Планирование – это первоначальная разработка и последующее установление руководством компании системы качественных и количественных показателей ее развития, определяющих пропорции, темпы, а также тенденции развития этого предприятия не только в текущем периоде времени, но и на дальнейшую перспективу.

Различные виды планирования представляют собой основное звено хозяйственного механизма управления, а также регулировки любого производства. Административное управление, планирование и контроль над работой предприятия в заграничной практике определяются единственным понятием – «менеджмент».

Каким оно бывает?

Существуют разные виды планирования:

  • Балансовое.
  • Расчетно-аналитическое.
  • Экономико-математическое.
  • Программно-целевое.
  • Графоаналитическое.

Балансовое

Балансовые виды планирования обеспечивают установку непосредственной связи между нуждами в ресурсах компании, а также источниками их покрытия и разделами плана. К примеру, использование данной технологии предусматривает увязывание производственной программы с мощностями определенного предприятия, а трудоемкость выбранной производственной программы с численностью сотрудников. Квалифицированные сотрудники, за которыми закреплены различные виды планирования, должны составлять баланс рабочего времени, производственной мощности, а также энергетический, финансовый, материальный и еще множество других.

Расчетно-аналитическое

Такое планирование используется для того, чтобы детально рассчитать характеристики плана, а также проанализировать их динамики и факторы, которыми обеспечивается требуемый количественный уровень. В границах данного метода определяется изначальный базисный уровень наиболее важных показателей плана, а также возможные их изменения в процессе течения планового периода за счет количественного влияния основных факторов. Помимо этого, осуществляется также расчет индексов изменения плановых показателей в сравнении с базисным уровнем.

Экономико-математическое

Такие виды планирования предоставляют возможность детально разработать экономические модели зависимости определенных показателей, основываясь на определении изменения различных их количественных параметров в сравнении с наиболее важными факторами, а также дают возможность подготовить несколько вариантов плана, из которых впоследствии будет выбран наиболее оптимальный.

Графоаналитическое

Данный метод предоставляет возможность для того, чтобы представить результаты проведенного экономического анализа при помощи графических средств. Используя такие виды финансового планирования, можно определить количественную зависимость между различными сопряженными показателями. К примеру, таким образом определяется зависимость между темпами изменения фондовооруженности, фондоотдачи, а также производительности труда.

Сетевое

Сетевые виды финансового планирования представляют собой отдельную разновидность графоаналитического. При помощи специализированных сетевых графиков вы можете моделировать параллельное выполнение работ во времени и пространстве по различным сложным объектам. К примеру, сюда может входить разработка и освоение новых технологий, реконструкция определенного цеха и многое другое.

Программно-целевое

Программно-целевые виды планирования работы предоставляют возможность составления плана в виде отдельной программы, то есть определенного комплекса мероприятий и задач, которые объединяются между собой единой целью и приурочиваются к некоторым срокам. Характерной чертой программы в данном случае является то, что она нацелена на достижение каких-то определенных конечных результатов, а стержнем программы является основная цель, которая конкретизируется в целом ряде задач и подцелей. Цели уже достигаются конкретными исполнителями, которым предоставляются необходимые ресурсы.

Основываясь на ранжировании целей, уже формируется графа типа «древа целей», которое потом будет использоваться в качестве исходной базы для дальнейшего формирования системы показателей программы, а также отдельной организационной структуры управления.

Различия по срокам

Стоит отметить, что есть также и несколько разновидностей планирования в зависимости от сроков:

  • Текущее.
  • Перспективное.
  • Оперативно-производственное.

Перспективное

Перспективное планирование всецело основывается на построении прогнозов. Используя данную технологию, можно определить возможную перспективную потребность в каких-либо новых видах продукции, а также товарную и сбытовую стратегию компании на различных рынках сбыта. Помимо всего прочего, перспективные виды учебного планирования и других вариантов его реализации подразделяются на среднесрочное и долгосрочное в зависимости от того, на какой конкретно период времени делается прогноз.

