А сейчас подумаем над решением задания 20.

Разделу «Духовная культура человека и общества» посвящены задания с четвертого по шестое - это обязательно. Но в других заданиях эта тема также представлена. Например, там, где нужно поработать с графическими данными (с диаграммой, которая отражает результаты социологического опроса), или там, где нужно вставить в текст пропущенные слова. Или в задании на нахождение черт отличия и черт сходства. Или на выделение утверждений теоретического, фактического и оценочного характера. Все эти задания могут быть по любому из разделов обществознания.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года как раз двадцатое задание составлено на основании материала раздела «Человек, общество, духовная культура». Его я и предлагаю сейчас решить.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определенная форма связи живых организмов с миром, необходимая для существования ____(В), социальной группы и общества в целом.

____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. ____(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ____(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определенному виду деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

    потребность;

    деятельность;

  1. социальный;

    естественный;

    подлинный (разумный);

    индивидуальный;

  2. идеальный (духовный).

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

Каким образом выполняются такие задания?

Вы видите, что после каждого пропуска стоит буква. Пропущено шесть слов или словосочетаний. Они обозначены буквами: А, Б, В, Г, Д и Е.

Под текстом даны термины, из которых надо сделать выбор. Причем если пропусков шесть , то терминов девять . Это значит, что три термина являются лишними . Вставлять их можно только по одному разу. И в табличке под каждой буквой вы должны записать соответствующую цифру.

Обратите также внимание на то, что слова в списке даны в именительном падеже . Причем, если речь идет о прилагательных, они даны в мужском роде, но в тексте могут употребляться и в женском роде. Это тоже нужно учитывать. Ну, по крайней мере, по контексту мы можем догадаться, что нужно вставлять: существительное или прилагательное. Это может облегчить поиск нужного слова.

Итак, внимательно читаем.

Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется.

Нам надо выбрать ЕЁ. Мотив ЕЁ побуждает. Можно, в общем-то, сразу догадаться, что речь идет о мотиве действий или деятельности. Ищем что-то подходящее. Под номером два находим деятельность. Выбираем два.

В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.

С помощью деятельности человек удовлетворят свои потребности. Именно потребность является одним из самых распространенных мотивов деятельности. Выбираем один.

Это определенная форма связи живых организмов с миром, необходимая для существования ____(В), социальной группы и общества в целом.

Так, по возрастающей: меньше, больше, больше - значит, человека. Но у нас в списке терминов нет человека, зато есть индивид. Выбираем восемь.

____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития, воспроизводства.

Это биологические потребности. Иначе можно назвать их «естественные потребности». Выбираем пятерку.

____(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.

Общество по-другому называют «социум». Общественные потребности называют социальными. Выбираем четвертый ответ.

____(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования.

Познание относится к духовным потребностям. В данном случае вам предлагается оба варианта названия этой группы потребностей - идеальная (духовная). Выбираем девятку.

В итоге в таблицу записываем: 2, 1, 8, 5, 4, 9.

Удачи на экзамене!

Реферат

Психология

Тема: Мотивация человека


Выполнила:

Студентка 4 курса ФиК

Аникаева Анна

Проверила: Полдолина М.Л.


Москва 2014

Теория мотивации


Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, то есть трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная - духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, то есть та, которая лучше мотивирована. Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив.

Механизм этого перехода включает:

) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация - обоснование предмета для удовлетворения потребности);

) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.


Мотив человека и личности

мотивация потребность стремление

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста. В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности. Под «Мотивационно-потребностная» сфера личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.


Мотивация человека и личности


Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

·мотивационная система личности - общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

·мотивация достижения - потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

·мотивация самоактуализации - высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например, недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация - это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности.

В мотивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.


Мотивирование


Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

·внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;

·формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека


Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero - приводить в движение, толкать) - это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) - побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и так далее. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу). Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, - высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов - образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

·потребности и инстинкты как источники активности;

·мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность - это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия потребность и мотив <#"justify">Мотивы личности


Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностей мотивы могут быть самые разные:

·органические - направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

·функциональные - удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например, занятия спортом;

·материальные - побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

·социальные - порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;

·духовные - лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека <#"justify">·генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;

·инструментальные - мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежание неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь). Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.


Виды мотивов личности


К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.


Ценность


Ценность - это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность - личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности - часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности - это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

·самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;

·ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;

·ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.


