Договоры являются правовой формой, в которую облекаются соглашения сторон, содержащие права и обязанности при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Договоры во внешнеэкономической деятельности могут носить различные наименования: контракт, соглашение, собственно договор. Тем не менее, как показывают международные правила, наиболее часто используется термин “контракт”. Различные наименования никакой юридической роли не играют, все эти соглашения являются договорами.

Современные правовые системы, в том числе России, предоставляют участникам внешнеэкономической деятельности широкие возможности по определению своих взаимных прав и обязанностей. При этом стороны могут идти при определении прав и обязанностей дальше законодательных положений. Ограничительными рамками для такого определения могут быть лишь сами законодательные положения либо интересы публичного порядка России.

В свете особенностей внешнеэкономической деятельности, когда ее участники относятся к правовым системам различных государств и когда они не могут детально знать законодательные положения соответствующего государства, а также в свете интенсивного международного экономического оборота, участникам этой деятельности необходимо в заключаемые договоры включать подробные условия с целью установления взаимных прав и обязанностей, которые могли бы определять и регулировать любые возможные действия и последствия таких действий.

В случае возникновения спора между сторонами арбитражные органы обращаются прежде всего к договору как к правовому документу, определяющему их права и обязанности. И только в том случае, если договор не определяет четко права и обязанности сторон, не содержит подробные условия их осуществления, арбитражные органы обращаются к законодательным актам.

Таким образом, значительная роль договора о регулировании отношений между участниками внешнеэкономической деятельности обусловлена особенностями этой деятельности, имеющей международный характер.

Российское законодательство предусматривает, что внешнеэкономические сделки должны совершаться в письменной форме. Такое требование к форме внешнеэкономической сделки вытекает из ст. 7 Закона “О международном коммерческом арбитражном суде” от 7 июля 1993 г.

Несоблюдение формы внешнеэкономических сделок, -- как указывается в п. 2 ст. 30 Основ гражданского законодательства, -- влечет за собой недействительность сделки. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 58 Основ гражданского законодательства договор может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена письмами, телетайпограммами, телеграммами, телефонограммами и т. п., подписанными стороной, которая их посылает.

Поскольку иное не предусмотрено в законодательстве, стороны сами определяют язык, на котором заключается договор, структуру договора, его содержание и т. д. Стороны также сами определяют, кто должен подписывать договор: должностные лица в силу учредительных документов или же лица, уполномоченные по доверенности. Во внешнеэкономической деятельности широко используются типовые проформы договоров (контрактов) разработанные, в частности, различными международными организациями и ассоциациями предпринимателей, например, типовые проформы контрактов поставки (купли-продажи) зерна, оборудования, подряда, договоров фрахтования судов и т. д. Наиболее распространенными во внешнеэкономической деятельности являются следующие виды договоров: купли-продажи (поставки), подряда, лицензионные, агентские, перевозки. Подавляющая часть международного экономического оборота приходится на куплю-продажу товаров (продукции). В связи с этим значительная роль в регулировании отношений в этой области отводится договорам (контрактам) купли-продажи. Эти договоры характеризуются не только подробным изложением условий купли-продажи, относящимся, в частности, к предмету договора, цене, формам расчета и т. д. Договоры также включают так называемые базисные условия поставок, под которыми понимаются условия поставок (продажи), сложившиеся в международном экономическом обороте. Эти условия касаются в основном места и момента передачи товара, вопросов перевозки, распределения рисков гибели или повреждения товара. Указанные условия выработаны в результате длительного применения между участниками внешнеэкономической деятельности в различных странах и широко используются в международной практике. Они известны под названием “торговые термины”.

В качестве примера использования торговых терминов можно привести основные положения поставок товаров на условиях Фоб и Сиф.

Фоб (свободно на борту судна) -- наименование порта отгрузки. Основные обязанности продавца включают погрузку товара за свой счет на борт судна и извещение об этом покупателя, доставку покупателю в качестве доказательства погрузки товара обычных транспортных документов, о которых договорились стороны, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения через поручни судна, выполнение всех таможенных формальностей, необходимых для вывоза товаров.

Основные обязанности покупателя включают заключение за свой счет договора перевозки, извещение продавца о названии судна, месте погрузки и о необходимой дате поставки товара, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения через поручни судна, оплата товара против представленных транспортных документов, предусмотренных договором.

Сиф (стоимость, страхование, фрахт) -- порт назначения. Основные обязанности продавца включают заключение за свой счет договора перевозки до согласованного порта назначения, погрузку товара на борт судна в порту отгрузки в установленный срок, несение всех рисков утраты или повреждения товара до момента пересечения через поручни судна, страхование за свой счет товара в пользу покупателя и передачу ему страхового полиса или иных документов, подтверждающих заключение договора страхования, представление покупателю предусмотренных договором транспортных документов.

Основные обязанности покупателя включают оплату товара против представленных транспортных документов, принятие товара в порту назначения и несение расходов по выгрузке товара, если они не, включены в договор перевозки, несение всех рисков утраты или повреждения товара с момента пересечения товара через поручни судна в порту отгрузки.

Положения Инкотермс-1990 г. применяются в том случае, если на них имеется прямая ссылка в договоре (контракте). Необходимо иметь в виду, что Инкотермс-1990 г. не касается вопросов перехода права собственности от продавца к покупателю. Поэтому при заключении договора стороны должны решить вопрос о переходе права собственности либо с момента заключения контракта, либо с момента получения товара покупателем, либо с какого-либо иного момента. При решении этого вопроса сторонам необходимо учитывать нормы национального права.