Такой план отличается программно-целевым характером, то есть в нем определяется экономическая стратегия работы компании на достаточно большой период времени, учитывая границы действующих рынков сбыта, а также возможное освоение других рынков. Число показателей в данном плане является ограниченным, а его задачи и цели более конкретно указываются в среднесрочном плане.

Объектами, для определения которых используются основные виды деятельности планирования, чаще всего становятся организационные структуры, капитальные вложения, производственные мощности, потребность в определенных финансовых средствах, доля рынка и множество других. На сегодняшний день сроки исполнения планов не имеют какого-то обязательного характера, и достаточно большим количеством компаний осуществляется разработка долгосрочных планов сроком на 5 лет, в то время как среднесрочные выстраиваются приблизительно на срок от 2 до 3 лет.

Текущее

Текущие виды календарно-тематического планирования разрабатываются в качестве среднесрочного плана с подробным уточнением его показателей. В данном случае как структура, так и показатели годового планирования могут различаться в зависимости от того, какой именно объект рассматривается, вследствие чего они подразделяются на цеховые, бригадные и заводские.

Оперативно-производственное

Данный тип планирования предусматривает уточнение задания годового плана на более короткие промежутки времени, а также распределение цели по различным производственным подразделениям. Такой план используется в качестве средства обеспечения ритмичного выпуска продукции, а также осуществления равномерной работы предприятия и в конечном итоге доводит плановые задания до их непосредственных исполнителей. Оперативно-производственное планирование также подразделяется на диспетчирование, внутрицеховое и межцеховое. В качестве завершающего этапа используется так называемое сменно-суточное планирование.

Классификация

Есть достаточно большое количество признаков, по которым различаются различные методы планирования по формам, срокам, видам, а также еще множеству других признаков. С точки зрения обязательности принятия и последующего выполнения плановых заданий, планирование может подразделяться на два вида – индикативное и директивное.

Директивное

Директивные виды планирования деятельности отличаются обязательным принятием, а также последующим выполнением плановых заданий, которые определяются вышестоящей компанией для тех предприятий, которые находятся у нее в подчинении. Директивное планирование в течение длительного времени полностью пронизывало каждый уровень системы социалистического централизованного планирования, а также ограничивало инициативу каждой отдельной компании, но в современной рыночной экономике оно используется на уровне предприятий и применяется для того, чтобы разрабатывать их текущие планы.

Индикативное

Индикативное планирование представляет собой отдельную форму государственного регулирования производства посредством изменения тарифов и цен, ставок налогов, банковских процентных ставок, минимально возможного уровня заработной платы, а также целого ряда других показателей. Таким образом, можно перечислить достаточно большое количество характеристик, которые определяют индикативное планирование. Виды планов данного типа включают в себя задания, которые называются индикаторами.

Индикаторы – это параметры, в соответствии с которыми характеризуется состояние и последующее направление развития экономики и которые вырабатываются непосредственно органами государственного управления. В составе такого плана могут присутствовать также самые разные обязательные задания, но при этом их количество является довольно ограниченным, вследствие чего такой план является больше направляющим и рекомендательным. Использование данного планирования сегодня встречается на предприятиях в процессе разработки перспективных планов.

Перспективное

Как говорилось выше, основные виды планирования данного типа всецело основываются на прогнозировании, то есть оно представляет собой базис, фундамент этой технологии планирования, и в отличие от него всецело основывается на предвидении, которое строится на вероятностном, экономико-математическом, а также научно обоснованном анализе различных перспектив развития компании в ближайшем будущем.

Стратегическое

Стратегическое планирование ставит перед собой перспективные цели, а также предусматривает выделение средств для их достижения и определяет наиболее важные направления дальнейшего развития компании. Также, что не менее важно, такое планирование предусматривает формирование основной миссии предприятия, направленной на достижение его общей цели. Миссия детально рассматривает статус предприятия, а также обеспечивает точное направление и ориентирование для того, чтобы определить точные цели и стратегии на разных уровнях развития.

