Имя: Аркадий Аверченко (Arkady Averchenko)

Возраст: 43 года

Место рождения: Севастополь, Россия

Место смерти: Прага, Чехословакия

Деятельность: русский писатель, сатирик

Семейное положение: неизвестно

Аркадий Аверченко - биография

Аркадий Аверченко – автор множества сатирических рассказов. Его произведения интересны и современным читателям, потому как в них присутствует тонкий юмор, с помощью которого писателю удавалось обличать человеческие слабости и пороки, неизменно присутствующие в обществе во все времена.

Аркадий Аверченко - Ранние годы

Родился Аркадий Аверченко 30 марта 1881 года. Родной город сатирика – Севастополь. Отец был мелким торговцем, чье предпринимательство было столь неудачливым, что привело семью к полному разорению. Будущий писатель, о чем свидетельствуют его автобиографические произведения, вынужден был получать образование в домашних условиях, в чем ему помогали старшие сестры. В пятнадцать лет Аверченко покинул родной город и поступил на службу в донецкую шахту в качестве конторщика. А спустя три года устроился работать в одну их харьковских акционерных компаний. В этот период будущий писатель начал писать небольшие рассказы.

Начало творчества Аркадия Аверченко

Первое произведение в творческой биографии Аркадия Аверченко, которое удалось опубликовать в харьковском литературном журнале, было создано в 1902 году. Рассказ назывался «Уменье жить». Но внимание критиков привлекло другое творение. «Праведник» – рассказ, который был опубликован в Петербурге. Революционные события 1905 года вдохновили молодого писателя. Он создал в этот период множество очерков, фельетонов, которые большей частью были запрещены цензурой.

Аркадий Аверченко - Сатирикон

С 1908 году Аверченко работал секретарем в редакции одного из петербургских периодических изданий. Работу в этой организации он смог полностью реорганизовать. Прежде всего, он сменил название журнала. «Сатирикон» – такое название имел литературный журнал, который при Аверченко пользовался у читателей особой популярностью. В издании огромное внимание уделялось революционным, политическим и общественным темам. К работе над журналом Аркадию Аверченко удалось не только приобщить авторов, работающих в жанре сатиры, но и таких выдающихся прозаиков и поэтов, как Леонид Андреев, Александр Куприн.

Новый Сатирикон Аркадия Аверченко

Безусловно, основным сотрудником «Сатирикона» – самого читаемого журнала в Петербурге в начале века – являлся сам Аверченко. Но спустя восемь лет после прихода в редакцию Аверченко, в журнале произошел раскол. Журналом Аверченко стал «Новый Сатирикон». Ни один номер этого периодического издания не выходил без небольшого сатирического произведения его основателя.

С годами литературное мастерство Аверченко оттачивалось, Выработался неповторимый стиль писателя. Основными и характерными свойствами рассказов Аверченко стали утрировка и изображение какой-либо анекдотической ситуации, которая нередко доводилась автором до полнейшего абсурда. Его истории были не отличались правдоподобностью, а оттого еще большим успехом пользовались у так называемой интеллигентной публики. К слову сказать, само слово «интеллигентный» было введено в обиходную речь не без содействия «сатириконовцев».

Аркадий Аверченко - Особенный стиль

Сотрудники журнала во главе с его главным редактором необыкновенно дорожили своей репутацией. Они игнорировали низменные вкусы, им не присуще было дурацкое шутовство и прямая политическая ангажированность. В своих очерках и статьях сотрудники журнала выражали несколько издевательскую нелояльность. Их позиция выгодно отличалась в тогдашнем литературном мире, где полностью отсутствовала цензура.

Февральскую революцию Аверченко и его соратники, безусловно, приветствовали. Но затем в России воцарились разнузданность и «демократический» беспредел, что вызвало у писателя настороженность. Как и многие представители интеллигенции, сатириконовцы происходящее в стране воспринимали чудовищным недоразумением. В произведениях теперь уже советского писателя стал присутствовать наиболее острый юмор, граничащий с черным. Подобная гротескность присуща творчеству , Булгакова , Ильфа, что свидетельствует о влиянии величайшего социального перелома на литературу и искусство.