В договорах купли-продажи (поставки) необходимо предусмотреть форму расчетов. В международном экономическом обороте наиболее широко используют аккредитивную форму расчетов. Важным положением договора является так называемая арбитражная оговорка (арбитражное соглашение), в силу которой споры между сторонами будут решаться в арбитражном порядке. При этом стороны вправе указать конкретный арбитражный орган.

Арбитражные органы при решении споров руководствуются прежде всего положениями заключенного договора. И в случае неурегулированности каких-либо вопросов данным договором перед арбитражным органом стоит задача определить, на основе права какого государства должен решаться спор, т. е. встает вопрос о применимом праве. Это обусловлено также тем, что отношения между субъектами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, нередко подпадают под действие правовых систем разных государств.

В связи с этим в договоре (контракте) необходимо предусматривать, право какого государства должно быть применимо при рассмотрении спора. Если в договоре отсутствуют положения о применимом праве, то в соответствии со ст. 166 Основ гражданского законодательства арбитражный орган будет применять право государства, “где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона”, являющаяся, в частности, продавцом в договоре купли-продажи, комиссионером в договоре комиссии, перевозчиком в договоре перевозки и т. д.

В договоре купли-продажи также предусматриваются меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности. При определении мер ответственности следует учитывать необходимость ограничения ответственности. В противном случае могут быть предъявлены требования о возмещении убытков и уплаты штрафов (неустойки) в сумме, превышающей стоимость товара во много раз.

Кроме названных положений в договоры включаются и другие, например, относящиеся к сроку поставки, количеству, качеству товара, таре, упаковке.

Заключая договор, субъекты внешнеэкономической деятельности должны учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ “международные договоры России являются составной частью её правовой системы”. Поэтому при заключении договоров хозяйствующим субъектам надлежит руководствоваться не только законодательством России и других государств, но и международными договорами, участницей которых является Россия. Так, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г (Россия -- участница конвенции) содержит положения о заключении договоров путем обмена офертой и акцептом, об убытках, об освобождении от ответственности, о расторжении договора и т. д.

Необходимо иметь в виду, что положения указанной Конвенции, как и других международных договоров, будут применяться, если и контракте отсутствуют положения относительно вопросов, которые урегулированы Конвенцией ООН 1980 г.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

1. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Понятие ВЭД в нашей стране появилось после начала осуществления внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли. В результате сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и ВЭД.

ВЭС представляют из себяформы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового и валютно-финансового сотрудничества. Задача ВЭС состоит в обеспечении экспортно-импортных поставок на федеральном, ᴛ.ᴇ. межгосударственном уровне. Планирование объёмов ВЭС и определœение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами по стратегически важным позициям через систему госзаказа с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, исполняющих государственный заказ.

Государственный заказ - ϶ᴛᴏ директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счёт государственных средств.

ВЭД представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических операций экспортно-ориентированных предприятий.

ВЭД, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне производственных структур с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определœении цены и стоимости контракта͵ объёмов и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и зарубежными партнерами.

Факторы развития ВЭД:

1. Возможность повышения нормы прибыли на базе внешнеторговых операций. Так расширение внешней торговли позволяет снизить издержки производства.

2. Вывоз капитала, на базе которого возникают ТНК.

3. Международная специализация, которая побуждает обмениваться результатами труда на международных рынках.

4. Различие в сырьевых, финансовых, трудовых ресурсах.

5. Различный уровень научно-технического развития.

6. Особенности географического положения, природных и климатических условий.

7. Политические отношения.

К основным формам ВЭД относятся:

– внешнеторговая деятельность - ϶ᴛᴏ предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности (Закон о государственном регулировании ВЭД);

– международное инвестиционное сотрудничество, предполагает взаимодействие с иностранными партнерами на ос­нове объединœения усилий финансового и материально-техничес­кого характера. Целями такого сотрудничества являются расшире­ние базы развития и выпуска экспортной продукции, ее системати­ческое обновление на базе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи бывают решены за счёт организации, к примеру, совмест­ного производства.

Совместное предпринимательство возможно прежде всœего на базе обмена технологиями, услугами с последую­щим распределœением программ выпуска продукции и ее реализа­ции, а также в форме образования и функционирования концес­сий, консорциумов, акционерных компаний, международных не­правительственных организаций и т.п.;

– валютные и финансово-кредитные операции;

– производственная кооперация представляет одну из форм сотрудничества между ино­странными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделœения труда.

Производственная кооперация является одной из форм внешнеэкономических связей и характерна тем, что узлы и детали кооперируемой продукции изготовляются по заданиям и техническим требованиям заказчиков, а внешнеторговые контракты на производство и поставку такой продукции носят подрядный характер.
Размещено на реф.рф
Подписанию контрактов может предшествовать заключение соглашений, определяющих условия долгосрочного сотрудничества. В этих соглашениях могут предусматриваться условия разработки конструкций, машин и оборудования, производства и поставки кооперируемых узлов и деталей по технической документации заказчиков или по переданным образцам. Поставщики могут изготавливать кооперированную продукцию из материалов заказчиков или своих, при этом за качество применяемых материалов, а также сроки и качество исполнения контракта несут ответственность поставщики.

Инициаторами осуществления внутри - и меж - отраслевой производственной кооперации могут выступать промышленные организации.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвес­тиционной и сервисной областей, к примеру, для обрабатывающей промышленности.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотруд­ничество обеспечивается на возмездной базе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

2. Методы регулирования ВЭД

Существуют два метода регулирования ВЭД: административный и экономический.

Административные методы регулирования ВЭД

1. Международные торговые договоры. Οʜᴎ определяют общие направления развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.п.

2. Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Такое регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот.

3. Лицензирование, квотирование.

Лицензия – выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов: генеральная (выдается на один календарный год) и разовая (оформляется по каждой отдельной сделке).

Квота – максимальный объём (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определœенного товара, выраженного в процентной доле, для каждого экспортера.