Тактическое

Тактическое планирование в отличие от двух указанных выше охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды, а также является направленным на максимально эффективную и быструю реализацию этих планов, конкретизированных в комплексе планов социально-экономического развития компании.

Битее-минирование

Эти виды календарного планирования представляют собой разновидность технико-экономического, но в условиях современной рыночной экономики его функции смогли значительно расшириться, вследствие чего оно превратилось полностью в самостоятельный вид планирования. Существует также еще целый ряд классификаций видов и форм планирования, включая реактивное, интерактивное, преактивное, инактивное и множество других.

Особенности финансового планирования

Финансовое планирование включает в себя определение всех доходов и направлений расходов финансов компании для обеспечения ее дальнейшего развития. В качестве основных целей данного процесса можно отметить установление соответствия между присутствием финансовых ресурсов у компании, а также потребностью в их наличии. Помимо этого, финансовое планирование обеспечивает выбор наиболее эффективных источников получения финансовых ресурсов и максимально выгодных возможностей их использования.

Финансовое планирование проводится посредством формирования самых разнообразных финансовых планов, содержание и назначение которых будет непосредственно зависеть от того, какие задачи ставит перед собой планирование и по отношению к каким объектам оно проводится. Финансовый план должен рассматриваться в качестве одной из реальных форм проявления распределительного характера финансов определенной компании, при этом стоит отметить, что финансовый план выступает в виде балансовых форм, группирующихся в них статьях доходов и расходов, которые планируются к получению и финансированию в определенный промежуток времени.

Степень детализации плана непосредственно будет зависеть от принятой в компании формы документов, при этом форма финансового плана вместе с технологией составления и технологией разработки показателей не является тождественной бухгалтерскому балансу.


Вопрос 1. Планирование: понятие, сущность, назначение, задачи. Виды планов. Основные этапы и методы планирования. Бизнес-план: понятие, сущность, назначение, структура.

Основой эффективной деятельности предприятий является планирование. Планирование -это разработка и обоснование планов экономического и социального развития предприятия и путей их реализации. Планирование позволяет обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, учитывая все внешние и внутренние факторы.

В условиях рынка центр тяжести планирования перенесен на уровень основного хозяйственного звена (предприятия). Предприятие самостоятельно определяет цель деятельности, объем и структуру деятельности, потребность в экономических ресурсах, методы и способы решения поставленных задач, осуществляет контроль за ходом их реализации.

Основными задачами планирования деятельности предприятия являются обеспечение финансовой устойчивости предприятия, достижение более высокой рентабельности по сравнению с рентабельностью конкурентов, увеличение объема оборота и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного использования ресурсов.

Планирование выполняет ряд функций:

Обеспечение сбалансированности хозяйственно-финансовой деятельности и всех структурных подразделений;

    обеспечение безопасности предприятия. При планировании учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума;

    внутрихозяйственная координация и интеграция различных сфер деятельности;

    создание условий для формирования ответственных, эффективных работников;

    осуществление эффективного контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.

Планирование деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность.

Принцип непрерывности планирования означает сочетание и взаимную увязку долгосрочных и краткосрочных планов. Планирование должно осуществляться постоянно, а долгосрочные планы должны корректироваться в ходе реализации текущих планов.

Принцип органического единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития.

Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений деятельности предприятия.

Выделение приоритетов предполагает необходимость определения в планах главных задач или направлений развития, требующих первоочередного решения и выделения средств, в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение планов в процессе их реализации с учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

Принцип оптимальности и экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана развития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.

Принцип контроля позволяет своевременно обнаружить недостатки в работе предприятия, предупредить возможные диспропорции развития, а также выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия.

Виды (формы) планирования и виды планов различают по содержанию и форме проявления.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Директивное планирование было присуще социалистической (командно-административной) системе народного хозяйства. В рыночных условиях оно может быть средством решения многих общенациональных задач, в частности в области охраны окружающей среды, обороны, структурной перестройки экономики и т. п. Директивное планирование имеет адресный характер, поэтому оно может использоваться на предприятиях при текущем планировании и принятии конкретных ре­шений.

