У вас растет ребенок. Вы хотите, чтобы он был всесторонне развитым человеком. Рос физически здоровым, сильным, волевым, выносливым, терпеливым. А эстетическое воспитание, поможет развить у чада, умения воспринимать и ценить красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Понимая, важность второго, обязательно, введите в семейную традицию – чтение вслух, в течение дня и перед сном. Это очень важно, и не думайте о том, что ваш голос можно заменить аудиокассетой или просмотром мультфильма.

Чем полезно чтение в слух ребенку?

Живое общение родителей и детей – посредством чтения книги, это хороший обычай. Ведь, любовь к книге, закладывается с раннего возраста, и именно в семье. Вначале слушая, а потом и сами, читая, детвора, увеличивает свой словарный запас. От небольших звуков и слов, к предложениям, рассказам и пересказам, будет «расти» опыт ребенка. Если, при чтении, встретятся какие-то незнакомые слова, мама или папа объяснят их значение. А позднее покажут малышу, как можно найти, его значение, в «Толковом словаре».

Как правильно читать ребенку?

Старайтесь, все время, чтобы ребенок, пересказывал вам, прочитанное. Или, видите с ним диалог, посредством задавания вопросов, показывая, что вам очень интересны проблемы сказочных героев. Когда, ребенок подрастет, а час чтения, войдет в «не писанный семейный закон», читать вам, будет уже ваш, акселерат. Он, скажет спасибо вам за то, что посредством книги, помогли ему научиться общаться с людьми, повысили его грамотность, развили речевые навыки, научили красиво формулировать мысли.

С самых первых лет, когда малыш научится говорить, знакомясь с произведениями детских классиков: поэтов и писателей, у ребенка развивается память и мышление. Это, очень нужные составляющие для дальнейшей жизни ребенка. Они откроют перед ним широкие просторы возможностей. А, еще, разовьют и проявят фантазию, с сюжетами из жизни, одежды, пейзажей. А родители, развивая эти черты, будут показывать на глобусе или на карте мира, те страны, герои, которых представлены в произведениях.

Детишки, все быстро схватывают, и уже вскоре сами смогут вас удивить своими познаниями. Ребенок станет творческой личностью. Он, уж поверьте, каждую свободную минуту будет рисовать, иллюстрирующие все, что услышал, картинки. Мама с папой, а возможно, бабушки и дедушки поддерживая творческую личность, накупят различные материалы для проявления самых лучших художественных качеств. Краски акварельные и акриловые, фломастеры, карандаши, гелевые ручки, различные виды бумаги. А еще клей, кисти и прочее, что поможет « цветам жизни» развернуться.

У него появится уверенность, и повысится самооценка. Знайте, что чтение, и умение слушать защитит малыша от болезни Альцгеймера, т.к. мозг будет находиться в постоянном тонусе. А это большой плюс, когда хочется вырастить здорового малыша. Проводя с вами часы, или, хотя бы, минуты, когда вы читаете, а ребенок – засыпает, совсем скоро станет заметно, что у вашего птенца, понизилась возбудимость и раздражительность, улучшился сон.

Детишки радостно будут засыпать, и встать без скандала. Ребенок будет рад этим минутам, ждать этого времени суток. Он оценит, может, конечно, не сразу, но поймет, какой подарок, вы ему сделали, открыв перед ним весь необъятный мир художественной литературы. От самых первых строк, начиная со стишков и сказок, заканчивая былинами, повестями и романами.

Каждый вечер, ваш малыш, засыпая, будет счастливо улыбаться и думается, что эта радость будет оценена и вами. Ребенок быстро усвоит буквы и цифры, а может быть и начнет складывать слова из слогов, гораздо раньше, чем это нужно по возрасту. Все чаще и чаще он будет просить вас поиграть с ним « в школу».

Малыш, в семье – это большое счастье, которое, конечно же, требует много внимания, но чем больше вы вложите в него, тем больше вы получите отдачи. Любите своих детей, и они отзовутся вам тем же – вниманием и заботой.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Все родители мечтают, чтобы их дети росли умными, образованными и много читали книг. Однако, далеко не все родители сами любят читать, а потом удивляются, почему их ребенок отказывается от книг.

Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. У ребенка должна появится привычка к чтению и тогда в более старшем возрасте, он так же будет продолжать читать. Книги можно начинать читать ребенку еще с колыбели. Известно, что чтение в раннем детстве помогает ребенку развиваться и мыслить. Кроме того, чтение увеличивает словарный запас, развивает фантазию и кругозор, улучшает грамотность. Ребенок становится усидчивым.

Дети бессознательно сравнивают себя с главными героями книг и вместе с ними стараются пережить те или иные события. Поэтому книги стоит выбирать для ребенка внимательно, огромный выбор детской литературы вы найдете в сказочной библиотеке Хобобо http://www.hobobo.ru/stihi/ . При выборе книги учитывайте возраст и интересы ребенка, книга должна заинтересовать его.

Знакомить ребенка с книгами лучше с самого рождения. Книга - это очень важная форма общения между ребенком и родителями. Пока вы занимаетесь малышом (купаете, кормите и т.д.) рассказывайте ему небольшие детские стишки и сказки. Конечно, малыш еще ничего не понимает, но зато он прекрасно улавливает интонацию и звуки.

Когда ребенок научится сидеть, можно начинать уже знакомить его с книгами. Садитесь вместе, берите книгу и читайте с выражением, рассматривайте картинки. Такое общение создает тесную связь между вами, все внимание направлено на малыша, что очень важно для него. Он чувствует себя спокойно, что очень важно для развития психики.

Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать книгу с полки. Отвечайте на все его вопросы и объясняйте происходящее в книге. После прочтения, обсуждайте с малышом прочитанное: поступки героев, ситуации и т.д. Объясняйте малышу, что хорошо и что плохо. Познакомьте ребенка с такими словами как дружба, долг, любовь и т.д. Все это поможет развиваться ребенку как личность.

Не ленитесь, чтобы уделить ребенку немного времени. Конечно проще усадить ребенка смотреть мультики, но разве это заменит ему ваше внимание?

И еще несколько советов:

  • Обязательно читайте сами, свой пример лучше всего для вашего ребенка.
  • Выбирая или покупая книги, обязательно привлекайте к этому процессу ребенка.
  • Подарите ребенку книгу.
  • Пересказывайте ребенку прочитанные вами книги в детстве.
  • Читайте каждый день, хотя бы перед сном по 15 минут.

Мы все прекрасно осознаем важность чтения для детей. Оно не только увеличивает словарный запас ребенка, но и помогает ему понять, как нужно читать и писать, а также погрузиться в разные темы о мире и повседневной жизни. Поэтому задача родителей – научить ребенка читать и показать ему, что это интересно. Рассказываем о 10 преимуществах чтения своим детям, которые не сможет заменить ни один гаджет.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», – В.А. Сухомлинский .

Чтение маленьким детям помогает им добиться успеха

Чем больше вы читаете своим детям, тем больше знаний они поглощают, а знание важно во всех аспектах жизни. Есть много исследований, которые показывают, что чтение младенцам и малышам подготавливает их к школе и к будущей жизни в целом. В конце концом, когда вы читаете детям, они получают навыки чтения.

Важно, чтобы дети учились следовать за словами на странице слева направо, переворачивать страницы и так далее. Нам все это кажется понятным, но ребенок сталкивается с этим впервые, поэтому ему нужно показать, как правильно читать. Также важно привить ребенку любовь к чтению, поскольку это не только улучшает язык и грамотность, но и помогает ему во всех аспектах жизни.

Чтение развивает языковые навыки

Хотя вы можете разговаривать со своими детьми каждый день, словарный запас, который вы используете, часто ограничен и повторяется. Чтение книг гарантирует, что ваш ребенок будет сталкиваться с разной лексикой по разным темам, а это означает, что он будет слышать слова и фразы, которые не сможет услышать в повседневной речи. А чем больше слов ребенок знает, тем лучше. Для детей, говорящих на нескольких языках, чтение – это простой способ увеличения словарного запаса и развития свободного владении языком.