Квоты бывают: общими (определяются Министерством экономики для государственных нужд), естественными (связаны с ограниченной пропускной способностью нефтепроводов) и исключительными (вводятся Правительством в исключительных случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств).

Контингентирование – ограничение экспорта квотируемой и лицензируемой продукции рамками определœенного перечня (контингента).

Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров в России регламентируется ʼʼПоложением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в РФʼʼ.

Основными принципами количественных ограничений в РФ выступают международные обязательства, цели обеспечения безопасности и обороноспособности страны, охраны окружающей среды и жизнедеятельности населœения, исторического и культурного наследия, защиты внутреннего рынка и его товаропроизводителœей.

По этой причине в современных условиях квотируются и лицензируются несколько экспортных позиций:

– товары, экспорт которых осуществляется в размере установленных квот в соответствии с международными обязательствами России (к примеру, Соглашение с ЕС о торговле текстильной продукции);

– товары, в отношении которых сохраняется особый порядок экспорта͵ в целях препятствования вывозу ценных видов ресурсов животного и растительного происхождения, отдельных видов сельскохозяйственного сырья, драгоценных металлов и камней и изделий из них, а также отдельных видов военной техники, вооружений, видов информации;

– товары, поставляемые в рамках инвестиционного сотрудничества.

В число импортных лицензируемых товаров включены такие товары, как вооружение, химические средства защиты растений, промышленных отходы, импорт сахара-сырца, этилового спирта и водки. Вместе с тем, лицензируются как экспорт, так и импорт продукции, работ и услуг военного назначения.

4. Технические процедуры. Οʜᴎ устанавливаются в законодательном порядке и представляют из себякомплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Технические барьеры устанавливаются путем обязательной сертификации импортных товаров.

5. Антидемпинговые процедуры. Осуществляются путем установления антидемпинговых пошлин в случаях ввоза на таможенную границу России товаров по заниженным ценам по сравнению с предельно оптимальной стоимостью их в стране экспортера в момент вывоза. Вместе с тем, антидемпинговые процедуры включают в себя различные судебные разбирательства, а также приостановка движения товаров и услуг, реализуемых по заниженным ценам.

Экономические методы стимулирования экспортного производства

Поддержка экспорта – важнейшее направление деятельности государства в области стимулирования экспорта͵ создание более благоприятных условий для доступа отечественных товаров и услуг на внешние рынки.

Необходимость государственной поддержки экспорта продиктована стремлением повысить эффективность национального хозяйства, ᴛ.ᴇ. наилучшим образом использовать имеющиеся в стране ресурсы – трудовые, материальные, финансовые и интеллектуальные. Эта эффективность сильно зависит от платежеспособного спроса, который многократно возрастает при ориентации поставщика товаров и услуг на емкий мировой рынок.

Предпосылками развития государственной поддержки экспорта

В первую очередь, стремительный научно-технический прогресс и расширение инновационной деятельности позволяют быстро увеличивать объём и обновлять номенклатуру продукции, а также совершенствовать средства транспорта и связи, что, в конечном счете, повышает прибыль компаний от внешнеторговых операций.

Во-вторых, увеличивающийся вклад экспорта товаров и услуг в национальную экономику вследствие опережающих темпов его развития по сравнению с ВВП требует адекватного внимания со стороны правительств.

В-третьих, существенно меняется структура международной торговли в пользу продукции обрабатывающей промышленности, в т.ч. сложной в техническом отношении и капиталоемкой. Вместе с тем, интенсивно развивается международная производственная кооперация, также в значительной мере связанная с выпуском технически сложной и капиталоемкой продукции. Тенденция к повышению добавленной стоимости в международном товарообороте, особенно в указанных формах, требует от экспортеров крупных финансовых ресурсов и предоставления им организационной помощи от государственных структур.

В-четвертых, по мере увеличения предложения товаров и услуг обостряется конкуренция, приобретающая новые формы (объектом соперничества поставщиков становятся безопасность и полезность продукции, ее качественные преимущества и. Она также вызывает крайне важно сть расширения государственного содействия экспортерам.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, формируется следующая последовательность событий: правительство оказывает поддержку экспортерам, увеличивая поток товаров и услуг на мировой рынок, усиливается борьба за потребителœей, которая, в свою очередь, требует от правительств большей помощи экспортерам, а последняя способствует росту предложения, превышающему в итоге платежеспособный спрос и обостряющему торговое соперничество, и так по следующему кругу.

К примеру, большинство развивающихся стран рассматривает стимулирование экспорта в качестве приоритетного направления в делœе достижения целœей экономического развития. Правительства ожидают, что постоянные усилия по стимулированию экспорта и помогут получить дополнительную иностранную валюту, необходимую для покрытия затрат на импорт, решить проблемы платежного баланса, помочь уменьшить бремя растущей задолженности иностранным государствам и создать дополнительные рабочие места для населœения. Стратегия стимулирования экспорта развивающейся страны закладывает основы определœения уровня и типа торговых связей с международным рынком.

В развитых странах на цели содействия экспорту ежегодно тратятся миллиарды долларов, что позволяет добиваться значительных успехов на внешних рынках. В большинстве стран функционируют специализированные государственные структуры поддержки экспорта͵ а само содействие экспортерам в освоении внешних рынков считается приоритетной задачей общенационального масштаба.

Основная цель содействия экспорту – совершенствование его товарной, географической и фирменной структуры в интересах расширения и повышения эффективности зарубежных продаж.

Государство стратегически заинтересовано оказывать поддержку экспортерам продукции высокой степени переработки, так как это усиливает их конкурентные позиции на внешнем рынке, что обеспечивает повышение устойчивости, снижение безработицы, увеличение доходов работников и бюджетов всœех уровней.