Индикативное планирование в отличие от директивного планирования носит направляющий и рекомендательный, но необязательный для исполнения характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. На микроуровне оно, как правило, ис­пользуется при составлении перспективных планов развития предприятия.

2. По срокам, на которые разрабатываются планы, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Долгосрочное (перспективное) планирование осуществляется на период более пяти лет. Эти планы определяют долговременную стратегию экономического, социального, научно-технического развития предприятия. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование - это процесс предвидения, который основывается на вероятностном научном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

Оно позволяет определить различные варианты развития планируемого процесса и обосновать наиболее приемлемый вариант. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная функция управления. Это прогнозы социально-экономического развития, составляемые на уровне страны и отдельных регионов. На уровне предприятия могут прогнозироваться объемы продаж и их доля на рынке, требуемые капитальные вложения и другие показатели.

При среднесрочном планировании, планы разрабатываются на период от одного до пяти лет.

Текущее планирование осуществляется на год, включая полугодие, квартал, месяц, неделю (декаду), день. Текущее планирование является одним из инструментов реализации перспективных среднесрочных планов.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Оно представляет собой выбор перспективных целей и способов достижения этих целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации стратегических целей. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Объектами тактического планирования являются объемы продаж, затраты, прибыль и рентабельность, материально-техническая база, бюджеты предприятий и др.

Оперативно-календарное планирование - это конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование осуществляется при создании нового предприятия или освоении новых видов деятельности.

4. По сферам различают планирование:

    сбыта (на предприятиях торговли и питания - планирование объемов оборота);

    производства (на предприятиях питания - разработка производственной программы);

    персонала (потребность, подбор, подготовка, переподготовка, увольнение);

    потребностей (потребности в товарах, сырье, в материально-технической базе и т. д.);

    инвестиций, финансов и т. д.

По уровню управления выделяются планы предприятия в целом и планы структурных подразделений.

Для решения наиболее важных проблем разрабатывается программы. Общие программы разрабатываются для решения стратегических задач. Например, программа стимулирования труда работников, программа финансового оздоровления, программа развития материально-технической базы.

Планирование деятельности предприятия может осуществляться двумя подходами: ресурсным и целевым.

При целевом подходе плановые показатели деятельности предприятия определяются исходя из поставленной цели. Например, целью предприятия может быть получение прибыли. Исходя из этого определяются объем и структура оборота, затем потребность в использовании ресурсов (основных и оборотных средствах, численности работников), необходимых для достижения поставленной цели.

При ресурсном подходе основой разработки планов объема и результатов деятельности предприятия являются имеющиеся на начало планируемого периода экономические ресурсы.

Разработка планов предприятий торговли и питания осуществляется с использованием различных методов. Основные методы, применяемые при планировании деятельности предприятий, - это балансовый, нормативный, экстраполяции, экспертных оценок и экономико-математические методы.

Наиболее распространенными являются балансовый, нормативный методы и метод экстраполяции. Использование балансового метода позволяет обеспечить необходимые пропорции развития различных направлений и показателей деятельности предприятия. Для обоснования планов составляют­ся натуральные балансы, стоимостные, балансы рабочей силы и рабочего времени.

Натуральные балансы составляются в натуральных единицах (тонны, штуки, литры и т. п.). Например, на предприятиях питания составляют продуктовый баланс, на основе которого определяется потребность в сырье для производства собственной продукции.

Нормативный метод планирования основан на использовании различных норм и нормативов. Различают государственные экономические нормативы, межотраслевые, отраслевые и местные.

Государственные экономические нормативы - это ставки налогов, размеры налоговых пошлин, минимальный размер оплаты труда, нормы продолжительности рабочего времени и др.

Межотраслевые нормативы действуют в различных сферах и отраслях деятельности. Например, нормы эксплуатации и обслуживания оборудования, используемого в различных отраслях.