Аркадий Аверченко - Эмиграция и смерть

В 1918 году «Новый Сатирикон» новая власть запретила. Аверченко бежал на Юг, где продолжал писать и опубликовал несколько антибольшевистских очерков. В 1920 году ему удалось уехать в Константинополь. За границей писатель чувствовал себя относительно комфортно, поскольку имел возможность общаться с русскими эмигрантами. Впоследствии Аверченко переехал в Чехию, где его произведения пользовали широкой популярностью. Большая часть из них была переведена на чешский язык. В 1925 году русский писатель после длительной тяжелой болезни ушел из жизни. Похоронен Аверченко в Праге.

>>Журнал «Сатирикон»

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон»

Как много забытых страниц в истории отечественной литературы! И как хочется задержать движение времени! Такая возможность есть у читателей «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"».

Это удивительное издание. История человечества - от древнейших времен до начала XIX века - рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных, книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми - писателями-сатириками.

Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Само решение не было оригинальным. В 1868 г. А. К. Толстой создал сатирическое произведение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», где поведал читателю, что «Земля наша богата, / Порядка в ней лишь нет». Правда, автору не удалось увидеть стихотворение напечатанным, видимо, такие исторические параллели пришлись не по вкусу издателям.

Создателям «Всеобщей истории...» повезло больше. Их детище увидело свет в 1910 г. Книга была выпущена как бесплатное приложение к журналу «Сатирикон».

Несмотря на свой юный, трехлетний возраст, «Сатирикон» был известен и имел своего читателя. И это было непросто, так как в России в первое десятилетие XX века появилось много юмористических журналов. «В то смутное, неустойчивое, гиблое время "Сатирикон" был чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух», - вспоминал А. Куприн .

Журнал объединил молодых талантливых писателей: Арк. Аверченко, Сашу Черного, Тэффи , О. Дымова, А. Бухова и др. В нем печатались А. Куприн, Л. Андреев, А. Н. Толстой... В 1913 г., после раскола редакции, «Сатирикон» перестал существовать. Было еще одно его рождение - о Париже. К участию в изданий были привлечены И. Бунин , Саша Черный. Б. Зайцев, А. Куприн, художники А. Бенуа, М. Добужинский, К. Коровин. В третьем «Сатириконе» был перепечатан роман Л. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», и это было отмечено читателями. Вскоре из-за недостатка средств и острых сатирических материалов журнал перестал выходить в свет. Так закрылась еще одна страница отечественной литературной летописи.

В 1911 г. выходит «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"». Казалось бы, что можно найти смешного в государственных переворотах, в многочисленных войнах, эпидемиях и тому подобных событиях былых времен, сведения о которых дошли до нас?

Познакомьтесь с отрывком из «Всеобщей истории, обработанной „Сатириконом"», подготовленной Тэффи (1372 -1952), урожденной Лохвицкой Надеждой Александровной, - прозаиком, поэтом, драматургом.

Перу Тэффи принадлежит раздел «Древняя история», открывающий книгу. Она с азартом включается в общую «клоунаду», создавая остроумную историю Древнего мира . Тэффи иронически обыгрывает логические построения псевдонаучных трудов («Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими»); гиперболизирует штампы («Дренняя история есть такая история, которая произошла чрезвычайно давно»)...

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Сатирикон: «Сатирикон (роман)» роман древнеримского писателя Петрония Арбитра. «Сатирикон Феллини» фильм Федерико Феллини по мотивам романа Петрония Арбитра. «Сатирикон (журнал)» и «Новый Сатирикон» русские сатирические журналы… … Википедия

- «САТИРИКОН» еженедельный «тонкий» журнал сатиры и юмора. Издавался в Петербурге с 1908 по 1914 (№16 последний) М.Корнфельдом. Первые 8 номеров «С.» вышли Под редакцией А.А.Радакова, после чего бессменным редактором стал А.Г.Аверченко. «С.»… … Литературная энциклопедия