Чтение тренирует мозг ребенка

Чтение для маленьких детей влияет на их мозговую деятельность и может дать им тот импульс, который необходим им для поддержки и развития навыков чтения в раннем возрасте. Исследования показывают, что определенные области головного мозга начинают работать лучше, когда ребенку читают книги с раннего возраста. Эти области имеют решающее значение для развития речи ребенка.

Чтение повышает концентрацию ребенка

Можно подумать, что читать бесполезно, если малыш хочет просто перелистывать страницы и смотреть картинки, однако даже в очень раннем возрасте очень важно привить ребенку усидчивость во время чтения. Читайте своему ребенку каждый день, чтобы он научился концентрироваться и сидеть неподвижно в течение длительных периодов времени. Это поможет ему позже, когда он пойдет в школу.

Ребенок обретает жажду знаний

Чтение провоцирует вашего ребенка задавать вопросы о книге и информации в ней. Это дает вам возможность говорить о том, что происходит, и использовать это как опыт обучении. Ребенок также может проявлять интерес к различным культурам и языкам, он становится любознательным, у него появляется больше вопросов, на которые он хочет получить ответы. Родителям приятно видеть ребенка, который любит учиться.

Книги дают знания на разные темы

Важно предоставлять своему ребенку книги по разным темам или даже на разных языках, чтобы у него был широкий спектр информации для изучения. Существуют самые разные книги с самой разной информацией: научной, архитектурной, культурной, книги о животных и т.д. Также есть книги, которые могут научить детей жизненным навыкам, таким как доброта, любовь, общение. Представляете, сколько всего можно дать ребенку, просто читая ему такие книги?

Чтение развивает воображение и творчество ребенка

Одно из самых больших преимуществ чтения детям – наблюдать их растущее воображение. Во время чтения они представляют, что делают персонажи, как они выглядят, как говорят. Они представляем себе эту реальность. Увидеть волнение в глазах ребенка, когда он ждет, что же случится на следующей странице – это одна из самых удивительных вещей, которые можно испытать родителю.

Чтение книг помогает развить эмпатию

Когда ребенок погружается в историю, в нем развивается чувство сострадания. Он идентифицирует себя с персонажами и чувствует то, что чувствуют они. Так дети начинают испытывать эмоции, понимать их, у них появляется сочувствие и сопереживание.

Книги – это разновидность развлечений

С такими технологиями, какие есть в наши дни, трудно не использовать гаджеты для развлечения своего ребенка. Телевизоры, видеоигры, смартфоны и приложения очень популярны среди детей, есть даже специальные программы для обучения. Тем не менее, чтение хорошей книги, которая заинтересует вашего ребенка, может быть столь же интересным и даже более полезным. Подумайте о последствиях, которые влечет за собой проведенное у экрана время, и выберите книгу, которая будет интересна вашему ребенку. Кстати, дети с большей вероятностью выберут книгу для удовлетворения своей потребности в развлечении, когда им скучно, чем что-либо другое.

Чтение помогает сблизиться с ребенком

Нет ничего лучше, чем обниматься со своим малышом в постели, читая ему книгу или рассказ. Вы проводите время вместе, читаете и разговариваете, а это может сблизить вас и создать между вами прочную доверительную связь. Для родителей, которые работают или ведут активный образ жизни, расслабление вместе с ребенком и просто наслаждение компанией друг друга – лучший способ отдохнуть и сблизиться со своим малышом.

Чтение ребенку имеет огромное количество преимуществ, поэтому родители должны уделять особое внимание этому, чтобы помочь ему добиться успехов в будущем.

Екатерина Романова

Правда, в Советском Союзе исследований PISA вообще не проводилось. Так что мы не можем сравнить результаты того времени с нынешними. У нас вообще никогда не проводилось серьезных исследований, связанных с детским чтением, поэтому мы не можем объективно судить о его динамике. И все наши катастрофические настроения обычно имеют под собой один аргумент: мы читали с фонариком под одеялом, а наши дети не читают.