Отраслевые нормы применяются на предприятиях одной отрасли. Это нормы расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.

Местные нормы и нормативы разрабатываются непосредственно на предприятиях, если в силу специфики деятельности невозможно применение межотраслевых и отраслевых. Это нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания рабочих мест, нормы оплаты труда (сдельные расценки), нор­мы расходов на оплату труда, нормы амортизации основных средств, нормы товарных запасов (в торговле), сырья (на предприятиях питания) и др.

Метод экстраполяции может быть использован только при кратксрочном планировании. Суть этого метода состоит в перенесении выявленных устойчивых тенденций развития за предплановые периоды на будущий период.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.

Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.

Методологическое обоснование перспективного планирования воспитательного процесса содержится в трудах А.С. Макаренко. «Воспитать человека, – подчеркивал Антон Семенович, – значит воспитать у него перспективные пути». В своей педагогической деятельности и научно-методических публикациях великий педагог наглядно и убедительно показал большое значение выдвижения индивидуальных и групповых перспективных линий для развития личности ребенка и формирования детского коллектива. Под перспективой он понимал завтрашнюю радость, к которой стремится коллектив и его члены. Перспективы могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по продолжительности их достижения (близкая, средняя, далекая) и социальной ценности («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но каждая из них играет значимую роль в обеспечении личностного роста воспитанников. В контексте рассматриваемой нами проблемы становится очевидной педагогическая целесообразность не только оперативного, но и среднесрочного и долгосрочного планирования.
Теперь необходимо разобраться, какой вид планирования называется перспективным. Чаще всего его выделяют при классификации видов планирования в соответствии с длительностью планируемого периода. Перспективным, как правило, называют такой вид планирования, в ходе которого составляется план воспитательной работы на длительный промежуток времени. Названия плана и вида планирования в большинстве случаев совпадают, поэтому план, разрабатываемый в процессе перспективного планирования, именуют также перспективным.
Какой должна быть длительность планируемого периода, чтобы можно было вести речь о перспективном планировании? Существуют два наиболее распространенных варианта ответа на этот вопрос. Сторонники первого варианта ограничивают длительность планируемого периода одним годом. Перспективным они считают план воспитательной работы образовательного учреждения или классного руководителя на учебный год. Нам ближе вторая точка зрения о перспективном планировании, в процессе которого составляется план действий на более длительный промежуток времени – от двух до десяти лет. Мы согласны с мнением П.И. Третьякова, утверждающего, что «для упорядочения планирования можно придерживаться следующей системы планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные (на месяц); индивидуальные планы работы сотрудников на неделю». Вслед за этим специалистом педагогического менеджмента предлагаем классифицировать виды планирования воспитательного процесса в соответствии с критерием длительности планируемого периода таким образом:

  • текущее или календарное (до одного года);
  • среднесрочное (более года, но не более пяти лет);
  • долгосрочное (более пяти лет).