«Сатирикон» - «Сатирикон», еженедельный сатирический журнал. Издавался в 1908—14. Редакция — на Невском проспекте, 9. Издатель М. Г. Корнфельд; редакторы (в разное время) А. А. Радаков, А. Т. Аверченко, П. П. Потёмкин, М. Г. Корнфельд. «Сатирикон»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

I еженедельный журнал сатиры и юмора, 1908 1914, Санкт Петербург. Редактор (с № 9) А. Т. Аверченко. Печатались С. Чёрный, П. П. Потёмкин, В. И. Горянский. В 1913 18 часть сотрудников издавала «Новый Сатирикон». II см. Российский театр… … Энциклопедический словарь

Еженедельный сатирический журнал. Издавался в 1908 14. Редакция на Невском проспекте, 9. Издатель М. Г. Корнфельд; редакторы (в разное время) А. А. Радаков, А. Т. Аверченко, П. П. Потёмкин, М. Г. Корнфельд. «С.» ставил перед собой задачу… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Еженедельный журнал сатиры и юмора, 1908 1914, Санкт Петербург. Редактор (с. 9) А. Т. Аверченко. Печатались С. Черный, П. П. Потемкин, В. И. Горянский. В 1913 18 часть сотрудников издавала Новый Сатирикон … Большой Энциклопедический словарь

«САТИРИКОН» - «САТИРИКОН», русский еженедельный сатирический журнал. Издавался в Петербурге в 1908 — 1914. Восходит к юмористическому еженедельнику «Стрекоза». Редактор А. А. Радаков, затем — А. Т. Аверченко. С 1913 под его редакцией изд. журнал… … Литературный энциклопедический словарь

- («Сатирикон»,) русский еженедельный сатирический журнал, выходивший в Петербурге в 1908 14. С 1913 часть авторов «С.» стала издавать журнал «Новый С.» (по 1918). Редактор «С.» (с № 9) и «Нового С.» А. Т. Аверченко. В числе основных… … Большая советская энциклопедия

Еженедельный сатирический журнал, издавался в Санкт Петербурге в 1908 14 гг. Редактор – карикатурист А. А. Радаков, затем – писатель сатирик А. Т. Аверченко (с 1913 редактор «Нового Сатирикона»). В «Сатириконе» сотрудничали Тэффи (Н. А.… … Литературная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Стрекоза (значения). Стрекоза … Википедия

Книги

  • Новый Сатирикон, № 49, декабрь 1916 , . Петроград, 1916. Издание журнала "Новый Сатирикон" . Издательский переплет. Сохранность хорошая. Отходит обложка от данного журнала. На нескольких страницах вырезана часть текста. САТИРИКОН -…
  • Новый Сатирикон, № 50, декабрь 1916 , . Петроград, 1916. Рабочее издательство "Типо-литография Книгоиздательского товарищества "Просвещение" . "Издание журнала "Новый Сатирикон" . Издательский переплет. Сохранность хорошая.…

Сатирическая журналистика в годы первой русской революции.

Вестник и библиотека для самообразования».

Союз подписчиков «Вестника знания».

Журналы для самообразования.

Природа и люди».

Вокруг света».

Нива».

Общественно-политические еженедельники.

ТОНКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК И ЕГО РОЛЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ НАЧАЛА XX в.

К 1913 г. почти треть системы русской журналистики составляли тонкие еженедельники – компромиссный тип журнального издания, в наибольшей степени отвечавший задачам прессы в сложный период войн и революций. Тонкий еженедельный журнал соединял в себе черты ежедневной газеты и толстого ежемесячника. Еженедельный выход позволял быстрее, чем журнал «обычного русского типа», откликаться на события. В то же время гораздо больший, чем у газеты, объем и возможность дольше готовить и обдумывать материал давали еженедельнику то преимущество «обобщающего освещения», которым гордились толстые издания. Развитие технических возможностей позволило еженедельному журналу ввести в состав номера как обязательный компонент иллюстрации. Еженедельник как тип периодики издатели выбирали для самых разных целей: для семейного чтения, для самообразования, для популяризации науки, для разных аудиторий, например женской и детской.