Государственные программы стимулирования экспорта реализуются на уровне предприятия, отрасли и общенациональном уровне.

Необходимость реализации программ стимулирования экспорта на уровне предприятия определяется следующим причинами:

· число сырьевых товаров, которые можно экспортировать, ограничено, в силу чего экспортные сектора зависят от международных событий, влияющих на мировой рынок;

· промышленное производство товаров ограничивается отсутствием перерабатывающих отраслей, что не позволяет предприятиям производить дифференцированную продукцию на экспорт или обеспечивать определœенную форму диверсификации экспорта;

· существует зависимость от одного или двух ключевых экспортных рынков и источников снабжения, а это не дает предприятиям возможности разрабатывать продукцию в соответствии со стандартами более развитых рынков;

· предприятия не готовы экспортировать продукцию, что должна быть связано с нежеланием заниматься рискованной предпринимательской деятельностью заграницей, поскольку отечественный рынок предоставляет комфортные условия и безопасность.

На уровне отрасли существует два направления стимулирования экспорта:

· увеличение экспорта существующей продукции. Эта стратегия направлена на активизацию и увеличение объёма экспорта на существующие рынки, а также на проникновение на другие экспортные рынки.

· выработка новых товаров, пригодных для экспорта͵ что предполагает оценку того, какие новые товары могут производиться на экспорт. Эти новые товары часто являются побочным продуктом ведущих отраслей или результатом деятельности вспомогательных производств.

На общенациональном уровне правительство задает общее экономическое направление и стратегию развития торговли. Для обеспечения высоких показателœей национального экспорта особое значение имеет определœение экспортной составляющей этой стратегии с точки зрения надлежащих экономических инструментов и мер по стимулированию экспорта.

Для успешной реализации программ по поддержке экспорта страны используют различные инструменты.

Традиционным инструментом являются экспортные премии (субсидии) – финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определœенных товаров за границу. Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, что означает создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).

Существуют различные формы субсидирования экспорта :

1. Прямое субсидирование экспорта – наиболее агрессивная форма поддержки экспорта͵ которая выражается обычно в выплате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма практикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции которых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что значительно повышает их конкурентоспособность на мировом рынке. В мировой практике прямое государственное субсидирование воспринимается как одна из недобросовестных форм конкурентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО.

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных отраслях – наиболее перспективное и справедливое направление государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расширения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложения, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка. Примером может служить ʼʼдемпингʼʼ, который представляет собой метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Важным инструментом стимулирования экспорта являются экспортные кредиты. Οʜᴎ распространяются в основном на готовую продукцию, включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Оно реализуется через банки, межправительственные банковские организации, специальные фонды кредитования.

Существуют различные формы кредитования и оказания помощи для стимулирования экспорта.

1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75% которой ежегодно идет на финансирование экспортных поставок из государства-донора.

2. Предоставление ʼʼсвязанныхʼʼ кредитов – товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые остаются в стране-кредиторе и бывают истрачены заемщиком только на закупку товаров в этой стране.

3. Кредитование государством экспортеров наряду с коммерческими банками, однако, у государства сроки кредитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всœего экспорта.

4. Кредитование государством экспорта совместно с банком, когда государство может рефинансировать часть кредитов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субсидировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках.

Еще одним инструментом поддержки является страхование экспорта . Оно осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только коммерческие, но и политические риски. Оно распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, а сроки страхования достаточно разнообразны. Страхование реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамента гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).

Механизм страхования осуществляется по следующим направлениям:

1. Страхование большей части политических рисков на 100%, а экономических на 70-80%: Эту операцию государство осуществляет, как правило, через экспортно-импортный банк по низким ставкам – обычно 1 % от суммы сделки.

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам.

Не менее значимым инструментом стимулирования экспорта являются налоговые и таможенные льготы , которые предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта͵ снижение и возврат таможенных пошлин.

Также государства используют регулирование валютного курса для стимулирования экспорта͵ т.к. он крайне важен с точки зрения распределœения ресурсов в экономике. Многие страны для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Οʜᴎ использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством ʼʼползущей привязкиʼʼ (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определœенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом крайне важно й степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.

Выбор какой-либо схемы стимулирования экспорта производится страной на базе следующих критериев:

· выбор стратегического направления политики экспорта на базе общей макроэкономической политики, проводимой страной;

· определœение внутренних ограничений на пути развития экспорта;

· выявление внешних барьеров для экспорта;

· определœение секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;

· определœение возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;

· сравнение выгод от стимулирования экспорта в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием;

· определœение стран, товаров, регионов, в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;

· определœение конкретных мер стимулирования.

Значение каждого из инструментов стимулирования экспорта в отдельные периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным.

К примеру, ранее широко используемые меры стимулирования экспорта начинают постепенно терять свое значение под влиянием фискального давления. В этом же направлении действуют ВТО и ряд других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер.
Размещено на реф.рф
Но возможности их использования сузились, странам приходится искать ʼʼлазейкиʼʼ, не охваченные международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности.

Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – Антидемпинговый Кодекс направлено против экспорта͵ осуществляемого по ценам ниже производства или себестоимости. Во многих случаях возможность осуществления подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по поддержке производителœей своей страны.

К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся экспортные субсидии. В рамках ВТО разработано понятие субсидий, определœены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта͵ дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих в ряде случаев условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений.