Убеждения


Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения - наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость - характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.


Намерение


Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Самомотивация


Самомотивация - это желание или стремление человека к чему - либо, основанное на его внутренних убеждениях; стимул для действия, которое он не хочет совершить.

Если говорить о самомотивации несколько иначе, то можно охарактеризовать её так: Самомотивация - это воздействие человека на свое состояние, когда мотивация из вне перестает воздействовать на него должным образом. Например, когда у вас что- то не получается и дела идут из рук вон плохо, хочется все бросить, опустить руки, но вы сами для себя находите причины продолжать действовать. Самомотивация очень индивидуальна, так как каждый человек выбирает разные способы для того, чтобы мотивировать себя


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Всегда человека побуждают к деятельности потребности. Человек имеет потребность в общении или в эмоциальной поддержке и он идет общаться с кем-то. Человек хочет путешествовать, имеет потребность в более лучшем доме или более вкусной еде – он начинает заниматься трудовой деятельностью. Человек устал и хочет восстановить силы – он занимается каким-то досугом, то есть занят в игровой деятельности. Или потребность в знаниях легко удовлетворяется в обучении.

Каковы главные потребности людей?

Главными потребностями людей являются физиологические потребности. Дело в том, что удовлетворение всех остальных потребностей зависит от удовлетворения этих потребностей. Нельзя начать самовыражаться, творить, общаться, самоутверждаться на пустой желудок, без воды, без дома и так далее.

Какую роль играет в жизни общества?

Потребности? Огромную! От физиологических потребностей зависит буквально жизнь человека, а от духовных и социальных – психологическое состояние.

Что создается трудом?

Материальные блага? Что-то - произведения, предметы, идеи и так далее – что может быть продано или использования для получения материальных благ и удовлетворения потребностей.

В чем заключаются основные правила поведения семейного хозяйства?

Основные правила: материальные блага делятся поравну, в хозяйстве задействованы все члены семьи, каждый имеет свои функции.

В русском языке достаточно много слов, имеющих неоднозначный смысл, например, слово "мотив" является многозначным. Большинство людей знает о музыкальном мотиве, но почему-то упускают из виду его другие значения. В зависимости от контекста, в котором употребляется этот термин, различно определение слова "мотив". Областей употребления достаточно много: психология, музыка, литература, изобразительное искусство, молекулярная биология. И в зависимости от контекста, значения разительно отличаются друг от друга. Стоит разобраться, что такое мотив. А точнее, в каких областях уместно применять это слово и в чем различие между разными "мотивами".

Виды мотивов

На сегодняшний день, как говорилось выше, известно несколько областей применения. В каждой области свое значение слова "мотив". Чтобы понимать более точно, что из себя представляет этот термин, необходимо подробнее изучить как контекст предложения, в котором используют это слово, так и определение в целом. Чаще всего только специалисты в той или иной области в курсе, что означает слово конкретно в данной сфере. На самом деле, значений много. В психологии это нечто, побуждающее к действию, а в биологии - последовательность нуклеотидов. Стоит подробнее остановиться на каждом из них, хотя бы элементарно для расширения своего кругозора. Возможно, когда-то это поможет вам не ударить в грязь лицом. Итак, приступим.

Мотив в психологии

В психологии, мотив - это образ, являющийся совокупностью ценных для человека предметов (как идеальных, так и материальных), который определяет направление деятельности человека, достижение которого (то есть образа, видения) выступает в качестве смысла самой деятельности. Например, у вас есть представление об идеальном отдыхе на море. С того момента, как у вас появилась цель хорошо съездить отдыхать к морю, все, что вы делаете, направлено на достижение этой цели. Идеальный отдых выступает в качестве мотива вашей деятельности. Или же для того, чтобы найти хорошую работу по специальности, вы с самого первого курса стараетесь учиться, занимаетесь дома дополнительно, читаете вспомогательную литературу, а по завершении обучения рассылаете резюме, в котором описываете все приобретенные навыки и знания. То есть трудоустройство выступает в качестве мотива ваших действий, все, вся ваша деятельность направлена на достижение конкретного идеального результата - устроиться на хорошую работу непосредственно по специальности.

Мотив в литературе и искусстве: определение

С точки зрения литературы, мотив - это повторяющаяся из одного литературного произведения в другое часть сюжета, образа, эпизода. Примером могут служить красна девица в беде, охранники-драконы, тридевять земель, прекрасный принц и тому подобное. Обычно определенные мотивы характерны для конкретного жанра. Например, в сказках часто можно встретить прекрасного принца на белом коне, но никак не серию преступлений, которые главный герой должен расследовать. В современных сказках можно такое встретить, но пока не является типичным подобный формат сюжетной линии.