И наши способы «спасения культуры» примерно такие же. Мы наказываем ребенка за «нечтение» (лишаем его возможности играть на компьютере) и поощряем за послушание: дочитал книжечку? Умница! Выделяю тебе лишний час на те же самые игры. Мы выдумываем лукавые ухищрения с запретными плодами: эту книжку тебе читать еще рано, поэтому я ее вот сюда, повыше поставлю - видишь, куда? Мы надоедаем ребенку своим брюзжанием, что он недостоин быть нашим сыном (дочерью), в отличие от Вани из пятого подъезда, который вон сколько читает - прямо как мы в детстве! Мы даже готовы купить своему ребенку какой-нибудь хитрый фонарик, чтобы он наконец залез с ним под одеяло.

И иногда нам кажется, что мы достигаем какого-то результата…

Я, по крайней мере, так долго думала.

В течение почти двадцати лет своей работы в школе я чего только не придумывала - демократическое, тираническое, бюрократическое, - вынуждая своих учеников читать.

И мне все время казалось, что я наконец нашла - вот он, золотой ключик, который откроет заветную дверцу в страну читающих деток.

Но недавно на книжной ярмарке в Красноярске я встретила своего любимого ученика - из тех, кого я считала читающим ребенком. Он приехал на ярмарку с проектом «Интерактивная книга» и в доверительной беседе объяснил мне, что ключик к чтению есть: надо просто отказаться от книги в классическом понимании этого слова. Книга должна стать чем-то средним между компьютерной игрой и проводником в социальную сеть. И если я не желаю этого признавать, то являюсь «устаревшей моделью человека», отрицающего неотвратимость технического прогресса. Что я вообще так ношусь с этим чтением? Среди нечитающих тоже есть приличные люди. И ничуть они не глупее читающих. Наоборот - умнее, ведь среди них очень много компьютерщиков, программистов. И жизнь у них очень даже нормальная - не то что у меня. (Это, признаться, сильный аргумент.)

Иными словами, возникают вопросы.

И прежде чем искать ключик, надо, видимо, сначала ответить на вопрос: а зачем нам надо, чтобы ОНИ читали?

По отношению к детям разного возраста ответ будет звучать по-разному.

Малыши читают не сами. Малышам читают. И это - одно из основополагающих условий развития: чтение формирует детскую речь. А речь - основа мышления.

В частности - логического мышления. Любой педагог всегда с первого взгляда отличит ребенка, которому читают, от ребенка, которому не читают, - по тому, как он умеет сосредотачиваться, удерживать внимание, слушать и слышать, понимать. Когда ребенок слушает книжку, он слышит не просто речь, а книжную речь. Книжная речь существенно отличается от речи устной. Она гораздо сложнее устроена, так как не связана с конкретной ситуацией общения, т.е. не дополняется визуальным восприятием собеседника, мимикой и жестикуляцией. Она оперирует гораздо большим количеством слов, чем устная речь, и ее всегда отличают более сложные грамматические конструкции. А грамматика (способы построения высказывания, способы связывать слова, то есть формальные структуры языка) отражает способы человеческого мышления.

По отношению к ребенку начальной школы нам тоже довольно легко объяснить, зачем учить его чтению и побуждать читать книжки. Чтение было и остается базовым навыком обучения. Это, прежде всего, инструмент для извлечения информации.

Казалось бы, что можно еще добавить? Тренируй ребенка на технику - и получишь то, что хотел.

Но вот читает наш четвероклассник со скоростью 150 слов в минуту. И вроде нет у него никаких проблем с пониманием учебных текстов. А книги художественные он как не читал, так и не читает. И это нас почему-то сильно расстраивает - несмотря на его показатели техники чтения.

Когда-то я обсуждала эту проблему со своими третьеклассниками. (Я с ними много чего обсуждала.) Я спросила, как они думают: зачем человеку читать?

Мы довольно быстро пришли к выводу, что старая формула: «Читать, чтобы много знать» (которая работала в прежние времена, когда нынешние учителя сидели с фонариками под одеялами) - отпадает. Сегодня получать нужную информацию можно из других источников. В частности - из научно-популярных фильмов. «Чтобы умнеть» - причина более веская. Мы решили, что читать сложнее, чем смотреть, и значит, чтение сильнее заставляет нас напрягаться - тренирует наше внимание, восприятие. Мы ведь во время чтения и «расшифровкой» знаков занимаемся, и одновременно должны представлять себе, какие образы и понятия стоят за словами и выражениями.

