Анри Картье Брессон- один из самых выдающихся фотографов, без которого трудно представить мир фотоискусства XX века. Ещё при жизни он был признан гениальным фотографом, чьи работы представляют интерес и по сей день. Перед вами 10 основных уроков от мастера фотографии, которые актуальны и в наши дни.

Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра

Одной из явных особенностей фотографий Анри Картье-Брессона всегда оставалась способность удивительно точного строения кадра. Ему удавалось объединять самые различные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. Фотограф тщательно продумывал границы кадра и выбор объекта для центрального местоположения. Многие кадры фотографа обрамлены так называемыми «естественными» предметами. Такая многоплановость - один из признаков хорошего удачного кадра.

«Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать её только интуитивно», - не уставал повторять фотограф.

Будьте терпеливы, работайте «мягко»

«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», - говорил Анри Картье-Брессон. Эту вечную для фотографии тему - как схватить главный, решающий момент, нажать на спуск затвора секунда-в-секунду с моментом кульминации события - французский фотограф объяснял весьма доступно и просто. Современники отмечали, что Анри Картье-Брессон всегда был очень последовательным и спокойным. При съёмке на улице он мог неторопливо дожидаться момента,когда кто-то из прохожих окажется в той точке кадра, которая казалась ему идеально подходящей ддля его местоположения: «Иногда бывает так, что проходящих мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре». - советовал он.

Из множества отснятых кадров он оставлял только тот, в котором все элементы - прохожие, фон, композиция - были расположены именно так, как задумал автор. Рассуждая о решающем моменте, он признавал интуитивную спонтанность решения фотографа сделать кадр.

Путешествуйте, познавайте мир


Французский фотограф был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населённые пукнты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провёл в стране целый год.

Анри Картье-Брессон был уверен, что знакомство с новыми культурами и общение с представителями других народов заряжает фотографа творческим вдохновением и расширяет границы мировоззрения.

Используйте для съёмки один объектив


За долгие годы своего сотрудничества с агентством «Magnum Photos» творчества Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом - 50мм фикс, и оставался верным своему выбору на протяжении десятилей. Он называл объектив «естественным продолжением глаз фотографа» и говорил, что «не хотел жить в мире, где видоискатели в фотоаппаратах показывали фотографу готовые композиционные схемы». Интересно, что сказал бы классик сегодня?

Фотографируйте детей

Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели в его фотографиях естественно и непринуждённо. Анри Картье-Брессон часто гулял по городам и снимал портреты случайных прохожих, в том числе и детей.

Фотография, на которой запечатлён мальчик, несущий бутылки вина с искренне-торжественным выражением лица, стала известна на весь мир. Должно быть, каждый из нас, глядя на эту фотографию, переносится в собственное детство.

Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы

Каждый раз во время съёмок Анри Картье-Брессон старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. По некоторым источникам, зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры чёрной изолентой и накрывал её платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, чем просто не успевал привлечь к себе внимание зевак. Брессон не противопоставлял себя окружающим, он чувствовал себя одним из них. И именно благодаря этому люди в его кадрах всегад выглядели естественными, а снимки получались объективными.

Воспринимайте мир как художник


Анри Картье-Брессон рисует свой автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк.

Анри Картье-Брессон умел отлично рисовать. Неслучайно уже в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. «Зритель рассматривает фотографию, как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», - говорил он. Все правила создания картины и рисунка мастер перенёс и в фотографию.

Не кадрируйте фотографии


Портрет Альбера Камю, Париж, 1944.

Анри Картье-Брессон был убеждён, что если композиция кадра смещена, то его нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть пострена только один раз - при съёмке: «Процесс фотографирования – это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».

Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров


Трумэн Капоте, 1947 год.

«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно, что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И, тем не менее, стоит не забывать, что для того, чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», - говорил Анри Брессон. Наверное, именно такие, точно подмеченные особенности фототворчества помогли ему достичь настоящих высот в фотографии. Он как никто другой понимал, что такое «золотая середина» в фототворчестве. Признавая, что упорная практика является залоггом успеха, он всегда обращал внимание на то, что любая съёмка должна быть продумана и иметь определённую цель.

Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки

Рабочий завода ЗИЛ в СССР, 1954 г.

“Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу.” – Анри Картье-Брессон.

Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.

Поразительно, что фотолабораторными работами собственных фотографий Анри никогда не занимался, а доверял проявку и печать своим коллегам, которым в этих вопросах полностью доверял. Его занимал только снимок в момент съемки, та картинка, которую он видел в видоискателе своего фотоаппарата. Все последующие манипуляции для него были вторичны. Как известно, Картье-Брессон никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, они были ценны ему своей подлинностью.