В мае 1906 г. журнал «Современная жизнь» писал: «Характер времени обусловил сильное развитие особого рода периодической печати – мелких, преимущественно еженедельных журналов. Они явились как бы компромиссом между двумя прежними основными типами журналистики: ежедневной газетой и толстым ежемесячным журналом. С одной стороны, острый характер текущего общественного кризиса требовал от печати приближения к жизни, быстроты реакции на злобу дня, подвижной энергии газеты. С другой стороны, глубина и сложность задач, выдвинутых кризисом с его путаницей политических и социальных групповых интересов, требовали серьезного научного освещения вопросов, той основательности, какой обладали ежемесячники. В результате мы видим необычайное развитие этой промежуточной, “революционной” журнальной формы – еженедельника». В статье под названием «Мелкие журналы», из которой и приведена цитата, было перечислено несколько десятков еженедельников, появившихся в конце 1905 г., т.е. в разгар революции.

Тип еженедельного журнала не был новым для системы русской прессы. Еженедельники существовали в XVIII в., расцвет их пришелся на 50–60-е годы XIX в. Но в 1900–1917 гг. «примерно треть выпускаемых периодических изданий приходилась на долю еженедельников».

В XIX в. отделения газеты от журнала еще не произошло, и общей особенностью еженедельников была только периодичность – раз в неделю. После революции 1905 г. еженедельники представляют только журналы.



Постепенно выработалась форма подобного издания: тонкий журнал в 50–60 страниц. Обязательными для него были: «...наличие иллюстраций в качестве самостоятельных материалов издания; обязательный беллетристический отдел; компилятивные обзоры публикаций за неделю по различным общественно-политическим вопросам».

Таким образом, от толстого издания остался отдел беллетристики, без романа или рассказа русский читатель журнал не воспринимал. Компилятивные обзоры событий утратили основательность журнальных обозрений, но и не превратились в простую газетную информацию. И, наконец, иллюстрации стали самостоятельным содержательным компонентом журнала. Они постепенно выходили на журнальные страницы в виде рисунков и репродукций, а с развитием техники, когда в России научились делать клише с фотографий, вышли и на страницы газетные. В еженедельниках иллюстрации играли самостоятельную роль, не всегда подчиненную основному тексту. Для читательской аудитории подобного типа периодики важна была и его невысокая цена. Выход каждого еженедельника в «свой» день недели тоже был удобен читателям, создавался практически непрерывный журнальный поток, и человек в соответствии со своими интересами и свободным временем мог выбирать, какой журнал ему читать. Была занята почти вся неделя, нарушений срока выхода не допускалось. Появился даже термин – «понедельничная пресса» - почему-то журналы, выходившие в понедельник, считались беспринципными, пустыми, часто они были охранительного толка.

Значительную роль играли еженедельные журналы, появившиеся в конце XIX в., особенно такие, как «Нива», «Родина» и различные иллюстрированные и развлекательные издания.

Журнал «Сатирикон»

Начал выходить с 1 апреля 1908г. на базе журнала «Стрекоза». Журнал начался удачно благодаря чрезвычайно счастливому набору молодых и энергичных сотрудников. С №9 журналом руководит Аркадий Тимофеевич Аверченко . Сотрудничали: Саша Черный, Федор Потемкин, Валентин Горянский, Тэффи . Сильный подбор художников-каррикатуристов: Реми (Ник. Ремизов), Б. Кустодиев, Константин Коровин, Александр Бенуа . В ж-ле печатались произведения Л. Андреева, А. Куприна, А. Толстого .

«Сатирикон» продолжил традиции сатиры, заложенной Новиковым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. но ему не удалось избежать??? Все пришедшие в журнал мол. люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны, поэт. журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: «Смех ужасный, ядовитый смех…».

Осн. темы журнала:

        ГОУВПО
«Челябинский государственный университет»
          Кафедра журналистики
Факультет журналистики
      Эволюция журнала «Сатирикон».

