS шириной 12,5 см. Периметр торца закрывается металлопластиковым профилем «трим» шириной два с половиной сантиметра. Основанием служит ПВХ (вспененный листовой поливинилхлорид) пяти-десятимиллиметровой толщины. Текст монтируется на панели из композитного материала и освещается металлогалогеновыми прожекторами сверху. Эффект дополняется контрастной тенью, отбрасываемой буквами.

Особенности монтажа

Объемные буквы не висят в воздухе и не крепятся непосредственно к поверхности. Они монтируются на несущую раму по нескольким соображениям: защита от стекающей по стене влаги в случае осадков; необходимость монтажа проводки; неровности стены. Когда рама видна, это наносит ущерб эстетическому восприятию. Как спрятать неказистые детали этой рамы? Замаскировать окраской под цвет фасада.
Для крышных установок употребляются объемные буквы с мощной внутренней рамой в расчете на повышенную ветровую нагрузку.

Как сэкономить при заказе световых букв

Можно не снабжать внутренность каждой буквы диодами или другими источниками света, а поместить слова на светящейся панели, сделав под каждой буквой пропускающее свет отверстие.

Материалы и технология изготовления объемных букв

  • Корпусные объемные буквы из ПВХ или акрила

Материал — пластик ПВХ толщиной 3-4 мм или акриловое стекло. Могут быть плоскими толщиной 1-10 мм или объемными до 100 мм глубины. Пластиковые буквы оклеиваются виниловой пленкой или окрашиваются эмалью.

Строится шаблон. Согласно ему вырезается задняя стенка (реверс) из ПВХ 4-5 мм и передняя стенка (аверс) из молочного или цветного акрилового стекла. Аверс и реверс обрамляются профилями из алюминия — «трим» или иными.
На заднюю стенку накладывается торцовая часть высотой от 40 до 60 мм. Если проект предусматривает светящуюся надпись, на заднюю стенку монтируются источники освещения. Аналогично изготавливается клееная объемная буква.

  • Буквы из стали

При надлежащем уходе долговечны. Элегантны, престижны. Основные варианты цветового оформления: шлифованная нержавейка, глянцевое «золото», глянцевое «серебро».

Раскрой производится лазером. Соединение элементов — методом сварки. Для лицевой панели используется металл до 1,5 мм толщиной, увеличивающий прочностные характеристики. Боковины выкраиваются из металла более тонкого: около 0,8 мм, позволяющего изготовление шрифта любой конфигурации. Реверс часто делается из пластика: для несветовой буквы или освещения посредством панели употребляется ПВХ, для световой — акриловое стекло или поликарбонат.

Световая буква, выполненная в таком материале как металл, — это буква, подсвеченная по технологии «контражур». Прозрачная задняя стенка буквы служит для рассеивания светового потока. Лучи падают на панель, на которую прикреплена буква. Вокруг знака возникает световой ореол.

Металлические буквы также производят солидное впечатление при лицевой подсветке. Аверс буквы тогда изготавливается из оргстекла со светорассеивающим эффектом.

Буквы из металла устойчивы к агрессивным компонентам атмосферы. Минусы — солидный вес, что требует особой прочности креплений, и высокая стоимость.

Факторы, влияющие на цену изготовления объемных букв

Шрифт (тонкие штрихи и имитация рукописного шрифта трудны в изготовлении);

  • Стоимость материала;
  • Наличие/отсутствие подсветки и ее вид (неон, светодиоды);
  • Размер букв;
  • Место монтажа и материал основания.

Как сэкономить при заказе букв

  • Буквы из пенопласта

Пеноплест (пенополистирол) — недорогой материал, который очень просто обрабатывать и монтировать. Буквы из него применяются не только в интерьере, они выдерживают и пребывание в условиях различных атмосферных воздействий и перепадов температуры. Преимуществом можно считать небольшой вес конструкции и скорость изготовления.

Нарезка букв выполняется на термоплотере согласно рисунку в формате TIFF, BMP, JPG. Размер букв может достигать метра и более.

Готовое изделие окрашивается или оклеивается пленкой с различными эффектами. Монтаж надписи посредством простого приклеивания сберегает фасад здания, избавленный от сверления.

Преимущество объемных букв без подсветки — низкая цена. Специфика использования — в интерьере или снаружи, когда нет необходимости в привлечении клиентов ночью.

  • Буквы псевдообъемные

Вырезанные фрезой или лазером плоские буквы помещаются на световой короб, пропускающий свет только под буквами. При включении светодиодов или ламп знаки «парят» над подложкой на световых лучах. Этот прием по эстетическому воздействию напоминает контражур или световые буквы с пропускающими свет торцами, однако обходится в три раза дешевле.

Универсальность .
Объемные буквы хорошо смотрятся на любом фоне, благодаря чему одинаково уместны для оформления развлекательных, торговых, медицинских, спортивных, деловых и государственных учреждений - от ресторана до налоговой инспекции.

Гибкость .
Если ваша вывеска - не единственная на фасаде или к оформлению здания предъявляются особые требования, мы разработаем проект с учетом ограничительных условий.

Комплексность
Объемные буквы подчеркнут дизайн внутреннего интерьера заведения, что сделает вывеску не просто рекламным инструментом, но и частью дизайнерской концепции.

Индивидуализация .
Фирменный дизайн и логотип на вывеске повысят узнаваемость вашей компании и станут яркими элементами корпоративного стиля.

Эстетика
Объемные буквы привлекают внимание, но не раздражают, к тому же фасад не выглядит загроможденным.

Подсветка
Подсветка делает вывеску заметнее и отлично выглядит в темное время суток.
Светодиодная подсветка ‒ наиболее прогрессивный и экологичный вариант. Экономичность и долговечность компенсируют высокую стоимость.

Монтаж
Объемные буквы закрепляют на фасаде вплотную к стене либо с помощью дистанционных держателей, которые крепятся к задней поверхности букв. Если рекламная конструкция размещается на крыше здания, буквы необходимо дополнительно укрепить, например стальным каркасом.
Непрофессиональный монтаж может сократить срок службы вывески и привести к несчастным случаям, поэтому его должны выполнять специалисты.