И сразу поясним, что среднесрочное и долгосрочное считаем перспективным планированием.
Наверное, не все педагоги, особенно практические работники, положительно отнесутся к нашему предложению существенно увеличить временной промежуток, на который необходимо планировать воспитательную деятельность. Сразу же в их сознании появятся контуры очередного документа, составление которого вскоре станет обязательным и потребует дополнительных затрат времени и сил. Мы, конечно, тоже выступаем против бумажного бума (бумаготворчества), охватившего в последнее время образовательные учреждения, но отчетливо понимаем, что за один год невозможно воспитать ребенка, развить личность, сформировать коллектив, создать воспитательную систему школы или класса. Для достижения таких целей требуется более продолжительный промежуток времени, и педагогические действия на этот период, разумеется, должны планироваться. Трудно себе представить учителя-предметника без образовательной программы на 4–7 лет, а встретить классного руководителя без перспективного плана можно, как будто воспитательный процесс осуществлять легче, чем обучение.
И нас радует, когда педагоги составляют свои авторские программы воспитания детей, или разрабатывают концепции воспитательных систем образовательных учреждений и их структурных подразделений, или готовят вместе с учащимися социально-педагогические проекты продолжительностью более года, используя такие методы планирования, как моделирование, программирование и проектирование. Это помогает обеспечивать на протяжении нескольких лет преемственность в воспитательном взаимодействии педагогов с детьми, делать процесс воспитания более продуманным, упорядоченным, результативным.
Но не только продолжительностью планируемого периода следует характеризовать перспективное планирование. Еще одной важной характеристикой является масштабность преобразований (новшеств), осуществление которых должно произойти в планируемый промежуток времени. В.С. Лазарев и М.М. Поташник называют три вида возможных новшеств в образовательном процессе:
1) локальное;
2) модульное;
3) системное.
Чаще всего стратегические преобразования модульного и системного характера выступают предметом перспективного планирования. Не случайно И.Н. Герчикова в учебном пособии «Менеджмент» рассматривает стратегическое и перспективное планирование в качестве синонимов.
Определив основные характеристики перспективного планирования, надо уделить внимание технологическим аспектам его применения в практике воспитательной работы. Главными инструментами педагога, составляющего перспективный план, являются моделирование, программирование и проектирование. Эти методы используются и в краткосрочном планировании, но наибольший эффект они приносят при разработке перспективных планов воспитания школьников.
В настоящее время еще не в полной мере выявлены общие, особенные и единичные черты названных методов, определена сущность каждого из них. Нередко научные и практические работники используют понятия «моделирование», «программирование» и «проектирование» как синонимы, поэтому в публикациях можно встретить выражения: «проектная модель», «проектируется программа», «моделируется проект» и т.п. На наш взгляд, такое употребление понятий не всегда является корректным, ведь между этими методами в процессе воспитательной
деятельности устанавливаются более сложные взаимосвязи, чем отношения сходства. Например, петербургские ученые Е.С. Заир-Бек и В.Е. Радионов справедливо рассматривают моделирование как средство и метод педагогического проектирования, с помощью которого:

  • проигрываются, сравниваются и оцениваются варианты возможных решений;
  • имитируются реальные процессы развития;
  • принимаются решения о выборе одного из альтернативных путей;
  • предъявляются проектные решения заказчику.

В публикациях В.С. Безруковой, М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Колесниковой моделирование выступает частью, этапом проектирования педагогических систем. В методическом пособии «Как создать программу воспитания в образовательном учреждении» И.В. Цветкова называет моделирование и программирование видами проектирования. Исследователь А.Н. Дахин обращает внимание на схожую логику и последовательность действий субъектов моделирования и проектирования. Не случайно практические работники затрудняются ответить на, казалось бы, простой вопрос: «Чем вы занимаетесь: моделированием или проектированием?»
Мы полагаем, что нельзя забывать и об отличиях моделирования, программирования и проектирования. К примеру, существуют два важных отличия между моделированием и проектированием: во-первых, с помощью метода моделирования формируются представления о прошлом, настоящем и будущем изучаемого явления, а проектирование ориентировано только на будущее состояние, на создание опережающей проекции предстоящей деятельности; во-вторых, моделирование предполагает обязательное установление связей аналогии между моделью и ее прототипом, а в проектировании возможно даже отсутствие этих связей (например, при использовании метода фантастических проектов), если создается то, что не имеет аналогов в настоящей реальности и не будет иметь их в будущем.
Перечисляя общие и отличительные черты методов перспективного планирования, следует заметить, что ученым еще предстоит более детальное и глубокое изучение сущности каждого из них, возможностей и условий применения в педагогической деятельности. Важную роль в этом могут сыграть успешные попытки практиков-экспериментаторов использовать моделирование, программирование и проектирование в процессе планирования и осуществления процесса воспитания детей.
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 1996.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1997.
3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4.
4. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2008.
6. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т. 5. – М., 1958.
7. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
8. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004.
9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. – М., 1997.
10. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995.
11. Цветкова И.В. Как создать программу воспитания в образовательном учреждении. – М., 2006.