Невероятные факты

Учёным до сих пор не удалось разгадать связанные с фотоснимками тайны. Специалисты по биоэнергетике говорят, что на любом фото сохраняется часть энергии, как положительной, так и отрицательной, потому что каждый снимок – это не только воспоминание, но и источник уникальной энергетики.

Короткие моменты, которые мы сохраняем на фото, являются отражением наших мыслей, чувств и эмоций. Они забирают частичку нашей души, и хранят ее в себе много лет. По этой причине очень опасно держать дома фотографии, которые заряжены несчастьем.

Энергетика фото


Ещё в древности люди верили в то, что существует нерушимая связь между человеком и его портретом. Также они полагали, что вся жизненная сила после смерти человека переходит в нарисованные образы. Многие ведьмы и колдуны использовали фамильные портреты для наведения порчи.

Сегодня культ фото на самом своем пике. Новомодные фотоаппараты и телефоны с камерой являются обязательным атрибутом почти каждой семьи. Человек пытается запечатлеть любое радостное событие, не подозревая о том, что некоторые снимки могут нести в себе беду.


Каждая фотография отражает энергетику предмета или человека в момент съёмки. Но с течением времени энергетика снимка может претерпевать изменения в зависимости от состояния объекта.

Энергоинформационный поток содержится абсолютно любое фото, на него можно воздействовать, его можно считывать. Как правило, такие методы используются в оккультных практиках. Потоки эти могут быть достаточно сильными, и сила их может быть разрушительной, способной разрушить даже очень мощное биополе.


Поэтому так важно знать, какие снимки лучше не хранить дома. Об этом и поговорим ниже.

Фото, притягивающие несчастья

Не держите дома изображений дремучей чащи, сухого или хвойного леса. Избавьтесь также и от фото, на которых запечатлены срубленные деревья, увядшие цветы, сгоревшие ветки и т.д., то есть все, что связано со смертью растений.


Такие фотографии могут спровоцировать ваш разлад с высшей силой, потому что они заряжены отрицательной энергией.

Снимки, изображающие заброшенные здания, постройки и сооружения также полны разрушительных энергопотоков. Фотографии старинных домов, которые обладают плохой репутацией и загадочным прошлым, снимки разрушенных войной сооружений, развалины и свалки, все это не должно быть в вашем доме.

Они несут в себе мистическую силу, которая в любой момент может выйти из-под контроля и оказать влияние на вашу жизнь. Также нечисть и темная сила способны проникать в вашу жизнь через энергию изображенных на фото заброшенных деревень, городов, через снимки пустырей и болот.

Если вы храните в своём доме изображения несчастных, тоскующих, одиноких и душевно разбитых людей, то этот факт может притянуть в вашу жизнь то, что случилось с человеком на фото.

Не фотографируйте и не храните у себя изображения брошенных людей, плачущих детей и бродяжных животных. Отрицательной энергией заряжены фотографии с аварий, похорон и с авиакатастроф. Также заряжены и снимки разбитых и поврежденных предметов. Через такие изображения в вашу жизнь легко ворвутся неудачи.

Как хранить фотографии

По фэн-шуй, каждая фотография имеет в доме своё место. Даже те фотографии, которые несут в себе негативный заряд, но которые имеют для вас ценность, вы можете обезвредить, выбрав правильное место.


Храните фотографии в альбоме, а между страницами положите бумагу, отделив каждую энергетику друг от друга. Не храните снимки живых людей с изображениями тех, кто покинул этот мир. Показывайте свои снимки только людям, которым вы верите безоговорочно. Помните о недоброжелателях, которые могут вам навредить с помощью ваших фотографий.

Увидеть фотографию знакомого или близкого вам человека: знак разлуки.

Если человек, чью фотографию вы увидели, находится далеко: возможно, какие-то события напомнят вам о нем.

Если же вы увидели в своем сновидении фотографию человека, находящегося рядом: сон предвещает вам временное расставание.

Черно-белая фотография: это память о далеком прошлом или знак событий, связанных с пожилыми людьми.

Если черно-белая фотография удивляет вас своей резкостью и контрастностью: возможно, речь идет о кончине кого-то из знакомых.

Фотография незнакомца: знак мимолетных встреч или событий, которые оставят в вашей душе долгий след.

Увидеть свою собственную фотографию: означает, что какие-то обстоятельства могут произвести перемену в вашем характере, что вызовет у вас удивление. Возможно, впрочем, эти обстоятельства заставят вас заметить, что вы давно уже не такой, каким были раньше.

Толкование снов из Сонника ХХ века

Подпишись на канал Сонник!