Но тогда можно было бы ограничиться чтением энциклопедий и научных книжек. А художественное зачем? Если только для развлечения - это кажется странным. Зачем развлекаться таким сложным образом, когда можно кино посмотреть?

Я помню, они сильно думали, мои третьеклассники. И кто-то один сказал: во время чтения я всегда представляю себя кем-то из героев. Когда я читаю, то могу быть и принцессой, и крокодилом. А в жизни я так не могу.

Я воскликнула: вот оно! Именно так считали большие ученые. Великий психолог Лев Выготский, который жил в прошлом веке, написал, что искусство позволяет человеку в воображении проживать разные жизни и дает ему опыт, которого он никогда бы не смог получить в реальности. Благодаря книгам мы действительно можем побыть и принцессой, и крокодилом. И в результате мы понимаем, как сложно устроен мир и как сложно устроен человек.

Вот ради этого - ради понимания человеческой сложности - мы и должны читать книги. Чем больше людей это понимает, тем меньше ужасных действий совершается вокруг нас.

Что дает чтение ребенку вслух

Я хочу сказать, что не вижу других серьезных причин бороться за детское чтение. Но эта причина кажется мне достаточно веской.

Однако это не значит, что следом за ответом на вопрос «зачем читать книги?» сам собой придет и ответ на вопрос «как побудить читать?».

Хуже того, я думаю, что универсального ответа на этот вопрос не существует. Не существует какого-то единственного и безошибочного метода, который позволил бы нам вырастить читающего ребенка. Читающим ребенок (как и взрослый) становится в результате множества разных внутренних причин и внешних обстоятельств.

Зато точно известно, что можно делать, чтобы книга вошла в детскую жизнь.

Это не бог весть какое открытие. Мы все этим занимались и занимаемся. Но это надо было обосновать рационально. И сделали это «проклятые» американцы в 80-х годах ХХ века. Они раньше нашего пережили появление видеомагнитофонов «в каждой семье» и собственных телевизоров у детей и зафиксировали падение интереса к чтению. Это было еще до появления персональных компьютеров. Но их тревоги были основаны не на субъективных наблюдениях, фиксировавших исчезновение фонариков в детских спальнях, а на масштабных исследованиях. В 80-е годы в США ежегодно запускалось по 1200 исследовательских проектов, темой которых становилось детское чтение.

В 1983 году американцы создали Комиссию по чтению, которая в течение двух лет изучала результаты исследований и к 1985 году подготовила объемный доклад под названием «Стать читающей нацией» («Becoming a Nation of Readers»).

В этом докладе был сформулирован важнейший тезис: «Единственным наиболее важным фактором, необходимым для успешного чтения, является чтение детям вслух». За этим докладом последовали «эксперименты». К примеру, в одной из школ Бостона приглашенный энтузиаст стал каждую пятницу приходить в шестой класс и читать детям вслух. Через год учебные показатели этого класса заметно улучшились, а через два года взлетели вверх. Еще через год учащиеся класса имели наивысшие показатели по чтению в Бостоне, и образовалась огромная очередь из желающих попасть в эту школу.

В штате Коннектикут на работу пригласили шесть внештатных учителей-чтецов, которые три раза в неделю по 20 минут читали ученикам четвертых-шестых классов в разных по уровню школах. В результате у учеников возникла потребность в самостоятельном чтении. (Нечто похожее описал в своей книге «Как роман» французский педагог и писатель Даниэль Пеннак.)

Власть книги и чтение вслух как миссия

Конечно, и чтение детям вслух не может считаться панацеей от всех бед. Но это то, что в наших силах. И по отношению к детям любого возраста верно то, что было сказано о чтении маленьким детям: даже если ребенок сам и не станет читать, то, что ему прочитали, войдет в его культурный багаж.

Понятно, что начинать читать вслух подросткам уже поздновато (хотя и небесполезно, как показывает опыт Пеннака и Стивена Льюэнберга из бостонской школы). Правильнее начинать читать ребенку, когда он еще совсем маленький. И начинать с пониманием, что это важнейший из видов общения с ребенком.