Структура планов предприятия

Структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.

Вследствие того, что план - центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория разрабатывают свой план, который увязывается с общим планом предприятия. Сбалансированность внутрипроизводственных планов - одна из наиболее сложных задач планирования.

Предприятие имеет, на первый взгляд, несовместимый конгломерат различного рода структур: десятки цехов разнообразного профиля, отделов, лабораторий, сотни разноименных профессий, которые по горизонтали почти или совершенно не связаны между собой. Их усилия планомерно объясняются общей конечной целью. В плане поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период (рис.).

Параллельно действующие структуры, как правило, независимы друг от друга и не осведомлены о положении дел в смежных цехах и отделах. Они выполняют задание, указанное в плане, который и служит системой связи.

Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих правил:

    пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

    точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

    наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.

Разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала можно измерить, учесть и проконтролировать с помощью не одинаковых, а разнообразных показателей, методов организации и выполнения плана.

Отдаленные долгосрочные цели дважды подвергаются планированию - в долгосрочных и в оперативно управляемых планах. Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. в оперативном и текущем планах определяются задания разработчикам, сроки начала работ по этапам и даты их завершения. Далее из наличных ресурсов для обеспечения начатых работ выделяются необходимые средства, которые также подвергаются текущему планированию.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана, поэтому резко сужается число показателей и степень их точности.

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же как сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как на первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы.

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой систему планирования, которая объединяет в комплекс весь механизм управления предприятием (табл. 4).

Таблица 4

Организационно-иерархическая схема соподчиненности и кооперации планирования

Периодичность плана Форма заказа Структура показателей планирования Ответственные исполнители плана
Оперативно-
календарный
Заказы потребителей Подетально-натуральные нормы и нормативы Цехи, участки, бригады
Текущий Преимущественно заказы потребителеей Натуральные - по видам изделий, стоимостные - подробно, нормы и нормативы, трудовые - подробно Цехи, функциональные отделы, лаборатории
Среднесрочный Заказы потребителей, прогнозы Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы
Долгосрочный В основном прогнозы, частично заказы Укрупненная номенклатура изделий, объемы финансирования, доход Функциональные отделы, лаборатории, некоторые цехи
Стратегический Прогнозы Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность Отделы: маркетинга, технический, финансовый, капитального строительства

С течением времени цель дробится на отдельные конкретные задания: изготовление и доводка опытных образцов новой продукции, закупка необходимых материалов, инструмента, подготовка квалифицированных рабочих для работы на новом оборудовании и др.

После освоения производства новых изделий все мероприятия, связанные с их разработкой и подготовкой к производству, исключаются из долгосрочного плана. Новая продукция повторно включается в систему оперативно-календарного объекта не перспективного, а действующего производства, а на отдаленную перспективу намечается новая цель и весь процесс повторяется.

Взаимоувязка и взаимная корректировка при расхождении планов различных служб предприятия оперативно осуществляются на протяжении всего периода разработки и выполнения долгосрочного плана. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля, применяемых администрацией и бухгалтерией, достигается, как правило, лишь на завершающем этапе.

Переходя от долгосрочного плана, который разрабатывается на уровне функциональных отделов и администраций, к планам внутренних подразделений предприятия, решают детализированные задачи:

    определение заданий на период планирования и показателей планирования для каждого подразделения, выполняющего, как правило, лишь часть общего плана предприятия;

    выявление и устранение причин несоответствия внутренних планов между цехами;

    разукрупнение обобщенных показателей долгосрочных и среднесрочных планов предприятия при их описании в текущих и оперативно-календарных цеховых планах;

    распределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов между цехами, службами и видами работ и их перераспределение при обнаружении диспропорций.

Главная задача руководителей и специалистов - умело и правильно совместить требования, связанные с выполнением перспективных целевых задач, с текущими повседневными задачами предприятия. В этом залог долговременной успешной работы предприятия.