© Себастьяно Сальгадо / Amazonas Images

«Ваши первые 10 000 фотографий – Ваши худшие», - Анри Картье-Брессон .

«Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или в сердце ничего нет», - Арнольд Ньюман .

«Которая из моих фотографий самая любимая? Та, которую я собираюсь снять завтра» , - Имоджен Каннингем .

«Выдающаяся фотография – это глубина чувств, а не глубина резкости », - Питер Адамс .

«Вы не фотографируете, вы создаете» , - Ансель Адамс .

«Если ваши снимки не достаточно хороши, значит, вы находитесь не достаточно близко», - Роберт Капа .

«Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент, который ушел навсегда, который невозможно воспроизвести », - Карл Лагерфельд .

«Ничего не происходит, когда вы сидите у себя дома. Я всегда ношу камеру с собой в любое время... Я просто снимаю то, что меня интересует в текущий момент» , - Эллиотт Эрвитт .

«В фотографии есть настолько тонкая реальность, что она становится все более реальной, чем сама реальность », - Альфред Штиглиц.

«Я не интересуюсь правилами или конвенцией. Фотография это не спорт», - Билл Брандт .

«В каждой фотографии всегда есть два человека: фотограф и зритель» , - Ансель Адамс.

«Для меня фотография – это искусство наблюдения. Речь идет о поиске чего-то интересного в обычном месте... Я обнаружил, что это имеет мало общего с тем, что вы видите и со всем, что связано с тем, как вы видите» , - Эллиот Эрвитт.

«Меня не интересует фотография сама по себе. Я лишь хочу захватить минутную часть реальности », - Анри Картье-Брессона .

«Мир просто не укладывается в формат 35-мм камеры» , - Юджин Смит.

«Послушайте, я не интеллигент - я просто фотографирую» , - Хельмут Ньютон .

«Фотография может представлять только настоящее. Как только вы это сфотографировали, оно становится частью прошлого» , - Беренис Эбботт .

«Ни одно место не скучно, если ночью вы имели хороший сон, и у вас есть неэкспонированная пленка» , - Робер Адамс .

«Смотрите и думайте, прежде чем открывать затвор. Сердце и разум – это истинный объектив камеры », - Юсуф Карш .

«Для фотографа важнее иметь очень хорошую обувь, чем очень хорошую камеру » - Себастьяно Сальгадо .

«Я всегда думал, что хорошие фотографии, как хорошие шутки. Если вы их объясняете, они уже не так хороши» , - неизвестный автор.

«Если вы фотографируете в цветном, то показываете цвет одежды, а если вы снимаете в черно-белом цвете, то показываете цвет души », - неизвестный автор.

«Покупка Nikon не делает вас фотографом. Она делает вас владельцем Nikon» , - неизвестный автор.

© Бруно Барбе / Magnum Photos

«Одно фото вне фокуса – это ошибка, десять фотографий вне фокуса – это эксперименты, сто фотографий вне фокуса – это стиль », - неизвестный автор.

«Большинство моих фотографий основано на людях, я смотрю на неохраняемый момент, когда душа выглядывает, тогда опыт выгравирован на лице человека» , - Стив Мак-Карри.

«Я должен снимать по три кассеты пленки в день, чтобы глазам хватало практики », - Джозеф Куделка .

«Помните, что человек, которого вы фотографируете, составляет 50% портрета, а остальные 50% - это вы. Вы нуждаетесь в модели настолько, насколько он или она нуждается в вас. Если они не хотят помочь вам, это будет очень безрадостная картина», - Лорд Патрик Личфилд.

«Фотографии – это открытые двери в прошлое, но они позволяют заглянуть в будущее », - Салли Манн .

«Хороший снимок останавливает ускользающее мгновение» , - Eudora Welty .

«Фотография подбирает факт из жизни, и он будет жить вечно» , - Рагху Рай .

«Результаты вызывают сомнения даже среди более опытных фотографов» , - Мэтью Брейди .

«Важнее ладить с людьми, чем щелкать затвором» , - Альфред Айзенштедт .

{module Яндекс директ (7)}

«Я вижу что-то особенное и показываю это камере. Момент удерживается, пока кто-нибудь его не увидит. Тогда он их» , - Сэм Абель .

«Я пошел в фотографию, потому что мне показалось, что это идеальное средство, чтобы комментировать безумие сегодняшнего существования» , - Роберт Мэпплторп .

«Я думаю, что лучшие фотографии часто на острие любой ситуации, я не нахожу фотографирование ситуации таким же интересным, как фотографирование грани» , - Уильям Альберт Аллард .