Вместе с тем, в ВТО существуют определœенные степени свободы в отношении использования таких мер.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ, как правило, должны фиксироваться в момент вступления страны в ВТО. В процессе переговоров с другими членами ВТО и ее органами проще закрепить такие меры, которые не являются избирательными (ᴛ.ᴇ. относятся ко всœему экспорту в целом или его отдельным крупным составляющим, ко всœем странам, ко всœем предприятиям, районам, а не отдельным из них). К запрещенным субсидиям относятся, в первую очередь, экспортные субсидии или связанные с использованием местных товаров в ущерб импортированным. Но и в отношении запрещенных субсидий меры бывают приняты только в случае, в случае если они являются "специфическими", ᴛ.ᴇ. предоставляются предприятиям отдельной отрасли производства или группе предприятий, предприятиям, расположенным в определœенном географическом районе.

Широко субсидируемым в современном мире, как известно, является производство и экспорт сельскохозяйственной продукции. В соглашении по сельскому хозяйству, являющемся частью обязательных соглашений ВТО, поддержка национальных производителœей регулируется за счёт снижения показателя общего агрегатного измерения поддержки. Обязательства стран предусматривают величину и срок снижения этого показателя исходя из того, относится ли эта страна к развитым или развивающимся.

МВФ и Мировой банк негативно относятся к созданию специальных экспортных зон, свободных экономических зон как методам привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в т.ч. с целью развития экспорта. Οʜᴎ полагают, что такие методы нарушают нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ" 2017, 2018.

Понятие внешнеторговой деятельности

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность между субъектами хозяйствования России и иностранными субъектами хозяйствования, имеет место как на территории России, так и за ее пределами, но с обязательным пересечением таможенной границы предметом внешнеэкономического договора (контракта).

Предметом внешнеэкономического договора (контракта) могут быть вещи и другие ценности (в том числе в нематериальной форме), которые имеют выражение в денежной форме. В зависимости от экономической формы, которую имеют имущественные ценности, они могут относиться к основным фондам, оборотным средствам, финансовым средствам и товарам. В международной практике существуют следующие виды внешнеэкономической деятельности:

1. Внешнеторговая деятельность.

2. Производственная кооперация.

4. Валютные и финансово - кредитные операции.

Внешнеторговая деятельность (ВТД) является одним из важнейших направлений ВЭД. В профессиональной литературе можно выделить следующее определение: внешнеторговая деятельность - это деятельность субъектов хозяйствования в области обмена товарами, работами, услугами, информацией и другими факторами производства на международном уровне.

Основной формой договора внешней торговли является , предметом которого является товар. Под товаром понимают продукцию, производимую предприятием или выполненные фирмой работы и\или услуги.

Регламентация внешнеторговой деятельности в международном праве

В соответствии с международным правом понятие товара в договорах купли-продажи также ограничено. Среди основных международных правовых средств регулирования отношений сторон по договору купли-продажи можно выделить три основных документа:

1. "Венская Конвенция ООН" о договорах купли-продажи товаров 1980;

2. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА;

3. Правила интерпретации международных коммерческих терминов Инкотермс. Эти документы дополняют один другого.

"Венская Конвенция ООН" невозможно применить к продаже:

Товаров, которые приобретаются для личного или хозяйственного использования (за исключением случаев, когда продавец не мог знать, что товар приобретается для такого использования);

С аукциона;

Фондовых бумаг, акций, денег;

Электроэнергии;

Судов воздушного и водного транспорта;

В порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона.

В соответствии с правилами ИНКОТЕРМС под товарами понимают только материальные товары. То есть к продаже нематериальных товаров (например, программного обеспечения, прав), а также работ и услуг Инкотермс не применяются.

Подытоживая вышеизложенное, под товарами в международных договорах купли-продажи следует понимать продукцию, которая имеет материальную форму и может быть идентифицирована в момент передачи ее покупателю. Такое понимание товаров и учета требований международного права, позволяет дать следующее определение внешнеторговой деятельности - это деятельность в области международного обмена материальными товарами между субъектами хозяйствования России и иностранными субъектами хозяйствования, имеет место как на территории России, так и за ее пределами без обязательного пересечения таможенной границы России. Ограничения внешнеторговой деятельности обязательным пересечением таможенной границы недопустимо и противоречит требованиям Венской Конвенции ООН, согласно которой товар может не пересекать таможенную границу страны, при условии, что стороны договора или одна из них, право которого используется в договоре, находятся в странах-участниках Конвенции.

Субъекты и виды операций внешнеторговой деятельности

Участниками внешнеторговой деятельности понимаются субъекты различных форм хозяйствования и собственности, взаимосвязи между которыми обусловлены не только формой договора, а распространяются на органы регулирования этой деятельности, участников расчетов по внешнеторговым операциям (ВТО). Эти связи осуществляются в двух направлениях:

  • вертикальном - между подчиненными предприятиями одной отрасли, а также между государством и субъектами ВТД;
  • горизонтальном - между отдельными субъектами ВТД и между отдельными государствами.

Анализ действующих нормативных актов России позволил определить несколько признаков участников ВТД и на их основе разработать классификацию участников ВТД (рис.1).

Благодаря разнообразию форм связей существует несколько основных видов ВТД. Их классификация, разработанная в соответствии с определением внешнеторговой деятельности приведена на рис. 2.

В России наиболее распространенными операциями являются операции, которые осуществляются в следующих видах .

Внешнеэкономическая деятельность предприятия как сфера хозяйственной жизни, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, выходом на внешний рынок. Принципы ее государственного регулирования. Виды внешнеторговых операций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

2.2 Внешнеэкономическая деятельность ОАО «Сильвинит»

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы: Одной из важнейших сфер деятельности предприятия на современном этапе, является внешнеэкономическая сфера деятельности. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) государства реализуется через внешние связи. Внешние экономические связи - это система разработанных форм международного сотрудничества государств и их субъектов в различных отраслях экономики. Субъекты - это отдельные предприятия.

Тема курсовой работы: «Внешнеэкономическая деятельность на предприятии».