Выполнила: Мухаметнурова О. У.
(ФЖВ -201)
Проверил:ст. преп. Ратников К. В.

Челябинск

      2012
План:
Введение______________________ ______________________________ 1
§1.1. История журнала «Сатирикон» ____________________________3
§2.1. Эволюция стиля сатиры в журнале «Сатирикон» _______________ 5
Заключение____________________ ______________________________ __7
Список использованной литературы____________________ ___________8

Введение

Революционные события, происходившие в мире и, в частности, России в начале XX века привели к тому, что русская общественность стала более раскрепощённой. Она стала ярче выражать свои демократические чаяния не сразу и не прямо, а посредством фельетонов, эпиграмм и с помощью других иронических средств. Это не могла не заметить и пресса, в которой стали развиваться юмористические и сатирические издания. Один из них - юмористический журнал «Стрекоза» (1875-1918), который, однако вскоре утратил популярность 1 . Но он дал основу ещё одному не менее яркому петербургскому сатирическому журналу «Сатирикон» (1908 – 1913). Названый в честь одноимённого античного романа римского писателя Петрония Арбитра, он продолжал лучшие традиции хлёсткой сатиры. Цель работы – проследить историю развития и эволюцию журнала «Сатирикон». Отсюда выходят две задачи: 1. Проследить историю журнала «Сатирикон». 2. Выделить основные вези развития и эволюции журнала «Сатирикон».
История развития этого печатного издания полна взлётов и падений. Так журнал смог встать на ноги после Первой русской революции (1905-1907) и к 1912 году расцвести полным цветом (чему не мало способствовала политика П.А. Столыпина и другие демократические реформы). Потом же он впал в полосу кризиса 1913 года и вышел из него обновлённым, пережив жёсткие нападки цензуры. Уже «Новый Сатирикон» дожил до начала 1918 года. Лишь после Октябрьской революции журнал был закрыт, а большинство авторов оказались в эмиграции.
Главной причиной высокой популярности журнала стало то, что он сочетал в себе как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года - против большевиков), так и безобидную юмористику. Немаловажным было то, что в нём принимали активное участие и деятели русской культуры Серебряного века, которые обобщенно и зовутся «сатириконовцами». Главным редактором журнала стал Аркадий Тимофеевич Аверченко, который привлёк целую плеяду талантливых поэтов и прозаиков: Саша Чёрный, Осип Дымов, Тэффи, Аркадий Бухов, Леонид Андреев, С. Маршак, А. Куприн, А.Н. Толстой, С. Городецкий. А в 1915-1917 гг. с «Новым Сатириконом» сотрудничал В.В. Маяковский. В числе основных сотрудников были и не менее талантливые графики А.А. Радаков, Н.В. Ремизов-Васильев (Реми), А.А. Юнгер (Баян), А.В. Ремизова (Мисс). Их смелые карикатуры и шаржи также украшали каждый номер смелого журнала и также были объектом цензуры.
Журнал «Сатирикон» оставил яркий след в истории периодической печати, обличая в форме едкой сатиры политическую и общественную жизнь России в начале XX в.

§1.1. История журнала «Сатирикон»