«Чтобы быть хорошим фотографом, нужно иметь богатое воображение. Вам нужно меньше воображения, чтобы стать художником, потому что вы можете выдумать какие-то вещи. А в съемке настолько все обычное, что вам придется много рассматривать прежде, чем вы научитесь видеть необычное» , - Дэвид Бейли .

«Две наиболее привлекательные особенности фотографии состоят в том, чтобы сделать новые вещи знакомыми и знакомые вещи новыми» , - Уильям Теккерей .

«Думаю, я снял около 40 000 негативов и из них у меня есть около 800 фотографий, которые мне нравятся» , - Гарри Каллахан .

«Я не заворачиваюсь в технику и тому подобное», - Фэй Годвин .

«Вы можете отдать фотографии все, но от нее вы получите лишь одну вещь – счастье» , - автор неизвестен.

«Когда я фотографирую, то, что я действительно делаю, я ищу объяснения вещам» , - Wynn Bullock .

«Будет время, когда вы окажетесь в поле без камеры. Тогда вы увидите самый великолепный закат или самую красивую сцену из всех, что когда-либо наблюдали. Не горюйте из-за того, что не можете его запечатлеть. Присядьте, впитайте его и наслаждайтесь им, тем, каков он есть! », - Degriff .

«Иногда вы можете рассказать большую историю с крошечным предметом », - Элиот Портер .

«В конечном счете, фотография о том, кто вы есть. Это правда по отношению к себе. И поиск истины становится привычкой» , - Леонард Фрид .

«Не переставать видеть. Не прекращать кадрирование. Не выключаться и включаться. Это непрерывно» ,- Энни Лейбовиц .

«Большинство вещей в жизни это моменты радостей и трудностей. Фотография – это момент затруднения и целая жизнь удовольствия», - Тони Бенн .

«Мир художника безграничен. Его можно найти далеко от места, в котором он живет или в нескольких футах. Хотя он всегда на пороге своего дома », - Пол Стрэнд .

«Моя жизнь обусловлена острой необходимостью бродить и наблюдать, и мой фотоаппарат – это мой паспорт» , - Стив Мак-Карри

«Фотография полностью абстрагировалась от жизни, но она выглядит как жизнь. Именно это всегда волновало меня в фотографии », - Ричард Kalvar .

Сделать фото с каждым днём становится всё проще. Не пренебрегайте этой возможностью, ведь фотографии могут сделать вас счастливее! Вот 7 причин, по которым это происходит:

1. Фотографии напоминают нам о дорогих и близких людях, местах и занятиях, которые мы любим

Многие носят фотографии с собой в бумажнике, ставят на рабочий стол в офисе, а в счастливых и крепких семьях часто можно увидеть фотографии на стенах.

2. Фото напоминают нам о счастливых моментах из прошлого

Лучший способ поднять настроение - вспомнить что-нибудь приятное. Фотографии - это прекрасный способ освежить воспоминания, ведь мы стараемся запечатлеть на снимках именно счастливые моменты нашей жизни.

3. Фотографии сохраняют множество воспоминаний, но не занимают много места

Вы сможете даже легко сохранить все рисунки вашего ребенка. Просто выкинуть эти шедевры не поднимается рука, а чтобы хранить это всё, понадобится немало свободного пространства. А если сфотографировать все картинки и вклеить в альбом? Получится книга, которую можно полистать и окунуться в воспоминания. Уверены, что вашему ребенку, когда он подрастёт, тоже приятно будет посмотреть на своё раннее творчество.

4. Одно фото может заменить какую-то вещь

Что интересно, фотографии порой выглядят куда лучше, чем собственно вещь, которая на них запечатлена.

5. Фотографии помогают вам коллекционировать идеи

Фотография - отличный способ сохранить идею. И вы можете собирать и свои идеи, и идеи других пользователей, чтобы потом воспользоваться ими. Или же это могут быть те вещи, на которые вам приятно смотреть. Не покупая их, вы можете регулярно любоваться ими, тем самым улучшая своё настроение.

6. Съемка фотографии способствует развитию творческого мышления

Если делать хотя бы одно фото каждый день (только обязательно интересное или красивое), то вы разовьете в себе наблюдательность и творческий подход к окружающему миру.

7. Фотодневник станет для вас интересным чтением в будущем

Попробуйте завести фотодневник и каждый день пополнять его несколькими фотографиями ярких моментов. Делайте это каждый день, и через несколько лет вы с самыми теплыми чувствами сможете пролистать его и вспомнить то важное, что произошло с вами за это время.

Поэтому чаще берите с собой фотоаппарат и фотографируйте! А для того, чтобы в нужные минуту ваш фотоаппарат был в хорошем состоянии, за ним надо грамотно следить. О правильной вы можете почитать на нашем сайте.