В изобразительном искусстве, мотив - это повторяющийся рисунок (шаблон, идея, тема) в различных предметах искусства, который в то же время демонстрирует отношение художника к своему произведению и формирует мнение созерцателя. Например, повторяющиеся узоры на различных полотнах. Или повторяющаяся сюжетная линия. Также примером может служить пышность природы на полотнах с изображением весеннего пейзажа. Или уныние осенних дней.

Музыкальный мотив

В общепринятом смысле мотив - это мелодия, напев музыкального произведения. Если углубиться в дебри терминологии, то мотив представляет собой музыкальный фрагмент, выделяющийся из всей музыкальной фигуры. Также мотив называют основой музыкального произведения. Музыкальный мотив является наиболее запоминающейся частью музыкального произведения, будь то попсовая песня или "Лунная соната" Бетховена.

Мотив: молекулярная биология

Это слово известно и биологам. Мотив - это почти не меняющаяся в процессе эволюции достаточно короткая последовательность аминокислот (в белках) или нуклеотидов (в дезоксирибо- и рибонуклеиновых кислотах), имеющаяся определенную функцию (биологическую). Она практически не изменяясь в ходе эволюции.

Мотив: обобщение, выводы

Итак, слово "мотив" происходит от латинского moveo (двигать)», является многозначным. В зависимости от области применения, значение, естественно, меняется. В психологии под мотивом понимают совокупность действий человека, направленных на достижение своей цели - идеального объекта или видения. В литературе в качестве мотива выступают герои, переходящие из произведения в произведение, одинаковые сюжетные линии. С точки зрения молекулярной биологии, мотивом можно назвать короткую последовательность аминокислот или нуклеотидов. Музыкальным мотивом называют выделяющийся фрагмент музыкального произведения, являющийся наиболее запоминающимся. Обсуждая мотив в изобразительном искусстве, можно сказать, что какой-либо образ, рисунок, тема, шаблон, ярко выражающий отношение художника к своему творению, а так же формирующий у обывателя мнение и впечатления.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на различия в сферах употребления, значения слова "мотив" во всех областях применения имеют общие черты. Некая схожесть определений связана с общностью происхождения слова. Хорошо понимая значение слова, вы сможете грамотно использовать его в устной и письменной речи.

Елена Шугалей

Что побуждает людей к действию (стратегии мотивации)?

Уважаемые читатели, тема мотивации и стимула к действиям интересна и захватывает воображение, даже лежа на диване.
Проще всего разобраться со своими стратегиями мотивации. Их набор ограничен, в НЛП известны, изучены, но они как-то слабо индивидуально усваиваются. И набросаны у нас, по выражению классика, «в картинном беспорядке».
Дотошные американские ученые вычислили, что человек, как правило, использует тот же набор внутренних стратегий и при выборе меню в ресторане, и при выборе спутника жизни или сферы деятельности. И если уж тебе надо того, «чего в меню нет», — здесь уже другие стратегии получения желаемого, но мотивация на лицо.
Хорошо бы себя изучить…

1 стратегия. Считается неправомерно простейшей — ИЗБЕГАНИЕ дискомфортного положения. Есть люди, которые с комфортом засыпают в ящиках от бананов, а есть и те, на которых эта стратегия действует безотказно. Она очень сильная! Есть что-то, чего ты по-настоящему, от всей души не хочешь! И «никогда не будешь заниматься таким трудом за деньги». А за какие будешь?: -) Я шучу… Стратегия действительно работающая и заключается в магическом клюве жареного петуха, «стимуле» в его первообразной этимологии, во многом непереводимом на сознательный язык. Тот же Мартин Идеен (и тот же Джек Лондон) — ребята крепкие. Из ярких примеров известных людей мне нравится постановка вопроса мальчиком из бедного немецкого еврейского гетто — небезызвестным Ротшильдом: «Никогда, никогда ни я, ни мои близкие, ни дети моих детей — не будут бедными мальчиками из гетто!» Сказал — сделал, это я понимаю… Если очень сильно подпекает раскаленная плита — стимул появляется как-то естественно.
Ограничения стратегии. На ограничениях я буду останавливаться особо, поскольку они коварная материя… Очень велика опасность, особенно развитого, недюжинного человека, человека-лидера, подсознательно ставить себя и собственную фирму (там это особо проявляется), карьеру, семью именно в невыносимые условия — как бы создавать объективные предпосылки для качественных скачков. Адреналина иначе взять негде. Хорошо проявляется в длительных жизненных циклах. Требует мужества. Но, как говорится, «только неуверенный в себе человек рассчитывает на удачу и успех».