Технико-экономическое планирование – это планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий на определенный период (месяц, квартал, год). Основная форма – план экономического и социального развития предприятия на год. До перехода на рыночные отношения его называли техпромфинпланом, а в настоящее время – бизнес-планом.

Планирование экономической деятельности предприятия – это базовая часть всей системы отраслевого и народнохозяйственного планирования. В связи с тем, что предприятие – это базис, через который реализуются отраслевые планы и планы экономического развития государства, поэтому очень важно обеспечить качественную проработку всех показателей плана, учесть требования лесной политики государства, состояние и перспективы спроса и предложения на лесные товары.

По срокам действия планы подразделяются на перспективные (5, 10, 15, 20 лет) и текущие (месячные, квартальные, годовые). В этой связи различают перспективное и текущее планирование.

Перспективные планы в зависимости от срока их действия и степени детализации плановых показателей подразделяются на среднесрочные и долгосрочные.

Среднесрочное планирование осуществляется на период 1 – 5 лет. Оно может совмещаться с текущим. В этом случае составляется скользящий пятилетний план с детализацией показателей первого года пятилетки.

Долгосрочное планирование охватывает период 10, 15, 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию развития предприятий отрасли. В качестве примера можно назвать стратегический план развития лесного хозяйства Беларуси на период до 2015 года. Исходя из целей и задач отрасли, он показывает пути и методы их достижения и основные параметры развития.

Надежность и обоснованность перспективного планирования зависит от знания состояния экономики отрасли, проблем технического и социального развития и др.

На основе национальной стратегии, которая разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период, разрабатываются основные направления социально-экономического развития на 10-летний период с погодовой разработкой первой половины периода. В них определяются цели социально-экономического развития, пути и цели их достижения.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на 5-летний срок. В ней отражаются оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период, концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, макроэкономическая политика, инвестиционная и инновационная политика, внешнеэкономическая деятельность, социальная политика, проблемы экологии и охраны окружающей среды. Данные программы используются для разработки ежегодного прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу.



Годовой прогноз социально-экономического развития – исходная база для составления проектов республиканского и местного бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики государства.

Наряду с прогнозами социально-экономического развития важнейшую роль играют прогнозы научно-технического прогресса, в частности в лесном хозяйстве. На их основе определяются потенциальные возможности отрасли в отдаленной перспективе, изучается закономерности роста и развития лесных экосистем, динамика породно-возрастной структуры лесов, развитие спроса и предложения на продукцию и услуги лесного хозяйства, разрабатывается концепция развития.

Концепция – это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов их развития, общий замысел осуществления конкретного вида деятельности. Это основная идея и пути достижения поставленных целей, формы и характер производственно-хозяйственной деятельности.

Так концепция устойчивого развития лесного хозяйства до 2015 года предполагает совершенствование его организационно-экономических основ и повышение эффективности функционирования, развитие лесохозяйственных предприятий на принципах системности и самофинансирования, многоцелевого и рационального лесопользования при одновременном повышении природно-ресурсного потенциала.

Текущее планирование охватывает период до 1 года. Его результат –годовые, квартальные и месячные планы хозяйственной деятельности предприятий.

Стратегическое планирование определяет основные направления и параметры развития предприятия или отрасли на долговременную перспективу, исходя из основных целей и задач развития лесного хозяйства.

Тактическое планирование непосредственно связано с осуществлением отдельных этапов решения задач, предусмотренных стратегическим планом. В рамках тактического планирования составляется план экономического и социального развития предприятия, программа его производственной и социальной деятельности на планируемый период.

Оперативно-календарное планирование – это завершающий этап текущего планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Это внутрипроизводственное планирование, задачи которого – доведение плановых заданий до производственных подразделений и обслуживающих производств, цехов, лесничеств, технических участков, производственных бригад и рабочих мест на месяц, декаду, недель, день, смену.

Эффективное оперативно-календарное планирование позволяет обеспечить согласованную и слаженную работу подразделений и звений предприятий и на этой основе результативность экономики предприятия в целом.