Богатая на события история журнала « Сатирикон» началась ещё в недрах другого сатирического издания под названием «Стрекоза». Именно там осенью 1907 г. начал работать будущий главный редактор «Сатирикона» Аркадий Тимофеевич Аверченко. В 1907 г. в «Стрекозе» также сотрудничали молодые художники Ре-Ми (Н.В. Ремизов-Васильев), А. Радаков, А. Юнгер, А. Яковлев, Мисс (А.В. Ремизова) и поэт Красный (К.М. Антипов). Все они были недовольны бесцветной пустенькой «Стрекозой» и настойчиво предлагали издателю реформировать её. Как ни странно, появление Аверченко послужило как будто последним толчком для того, чтобы осторожный редактор Корнфельд согласился.
На одном из очередных заседаний редакции было решено превратить «Стрекозу» из юмористического журнала в сатирический, отражающий злободневные события общественной и политической жизни в стране. Тут же придумали журналу другое имя. Его предложил Радаков. Он вспомнил знаменитый древнеримский роман Гая Петрония Арбитра «Сатирикон» - повествующий о кошмарной эпохе Нерона, где жизненные подробности причудливо перемешаны с гротескными образами омерзительного мира.
Так определилось творческое лицо нового органа. И с третьего апреля 1908 г. вместо надоевшей всем «Стрекозы» стал выходить сатирический журнал «Сатирикон», поставивший перед собой задачу морального исправления общества путем сатиры на нравы. А «Стрекоза» вскоре совсем прекратила существование. «Сатирикон» же выбрал тактику общественно- политической сатиры, главным объектом которого стала политическая жизнь. «Сатириконовцы» иронизировали над Государственными думами, политическими интригами и партиями. Сатириконцы изобретательно высмеивали всех, кто был оплотом правительственной и общественной реакции. Очень часто и охотно они критиковали кадетскую партию, прежде всего за ее поведение в I Государственной Думе. Символом беспомощности кадетов был «выборгский крендель». При этом имелось в виду известное выборгское воззвание кадетов, в котором они призывали народ «не платить налогов и проводить тактику пассивного сопротивления».
К концу 1911 г. наметилось явное падение политической остроты «Сатирикона». Из фрондерского сатирического органа он постепенно превращается в юмористический, все меньше отличаясь от осмеянных им же «Будильника», «Шута», «Осколков». Однако многих такой принцип «улыбательной сатиры» не устраивал. Так в 1911 г. из «Сатирикона» уходит Саша Чёрный, не желая мириться с тем, что журнал приобретает «танцклассное направление». Такой спад радикализма отчасти связан и с ожиданиями, которые дала политика П.А. Столыпина и события Тредьюнионского переворота, когда Николай II пошёл на значительные уступки.
В 1913 г. в редакции журнала произошёл раскол, в результате которого образовался «Новый Сатирикон». Непосредственной причиной раскола были денежные недоразумения и ссора между главными пайщиками журнала: издателем М.Г. Корнфельдом, с одной стороны, и Аверченко, Радаковым и Ремизовым, - с другой. По заключенному между издателем и сотрудниками договору, Аверченко, Радаков и Ремизов имели право контролировать хозяйственную часть журнала, а Корнфельд обязался не повышать подписной и розничной платы за журнал.
Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать (вышло 18 номеров) до лета 1918 года, когда был запрещён большевиками за контрреволюционную направленность.