2 стратегия. Считается неправомерно идеальной для знакомых с техниками НЛП.
Четко поставленная цель, задачи ясны — за работу, товарищи! И Морковка четко обозначена! Все цели расписаны во всех известных сенсорных очевидностях, таймменеджмент на высоте вместе с управлением проектами… Да простят меня обожаемые НЛП-еры и Достигатели, в нездоровой доле скептицизма в связи с такой вкусной стратегией. Ограничение этой стратегии - в ограничении круга доступных обозрению разумом возможностей, в «шорах». Вот же оно, рядом лежит! Не стоит запланированные пять лет тратить на доступное… Нет, необходимо упрямым единорогом с упорной последовательностью достигать именно того, что может устареть еще до момента приобретения. И крыжовник может оказаться кислым, а малина сладкой… Как говорят: «Алкоголик — это человек, который точно знает, чего он хочет.»
Здесь есть еще опасность, о которой необходимо предупредить именно с точки зрения нейрофизиологии: мы искусственно закладываем гормональные и прочие фильтры, не пропускающие крайне важную информацию. И получается, как у моего знакомого теннисиста высокого класса: и состояние То, напрогрозированное, и шум трибун, и табло светит тем светом почти тот счет, но тут… тут, откуда ни возьмись, появляются на поле бабочки… Без билетов, косяком — и внимание, нацеленное на строгую последовательность реакций, реагирует неадекватно… Или Центр там какой-то ну не совсем такой получился у кого-то, или прибыль-то пошла, но вяло и иначе, а статью, вообще-то, можно было написать и лучше, и время как-то пролетело незаметно, а воз и ныне там, а соболя теперь вообще не модны… Всякое бывает в этой стохастической вселенной, где Его Величество Случай, в виде той же зловредной синергетической бабочки, - тут как тут.
Но мечтать полезно! Главное — с избытком! С бабочками! Куда они денутся с подводной лодки?

3 стратегия. Внешняя референтность (наличие примера)… Очень важно, очень важно иметь Модель. Действующую, живую. Даже дети-маугли после 5 лет не научаются толком прямохождению и говорению — модели не было. Если может кто-то — могу и я! У меня на курсе скорочтения есть хорошая статья о спортсмене Баннистере, впервые пробежавшем милю за 4 минуты, через год — уже десятки людей, затем тысячи… А диссертации были защищены — человеческий организм не может справиться с такими нагрузками, с обоснованиями и исследованиями. Наши предки испытывали другие, более наглядные средства доказательства, — выпускали вслед за бегунами голодных львов. Бегунам не помогало даже тигриное молоко, львам помогали виды мотивации 1 и 2.
Любое обучение (а в восточных школах почти исключительно) строится на этой мотивации. Не было бы птиц — не было бы самолетов… Очень вдохновляющая стратегия!
Ограничения стратегии. Инновации. Творчество. То, чего еще не делал никто. Баннистер. Майя Плисецкая в 80 лет… Космический корабль в мечтах Циолковского. «Тайная вечеря». Компьютер… продолжение следует…

4 стратегия. Принцип. Чтоб Было! Многие люди действуют из принципа, как это ни покажется вздорным многим счастливым необладателям данной стратегии. Было интересно на одном бизнес-семинаре, как один важный бизнесмен стучал кулаком на другого важного и успешного бизнесмена: «Ты никогда не убедишь меня в том, что сделал это только потому, что какой-то час времени душа горела: как это, сказали, что ЭТО невозможно!» Тот в ответ так же горячо доказывал, что именно поэтому бросил уже устоявшийся бизнес и пошел в «пионеры» — и вот! Смог! «Александр Македонский — тоже великий полководец, но зачем же стулья ломать?» Здесь нам трудно понять друг друга — как и всюду, затрагиваются более глубинные ценности. Но очень часто (пример того же Форда) что-то делалось «из принципа». Даже не стоит вдаваться в глобальные материи — модно заниматься физическим развитием в дорого оборудованных залах, а не в лесу, — будут. «Как все! Все так делают! Никто так не делает!» «Такого не носят!» Или наоборот: «А я вот по-своему! А я не буду как все!» Огромную кучу ограничивающих убеждений, которую мы несем с детства, даже трогать не стоит… Революционеров всегда было достаточно, как и тех, что потом вздыхают на развалинах: «И кому оно мешало?!» И всегда были Люди, делающие что-то именно из благородного принципа. Например, многое делается и сейчас в силу принципа Развития, принципа Экологии. Это как любовь, которая ничего не стоит, не продается…
Ограничения стратегии очевидны. Кто-то берется на «слабо», кто-то доказывает, что действительно «все равно не сможет» или «все решают деньги»… А кто-то, как элитное меньшинство: спокойно, не спеша исследует виды мотивации: -).
И тут мы плавно переходим к захватывающему…