В качестве объекта исследования было выбрано предприятие по производству минеральных удобрений Открытое Акционерное Общество "Сильвинит" (ОАО "Сильвинит"), данное предприятие является одним из крупнейших в мире поставщиков минеральных удобрений.

Предмет проводимого в работе исследования - система управления внешнеэкономической деятельности на предприятии.

Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности предприятия, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности на предприятии.

· понятие внешнеэкономической деятельности предприятия;

· классификация внешнеэкономической деятельности предприятия;

· дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования;

· государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия;

· рассмотреть структуру экспорта объекта исследования;

· проанализировать перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности на предприятии.

внешнеэкономический международный внешнеторговый

1. Основы внешнеэкономической деятельности на предприятии: понятие, основные формы, государственное регулирование

1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Понятие внешнеэкономической деятельности в настоящее время наиболее приемлемо к внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Связано это с результатом реформирования внешнеэкономической сферы, в результате которой: роль государства во внешнеэкономической деятельности коренным образом изменилась. Во ВЭД государство выступает в основном регулятором этой деятельности, в отличие от его роли при осуществлении межправительственных экономических связей, где оно является непосредственным субъектом этих связей; центром внешнеэкономической деятельности становятся субъекты хозяйствования, а сама ВЭД осуществляется в основном на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставок.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами.

Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

· свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

· свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

· свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

· свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

· включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе. Регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Законодательством России предопределено, что предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия - участники внешнеэкономической деятельности являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право - и дееспособностью.

Гражданская правоспособность предприятия носит специальный характер (в соответствии с целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки, противоречащей целям, указанным в уставе, данная сделка может быть признана недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.

Гражданская дееспособность - это способность юридического лица к реализации своих прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной регистрации юридического лица и реализуется через его исполнительные органы. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении. За неисполнение обязательств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Белорусское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

1.2 Основные формы внешнеэкономической деятельности предприятия

Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве стран является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.

Классификация международных коммерческих (торговых) операций приведена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация внешнеторговых операций

Внешнеторговые операции, прежде всего, классифицируются на:

· Экспортная операция - это продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны.

· Импортная операция - это приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну.

· Реэкспортная операция - продажа с вывозом за пределы страны ранее импортированного, но не подвергшегося переработке товара.

· Реимпортная операция - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Предприятия стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной принадлежности, фирмы которых находятся на территории одного государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств.

Таким образом, основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

К понятию «торговая сделка» относятся все сделки, связанные с обменом товаров и предоставлением услуг.

Среди прочих форм внешнеэкономической деятельности российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им «сверху».

«Международная кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве».

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ. Суть МКП состоит в:

· объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;

· организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению - комплектующих деталей) на предприятиях - участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;

· увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.

Международная кооперация производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

· посредством небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда;

· в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;

· быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

Российские предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции, которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке. А также применение высокоэффективной и экологически чистой техники и технологий.

МКП имеет множество форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.

Одним из важнейших критериев при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы МКП, являются отношения собственности. Здесь можно выделить такие варианты, как:

· полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;

· объединение собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного предпринимательства;

· различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.

В применяемой Европейской Экономической Комиссией ООН укрупненной группировке форм МКП, выделены следующие модели договорной МКП.

Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.

Кооперация по модели 1, дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.

Кооперация по модели 1 с одновременной передачей оборудования в порядке лизинга.

Совместное производство, предусматривающее:

· использование технологий, переданных друг другу сторонами кооперационного проекта;

· производство на их основе кооперированной продукции и взаимные ее поставки;

· специализацию каждой стороны договора о МКП на производстве какой-либо конечной или промежуточной продукции в соответствии с договором о МКП;

· распределение сбыта продукции между участниками МКП.

Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.

МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями.

Подрядная МКП, при которой заказчику предоставляется согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с использованием «ноу-хау» и документации заказчика. Эта форма МКП наиболее проста и распространена. Но она чаще бывает недолговременной для российских предприятий, так как иностранный заказчик при определенном повороте событий может приостановить и не возобновлять заказ, что ставит российского подрядчика в затруднительное положение.

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют: отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества; ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран; отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства.

На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд СП. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания СП наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов СП.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием. Когда предприятие создается полностью за счет иностранного инвестора, то не возникает вопрос о правильной оценке российского вклада. И в этом смысле такие предприятия даже предпочтительнее СП.

1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. Россия провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая призвана способствовать росту эффективности производства. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать белорусский рынок для иностранных компаний можно только постепенно, так как большинство наших производителей не выдерживают с ними конкуренции.

Внешнеэкономическая деятельность в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ или указах Президента России.

В законодательстве сформулированы принципы государственного регулирования:

· единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;

· единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля над ее осуществлением;

· единство таможенной территории РФ;

· приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

· равенство участников внешнеэкономической деятельности и их не дискриминация;

· защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;

· исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеэкономическую деятельность, нанесения ущерба ее участникам.

Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания.

Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.

Законом предусматриваются и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта - экспорта готовой продукции. Правительство России принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа белорусских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей России с иностранными государствами.

В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими законами и иными правовыми актами РБ.

Государство всячески содействует белорусским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.

Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, российский бизнес может стать равноправным партнером Запада.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия на примере ОАО «Сильвинит»

2.1 Характеристика ОАО «Сильвинит»

Открытое акционерное общество «Сильвинит» -- крупнейший российский горнопромышленный комплекс по добыче и производству калийных удобрений и различных видов солей.

Предприятие разрабатывает единственное в России (второе в мире) Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, промышленные запасы которого составляют 3,8 млрд. тонн руды (в пересчете на 100% К2О).