    §2.1. Эволюция стиля сатиры в журнале «Сатирикон»
С первых дней создания молодая авторская и редакционная коллегия определилась и с авторской позицией создателя: к жуткому и пошлому миру он относится как спокойный наблюдатель, не чуждый юмора, а подчас и ядовитой иронии, но без чувства скорби или гнева. «Ядовитый смех» «Сатирикона» не посягал на основы существующего строя. Журнал даже не уберегся от болезней беззубой, развлекательной прессы. Но в начале своей жизни «Сатирикон» довольно часто обращался к политической сатире 2 . Больше всего издевок «Сатирикона» доставалось на долю правых депутатов Думы. Аверченко уморительно рассказывал о том, как "из-за дурного поведения" их не позвали на обед к премьер-министру Столыпину. О черносотенце П. Крупенском журнал с усмешкой заметил: «Да, он в сущности, светлая голова! Это ничего, что он весь в уши пошёл», - намекая на связь Крупенского с департаментом полиции. В № 9 за 1909 г. были напечатаны «Думские речи»:
«Октябрист: Мы, господа, стоим на страже...
Крестьянский депутат (в ужасе): Еще стражники? Эх, Россея!!» 3
Однако после того, как стихли бури Первой русской революции смех поэтов и прозаиков «Сатирикона» становится более добродушным. В этом плане характерен № 3 сатирического издания за 1913 год, посвящённый памяти «незабвенного Козьмы Пруткова». Отмечая 50-летний юбилей своего предшественника, сатириконцы изощряются в остроумных пародиях, но их общественное звучание невелико. Взвинченная парадоксальность и сентиментальная интимность все больше начинают подменять социально-значимую сатиру. На страницах журнала мелькают обнажённые женские тела, рассказы о «художнике-безбожнике» и модистке, которую он обольстил, пасхальные, масляничные, рождественские безделушки 4 .
Центральное место в журнале заняли шаржи на модных литераторов и артистов. В этом журнале появилась специальная рубрика «Русская грядка на Парнасе», а поэтическими лидерами в журнале стали авторы стилизованных пародий П. Потемкин и С. Горный 5 .
К 1912 г. внутри редакции начались разногласия, приведшие вскоре к расколу. Это было видно по самим редакциям журнала. Так в новогоднем номере журнала, рисуя торжественный парад сотрудников, А. Радаков в сторонке изобразил Сашу Черного, «бросающегося иногда даже на своих». В 1911 г. Саша Чёрный порвал с журналом, публично заявив, что не разделяет его направления. Между тем либеральные критики восторженно приветствовали поворот «Сатирикона» к юмору. По их мнению, главная заслуга журнала заключалась в том, что он смог развлечь русское общество, приунывшее после 1905 г., бездумным легкомысленным смехом.
По мнению Аверченко, «Сатирикон» должен был угодить той части русского общества, которая почувствовала необходимость стряхнуть с души давящий кошмар столыпинщины, свободно вздохнуть, весело засмеяться. Журнал предлагал смех как спасительное средство от тоски и уныния 6 . Новую функцию сатиры тех лет он видит в том, чтобы спасти интеллигента, утопающего в пессимизме, и помочь «выздоравливающей» части России как следует повеселиться.
Но, к сожалению, такая стратегия была выигрышной, так как тяжбы войны и разруха в стране давали мало поводом для веселья. А кардинальная перестановка политических сил после Октября 1918 года, когда во главе власти стали большевики, довершила логический конец этого яркого журнала.
          Заключение
Пятилетняя история зарождения, развития, кризиса и закрытия сатирического журнала «Сатирикон» являла яркую страницу в истории не только русской публицистики, но и поэзии Серебряного века. Аркадий Тимофеевич Аверченко сумел собрать под своим началом самых лучших поэтов и прозаиков Серебряного века. В числе основных сотрудников - графики А. А. Радаков, Н. В. Ремизов-Васильев (Реми), А. А. Юнгер (Баян), А. В. Ремизова (Мисс), писатели Саша Чёрный, Тэффи, А. С. Бухов и др.
Устав от безликого юмора «Стрекозы», «Будильника» и «Осколков» молодые сотрудники «Сатирикона» начали лихо критиковать политику и общественный строй и нравы в России. Лишь недолгая передышка перед Первой мировой войной дала и либеральные реформы П.А. Столыпина дали им повод для перехода к улыбательной и безобидной сатире. Это не могло не дать поводов для недовольства у радикалов (и в первую очередь, большевиков). Они называли такую сатиру «беззубой». К этому тематическому замешательству добавился и разлад в редакционном коллективе (особенно между А.Т. Аверченко и М.Г. Корнфельдом). А приход к власти радикалов большевиков в Октябре 1917 года завершил исход этого сатирического издания.
Таким образом, цель работы выполнена: прослежена история создания и развития журнала «Сатирикон» и выделены основные вехи его развития.
Однако и в XXI в. традиции «Сатирикона» живы: в 2006 году начал жизнь электронный журнал «Сатирикон – бис!» 7 . Художник Алексей Караковский намерено выбрал стиль оформления в отечественных и зарубежных ретро-открыток. Название журнала символично: «бис», с одной стороны, означает преемственность от «Нового Сатирикона» Аркадия Аверченко, а с другой стороны, – аплодисменты.
    Список использованной литературы:
1. Евстигнеева Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968
2. Поэты «Сатирикона». [Предисл. Г. Е. Рыклина. Вступ. ст. Евстигнеевой Л.А.], М. Л.,1966
3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. М., 1996
4. URL: http://www.satirikon.biz/