Ребенок еще не умеет читать сам. Взрослый, этим умением обладающий, выступает в роли медиума, посредника между книгой и ребенком, заменяя собой невидимого собеседника (автора). Родителя в момент чтения можно уподобить Моисею, спустившемуся с горы Синай с Книгой, осиянной высшим светом. Здесь наша культурная роль безусловна, наше воздействие зримо, наши средства обладают испытанной силой.

Взять хотя бы привычную для нас форму книги. Это гениальное изобретение человечества, сродни колесу. Книга в форме кодекса - четырехугольных пергаментных страниц, вложенных между деревянными дощечками, - появилась во II веке до нашей эры и постепенно вытеснила глиняные таблички и свитки. С тех пор менялся материал для изготовления страниц, способ украшения книг, было изобретено книгопечатание, - а форма книги осталась неизменной.

Книга-кодекс обладает способностью структурировать общение в пространстве и во времени. Она, к примеру, диктует вам, с какой стороны посадить ребенка. Вы посадите малыша справа от себя - так чтобы ему было удобно следить за открывающимися страницами с картинками. (Если вы читаете не одному, а нескольким детям, то справа вы наверняка посадите того, кто нуждается в наиболее комфортных условиях и телесном контакте с вами - скорее всего, младшего.)

Открывая книгу, вы примерно знаете, сколько времени потратите на чтение: главы, части, небольшой сказки или стихотворения.

Вам гарантировано качественное содержание общения. Не говоря о том, что в момент чтения вы с ребенком оказываетесь в поле общих переживаний.

Во время чтения ваш голос больше, чем просто голос. Как уже говорилось, вы позволяете автору говорить вашим голосом. Но, кроме того, вы еще и «разворачиваете» авторский голос в сторону ребенка. Благодаря вам автор обращается не к собирательному образу «благодарного потомка», не к читателям «вообще», а к конкретному, вашему ребенку.

А личная обращенность - важнейший фактор развития.

Психологи сделали интересное наблюдение: в группах раннего возраста, которые посещают дети, не достигшие трех лет, невозможно сказать: «Дети! Подойдите скорее ко мне!» Дети не отреагируют. Нужно непременно каждого назвать по имени: «Ванечка, подойди ко мне скорее! Машенька, иди сюда!»

Ситуация прямого личностного взаимодействия ребенка со взрослым первична по отношению к собственно речевому общению, предопределяет саму возможность развития речи. Поэтому, например, речь «техническая» (записанная на магнитофон, звучащая из телевизора и т.д.) никак не сказывается на речевом развитии малыша раннего возраста. Если вы установите в Доме малютки магнитофон, и он будет петь по 10 часов кряду колыбельные песни или что-нибудь говорить, это никак не отразится на психическом развитии несчастных младенцев.

Конечно, ребенок постарше будет с удовольствием слушать и детские передачи по радио, и аудиокниги. Но слушание технически воспроизведенной речи возможно и целесообразно только в уже «разработанном» пространстве речи. И оно, конечно же, не может полностью заменить живого, личностно обращенного чтения.

Личностная обращенность в передаче информации сохраняет свою значимость на протяжении всей жизни человека. Именно поэтому, например, индивидуальные занятия с педагогом по какому-нибудь предмету (и особенно - занятия языком) более эффективны, чем групповые. Именно поэтому так важно, чтобы у подростков был человеческий контакт с педагогом и т.п.
Поэтому, видимо, и чтение детям вслух в любом возрасте оказывается действенным механизмом развития.
Поэтому ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ВСЛУХ.
Это не означает, что чтение вслух - простое и легкое дело. Особенно в ситуации общения с подростками (тут тоже можно вспомнить Моисея).
Но, мне кажется, для начала важно сжиться с идеей.

Марина Аромштам

Информация об исследовательских проектах по детскому чтению в США и о докладе «Becoming a Nation of Readers» взята из статьи известного американского педагога Джима Трилиза «Новое руководство по чтению вслух» (перевод с английского Н. Гончарук», сборник материалов «Чтение с экрана и «на слух»: опыт России и других стран» - М.: «Русская библиотечная ассоциация», 2009)