5 стратегия. Состояние. Состояние — нейрофизиологический кирпичик. И не новый дом нам часто нужен — а Состояние, не новая работа, не деньги — Состояние. Что нужно было князю Андрею Болконскому до Аустерлица? «Слава и любовь людская»… Что нужно было Гогену в туземных джунглях? А клерку — в каменных? А интеллигенту — в интеллектуальных? Интересно эта стратегия соприкасается с первой: состояние творческого неудовлетворения — просто бальзам для активности человека 1-й стратегии. Состояние Компетентности («Я крут!» «Я сделал это!», «Ай-да, Пушкин, ай-да сукин сын!» и т. д.) — приятно… Состояние Комфорта и Безопасности, Состоятельности (получается тавтология), причем независимо от контекста: вилла на островах, счета в банках, яхты, девочки или их отсутствие, книги с собственной фамилией на полке или полки с бутылками в виде книг, твоя любимая, ТОБОЙ сотворенная картина — и она даже ТЕБЕ нравится… Песня, которую ты спел, а все продолжают молчать — спел для Бога… Аптечка в холодильнике (я не то имела в виду! Наркоманов просят побеспокоиться позже) и внимание детей к твоему здоровью…
Ограничения стратегии. Кстати о наркоманах и любых химзависимостях (психологические можно отнести сюда же в силу их обусловленности прдпочитаемыми гормональными матрицами). Это вот к этой стратегии. И если тебе нравится драйв, ночная езда по автобану на пределе, экстрим — или полное астеническое затишье, обломовщина… Видимо, это как-то мотивирует, стимулирует всю нашу личность исподволь. Интересно, что наиболее «трудной» зависимостью является увлечение изучением языков, была искренно удивлена факту, что эти люди просто не могут иначе жить! А взять ученых, писателей, компьютерщиков, интернетщиков? Графоманов? Бизнесменов? И это не секрет, что ломки, которые выдерживают теле- и радиоведущие, отстраненные от прямого эфира, — настоящие! В свое время трагедия закрытия нашего 6-го канала это показала. А актер, умирающий на сцене, а не играющий смерть? Состояние — это серьезно и малоизучено.

6 стратегия. Мотивация Будущим. Маниловщина в самых крайних шкалах выражения, причем и в самых позитивных… Делать что-то (или не делать, что чаще), пока не… Очень красивая мечтательная стратегия. Ей мы обязаны и тем же воздухоплаванием, ведь не Чехов же первый процитировал: «Отчего люди не летают так, как птицы?», и многими, многими достижениями… Одно то, что я набираю этот текст в самом «глючном» городе на Неве (ну появился у Петра Великого такой глюк, ему все в один голос умные люди: и болота, мол, и враги, и ресурсы… а он… «стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел»). Достоевский называл Петербург «самым умышленным городом». Точно. Стивен Хокинг вот сейчас призывает общественность к подготовке к миграции на другие планеты… А как радовались первым полетевшим в космос Белке и Стрелке… В жизни не всегда происходит удачная состыковка стратегий мотивации, планирования и достижения. И иногда все заканчивается чеховским кислым крыжовником… Но не всегда — Питер ведь вот стоит:-). Оказывается, 100 лет назад не было более половины новых прекрасных садовых цветов. И есть много повисших столетиями в воздухе мечт: город-сад, Корбюзье, вот сейчас общая мечта — экология… Хорошо иметь цель жизни, уходящую далеко за ее пределы…
Ограничения стратегии . Опасность остаться в машине времени собственного производства. Опасность недооценить красоту «здесь и сейчас» звучащих мгновений: как в живой музыке симфонического оркестра каждый такт и изгиб мелодии, прощаясь с нами, создает живую Симфонию… которая еще не окончена, и это дарит дополнительное наслаждение.