ОАО «Сильвинит» является правопреемником Соликамского калийного комбината (1934 г.), являющегося родоначальником калийной отрасли России.

В составе предприятия имеются централизованные вспомогательные цехи и службы, энергетические, транспортные, связи, ведомственная охрана.

В таблице 2 представлены основные показатели деятельности предприятия за 2008-2010 годы, данные представленные в таблице составлены на основании форм бухгалтерской и статистической отчетности:

Таблица 2. Показатели деятельности ОАО "Сильвинит" за 2006 - 2008 годы

Показатели

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Выручка от реализации, без налогов, млн. р.

Себестоимость калийных удобрений, млн. р.

Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. р.

Среднесписочная численность промышленно - производств. персонала, чел.

Прибыль от реализации, млн. р.

Производительность труда, млн. р.

Фондоотдача, р.

Рентабельность продукции, %

Рентабельность основных средств, %

Затраты на 1 рубль продукции

Прибыль на 1 рубль продукции

Остатки готовой продукции, млн. р.

Дебиторская задолженность, млн. р.

Среднемесячная заработная плата 1 ППП, р.

Согласно представленным в аналитической таблице 2.1 данным, можно отметить следующее:

· за рассматриваемый период предприятие значительно увеличились показатели эффективности работы предприятия, так прирост выручки составил в 2009 году - 12,2 %, а в 2010 - 89,9%;

· рентабельность продукции выросла в 2009 году на 8,5% в абсолютных показателях и на 15,9% в относительных, а в 2010 году был достигнут очень высокий прирост 97,21% в абсолютных показателях и 157,8% в относительных;

· в относительных, данный прирост в 2010 году был достигнут за счет того, что цена на минеральные удобрения на внешних рынках в середине 2008 года выросла более чем в два раза;

· средняя цена минеральных удобрений в начале 2010 года составляла около 380 долларов за тонну, то в июле 2010 года по некоторым контрактам она достигала 1000 долларов за тонну, что связано с ростом цен на удобрения на мировых рынках;

· при этом рост выработки и выручки достигнут на фоне сокращения численности промышленно-производственного персонала на 1,3% в 2010 году;

· показатели выработки промышленно-производственного персонала также демонстрируют положительную динамику, так в 2009 году выработка увеличилась на 20млн. р. или на 12,0%, а в 2010 году на 172,4 млн. р. или на 92,8%, основной прирост был достигнут за счет роста выручки от реализации;

· эффективно использовались и основные фонды, несмотря на прирост среднегодовой стоимости основных фондов на 5% в 2009 году и на 13,2% в 2010 году (высокий прирост связан со строительством пятого рудоуправления, а также обновлением имеющихся у предприятия мощностей);

· рентабельность основных средств выросла на 2,7% в абсолютных величинах или на 18,3% в относительных в 2009 году. И на 29,9% в абсолютных или на 172,9% в относительных, причина роста рентабельности высокий рост прибыли от реализации;

· среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за рассматриваемый период снизилась на 1,2% в 2007 году рост на 0,1%, а в 2010 году снижение в отношении к 2009 году на 1,3%, в целом сокращение численности составило 205 человек.

2.2 Внешнеэкономическая деятельность ОАО « Сильвинит»

Эффективно удовлетворять потребности клиентов, наращивать присутствие на экспортных рынках, продвигать свою продукцию и контролировать товарные потоки от производителя к потребителю Белорусской калийной компании помогает разветвленная товаропроводящая сеть. Региональные представительства компании расположены в Дели, Пекине, Сингапуре, Сан-Паулу (Бразилия) и Чикаго (США).

На внутренний рынок поступает в среднем около 20% калийных удобрений.

Пищевая каменная соль поставляется на внутренний рынок, а также в Белоруссию, Прибалтику и Молдову. Техническая соль, кроме перечисленных, еще и в ряд стран Восточной и Западной Европы.

Ведутся работы по расширению внедрения более эффективных систем разработки месторождений, направленных на сокращение потерь руды и повышению содержания в ней полезных компонентов.

Удельный вес экспортируемой ОАО "Сильвинит" продукции составляет 5,7% от общего объема экспорта Республики Беларусь, а в объеме её экспорта в страны дальнего зарубежья - 15,9%. В ближайшем будущем экспортное направление будет оставаться приоритетным. Калийные удобрения, поставляемые на экспорт, имеют высокую положительную рентабельность, тогда как поставки удобрений сельскому хозяйству России осуществляются по ценам ниже себестоимости.

Структура поставок продукции за рубеж представлена в таблице 3.

Таблица 3. Структура экспорта ОАО "Сильвинит" за 2009-2010 годы

Отклонение (+, -)

Сумма, млн. дол.

Удельный вес, %

Сумма, млн. дол.

Удельный вес, %

Сумма, млн. дол.

Удельный вес, %

Ближний Восток

Северная Америка

Западная Европа

Восточная Европа

Латинская Америка

Согласно представленным данным можно сделать следующие выводы:

· структура экспорта в 2010 году изменилась в сторону снижения удельного веса экспорта в страны Азии (Китай и Индия) на 11,4%, а также значительным снижением экспорта в страны СНГ - на 3,17%;

· предприятие в 2010 году имело значительное в 2,8 раз снижение экспортной выручки, которое связано в первую очередь со значительным снижением цен на калийные удобрения ОАО "Сильвинит", а во вторую со снижением спроса на калийные удобрения в странах Азии, вызванное последствиями мирового финансового кризиса;

· наибольший удельный вес в структуре экспорта калийных удобрений в году представляют страны Азии и Латинской Америки, большое место занимает также Европа (восточная и западная), поэтому расширение деятельности и налаживание торговых связей в этих регионах представляет собой важную задачу в развитии экспортного потенциала предприятия.

Важным аспектом маркетинговой и сбытовой деятельности компании является изучение текущих тенденций внешнего рынка, осуществляемое на постоянной основе аналитиками компании.

Для совершенствования организационной структуры ВЭД важно не только определить возможности и угрозы, но и попытаться оценить важность учета той или иной угрозы или возможности в оптимизации управления предприятием.

Рассматриваемое предприятие характеризуют следующие моменты:

· высокая финансовая устойчивость предприятия;

· высокие показатели эффективности деятельности;

· рост производительности труда в рассматриваемом периоде.

Для стратегической перспективы развития ВЭД значимы сильные стороны, так как являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства и в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ ОАО "Сильвинит.

3. Перспективы и пути совершенствования внешнеэкономической деятельности предприятии

Одной из первостепенных проблем российских предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того, что отечественные производители затрудняются выйти с ней на внешний рынок, они также вытесняются с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что Россия располагает определенными благоприятными предпосылками для повышения уровня конкурентоспособности производства.

В стране имеется крупная минерально-сырьевая база, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки, в частности в авиа космической промышленности и ВПК. Также страна не испытывает недостатка в трудовых ресурсах. В настоящее время доля трудоспособного населения в его общей численности составляет примерно 55% . Очень важно также то, что занятая в народном хозяйстве рабочая сила обладает сравнительно высокой квалификацией и относительной дешевизной.

В целях построения высокоэффективной экономики, внешнеэкономическая политика России должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны. Но, тем не менее, не целесообразно создавать автаркически замкнутое производство. И поэтому основное внимание должно уделяться экспортному сектору. Модернизация предприятий требует закупки современного оборудования за рубежом, а экспорт может выступать главным источником средств для этого.

В современных условиях к важнейшим перспективным целям развития экспорта продукции машиностроения следует отнести:

· восстановление объемов машинотехнического экспорта, включая военную технику;

· расширение вывоза продуктов интеллектуального труда, таких как лицензии, «ноу-хау», результаты НИОКР, программное обеспечение;

· преимущественный рост наукоемкого экспорта - продукции и услуг авиационной, космической и атомной отраслей и так далее;

· развитие кооперационного сотрудничества - налаживание поставок за рубеж и из-за рубежа узлов и деталей для изготовления совместно реализуемой продукции;

· выполнение по заказам из-за границы прикладных научных исследований в целях совершенствования совместного производства;

· расширение технического содействия в строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, а также в их техническом оснащении.

Весьма важным исходным пунктом для выработки внешнеэкономической стратегии российских предприятий является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия весьма целесообразно проводить маркетинговые исследования для повышения эффективности от выхода на внешние рынки. Должен проводиться анализ географии, емкости, специфических особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках. Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители. Которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.

Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.

2. Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе. Регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

3. Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве стран является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.

4. Анализ деятельности рассматриваемого предприятия показал, что оно имеет высокие показатели эффективности деятельности в рассматриваемом периоде, выраженные в высокой рентабельности, финансовой устойчивости и повышении эффективности труда работников.

Список литературы

1. Зверева Н.И. Мировая экономика. Учеб. пособие - М.: Инфра-М, - 2005.

2. Внешнеторговый оборот России за 1997 год // Внешняя торговля. - 1998.

3. Закон РФ «О таможенном тарифе».

4. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие.-- 2-е изд., перераб. и доп.-- М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова 2 - е изд., перераб. доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ условий реализации внешнеэкономической деятельности предприятия, связанной с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок на примере хозяйственной деятельности ОАО "НЛМК".

    дипломная работа , добавлен 28.05.2009

    Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность. Действующий порядок налогообложения внешнеэкономической деятельности в РФ. НДС при осуществлении внешнеторговых операций.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Основные формы и методы международной торговли. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) на предприятии. Контроль и организация эффективности ВЭД. Механизм расчетов во внешнеторговых операциях. Ценовая политика на внешнем рынке.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2010

    Внешнеторговые фирмы, как организаторы внешнеэкономической деятельности. Выход фирмы на внешний рынок. Внешнеэкономическая деятельность ЗАО "Байкал". Оформление заказа покупателем и заключение договора. Отделы внешнеэкономического сотрудничества фирм.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2009

    Краткая характеристика организации ВЭД ООО "Морские Инженерные Сооружения". Пример отчета о прохождении производственной практики на данном предприятии; изучение его продукции, структурных подразделений, специфики внешнеэкономической деятельности.

    отчет по практике , добавлен 15.03.2010

    Профиль, отрасль, форма собственности, производимая продукция ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат". Мотивы и стратегия выхода на внешний рынок, количественные и качественные цели. Проблемы, преграды, ограничения деятельности и их решение.

    доклад , добавлен 06.07.2009

    Принципы классификации и виды внешнеторговых операций. Основные методы внешней торговли. Характеристика основных финансово-экономических показателей предприятия ТОО "Эгофом". Деятельность торгово-промышленных палат в регулировании внешнеторговых операций.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2011

    Роль и значение международной торговли в Украине. Внешнеэкономическая деятельность, виды внешнеторговых операций. Организационные формы экспорта и импорта, их товарная и территориальная структура. Проблемы развития внешнеэкономических связей Украины.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2009

    Сущность внешнеэкономической деятельности. Её формы и виды. Нормативно-правовое регулирование ВЭД. Система управления внешнеэкономической деятельностью. Цели и задачи бухгалтерского учёта внешнеэкономической деятельности. Организация налогового учёта.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2009

    Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности современного предприятия в Российской Федерации. Место Сибири в экономике государства. Проблемы выхода ее на мировой рынок. Общие положения и тенденции внешнеторговых отношений региона.