Обратите внимание на свои желания и на стимулы, благодаря которым вы принимаете решение: делать что-то или сохранить принцип «ду-вэй», недеяния. Как правило, есть 1−3 ведущих стратегий, одна из которых является критической и автоматом «включает» остальные. Какие и в какой последовательности?
Мне, например, важно для поднятия утром с теплого ложа представить себе картинку, как я, радостная и облагодетельствованная или нет в ходе деловых переговоров, возвращаюсь домой с чувством выполненного долга и полученной информации. «Видеть тело свое на улице»… Стимулируюсь состоянием «Мисс-Воля». Попутно возникают стимульчики в виде представления кофе в любимой точке, запахе хризантем от цветочного пассажа, комфортное состояние одиночества в толпе, попутное обдумывание всяких творческих вещей. В конце включаю «тяжелую артиллерию» — 1-ю стратегию, опять же базирующуюся на состоянии (т.е.5) — невыносимость чувства вины, если все же не пойду. Вот если бы рядом сидел на постели приятный, умудренный опытом НЛП-ер и последовательно, мягко разворачивал бы передо мной такую панораму… Я давно доходила бы до многих встреч, ранее проигнорированных .

Следующий пункт. Есть ли у вас сложности с восприятием какой-либо из перечисленных стратегий мотивации? Т. е. вы ею воспользуетесь только в самой критической ситуации? В какой? А еще лучше, если вы вообще в нее не верите, ну, например, в город-сад. Вот тут и зарыт ресурс! Если простимулировать себя по всем стратегиям последовательно и качественно, дело пойдет. Куда — это второй вопрос.
Будьте внимательны к собственным формулировкам. Например, если 4 стратегия «Из Принципа» вызывает в вас жесткое неприятие и вам не верится в ее существование у других людей — исследуйте: вдруг это у вас такой Принцип?
Просто проделайте эксперимент — по-настоящему, развернуто себя замотивируйте на ценностную для вас деятельность. Опыт не только вдохновляет, но становится осознанной стратегией самоуправления.

И, наконец, как это «применять на людях». Ответ: виртуозно. Теперь о том, как этого достичь. Практика, как говорили классики. Мало исследовать своих близких и дальних. Вы и так спонтанно знаете, что если к мужу в разгар его переговоров в ЧАТе подкрасться сзади и задать вопрос о перспективах улучшения вашей жилплощади даже с точки зрения развертывания перед ним всех 6 стратегий мотивации… (это из практикума пресуппозиций: «Смысл коммуникации — в реакции, которую мы получаем»). И для ярко выраженных стратегов вы тоже сами знаете, как и что нужно сказать: «А вот Петр Петрович…», или процитировать записные книжки Чехова (они не в списке бестселлеров): «Твою птичку укачало…», или … Магия обыденности поддается тренировке. Приготовьте обоснованный по всем 6 пунктам, ценностноориентированный на слушателя спич не более чем на 5−7 минут (не считая пауз для внимательного выслушивания собеседника). Лучшая форма для тренировки — «рассуждение вслух с более опытным индивидуумом». Согласитесь, ведь даже ребенок сам более опытен в собственных предпочтениях трат сумм из вашего кошелька или времени. Главное, чтобы все краски, запахи, звуки, кумиры (ну и что, что нам лично не нравится Алсу? Не о нас же речь?), цели, состояния, эмоции, ценности — были «из материала заказчика» — и чтобы они ему нравились, родные! Да и негативных персонажей тоже нужно искать там же — ну какого подростка вы сейчас испугаете старомодным: «Не будешь учиться, улицы пойдешь подметать»?
Такой же эксперимент-тренировку стоит провести со своим начальником (партнером, конкурентом, супругом, целой группой) при обсуждении важного для вас вопроса. Подготовка обязательна в письменном виде, мы знаем о людях больше, чем сами догадываемся, а психика — инструмент прогнозирования. Вот заодно можно проверить себя и в этом качестве. В любом случае, как та маловерная старушка, что молила гору перейти с места, открыв глаза, можно будет сказать: «Ну вот так я и знала!»

И на десерт. Будем по всем 6 позициям придерживаться седьмой: помнить о разумном, добром, вечном — это мотивирует на 100%.